На основе проведенных исследований сформулируйте выводы про мхи

Обновлено: 12.09.2024

Лабораторная работа 10 - ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник (решебник) - GDZwow

Мхи имеют стебель и листья. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Лабораторная работа 10 - ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник (решебник) - GDZwow

Лист мха кукушкин лен под микроскопом.

Листы мха продолговатые, немного вогнутые, с заостренными концами, имеют зелёную окраску.

Из каждого узла на стебле вырастает сразу несколько листьев.

3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

Мох кукушкин лен имеет неветвистый прямостоячий стебель.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Лабораторная работа 10 - ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник (решебник) - GDZwow

У мха кукушкин лён есть мужские и женские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

Лабораторная работа 10 - ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник (решебник) - GDZwow

Коробочка покрыта волосистыми заостренными колпачками, которые напоминают сидящую кукушку (отсюда кукушкин лён).

В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?

Сходство мхов и водорослей в том, что они могут иметь ризоиды, в клетках содержатся хлоропласты, способны всасывать питательные вещества из окружающей среды всеми клетками тела. И мхи, и водоросли любят влажность.

В отличие от водорослей, мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печеночных мхов. Мхи размножаются спорами, а водоросли могут размножаться делением.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Вывод: мхи относятся в более развитым растениям по сравнению с водорослями, у них есть разделение на органы (листья, стебли) и они размножаются спорами.

5-20-68

Вывод: Мох отличается от водорослей тем, что водоросли – многоклеточные.

70. Напишем, какие усложнения в строении обрели мхи по сравнению с водорослями.
Водоросли не имеют тканей и органов. Водоросли в основном обитают в водоёмах. Мхи более организованные растения. У них есть ткани и органы: стебель, листья. У них есть гаметофит и спорофит. Споры позволяют мхам расселяться не только водным путём. Мхи обитают на поверхности почвы, камней, растений.


Задание 7.1 № 20

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Сфагновый или торфяной мох — мох, растущий обычно на торфяных болотах. (2) Стебель его обильно ветвится, образуя веточки трёх типов: одни отходят в стороны, другие свисают, прилегая к стеблю, третьи на верхушке побега образуют подобие головки. (3) Цветков у сфагнума нет. (4) Листья у сфагнума состоят из живых зелёных клеток и мёртвых прозрачных. (5) Корни у сфагнума отсутствуют. (6) На верхушке побегов образуются коробочки со спорами. (7) Сложное строение даёт сфагнуму возможность впитывать много воды.

В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сфагнум не является покрытосеменным растением?


Задание 7.2 № 375

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Сфагновый или торфяной мох — мох, растущий обычно на торфяных болотах. (2) Стебель его обильно ветвится, образуя веточки трёх типов: одни отходят в стороны, другие свисают, прилегая к стеблю, третьи на верхушке побега образуют подобие головки. (3) Цветков у сфагнума нет. (4) Листья у сфагнума состоят из живых зелёных клеток и мёртвых прозрачных. (5) Корни у сфагнума отсутствуют. (6) На верхушке побегов образуются коробочки со спорами. (7) Сложное строение даёт сфагнуму возможность впитывать много воды.

Сделайте описание Сосны обыкновенной по следующему плану.

А) В сравнении с мхом: древесное/травянистое растение.

Б) Чем представлены листья сосны?

В) Как происходит размножение сосны? (Приведите не менее двух характеристик).

Правильный ответ должен содержать описание / признаки по трём пунктам плана:

Б) хвоей (игловидными листьями);

В) размножается семенами, которые образуются в шишках.

Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке.

Сосна обыкновенная — это древесное растение, так как имеет высокий, толстый ствол. Листья ее видоизменены в иглы, которые называются хвоей. В шишках (генеративных органах) сосны образуются семена, которые служат для ее размножения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Районная научно-практическая конференция обучающихся

Исследовательская работа

S phagnum (мох)

hello_html_73d2c95c.jpg

Пичкалева Елена Сергеевна,

hello_html_50bb66c2.jpg

Базылева Оксана Алексеевна,

учитель биологии и химии

hello_html_m30775740.jpg

1.1. Экология и распространение мхов. 5

Глава 2. Особенности строения мхов………………………………..…………6

2.2. Значение мхов в природе и деятельности человека………..……………..9

Глава 3. Проведение исследования…………………………….………………10

3.1. Проведение первого опыта………………………………………………..10

3.2. проведение второго опыта……………………..……………………. 10

Актуальность темы:

Объект исследования: мох.

Предмет исследования: свойства мха.

Цель проекта: узнать, что такое мох и исследовать его
особенности.

Задачи проекта:

узнать особенности мхов (с проведением ряда опытов);

выяснить особенности строения мха;

определить, что такое мох и его значение.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент (проведение опытов), сравнение, описание.

Практическая значимость работы: определение значения мха в природе и в деятельности человека.

План исследования:

Теоретический . Поиск и изучение информации о мхах.

а) поиск и сбор материала для исследования;

б) проведение опытов;

в) оценка результатов опытов.

Глава 1. Мох

Заселив многие влажные местообитания, мхи издавна прочно заняли свое особое место в природе и сохранили его до настоящего времени.

История мхов насчитывает сотни миллионов лет. Первые мхи на нашей планете появились более 400 миллионов лет тому назад, задолго до цветковых растений. Существует мнение, что предками мхов явились древние вымершие растения – псилофиты .

Как и папоротники , эти растения размножаются спорами. В мире насчитывается около 18 000 видов мхов, объединенных в три класса. Очень часто в тундре или лесу, собирая ягоды и грибы, можно обнаружить места, полностью заросшие маленькими мягкими растениями, похожими на небольшие ёлочки. Если путник решит отдохнуть на таком ковре, то через считанные секунды одежда его пропитается влагой. Что же это за растение, которое сильно напитано влагой и легко вырывается из почвы, совсем не сопротивляясь?

Мхи – отдел высших растений, насчитывающий около 10 000 видов. У мхов нет цветков, корней. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках.

1.1 Экология и распространение мхов

Жизнь мохообразных и жизнь других растений, зависит от многих факторов внешней среды – освещенности, влажности, тепла, состава и движения воздуха, химического и механического состава субстрата, на котором они произрастают, прямого и косвенного воздействия других живых организмов.

Как и другие зеленые растения, большинство мохообразных может существовать только при достаточном количестве света; лишь используя энергию Солнца, они способны создавать необходимые для своего существования органические вещества из неорганических.

Мхи распространены на всех континентах мира, однако неравномерно. В тропических странах встречаются преимущественно в горах. Очень немногие виды растут в засушливых местообитаниях, например, в степях. Основное разнообразие видов сосредоточено в северном полушарии, в областях с умеренным и даже холодным климатом. В сложении некоторых типов растительных покровов, особенно болот и лесов, им принадлежит видная роль. В условиях холодного климата на сырых местах в сосновых и еловых лесах, в тундре они нередко образуют сплошной ковер.

Обилие видов, почти повсеместное распространение, заселение обширных территорий - все свидетельствует о видной роли моховидных в природных растительных группировках. Моховой покров играет важную роль в регуляции испарения влаги из почвы.

Позвоночные животные мхов не едят. А вот многие беспозвоночные – с удовольствием. В куртинках мхов возникают настоящие природные сообщества, со своим микроклиматом, со своей фауной.

Нетребовательные к условиям обитания, мхи заселяют новые участки одними из первых. Это участки с нарушенной почвой, пожарища, вырубки, песчаные дюны и так далее. Отмирая, эти растения, вместе с другими первопоселенцами , дают начало почве.

Глава 2. Особенности строения мхов

Для мхов характерны следующие особенности строения:

тело большинства мхов имеет стебель и листья (у некоторых групп мхов, например печеночников, тело в виде стелющегося таллома);

корней нет; мхи прикрепляются к почве ризодами – тонкими нитевидными одноклеточными или многоклеточными выростами, расположенными на нижней части стебля;

у мхов имеется ассимиляционная ткань, содержащая хлоропласты; другие типы тканей (проводящие, механические, покровные, запасающие) выражены слабо и встречаются не во всех систематических группах мхов.

hello_html_m4dea2170.jpg

Рис. 1 Цикл развития мха

Моховидные – сравнительно просто организованные высшие растения. Основное отличие моховидных от других высших растений заключается в том, что в цикле развития мхов преобладает гаметофит. Он расчленен на так называемые стебель и листья. Эти органы названы так условно, так как их строение отличается от строения стебля и листа других высших растений. Листья многих мхов состоят всего из одного слоя клеток, а в стебле имеются только зачатки проводящей ткани. Корней у мхов нет, их функцию выполняют ризоиды .

hello_html_52de321d.jpg

Рис. 2 Строение мха

Ризоиды (рис.2) представляют собой выросты внешнего слоя клеток, могут быть одноклеточными и многоклеточными. Они выполняют функции корней: поглощение воды и питательных веществ, закрепление растения в почве. От настоящих корней ризоиды отличаются по своему строению: они состоят из одинаковых клеток и не имеют проводящей ткани. В связи с этим ризоиды не могут обеспечить почвенное питание крупному растению, поэтому размеры мхов невелики.

Спорофит самостоятельно не существует, развивается и всегда находится на гаметофите, получая от него воду и питательные вещества. Таким образом, спорофит паразитирует на гаметофите. Спорофит представлен коробочкой на ножке, нижняя часть которой превращена вгаусторий (присоску). С его помощью спорофит получает питательные вещества от гаметофита. В коробочке образуется спорангий.

2.1. Размножение мхов.

Мхи размножаются с помощью спор. Орган размножения – спорогон. Схема процесса проста (рис.3). На развивающейся протонеме появляются ризоиды, служащие для прикрепления к поверхности, и почки. Из почек созревают новые организмы, называемые гаметофитами. Мхи с мужскими и женскими органами полового размножения на одном растительном организме называются однодомными.

hello_html_m317cec55.jpg

Рис. 3 Размножение мхов

Двудомные мохообразные представляют собой отдельно растущие побеги антеридии и архегонии. Гаметангии образуют отдельные группы. Для оплодотворения достаточно капель воды, падающих с антеридии на женский побег. Внутри архегонии появляется зигота, из нее попрошествии примерно 12 месяцев образуется спорофит. На растении мха спорофит можно заметить весной или в начале лета. Он похож на булавочку рыжевато-бурого цвета. Листостебельные мохообразные размножаются вегетативно. Оторванные части стебля с листьями в благоприятных условиях прикрепляется к основанию ризоидами и начинает расти самостоятельно.

2.2. Значение мхов в природе и деятельности человека

Мохообразные защищают почву от разрушения и развития эрозий. Мхи служат пищей для беспозвоночных животных. Они являются неприхотливыми растениями и могут жить в разных климатических условиях, в местах пожарищ, вырубок. Они поселяются там и начинают участвовать в образовании почвы при постепенном отмирании.

Сфагновые мхи по мере роста постепенно отмирают в нижней части и образуют торф. Люди используют его в виде удобрений, в химической промышленности, также в качестве топлива. Сфагновый мох хорошо впитывает влагу и выделяет антибактериальные вещества. Значение мхов в жизни человека: например, из торфа получаю древесный спирт, его используют для получения пластмасс. В торфе мало кислорода. Поэтому остатки организмов полностью не разлагаются. Часто в торфе находят ископаемые останки и изучают их. Сфагнум выделяет бактерицидные вещества и хорошо всасывает воду. Поэтому раньше нередко его использовали в медицине как перевязочный материал. Некоторые мхи могут использоваться для утепления построек. Мхи выступают в роли пионеров заселения необжитого субстрата, участвуют в создании особых биоценозов, особенно там, где почти сплошь покрывают почву (тундра).

Моховой покров способен накапливать и удерживать радиоактивные вещества. В связи со способностью впитывать и удерживать большое количество воды, играют большую роль в регулировании водного баланса ландшафтов. Мохообразные используются также как индикаторы загрязнения атмосферы, характеризующихся известной степенью чувствительности к примеси в воздухе сернистого газа, оксидов азота, наличию тяжелых металлов, глубины протаивания грунта и нарушения условий жизни в биоценозах.

Читайте также: