Нормы уборки помещений на одну уборщицу в детском саду

Обновлено: 19.09.2024

Вопрос: Как бюджетной организации определять оклады уборщиков помещений (производственных, служебных) с 01.02.2021?

Ответ: Расчет окладов уборщиков помещений (производственных, служебных) бюджетной сферы производится с учетом изменений, внесенных в тарифно-квалификационные характеристики (ТКХ) по данной профессии рабочих с 01.02.2021.

Обоснование: В настоящее время одним из основных элементов оплаты труда работников бюджетных организаций является оклад .

Для рабочих бюджетной сферы оклады рассчитываются исходя из базовой ставки, устанавливаемой Правительством, и кратных размеров базовой ставки. Последние в свою очередь дифференцируются в зависимости от предусмотренных ТКХ по профессиям рабочих разрядов работы .

С 01.02.2021 в ТКХ по данной профессии рабочего внесены изменения. В частности, уточнены работы, отнесенные к 1-му и 2-му разрядам .

Приведем расчет окладов уборщиков (производственных, служебных) помещений в зависимости от видов выполняемых работ с учетом изменений, внесенных в ТКХ:

Конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются в организациях технологическими картами, рабочими инструкциями и другими документами .

В случае когда в наименовании профессии предусмотрены уточняющие слова в скобках, они могут применяться самостоятельно при установлении нанимателем конкретного наименования профессии .

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Сколько уборщица должна мыть квадратных метров в детском саду на одну ставку?

Ответы на вопрос:

Таких норм в настоящее время не существует.. Это определяется в Вашем трудовом договоре и Вашей должностной инструкции.

12. Должность уборщицы вводится из расчета 1 единица на каждые 600 кв. м площади, подлежащей уборке, но не менее одной единицы на учебное заведение. Для хореографических и художественных училищ должность уборщицы предусматривается из расчета 1 единица на каждые 500 кв. метров, а в училищах искусств, ведущих подготовку по этим специальностям — 1 единица на каждые 550 кв. метров площади, подлежащей уборке.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каким образом на предприятии в соответствии с законодательством можно урегулировать вопрос о том, какой объем работы (какую площадь) должен обработать (вымыть) технический работник (уборщик)? Как правильно поступить, если фактически такой работник в течение установленного для него рабочего времени успевает вымыть площадь большую, чем предусмотрено действующим в отношении него нормативом?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Каких-либо единых типовых норм труда, обязательных для работодателей в отношении работ, выполняемых уборщиками помещений, не существует. Работодатель вправе самостоятельно разработать систему нормирования труда уборщиков помещений, при этом он может по своему усмотрению учесть положения некоторых документов рекомендательного характера в этой области. В случае, если в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, работник успевает выполнить дополнительную работу сверх нормы, то такие отношения должны быть урегулированы в порядке, предусмотренном нормами трудового законодательства о расширении зон обслуживания.

Обоснование вывода:
Нормы убираемой площади представляют собой нормы труда. Согласно части первой ст. 160 ТК РФ нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Из ст. 159 ТК РФ следует, что система нормирования труда определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо устанавливается коллективным договором. Государство же должно оказывать содействие в системной организации нормирования труда. С этой целью ст. 161 ТК РФ предусмотрена возможность разработки и утверждения типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных) норм труда для однородных работ, имеющих рекомендательный характер.
Для определения норм труда при уборке служебных помещений могут применяться Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 469 (далее - Нормативы) (смотрите также ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Как сказано в преамбуле данного документа, нормативы рекомендованы (а не обязательны) для применения в учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от ведомственного подчинения. Поэтому Нормативы могут применяться с поправкой на современный уровень техники, технологии, организации производства и труда.
Пример расчета штатной численности уборщиков производственных помещений приведен в Рекомендациях по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утвержденных Росздравом. Некоторые отраслевые и ведомственные документы также содержат нормы убираемой площади на одного работника: приказ Минюста РФ от 04.08.1999 N 227 "Об организационно-штатных вопросах по учебным центрам (пунктам) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", приказ Министерства культуры СССР от 19.10.1984 N 552 "Об утверждении Типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы Министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений".
Еще раз отметим, что вышеуказанные документы носят рекомендательный характер, и работодатель вправе самостоятельно разработать систему нормирования труда уборщиков помещений*(1). При принятии локального нормативного акта, которым вводятся, заменяются или пересматриваются нормы труда, необходимо учесть мнение представительного органа работников. О введении норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ст. 162 ТК РФ)*(2).
В ситуации, когда уборщик выполняет за рабочий день (смену) объем работы больший, чем предусмотрено его нормой труда, на наш взгляд, должны применяться нормы трудового законодательства о расширении зон обслуживания. Так, в силу части первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Основным отличием выполнения работы по совместительству от дополнительной работы, предусмотренной ст. 60.2 ТК РФ, является то, что работа по совместительству должна осуществляться в свободное от основной работы время. В рассматриваемой ситуации работа осуществляется в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени, то есть имеет место дополнительная работа, предусмотренная ст. 60.2 ТК РФ, а не совместительство. Кроме того, в данном случае работник выполняет аналогичную работу по той же должности (профессии), что является признаком расширения зоны обслуживания.
При выполнении дополнительной работы путем расширения зон обслуживания заключения нового трудового договора не требуется, а требуется издать приказ. Такой приказ может быть издан в произвольной форме, однако он обязательно должен содержать следующие пункты:
- вид дополнительной работы (расширение зон обслуживания);
- срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу;
- содержание дополнительной работы;
- объем дополнительной работы;
- размер доплаты*(3).
При этом работник, на наш взгляд, должен не просто расписаться в указанном приказе, а поставить отметку "согласен", "не возражаю" и свою подпись, поскольку просто проставление подписи в приказе означает лишь ознакомление с текстом данного приказа, но никак не свидетельствует о согласии работника на поручение ему дополнительной работы на условиях, изложенных в тексте приказа.

------------------------------------------------------------------------
*(1) В качестве дополнительного материала рекомендуем ознакомиться с Методическими рекомендациями по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, утвержденными приказом Департамента образования г. Москвы от 1 марта 2011 г. N 166, а также с Рекомендациями по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда МДК 2-02.01, утвержденными приказом Госстроя РФ от 9 декабря 1999 г. N 139, и Нормами обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 24 июня 1996 г. N 38.
*(2) Также рекомендуем ознакомиться с ответом эксперта журнала "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 3, март 2019 г.
*(3) Смотрите решение Можайского городского суда Московской области от 28.09.2012.

Здравствуйте! Работаю в гимназии, площадь которой составляет 1300 кв.м. Пять уборщиц работают в две смены, каждая работает на 1,5 ставки, итого 7,5 ставок. Насколько я знаю, норма убираемой площади 500 кв.м. на одну ставку при работе в одну смену, плюс 0,25 ставок на каждые 250 к.м. при работе в две смены. Однако уборщицы настаивают на том, что при работе в две смены им полагается по две ставки на каждую. Правильно ли производится у нас расчет зарплаты? Сколько ставок уборщиц должно быть при этой площади?

Здравствуйте. Нет никаких норм. Это определяется в трудовом договоре и должностных инструкциях.

Норма была в Приказе Минкультуры СССР от 19.10.1984 N 552

12. Должность уборщицы вводится из расчета 1 единица на каждые 600 кв. м площади, подлежащей уборке, но не менее одной единицы на учебное заведение. Для хореографических и художественных училищ должность уборщицы предусматривается из расчета 1 единица на каждые 500 кв. метров, а в училищах искусств, ведущих подготовку по этим специальностям — 1 единица на каждые 550 кв. метров площади, подлежащей уборке.

Но СССР уже нет.

Так что нормы должны быть в трудовом договоре и должностной.

Конкретные нормы обслуживания для уборщиков помещений в настоящее время законодательством не установлены.
Довганюк Яков

Конкретные нормы обслуживания для уборщиков помещений в настоящее время законодательством не установлены. Ранее норма убираемой площади была предусмотрена в отраслевых документах. В частности, в образовательных учреждениях должность уборщика служебных помещений была установлена из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 квадратных метров убираемой площади, но не менее 0,5 единицы должности на школу (п. 14 Типовых штатов, утвержденных приказом Минпроса СССР от 31 декабря 1986 г. № 264). В настоящее время данный документ признан недействующим (приказ Минобрнауки России от 9 июня 2008 г. № 177). Поскольку новые нормативы не утверждены, то на практике организации продолжают придерживаться прежних норм в качестве ориентира, то есть 500 квадратных метров убираемой площади на полную ставку. Кроме того, организация вправе самостоятельно установить нормы для уборки с учетом особенностей обслуживаемой территории и иных фактических обстоятельств выполнения работы по должности. Данные нормативы устанавливаются организацией в трудовом договоре и должностной инструкции утверждённой в установленном порядке самим учреждением.

Да прошу прощение забыл совсем про ссылку

Несмотря на то, что нормы, действовашие ранее, свою силу утратили, норма не должна превышать 500 квадратных метров на полную ставку.

Норма убираемой площади согласно п.14 Типовых штатах начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ — должности уборщика служебных помещений, устанавливалась из расчета 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м. убираемой площади, но не менее 0,5 ед. должности на школу. В общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия учащихся во вторую, третью смены, а также имеются группы продленного дня, дополнительно устанавливаются должности уборщика служебных помещений из расчета: в школах, работающих в две смены, — 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м, а в школах, работающих более двух смен или имеющих группы продленного дня, — 0.5 ед. должности на каждые 250 кв. м. убираемой площади, используемой учащимися этих смен или группы продленного дня.
Тем самым фактически установлена норма убираемой площади 500 кв. м на ставку заработной платы уборщика служебных помещений.
Типовые штаты утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием приказа Минобрнауки РФ № 177, но ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ гласит, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальной выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда ( включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Таким образом, из положений федерального законодательства следует, что норма убираемой площади 500 кв. м. на ставку заработной платы уборщика служебных помещений должна быть сохранена при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих оплату труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

В настоящее время, согласно действующему законодательству, нормы выработки устанавливаются локальными нормативными актами работодателя (положение об оплате труда, должностные обязанности, приказы).

Читайте также: