Не нужно было лилию срывать

Обновлено: 07.07.2024

Вопреки словам Алексея Дмитриевича, мне не стало страшно. Наоборот, жадное любопытство охватило меня, жестокое желание увидеть эти места лицом к лицу и почувствовать не страх, а какой-то непонятный восторг перед грозным одиночеством этих скал, раскаленных солнцем.

Очевидно, такое же состояние может охватить человека при виде катаклизмов, космических катастроф, извержений и великих ураганов, меняющих в одно мгновение знакомый облик Земли.

То был застывший катаклизм.

В лупу можно было рассмотреть на краю этой стены белеющий над обрывом скелет верблюда. И ни одной травинки. Даже чий – закаленное полуметровое растение пустыни – не рос нигде, сколько я его ни искал.

"Ад! – подумал я. – Ужас и одиночество".

В этом зрелище было что-то могучее, захватывающее, будто я стоял на краю бездны.

Я вспомнил недавний разговор с Ильфом в "Четвертой полосе" "Гудка". Говорили о путешествиях, и Ильф вскользь сказал:

– Чтобы взять от путешествий все, что можно, нужна большая психическая выносливость.

– Люблю афоризмы! – заметил Олеша. – Особенно из уст великих путешественников Джемса Кука и Ильи Арнольдовича Ильфа.

Ильф не рассердился.

– Юра, – сказал он убежденно, – вы же не собираетесь всю жизнь гулять в панаме в померанцевых рощах Сицилии или срывать лилии в пышных королевских садах Версаля. Что, если вам придется попасть в такие окаянные места, как, скажем, Антарктика или пустыня Гоби? Семьдесят градусов скрипучего мороза или паршивая колючая пыль, что будет хлестать, вам в лицо несколько суток подряд. Надо это увидеть, выдержать, запомнить. И не проситься домой, до мамы. Так рождаются великие характеры и мужественные души. Иначе не стоит брать в руки гусиное перо.

Я вспомнил эти шутливые слова Ильфа и подумал, что я непременно поеду на восточный берег Каспийского моря и увижу эту омертвелую землю, как бы испепеленную мировым пожаром. И выдержу. И напишу.

Тем сильнее и преданнее я буду любить потом каждый серый денек у нас, в Средней России, – тот самый, что помаргивает дождиком и пахнет мокрыми лопухами.

Мне казалось, что свою старую любовь к обыкновенной земле я усилю, укреплю, доведу до предела, только испытав отчаяние этих бесплодных пространств, непригодных для человеческой жизни.

Я рассмотрел все остальные фотографии. Все они были очень выразительны и даже величественны. То были снимки берегов Кара-Бугазского залива на Каспии.

Я ничего о нем не знал и даже не представлял себе, где он находится. Но он уже неудержимо тянул к себе своей дикостью, явной тайной, скрытой в его мглистых пространствах. Тайна была. Я это чувствовал.

Потом Алексей Дмитриевич скупо и странно рассказал мне о Кара-Бугазе. В его рассказе действительность была спутана с легким бредом. Но это, пожалуй, только усилило мой интерес к этому неведомому месту. После его рассказа загадочный туман кое-где поредел, а кое-где сгустился.

Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него никем не исследована.

Так впервые в тихом провинциальном доме, где застенчиво цвел на окнах бальзамин, родилась мысль о книге, целиком взятой из реальной и суровой, даже жестокой жизни. Я начал много думать об этой книге и готовиться к поездке на Мангышлак и в Кара-Бугаз.

А когда через три года мне удалось совершить эту поездку и начать писать книгу, я второй раз приехал в Ливны. В силу чего – не знаю. Может быть, в силу прямой противоположности ливенских мест закаспийской пустыне. В Ливнах все были на старом месте – и старушка Варвара Петровна, и Нина Дмитриевна, и геолог, и Тая, и даже Касьян из Заонежья.

Он остался в Ливнах на сверхсрочную службу, как мне показалось, из-за Таи, возмужал, загорел и перестал быть похожим на хилого северного пастушка.

Мне легче было писать о Кара-Бугазе в дремоте старого дома, под непрерывную перекличку слободских петухов, под ровный звон дождевой воды, лившейся с крыши в старую бочку, поглядывая за окно, где сквозь облака просвечивало по временам нежаркое и безопасное солнце.

"Малый Конотоп"

Захолустный городок Конотоп я видел несколько раз только из окна вагона. Я ничего о нем не знал, кроме того, что в нем умер вымышленный эренбурговский герой Хулио Хуренито.

Говорили, что "в свое время" городок этот был знаменит лужами. В них каждый год тонули многострадальные конотопские кони. Выражение "в свое время" казалось таинственным. Что значит: "в свое время"? Очевидно, во время расцвета, хотя во все времена ни о каком расцвете Конотопа не могло быть и речи.

Лужи эти давно высохли. В наши дни Конотоп славился только замечательными блинчатыми пирожками с мясным фаршем. Ими торговал буфет на конотопском вокзале.

К приходу каждого пассажирского поезда на стойку в буфете выносили большие противни с этими раскаленными пирожками. Делом чести для каждого пассажира было пробиться к стойке и съесть, обжигая пальцы, хотя бы один сочный и хрустящий пирожок.

Самый же Конотоп казался довольно уютным со своими чистыми домиками, плетнями и тополями. На пути из Москвы в Киев это были первые тополя. Пассажиры всегда радовались им, как предвестникам юга.

Непонятно почему, но этот городок дал имя одному московскому писательскому содружеству.

Почти каждый день у Фраермана в его маленькой квартире на Большой Дмитровке собирались друзья: Аркадий Гайдар; Александр Роскин – знаток Чехова, писатель и пианист; молодой очеркист Михаил Лоскутов; редактор Детского издательства добрейший Ваня Халтурин и я.

Сборища эти Роскин неизвестно почему назвал "Конотопами".

Объяснить происхождение этого названия он надменно отказался, ссылаясь на то, что существовал же во времена Пушкина литературный кружок "Арзамас" и никто толком не знает, почему он был назван именем этого маленького и такого же захолустного, как и Конотоп, городка.

У каждого из нас были по этому поводу свои соображения. Но, пожалуй, самым проницательным оказался Гайдар. (Он вообще был чертовски проницателен и лукав.)

Одно время жена Фраермана Валентина Сергеевна угощала нас блинчатыми пирожками. А поскольку Конотоп славился ими и Роскин об этом знал, то поэтому он, по мнению Гайдара, и придумал такое странное название нашему содружеству.

Собирались мы почти каждый день, читали друг другу все вновь нами написанное, спорили, шумели, рассказывали всяческие истории, пили дешевое грузинское вино и водку и в один присест съедали по три огромные банки свино-бобовых консервов.

Мы были как будто беспечны и веселы, очевидно, потому, что литературные планы не только переполняли нас, но и постепенно осуществлялись. Тут же, как говорится, "на глазах" Гайдар писал свою великолепную "Голубую чашку", Фраерман – не менее прекрасную повесть "Дикую собаку Динго, или Повесть о первой любви", Ро-скин со скрупулезной талантливостью работал над книгой о Чехове, Лоскутов, как бы стесняясь собственной наблюдательности, рассказывал о Средней Азии, а я был полон планами будущего "Кара-Бугаза".

О Гайдаре и Фраермане я писал много и не хочу повторяться. Но об остальных участниках "Конотопа" надо сказать несколько слов, в особенности о Роскине.

Он был человеком сложным и выдающимся как по обширности своих познаний, так и по острому и насмешливому уму.

Он великолепно играл на рояле и снисходительно презирал нас за отсутствие тонкого музыкального вкуса.

Когда на него находила хандра, он играл отрывки из "Хованщины", чаще всего сцену гадания, и пел щемящие слова "о великой страде печали" и "заточении в дальнем краю".

Всегда он был сдержан, немного замкнут, как большинство одиноких людей, был способен и к резкости и к необыкновенной нежности. Среди нас он считался самым взрослым, самым серьезным и требовательным ко всему, что бы мы ни писали. Нам он не давал спуску. Его статьи о писателях настолько отличались от сырой критической писанины того времени, что сразу выдвинули его в число лучших исследователей советской литературы, в ряды ее знатоков.

Он первый начал писать очень короткие – в одну-две страницы – очерки о западных писателях. Они, к сожалению, забылись.

Я помню его очерк о Флобере, где писатель, человек и эпоха были даны чуть ли не на одной странице и оживали перед глазами в лаконичных и безошибочных подробностях. Так, например, вместо того чтобы, как водится, подробно рассказывать об изнурительной, просто каторжной работе Флобера над рукописями, Роскин сообщил только одну частность.

Флобер, как известно, работал в Круассе, в своем маленьком доме на берегу Сены. Он просиживал за письменным столом до рассвета. На столе горела лампа с зеленым абажуром. Всю ночь светилось единственное окно в кабинете Флобера.

Свет в окне был таким постоянным, что капитаны морских пароходов, подымавшихся по Сене из Гавра в Руан, ориентировались по окну Флобера, как по надежному маяку. Среди моряков существовало правило: "Держать на освещенное окно в доме господина Флобера". Говорят, что это правило было даже внесено в лоцию Нижней Сены и вычеркнуто из нее только после смерти писателя.

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
( Я. Аким )

Раз жучок и два жучок

Возле леса по тропинке

Семенят гуськом жучки:

Сверчки и светлячки.

Их бояться нам не нужно,

И не нужно обижать,

Лучше всех жучков красивых

Нам с тобой пересчитать.

Раз жучок и два жучок,

Муравей и паучок.

А это кто ползет

Так, как будто ему лень?

Не пугайтесь, дети! Это –

И вот так, по одному,

Всех жучков мы посчитали.

С вами мы устали - долго мы играли.

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
( В. Орлов )

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.


В природе столько красоты!

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит ,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела…

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
( В. Чижов )

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
( М. Дудин )

Хоть трава не расти

Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб…
Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени…
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
( А. Усачёв )

Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.

Коля – корку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.

Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.

Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.

Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
( А. Ерошин )

Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
( Н. Филимоненко )

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
( С. Погореловский )

Я лес люблю. Сосновый лес,
Чтоб сосны были до небес.
Чтобы кололи облака
Об иглы белые бока,
Чтоб солнце пряталось в ветвях,
Чтоб хвоей воздух крепко пах,
Чтоб, если лечь, закрыв глаза,
Казалось: это паруса
Полощет ветер над тобой
Или шумит морской прибой,
И ты плывёшь на корабле
Вперёд, к неведомой земле.
( А. Стариков )

Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.

А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёл… Кирюша с палкой.
( А. Сметанин )

Не нужно было лилию срывать,
Цветов озёрных белую сестрицу,
Чтобы потом рубашкой укрывать
От солнца, как подстреленную птицу.
И крикнули встревоженно суда,
Вздохнули ивы, сгорбившись устало,
И погрустнели небо и вода,
Как будто им чего-то не хватало.
И вовсе не обрадовалась мать…

Не нужно было лилию срывать!
( М. Вейцман )

Разбрелись по всей полянке
Ярко-красные саранки.
Их весёлый, бодрый цвет
Так и просится в букет!
Но срывать мы их не будем.
Пусть растут на радость людям!
( Н. Ярославцев )

Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сети.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я!
( Г. Ладонщиков )

Я единственный кормилец
Всех ворон и голубей,
Ждёт мой крошечный гостинец
Каждый крошка-воробей.

Только выйду на крыльцо,
Узнают меня в лицо,
И гурьбой с окрестных крыш:
– Чем, родимый, угостишь?
( А. Орлова )

Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, –
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, –
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, –
Поливай меня!
Ливень льет порою,
Я от ливня скрою, –
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, –
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, –
Не забудь меня!
( П. Воронько )

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
( А. Яшин )

Покормите, люди, птиц!

Покормите, люди, птиц:
Свиристелей и синиц,
Воробьев и снегирей.
Покормите их скорей!

Были чтоб у птиц всегда
Зерна, семечки, вода,
Знали, что их любят, ждут,
И всегда приют найдут.

Воробьишка прилетал,
Снег немножко притоптал.
Перья распушил слегка,
Знать, искал он червяка.

Но под снегом гололед,
Корма здесь он не найдет.
На деревьях не красно,
Ветви голые давно.

И в лесу кормушек нет,
Где найти ему обед?
Вот летят гурьбою птицы
В город наш, чтоб прокормиться.

Покормите поскорей
Наших маленьких друзей!
Все пернатые важны,
Помогать мы им должны.

Что ты тискаешь утёнка?

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку, —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать.

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд,—
Лапы мальчика не шутка,
Чуть притиснешь — и капут.
( Саша Чёрный )

Хорошо в непроглядную вьюгу
Приютить чуть живую пичугу,
А весной, переждав непогоду,
Отпустить её в лес – на свободу.
( Ю. Могутин )

Однажды на дачный порожек
Зашёл любознательный ёжик.
Навстречу ему потянулась рука,
Другая рука налила молока.
Крошили печенье в глубокое блюдце
И ёж, уходя, обещал им вернуться.
А вечером думал, гуляя в лесу:
– Я завтра рукам червяков принесу.
( Ю. Симбирская )

Что нельзя купить?

Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
( В. Орлов )

Мы экологами стали

На городском субботнике
На городском субботнике
Отличные работники.
Прибрать сегодня город
Пришли и стар и молод.

Собрались пенсионеры
Чистить улицы и скверы.
– Вам помощники нужны?
Предложения слышны.

Это вышел третий класс
На уборку в первый раз.
Только слышится: – Давай!
На работу налетай!

Кто-то мусор собирает,
Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится,
Всюду радостные лица.

На городском субботнике
Все дворники, все плотики.
Даже беспокойный мэр
Помогать пришёл в наш сквер.

Костёр, забытый, под золой
Не полыхал огнём.
Хоть был, казалось, не живой,
Дремала искра в нём.
Гуляка-ветер, озорник,
Проснувшись поутру,
Губами смелыми приник
К дремавшему костру.
Спросонья задрожал костёр,
И, разгоняя тьму,
Он руки робкие простёр
В объятия к нему.
И грива жаркая огня
Взметнулась к той поре,
Как грива рыжего коня
На утренней заре.
И ветер с ней играл, смеясь,
Будил ответный жар,
Огню свою диктуя власть…
…И вырастал пожар…

Он рос и силу набирал
Без лишней суеты:
Огонь-убийца пожирал
Деревья и кусты.
Трещали, рушились стволы,
В его аду горев,
И были капельки смолы,
Как слёзы, на коре.
Забыв укромное жильё
И с ужасом в душе,
Бежало в панике зверьё,
Теряя малышей,
Стараясь обогнать беду –
(Спастись бы самому!) –
И задыхаясь на бегу,
И падая в дыму…

Того виню я в драме сей,
Тому я шлю укор,
Кто по халатности своей
Не загасил костёр.
Земли родной храня красу,
Покой лесов храня,
Ты ради баловства в лесу
Не разводи огня,
Чтоб чьи-то души не украв,
С собою быть в ладу,
Чтоб искра твоего костра
Не принесла беду.
( Т. Шашева )

Этот дядя не жалеет
Что в лесу окурок тлеет…
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
– Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!

Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису…
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
( Л. Фадеева )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Картотека по окружающему миру (старшая группа) по теме: Экологическое воспитание в стихах

Экология – это то что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальн.


Экологическое воспитание в стихах

Картотека по окружающиму миру.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОСПИТАНИЕ В СТИХАХ

материал для родителей и педагогов докольных образовательных учреждений.


Картотека по окружающему миру : Экологическое воспитание в стихах

Картотека стихов по экологическому воспитанию хорошее подспорье педагогам в формировании и развитии экологической культуры и основ экологического миропонимания личности дошкольника.

Картотека "Экологическое воспитание в стихах"


Картотека по окружающему миру по теме "Экологическое воспитание в стихах"

Картотека по окружающему миру по теме "Экологическое воспитание в стихах".

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

/экологические стихи для детей и не только/

Чтобы защита окружающей среды не оказалась лишь абстрактным понятием, необходимо внушать каждому ребёнку простую и убедительную мысль – мы (люди) являемся частью природы, мы должны беречь и любить наши деревья и реки, пашни и леса, животных, как мы любим и бережём свою жизнь. Очень важно, чтобы наши дети понимали природу, воспринимали окружающий мир не только как среду обитания, но и чувствовали красоту, эстетическое совершенство первозданной природы. Интерес к окружающим объектам живой и неживой природы ребёнок начинает проявлять ещё в дошкольном возрасте. Поэтому работу по воспитанию экологического сознания надо начинать с самого раннего возраста.

Существуют два способа познания мира: научный и художественный. Художественный способ познания мира – это способ познания мира, сопровождаемый эмоциональным восприятием услышанного (музыкальное произведение), увиденного (фильм, картина), прочитанного (художественное произведение). Чтение художественной литературы относится к художественному способу познания мира. Хорошие художественные произведения не только расширяют кругозор детей, но и, что более ценно, воспитывают чувства, формируют нравственно-этические нормы, правильное мышление, правильную модель поведения (в том числе экологическую).

Систему нравственно – экологических ориентиров даёт чтение произведений таких известных авторов, как В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина, С. Есенина. Ф. Тютчева и др.

( М. В. Ломоносов, учёный, поэт, историк)

(Ф. М. Достоевский, писатель)

(К. Г. Паустовский, писатель)

(Д. С. Лихачёв, филолог, литературовед, историк, публицист)

Наша планета

Есть одна планет - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету -

Ведь другой на свете нету!

Мошковская Эмма

Зелёная луна

В какие дальние края

Во все края -

Но только в лунные края

Туда бы что бы взял бы я?

Ну, там палатку для жилья.

Но что ещё бы взял бы я -

Ещё бы взял бы я воды

В пустые лунные пруды.

В пустые лунные моря

И сколько вы ни шли бы,

Земли бы не нашли бы.

И я туда бы взял земли,

Чтобы зелёная Луна

У нас с Земли была видна.

Стожкова Нина

Друг природы

Говорят, что без природы

Человеку не прожить.

Я и сам люблю в походы

Только нужно для похода

Брать как следует еды:

И бутылку-две воды.

А ещё кило сарделек,

Чтобы жарить на костре,

Пять пакетов карамелек:

Часть растает на жаре.

Два куска солидных торта -

Чай ведь с чем-то надо пить.

Да, в делах такого сорта

Ничего нельзя забыть!

На природе, вы учтите,

Просто зверский аппетит!

И пуская себе учитель

О красотах говорит!

Про травинки и цветочки

Он твердил ещё вчера,

Доставать давно пора!

Я люблю и лес, и реку

И готов их защищать.

Жаль, что негде человеку

Мусор здесь, в лесу, девать.

Все пакеты аккуратно

На полянке положу.

Не тащить же их обратно!

Ну уж нет, я вам скажу!

Завтра в классе о защите

Леса будет мой доклад.

Так что, братцы, не взыщите -

Не пора ли нам назад?

Усачёв Андрей

Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -

Пострашней произойдут беды на планете.

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок -

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе.

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Эрбес Наталья

Целлофановый пакетик

Ветер злился и метался,

Пыль вздымая на рассвете,

И над крышами поднялся

Как прозрачный лёгкий парус.

Плыл над городом осенним.

У грачей, ворон и галок

Яснов Михаил

Я не строю и не вью -

Просто сяду рядом:

Он уже давным-давно

По траве куда-то

Тащит жуткое бревно

В три своих обхвата.

А рискни ему помочь,

И пойдёт, бедняга, прочь

В горе и печали.

Не мешаю. Погляжу.

Просто сяду с краю

И сижу себе, сижу -

Заходер Борис

Про всех на свете

На свете нужны,

Не меньше нужны, чем Слоны.

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

И кто делает яд.

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Заходер Борис

Что случилось с рекой

Течет река

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней - пышнее облака.

Свежей дыханье ветерка.

Стройнее, выше лес над ней

И луг прибрежный - зеленей.

Поит поля и города,

Несёт и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне.

Ты хороша, река, весной

И в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому - попробуй угадать! -

Приятней плыть в живой волне:

Вся живность счастлива

Нет, нет - никто не утонул.

Нет, нет - как раз наоборот:

Далёко до буйка.

Была. Вот именно - была.

Была, да, видимо, сплыла.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

ДОШКОЛЬНИК СИДОРОВ ИВАН

ЗАБЫЛ ЗАКРЫТЬ НА КУХНЕ КРАН,

Пустяк. Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

Заходер Борис

Что красивее всего?

0012

Ни с того ни с сего:

Посвящаем мы свой каждый день,
Чтоб скакал здоровеньким олень,
Чтоб плескался радостный тюлень,
Чтобы жили все, кому не лень.

Живи олень, тюлень,
И муравей, и выхухоль,
И будь счастливым, слон,
Ты со своей слонихою,
Пусть птицы рвутся в небо,
А рыбкам бросим хлеба,
Чтоб знали все про доброту людей.

Все, кто в эту Книгу занесён,
Будет нами всячески спасён.
И кто не попал в неё на грех,
Мы спасём, но сразу после тех.

В морях, лесах, горах
За птицами, зверушками
Следим, чтоб их права
Вдруг не были нарушены,
И, если кто обидит,
Вы только нам шепните –
Мы сразу же на помощь к вам придём.

Рэп:
Мы скажем так:
– Эй, люди, послушайте наш
О большой, чистой любви к природе рассказ,
Чтоб однажды кислотно-дождливым днём,
Не был Человек в "Красную книгу" занесён.
Раз – бросаем курить,
Два – мусор убираем,
Мы за вами следим, всё знаем.
В воздухе, в воде, на суше
У нас везде есть глаза и уши.

Беречь Природу-мать
Все как один обязаны,
Кто будет нарушать,
Те будут, ох, наказаны:
За смятую травинку,
За заячью слезинку
Мы этой Книгой будем убивать.

В морях, лесах, горах
За птицами, зверушками
Следим, чтоб их права
Вдруг не были нарушены,
И, если кто обидит,
Вы только нам шепните –
Мы сразу же на помощь к вам придём.

Мы, "зелёные", на помощь к вам придём!
Мы, "зелёные", на помощь к вам придём!

(Минусовка песни "Лесной олень" ♫ mp3 )

Экологическая песня-переделка

Погибли рыбы, камыши завяли.
Радужный слой, не видно дна.
Это за городом речка чистая,
Это за городом речка чистая.
Ну, а в городе – грязна, грязна, грязна.


И уносят меня, и уносят меня
В дымящую грязную даль
Три грязных коня, эх, три грязных коня:
Воздух, Земля и Вода.


Навек засох лес, мазутом пропахши,
Птицы навек умолкли тут.
Только трубы, без конца дымящи,

Только трубы, без конца дымящи,
Мне навстречу всё бегут, бегут, бегут.


Погибли рыбы, камыши завяли.
Один я грязи не боюсь.
Это за городом грустил немало,

Это за городом грустил немало,
Ну, а в городе смеюсь, смеюсь, смеюсь.

И уносят меня, и уносят меня
В дымящую грязную даль
Три грязных коня, эх, три грязных коня:
Воздух, Земля и Вода.

Экологическая песня-переделка

Река течёт,
Людей влечёт
В дальние дали.
Уже века
Несёт река,
Что люди в неё накидали.
Уже века
Несёт река,
Что люди в неё накидали.

Волга у Сызрани вовсе не Уже
Той, что была у Твери.
Жители тоже нисколько не хуже –
Всюду и сплошь – волгари…

Припев.

Дети Самары, резвясь после школы,
Лепту не меньше внесли:
Бросили тару из-под кока-колы –
Волны её унесли.

Припев.

(А. Дмитренко)

Новогодняя песенка гринписевца

А Новый Год-то на носу,
Томятся ёлочки в лесу,
И зайцы прыгают вокруг:
Ах, не срубил бы кто их вдруг!

Иду по новенькой лыжне,
И никакой пилы при мне,
И топора нет за ремнём –
Есть только мир и я при нём.

За тенью свет, за светом тень,
У сосен шапки набекрень,
А белки лущат семена
И мирно дремлет тишина.

Я тишине отнюдь не враг,
Иду по лесу просто так
И ёлочкам машу рукой:
Я не нарушу ваш покой!
(И. Белкин )


Экологическая идиллия

Представляете — июнь!
Благодать, куда ни плюнь.

Светло-розовый лужок,
Желтенькая речка.
Вылезли на бережок
Два желтых человечка.

Синий дождичек пошел,
Синим все покрасил,
Выпал сладкий порошок,
Лужицы заквасил.

Я стою в дурманчике,
Очень, очень рад.
Предо мной в туманчике
Летний детский сад.

Дети все нарядные
И в комбинезонах.
В них работать можно
В запрещенных зонах.

Няни детям раздадут
Всем противогазы.
И они гулять пойдут,
Не боясь заразы.

Вот собачка бегает
И трясет рогами,
Пробежала курочка
С четырьмя ногами.

Капли свежей ртути, тишь.
Благодать в июне,
Целый день себе стоишь
И пускаешь слюни.
(Э. Успенский)

Я не убью тебя, лебедь

Я не убью тебя, лебедь,
Взмывший над сонным прудом;
Что ж ты в безоблачном небе
Машешь тревожно крылом?

Я не срублю тебя, ёлочка,
В эту прозрачную тишь;
Что же ты каждой иголочкой
У придорожья дрожишь?

Я не сорву тебя, ландыш,
В чуткой лесной полутьме;
Что ж ты, невиннейший, плачешь?
Или не веришь ты мне?!

( В. Сапронов )

Не стреляй в перелётную птицу.

Не стреляй в перелётную птицу!
Не взводи равнодушный курок!
Без того нелегко ей летится
На чужбину в назначенный срок.

Без того тяжело и тоскливо,
Прорезая курлыканьем даль,
На продрогшие голые нивы
Журавлиная льётся печаль.

Это – плач по гнездовью родному,
Расставания тягостный звук.
Неужели тебе не знакома
Безысходная горечь разлук?

Неужели на трудных дорогах
Отшумевших и нынешних дней
Не терял ты сражённых до срока,
Не дошедших до цели друзей?

Вот и птицы, как люди, рыдают
С той же болью горячей в груди.
Скольких, скольких они растеряют
На неласковом долгом пути!

Скольких скосит безжалостный выстрел!
Сколько их от предательских ран
Прочеркнут замирающим свистом
Камышовую хлипкую рань…

Не стреляй в перелётную птицу!

(В. Сапронов )

Поэт и девчонка

Грачонок выпал из гнезда
У самого окошка.
Поэт подумал: «Вот беда,
Грачонок выпал из гнезда.
А ну как рядом кошка?!

Мгновенно он раскрыл тетрадь
И вдохновенно, с ходу,
Поэму начал сочинять
О том, как надо охранять
Родную мать-природу.

Он бил стихом больней кнута!
А бедного грачонка
Почти под носом у кота
Успела взять из-под куста
Прохожая девчонка.

(В. Сапронов )

Смерть берёзы

Она пощады не просила,
Когда пришла её пора.
И горьким соком оросила
Стальное жало топора.

Потом бестрепетно лежала
Наискосок через тропу
И жизнь по капле источала
На придорожную траву.

В закатном свете тучи плыли…
И пень, торчащий из земли,
Снующим роем облепили
Из ближней кочки муравьи.

А парень в серой кепке в клетку
В ладони изредка плевал
И от ствола за веткой ветку,
Как птице крылья, обрубал!

Потом он шёл, беря левее,
Туда, где запад плавил медь.
И долго в сумерках, белея,
Плыла берёзовая жердь…

(В. Сапронов )

В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

Была горячая пора:
Всё лето жарила жара,
И я про клён не забывал,
Пять раз в неделю поливал.

И выжил в это лето клён!
Меня повыше ныне он,
И зеленеет по весне.
Иду – он веткой машет мне.

Привет, привет, дружок! Расти!
Рад, что помог тебя спасти.
Не зря прожита жизнь моя:
Хоть что-то с пользой сделал я!
(А. Дмитренко )

Не нужно было лилию срывать,
цветов озёрных белую сестрицу,
чтобы потом рубашкой укрывать
от солнца, как подстреленную птицу.
И крикнули встревоженно суда,
вздохнули ивы, сгорбившись устало,
и погрустнели небо и вода,
как будто им чего-то не хватало.
И вовсе не обрадовалась мать…

Не нужно было лилию срывать!

( М. Вейцман)

Саранки

Разбрелись по всей полянке
Ярко-красные саранки.
Их весёлый, бодрый цвет
Так и просится в букет!
Но срывать мы их не будем.
Пусть растут на радость людям!

(Н. Ярославцев )

Разоделись все ромашки
В белоснежные рубашки.
Не хочу на них гадать,
Чтоб листки не оборвать.

С кем дружить – и так я знаю,
Без ромашек отгадаю.
Лучше лепестки не рвать,
Проще взять и посчитать.

Пусть растут они привольно…
И цветам бывает больно.
(Е. Малёнкина)

Огонь – это не игрушка!

За окном мороз трещит,
Спит на печке Мурка,
В печке жар – огонь горит,
Греет Мурке шкурку.

Поскользнулся рыбачок,
Промочил одежду,
Живо сделал костерок,
Стал сухим, как прежде!

Возле леса на заре
Шумные туристы,
Кашу варят на костре,
Чай с травой душистой.

От огня – тепло и свет!
Он, как друг хороший!
Но, наделать много бед
Без присмотра может!

Незаметно подползёт,
Жгучий и опасный,
Кустик тут же обовьёт
Лентой ярко – красной.

Затрещит и запоёт,
Силу набирая.
Зверь лесной из нор уйдёт,
Жизнь свою спасая.

Укротить и потушить
Пламя очень трудно!
Где теперь лисичке жить?!
Нет норы уютной!
Не вернётся больше в дом
Зайка и лягушка!

Будь внимателен с огнём!
Это не игрушка!
(Т. Ефимова)

Учитесь у природы

Нас в классе – тридцать пять ребят.
И все о чём-то говорят.
Никто не слушает урок:
Нам не идёт учёба впрок.

Наш пятый"Г" пошёл в поход.
Вот мимо поля он идёт.
Овечки бродят по траве.
Вожак пасёт их громким:"БЕ-Е-Е!"

Всего две буквы : "Б" и "Е",
А в стаде понимают все.
Учитель посмотрел на класс:
– А сколько нужно слов для вас?

Читайте также: