Начертите цепи питания начинающиеся с инфузорий в пресном водоеме с семян одуванчика

Обновлено: 30.06.2024

Все они должны начинаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в 1 случае должен быть дождевой червь, в 2 варианте - личинка комара в пресной водоеме, в 3 - комнатная муха, у 4 - личинка жука, в 5 - инфузория-туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком. Предложите наиболее длинные варианты цепей. Почему количество звеньев не превышает 6-7?

1) растит. остатки - дождевой червь- многоножка- птица (синица) - хищн. птица(ястреб) или р.о. -д.ч. -землеройка- сова- лисица - человек

2)водоросли одн - личинка комара- мелкие рачки - личинка- стрекозы - рыбы (мальки рыб) - хищные рыбы - человек

3) растения (плоды) - муха - птицы (воробей) - хищн птица

4) в зависимости от выбранной личинки любая пред цепь (личинка майского жукаест раст остки - птица и пр. Если взять лич плавунца, то это хищник. кот нападает даже на рыб и тритонов)
5) водоросли одн. - инфузория-туф. - мальки рыб - хищн рыба (окунь) - утка - человек

Самая большая из представителей своего вида. Вымерли с 1844 года. Большая гагарка (так же известна под названием бескрылая гагарка) оказалась единственным представителем своего вида дожившим до наших времен. Эта не летающая птица стоя достигала в высоту 75 см. и весила около 5 кг. В прошлом большая гагарка обитала на огромном количестве островов Канады, Гренландии, Исландии, Норвегии, Ирландии и Британии, но охотники полностью истребили их. Останки, найденные во Флориде свидетельствуют, что по крайней мере случайно, в 14 веке н.э. эти птицы появлялись и там.

1) в ходе энергетического обмена - катаболизм (диссимиляция)

2) из аминокислот

3) благодаря сужению и расширению хрусталика глаза

Мой любимый гриб-это мухомор. Главное его отличие от других грибов это то, что он имеет красную шляпку покрытую белыми пятнами.Края шляпки могут быть полосатыми (покрытыми рубчиками).Ножка мухомора белая или слегка желтоватая и отличается цилиндрической формой с клубневидным утолщением в основании. У молодых грибов ножка плотная, по мере роста становится полой. Является ядовитым

Существует несколько типов растений,приспособленых к недостатку воды:

1.Суккуленты — очень стойкие к перегреву и устойчивые к обезвоживанию, во время засухи они не испытывают недостатка воды, потому что содержат большое количество ее и медленно расходуют. Корневая система у них разветвлена во все стороны в верхних слоях почвы, благодаря чему в дождливые периоды растения быстро всасывают воду. Это кактусы, алоэ, молодило.

2.Эвксерофиты — жаростойкие растения, которые хорошо переносят засуху. К этой группе относятся степные растения:полынь , верблюжья колючка. У них корневая система очень разветвлена, и основная ее масса размещена в верхнем слое почвы (50-60 см). Они способны сбрасывать листья и даже целые ветви.

3. Стипаксерофиты — это ковыль, тырса и другие узколистные степные злаки. Они устойчивы к перегреву, хорошо используют влагу кратковременных дождей. Выдерживают лишь кратковременную нехватку воды в почве.
4. Пойкилоксерофиты — растения, не регулирующие своего водного режима. Это в основном лишайники, которые могут высыхать до воздушно-сухого состояния и снова проявлять жизнедеятельность после дождей.

У животных также выработался ряд приспособлений к недостатку влаги. Мелкие животные (грызуны, пресмыкающиеся, членистоногие) довольствуются водой, поступающей вместе с пищей.Хранением воды для ряда животных засушливых районов служат отложения жира (горб у верблюда, курдюк у овец), при окислении которого образуется необходимое количество воды. Ряд животных пустынных районов обладают способностью к длительному быстрому бегу (антилопы, куланы, сайгаки), позволяющему им совершать дальние миграции на водопой. Некоторые виды (преимущественно грызуны) перешли к ночному образу жизни, тем самым избегая перегрева и большого, испарения воды

2. Составьте пять цепей питания. Все они должны начаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь; во втором – личинка комара в пресном водоеме; в третьем – комнатная муха; в четвертом – личинка майского жука; в пятом – инфузория туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком. Предложите наиболее длинные варианты цепей. Почему количество звеньев не превышает 6–7?

1) одуванчик – детрит – дождевой червь – курица – человек;

2) детрит – личинка комара – мелкая плотва – окунь – щука – человек;

3) детрит – личинка комнатной мухи (взрослая муха) – стрекоза – голавль – человек;

4) сосна (корни) – личинка майского жука – кабан – человек;

5) детрит – инфузория туфелька – малек карася – водная личинка стрекозы – нырковая утка – человек.

На каждый последующий трофический уровень переходит приблизительно только 10% энергии предыдущего уровня. Поэтому суммарное количество энергии в пищевых цепях стремительно падает.)

3. Назовите животных, которые в цепях питания могут занимать место консументов (потребителей) как первого, так и второго или даже третьего порядка.

(Ответ: человек, бурый медведь, серая крыса, шимпанзе, серая ворона, кабан и др.)

4. Назовите растения, которые могут занимать место и продуцента, и консумента второго порядка.

(Ответ: росянка, жирянка, венерина мухоловка, пузырчатка обыкновенная и другие насекомоядные растения.)

5. Укажите пастбищные (1) и детритные (2) пищевые цепи:

а) диатомовые водоросли – личинка поденки – личинка ручейника;

б) бурая водоросль – береговая улитка – кулик-сорока;

в) мертвое животное – личинка падальной мухи – травяная лягушка – уж обыкновенный;

г) нектар – муха – паук – землеройка – сова;

д) коровий помет – личинка мухи – скворец – ястреб-перепелятник;

е) листовая подстилка – дождевой червь – землеройка – горностай.

(Ответ: 1– а, б, г; 2 – в, д, е.)

6. Из общего количества энергии, передающегося в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10% :

а) изначально поступает от солнца;

б) расходуется в процессе дыхания;

в) идет на построение новых тканей;

г) превращается в бесполезное тепло;

д) выделяется в экскрементах.

7. В прудовых хозяйствах выгоднее выращивать толстолобиков, а не щук, потому что:

а) толстолобики быстрее растут;

б) щуки чаще гибнут от болезней и неблагоприятных условий;

в) толстолобики питаются энергетически дешевой растительной пищей, а щуки – дорогой, животной.

8. Многократно или однократно используется вещество в биогенном круговороте? Многократно или однократно используется энергия в биогенном круговороте?

(Ответ: вещество многократно; энергия однократно.)

9. На последующий трофический уровень переходит примерно 10% энергии, заключенной в организме. Объясните, куда расходуются остальные 90%.

(Ответ: 90% энергии тратятся на поддержание жизнедеятельности организмов, слагающих предыдущий уровень.)

10. На суше наименее продуктивные экосистемы расположены в:

а) тропических лесах;

б) умеренных лесах;

в) степях и саваннах;

г) арктических пустынях;

д) субтропических лесах;

е) жарких пустынях;

ж) горах выше 3000 м.

11. Самый высокий прирост первичной продукции в водных экосистемах имеют (выберите правильные ответы):

а) озера умеренных широт;

б) воды океана умеренных широт;

в) воды океана субтропиков;

г) воды океана тропиков;

д) устья рек в жарких районах Земли;

е) океанское мелководье коралловых рифов.

12*. Назовите организмы, которые должны или могли бы быть на месте пропусков в описании пищевых цепей:

а) нектар цветов – муха – ? – синица – ?;

б) древесина – ? – дятел;

в) листья – ? – кукушка;

г) семена – ? – гадюка – аист;

д) трава – кузнечик – ? – уж – ?.

13. Известно, что многие химические вещества, созданные человеком (например, сельскохозяйственные яды), плохо выводятся из живого организма естественным путем. Объясните, почему от этих соединений больше всего будут страдать животные верхних трофических уровней (хищники, сам человек), а не нижних.

(Ответ: из-за накопления и увеличения концентрации слабо выводимых веществ при переходе от одного трофического уровня на другой.)

14. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

(Ответ: 500 кг травы.)

15. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – окунь – щука). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

(Ответ: 100 000 кг, или 100 т, фитопланктона.)

16. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один медведь, весом в 300 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – лосось – медведь). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

(Ответ: 3 000 000 кг, или 3000 т, фитопланкитона.)

17. Продуктивность кораллового рифа выше продуктивности большинства районов открытого океана вблизи экватора, потому что эта экосистема получает больше (выберите правильный ответ):

а) солнечного света;

б) элементов питания;

31. Если в лесу на площади в 1 га, взвесить отдельно всех насекомых, все растения и всех хищных позвоночных (земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих вместе взятых), то представители какой группы суммарно будут весить больше всего? Меньше всего? Почему?

(Ответ: наибольшая биомасса будет у растений, наименьшая – у представителей последнего звена, – хищников.)

32. Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 грамм. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей – 1 грамм. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4.5 грамма. На основании правила экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?

(Ответ: составляем пищевую цепь: растения – растительноядные насекомые – летучая мышь. Вычисляем массу, набранную детенышами летучей мыши после рождения: 4.5 г – 1 г = 3.5 г; 3.5 х 2 = 7 (г) Подставляем значение 7 г в схему пищевой цепи и получаем ответы: растительноядные насекомые – 70 г, растения – 700 г.)

Чем можно объяснить большое различие суточной потребности в энергии (на единицу массы тела) у человека и у мелких птиц или мелких млекопитающих?

(Ответ: у мелких птиц и млекопитающих отношение поверхности тела к его объему больше, чем у человека, поэтому они быстрее теряют тепло. Соответственно, для поддержания постоянной температуры тела они должны потреблять больше энергии.)

17. Продуктивность кораллового рифа выше продуктивности большинства районов открытого океана вблизи экватора, потому что эта экосистема получает больше:

а) солнечного света;

б) элементов питания;

18. Если в лесу на площади в 1 га взвесить отдельно всех насекомых, все растения и всех хищных позвоночных (земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих вместе взятых), то представители какой группы суммарно будут весить больше всего; меньше всего? Ответ объясните.

(Ответ: наибольшая биомасса будет у растений, наименьшая – у представителей последнего звена – хищников.)

19. Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей – 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. На основании правила экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?

(Ответ: составляем пищевую цепь: растения – растительноядные насекомые – летучая мышь. Вычисляем массу, набранную детенышами летучей мыши после рождения: 4,5 г – 1 г = 3,5 г; 3,5 х 2 = 7 (г). Подставляем значение 7 г в схему пищевой цепи и получаем ответы: растительноядные насекомые – 70 г, растения – 700 г.)

20. Чем можно объяснить большое различие суточной потребности в энергии (на единицу массы тела) у человека и у мелких птиц или мелких млекопитающих?

(Ответ: у мелких птиц и млекопитающих отношение поверхности тела к его объему больше, чем у человека, поэтому они быстрее теряют тепло. Соответственно, для поддержания постоянной температуры тела они должны потреблять больше энергии.)

Промежуточным звеном в 1 случае должен быть дождевой червь, в 2 варианте - личинка комара в пресной водоеме, в 3 - комнатная муха, у 4 - личинка жука, в 5 - инфузория-туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком. Предложите наиболее длинные варианты цепей. Почему количество звеньев не превышает 6-7?

Ответ или решение 1

1. Листовой опад - дождевой червь - тетерев - ястреб - тетеревятник - человек.
2. Одноклеточные водоросли - личинка комара - лягушка - цапля - лиса - человек
3. Отбросы растительного происхождения - комнатная муха - паук - курица - человек
4. Корни растений - личинка майского жука - крот - лисица - человек
5. Зоопланктон - бактерии - инфузория туфелька - инфузория-бурсария - пресноводная гидра - карп - человек

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

познавательные: продолжить работу над формированием понятием “фотосинтез”, дать характеристику способам питания животных; формирование умения решать экологические задачи.

развивающие: умение анализировать, устанавливать связи и отношения, строить логическую цепочку рассуждений.

воспитательные: формирование самостоятельности, сообразительности, активной жизненной позиции.

Оборудование: раздаточный материал, альтернативные учебники Миркина Б.Н. “Экология России”, таблицы.

План урока.

Ход урока

2. Мобилизующее начало:

2.1. Устный опрос по теме “Фотосинтез”

2.2. Решение задачи № 73 из рабочей тетради “Биология. Растений”.

2.3. Работа с раздаточным материалом № 37, 38, 40.

3. Обоснование и запись новой темы на доске и в тетрадях.

4. Изучение нового материала.

4.1. Способы питания живых организмов

4.2. Способы питания животных

4.3. Пищевая цепь.

5. Закрепление нового материала:

5.1. Прочитать § 6 учебника Б.М. Миркина “Экология России”;

5.2. Решить задачу № 4.

6. Проверка усвоения нового материала.

Решение задач № 16, 20, 22, 30, 31, 42, 46, 49.

7. Домашнее задание.

C. 60-62, подобрать примеры из текста учебника к разным трофическим группам.

8. Подведение итогов урока.

Задачи по экологии

1. Заполните схему, вписав в прямоугольник названия компонентов экосистемы:


2. Закончите фразу: ”Всё живые организмы по способу питания разделяется на …______________________________________________

3. Какой способ питания типичен для продуцентов любой системы?

4. Прочтите список организмов и объясните, почему эти организмы называются консументами: 1)бобр; 2) волк; 3) росянка; 4)клещ; 5)слон;

6) бычий цепень; 7) дафния; 8) кролик; 9) рак; 10) рысь; 11) гриб-тутовик; 12) овца; 13) дождевой червь; 14) подберезовик; 15) вирус гриппа; 16) кузнечик; 17) клубеньковые бактерии; 18) щука; 19) самка комара.

Выпишите номера тех организмов, которые относятся к:

5. Отсутствие какой группы организмов в пищеварительной системе жвачных животных приведет к их неспособности переварить поедаемую траву?__________________________________________________________

6. Детритофаги питаются мертвым органическим веществом – детритом. Почему к детритофагам относят дождевых червей, раков, крабов, шакалов?

7. Почему в любой экосистеме обязательно должны присутствовать и проявлять высокую степень жизнедеятельности детритофаги?

8. Американские ученые создали автономную систему жизнеобеспечения человека “Биосфера”, где были воссозданы экосистемы Земли. Для проведения эксперимента в “Биосферу-2” поселили 8 человек. Какие компоненты должны составлять эту экосистему, чтобы обеспечить жизнь людей? Почему в этой экосистеме резко упало содержание кислорода и эксперимент пришлось прекратить? В чем сходство “Биосферы-2” c кабиной космического корабля?

9. Изобразите схематично круговорот воды на Земле и опишите роль солнечной энергии в этом процессе.

10. Напишите небольшой реферат на тему “Опасная перспектива изменения биосферы – “парниковый эффект”, ориентируясь на следующий план:

Определение “парникового эффекта”.

Условия возникновения “парникового эффекта” на Земле.

Последствия “парникового эффекта”.

11. В каких условиях у растении (или животных) будет отсутствовать конкуренция?

12. Какое значение для состояния популяции насекомоопыляемых растений могут иметь разные сроки зацветания весной, когда еще бывают заморозки?

13. Какую роль в жизни популяции зайцев-беляков может сыграть разновременная осенняя линька (изменение цвета шкурки с серой на белую) в неустойчивый период наступления зимы?

14. В стае волков особи отличаются по скорости бега. Какую роль может сыграть этот фактор в жизни всей популяции волков в условиях зимней охоты на копытных животных?

15. Вспомните характеристику взаимоотношений “хищник-жертва”. Заполните по образцу схему примерами таких пар:


16.Используя данные пар.25 и справочного материала к нему, заполните по образцу схему мутуализма:


Охарактеризуйте взаимовыгодные отношения организмов, сделайте вывод от значений симбиотических взаимоотношений организмов для сохранения экологического равновесия в экосистемах.

17. Каким образом повлияет на биологическое разнообразие действие на экосистему таких факторов, как кислотные дожди или большое число людей, посещающих экосистему?

18. Прочтите текст:

Если количественное значение хотя бы одного из климатических факторов выходит за пределы выносливости, то, как бы ни были благоприятны другие условия среды, существование вида становится невозможным.

Подтвердите конкретными примерами правомерность сказанного.

19. Прочтите текст:

Для того, чтобы перенести длительное понижение температуры, необходима подготовка организма к этому. Такая подготовка состоит из нескольких этапов и начинается еще до наступления морозов.

Объясните, почему при внезапном наступлении холодов не все животные и растения, казалось бы приспособленные к пониженным температурам, могут перенести зимовку.

20. Известно, что в Африканской саванне богатый травянистый покров, там обитают стада антилоп и других травоядных животных, за которыми охотятся львы. Составьте одну из цепей питания в саванне.

21. Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами являются: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж. Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.

22. Компонентами экосистемы школьного аквариума могут быть: водоросли и высшие водные растения, простейшие - инфузория, дафнии, моллюски, рыбы, бактерии, грибы. Изобразите схему обмена веществ и потока энергии в данной экосистеме. Объясните, почему исключение из этой экосистемы моллюсков и простейших приводит к резкому нарушению ее равновесия.

23. Прочтите текст:

Известно, что ёрш чрезмерно прожорлив и плодовит, но дает маленький прирост массы; с другой стороны, промысловые рыбы (окунь, налим и др.) потребляют в большом количестве личинок комаров, двукрылых насекомых, органические остатки растений и животных.

Ознакомьтесь со схемой возможных пищевых связей ерша с другими видами. Объясните, почему ученые относят ерша при его чрезмерном размножении к рыбам, представляющим опасность для размножения промысловых рыб.

В сообществе с простыми цепями питания, базирующемся на небольшом числе широко распространенных видов растений, быстро размножаются первичные потребители (травоядные), например зайцы, которые могут регулярно превышать оптимальную численность. Объясните, почему превышение оптимальной численности зайцев служит сигналом возможной катастрофы. Перечислите ее причины и предполагаемые последствия. Может ли человек использовать это явление в хозяйственных целях? Какие меры для этого должны быть предприняты?

25. Какой из перечисленных факторов будет ограничивающим (подчеркнуть):

а) для растений в океане на глубине 6000 метров:

- вода, - температура, - углекислый газ;
- соленость воды, - свет,

б) для растений в пустыне летом:

- температура, - свет,
- влажность;

в) для ели в тундре:

- температура, - свет, - вечная мерзлота,
- влажность, - ветер;

г) для скворца зимой в подмосковном лесу:

- температура, - пища, - вода для питья;
- влажность воздуха, - свет,

д) для щуки обыкновенной в Черном море:

- влажность, - температура, - свет,
- пища, - кислород, - солнечная радиация;

е) для кабана зимой в тайге:

- температура, - свет, - высота снежного покрова,
- влажность воздуха, - пища;

26. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой (в феврале). Почему это оказывается возможным? Подчеркните правильный ответ:

а) у клестов есть особые приспособления, помогающие переносить низкие температуры;

б) в это время много корма, которым питаются взрослые птицы и птенцы;

в) им необходимо успеть вывести птенцов до прилета птиц – основных конкурентов из южных районов.

27. Как называется территория, занимаемая видом или популяцией?

- пространство, - ареал,
- площадь, - зона,
- круг.

28. На территории площадью 50 000 га ежегодно проводили рубку леса. Здесь решили создать заповедник. На момент его организации было отмечено 30 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 430 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 80 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 75-90 голов. Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Объясните, почему сначала численность лосей резко возросла, а позже упала и стабилизировалась.

29. Напишите 5-7 видов животных и растений, которые в вашей местности:

30. Соедините стрелками понятие и соответствующее ему определение.

Тип взаимоотношений. Определение.
Симбиоз Особи одного вида предоставляют убежища особям другого вида, и это не приносит им ни вреда, ни пользы.
Хищничество Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида.
Паразитизм Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух и более видов.
Нейтрализм Сожительство особей двух видов на одной территории, которое ни для одного из видов не дает ни положительных, ни отрицательных последствий.
Нахлебничество Особи одного вида поедают особей другого или того же вида.
Квартиранство Особи одного или нескольких видов со сходными потребностями сосуществуют при ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
Конкуренция Одни организмы получают от других необходимые питательные вещества и место постоянного или временного обитания.

31. Начертите цепи питания, начинающиеся с инфузории в пресном водоеме; с семян одуванчика; с клевера; с комара; с хламидомонады в пресном водоеме. Все цепи питания должны заканчиваться человеком.

32. Назовите животных, которые в цепях питания могут занимать место консументов (потребителей) как I, так и II или даже III порядка. Назовите растения, которые могут занимать место и продуцента (производителя) и консумента II порядка.

Назовите животных, которые всегда занимают строго определенное место в цепях питания.

33.Внимательно рассмотрите рисунок. Определите, какое явление, происходящее в природе, он иллюстрирует. Укажите основные причины происходящих изменений. Объясните, почему внедрение нового вида (завезенного из других стран) в устойчивую экосистему может привести к ее гибели.

34. Проанализируйте следующие данные:

В 1911 г. на острова около Аляски было завезено 25 северных оленей. В 1920 г. там обитало уже 300 оленей, в 1924 – 190, 1930 – 650, 1935 – 1000, 1938 – 2000 оленей. В 1950 г. осталось 8 оленей.

Составьте график изменения численности оленей по годам и объясните возможные причины изменения численности популяции.

35. Величина корневой системы зависит от условий роста. Какое растение – выросшее на влажной почве или в пустыне – имеет более глубоко проникающую корневую систему?

36. Верхний плодородный слой земли – почва – характеризуется темной окраской. От чего она зависит?

37. Каждый автомобиль в среднем в год выбрасывает в атмосферу 800 кг углекислого газа. 25-летний тополь за весенне-летний сезон поглощает 44 кг, а липа – 16 кг углекислого газа. Подсчитайте, сколько понадобится лип или тополей, чтобы очистить воздух от загрязнения 10 автомобилей?

38. Английский учёный Томсон “лорд Кельвин” в 1988 году утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется большое количество углекислого газа. Это утверждение опроверг К.А. Тимирязев. Какими фактами руководствовался учёный?

39. Взрослый человек за сутки при дыхании в среднем использует 0,5 кг кислорода. 50-летний дуб за год выделяет 20 кг кислорода, а 25-летний тополь – около 32 кг. Сколько кислорода в год необходимо для жизни одного человека? Сколько тополей должны “ работать “, чтобы обеспечить кислородом одного человека? А дубов?

40. Почему выдающийся учёный-ботаник К.А.Тимирязев назвал растение зелёным посредником между землей и космосом? В чем заключается эта космическая роль зеленых растений?

41. Уменьшение длины дня является сигналом о наступлении осени. В это время у растений происходит отток из листьев необходимых веществ в ветки, корни, корневища, клубни и луковицы. Что остается и что поступает в листья, которые будут сброшены? Сбрасывают ли вечнозеленые растения свою листву?

42. При выращивании клевера – лучшей кормовой культуры с большим содержанием белка – сельскохозяйственные работники столкнулись с проблемой отсутствия семян у этой культуры. Оказалось, что урожай семян зависит от рыжих лисиц. Используя систему лиса – мыши – шмели (шмелиные гнезда) – клевер, объясните взаимосвязь и взаимозависимость между лисой и клевером.

43. Эвглена зеленая, хламидомонада, хлорелла и другие одноклеточные водоросли способны быстро размножаться и поглощать из окружающей среды органические вещества. Где используются эти свойства одноклеточных водорослей?

44. На космических кораблях и подводных лодках хлорелла способна очищать воздух. Благодаря какому свойству нашла она столь широкое применение? Для чего еще используют хлореллу в народном хозяйстве?

45. Покрывая почву сплошным ковром, кукушкин лен вытесняет другие мхи, что может вызвать заболевание почвы. Почему так происходит?

46. На каких почвах расселяются хвощи. В чем эти почвы нуждаются?

47. По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам, либо к паразитам. Как питаются грибы-сапрофиты и грибы-паразиты? Приведите примеры и тех и других.

48. Грибы не могут осуществлять фотосинтез, так как их клетки не содержат хлорофилла. Как питаются грибы?

49. Замечено, что шляпочные грибы встречаются под определенными породами деревьев. Связь дерева и гриба приносит пользу им обоим. Как называют такое полезное для двух организмов сожительство?

Читайте также: