Недостаток вызывает повреждение концевых меристем у растений

Обновлено: 19.09.2024

Азот - минеральный элемент, необходимый растению в наибольших количествах (рис. 9.4). Роль азота обусловлена прежде всего тем, что все ферменты являются белками, поэтому снабжение растения этим элементом может влиять на скорость химических реакций, а следовательно, и на скорость физиологических процессов. Дефицит азота на фоне оптимального обеспечения другими элементами питания, в частности, уменьшал степень ветвления корней, их общую длину и площадь поверхности, вызывал преждевременное старение листьев, и, соответственно, снижение ИФ, ИЛП, ФП, КПД ФАР и Kхоз. В результате продуктивная кустистость у зерновых и число бобов у зернобобовых культур были меньше, урожайность, как и содержание белка, оказывалась ниже, чем на оптимальном азотном фоне. Снижение устойчивости при одновременном снижении качества урожая отмечено и на других культурах: масличных, корне- и клубнеплодах и др.

Специфическими симптомами азотного голодания являются сокращение периода вегетативного роста и ускоренное созревание семян. Сходные реакции наблюдаются при дефиците серы, а также микроэлементов молибдена и кобальта. При этом у большинства видов растений наблюдается хлороз: нижние листья сначала становятся бледно-зелеными, затем желтыми с красно-фиолетовыми жилками и быстро засыхают. Хлороз вызван нарушением синтеза хлорофилла. В молодых листьях такие симптомы появляются позже, поскольку азот может поступать в них из более старых листьев. Пожелтение нижних листьев указывает на то, что происходит реутилизация (вторичное использование) данного элемента. Если элемент не способен к реутилизации, то первыми будут желтеть и отмирать верхние листья.

У растений, испытывающих дефицит азота, увеличивается интенсивность транспирации, так как в клетках уменьшаются количество связывающих воду белков и соответственно водоудерживающая способность. В результате возрастает относительное количество свободной воды, что вызывает усиление транспирации и соответственно ухудшение оводненности тканей. Это, в свою очередь, приводит к торможению роста клеток и к формированию мелких (ксероморфных) листьев.

Если испытывающие недостаток азота растения получают его в ходе вегетации поздно, то возникают различные морфологические и биохимические нарушения. Например, у злаков происходит дополнительное кущение, что приводит к разновременности созревания зерна и снижению качества урожая. У сахарной свеклы уменьшается сахаристость, поскольку как для синтеза сахаров, так и для восстановления азота нужны АТФ и НАДФН. Между этими процессами возникают конкурентные отношения, причем преимущество получают процессы восстановления азота.

Фосфор в составе НАДН, НАДФН, KoA и других веществ играет центральную роль в обмене веществ, а богатые энергией фосфорные соединения (АТФ, АДФ, ГТФ и др.) определяют энергетический статус клетки. Кроме того, фосфорилирование/дефосфорилирование белков с помощью протеинкиназ и фосфорилаз вызывает изменение их ферментативных, рецепторных или регуляторных свойств, а также регулирует экспрессию генома, синтез РНК и белка, деление и дифференцировку клеток и другие процессы.

При недостатке фосфора нарушаются дыхание и фотосинтез, в результате задерживается рост надземных органов и формирование плодов, образуются более узкие молодые листья, которые становятся сине-зелеными, старые листья начинают желтеть от краев к центру, появляются небольшие участки мертвой ткани (некротические пятна), и листья постепенно засыхают. Как и при недостатке азота, корни сначала растут в длину быстрее, потом их рост замедляется, и они буреют. Из-за торможения гликолиза и цикла Кребса в клетках корней образуется меньше АТФ и кетокислот, являющихся акцепторами аммиака, поэтому значительно уменьшается поглощение азота. В результате менее интенсивно будет идти синтез аминокислот и белков, что вызывает ингибирование роста. Уменьшение количества кетокислот тормозит и темновое поглощение CO2 корнями, так как кетокислоты являются его акцепторами. На рост побегов и листьев дефицит фосфора влияет меньше, чем дефицит азота, а на интенсивность фотосинтеза, напротив, сильнее, чем недостаток других макроэлементов.

При недостатке фосфора наблюдается аномальный круговорот сахаров в растении: возникающие в процессе фотосинтеза углеводы сначала транспортируются в корень, а потом возвращаются обратно в листья, так как в этих условиях в корнях затруднен гликолиз и пасока содержит много сахаров. Нарушения функций зачастую необратимы, а позднее внесение фосфора может вызвать даже отравление растений.

Калий не входит в состав ни одного из органических веществ клетки и поэтому играет лишь регуляторную роль. Изменяя конформацию белковых молекул, калий активирует многие ферменты циклов Кальвина и Кребса, а также ферменты, участвующие в синтезе белков и полисахаридов. Поэтому его много в корне- и клубнеплодах, а также в меристемах, где интенсивно синтезируются белки. Кроме того, калий влияет и на превращения и передвижение углеводов по растению. Это объясняется его действием на амилазу и фруктофуранозидазу, активность которых при недостатке калия сильно падает.

Калиевые насосы — главный регулятор устьичных движений и соответственно водного режима растений. Величина корневого давления и осмотического потенциала ксилемного сока зависят от концентрации калия. Недостаток этого элемента в тканях может привести к увяданию растения, а его повышенное содержание — к увеличению тургора в клетках.

Концентрация калия в клетке обычно в десятки раз больше, чем во внешней среде. Поэтому в ответ на любое раздражение, когда кальций поступает в цитозоль из пулов, в результате увеличения проницаемости мембран калий выделяется из клетки, что приводит к увеличению вязкости цитоплазмы и, следовательно, устойчивости. Таким образом, изменение соотношения калия и кальция в клетке является одним из факторов регуляции ее устойчивости.

При недостатке калия резко падает содержание макроэргических соединений, подавляется синтез сахарозы и ее транспорт по флоэме, замедляется синтез белка. Последнее приводит к торможению роста побегов и накоплению аммиачного азота в листьях, что может стать причиной аммиачного отравления. При недостатке калия листья желтеют с краев, затем их края и верхушки приобретают бурую окраску и засыхают, в результате листья выглядят обожженными. Когда отмирают верхушечные почки, активируется рост боковых побегов, и растение становится более кустистым.

Большой недостаток калия резко тормозит фотосинтез, так как закрываются устьица, в результате сопротивление диффузии CO2 может увеличиться на порядок. Одновременно замедляется отток сахарозы из листьев. Недостаток калия понижает иммунитет к ряду заболеваний, а его избыток в почве препятствует поглощению ионов кальция и магния.

Кальций входит в состав мембран, соединяя отрицательно заряженные головки фосфо- и гликолипидных молекул с отрицательно заряженными радикалами белковых глобул. Так, кальций стабилизирует структуру мембран, обеспечивая их нормальное функционирование. При недостатке кальция увеличивается проницаемость мембран и они перестают быть барьерами, препятствующими свободной диффузии ионов.

Кальций постоянно содержится в хлоропластах, митохондриях, эндоплазматическом ретикулуме и вакуоли. Действие любого раздражителя на клетку вызывает освобождение кальция из этих пулов в цитозоль. Именно такое кратковременное увеличение концентрации ионов кальция в цитозоле является первым этапом в распознавании клеткой внешнего воздействия и запуске системы трансдукции (передачи) сигнала. По мере старения клетки, кальций переходит в клеточный сок, где образуются кристаллы оксалата кальция. Кальций входит в состав срединных пластинок и клеточных стенок в виде пектата кальция и необходим для делящихся и растягивающихся клеток.

Кальций необходим для синтеза каллозы — полисахарида клеточной стенки ситовидных трубок, участвующего, по-видимому, в регуляции транспорта веществ по флоэме.

От недостатка кальция страдают в первую очередь меристема-тические ткани и корневая система. Корни и участки стебля загнивают и отмирают, а корневые волоски не образуются. Края листьев вначале белеют, затем чернеют, листья скручиваются и отмирают.

Дефицит кальция резко усиливает поглощение магния, ослабляет работу корня как нижнего концевого двигателя водного тока, что выражается в уменьшении количества выделяемой пасоки. Одновременно у растений уменьшается интенсивность транспирации и фотосинтеза, нарушается синхронность в движении устьиц, снижается устойчивость к неблагоприятным условиям.

В клетках основные запасы (пулы) кальция находятся в митохондриях, эндоплазматическом ретикулуме и в вакуоли.

Магний входит в состав хлорофилла, поддерживает структуру мембран, соединяя, как и ионы кальция, отрицательно заряженные белковые молекулы с головками мембранных липидов, а также структуру рибосом, связывая РНК и белок. Большая и малая субъединицы рибосом соединены (ассоциированы) вместе лишь в присутствии магния, поэтому в растении синтез белка при недостатке данного элемента не идет.

Регуляторная роль ионов магния проявляется прежде всего в активации ферментов, участвующих в дыхании, фотосинтезе, синтезе нуклеиновых кислот. В ряде случаев магний регулирует активность ферментов, реагируя с продуктами реакции и сдвигая равновесие в сторону их образования. Магний может инактивировать некоторые ингибиторы ферментативных реакций.

Недостаток магния приводит к уменьшению поступления фосфора в растения, даже если содержание фосфора в почве находится на нормальном уровне. Поэтому повреждения при магниевом голодании сходны с теми, что отмечаются при фосфорном.

В условиях недостаточного поступления в растение магний накапливается в основном в репродуктивных органах. Если недостаток магния не ликвидируется в течение длительного времени, то происходит его передвижение из нижних листьев в меристемы, где идет образование цветков.

Недостаток магния, как и азота, также приводит к хлорозу: жилки листьев остаются зелеными, а находящаяся между ними ткань желтеет. Пожелтение начинается с нижних листьев и постепенно распространяется на верхние. Типичным признаком недостатка ионов магния является ранее опадание листьев. У растений, испытывающих недостаток магния, задерживается цветение, а сами цветки менее интенсивно окрашены.

Магний постоянно находится в сложном взаимодействии с фосфором, азотом и калием. При нехватке одного из элементов другие вещества, находящиеся в достаточном количестве, могут тормозить его поступление. Так, недостаток азота и цинка усугубляется дефицитом фосфора, калия — дефицитом азота, фосфора и кальция, недостаток кальция — дефицитом цинка и железа, цинка и марганца — дефицитом железа и меди и т. п. Случается, что недостаток одного элемента вызывает недостаток другого. Нехватка молибдена и кобальта способствует развитию недостатка азота, снижение содержания калия, магния и цинка вызывает нарушения в фосфорном обмене, а дефицит цинка приводит к понижению уровня кальция, калия, магния и натрия.

Таким образом, элементы минерального питания оказывают заметное взаимное влияние, поэтому в условиях минерального стресса растению сложно успешно завершить свой жизненный цикл.

Минеральное питание растений. Тесты с ответами (2015 год)

611. Микробиологический процесс окисления аммиака до азотистой кислоты называют .

612. Наличие . способствует снижению вязкости цитоплазматического матрикса клетки.

613. В растениях слабо реутилизируются такие элементы, как:

614. Поглощение минеральных веществ корнями растений осуществляется через зоны:

а) корневого чехлика

615. Аммиак ассимилируется с участием метаболитов:

а) пентозофосатного цикла дыхания

в) темновой фазы фотосинтеза

г) анаэробной фазы дыхания

д) аэробной фазы дыхания

616. Азот усваивается растительной клеткой в результате .

а) аминирования кетокислот

б) взаимодействия нитратов с каротиноидами

в) акцептирования аммиака АТФ

г) акцептирования нитратов пептидами

д) аминирования сахаров

617. Потребление растениями элементов минерального питания максимально в фазах:

в) молочной спелости

г) выхода в трубку

618. В состав хлорофилла входят такие элементы минерального питания растений, как:

619. Калий участвует в жизнедеятельности растительной клетки в роли .

а) компонента ферментов

б) компонентов клеточной стенки

в) компонента нуклеотидов

г) компонентов внеклеточной стенки

д) внутриклеточных катионов

620. Дефицит . приводит к опадению завязи и задержке роста пыльцевых трубок у растений.

621. Растения могут поглощать и перемещать:

в) сложные углеводы

д) минеральные элементы

622. Недостаток . вызывает повреждение концевых меристем у растений.

623. Растения не усваивают азот в форме .


624. Оттоку сахаров из листьев препятствует дефицит в растениях таких элементов, как:

625. Сера поглощается корневой системой растений в виде .

б) остатка сероводородной кислоты

в) серосодержащих белков


626. Гниль сердечка сахарной свеклы вызывается .

а) недостатком азота

б) дефицитом фосфора

в) избытком азота

г) дефицитом бора

д) дефицитом калия

627. Устойчивость к полеганию злаков увеличивают:


628. Наиболее легко реутилизируется растением .

629. Активный транспорт - это движение молекул вещества:

а) против электрохимического градиента

б) за счет диффузии

в) против потока воды

г) с затратой энергии

д) с выделением энергии

630. Укажите порядок нарастания содержания золы в органах и тканях растений:

а) древесная кора

д) стебель и корень


631. К физиологически кислым солям относится .


632. Хлороз листьев у растений вызывается недостатком .

633. Отмирание конуса нарастания побега происходит при недостатке .

634. Растворы, в которых нет токсического действия солей, называют .

а) физиологически уравновешенными

635. К физиологически нейтральным солям относится .




636. К физиологически щелочным солям относится .


637. При высокой концентрации ионов в среде основной механизм поступления их в клетку - .

б) активный транспорт

638. Наибольшее содержание зольных элементов отмечается в . растений.

г) мертвых клетках древесины

д) в генеративных органах

639. Макроэлементом, входящим в состав хлорофилла является .

640. Макроэлементом, который не входит ни в одно органическое соединение, является .

641. Макроэлементом, входящим в состав АТФ, является .

642. Интенсивное накопление вегетативной массы растений происходит под влиянием .

643. Переход растений к фазе цветения задерживает высокая концентрация .

644. Ослизнение корней растений происходит при недостатке .

645. Повторное использование элементов питания в растении называют .

646. Вязкость цитоплазмы в растительной клетке снижается при увеличении концентрации .

647. Влияние корневых выделений одних растений на другие растения называют .

648. Аммонийная форма азота лучше поглощается растением при .

649. Нитратная форма азота лучше поглощается растением при .

650. Макроэлементом, усиливающим отток ассимилятов из листьев в генеративные органы растений, является .

651. На начальном этапе восстановления нитратов более других необходим .

652. Разложение органических веществ с образованием минеральных, неорганических соединений называют .

653. Повреждение апикальных меристем двудольных растений вызывается недостатком .

654. В состав нитрогеназы входит .

655. Первичное поступление ионов в корень растения происходит через клетки .

г) первичной коры

656. Составной частью аскорбатоксидазы является такой элемент, как .

657. В растительной клетке кальций в большом количестве входит в состав .

а) клеточных стенок

658. Количество золы в растении зависит в значительной степени

в) состава почвы

д) содержания углекислого газа

659. Химические элементы, поглощаемые растением в наибольшем количестве и составляющие от 0,01 до 10% доли сухого вещества, составляют группу .

а) биогенных элементов

в) незаменимых элементов

д) зольных элементов

660. Группу химических элементов с атомной массой свыше 50 атомных единиц и плотностью более 5 г/см3, обладающих высокой способностью к многообразным химическим, физико-химическим и биологическим реакциям, называют .

б) биогенными элементами

в) тяжелыми металлами

д) зольными элементами

661. Азот входит в состав .

662. В состав каталитических центров многих окислительновосстановительных ферментов (цитохромов, каталазы, пероксидазы) входит .

663. Химические элементы, входящие в состав золы, остающейся после сжигания растительных тканей, называют .

а) биогенными элементами

б) зольными элементами

в) незаменимыми элементами

д) тяжелыми металлами

664. Процесс поступления из внешней среды в клетку ионов с противоположными зарядами, в результате которого происходит взаимное ускорение транспорта каждого из них, называют .

б) круговоротом веществ

665. Повторное, иногда многократное, использование растением поглощенных корнями минеральных веществ называют .

666. Поглощение минеральных веществ корнем растения не происходит в зоне .

г) корневого чехлика

667. При высокой концентрации ионов в среде основным механизмом их поступления в растение является .

в) активный транспорт

668. При низкой концентрации ионов в среде основным механизмом их поступления в растение является .

б) активный транспорт

г) ионные каналы

669. Атмосферный азот включается в круговорот веществ благодаря деятельности . бактерий.

а) К. А. Тимирязеву

б) Д. Н. Прянишникову

г) А. Л. Курсанову

д) А. С. Фаминцеву

671. В результате первичной ассимиляции аммония в растениях в основном образуется .

672. Фиксация атмосферного азота растением идет с участием фермента .

673. То, что высшие растения могут использовать в качестве азотного питания не только ион NO - 3, но и NH+4, впервые доказал .

б) Д. Н. Прянишников

674. Торф и навоз относятся к . удобрениям.

675. Систему мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель и улучшение условий окружающей среды, называют .

676. Особенно велика роль микоризы в поглощении .

677. Корневая система растений хорошо усваивает .

д) молекулярный азот

678. Меньше всего золы содержится в . растений.

679. Поглощение солей растениями зависит от интенсивности .

д) солнечного света

680. Аммонификаторы являются важнейшими . агросистем.

б) консументами II

681. Слой почвы, непосредственно соприкасающийся с корнями растений, называют .

682. Этапы первичного включения азотных, фосфорных и калийных солей в обмен веществ поглощающих клеток корня выяснил .

б) К. А. Тимирязев

в) Д. Н. Прянишников

683. При пониженной температуре почвы у растений подавляется поглощение .

684. Явление, при котором действие смеси элементов в растворе равно сумме действия каждого отдельного элемента, называют .

685. Поглощение элементов минерального питания у растений в основном обеспечивается .

686. Фосфор входит в состав .

а) нуклеиновых кислот

687. Влияние круговорота элементов минерального питания на рост и формообразование растений установил .

д) К. А. Тимирязев

688. Теорию минерального питания растений в 1840 г. предложил .

689. Высокоэффективное гранулированное удобрение, содержащее в усвояемой форме необходимый для роста и развития растений азот, называют .

в) натриевой селитрой

д) аммиачной селитрой

690. Недостаток . сокращает у растений период вегетативного роста и вызывает раннее созревание семян.

691. Самый дефицитный элемент питания для растений - это .

692. Неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания, называются . удобрениями.

693. Ксероморфная структура листьев растений формируется при недостатке .

694. Хлороз обнаруживается у большинства видов растений при недостатке .

695. В растениях оксалат кальция откладывается в вакуолях клеток .

а) молодых листьев

в) формирующихся семян

г) старых листьев

д) корневых волосков

696. Сера входит в состав:

697. На засоленных почвах основным катионом является .

698. При недостатке . в растении наблюдается аномальный круговорот сахаров.

699. На первом этапе восстановления нитратов в растениях необходим .

700. Недостаток . приводит к задержке цветения, потере тургора и завяданию растений.

701. Способность корней растений быстро расти в направлении большей концентрация недостающего элемента называют .

702. Ассимиляция нитратов в листьях растений тесно связана с процессом .

д) водного обмена

703. До 45% сухой массы растительной ткани составляет .

704. Мультифермент, участвующий в процессе фиксации атмосферного азота, называют .

705. Основная часть ионов поступает в растительную клетку путем .

а) активного транспорта

Минеральное питание

611. а; 612.б; 613.в,г; 614.б,г; 615.г,д; 616.а; 617.б,г; 618.а,б; 619.д; 620.а; 621.г,д; 622.а; 623.г; 624.б,д; 625.а; 626.г; 627.в,г,д; 628.д; 629.а,г;

630.6,в,д,а,г; 631.а; 632.г; 633.б; 634.а; 635.в; 636.б; 637.г; 638.в; 639.д; 640.а; 641.в; 642.в; 643.б; 644.а; 645.в; 646.а; 647.г; 648.в; 649.б; 650.г; 651.в; 652.а; 653.д; 654.а; 655.б; 656.б; 657.а; 658.в; 659.г; 660.в; 661.в; 662.б; 663.б; 664.а; 665.в; 666.г; 667.а; 668.б; 669.б; 670.б; 671.г; 672.г; 673.б; 674.а; 675.а:

676.а; 677.г; 678.а; 679.в; 680.в; 681.в; 682.г; 683.а; 684.а; 685.б; 686.а; 687.в; 688.д; 689.а; 690.в; 691.б; 692.в; 693.а; 694.б; 695.г; 696.а,д; 697.б; 698.д; 699.а; 700.б; 701.в; 702.а; 703.г; 704.в; 705.а.

117. Максимальный водный дефицит в листьях растений при нормальных
условиях наблюдается в.

118. Значительную долю воды за счет набухания коллоидов в растениях
поглощают.

120. Степень раскрытия устьиц непосредственно влияет на. .

1.транспирацию

4. поглощение ионов

5. скорость транспорта ассимилятов

121. Кутикулярная транспирация взрослых листьев составляет . % испаряемой воды.

122. Обычно устьица занимают . % всей поверхности листа.

123. Наибольшее сопротивление току жидкой воды в растении оказывает..

1. корневая система

2. проводящая система листьев

3. сосуды стебля

4. клеточные стенки мезофилла

124. Общая поверхность корней превышает поверхность надземных органов в
среднем в . раз.

125. Сера входит в состав белка в виде.

3. сульфгидрильной группы

4. дисульфидной группы

2. древесная кора
3.стебель и корень

127. Фосфор входит в состав:.

5. некоторых витаминов

128. Элементы минерального питания в составе хлорофилла: .
1.Мg 2.Сl З.Fе 4. N 5. Сu

129. Биохимическая роль бора заключается в том, что он. .

1. является активатором ферментов

2. входит в состав оксидоредуктаз

3. активирует субстраты

4. ингибирует ряд ферментов

5. усиливает синтез аминокислот

1.N2.SЗ.Fе 4. Р 5. Са

1.Са 2. Мn3.N 4. Р5.Si

132. Дефицит . приводит к опаданию завязи и задержке роста пыльцевых
трубок.

1.Ca 2. К З.Си 4. В 5. Мо

133. Содержание микроэлементов в растении находится в пределах. %.

1.Са 2. К З.N 4. Fе 5.Si

135. Коферменты растений могут содержать следующие элементы: . .

1. К 2. Са З.Fе 4. Мn 5. В

1.Са 2+ 2. Мё 2+ З.Nа + 4. К + 5. Си 2+

137. Оттоку cахаров из листьев препятствует дефицит элементов: . .

1.N 2. Са З.К 4. В 5.S

138. Гниль сердечка сахарной свеклы вызывается.

1. избытком азота

2. недостатком азота

3. дефицитом бора

4. дефицитом калия

5. дефицитом фосфора

139. Нехватка фосфора в растении вызывает.

1. пожелтение верхних листьев

2. хлороз всех листьев

3. скручивание листьев с краёв

4. появление антоциановой окраски

5. некроз всех тканей

140. Калий участвует в жизнедеятельности клетки в роли.

1. компонента ферментов

2. компонента нуклеотидов

3. внутриклеточных катионов

4. компонентов клеточной стенки

5. компонентов внеклеточной стенки

3. побурение краёв

4. крапчатость
5.скручивание

142. Нехватка калия в растении вызывает. .

1. появление некроза с краев листьев

3. пожелтение нижних листьев

4. побурение корней

5. появление антоциановой окраски на листьях

143. Фермент нитратредуктаза растительной клетки содержит: .

1. Fе 2.Mn З.Мо 4. Мg 5. Са

144. Азот усваивается растительной клеткой в результате. .

133. Содержание микроэлементов в растении находится в пределах . %.

Устойчивость к полеганию у злаков увеличивает . .

1.Са 2. К З.N 4. Fе 5.Si

Коферменты растений могут содержать следующие элементы: . .

1. К 2. Са З.Fе 4. Мn 5. В

Катион . участвует в устьичных движениях.

1.Са 2+ 2. Мё 2+ З.Nа + 4. К + 5. Си 2+

Оттоку c ахаров из листьев препятствует дефицит элементов: . .

1.N 2. Са З.К 4. В 5.S

138. Гниль сердечка сахарной свеклы вызывается .

1. избытком азота

2. недостатком азота

3. дефицитом бора

4. дефицитом калия

5. дефицитом фосфора

139. Нехватка фосфора в растении вызывает .

1. пожелтение верхних листьев

2. хлороз всех листьев

3. скручивание листьев с краёв

4. появление антоциановой окраски

5. некроз всех тканей

140. Калий участвует в жизнедеятельности клетки в роли .

1. компонента ферментов

2. компонента нуклеотидов

3. внутриклеточных катионов

4. компонентов клеточной стенки

5. компонентов внеклеточной стенки

Острый недостаток в растении железа вызывает . листьев.

3. побурение краёв

4. крапчатость
5.скручивание

142. Нехватка калия в растении вызывает . .

1. появление некроза с краев листьев

3. пожелтение нижних листьев

4. побурение корней

5. появление антоциановой окраски на листьях

ПОГЛОЩЕНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Фермент нитратредуктаза растительной клетки содержит: .

1. Fе 2.Mn З.Мо 4. Мg 5. Са

144. Азот усваивается растительной клеткой в результате . .

1. взаимодействия нитратов с каротиноидами

2. акцептирования аммиака АТФ

3. аминирования кетокислот

4. аминирования cахаров

5. акцептирования нитратов пептидами

Растения не усваивают азот в форме . .

146.Симбиотическая фиксация азота бобовыми усиливается .
1.Са 2. Мn З.В 4. С1 5. Со

147. Высокая доза азота приводит к: . .

1. накоплению хлорофилла

2. увеличению массы

3. повышению морозостойкости

4. ускорению созревания

5. повышению устойчивости к полеганию

148. Фиксация атмосферного азота осуществляется .

1. микоризой корней

2. клетками корня бобовых растений

3. некоторыми видами бактерий

4. некоторыми видами грибов

5. почвенными одноклеточными водорослями

Избыток . ядовит для растения.

Содержанием . лимитируется акцептирование аммиака растительной клеткой.

2. органических кислот
3.липидов

151. Избыток аммиака вызывает .

1. усиление роста растений

2. накопление нитратов в растении

3. угнетение растений

4. накопление запасных белков

5. образование дополнительных побегов

152. Аммиак ассимилируется с участием метаболитов . .

1. темновой фазы фотосинтеза

3. аэробной фазы дыхания

4. пентозофосфатного цикла дыхания

5. анаэробной фазы дыхания

Последовательность превращения азота при синтезе белка в растении

1: восстановление нитратов

2: восстановление нитритов

3: акцептирование аммиака кетокислотами

4: образование аммиака

154. Дефицит азота в растении вызывает .

1. подавление роста апикальных систем

2. пожелтение верхних листьев

3. пожелтение нижних листьев

4. некроз всех листьев

5. пожелтение всего растения

Наиболее легко реутилизируется растением .

1.Сu 2. Са 3.Mn 4. N 5. К

156. Сера поглощается корневой системой в виде .

1. серосодержащих белков

2. сульфита (SОз 2 - )

4. сульфата (SО4 2 - )

157. Поглощение минеральных веществ осуществляют зоны: . .

1. корневого чехлика

Потребление элементов минерального питания максимально в фазах: .

3. выхода в трубку

5. молочной спелости

Основная часть ионов поступает в растительную клетку путём .

3. активного транспорта
4.адсорбции

Слабореутилизируемые элементы: .

1.Мg 2. Р З.Са 4. N 5. В

Последовательность превращения серы в растении

1:сульфат 2:сульфит 3:сульфид

Последовательность элементов минерального питания в порядке возрастания степени их реутилизации :

1.К 2.S З.N 4. Fе 5. Са

Усиление действия одной соли другой называется

С тех пор процессы пролиферации и дифференцировки клеток ушли далеко вперед, создав настоящее чудо - вас, человека. У растения жизнь начинается точно так же - с одной маленькой клетки, из которой в дальнейшем будут развиваться ткани и органы самых разных форм. Главная заслуга роста растения принадлежит образовательной ткани.

Образовательные ткани растений

Как вы видите, на картинке схематично изображено месторасположение образовательной ткани. Главным образом это:

  • Кончик побега - конус нарастания в почках
  • Кончик корня - зона деления, прикрытая корневым чехликом для защиты
  • Камбий - обеспечивает рост растения в ширину
  • Основание междоузлий и черешков листьев - это также зоны активного роста растения

Именно в этих местах и происходит деление клеток и рост растения. Важно отметить, что сезонные изменения активности клеток камбия являются причиной возникновения годичных колец древесины. Внешний вид годичных колец обусловлен хронологической закономерностью: весной больше образуется проводящей ткани (более тонкая и рыхлая внутри), а осенью - механическая (толстая, более твердая). Именно поэтому годичные кольца на спиле дерева выглядят как чередование колец, отличающихся друг от друга.

Годичные кольца

На внешний вид годичных колец оказывают весьма сильное влияние условия внешней среды. Так, при дефиците трофического компонента (питательных веществ), к примеру, у растений, растущих на болоте, годичные кольца выглядят тоньше своих обычных размеров.

Ветер также оказывает существенное влияние: при его постоянном действии происходит перераспределение древесины по стволу. Оказывая действие на крону, ветер смещает центр тяжести дерева, что сказывается на его нижележащих отделах. Они начинают компенсаторно утолщаться для предотвращения слома дерева. При постоянно дующем ветре ствол сильно искривляется, а форма кроны становится флагообразной.

Камбий

Тема камбия и форм стволов растений весьма занимательна, и все-таки мы должны разобраться в строении самой образовательной ткани. Она представлена живыми мелкими быстро делящимися клетками с относительно крупным ядром. Объем цитоплазмы небольшой, она вязкая по консистенции, оболочка клетки тонкая. Это уязвимые клетки, которые растение оберегает по-своему, подобно тому, как животные оберегают только что появившееся потомство.

Влияние условий внешней среды на рост растения

Первичные меристемы - закладываются в эмбриогенезе

1) Вставочные меристемы (интеркалярные) - в виде отдельных участков в зоне активного роста в разных частях растения. Такие ткани можно найти в основании междоузлий у злаков, черешков листьев у многих растений. У злаковых наблюдается быстрый рост стебля за счет множественного расположения данной ткани на стебле - "вставочный рост".

2) Прокамбий - основа будущего камбия, перицикла, окружающего проводящие ткани в один или несколько слоёв (у голосеменных). В корнях перицикл является корнеродным слоем, так как в корне с него начинается формирование осевого цилиндра, наружным слоем которого он является. В нём закладываются придаточные и боковые корни, что имеет принципиальное значение для формирования корневой системы растения.

3) Верхушечные (апикальные) - формируются на верхушках стеблей и кончиках корней. В периферической части корня различают три слоя:

  • Дерматоген - в дальнейшем преобразующийся в первичную покровно-всасывающую ризодерму (эпиблему или ризодерму)
  • Периблема - образующая ткани первичной коры
  • Плерома - внутренний слой ткани центрального осевого цилиндра

Образовательная ткань

Вторичные меристемы - закладываются в постэмбриональном развитии

Камбий и феллоген (пробковый камбий) - занимают боковое положение по отношению к оси органа, обеспечивают рост вширь. Растения часто повреждаются, их задевают животные, нарушая целостность тканей и органов. На этот случай в группе вторичных меристем есть раневые меристемы, дающие начало защитной ткани в местах повреждения растения.

Вторичные меристемы

Топографическая классификация меристем

Спешу заверить, это отнюдь не сложная классификация, которой нужно бояться. Речь пойдет о взгляде на те же образовательные ткани с другой стороны. В переводе с греч. τόπος — место. Мы рассмотрим меристемы в соответствии с их месторасположением на растении.

  • Верхушечная или апикальная (лат. apex - вершина) - расположена на кончике корня и конусе нарастания побега
  • Боковая или латеральная (лат. latus - бок): камбий – обеспечивает рост стебля и корня в толщину
  • Краевая или маргинальная (лат. margo - край) меристема даёт начало листовой пластинке
  • Вставочная или интеркалярная (лат. inter - между и calaris - вставочный, добавочный) — расположена преимущественно у основания стеблевых междоузлий между зонами дифференцированных тканей.

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: