Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает

Обновлено: 07.07.2024

4. Прочитайте утверждения под А и Б и выберите верный ответ:
А. В состав лишайника входит шляпочный гриб.
Б. Лишайник по способу питания является автогетеротрофным организмом.
1) Верно только А
2) Верно только Б+
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

5. Основные типы слоевища лишайников:
1) накипные+
2) травянистые
3) деревянистые
4) кустарничковые
5) листоватые+
6) кустистые+

6. Соотнести процессы жизнедеятельности лишайника и компоненты его слоевища:
Процессы жизнедеятельности лишайников
А. Осуществляют фотосинтез
Б. Поглощают готовые органические вещества
В. Образуют органические вещества на свету
Г. Всасывают воду и минеральные соли из почвы
Компонент слоевища
1) Клетки водоросли
2) Гифы гриба
Ответ:1212

7. Заполните пропуски, вставив слова из словарика, и полученную комбинацию запишите в ответ:
Лишайники представляют собой комплексный организм, включающий водоросль и … (1). Водоросли получают органические вещества в процессе, который называется … (2). Грибы снабжают весь организм водой и … (3). Такой тип взаимоотношений называется … (4).
Словарик:
1) Симбиоз.
2) Гриб.
3) Корневое питание.
4) Минеральные вещества.
Ответ:2341

8. Что образуется взаимовыгодным сожительством гриба и водоросли?
1) микоризу
2) лишайник+
3) мицелий плесени
4) плодовое тело гриба

9. Какую роль играет гриб в составе лишайника?
1) автотрофа
2) гетеротрофа+
3) хищника
4) жертвы

10. Что характерно клеткам водоросли в теле лишайника?
1) производят органические вещества+
2) паразитируют на гифах гриба
3) поглощают готовые органические вещества
4) разрушают нити грибницы

11. Прочитайте утверждения под А и Б и выберите верный ответ:
А. Лишайник — это целостный живой организм, компоненты которого взаимосвязаны.
Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения+
4) Неверны оба суждения

12. Чем происходит размножение лишайников?
1) частями слоевища+
2) спорами+
3) семенами
4) побегами
5) половым путем+
6) почкованием

13. Соотнесите процессы жизнедеятельности лишайника и способы его питания:
Процессы жизнедеятельности лишайников
А. Клетки водоросли образуют углеводы
Б. В хлоропластах протекает процесс фотосинтеза
В. Поглощают готовые молекулы органических веществ
Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью
Способ питания
1) Автотрофный
2) Гетеротрофный
Ответ:1122

14. Заполните пропуски, вставив слова из словарика, и полученную комбинацию запишите в ответ:
К группе шляпочных грибов относят шампиньон, подосиновик, … (1). Многолетняя грибница на поверхности почвы образует … (3) и состоит из … (3). Питание гриба происходит в результате … (4).
Словарик:
1) Плодовое тело.
2) Всасывания питательных веществ.
3) Ножки и шляпки.
4) Мухомор.
Ответ:4132

15. Способ размножения лишайника:
1) при помощи спор
2) вегетативно+
3) половым путём
4) всё вышеперечисленное

16. Лишайники по способу питания являются:
1) к гетеротрофами
2) к автотрофами
3) к хемотрофами
4) к миксотрофами+

17. Название тела лишайника?
1) побег
2) мицелий
3) таллом+
4) микориз

18. Самой простой формой лишайника является:
1) накипная+
2) кустистая
3) листоватая

19. Какая наука изучает лишайники?
1) ботаника
2) бриология
3) микология
4) лихенология+

20. К чему не относятся лишайники?
1) растениям
2) грибам
3) водорослям
4) особым симбиотическим организмам+

22. Для чего используют лишайники?
1) чистоты воздуха+
2) чистоты воды
3) плодородия почв

23. Лишайник основа корма для:
1) для домашних животных
2) для человека
3) для перелётных птиц
4) для северных оленей+

24. Чего нет у тела лишайника?
1) коркового слоя
2) сердцевина
3) ризоиды
4) ксилемы+

25. Основной функцией сердцевины лишайника является:
1) укрепляет слоевище;
2) выполняет фотосинтез;
3) проводит воздух к клеткам водорослей.+

26. Название тела лишайника:
1) грибница;
2) слоевище;+
3) плодовое тело.

27. Какой тип имеют слоевища лишайника?
1) прямостоячий;
2) кустистый;+
3) чешуйчатый.

28. Каким путем происходит размножение лишайников?
1) половым путем;
2) бесполым путем;
3) половым и бесполым путем.+

29. Автотрофными компонентами лишайника являются:
1) бурые и зеленые водоросли;
2) только зеленые водоросли;
3) зеленые водоросли и цианобактерии.+

30. Что получает водоросль от гриба в составе лишайника?
1) воду и минеральные соли;+
2) воду и углеводы;
3) кислород, воду и минеральные соли.

31. Гетеротрофный компонент лишайника:
1) зеленые водоросли;
2) грибы;+
3) грибы и зеленые водоросли.

32. Чем крепятся листоватые лишайники к субстрату?
1) слоевищем;
2) толстой короткой ножкой;+
3) гифами гриба.

33. Чем крепятся накипные лишайники прикрепляются к субстрату?
1) нижней корой;
2) при помощи специальных выростов слоевища;
3) при помощи ризоидов.+

34. Группа организмов, которая могла бы распространиться первой на новообразованном вулканическом острове:
1) папоротники;
2) лишайники;+
3) хвощи.

35. Главным отличительным признаком лишайника:
1) от наличия пигментов;+
2) от цвета слоевища;
3) от окраски лишайниковых кислот;+
4) от цвета водоросли;
5) от условий освещения.+

36. Название слоевищ лишайников, которые внутри деревьев и камней:
1) изолированные;
2) эндолитные;+
3) сапрофитные;
4) эндофлеодные;+
5) внутренние.

37. Значение лишайников:
1) разрушают горные породы+;
2) обеспечивает растения органическими веществами;
3) используется в парфюмерной промышленности;+
4) составляют покров тундры;+
5) вред судоходству.

38. Соотнесите названия лишайников с их типом слоевища:
А) Листоватый
Б) Кустистый

1) Уснея
2) Кладония
3) Пельтигера
4) Леканора
5) Пармелия
6) Цетрариа
2) названием лишайника и характерными признаками:
Ответ: А – 5, ; Б – 1, 2, 6.

39. Соотнесите названия лишайников с их типом слоевища:

1) Уснея
2) Пармелия
3) Возможность отделения таллома от субстрата возможно крупными фрагментами.
4) Возможность отделения таллома от субстрата возможно целиком.
А) Листовидные пластинки.
Б) Имеет вид разветвленного кустика.
Ответ: А – 2, 3; Б – 1, 4.

40. Какими организмами считаются лишайники?
1) паразитами
2) хищниками
3) симбионтами+
4) сапротрофами

41. Отметьте лишайники, которых не существует:
1) кустистые
2) древовидные+
3) листоватые
4) накипные

42. Симбиозом называют совместное проживание организмов:
1) взаимополезное+
2) полезное для одного
3) взаимовредное
4) вредное для одного

43. Где растут лишайники?
1) всюду, даже в Антарктиде
2) всюду, где чистый воздух
3) всюду, даже в пустыне
4) все ответы правильны.+

44. Часть лишайника, имеющая хлорофилл:
1) гриб
2) водоросль+
3) грибница
4) и гриб и водоросль

45. Ягелем считается лишайник, который живет:
1) на скалах
2) на стволах деревьев
3) в тундре +
4) в еловом лесу.

46. Найдите лишайник:
1) кукушкин лен
2) сфагнум
3) ксантория +
4) ламинария
5) мукор

47. Организмы, участвующие в образовании лишайников:
1) только моховидные, или мхи
2) только синезеленые водоросли
3) только зеленые водоросли
4) только синезеленые или зеленые водоросли+
5) моховидные, синезеленые или зеленые водоросли

51. Эти организмы выполняют функции поглощения воды и растворения в ней минеральных веществ, а также для прикрепления лишайников к земле, камням и коре деревьев:
1) грибы+
2) зеленые водоросли или цианобактерии
3) моховидные
4) красные и бурые водоросли

52. Не будет функцией грибов, которые образуют лишайники:
1) поглощают воду
2) создают тень для водорослей
3) синтезируют органические вещества во время фотосинтеза+
4) служат для прикрепления лишайников к земле, камням и коре деревьев
5)поглощают минеральные соли

53. Группа химических соединений, с помощью которых лишайники разрушают горные породы:
1) минеральные соли
2) кислоты+
3) щелочи
4) белки

54. Тип слоевища лишайников с наиболее простым строением:
1) накипное (корковое)+
2) листоватое
3) кустистое

55. Тип слоевища лишайников с наиболее сложным строением:
1) накипное (корковое)
2) листоватое
3) кустистое+

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Контрольная работа (промежуточная аттестация) по биологии для 5 класса

Часть А содержит 8 заданий (А1-А8) с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, только один из них верный. Запишите число, соответствующее выбранному ответу.

А1. Группа сходных по строению клеток, выполняющих определенную функцию

1) орган 2) часть растения 3) организм 4) ткань

А2. В состав органов цветкового растения входят:

1) только покровные ткани 3) разнообразные ткани 2) только проводящие ткани 4) только механические ткани

А3. Роль механической ткани в растении.

1) обеспечивает передвижение веществ 3) придает ему прочность и упругость

2) защищает его от повреждений 4) обеспечивает его рост

А4. Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает

1) поглощение атмосферной и почвенной влаги 2) использование света для образования питательных веществ

3) сапротрофное питание 4) защиту от механических повреждений

А5. Чем отличается спора гриба от споры бактерии?

1) представлена только одной клеткой 2) выполняет функцию размножения

3) разносится ветром на большое расстояние 4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям

А6. Дрожжи обозначены на рисунке цифрой

1) 2) 3) 4)

А7. Водоросли — это низшие растения, т. к. они…
1) обитают в воде 2) размножаются спорами 3) не имеют тканей 4) покрыты оболочкой А8.У можжевельника семена находятся…

1) в женских шишках 2) в мужских шишках 3) в плодах 4) в соплодиях.

В1. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов.

А) автотрофный тип питание 1) Растения

Б) тело состоит из переплетающихся нитей – гиф 2) Грибы

В) наличие целлюлозы в клеточной стенке

Г) гетеротрофный тип питания

Д) наличие хитина в клеточной стенке

Е) клетки тела имеют пластиды

В2. Особенности, характерные для лишайников,

1) представляют самостоятельную группу организмов

2) занимают промежуточное положение между царствами Растений и Животных

3) чувствительны к загрязнению окружающей среды

4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов

6) состоят из одинаковых клеток

В3. Установите соответствие между признаками и отделом растений.
ПРИЗНАК ОТДЕЛ
А) тело — слоевище, не разделенное на органы 1) Отдел Мохообразные
Б) есть органы и ткани 2) Отдел Зеленые водоросли
В) участвуют в образовании торфа
Г) одноклеточные и многоклеточные формы
Д) гаметы образуются в одноклеточных половых органах
Е) многие зимуют в стадии зиготы

С 1. Какие отличительные признаки голосеменных растений?

С 2. Назовите известные вам цветковые растения, которые занесены в Красную книгу. Какое значение имеют цветковые растения?

Контрольная работа (промежуточная аттестация) по биологии для 5 класса

Часть А содержит 8 заданий (А1-А8) с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, только один из них верный. Запишите число, соответствующее выбранному ответу.

А1. Покровная ткань

1) обеспечивает передвижение веществ 2) защищает растение от повреждений

3) служит местом синтеза веществ 4) придает растению прочность и упругость

А2. Проводящие ткани в растении

1) защищают его от повреждения 2) обеспечивают передвижение веществ по нему

3) придают ему прочность и упругость 4) обеспечивают отложение питательных веществ в запас

А3. Образовательная ткань в растении

1) обеспечивает передвижение веществ 2) защищает его от повреждения

3) придает ему прочность и упругость 4) обеспечивает его рост

А4. Оболочка грибной клетки в отличие от растительной состоит из

1) клетчатки 2) хитиноподобного вещества 3) сократительных белков 4) липидов

А5. К запасным питательным веществам грибов относят

1) гликоген 2) белки 3) жиры 4) крахмал

А6. Водоросли обозначены на рисунке цифрой

1) 2) 3) 4)

А7. Фотосинтез у водорослей проходит в…

1) хлоропластах 2) хромопластах 3) лейкопластах 4) хроматофоре А8. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно 1) размножение семенами 2) автотрофное питание

3) наличие вегетативных органов 4) отсутствие цветка и плода

В1. Установите соответствие между типом клетки и ее характеристикой

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП КЛЕТКИ

А) запасающий углевод - гликоген 1) Растительная клетка

Б) хитиновая клеточная стенка 2) Клетка гриба

В) гетеротрофный тип питания

Г) целлюлозная клеточная стенка

Е) автотрофный тип питания

В 2. Сходство грибов и животных состоит в том, что 1) у них гетеротрофный способ питания

2) у них автотрофный способ питании

3) клеточная стенка грибов и покровы членистоногих содержат хитин

4) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

5) в их клетках отсутствуют хлоропласты

6) их тело состоит из тканей

В 3. Распределите организмы по царствам, к которым они принадлежат.
ОРГАНИЗМ ЦАРСТВО
А) хламидомонада 1) Бактерии
Б) кокки 2) Грибы
В) бацилла 3) Растения
Г) головня
Д) ламинария
Е) фикус

С 1.Назовите характерные признаки покрытосеменных растений

С 2.Назовите известные вам голосеменные растения. Почему детские оздоровительные лагеря, санатории часто размещают в хвойных лесах?

Мария Сосина

22. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется
1) образованием большого количества пыльцы
2)удлинением тычиночных нитей
3)ранневесенним цветением
4)наличием в цветках нектара, яркого венчика

23.Какой фактор в эволюции утратил свое значение в настоящее время?

1)пространственная изоляция
2)наследственная изменчивость
3)комбинативная изменчивость
4)колебания численности в результате миграционных процессов
24. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне-
1)недостаток влаги
2)высокая температура
3)отсутствие пергноя
4)интенсивное ультрафиолетовое излучение

25.Определите консумента второго порядка в цепи питания листья липы-гусеницы непарного шелкопряда—жук пахучий красотел—обыкновенный скворец---ястребперепелятник
1) ястреб-перепелятник
2)обыкновенный скворец
3)жук пахучий красотел
4)гусеница непарного шелкопряда

26.Устойчивость биогеоценоза определяется
1)закономерностями наследственности изменчивости
2)разнообразием его видового состава
3)конкуренцией между организмами
4)популяционными волнами

27.Какие структуры клетки запасающие питательные вещества не относятся к органоидам?
1)вакуоли
2)лейкопласты
3)хромопласты
4)включения

28.Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка?

29.Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам происходит в
1)интерфазе
2)профазе
3)метафазе
4)анафазе

30.При скрещивании гетерозиготы с рецессивной гомозиготой доля гомозигот в потомстве составляет
1)0%
2)25%
3)50%
4)100%

31.При скрещивании близкородственных животных у потомства наблюдается
1)понижение жизнеспособности
2)проявление эффекта гетерозиса
3)повышение гетерозиготности
4)нарушение образования половых клеток

32.Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает
1)поглощение атмосферной и почвенной влаги
2)использование света для образования питательных веществ
3)сапротрофное питание
4)защиту от механических повреждений

33.Изменение просвета вен у человека происходит за счет ткани
1) поперечнополосатой мышечной
2)гладкой мышечной
3)соединительной
4)эпителиальной

34.У человека при включении в работу парасимпатического отдела нервной системы
1)усиливается работа кишечника
2)повышается тонус скелетной мускулатуры
3)увеличивается концентрация сахара в крови

35.Какие из перечисленных органов являются гомологами передних конечностей лошади
1)щупальца осьминога
2)крылья бабочки
3)ласты пингвина
4)клешни рака

36.Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду обитания что способствует
1)круговороту веществ
2) саморазвитию экосистем
3)размножению организмов
4)росту и развитию организмов
ДАЛЕЕ см. ЧАСТЬ В в ТЕСТ№3


Видеоурок познакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, способами их размножения. Учащиеся узнают, что существует три группы лишайников в зависимости от внешнего вида слоевища. Также узнают, что в зависимости от внутреннего строения слоевище лишайников бывает двух типов: гомеомерное и гетеромерное. На заключительном этапе урока рассматривают значение лишайников в природе и жизни человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Лишайники"

Лишайники образуют особую группу живых организмов. Они встречаются и в тёмных еловых лесах, и в светлых сосновых борах, растут на камнях, скалах и стволах деревьев. Лишайники изучает наука лихенология.

Тело лишайника не разделено на корень, стебель, листья и представлено слоевищем (или талломом). Лишайник состоит из двух организмов – гриба и водоросли, которые живут в симбиозе (взаимовыгодное сожительство). Гриб – это гетеротрофный компонент – микобионт. Водоросль – это автотрофный компонент, или фикобионт. Микобионтами чаще всего являются асковые (сумчатые) грибы, реже базидиальные. Фикобионтом у большей части лишайников является одноклеточная зелёная водоросль требуксия. Вместо водорослей в состав лишайников могут входить также цианобактерии.


Рассмотрим внутреннее строение лишайника на поперечном разрезе. Большая часть таллома состоит из гиф гриба. Между гифами гриба расположены клетки водоросли или цианобактерий. На нижней стороне располагаются пучки гиф – ризины. Они служат для прикрепления. Гифы гриба, образующие лишайник, членистые (септированные). Отверстия, которые соединяют соседние части клеток, есть и в поперечных, и в продольных перегородках. Клеточные стенки гиф сильно утолщены. Это предотвращает потерю воды. Клетки тесно соединены между собой через нити цитоплазмы (плазмодесмы). В цитоплазме находятся ядро, вакуоли и резервные питательные вещества. В теле лишайника имеются особые двигающие гифы, которые могут перемещать клетки водоросли в нужное место.


Рассмотрим, как происходит питание лишайников. Гифы гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества и снабжают ими водоросль, так как водоросль окружена гифами и не может поглощать воду и минеральные вещества самостоятельно из окружающей среды. Водоросли осуществляют фотосинтез, в результате которого образуются органические вещества, которые использует гриб. Важно сказать, что микобионт не может существовать отдельно от фикобионта. А водоросли, наоборот, прекрасно выживают и в свободном состоянии.

Лишайники очень разнообразны по внешнему виду. Выделяют три группы лишайников в зависимости от внешнего вида слоевища: накипные (или корковые), листоватые и кустистые. Накипные лишайники имеют вид тонкого налёта или корочки. Они прочно срастаются с субстратом и неотделимы от него без повреждений. Листоватые лишайники имеют вид чешуек или пластинок, которые прикрепляются к субстрату ризинами. Они часто поселяются на камнях и коре деревьев. Например, на коре деревьев часто встречается ксантория – лишайник золотистого цвета. Кустистые лишайники – самые высокоорганизованные и напоминают разветвлённый кустик, прикреплённый к субстрату основанием своего таллома. Слоевище лишайников бывает различных цветов: белого, серого, розового, синего, зелёного, бурого или чёрного. Это зависит от пигмента, который откладывается в гифах гриба.


В зависимости от внутреннего строения слоевище лишайников бывает двух типов: гомеомерное и гетеромерное. Рассмотрим, в чём заключается различие между ними. У гомеомерных лишайников таллом представляет собой гифы гриба, которые лежат рыхло и между ними равномерно располагаются клетки водорослей по всей толщине таллома. Гетеромерное строение характеризуется наличием слоёв. Сверху и снизу слоевище покрыто слоем коры. Она образована гифами гриба и защищает лишайник от высыхания и механических повреждений. Клетки водорослей образуют фотосинтезирующий слой. Сердцевину образуют гифы гриба. Здесь в основном запасается влага, сердцевина также играет роль каркаса. В нижней коре имеются пучки гиф (ризины) для прикрепления.


Далее рассмотрим, как происходит размножение лишайников. Для них характерно вегетативное, бесполое и половое размножение.


Большинство лишайников размножаются в основном вегетативным способом. Когда лишайник теряет воду и высыхает, слоевище становится очень хрупким, от него легко отламываются кусочки, которые затем подхватываются ветром и разносятся. Из таких кусочков вырастает новый организм.


Многие листоватые и кустистые лишайники в благоприятных условиях способны образовывать специализированные структуры вегетативного размножения. Они состоят из клеток водорослей, оплетённых гифами гриба, и бывают двух видов: изидии и соредии. Рассмотрим, в чём заключается различие между ними. Изидии – это выросты таллома в виде булавки, пуговицы или листочка. Они покрыты корковым слоем, который образован гифами гриба, между которыми располагаются водоросли. При воздействии ветра, воды, даже лёгкого прикосновения они отрываются. Соредии образуются внутри лишайника. По форме они напоминают мелкие комочки пыли. Соредии состоят из одной или нескольких клеток водоросли, оплетённых тонкими гифами гриба. Они выходят наружу, попадают на подходящий субстрат и развиваются в новый лишайник.


Микобионт и фикобионт способны размножаться самостоятельно. Микобионт размножается, как и все грибы, бесполым способом или половым. В результате полового размножения образуются плодовые тела, которые часто напоминают очень маленькие шляпочные грибы.

Лишайники очень неприхотливы к условиям окружающей среды. Поэтому они заселяют разнообразные места обитания. Они растут в самых бесплодных местах: на голых скалах, высоко в горах, в пустынях, где не могут жить другие растения. Некоторые заселяют затопляемые места и живут под водой. Но для существования лишайников необходимы определённые условия. В зависимости от этого выделяют несколько экологических групп лишайников: эпилитные лишайники живут на поверхности камней, эпигейные – живут на почве, энифитные – на коре деревьев, эпиксильные – на разлагающейся древесине. Слоевище лишайника впитывает влагу дождей, росы и туманов всей поверхностью тела. Все группы лишайников нуждаются в освещении, для того чтобы водоросли осуществляла фотосинтез. Если водоросль не может осуществлять фотосинтез, это приводит к гибели лишайника. Лишайники заселяют непригодные для других организмов места обитания, а более комфортные для жизни места остаются неосвоенными. Это происходит потому, что лишайники примерно в 15 раз менее эффективно образуют органические вещества, чем растения. Поэтому они не могут конкурировать с ними.


Лишайники способны длительное время переносить недостаток влаги. Они выносливы к изменениям температуры, могут переносить как высокие температуры до +50 °С, так и низкие до –50 °С. В отличие от растений, фотосинтез у лишайников может проходить при отрицательных температурах. Но наиболее интенсивно он происходит при температуре от +10 до +25 °С.

Растут лишайники очень медленно. Например, ягель вырастает всего на 1–3 миллиметра в год. Быстрее всех растут кустистые и листоватые лишайники. Например, кустистый лишайник рамалина при хороших условиях окружающей среды за год вырастает на 3 сантиметра. Медленнее всех растут накипные лишайники (за год всего около 0,5 миллиметра). Большая часть слоевищ лишайников, несмотря на малые размеры, имеет возраст около 50 лет. Они являются одними из самых долгоживущих организмов и могут достигать возраста нескольких сотен лет. Известно, что накипной лишайник ризокарпон географический, обитающий в Гренландии, имеет возраст около 4500 лет. Он поселяется на скалах и камнях.

Для некоторых видов личинок бабочек лишайник служит основным продуктом питания. Гусеницы различных ночных бабочек имеют окраску под цвет лишайника, другие подражают также и его очертаниям.


Кроме того, лишайник поедается беспозвоночными, такими как улитки, насекомые и клещи. Лишайниковая растительность используется многими животными как место обитания и укрытие от хищников. Многие птицы используют лишайники, особенно листоватые и кустистые формы, для гнездования, как, например, бурокрылая ржанка.

Участие лишайников в хозяйственной деятельности человека незначительно. Однако они находят применение в народной медицине. Они также содержат вещества, используемые в фармацевтической промышленности. Цетрария исландская, или исландский мох, добавляется в средства от кашля. Препараты из неё обладают антисептическими свойствами. Исландский мох также используется и в парфюмерии. В уснее содержится антибиотик усниновая кислота, применяемый для лечения кожных болезней и бактериальных инфекций. В лишайниках содержатся пигменты, из которых получают лакмус. С его помощью определяют кислотность среды.

Лишайники активно реагируют на загрязнённость воздуха, они поселяются лишь в экологически чистых местах. Промышленное производство, сопровождаемое вредными выбросами в атмосферу, приводит к сокращению численности лишайников, особенно в городах. Лишайники нуждаются в срочной и долговременной защите. По состоянию на 2015 год в Красную книгу России включено 42 вида лишайников. Рассмотрим некоторые из них: коккокарпия, лептогиум Бурнета, лобария широчайшая, лобария лёгочная, бриория Фремонта, летария лисья, пунктелия сухая и телосхистес желтоватый.

2. Слоевище лишайников состоит из:
А. водорослей и бактерий
Б. бактерий и грибов
В. нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей.

3. Какие существуют формы лишайников:
А. накипные
Б. кустистые
В. листоватые
Г. все ответы верны

4. Лишайник - важнейший источник корма для:
А. северных оленей
Б. домашних животных

5. Лишайники растут:
А) всюду, даже в Антарктиде
Б) всюду, где чистый воздух
В) всюду, даже в пустыне
Г) все ответы правильны.


Пример оформления:
1.а
2.б и тд.
6. 1.+
2.- и тд.

Читайте также: