New perennials новые многолетники

Обновлено: 07.07.2024

О городских клумбах и цветочных традициях

У нас считается, что однолетники — это ярко и празднично, поэтому самые популярные цветы на московских клумбах — петунии. А когда высаживается, например, многолетний шалфей, то уже, мол, не так красиво: слишком естественно и неаккуратно и цветёт не три месяца, а всего полтора. Хотя всё зависит от того, в каком количестве их высаживать и как группировать. Ещё один аргумент — многолетники дороже. Это правда, но их ведь не надо каждый год заново высаживать; при таком сопоставлении любые многолетники окупаются за три года, а те же пионы, например, 50 лет могут расти на одном месте.

Сейчас, правда, в Москве стали больше высаживать многолетников. Но, поскольку это что-то новое, используют растения неправильно: по сути, вместо однолетних растений сажают — по тем же принципам — многолетние. Отсюда такие картины, когда разного типа растения оказываются на одной клумбе: например, в центре — многолетние лилейники или флоксы, а вокруг них — пояс из однолетников. Мало того что это выглядит странно, так ещё вперемешку сажают флоксы, которые растут на солнце, и хосты, которые, наоборот, в природе растут в тени.

Я раньше всё время думала: почему в Москве, несмотря на то, что она считается достаточно зелёным городом, зелени совсем не замечаешь? А потом поняла: у нас сажают деревья, разбивают газоны, но совершенно забывают о нижнем ярусе — кустарниках. У нас считается, что это выглядит аккуратнее, но в природе же так не бывает. Это всё надо возвращать — как в город, так и в парки.

Ещё в наши клумбы любят сыпать разноцветные деревянные стружки. На мой взгляд, это просто дурной вкус. Или белую мраморную крошку, как в Италии. В Италии, под ярким солнцем и лазурным небом, это смотрится органично, а на нашем ландшафте — вульгарно. Лучше сыпать кору: её почти не видно, она сливается с землёй, а потом перегнивает и удобряет почву.






О проблемах растений в Москве

У нас в городе деревья сажали и сажают слишком близко друг к другу, из-за этого они не развивают больших красивых крон, а вытягиваются вверх. Вместе всё это превращается в сплошную зелёную массу.

В Москве климат чуть теплее, чем за городом, в Подмосковье, и здесь могут хорошо расти некоторые очень красивые растения: древовидные гортензии, некоторые виды сакуры, багрянник японский.

Большой враг растений — соль. Зимой ей засыпают все дороги, и все насаждения у обочин гибнут. А вот тополя как раз выносят засоление почвы, поэтому их стоит сажать. Только не обычные, а пирамидальные: они не пылят.

Ещё из города вытеснена любая личная инициатива. Люди почти перестали высаживать растения во дворах, под своими окнами. Почему? Потому что у коммунальщиков есть регламент: всё, что официально не является клумбой, нужно косить. Газонокосилки стали дешёвые — их закупили в огромном количестве и теперь используют чуть ли не круглосуточно. С регламентами вообще тяжело: помимо газонокосилок, коммунальщики закупили ещё пылесосы для сдувания опавших листьев. В Бабушкинском парке мы засыпали наши цветники вдоль центральной аллеи корой, но администрация переживает, что если листья не будут убираться, то парк оштрафуют, а пылесос сдует и листья, и кору.















О новых растениях

Я разрабатываю проекты индивидуально под каждый парк. Они же все разные. К примеру, Бабушкинский парк весь теневой, поэтому мы там на главной аллее высаживаем сильные теневыносливые растения, которые смогут выжить в таких непростых условиях.

Что можно сажать в Москве из многолетников? Засухоустойчивые растения, такие как шалфей. Разные сильные неприхотливые многолетники — эхинопс, пастернак — тот, который едят, у него очень красивые зонтики. Ещё солидаго — это американское растение, которое у нас называют золотарником, вы его знаете, оно в Подмосковье по обочинам растёт. Или растения американских прерий — эхинацею, рудбекию, посконник. В парках нужны неприхотливые и сильные растения, не требующие серьёзного ухода. Поэтому я почти никогда не сажаю розы, даже у частных заказчиков. За ними слишком много нужно ухаживать. Как альтернативу можно высаживать шиповник (розу морщинистую), но его почему-то у нас теперь не любят, а зря. Вообще, как я уже говорила, нужно больше высаживать кустов, причём большими блоками.

Однолетники я тоже использую, только не ковровые. Например, космею или вербену буэнос-айресскую. Вербена цветёт очень долго, с мая до морозов, и зимой её соцветия смотрятся хорошо. А космею я просто сею в цветники — она заполняет пустоты между многолетниками, пока они не разрослись.

Об идеальных садах и клумбах

Мне ужасно нравится шведский Энчёпинг. Это такой маленький городок в 40 минутах на поезде от Стокгольма. Туда в своё время позвали известных ландшафтных дизайнеров: Удольфа, Ульфа Нордфьелля и других, а они сделали там несколько выдающихся садов. Теперь туда на экскурсии приезжают туристы.








О восстановлении садов

Ещё одна наша особенность — буквально понимаемое требование соблюдать традиции. В Москве идут реконструкции парков по чертежам и описаниям XVIII–XIX веков. На Западе от этого давно отказались: они сохраняют историческую планировку, но высаживают современные растения, так как эстетика, восприятие ландшафтов у людей поменялись. Я разговаривала с главным садовником Royal Parks в Лондоне — он рассказывал, что они исторические клумбы оставили только в саду Кенсингтонского дворца. Потому что высаживать каждый год и поддерживать такие клумбы очень дорого. В других садах они оставляют контуры, внутри которых высаживают современные цветы, не требующие ухода, в природном стиле. По его словам, когда они пытались воссоздать что-то XVII–XVIII веков, то люди просто не ходили в такие сады, им это было не интересно.


И ведь это не какая-то свежая идея: ещё академик Лихачёв писал, что воссоздать в первоначальном виде сады XVI –XVIII века так же невозможно, как невозможно и музеифицировать социальные институты, с потребностями и вкусами которых они были связаны. Нет уже ни монархов, ни помещиков, которые могли содержать сотню садовников. И посетителей садов в то время было на несколько порядков меньше. Даже воссозданные по оригинальным чертежам в парке Горького несколько клумб уже сейчас выглядят как-то странно. Может быть, изменились сорта растений, а может быть, наше восприятие. Гораздо интереснее смотреть на их современную огородную клумбу — с настоящей капустой, подсолнухами и тыквами.

В двух словах

В цветнике использованы преимущественно злаки и многолетники; в нем нет традиционных садовых цветов. Мы подбирали растения, которым комфортно в петербуржском климате, и только такие, которые выглядят естественно в сочетании со злаками, а после цветения хорошо держат листву и выглядят опрятно.

Сад

Значительную часть цветника — не только по площади, но и по объёму — занимают злаки высотой от 50 сантиметров до двух метров.

Высокие злаки образуют дальние планы и используются в качестве акцентных пятен; те, что пониже, высажены в центре цветника и вдоль дорожек.

Основной злак в цветнике — щучка, она же луговик дернистый. Щучка высажена большими массивами; она растет объемными округлыми кочками, а в июне выбрасывает пучки метёлок, которые выглядят эффектно до самой осени.


Сквозным узнаваемым элементом, символом цветника, стал шалфей дубравный —одно из самых красивых многолетних растений; масса шалфея всегда производит яркое впечатление. Сине-фиолетовые волны шалфея разных оттенков в нескольких местах проходят через злаковое поле, смешиваются со злаками по краям и постепенно растворяются в них — такая размытость контура поддерживает общее ощущение естественности.

Шалфей зацветает в первой половине июня и цветет на протяжении примерно двух месяцев, а поскольку мы использовали четыре разных сорта, и зацветают они неодновременно, то в массе выглядит цветущим еще дольше; при правильном уходе в конце лета шалфей может зацвести второй раз.


Многолетники присутствуют повсюду, среди злаков и в волнах шалфея, массивами, или точечно — их вкрапления разбивают упорядоченность основных посадок и сглаживают границы. Они зацветают в разное время, продолжительность их цветения тоже неодинаковая — от нескольких недель до двух месяцев; маленькие группы цветущих растений точно расставляют акценты — где-то выглядят элегантно и тонко, а где-то — ярко и пронзительно.

Многолетники в цветнике второстепенны, но при этом, как талантливый актер в эпизодической роли, совершенно незаменимы: благодаря им цветник довольно заметно изменяется за две недели, а про прошествии месяца начинает выглядеть совершенно по-новому.


Злаки и многолетники дополняют несколько видов однолетних растений: вербена бонарская, гаура Линдхеймера и фенхель обыкновенный.

Быстро разрастающаяся вербена с ажурной шапкой ярких фиолетово-сиреневых соцветий цветёт очень долго, с июля почти до конца сентября. Белая гаура придает лёгкость и свет, а фенхель деликатно сглаживает цветовые пятна соседних растений своими жёлто-зелёными ажурными зонтиками.

Добавляя другие однолетние растения можно каждый год придавать цветнику новые черты — так с удачно подобранными аксессуарами один и тот же наряд выглядит по-разному.

Нарциссы, тюльпаны, рябчики, декоративные луки и мелколуковичные продлевают декоративность цветника почти на месяц: нарциссы зацветают, когда многолетники только начинают приходить в себя после зимы; тюльпаны и рябчики — когда злаки и многолетники идут в активный рост, луки цветут до середины июля; тюльпаны же высаживаются каждый год.





Новые Многолетники


Садоводческие тенденции в Великобритании всегда в какой-то мере отражали политическую ситуацию своего времени, сильно влияющую на общественные настроения. Такое сравнение садоводства и политики оказывается особо актуальным и в нынешний исторический момент, когда мы столкнулись с результатами Brexit-голосования.

Несколько последних десятилетий английский садовый дизайн находился под значительным влиянием новых идей из Европы, - в моду вошли посадки в природном стиле, пропагандируемые голландцем Питом Удольфом (Piet Oudolf) и его многочисленными последователями.

Стиль появился и начал использоваться при перепланировке общественных парков в Германии после окончания Второй мировой войны благодаря стараниям Карла Форстера. Сегодня этот стиль активно используется в общественных парках по всей Европе, и Великобритания в данном случае не исключение. Олимпийский парк королевы Елизаветы (The Queen Elizabeth Olympic Park) в Лондоне является хорошим примером, чтобы в этом убедиться.

Стиль New Perennials (Новые многолетники), как известно, базируется на посадках природных растений - трав, различных форм астровых (например, рудбекии), зонтичных (купырь) и т.п. Для нас, британцев, это отход от привычного стиля традиционных английских посадок, который основан на смешении стиля смешанных "коттеджных посадок" таких влиятельных садоводов, как Марджери Фиш (Margery Fish) и Вита Сэквилл-Уэст (Vita Sackville-West) и эдвардианского стиля "Искусства и ремесла" (Arts and Crafts), ключевой фигурой которого была Гертруда Джекилл (Gertrude Jekyll).


Хотя, было бы неправильно сказать, что стиль New Perennials является заимствованием и подражанием, такие популярные садовые дизайнеры, как Том Стюарт-Смит (Tom Stuart-Smith), Кристофер Брэдли-Хоул (Christopher Bradley-Hole), Дэн Пирсон (Dan Pearson) и многие другие двинулись в сторону более глубокого подхода к дизайну посадок, стремясь достичь эффекта непрерывности в противоположность эпизодической сюжетной структуре посадок стиля "Искусства и ремесела".

Но маятник всегда качается вперед и назад, в циклах от нескольких лет до целых десятилетий. На данный момент прослеживаются тенденции к усложнению посадок, использованию кустарников (в том числе роз) для большей структурности (что не могут обеспечить травы) и повторному использованию сложных цветовых комбинаций. Создается ощущение, что английским садовникам стало немного скучно с ограниченной цветовой палитрой стиля New Perennials, учитывая нашу традицию экспериментировать, и, давайте будем честными, соревноваться друг с другом.


Между английскими и европейскими садоводами в этом смысле существуют явные противоречия. Посещая Голландию этим летом, я был поражен ответом голландского дизайнера на мои наблюдения и слова, что я видел точно такие же растения (вплоть до сортов) в тех же комбинациях во множестве других садов европейских дизайнеров. На что она ответила не моргнув глазом и без намека на иронию: "Да, но это же фантастические растения, не так ли?".

Утилитарная основа стиля находится в противоречии с романтической английской традицией садоводства, которая превозносит вкус и индивидуальность выше надежности и практичности (отсюда наша страсть к розам). И, надо сказать, существует некая культурная пропасть между последователями стиля New Perennials, считающими себя просвещенными, современными и дальновидными, и теми, кто продолжает развивать английский стиль, который часто описывается как "традиционный" или "уходящий корнями в историю".


Можно ли в связи с этим назвать садоводческим брекситом то, что делает дизайнер Джулиан Баннерман (Julian Bannerman)? Я задаю этот вопрос, потому что он критиковал меня напропалую (но по-доброму) несколько лет назад, когда я попытался изложить своё видение развития стиля New Perennials в Великобритании. Останавливаясь на этом в очередной раз, Баннерман делится своими впечатлениями от дизайне Пита Удольфа при Hauser & Wirth Gallery в Брутоне (Сомерсет). "Я просто не понимаю эти большие амебообразные массивы с посадками", говорит Баннерман и добавляет, что он и его жена, дизайнер и партнер Изабель, всё же используют некоторые растения, характерные для стиля New Perennials, в течение многих лет: "Мы высаживали гирчу Валлиха (Selinum wallichianum) в посадках на Waddesdon Dairy в 1991 году". Им так же нравятся такие фавориты Удольфа, как василистник (Thalictrum) и вероникаструм (Veronicastrum): "Использовать в посадках одни лишь злаки я не буду" говорит Баннерман. "Я люблю траву в поле. Если бы я жил в Калифорнии или на юге Франции, я был бы рад их видеть в таком количестве. Но только не здесь".


Супруги используют многие травянистые растения, но всё же посадки Баннерманов - это далеко не стиль New Perennials, учитывая их склонность к использованию кустарников и плетистых роз для создания визуальных художественных акцентов.

"Не забывайте, что я проходил обучение в арт-колледже Раскина (Оксфорд)", говорит Баннерман. "Я думаю, что нет никакой разницы между живописью и садоводством. Это должно быть также позитивно".

Если это садоводческий Брексит, ряд других британских дизайнеров находятся полностью в консервативном лагере.

В Upton Grey, Гемпшир, Розамунд Воллинджер (Rosamund Wallinger) является хранителем наследия Гертруды Джекилл. Неудивительно, что Розамунд воспевает принципы традиционного английского садоводства. Но самое важное звено, по ее мнению, - архитектура, примером чего может служить сотрудничество Джекилл с архитектором Эдвином Лаченсом (Edwin Lutyens). "Когда люди приходят и смотрят на сад, я говорю им, что прежде всего нужно обращать внимание на пропорции", говорит Воллинджер. "С помощью посадок этого достичь сложно".


С стиле New Perennials нет формального архитектурного компонента, посадки осуществляются крупными блоками, хотя большинство английских последователей этого стиля используют самшиты и тисы, чтобы создать ощущение структуры и ритма. В то время, как Воллинджер восхваляет такие "удольфианские" сады, как Sussex Prairies, она приходит к выводу: "Я думаю, что маятник слишком сильно качнулся в одном направлении. Стиль Удольфа может сегодня поражать воображение, только если не сделан в своем классическом ключе".

Том Ковард (Tom Coward) является главным садовником в Gravetye Manor (Сассексе), бывшей усадьбе гуру викторианского садоводства Уильяма Робинсона (William Robinson). Ранее он был заместителем Фергюса Гаррета (Fergus Garrett) в Great Dixter: "Мы все еще привязаны к цвету, но Фергюс научил меня довольно легко отходить от цвета и использовать его в определенном контексте. Вот почему мы любим фотографировать наши посадки в черно-белом цвете" говорит садовник.

Ковард по-прежнему остается любителем злаков, хотя признается, что чаще всего использует их для текстуры, а не формы - дни цветников в мискантусом, вероятно, сочтены. Ковард видит существенные различия между его стилем и стилем New Perennials: "Мой подход является более сложным и разноплановым, насыщенным многими элементами," говорит он. "Мы производим посадки даже в августе".


Арабелла Леннокс-Бойд (Arabella Lennox-Boyd) - еще один дизайнер, которая извлекла определенные уроки из своего опыта работы со стилем New Perennials и двинулась дальше в своей профессиональной деятельности в собственном саду в Gresgarth, Ланкашир. "Я посетила сад Тона дер Линдена в Голландии, и то, что я увидела, мне понравилось больше, чем сады Удольфа", говорит Леннокс-Бойд. "Тон - художник и его подход является более деликатным, более личным".


Арабелла Леннокс-Бойд признается, что быстро устала от стиля New Perennials: "Это может выглядеть ужасно небрежно. Все эти коричневые и темно-красные тона могут быть очень скучными. Я думаю, что британцы до сих пор считаются лучшими садоводами из-за их склонности к использованию цвета". Мнение Леннокс-Бойд в данном случае можно считать непредвзятым, поскольку она наполовину итальянка. Она отмечает, что характерный для Британии рассеянный свет допускает такие тонкости, в то время, как в Средиземноморье, как правило, предпочитают подчеркивать форму насаждений из-за яркого солнца.


Ландшафтный дизайнер Банни Гиннесс (Bunny Guinness) отмечает существенное влияние Chelsea Flower Show на формирование вкуса садоводов, - особенно ряда садов, спонсируемых Лоран-Перье в 2000-е годы. "Многие люди копировали этот стиль", говорит дизайнер. "Это более сложный подход (чем у Пита Удольфа), но, опять же, все это создается лишь для того, чтобы хорошо выглядеть в течение недели или около того. Моим клиентам нужно что-то такое, что выглядит прекрасно из окна каждый день года. Море мертвых многолетников этого не сделает. Мне нравится использовать кустарники, луковичные и много однолетних растений. Я просто считаю, что массивы многолетников слишком монотонны и довольно скучно смотрятся в саду. Прекрасно видеть возраст сада и происходящие с ним изменения. Кустарники и деревья подарят вам эти ощущения, но я не уверена, что вы добьетесь того же с помощью многолетников".

Сад в Pettifers (Оксфордшир), который является творением его владельца, садовника Джины Прайс (Gina Price), регулярно посещают группы садоводов из таких далеких мест, как Япония и Южная Америка. Прайс всегда с удовольствием рассказывает о своей эволюции как садового дизайнера. В прошлом она увлеклась стилем New Perennials и, в соответствии с его правилами, выкопала большую часть кустарников в своем саду и заменила их травами.

Но теперь . "Я стала высаживать розы обратно, на свои прежние места. Я по-прежнему заинтересована в использовании некоторых трав - особенно вейников (Calamagrostis), таких как 'Karl Foerster’, 'Avalanche’, 'Overdam’ и прекрасный розоватый 'Eldorado'. но я не использую их теперь для структуры". Основной акцент Джина Прайс делает на фактуре листвы растений, но она также не забывает о цвете, предпочитая яркие комбинации. Например, она высаживает темно-розовую монарду (Monarda) 'Squaw' рядом с оранжевыми книфофиями. поскольку это напоминает ей Индию, где она видела такие сочетания цветов.


Конечно, сравнивая угасание интереса в стилю New Perennials с Брекситом, я делаю это исключительно для поднятия вашего настроения. Если разнообразие - это отличительная черта нашего подхода к садоводству, то и приведенные выше комментарии должны помочь вам сформировать собственное мнение и вкусы.

Слава Богу, нет никаких предпосылок для проведения какого-либо спорного референдума на садовую тему.


Смотрите также


У сада в природном стиле есть множество преимуществ. Рассматривая различные растения с точки зрения использования их в саду, помните, что обрезка и формировка не являются н .

Читайте также: