На лугу растут травянистые растения и кустарники да или нет

Обновлено: 12.09.2024

На лугу растут не только травянистые растения, а и встречаются кустарники и травянистые растения. Ведь даже на мелководье в пруде при рыбалке встречаются кустики, где и водится больше рыбы, чем на чистой воде.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

  • Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
  • Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети oбо всём хотят знать на свете.

- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

2. Проверка домашнего задания. - Послушайте стихотворение и скажите, о чём идёт речь. Шуми, шуми, зелёный дом! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой… И. Никитин- Что это за дом? (Лес) (Слайд)- Сколько в нём этажей? (3)- Я предлагаю написать вам на листочках графический диктант. Запишите +, если утверждение верное и -, если неправильное. Взяли в руки карандаш, ставим + или -.

1. Самый верхний ярус леса образован деревьями. (да)

2. Средний ярус – это мхи и лишайники. (нет)

3. Все животные леса делятся на 4 группы питания. (да)

4. На дереве обитают кроты и землеройки. (нет)

5. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (да)

6. Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу. (нет)7. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. (нет)

8 Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. (да)

9. Гриб мухомор - самый лучший помощник растениям. (да)

10. Плоды всех кустарников употребляют в пищу. (нет) (Слайд)

Самопроверка. Внимание на доску. (Слайд) Поднимите руки у кого так, как на доске:+ - +- + - - + - + -

Игра “Деревья, кустарники, травы”. Деревья-мальчики, кустарники-девочки.

Сосна,кислица, бересклет, дуб, брусника, лиственница, черника,ландыш,шиповник,осина, орешник, калина, лещина.

- Что важно для лесного сообщества ? (Очень важно, чтобы в лесу не нарушался круговорот веществ, а для этого необходимо экологическое равновесие. )

3. Изучение нового материала. Введение в тему. Сейчас я вам прочитаю стих, а вы подумайте, какова же тема нашего урока?

Нынче удались цветы повсюду;
Да и травы всюду по колено.
Вволю им дано покрасоваться
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться,
Вот раскрылся лютик милый,
А на, холм, где расцвела ромашка,
Вышел клевер в розовой рубашке.

Учитель: О чём это стихотворение? (О цветах. )

Учитель: Где мы можем увидеть такое обилие цветов?

Дети: Все эти цветы растут на лугах. (Слайд)

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг? (Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников. . . )

Учитель: Ребята, а что такое луг в вашем представлении? Луг-участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Это много цветов, летают бабочки, пчёлы, шмели). (Слайд)

Учитель:Какова же тема нашего урока? (Луг)

Учитель: Итак, тема нашего урока “Луг - природное сообщество”. (Слайд)

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

На лугу растёт ромашка, Лютик едкий, клевер – кашка! Что ещё? Гвоздика. Смолка, Колокольчик, хвощ – как ёлка. А ещё? Кошачьи лапки,Одуванчиковы шапки,Подорожник, васильки, Грамофончики – вьюнки, Ещё много разных травок, У тропинок, у канавок. И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых!

- Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик …)

- Что объединяет эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности, любят свет и тепло. Большинство растений - цветы)

- Как вы думаете, где располагаются луга?

(Обычно луга располагаются по берегам рек и озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем , поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. )

- Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Учитель: Есть травянистые растения на лугу, которые называются кормовые.

Учитель: Это какие, ребята, как вы думаете? (растения, которые любят и едят животные)

Учитель: Это мятлик, (Слайд). Колоски мятлика образуют метёлку, клевер луговой (Слайд)/мышиный горошек. (Слайд) Мышиный горошек растёт, цепляясь за другие растения, и горошины у него маленькие. / (Слайд), / (Слайд), /тимофеевка,лисохвост. (Слайд)

Учитель: Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной.

Почему ,как вы думаете? Есть на лугу и ядовитые растения.

Например, на лугу растет очень много разных лютиков. (Слайд) Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.

-За что же эти весёлые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание. Поэтому , если вы будете на лугу, не рвите их, не берите в рот.

Учитель: На лугу очень много цветущих растений - синих, жёлтых, красных, белых. (Слайд)

Учитель: Многие из этих растений являются лекарственными. Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, как они называются.

1. Я скромный луговой цветок. Синеглазый …василёк. (Слайд)

2. Эх, звоночек, синий цвет С языком , а звону нет. (колокольчик ) (Слайд)

3. На зелёной хрупкой ножкеВырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) (Слайд)

4. -Какое луговое растение поможет при простуде? (ромашка лекарственная) (Слайд)

Ромашка - царица разнотравья. Растение, которое мы называем ромашкой, оказывается не ромашка, а нивяник, он внесён в Красную Книгу, а у ромашки совсем другие листья.

5. -Какое луговое растение поможет при болезни желудка? (тысячелистник) (Слайд)

6. - Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой) (Слайд)

7. - Растёт лекарство под ногами

Прошу вас, убедитесь сами. Кладём на ссадину листочек, И ссадина не кровоточит. И можно снова в путь-дорогу. Ведь их у нас так много! - Что за растение? (Подорожник.) (Слайд)

Учитель: На лугах растут и грибы: опёнок луговой, шампиньон и дождевик. (Слайд)

- С растениями луга мы познакомились. Пришёл черёд познакомиться с обитателями луга.

-Учитель: - Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга?

Дети: Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.

Учитель: Травоядными или хищными? (Большинство животных - травоядные. )

Учитель: - Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность. . . ).

Учитель:- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков. . . ).

Учитель: - Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений. . . ).

Учитель: Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается. . . ).

Учитель. Поиграем в игру “Узнай меня”

Какое животное могло бы о себе так сказать?

1. - Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (пчела)

Что про неё вы знаете?. Если пчела ужалит, то умрёт сама. Пчёл трогать нельзя. Пчела живет короткую жизнь – чуть больше месяца.

2. - Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (бабочка)-Конечно, кому как не бабочкам жить на лугу. О них придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, она занесена в Красную книгу РФ. адмирал, аполлон, зорька, (Слайд) /лимонница, павлиний глаз, голубянка и др. (Слайд). Все они являются украшением природы. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению растений. Но гусеницы многих бабочек , например махаона и адмирала доставляют много хлопот . отличаются большой прожорливостью . едят всю траву подряд. -Как вы думаете, кого нужно опасаться бабочкам и их гусеницам? (Птиц). -И не только птиц! Я прочитаю “Страшный рассказ”, а вы определите о ком речь.

3. А вот на травинку опустилась бабочка, не заметила его среди травы. Вдруг прыжок, и бабочка схвачена передними ногами, даже пошевелиться не может - ноги у него сильные. Вот он уже работает челюстями. А захочешь поймать его, схватишь за заднюю ногу, а она у тебя в руке и останется. Это хитрость насекомого, чтобы удрать от врага. На самых передних ножках у него 2 крошечные дырочки. Оказывается это уши. Ими он и слышит. Про него говорят: - “Пою” крыльями, “слушаю” ногами. Кто это?. . . (кузнечик) (Слайд)

-На лугу живёт скрипач,- Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)-Как вы думаете, зачем кузнечику такие длинные, сильные ноги? (прыгать)

4. -Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (муха) (Слайд)

- Я самое прожорливое животное на планете. (стрекоза) (Слайд) - Что про неё вы знаете? (Стрекоза – полезное насекомое. Это воздушные хищники – они на лету схватывают мух, комаров, бабочек, других насекомых. Их необходимо беречь. Стрекоза за своим любимым лакомством – мухой – способна пролететь за 1 час до 100 км, причем за тот же час может проглотить целых 10 мух.) Физминутка.

Давайте выйдем все на луг. Как много трав, смотри вокруг!Вот бабочка вспорхнула И крыльями взмахнула. А вот кузнечик скок – скок. Давай понюхаем цветок.

- Составьте цепь питания (растение – бабочка – кузнечик – птица)-Давайте вспомним, с чего начинается цепь питания? (С растения, травоядного животного, хищника. )

- Продолжаем знакомиться с животными луга.

5. Точка, точка, Два крючочка – Это лапки жука. Два блестящих лепесточка Раздвигаются слегка. Справа – точка, слева – точка,Гончарова Любовь Александровна 220-692-996

В чёрных крапинках бока. Я подую на жука – Улетай за облака! Словно красный вертолёт, Прямо в небо он уйдет. - Кто это? (Божья коровка) (Слайд)

6. Продолжаем знакомиться с животными луга. -Лечу – говорю, сяду – молчу. (оса) ) (Слайд) :

7. Чёрен да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою. (жук) ) (Слайд) :

8. На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника. (Слайд)

Давайте о них прочитаем на с. 186 8. - Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (шмель) ) (Слайд) :

- Как одним словом назвать всех этих животных наших лугов? (Насекомые)Учитель: А как вы думаете, живут ли на лугу пресмыкающиеся, которые питаются ими? (Жабы и лягушки травяные ; земноводные :ящерицы и змеи) (Слайд):

А представьте себе, что на этом лугу развелось много жителей:Маленького роста, с длинными хвостами, В серой шубке, с острыми зубами … (мышами) (Слайд) Мелкими грызунами.

Что может случиться со шмелями? (Они могут совсем погибнуть, т. к. мыши уничтожат всех личинок. . .). Аптицы питаются насекомыми? (да)

Учитель. Вот эти птицы , насекомые для которых являются основной пищей:перепелка, трясогузка ,коростель. . ( Слайд)

- Давайте прочитаем о них на. 186-187Вопросы по прочитанному:-Кто является основной пищей для луговых птиц? (Насекомые)

- Где большинство лесных птиц устраивают свои гнёзда? (На деревьях, кустах; выше от земли; дальше от хищников. . .).

- А где устраивают гнёзда птицы луга? (На земле среди травы)

Работа в Р. т. с. 61 з7. -В луговой почве много …червей. (Слайд) Ими тоже питаются луговые птицы.

Вывод:Видите,какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают в тоже время опыляют растения . Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц было не слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Сообща) Поэтому, как можно назвать луг? (Природное сообщество) А сейчас мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека. Самостоятельно прочитайте статью “Луг и человек”. с. 187-188

Сформулируйте правила правильного поведения на лугу, соответствующие этим знакам?

Работа в Р. т. на с. 62 з.

9 Подведение итогов.

10 Выставление оценок.

Д/З с. 185-188 чит. Ответить на вопросы.

Отгадайте загадку: Что не сеяно родится? (Трава)

Наша доска зеленого цвета и немного похожа на траву, на луг. У вас на столах лежат цветки. Если вы отлично запомнили обитателей луга, возьмите цветок красного цвета, если не очень-синего, если вообще ничего не запомнили-жёлтого. Прикрепите их на доску.

Поставь символ + около выражений, с которыми ты согласен.
nbsp;На лугу вырастают травянистые растения и кусты.
На лугу не живут крупные животные.
Луг содержат в чистоте насекомые-санитары.

  • Таисия Тамойко
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-31 19:39:44
  • 0
  • 1

+ На лугу вырастают травянистые растения и кустарники.
+ На лугу не живут крупные животные.
- Луг содержат в чистоте насекомые-санитары.
+ Луговые птицы насыщаются в главном насекомыми.
- Просто выяснить перепела, он непрерывно потряхивает хвостиком.
+ Полёвки и мыши насыщаются растительной пищей.
+ На лугах можно отыскать грибы.
+ Некие виды шмелей внесены в Красную книгу Рф.
- На лугах надобно истреблять гусениц.
+ Мятлик, тимофеевка, лисохвост и клевер - ценные кормовые растения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Прямоугольник: скругленные углы: Искусственные природные сообщества

1.Заполни схему:



2. На лугу растут …

а) только травянистые растения б) деревья и кустарники

в) кустарники и травянистые растения

3. На лугу живут:

а) пчела, божья коровка, суслик б) шмель, водомерка, жаворонок

в) медуза, кобылка, комар

4.Пищевая цепочка луга

а ) капуста - тля — лягушка б) рогоз - комар - стрекоза

в) ромашка - бабочка - трясогузка

5.Растениями луга являются…

а) клевер, колокольчик, тимофеевка, ромашка

б) камыш, рогоз, кувшинка, осока в) осина, сосна, черника, малина

6.К лекарственным растениям относятся:

а) рожь, мышиный горошек, рогоз б) вьюнок, мятлик, колокольчик

в) подорожник, ромашка, пижма

7.Назовите естественные пресные водоемы?

а) море, болото, пруд б) канал, озеро, пруд

в) река, океан, озеро г) озеро, река, ручей

8. Найдите соответствия между природным сообществом и его обитателями

1. Болото а) окунь

2. Луг б) кузнечик Заполни таблицу (впиши буквы):

4. Лес г) лягушка

9. Напишите сообщество, которое представлено следующими растениями и животными: ель, сосна, берёза, малина, кукушка, дятел, лось - __________________.

10. Определите какое сообщество описано в данном отрывке: это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Там растут ценные растения (голубика, клюква, морошка). Растительность этого сообщества: светло-зелёный мох, небольшие кустарнички багульника, осока, вереск. Деревья низкорослые: корявые одинокие сосны, берёзы да заросли ольхи. Это ______________________________-

Прямоугольник: скругленные углы: Естественные природные сообщества

1.Заполни схему:



2. В лесу растут …

а) только травянистые растения б) кустарники и травянистые растения

в) деревья, кустарники и травянистые растения

3. В лесу живут:

а) пчела, божья коровка, суслик б) бобр, водомерка, карась, жаворонок

в) медведь, лиса, заяц, кабан

4.Пищевая цепочка леса

а ) капуста - тля - лягушка б) рогоз - комар - стрекоза

в) жёлудь – кабан – волк

5.Растениями леса являются…

а) клевер, колокольчик, тимофеевка, ромашка

б) камыш, рогоз, кувшинка, осока в) ель, сосна, земляника, малина

6. Выберите правильный ответ. Кого называют санитаром леса?

а) дятла б) кабана в) комаров г) медведей

7. Выберите, какое из данных природных сообществ является искусственным?

а) море б) лес в) поле г) луг

8. Найдите соответствия между природным сообществом и его обитателями

2. Поле б) щука Заполни таблицу (впиши буквы):

3. Река в) кузнечик

9. Напишите сообщество, которое представлено следующими растениями и животными: кувшинка, водомерка, карась, лягушка, чайка - _________________.

10. Определите какое сообщество описано в данном отрывке: это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Травы — главные растения этого сообщества. Это тимофеевка, василёк луговой, колокольчик, тысячелистник. Здесь не живут крупные животные, им негде прятаться. Но много различных мелких животных. Огромное количество насекомых: пчёлы, шмели, бабочки, муравьи, кузнечики. Можно встретить жаб и ящериц, которые питаются насекомыми. Также здесь много птиц. Это ____________________________________________.

Читайте также: