На поездах дальнего местного и пригородного сообщения посадка и высадка

Обновлено: 05.10.2024

ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ И АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ, ОБСЛУЖИВАНИЮ ЖИЛЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ВАГОНОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО "РЖД"

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Настоящие Правила по охране труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД" (далее - Правила) устанавливают основные требования безопасности к перевозке рабочих железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД".

Требования Правил распространяются на работников путевого хозяйства и являются обязательными для руководителей дистанций пути, других подразделений, инженерно-технического и производственного персонала, ответственного за содержание и эксплуатацию вагонов, автотранспорта, временных баз дислокации этих подразделений.

Действие настоящих Правил направлено на повышение безопасности и улучшение условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД".

1.2. Обеспечение требований охраны труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов должно осуществляться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами об охране труда, настоящими Правилами, другими стандартами системы стандартов безопасности труда и иными нормативными документами, содержащими требования охраны труда, приведенными в приложении N 1 к настоящим Правилам.

1.3. При перевозке железнодорожным или автомобильным транспортом на работников могут воздействовать основные опасные и вредные производственные факторы:

Физические опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

повышенная запыленность и загазованность воздуха;

повышенная или пониженная температура, повышенная влажность и подвижность воздуха;

повышенный уровень шума и вибрации;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

недостаточная освещенность рабочей зоны и недостаток естественного света.

Химически опасные и вредные производственные факторы (далее - ХОВПФ):

по характеру воздействия на организм человека:

влияющие на репродуктивную функцию.

по пути проникновения в организм человека через:

кожные покровы и слизистые оболочки.

1.4. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003, ОСТ 32.45, СН 2.2.4/2.1.8.562, ГОСТ 12.1.012 и СН 2.2.4/2.1.8.566.

1.6. Эксплуатация производственного оборудования и электроустановок должна осуществляться в соответствии с ГОСТ 12.2.061, ГОСТ 12.1.030, ГОСТ 12.2.007.0, "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей", СТО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения", "Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

1.7. При перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживании жилых и служебных вагонов на электрифицированных участках должны соблюдаться "Правила электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей".

Ответственный за перевозку работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживание жилых и служебных вагонов должен исключить возможность приближения людей к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети и воздушных линий на расстояние ближе 2 м, а также прикосновения к электрооборудованию как непосредственно, так и через какие-либо предметы.

1.8. Во избежание попадания работников в опасную зону токоведущих частей контактной сети и воздушных линий, т.е. ближе 2 м при наличии на них напряжения, запрещается подниматься на верхние площадки и крыши подвижного состава и другие объекты, с которых возможно приближение к токоведущим частям ближе 2 м.

1.9. Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций. Любые провисающие или оборванные и лежащие на земле, балластной призме или шпалах провода контактной сети или воздушных линий электропередачи представляют опасность для жизни.

При обнаружении обрывов проводов контактной сети или воздушных линий, а также свисающих с них посторонних предметов, необходимо немедленно сообщить об этом на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения, дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру. До прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения необходимо оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м. Работник, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, должен выходить из опасной зоны мелкими шагами, не превышающими длину стопы.

1.10. Контроль за состоянием охраны труда в структурных подразделениях должен осуществляться в соответствии с СТО РЖД "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация контроля и порядок его проведения".

О выявленных неисправностях инструмента и средств индивидуальной защиты работник должен сообщить мастеру (бригадиру), выявленные неисправности отражаются в ведомости несоответствий согласно Методике по организации комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда в путевом хозяйстве.

Работа неисправным инструментом запрещается.

1.11. Руководители и работники, допустившие нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда, в том числе настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работники должны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

Руководители, получившие информацию от работников о нарушениях норм охраны труда и требований технологического процесса, угрожающих жизни и здоровью работников и не принявшие меры к устранению данных нарушений, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИИ* РАБОТ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ)

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

2.1.2. На каждый вагон руководителем работ должен быть назначен старший группы по должности не ниже бригадира пути.

2.1.3. При проезде в поезде старший группы должен обеспечить:

а) безопасное размещение рабочих в вагоне и должный порядок в пути следования;

б) безопасность при посадке в вагон и высадке из вагона;

в) организацию выгрузки инструмента и материалов;

г) пожарную безопасность.

2.1.4. Посадка в вагоны и высадка из вагонов на двухпутных участках железных дорог должна производиться только с полевой стороны. Порядок посадки и высадки людей на многопутных участках и на железнодорожных станциях устанавливается местной инструкцией.

При невозможности выделения пассажирских вагонов хозяйственные (рабочие) поезда организуют из специально оборудованных грузовых вагонов с сидениями по количеству перевозимых людей, ступенями и поручнями для входа и схода работников из вагона.

Хозяйственный (рабочий) поезд, предназначенный для организованной доставки рабочих к месту работ и обратно, должен сопровождаться работником дистанции пути или путевой машинной станции по должности не ниже дорожного мастера.,

2.1.7. Доставка рабочих к местам производства работ и обратно на открытом подвижном составе не допускается, кроме лиц, сопровождающих хозяйственные (рабочие) поезда с материалами, которые подлежат выгрузке на перегонах, при этом они должны присесть и держаться руками за борта платформы. Разгрузку материалов верхнего строения пути производить только при полной остановке поезда.

2.1.8. Перевозка работников на съемных дрезинах и прицепах:

2.1.8.1. Не допускается перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

2.1.8.2 Старшим, сопровождающим съемную дрезину (далее - старший группы), должен быть работник по должности не ниже бригадира пути, а при его отсутствии старшим является водитель съемной дрезины. Старший группы является ответственным за обеспечение безопасности движения съемной дрезины и находящихся на ней людей. Старший группы должен иметь при себе ручные сигналы, соответствующие времени суток и условиям видимости.

2.1.8.3. Количество людей для одновременного проезда не должно превышать: на дрезине ТД5М - 6 человек, на незагруженном прицепе - 10 человек, на груженом прицепе - только 1 человек для торможения прицепа. Перевозка груза непосредственно на съемной дрезине не допускается. При выезде съемной дрезины с прицепами для транспортировки рабочих общее руководство ее работой должен осуществлять старший группы. Максимальное количество людей, допускаемое для одновременного проезда на съемных дрезинах других типов и прицепах, устанавливается Центральной дирекцией инфраструктуры в соответствии с техническими характеристиками съемных дрезин. При перевозке на прицепах группы рабочих на каждом прицепе выделяется ответственное лицо - опытный рабочий как старший группы, который должен находиться на этом прицепе и наблюдать за порядком и безопасностью перевозимых на нем людей.

2.1.8.4. Во время движения запрещается: стоять на съемной дрезине или прицепе, сидеть на бортах, переходить с прицепа на прицеп, сходить с дрезины или прицепа и садиться на них до полной остановки, курить во время движения, а также на стоянках при заправке дрезин топливом.

2.1.8.5. Все дрезины должны быть оснащены полным комплектом противопожарного инвентаря (оборудования), в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации дрезины.

2.1.9. Машинисты путевых машин доставляются к месту работы и обратно в служебном помещении машины в соответствии с инструкцией по эксплуатации путевой машины (если такое предусмотрено в конструкции машины), в кабинах управления, либо в специально оборудованном турном вагоне или автотранспортом.

2.2. Требования охраны труда при постановке жилых и служебных вагонов в местах стоянки

2.2.1. Жилые и служебные вагоны должны устанавливаться в отдельных тупиковых путях по 5-10 вагонов. Расстояние между осями путей должно быть не менее 7 м. Железнодорожные пути для стоянки этих вагонов оборудуются стрелочными переводами для обеспечения вывода и рассредоточения подвижного состава на случай пожара.

2.2.2. Для предохранения возможного заезда подвижного состава на пути стоянок жилых и служебных вагонов звенорельсошпальной решетки отстрелочного перевода в сторону вагонов должно быть расшито, рельсы сдвинуты в середину колеи и закреплены по концам с обеих сторон. Расстояние от расшитого звена до крайнего вагона должно быть не менее 10 м. Вагоны, расположенные на проходном пути, ограждают упорами с обеих сторон, а на тупиковых путях со стороны стрелочного перевода, оборудованными указателями путевого ограждения.

2.2.3. Если для постановки жилых и служебных вагонов укладываются временные пути (тупики), то допускается временная отрихтовка (сдвижка) рельсовых нитей действующего пути в месте переключения для въезда в тупики стоянки вагонов, с оставлением в месте временного переключения дополнительно уложенных шпал с подкладками, - с целью удобства и ускорения вывода вагонов, при необходимости, из этих тупиков.

2.2.4. Уклон продольного профиля тупиков для стоянки вагонов должен быть не более 2,5‰. Уклон пути на участке въезда во временные тупики должен быть не более 15‰.

2.2.5. Стоянка жилых и служебных вагонов на действующих путях станций запрещается. Расположение этих вагонов на действующих путях станций разрешается только на период работ по объекту, на время формирования и передислокации.

2.2.6. Освещение в вагонах допускается только электрическое, от местных источников электроснабжения, при отсутствии местных источников допускается собственных электростанций.

2.2.7. Электропроводка всего подвижного состава должна быть выполнена в соответствии с Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов и требованиями Правил устройства электроустановок.

В случаях, когда пассажирские вагоны имеют автономную систему электроснабжения (постоянный ток 50 или ПО В), они должны быть оборудованы:

двухполюсной защитой электрических цепей и сигнализацией контроля нагрева буксы;

сигнализацией о замыкании проводов на корпус (массу) вагона;

защитой от перенапряжений и от пониженного напряжения.

2.2.8. Вагоны должны быть заземлены, параметры и схемы заземления должны соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок.

2.2.9. Наружная электропроводка по вагонам оголенными проводами запрещается.

V. Посадка пассажиров в поезд дальнего следования

48. При посадке пассажира в вагон проверяются проездной документ (билет), документ, удостоверяющий его личность, на основании которого оформлен проездной документ (билет), при наличии льгот на проезд - документы, подтверждающие право на льготы, а также соответствие веса, габаритов ручной клади пассажира установленным нормам.

49. Посадка пассажиров производится в вагон, указанный в проездном документе (билете). На промежуточных станциях посадка пассажиров допускается в любой вагон поезда с последующим переходом в вагон, указанный в проездном документе (билете).

53. При проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда .

Пункт 32 Правил оказания услуг.

Проводники вагонов доставляют комплекты постельного белья на места пассажиров.

Запрещается пользование постельными принадлежностями без постельного белья .

Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

По желанию пассажира проводник вагона может заменить в пути следования использованный комплект постельного белья на новый за отдельную плату.

54. Проводники вагонов предупреждают пассажиров о подходе поезда к станции их назначения не позднее чем за 30 минут.

55. О каждом несчастном случае, происшедшем на железнодорожном транспорте с пассажиром, составляется акт о несчастном случае и вручается пострадавшему пассажиру или иному лицу, уполномоченному на получение такого акта.

56. Физическое лицо, не предъявившее уполномоченному перевозчиком лицу при проверке наличия и действительности проездных документов (билетов) в поезде или при выходе через пункт контроля действительного проездного документа (билета) либо документов, подтверждающих право на бесплатный или льготный проезд, является безбилетным .

(п. 56 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(см. текст в предыдущей редакции)

(сноска введена Приказом Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(в ред. Приказа Минтранса России от 18.09.2018 N 334)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае обнаружения безбилетного физического лица при выходе через пункт контроля плата за проезд взимается за расстояние от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, где расположен пункт контроля, а также сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета).

(п. 57 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(см. текст в предыдущей редакции)

58. При отказе безбилетного физического лица от приобретения проездного документа (билета), а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета), уполномоченным перевозчиком лицом на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, составляется акт в двух экземплярах. Один экземпляр остается у уполномоченного перевозчиком лица, второй выдается безбилетному физическому лицу.

В акте указывается:

дата и время составления акта;

фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного представителя перевозчика;

остановочный пункт или железнодорожная станция или номер поезда и вагона, на/в котором обнаружено безбилетное физическое лицо;

фамилия, имя и отчество (при наличии) безбилетного физического лица с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;

подпись безбилетного физического лица.

При отказе безбилетного физического лица от подписи акта уполномоченным перевозчиком лицом в акте делается соответствующая запись.

(п. 58 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 59 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(см. текст в предыдущей редакции)

60. При проезде в поезде дальнего следования по проездному документу (билету), оформленному по тарифу на перевозку детей, пассажира в возрасте старше 10 лет на момент отправления поезда, с такого пассажира взимается разница между стоимостью проездных документов (билетов), оформленных по тарифу на перевозку взрослого пассажира и тарифу на перевозку детей от станции отправления до станции назначения пассажира.

61. Перевозка больных пассажиров, требующих изоляции от других пассажиров, производится с сопровождающими в отдельных купе по предъявлении соответствующего медицинского заключения. Оформление проездных документов (билетов) производится при наличии свободного купе на ближайший поезд и с оплатой всех мест в купе.

для выполнения пассажирских операций
Число стоянок пассажирских поездов обусловлено:
мощностью и характером пассажиропотока;
характером операций по обслуживанию составов (смена локомотива, снабжение водой, топливом и т.п.);
наличием межгосударственных переходов (переход с одной колеи на другую,
пограничный и таможенный досмотр);
погрузкой и выгрузкой багажа и почты;
перечнем обязательных стоянок для поездов разных категорий;
режимом стоянок скоростных поездов.
Продолжительность стоянок зависит от времени, необходимого для:
выполнения технических операций с составом;
посадки и высадки пассажиров;
выполнения пограничных и таможенных процедур;
перестановки тележек на пограничных станциях;
выполнения почтово-багажных операций.
К числу обязательных стоянок для поездов дальнего следования относятся стоянки в столицах республик, краевых и областных центрах. Во всех остальных случаях целесообразность и продолжительность стоянок устанавливается МПС
России или железными дорогами расчетным путем, исходя из фактического объема работы по посадке и высадке пассажиров, погрузке и выгрузке багажа и почты Общая продолжительность операций по отправлению пассажирских поездов на начальных и конечных станциях определяется затратой времени на посадку пассажиров в вагоны. Для правильной организации посадки необходимо соблюдение следующих основных условий:
своевременная подача состава под посадку;
организация информации пассажиров о начале посадки, расположении вагонов в составе, номере пути и платформы;
рациональная специализация проходов и платформ, обеспечивающая поточность движения пассажиров;
разметка на платформах номеров вагонов для ориентации пассажиров;
четкая работа поездной бригады.
Продолжительность посадки пассажира определяется затратой времени на восприятие им информации о поезде, проход на платформу, движение по платформе с ручной кладью со средней скоростью 1,0—1,1 мс, проверку проводником проездных документов, посадку в вагон (при высокой платформе — 2—3 с, при низкой — 6 с, ожидание отправления поезда от момента обращения проводника к провожающим с просьбой покинуть вагон за 2 мин до отправления.
Минимально необходимая продолжительность Т
пос
, мин, стоянки пассажирского поезда для операций по посадке пассажиров на начальных и конечных станциях определяется по формуле
Т
пос
=
, где а
мах
— число мест в вагоне при максимальной вместимости, пас пос — среднее время на посадку одного пассажира в вагон, с n — число открываемых тамбуров в вагоне пр — среднее расстояние прохода пассажира к вагону, м пас — скорость движения пассажирам с t
инт
— промежуток времени от окончания посадки до отправления поезда, сот момента обращения проводника к провожающим с просьбой покинуть вагон).
Продолжительность высадки пассажиров из поезда зависит от населенности поезда, категории вагонов, высоты платформы и количества ручной клади.
Время Т
выс
, мин, стоянки пассажирского поезда для операций по высадке пассажиров определяется по формуле
Т
= , где а
мах
— число мест в вагоне при максимальной вместимости, пас t
выс
— среднее время на высадку пассажира, с, (при низкой платформе 2—5 с, при высокой 2—3 с n — число открываемых тамбуров t
инт
— время от окончания высадки пассажиров до отправления поезда, с.
Нормативы времени на посадку и высадку пассажиров на станциях формирования и оборота пассажирских поездов приведены в табл. 4.4.
a
max
· пос- +
l
пр
V
пас
--------- + t
инт
60
------------------------------------------------------ выс
a
max
· t
выс
n
---------------------- + t
инт
60
-------------------------------------

Таблица Минимальная продолжительность стоянки пассажирского поезда
На промежуточных станциях продолжительность стоянок дальних и местных поездов определяется по формуле
Т
выс. пос = где а
выс.пос
— максимальное число пассажиров, производящих посадку-высадку в один вагон на данной станции t
выс.пос
— среднее время на высадку-посадку пассажира в вагон, с n
— число открываемых тамбуров.
При погрузке-выгрузке багажа и почты время на операции определяется из расчета 1 т багажа (18—20 мест) с применением поддонов и погрузчика — мин, вручную при работе двух грузчиков — 21 мин.
Нормативы продолжительности стоянок поездов при погрузке-выгрузке багажа и почты в зависимости от числа операций на 1 вагон приведены в табл. 4.5. Число пассажиров
Продолжительность стоянки поезда, мин
Низкая платформа
Высокая платформа посадка высадка посадка высадка 15,0 2
15,0 2,05 1—5 16,0 2,5 16,0 2,25 6—10 16,0 3,0 16,0 2,5 11—15 17,0 3,5 16,0 3,0 16—20 17,0 4,0 16,0 3,0 21—25 18,0 4,0 17,0 3,5 26—30 18,0 4,5 17,0 3,5 31—35 19,0 5,0 17,0 4,0 36—40 19,0 5,5 17,0 4,0 41—45 20,0 6,0 18,0 4,0 46—50 20,0 6,5 18,0 4,5 51—55 21,0 7,0 18,0 4,5 56—60 21,0 7,0 18,0 5,0 61—65 22,0 7,5 19,0 5,5 66—70 22,0 8,0 19,0 5,5 71—75 23,0 8,5 19,0 6,0 76—80 23,0 9,0 19,0 6,0 81—85 24,0 9,0 20,0 6,5 86—90 24,0 9,5 20,0 6,5 91—95 25,0 10,0 20,0 7,0 96—100 25,0 10,0 20,0 7,0
a
выс.пос
n
--------------- · t
выс.пос
60
-----------------------------------

Таблица Минимальная продолжительность стоянки пассажирского поезда
при погрузке-выгрузке багажа и почты Нормативы по почтовым отправкам более 20 мест на вагон приведены при организации работы одновременно через двери Нормы времени на погрузку и выгрузку багажа и почты рассчитаны для бригады из трех грузчиков.
Продолжительность стоянки поезда по операциям, мин
ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВКИ
БАГАЖ И ГРУЗОБАГАЖ
Число мест низкая платформа высокая платформа
Число мест низкая платформа высокая платформа погрузка выгрузка погрузка выгрузка погрузка выгрузка погрузка выгрузка 0,10 0,08 0,08 0,07 1
**
0,30 0,30 0,17 0,17 1—5 1
1 1
1 1—5 2
2 1
1 6—10 1
1 1
1 6—10 3
3 2
2 11—15 2
1 1
1 11—15 4,5 4,5 2,5 2,5 16—20 2
1 1
1 16—20 6
6 3,5 3,5 21—25
*
2 1
1 1
21—25 7,5 7,5 5
5 26—30 2
1 1
1 26—30 9
9 5,5 5,5 31—35 2
2 1
1 31—35 10,5 10,5 6,5 6,5 36—40 2
2 2
2 36—40 12 12 7
7 41—45 3
2 2
2 41—45 13,5 13,5 8,5 8,5 46—50 3
2 2
2 46—50 15 15 9,5 9,5 51—55 3
2 2
2 51—55 16,5 16,5 10 10 56—60 3
3 2
2 56—60 18 18 11 11 61—65 4
3 3
3 61—65 19,5 19,5 12,5 12,5 66—70 4
3 3
3 66—70 21 21 13 13 71—75 4
3 3
3 71—75 22,5 22,5 14 14 76—80 4
3 3
3 76—80 24 24 15 15 81—85 5
4 3
3 81—85 25,5 25,5 16 16 86—90 5
4 3
3 86—90 27 27 17 17 91—95 5
4 4
4 91—95 28,5 28,5 18 18 96—100 5
4 4
4 96—100 30 30 19 19


187 до станции Б пассажирский из 11 вагонов (7 с общими местами, 3 купейных) общей вместимостью мест.
Со станции Б
до станции Д скорых по 19 вагонов (с заменой 1 купейного на 1 плацкартный) с общей вместимостью чел.;
до станции Г пассажирский — 18 вагонов, 946 мест;
до станции В пассажирский — 11 вагонов, 711 мест. Оставшиеся пассажиры могут быть отправлены с поездами, следующими до станций Д и Г.
Со станции В
до станции Д пассажирский — 17 вагонов, 918 мест. Оставшиеся пассажиры могут быть отправлены со скорым поездом, следующим со станции Б до станции Д;
до станции Г пассажирский — 11 вагонов, 711 мест. Оставшиеся пассажиры могут быть отправлены со скорым поездом, следующим от станции Б до станции Д.
Со станции Г до станции Д пассажирский — 11 вагонов, 711 мест пассажирский — 18 вагонов, 946 мест.
При выборе схем составов поездов применен принцип унификации композиций с целью наиболее эффективного использования подвижного состава на различных участках обраще- ния.
По результатам расчетов строится диаграмма поездопотоков (рис. Сравнивая заданные пассажиропотоки и вместимость составов поездов по участкам направления, делаем вывод, что назначенными в обращение скорыми и пассажирскими поездами запланированный пассажиропоток может быть освоен при минимальном числе свободных мест в составе.
4.9. Технические нормы пассажирского движения
При планировании и анализе пассажирского движения пользуются системой показателей, установленных на железнодорожном транспорте.
К числу таких показателей относится объем работы, характеризующийся числом отправленных пассажиров и выполненным пассажирооборотом, пробегом поездов и вагонов.
Пассажирооборот на отделении, дороге и сети определяется в пассажиро-ки- лометрах:
Σ
al = a
1
l
1
+ a
2
l
2
+ … + где а, а, а — пассажиропотоки на участках в обоих направлениях l
1
, l
2
, l
n
— длины уча- стков.
Пробеги поездов, поездо-км, характеризуют работу локомотивов и вагонов и вычисляются по формуле


188
Σ
NL = N
1
l
1
+ N
2
l
2
+ … + N
n
l
n
где N
1
, N
2
, N
n
— размеры движения на участках в обоих направлениях.
Пробеги вагонов вагоно-км, составляют+ где m
1
, m
2
, m
n
— число вагонов в составе по- ездов.
Среднюю дальность поездки пассажира можно определить делением пасса- жирооборота на число отправленных пассажиров.
Густота пассажирского движения
определяется делением пассажирооборо- та на длину участка. Она показывает среднее число пассажиров, проезжающих участок за сутки, месяц или год (рис. Густоту движения можно определить и числом пассажирских поездов, обращающихся на участке.
Для планирования и анализа использования пассажирского подвижного состава служат такие показатели, как оборот состава, среднесуточный пробег,
средняя населенность вагона, средний веси состав поезда, ходовая, техническая и маршрутная скорости движения. Для характеристики использования локомотивов определяется среднесуточный пробег локомотивов.
Оборотом вагонов или состава называется время, затрачиваемое на выполнение цикла операций с момента отправления состава в рейс со станции приписки до отправления его стой же станции в следующий рейс.
Графически его можно представить на рис. Величина оборота сост, ч, пассажирского состава определяется по формуле
t
сост
= t

+ об + t

+ осн, (где t

,
t

время в пути при следовании от станции приписки до станции оборота и обратно об, осн время нахождения состава на станции оборота и приписки.
А
Б
В
Г
Д
388
420
816
816
458
420
420
918
711
834
834
546
711
918
711
711
946
9 пар пар пар пар
5367
7981
7981
7141
5350
7955
7965
7110
Вместимость
Густота пас-
(17)
(26)
(16)
(31)
Число свободных Рис. 4.3. Диаграмма поездопотоков
Скорые
Пассажирские сажиропотока поездов мест


195 дорог появились электропоезда серии ЭТ-2, ЭД-2, ЭД-4М повышенной комфортности, рассчитанные на скорость 130 км/ч, с мягкими креслами и биотуалетами.
Электропоезда оборудуются быстродействующими электрическими и элект- ропневматическими тормозами для сокращения времени на замедления. На линиях, работающих на переменном токе, обращаются электропоезда с более мощными тяговыми двигателями, что позволяет значительно сократить время на разгон поезда. Вагоны электропоезда ЭР (на переменном токе) сконструированы стремя дверьми для входа и выхода пассажиров, что создает наибольшие удобства для пассажиров при посадке и высадке.
В зависимости от величины пассажиропотока применяются различные схемы формирования электропоездов, отличающиеся числом моторных и прицепных ва- гонов.
На электрифицированных линиях при слабом пассажиропотоке используются дизель-поезда или автомотрисы.
На пригородных линиях при больших размерах движения в местах резкого спада пассажиропотоков устраиваются зонные станции, делящие линию на зоны. На таких станциях происходит оборот пригородных поездов. На линиях, где объемы перевозок невелики, устройство зонных станций нецелесообразно.
Для решения многовариантной задачи выбора числа зон на заданной линии необходимо определить размер суточного пассажиропотока, вид подвижного состава, коэффициент использования вместимости вагонов, устанавливаемый обследованием населенности поездов.
В качестве исходных данных при выборе зон служат:
протяженность пригородной линии, ее план и профиль (для определения сред- неходовой скорости движения);
число остановок на линии, время на остановку с учетом разгона и замедления;
средний простой составов в пунктах оборота;
стоимость подвижного состава;
капитальные затраты на устройство зонных станций;
расходные ставки на содержание локомотивных бригад.
Обязательным условием при выборе числа зон являются также такие критерии, как затраты пассажирами времени на проезд, пассажиро-часов на ожидание поездов на всем участке и на каждой зоне. На основании этих данных разрабатывается экономико-математическая модель, являющаяся основанием для выбора оптимального варианта.

48. При посадке пассажира в вагон проверяются проездной документ (билет), документ, удостоверяющий его личность, на основании которого оформлен проездной документ (билет), при наличии льгот на проезд - документы, подтверждающие право на льготы, а также соответствие веса, габаритов ручной клади пассажира установленным нормам.

49. Посадка пассажиров производится в вагон, указанный в проездном документе (билете). На промежуточных станциях посадка пассажиров допускается в любой вагон поезда с последующим переходом в вагон, указанный в проездном документе (билете).

53. При проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда 18 .

Проводники вагонов доставляют комплекты постельного белья на места пассажиров.

Запрещается пользование постельными принадлежностями без постельного белья 19 .

По желанию пассажира проводник вагона может заменить в пути следования использованный комплект постельного белья на новый за отдельную плату.

54. Проводники вагонов предупреждают пассажиров о подходе поезда к станции их назначения не позднее, чем за 30 минут.

55. О каждом несчастном случае, происшедшем на железнодорожном транспорте с пассажиром составляется акт о несчастном случае и вручается пострадавшему пассажиру или иному лицу, уполномоченному на получение такого акта.

56. Безбилетным является гражданин, обнаруженный без проездного документа (билета), или предъявивший недействительный проездной документ (билет) при проведении контроля:

57. Безбилетный гражданин, обнаруженный в поезде дальнего следования, обязан оплатить стоимость проезда от станции посадки до ближайшей станции, на которой он удаляется из поезда, если нет возможности оформить проезд на свободное место в поезде. Проезд оформляется без предоставления места.

В случае отказа оплатить стоимость проезда и покинуть поезд безбилетный гражданин удаляется из поезда перевозчиком на ближайшей станции или остановочном пункте.

60. При проезде в поезде дальнего следования по проездному документу (билету), оформленному по тарифу на перевозку детей, пассажира в возрасте старше 10 лет на момент отправления поезда, с такого пассажира взимается разница между стоимостью проездных документов (билетов), оформленных по тарифу на перевозку взрослого пассажира и тарифу на перевозку детей от станции отправления до станции назначения пассажира.

61. Перевозка больных пассажиров, требующих изоляции от других пассажиров, производится с сопровождающими в отдельных купе по предъявлении соответствующего медицинского заключения. Оформление проездных документов (билетов) производится при наличии свободного купе на ближайший поезд и с оплатой всех мест в купе.

Читайте также: