На какое расстояние допускается приближаться к совершающему посадку вертолету

Обновлено: 07.07.2024

Правила поведения спасателей около вертолета и внутри него составлены с учетом техники безопасности.

Спасатели, находясь на посадочной площадке и внутри вертолета, обязаны выполнять распоряжения командира вертолета, а также бортмеханика.

После совершения вертолетом посадки к нему можно приближаться, как правило, только тогда, когда двигатели будут выключены, а винт остановится.

Следует помнить о том, что даже после приземления командир вертолета (пилот) может изменить положение вертолета по самым различным причинам.

После приземления по команде командира воздушного судна руководитель спасательных работ подходит к вертолету, и с ним командир согласовывает все дальнейшие действия.

Всех спасателей необходимо предварительно предупредить о том, что нельзя касаться руками фюзеляжа вертолета до тех пор, пока заземляющий стержень не коснется земной поверхности.

В случае если после приземления на временную посадочную площадку двигатель вертолета не будет выключен, подход спасателей к вертолету, выход из него, погрузка или выгрузка пострадавшего снаряжения, приближение или удаление от вертолета осуществляются только со стороны переднего сектора так, чтобы командир имел возможность вести наблюдение за всеми передвижениями около вертолета, а кроме того, чтобы не попасть под хвостовой винт, расположенный с правой стороны вертолета. Следует помнить о том, что концы лопастей несущего винта опускаются к поверхности земли тем ниже, чем медленнее они вращаются.

Передвигаться необходимо только в желаемой или допускаемых зонах и никогда в опасной. Передвижение в опасной зоне или наиболее опасной может закончиться несчастным случаем, вплоть до смертельного исхода.

Носилки с пострадавшим, а также различное снаряжение следует переносить как можно ниже и параллельно к поверхности земли. Веревки, чтобы их концы не намотались на лопасти винта, должны быть свернуты, легкие предметы снаряжения тщательно упакованы и уложены в рюкзаки или в другую упаковочную тару. Следует не забывать о правилах переноса лыж, лыжных палок, зондов, пустых носилок. Их перенос к вертолету или от него должен осуществляться только в горизонтальном положении по отношению к земной поверхности. В противном случае выступающие части снаряжения могут попасть между лопастями несущего винта, что небезопасно не только для спасателя или туриста, переносящего данное снаряжение, но также и для вертолета.

В случае вращения лопастей несущего винта нельзя удаляться от вертолета в ту сторону, где местность расположена выше, чем место посадки вертолета, ибо это угрожает попаданием в радиус вращения лопастей несущего винта, что, в свою очередь, может окончиться смертельным несчастным случаем.

После приземления вертолета спасатели осуществляют выход из него только по распоряжению бортмеханика. Всеми действиями спасателей на посадочной площадке руководит начальник поисково-спасательного отряда или лица, специально им назначенные.

Спасатели, работающие у вертолета, должны быть в защитных касках, обязательно застегнутых под подбородком, и в защитных очках, что предохраняет глаза от попадания в них пыли, снега и других предметов, поднимаемых с поверхности земли воздушной струей, создаваемой лопастями вращающегося винта.

Во время взлета или посадки вертолета спасатели должны находиться на безопасном расстоянии от места посадочной площадки, в том числе при запуске двигателя. Все легкие предметы (лыжные шапочки, рукавицы, репшнуры, посуда и другие) в радиусе 50 м должны быть зафиксированы различными способами во избежание их попадания в винты вертолета или турбины. Кроме того, воздушным потоком, создаваемым вращением винта, легкие предметы могут быть сброшены с посадочной площадки вниз, если операция происходит в горах.

Непосредственно в вертолете все снаряжение укладывается в тех местах кабины, которые укажет бортмеханик, и при необходимости застраховывается. Спасатели размещаются на сидениях по указанию бортмеханика или других членов экипажа вертолета и застраховываются имеющимися в вертолете специальными ремнями.

Во время полета, приземления, зависания запрещается самовольное передвижение по кабине, ибо это может нарушить баланс вертолета, особенно при подъеме или спуске пострадавшего снаряжения.

Запрещается находиться у открытой двери без применения самостраховки, когда вертолет находится в воздухе, а также курить в кабине вертолета или около него во время стоянки.

Спасатели должны четко усвоить, что успех любой спасательной операции зависит от хороших совместных действий с экипажем вертолета и точного соблюдения всех имеющихся инструкций, особенно по технике безопасности. Даже незначительное, на первый взгляд, нарушение может привести к созданию аварийной ситуации, которая может закончиться трагически [9].

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 ноября 2020 года N 518

В соответствии со статьей 48 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2014, N 30, ст.4254), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2018, N 52, ст.8275),

2. Настоящий приказ действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

в Министерстве юстиции

29 января 2021 года,

регистрационный N 62270

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 27 ноября 2020 года N 518

Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам"

I. Общие положения.

1. Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам" (далее - Правила) разработаны в соответствии с требованиями статьи 48 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2014, N 30, ст.4254), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2018, N 52, ст.8275), приложением 14 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.

II. Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, вертодромам

Класс и физические характеристики вертодромов

2. I, II и III классы вертодромов определяются по их физическим характеристикам.

3. Класс вертодрома определяется:

на однополосных вертодромах - классом взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП);

на многополосных вертодромах - классом ВПП с искусственным покрытием (далее - ИВПП), а при ее отсутствии - грунтовой взлетно-посадочной полосы (далее - ГВПП), имеющей наибольшую длину.

4. Класс ВПП определяется длиной ВПП в соответствии с таблицей 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

5. Ширина ВПП вертодрома должна быть не менее:

15 м - для ВПП класса III;

20 м - для ВПП классов I и II.

6. Ширина летной полосы (далее - ЛП) вертодрома должна быть не менее:

35 м - для ВПП класса III;

50 м - для ВПП классов I и II.

7. За каждым концом ВПП должен располагаться участок летной полосы длиной не менее 3 м при использовании вертолетами, выполняющими полеты в визуальных метеорологических условиях, и не менее 30 м - для полетов вертолетов, выполняющих полеты в приборных метеорологических условиях.

8. ЛП, расположенная по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП), должна быть спланирована и подготовлена, чтобы свести к минимуму риск повреждения вертолета при приземлении с недолетом или выкатывании за пределы ВПП.

Грунтовая поверхность ЛП в местах сопряжения с искусственными покрытиями элементов вертодрома (ИВПП, обочинами, рулежными дорожками) должна располагаться на одном уровне с ними.

9. В пределах ЛП не должно быть иных объектов, кроме тех, которые могут находиться там по своему функциональному назначению (визуальные средства), при этом данные объекты должны иметь ломкую и ослабленную конструкцию.

10. Ширина полос обеспыливания вдоль швартовочных площадок должна быть не менее:

5 м - для ВПП класса III;

10 м - для ВПП классов II;

12 м - для ВПП классов I.

11. В целях определения параметров рулежных дорожек (далее - РД) для каждой РД должны быть установлены индексы вертолетов, эксплуатируемых на данных РД. Индекс вертолета устанавливается по диаметру несущего винта и составляет:

индекс 1 - для вертолета с диаметром несущего винта до 16 м;

индекс 2 - для вертолета с диаметром несущего винта от 16 м до 22 м;

индекс 3 - для вертолета с диаметром несущего винта от 22 м и более.

12. Ширина РД должна быть не менее приведенной в таблице 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

13. При движении по воздуху ширина воздушной РД для вертолетов должна быть не менее двойной наибольшей ширины шасси вертолетов.

14. С двух сторон РД с искусственным покрытием должны быть предусмотрены полосы обеспыливания. Общая ширина РД и двух полос обеспыливания должна быть не менее:

для вертолетов индекса 1 - 14 м;

для вертолетов индекса 2 - 22 м;

для вертолетов индекса 3 - 35 м.

При буксировке вертолетов по РД допускается отсутствие полос обеспыливания.

15. Радиус закругления РД по внутренней кромке покрытия в местах примыкания к ВПП и примыкания к отдельным местам стоянки (далее - МС) должен быть не менее:

для вертолетов индекса 1 - 12 м;

для вертолетов индекса 2 - 22 м;

для вертолетов индекса 3 - 35 м.

16. Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями должно быть не менее приведенного в таблице 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

17. Расстояние между осевыми линиями параллельных РД должно быть не менее приведенного в таблице 4 приложения N 2 к настоящим Правилам.

18. Расстояния между элементами вертодрома в зависимости от диаметра несущего винта (D) расчетного типа вертолета должны быть не менее:

Требования настоящих Правил применяются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации воздушного судна, т.к. посадочные площадки используются для выполнения разовой посадки и менее 30 дней в течение календарного года.

Для вертолета Ми-8

Минимальные размеры площадки для взлета и посадки по-вертолетному в зоне влияния земли при отсутствии препятствий на подходе должны составлять 50х50 метров, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров. А при наличии препятствий высотой до 15 метров на границах площадки на высотах до 1500 метров – 50х120 метров; на высоте 2000 метров – 50х165 метров; на высоте 3000 метров – 50х255 метров.

Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному, с выключением двигателей после приземления, не должны превышать 3°.

Для вертолета Ми-26

Минимальные размеры площадок при взлете и посадке по-вертолетному без использования влияния земли на Н = 0-1000 м составляет 80х50 м, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров.

Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному с выключением двигателей после приземления не должны превышать 3°.

Общие положения

Знаки посадочной площадки могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, а так же флажки белого цвета (летом), красного цвета (зимой).

Зона посадочной площадки должна быть очищена от посторонних предметов, которые могут быть подняты воздушным потоком при заходе на посадку (с целью исключить попадания посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя), препятствия в этой зоне должны быть высотой не более 1 метра.

Рабочая площадь посадочной площадки должна быть чистой и ровной, с уклоном не более 3о. Площадка должна иметь твердую поверхность, исключающую возможность проваливания колес шасси. Если площадка пыльная (песок и т.д.), необходимо перед прилетом вертолета, пролить водой площадку в радиусе 20 метров.

После посадки:

  1. При выключении вертолета:
  • встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только после полной остановки винтов;
  • подъезд автотранспорта к воздушному судну после полной остановки винтов по команде бортового инженера или на расстояние не менее 5 метров от обметаемой площади несущего винта.
  1. Без выключения двигателей вертолета:
  • встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только по команде бортового инженера, при этом пассажирам двигающимся к воздушному судну плотно закрепить головные уборы и личные вещи (чтобы исключить попадание посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя);
  • подъезд автотранспорта к воздушному судну по команде бортового инженера или на расстояние не менее 10 метров от обметаемой площади несущего винта.

Приближаться к вертолету можно только со стороны пилотской кабины, с других сторон СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!

Размеры и разметка

Размеры вертолетных посадочных площадок

Размеры вертолетных посадочных площадок

1 – зона посадочной площадки: для Ми-8 50х50 м, для Ми-26 50х80 м; 2 – рабочая площадь посадочной площадки разбивается: для Ми-8 20х20 м, для Ми-26 25х25 м; 3 – маркируется усеченным конусом (призмой) оранжевого (красного) цвета или флажками белого цвета (летом), красного цвета (зимой). При посадке ночью четырьмя фонарями белого (красного) цвета

Обозначение границ

Обозначение границ вертолетной площадки

Обозначение границ вертолетной площадки

1 – усеченный конус; 2 – призма; 3 – флажок; 4 – дорожный сигнальный конус

Поисково-спасательные работы на Ми-8


При выполнении ПСР, поисково-спасательная группа подбирает площадку для посадки вертолета с посадочной зоной 50х50 м (исключая на ней препятствия высотой более одного метра) и рабочей площадью 20х20 м (препятствий не должно быть). Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 м.

Поисково-спасательная группа должна состоять не более чем из 6 человек (один из которых доктор и старший группы), с закрепленной экшн-камерой на шлеме:

Правила поведения спасателей около вертолета и внутри него составлены с учетом техники безопасности.

Спасатели, находясь на посадочной площадке и внутри вертолета, обязаны выполнять распоряжения командира вертолета, а также бортмеханика.

После совершения вертолетом посадки к нему можно приближаться, как правило, только тогда, когда двигатели будут выключены, а винт остановится.

Следует помнить о том, что даже после приземления командир вертолета (пилот) может изменить положение вертолета по самым различным причинам.

После приземления по команде командира воздушного судна руководитель спасательных работ подходит к вертолету, и с ним командир согласовывает все дальнейшие действия.

Всех спасателей необходимо предварительно предупредить о том, что нельзя касаться руками фюзеляжа вертолета до тех пор, пока заземляющий стержень не коснется земной поверхности.

В случае если после приземления на временную посадочную площадку двигатель вертолета не будет выключен, подход спасателей к вертолету, выход из него, погрузка или выгрузка пострадавшего снаряжения, приближение или удаление от вертолета осуществляются только со стороны переднего сектора так, чтобы командир имел возможность вести наблюдение за всеми передвижениями около вертолета, а кроме того, чтобы не попасть под хвостовой винт, расположенный с правой стороны вертолета. Следует помнить о том, что концы лопастей несущего винта опускаются к поверхности земли тем ниже, чем медленнее они вращаются.

Передвигаться необходимо только в желаемой или допускаемых зонах и никогда в опасной. Передвижение в опасной зоне или наиболее опасной может закончиться несчастным случаем, вплоть до смертельного исхода.

Носилки с пострадавшим, а также различное снаряжение следует переносить как можно ниже и параллельно к поверхности земли. Веревки, чтобы их концы не намотались на лопасти винта, должны быть свернуты, легкие предметы снаряжения тщательно упакованы и уложены в рюкзаки или в другую упаковочную тару. Следует не забывать о правилах переноса лыж, лыжных палок, зондов, пустых носилок. Их перенос к вертолету или от него должен осуществляться только в горизонтальном положении по отношению к земной поверхности. В противном случае выступающие части снаряжения могут попасть между лопастями несущего винта, что небезопасно не только для спасателя или туриста, переносящего данное снаряжение, но также и для вертолета.

В случае вращения лопастей несущего винта нельзя удаляться от вертолета в ту сторону, где местность расположена выше, чем место посадки вертолета, ибо это угрожает попаданием в радиус вращения лопастей несущего винта, что, в свою очередь, может окончиться смертельным несчастным случаем.

После приземления вертолета спасатели осуществляют выход из него только по распоряжению бортмеханика. Всеми действиями спасателей на посадочной площадке руководит начальник поисково-спасательного отряда или лица, специально им назначенные.

Спасатели, работающие у вертолета, должны быть в защитных касках, обязательно застегнутых под подбородком, и в защитных очках, что предохраняет глаза от попадания в них пыли, снега и других предметов, поднимаемых с поверхности земли воздушной струей, создаваемой лопастями вращающегося винта.

Во время взлета или посадки вертолета спасатели должны находиться на безопасном расстоянии от места посадочной площадки, в том числе при запуске двигателя. Все легкие предметы (лыжные шапочки, рукавицы, репшнуры, посуда и другие) в радиусе 50 м должны быть зафиксированы различными способами во избежание их попадания в винты вертолета или турбины. Кроме того, воздушным потоком, создаваемым вращением винта, легкие предметы могут быть сброшены с посадочной площадки вниз, если операция происходит в горах.

Непосредственно в вертолете все снаряжение укладывается в тех местах кабины, которые укажет бортмеханик, и при необходимости застраховывается. Спасатели размещаются на сидениях по указанию бортмеханика или других членов экипажа вертолета и застраховываются имеющимися в вертолете специальными ремнями.

Во время полета, приземления, зависания запрещается самовольное передвижение по кабине, ибо это может нарушить баланс вертолета, особенно при подъеме или спуске пострадавшего снаряжения.

Запрещается находиться у открытой двери без применения самостраховки, когда вертолет находится в воздухе, а также курить в кабине вертолета или около него во время стоянки.

Спасатели должны четко усвоить, что успех любой спасательной операции зависит от хороших совместных действий с экипажем вертолета и точного соблюдения всех имеющихся инструкций, особенно по технике безопасности. Даже незначительное, на первый взгляд, нарушение может привести к созданию аварийной ситуации, которая может закончиться трагически [9].

Читайте также: