Молитва на освящение плодов нового урожая

Обновлено: 05.10.2024

Всех православных сердечно поздравляю с великим и радостным праздником Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Сергиевский казачий храм г.Белгород. Протоиерей Василий Сергиенко.Молитва на освящение полодов нового урожая

Сергиевский казачий храм г.Белгород. Протоиерей Василий Сергиенко.Молитва на освящение полодов нового урожая

19 Августа 2011 года в день Праздника Преображения Господня , отец Николай собрал всех своих многочисленных детей, внуков и правнуков изо всех концов России, на последний в его жизни престольный праздник ,на последнюю совершенную им на земле литургию и проповедь.

Папа сказал последнюю в своей жизни проповедь , эти глубокие, прочувствованные слова были его "лебединой песнью" . Привожу здесь ссылку этой проповеди записанной на видео в ютубе

Через месяц 18 сентября 2011 года отец Николай после таинства Соборования и причащения Святых Христовых Таин , мирно отошел ко Господу.

В этом 2021 году 18 сентября, исполняется 10 лет со дня блаженной кончины протоиерея Никлая Васильевича Сергиенко!

Молитва на благословение иконы спасителя

Молитва на благословение иконы спасителя СЫЙ БОЖЕ ОТЧЕ, Вседержителю покланяемый, достойно есть яко воистинну, и праведно, и лепо великолепию святыни Твоея Тебе кланятися и Тебе славити, Единаго воистинну Сущаго Бога; безначальне, непостижиме, неописанне, неизменне,

Молитва на благословение винограда

Молитва на благословение винограда Диакон: Господу помолимся.Хор: Господи, помилуй.МолитваБоже, Спаситель наш, благоволивший виноградом наречь Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и через Него плод бессмертия нам даровавший! Сам и

Молитва о приносящих начатки овощей

Молитва о приносящих начатки овощей Влады?ко Го?споди, Бо?же наш, Твоя? от Твои?х приноси?ти Тебе? по предложeнию комyждо повеле?вый, и ве?чных Твои?х благ воздая?ние сим дaруяй, и?же вдовы? по си?ле приношeние благоуго?дно приeмый, приими? и ны?не принесе?нная от раба? Твоего? [или

Молитва на благословение стада.

Молитва на благословение стада. «Владыка, Господи Боже наш. Имеющий власть над каждым творением! Тебе мы молимся и Тебя просим: как благословил Ты и умножил стада патриарха Иакова, так благослови и этот скот стада Твоего раба (имя) и, размножая это стадо, сделай его

Молитва на благословение гумна.

Молитва на благословение гумна. Господи Боже наш, Источник благ! Ты, по Своему милосердию и благости, повелевший земле произрастить плод, Сам благослови и умножь это гумно и плоды, собранные и принесенные Твоими рабами, а их кладовые наполни всяким добрым плодом, пшеницей,

Молитва на благословение сетей.

Молитва на благословение сетей. «Господи Иисусе Христе Боже наш, насытивший пять тысяч пятью хлебами и двумя рыбами и от избытка их давший возможность набрать еще множество оставшихся кусков! Ты Сам, Всесильный Владыка, по молитвам. Преблагословенной, Славной Владычицы

Молитва на благословение стада

Молитва на благословение стада Владыко Господи Боже наш, власть имеяй всякия твари, Тебе молимся, и Тебе просим, якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих раба Твоего (имя), и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящи, и избави е от

Ритуал предложения первых плодов (26:1-11)

Ритуал предложения первых плодов (26:1-11) Когда израильтяне вступят во владение Обетованной землей, им надо будет исполнить два ритуала. Поскольку законоположение о принесении десятины в каждый третий год уже было дано, представляется, что эти два ритуала, сопутствовавшие

Приношение первых плодов и десятины

Приношение первых плодов и десятины 1 Когда ты придёшь в землю, которую Вечный, твой Бог, даёт тебе в наследие, завладеешь ею и поселишься в ней, 2 то возьми все первые плоды, которые ты вырастишь на земле, которую Вечный, твой Бог, даёт тебе, и положи их в корзину. Затем иди на

О празднике Первых плодов

О празднике Первых плодов 26 И в день приношения первых плодов, когда приносите вы Господу первый хлеб нового урожая, в ваш праздник Недель, тоже созывайте священное собрание; никакой повседневной работой не занимайтесь. 27 Приносите в жертву двух молодых быков, одного

Приношение первых плодов и десятины

Приношение первых плодов и десятины 1 Когда ты придешь в землю, которую Господь, твой Бог, дает тебе в наследие, завладеешь ею и поселишься в ней, 2 то возьми все первые плоды, которые ты вырастишь на земле, которую Господь, твой Бог, дает тебе, и положи их в корзину. Затем иди

Молитва на благословение артоса.

Молитва на благословение артоса. (После заамвонной молитвы на литургии артос поставляется перед Царскими Вратами). «Боже Всесильный, Господь Вседержитель! Повелевший рабу Твоему Моисею, при выходе Израиля из Египта и освобождения Твоего народа от тяжкого рабства

Молитва на благословение винограда

Молитва на благословение винограда (6 Августа) „ Господи, благослови этот новый виноградный плод, при ясной погоде, чрез благорастворение воздуха и дождевые капли, по Твоему благоволению созревший к этому времени, чтобы он и его сок послужил нам вкушающим и веселием, и

Молитва на благословение первых плодов.

Молитва на благословение первых плодов. «Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому добровольно приносить Тебе Твое из Твоего и подающий за это в вознаграждение Твои вечные блага! Как принял Ты приношение вдовы, так и ныне приими от Твоего раба (имя) принесенное Тебе,

Молитва на благословение детей

Молитва на благословение детей Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего Креста Твоего.(Осенить крестным

Текст молитвы на освящение плодов на Преображение. Как зарождалась традиция обряда. Что написано в Ветхом и Новом Заветах об освящении начатков. Праздник Преображения народом именуется Яблочным Спасом. В Преображение принято нести на алтарь церкви яблоки. Только после освещения первых фруктов остальной урожай считается чистым и пригодным для пищи. Спасом он называется в честь Преображения Господа и Спаса Иисуса Христа.

Традиция освящения плодов на Преображение

С начала формирования жизни на Земле все живое было добрым и непорочным. Не было нужды дополнительно освящать что-то, так как Божье благословение было доступно людям без условий.

Ветхий Завет об освящении плодов

Всевышний создал природу на службу человеку. Весь ее урожай должен был служить для добра, блаженства, здоровья. Однако природа стала проявлять неприкрытую враждебность. Ее дары стали причиной смерти и заболеваний. Стихии стали отравлять произрастающие на земле продукты питания. Это было неотвратимое проклятие Божье. Грех первозданного человека накрепко связывался с любым предметом, с которым он соприкасался.

На основании этих причин Ветхим Заветом было предписано проводить обряд приношения. То есть первые плоды (сноп, хлеб из нового зерна, фрукты и овощи) обязательно следовало нести к священнику, который будет молиться о благословении начатков перед Всевышним Владыкой. Его благоволение означало, что верующий с этого момента может вкушать результаты своего труда. Фрукты для освящения полагалось снимать поутру. Желательно, чтобы на их кожице оставались капли росы.

Обряд освящения также является благодарностью Господу. Потому что лишь от него исходит все доброе даяние.

молитва на освящение плодов на преображение

Освящение плодов в Новом Завете

Многие знаменательные обычаи перекочевали из Старого Завета к новозаветным богослужениям. Вот и освящение первого плода стало традицией. Для него определили праздник Преображения. Из Соборных и Апостольских постановлений становится понятно, что христианская религия этот обычай соблюдает с незапамятных времен. Приносить к алтарю церкви первые плоды любого съедобного растения определено правилами:

  • Апостольским;
  • Трулльского;
  • Гангрского;
  • Карфагенского соборов.

Освященные в церкви начатки делали безопасным и остальной урожай данной культуры. Например, первая гроздь, первое яблоко, принесенные в церковь и освященные, делали дозволенным использование всего урожая.

Уставы Ветхого и Нового Заветов, как начатки, рассматривают ягоды винограда. Ко дню Преображения они достигают зрелости. Поэтому могут благословляться к дальнейшему употреблению. Для территории, где виноград не произрастает, как первый начаток используют яблоки. Праздник называется Яблочным Спасом.

молитва на освящение плодов на преображение

Текст молитвы на освящение плодов в церкви

Сам текст молитвы на освящение плодов на Преображение читается после праздничной литургии и звучит так:

Таким образом, благословенная Господом природа приносит ему дары.

Важно! На Яблочный Спас на освящение несут любые начатки. Нужно помнить, кого следует за них благодарить.

молитва на освящение плодов на преображение

Что дает освящение начатков

Для Православной церкви день освящения плодов – 19 августа. Символическое значение события в том, что на Преображение Господь показывает обновления, произошедшие после его Воскресения. Вместе с ним все верующие присоединятся к общему воскресению.

Так как природа испытала разлад из-за грехов человека, ей тоже необходимо обновиться через Божью благодать. Молитва снимает с начатков печать греха, благословляет и освящает их. Плоды становятся чистыми, пригодными для человека. Доставляют ему наслаждение, приносят благодать.

молитва на освящение плодов на преображение

Что делать, если первые яблоки поспели раньше праздника

К слову сказать, не все плоды поспевают именно к празднику Преображения. Например, летние сорта яблок созревают еще к середине лета, а поздние наливаются только поздней осенью. Но во всех случаях следует благодарить Господа за дары. До разрешенного праздника есть их не желательно. Можно использовать для приготовления сока или засушить. При этом церковь велит не осуждать тех, кто не придерживается правил.

Хотя в этом вопросе есть некоторое послабление. Священники считают возможным приносить плоды для освящения по мере их созревания. Главное после этого – поблагодарить Владыку за урожай.

На Яблочный Спас все верующие приносят в храм съедобные плоды. Их разнообразие так велико, что храм напоминает райский сад. Божье благословение через освящение возвращает человека в те времена, когда он был чист перед Богом. Мир любви и благодати вновь воцаряется в душах верующих. Возрождается и очищается жизнь. Все, от человека до последнего растения, посвящается Богу.


19 августа православные христиане празднуют Преображение Господне.

В христианстве сохранилась традиция освящать на Преображение плоды нового урожая. На Руси по традиции это были яблоки. Церковь благословляет их, потому что благословляет всякий честный труд человека, но кроме того, освящение даров природы именно в день Преображения имеет глубокое символическое значение.

Откуда пошли эти традиции и насколько они связаны с сутью самого торжества?

Почему на Преображение освящаются яблоки, виноград и прочие плоды


Полное название праздника – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник.

Преображение Господне в народном календаре славян – один из первых праздников урожая.

До Преображения практически повсеместно запрещалось употреблять в пищу плоды нового урожая: яблок, многих овощей, винограда и др.

В день праздника хозяева приносили в церковь колосья пшеницы и семена нового урожая; над ними читались молитвы; их кропили святой водой. К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.


Обычай освящать плоды — древний.

Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. Правиле:

Считали, в частности, что св. Петр трясет в раю яблоню, потом собирает души умерших детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушала запрет, ее ребенок лишался яблока, поэтому запреты этого дня наиболее строго соблюдались матерями, у которых когда-либо умерли дети. После освящения яблок в церкви ими разговлялась вся семья.

У южных и западных славян Преображение считался днем, с которого начинался сбор винограда; после освящения винограда в церкви его разрешалось употреблять в пищу.

Освящение плодов 6 (19) августа имеет еще и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой Неделе человек утверждается церковным благословением плодов.

Кроме яблок и винограда, в церковь берут груши, сливы, персики, овощи, хрен, соль и хлеб. В корзинку можно положить мед, полевые цветы и пучок колосьев ржи и пшеницы, таким образом прославляя богатство природы.

Нельзя брать с собой для освящения мясные блюда, алкоголь, деньги и другие материальные ценности.

Молитвы на благословение первых плодов и овощей


На праздник была установлена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, хотя этот обычай не связан с богословской и исторической основой церковного праздника.

Молитва на благословение первых плодов и овощей

Молитва над всяким плодом


В начале все создания Божии были “добры зело”, так как на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его “Да будет”. Тогда всему на земле было заповедано пребывать без особых освящений.

Но первозданный человек преступил заповедь Божию и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятье Божие нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: “Проклята земля в делах твоих” (Быт. 3,17).

Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, “покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее” (Рим. 8,20), то есть все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке – человеку вещественные средства к блаженству, – эта природа сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные следствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.

В Ветхом Завете богоизбранному народу было заповедано приносить начатки плодов – первый сноп жатвы в праздник Пасхи и два первых хлеба в день Пятидесятницы, над которыми священник совершал обряд возношения. Об этом говорится в таких словах: “Принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение… от жилищ приносите два хлеба возношения… как первый плод Господу” (Лев. 23, 10, 11, 17). Кроме того, ветхозаветный верующий мог употреблять в пищу все произведения земли своей: овощи, масло, мед и другие плоды лишь после того, как посвятил начатки их (первый урожай) Господу. В книге Исход говорится: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего” (Исх. 23, 19). Этот обряд знаменовал собой не только освящение плодов, но этим выражалась также благодарность Господу, от Которого исходит “всякое даяние доброе и всякий дар совершенный” (Иак. 1, 17). В книге Левит мы читаем: “Никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши” (Лев. 23,14).

В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. “Если хочешь, сделаем здесь три кущи”, – говорит апостол Петр Господу Иисусу Христу. Эту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов.

Церковным уставом было заповедано христианам приносить в храм виноградные плоды для благословения в праздник Преображения Господня, то есть тогда, когда наступает полная зрелость этих плодов. На Руси, на большей части территории которой виноград не растет, в храм на Преображение приносятся преимущественно яблоки, груши, уже вполне созревшие к этому дню. Отсюда и народное название этого праздника – “яблочный Спас”.

Смысл освящения плодов на Преображение

Освящение плодов 6 августа имеет таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие.

Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.

Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрел по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.

Обычай освящать плоды — древний. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю еще в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего” (Исх. 23, 19); “Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику” (Лев. 23, 10); “Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих” (Притч. 3, 9).

Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как Его творение.

Читайте также: