Растения часть живой природы пнш

Обновлено: 07.07.2024

1. Введение в тему урока

-- О чем говорили на предыдущих уроках? ( О птицах, зверях, насекомых, рыбах.) Это животные.

--Царство животных – это часть какой природы? ( Живой.)

--Сегодня побываем в другом царстве живой природы.

Перед вами карточки с картинками. Под каждой картинкой написано слово, в котором выделена одна буква. Выделенные буквы вы должны вписать в пустые клетки.

--Царство растений очень разнообразно и красиво.

Улыбнись с утра щенку,

И росинке, и цветку.

Пестрой бабочке в лугах,

Солнцу в легких облаках.

И тогда увидишь ты,

Сколько в мире красоты!

Будет мир дружить с тобою.

2. Деление растений на группы

Загадки (читают дети). Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок, белые реснички.

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдем гулять – и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летним.

К речке дерево склонилось,

А склонившись, удивилась:

- Как же я красива,

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Никак не могу понять я,

Похожи кусты, как братья,

А ягоды у них разные –

Черные, белые, красные.

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят,

Сотни маленьких грачат.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок.

Куста чудесней нет,

Он славит день весенний,

Пахуч и нежен цвет

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги.

Стоит над водой, трясет бородой.

Рисунки-отгадки вывешиваются на доске.

- На какие группы можно разделить эти растения? (Деревья, кустарники, травы) По каким признакам растения объединили именно в такие группы?

- Давайте выясним, чем похожи и чем отличаются эти группы между собой.

Работа по учебнику стр.20

-Какое дерево видите? (Яблоню)

-Что находится внизу у яблони? (Корни)

-Для чего нужны дереву корни? (Опора, питание)

-Давайте посмотрим, есть ли корни у кустарника. Как называется этот кустарник? (Черная смородина)

-Назовите травянистое растение.( Помидор) И у трав есть корень.

-Что находится выше корня? ( Ствол у дерева, несколько стволов у кустарника и стебель у трав)

-Для чего нужен ствол ,стебель?(По ним поднимаются питательные вещества к листьям)

-Что еще есть у всех растений? (Плоды, в которых находятся семена, и цветы, из которых образуются плоды)

-Для чего нужны семена? (Для размножения растений)

3. Растения - часть живой природы

Работа по учебнику стр. 18

- Что делает Маша? (Рыхлит землю) Для чего она это делает?(Чтобы воздух поступал к корням растений) Значит растения дышат.

-Что еще надо делать чтобы растение развивалось?(Поливать)

-Растения дышат, питаются, размножаются, растут, погибают—значит относятся к живой природе.

4. Значение растений

-Представьте, что на Земле исчезли все растения… Что бы произошло?(…)

1) Растения- волшебники. Они вырабатывают кислород, которым мы дышим

2) Растениями питаются многие животные

3) Красота растений

Вывод: без растений все бы погибло.

Поэтому надо бережно относиться к растениям: зря их не срывать, не ломать, не топтать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учить выделять существенные признаки объектов живой природы; познакомить с разнообразным миром растений, с растительностью дендрария Волгограда; развивать практические умения при проведении длительных опытов; воспитывать интерес к изучению родной природы.

Оборудование: учебник, печатная тетрадь с заданиями, комнатные растения. Картинки растений, фотоснимки дендрария и его растений.

Оргмомент. Настрой на урок.

Изучение нового материала.

а) Фронтальная беседа о комнатных растениях

б) Работа по учебнику

в) Работа по учебнику (с.18)

г) Практическая работа.

Работа по краеведению (показ фотоснимков)

Закрепление изученного материала.

б) Работа в печатной тетради (задание 12)

На лугу со всех сторон

Будто слышится мне звон. (Колокольчик)

Стоят в лугах сестрички,

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Густая и душистая

Как будто подморозило,

Как будто сад и озеро

Метелью занесло. (Черемуха)

Босиком на снегу

Желтые глазочки. (Мать-и-мачеха)

Живой или неживой.

- Что у нас на подоконнике растет, дышит и питается? (Комнатные растения)

- Назовите известные вам комнатные растения.

- Как вы думаете, не мал ли горшочек для нашей герани?

- А может быть, если ее больше поливать, то и не надо менять горшочек, пусть живет в маленьком? - А можно поставить герань на тумбочку в темный угол?

- Итак, какие условия необходимы для жизни растений? (Тепло, свет, вода, земля)

- Почему все это необходимо комнатным растениям? (Они дышат, питаются, растут)

- К какой природе относятся комнатные растения? (К живой природе)

- Рассмотрите центральный рисунок. Представьте себя на борту вертолета. Какие растения вы видите с вертолета? (Рябину, березу, яблоню, грушу)

- Как одним словом назвать эти растения? (Это все деревья)

- Деревья высокие, поэтому мы увидели их с вертолета. А чтобы увидеть растения, которые ниже ростом, придется спуститься на землю. Что вы увидите в саду семьи Ивановых?

(используя центральный рисунок и рисунки-подсказки, учащиеся говорят, что в саду растут малина, смородина, одуванчик, подорожник).

- Листья каких деревьев изображены на рисунках-подсказках? (Листья рябины и березы).

- Соотнесите рисунки листа смородины и куста смородины.

- Где растут рябина и береза? (У забора)

- Соотнесите рисунки листа рябины и самого дерева.

- Соотнесите рисунки листа березы и самого дерева.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

- Найдите на рисунке Машу. Какое растение рассматривает девочка? (Садовую землянику)

- Что делает Маша? (Она рыхлит землю)

- Зачем она это делает? (Она рыхлит землю, чтобы в земле было больше воздуха, который нужен для дыхания корней растения)

- Покажите на примере садовой земляники, что растения, как и животные, относятся к живой природе. (Для растений характерны такие признаки живой природы, как дыхание, питание, рост, появление потомства, увядание (гибель).)

- Зачем люди поливают, удобряют растения?

- Отчего растение может засохнуть и погибнуть?

- Вспомните такую картину: стоит летом протоптать новую дорожку на зеленой лужайке – и весной на ней не взойдут семена трав. Почему это происходит? (Семена не могут прорости, так как земля утрамбована, в почве мало кислорода для дыхания растений)

- Как надо ухаживать за семенами?

- Что мы должны будем увидеть через несколько дней?

- Ребята,а какие еще вы знаете растения?

Этот цветок ты часто видишь на клумбах. Но если поискать – найдешь и в лесу. Ведь именно из леса, с помощью людей, конечно, пришел он в сады и парки. (Анютины глазки)

Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах. У него двойное имя. Одна из частей имени дана растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (Иван-чай)

Вся поляна покрыта голубыми, синими, лиловыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебристый перезвон… (Колокольчик)

Гирлянды белых маленьких колокольчиков на тонком стебле видны весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш)

- Отметьте цветной галочкой изделия человека. Что общего у этих рисунков с остальными?

Учитель: Проверим рабочие места. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие на вертолёте (иллюстрация). Сели в вертолёт. Закрыли глаза. Представили, что мы с вами летим… Отклоняемся вправо, прямо, влево, вниз, вверх, прямо…

Дети выполняют движения, ориентируясь в пространстве.

2. Повторение изученного.

Учитель: Посмотрите внимательно вокруг. Что видите? Что нас окружает?

Дети: Нас окружает мир природы, который не создан человеком, и изделия, которые созданы человеком.

Открываются иллюстрации животного и растительного мира.

Учитель: Что увидели? На какие две группы можно разделить мир живой природы?

Дети: Мир живой природы можно разделить на группу животных и группу растений.

Учитель: На какие группы можно разделить мир животных?

Дети называют группу животных, называя ее основные признаки и выбирая иллюстрации с изображением представителей данной группы. (Остаются иллюстрации с изображениями растений: цветы, травы, деревья, кустарники)

3. Постановка проблемы.

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Дети: Сегодня на уроке будем говорить о растениях.

4. Решение проблемы.

Дети: Мы видим деревья. Узнали рябину у забора, берёзу, яблоню, грушу.

Учитель: Как одним словом назвать эти растения? Почему с вертолёта мы видим хорошо только их?

Дети: Это деревья. Они высокие, их хорошо видно.

5. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы увидеть растения, которые ниже деревьев?

Дети: Спуститься на вертолёте на землю, подойти ближе.

Учитель: Мы зашли в сад к Ивановым. Присмотритесь. Что увидели в саду кроме деревьев, которые вы перечисляли? (подсказка внизу листа).

Дети: Мы видим малину, смородину, одуванчик, подорожник.

Учитель: Чем отличается малина, смородина, от деревьев? Используйте новые слова.

Учитель: Самостоятельная работа. С соседом по парте, по одному учебнику, соотнесите листья и растения. (Лист малины – с кустом малины; лист рябины – с деревом рябины; лист берёзы – с берёзой.)

Проверка самостоятельной работы.

Учитель: Как назвать одним словом малину и смородину?

Показ гербария: яблоня – малина; берёза – смородина и их веточек без листьев.

Учитель: Можно ли по веточкам определить, от дерева эта веточка или от куста?

Дети: Нужно видеть всё растение, чтобы не ошибиться и точно быть уверенным.

Учитель: Чем занята Маша на рисунке в учебнике?

Дети: Маша рыхлит землю вокруг садовой земляники.

Учитель: Для чего она это делает? К какой группе растений отнесём это растение? К деревьям или кустарникам?

Учитель: В словаре С.И. Ожегова сказано, что трава – небольшое растение с однолетним мягким зелёным стеблем. Как вы думаете, трава – часть живой природы? Докажите.

Физминутка

  • Дерево или название дерева – стоим руки вверх.
  • Куст или название кустарника – приседаем, руки в стороны.
  • Трава или название травянистого растения – приседаем, руки вниз.

6. Первичное закрепление.

Учитель: На какие группы можно разделить растения?

Дети группируют иллюстрации: дерево, кустарник, трава.(на доске)

7. Обобщение приобретённых знаний.

Учитель: Откройте тетрадь на с. 15, № 13. Что видите? Какой знак для обозначения дерева поставим в левом нижнем углу? (ствол и крона) Для обозначения травы? (три травинки)

Дети: Есть изображение кустарника, а значка нет.

Учитель: Чем кустарник отличается от дерева и от травы?

Дети: Несколько ветвей начинаются от самой земли, ветви древовидные.

Учитель: Каким значком можно обозначить кустарник? (три кружочка, стволики) Проверьте у соседа работу. Кто нашёл ошибки?

Посовещайтесь в парах и докажите, что растения, как и животные, относятся к живой природе.

Дети: Им характерны дыхание, питание, рост, размножение, увядание (гибель).

8. Домашнее задание.

Дождик прошёл по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как серёжки.
Тронешь берёзку – она встрепенётся
И засмеётся. До слёз засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
Дождь по пшеничному полю пронёсся –
Потяжелев, удлинились колосья.
И поклонились земным поклоном
Мимо летящим шумным вагонам.


Цели: учить выделять существенные признаки объектов живой природы; познакомить с разнообразным миром растений; развивать практические умения при проведении длительных опытов; воспитывать интерес к изучению родной природы.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена гороха для длительного наблюдения (опыта); карточки с описанием растений для викторины.

Ход урока

На лугу со всех сторон

Будто слышится мне звон.

Стоят в лугах сестрички,

Золотой глазок, белые реснички.

Густая и душистая

Как будто подморозило,

Как будто сад и озеро

Босиком на снегу

– Что объединяет слова-отгадки? (Это все растения.)

– Сегодня на уроке мы познакомимся с растениями, узнаем, к какой природе они относятся: живой или неживой.

II. Изучение нового материала.

1. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а о комнатных растениях.

– Что у нас на подоконнике растет, дышит и питается? (Комнатные растения.)

– Назовите известные вам комнатные растения.

– Как вы думаете, не мал ли горшочек для нашей герани?

– А может быть, если ее больше поливать, то и не надо менять горшочек, пусть живет в маленьком?

– А можно поставить герань на тумбочку в темный угол?

– Итак, какие условия необходимы для жизни растений? (Тепло, свет, вода, земля.)

– Почему все это необходимо комнатным растениям? (Они дышат, питаются, растут).

– К какой природе относятся комнатные растения? (К живой природе.)

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 18–19).

– Рассмотрите центральный рисунок. Представьте себя на борту вертолета. Какие растения вы видите с вертолета? (Рябину, березу, яблоню, грушу.)

– Как одним словом назвать эти растения? (Это все деревья.)

– Деревья высокие, поэтому вы увидели их с вертолета. А чтобы увидеть растения, которые ниже ростом, придется спуститься на землю. Что вы увидите в саду семьи Ивановых? (Используя центральный рисунок и рисунки-подсказки, учащиеся говорят, что в саду растут малина, смородина, одуванчик, подорожник.)

– Листья каких деревьев изображены на рисунках-подсказках? (Листья рябины и березы.)

– Соотнесите рисунки листа малины и куста малины.

– Соотнесите рисунки листа смородины и куста смородины.

– Где растут рябина и береза? (У забора.)

– Соотнесите рисунки листа рябины и самого дерева.

– Соотнесите рисунки листа березы и самого дерева.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль – облетает.

3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 18).

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

– Найдите на рисунке Машу. Какое растение рассматривает девочка? (Садовую землянику.)

– Что делает Маша? (Она рыхлит землю.)

– Зачем она это делает? (Она рыхлит землю, чтобы в земле было больше воздуха, который нужен для дыхания корней растения.)

– Покажите на примере садовой земляники, что растения, как и животные, относятся к живой природе. (Для растений характерны такие признаки живой природы, как дыхание, питание, рост, появление потомства, увядание (гибель).)

– Зачем люди поливают, удобряют растения?

– Отчего растение может засохнуть и погибнуть?

– Вспомните такую картину: стоит летом протоптать новую дорожку на зеленой лужайке – и весной на ней не взойдут семена трав. Почему это происходит? (Семена не могут прорасти, так как земля утрамбована, в почве мало кислорода для дыхания растений.)

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.

– Как надо ухаживать за семенами?

– Что мы должны будем увидеть через несколько дней?

III. закрепление изученного материала.

1) Этот цветок ты часто видишь на клумбах. Но если поискать – найдешь его и в лесу. Ведь именно из леса, с помощью людей, конечно, пришел он в сады и парки.

2) Это высокое растение с яркими цветками можно увидеть на опушках, полянах, гарях, вырубках. У него двойное имя. Одна из частей имени дана растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай.

3) Вся поляна покрыта голубыми, синими, лиловыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебристый перезвон.

4) Гирлянды белых маленьких колокольчиков на тонком стебле видны весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита.

5) Красивый цветок. Но ядовитый. Злой. Лютый, как говорят о нем в народе.

6) Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать.

7) С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда его не видел. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.

9) Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.

10) Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется.

12) На изломе стебля у этого растения выступает желтый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению.

13) Это растеньице не любит солнца – растет в затененных местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения.

2. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и е 12).

– Отметьте цветной галочкой изделия человека. Что общего у этих рисунков с остальными?

– Раскрасьте изображения животных.

– Как одним словом можно назвать всех нарисованных животных?

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие условия необходимы для жизни растений?

– Докажите, что растения – часть живой природы.

Содержимое разработки

РАСТЕНИЯ – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Цели: учить выделять существенные признаки объектов живой природы; познакомить с разнообразным миром растений; развивать практические умения при проведении длительных опытов; воспитывать интерес к изучению родной природы.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена гороха для длительного наблюдения (опыта); карточки с описанием растений для викторины.

На лугу со всех сторон

Будто слышится мне звон.

(Колокольчик.)

Стоят в лугах сестрички,

Золотой глазок, белые реснички.

Густая и душистая

Как будто подморозило,

Как будто сад и озеро

Босиком на снегу

(Мать-и-мачеха.)

– Что объединяет слова-отгадки? (Это все растения.)

– Сегодня на уроке мы познакомимся с растениями, узнаем, к какой природе они относятся: живой или неживой.

II. Изучение нового материала.

1. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а о комнатных растениях.

– Что у нас на подоконнике растет, дышит и питается? (Комнатные растения.)

– Назовите известные вам комнатные растения.

– Как вы думаете, не мал ли горшочек для нашей герани?

– А может быть, если ее больше поливать, то и не надо менять горшочек, пусть живет в маленьком?

– А можно поставить герань на тумбочку в темный угол?

– Итак, какие условия необходимы для жизни растений? (Тепло, свет, вода, земля.)

– Почему все это необходимо комнатным растениям? (Они дышат, питаются, растут).

– К какой природе относятся комнатные растения? (К живой природе.)

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 18–19).

– Рассмотрите центральный рисунок. Представьте себя на борту вертолета. Какие растения вы видите с вертолета? (Рябину, березу, яблоню, грушу.)

– Как одним словом назвать эти растения? (Это все деревья.)

– Деревья высокие, поэтому вы увидели их с вертолета. А чтобы увидеть растения, которые ниже ростом, придется спуститься на землю. Что вы увидите в саду семьи Ивановых? (Используя центральный рисунок и рисунки-подсказки, учащиеся говорят, что в саду растут малина, смородина, одуванчик, подорожник.)

– Листья каких деревьев изображены на рисунках-подсказках? (Листья рябины и березы.)

– Соотнесите рисунки листа малины и куста малины.

– Соотнесите рисунки листа смородины и куста смородины.

– Где растут рябина и береза? (У забора.)

– Соотнесите рисунки листа рябины и самого дерева.

– Соотнесите рисунки листа березы и самого дерева.


Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль – облетает.

3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 18).

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

– Найдите на рисунке Машу. Какое растение рассматривает девочка? (Садовую землянику.)

– Что делает Маша? (Она рыхлит землю.)

– Зачем она это делает? (Она рыхлит землю, чтобы в земле было больше воздуха, который нужен для дыхания корней растения.)

– Покажите на примере садовой земляники, что растения, как и животные, относятся к живой природе. (Для растений характерны такие признаки живой природы, как дыхание, питание, рост, появление потомства, увядание (гибель).)

– Зачем люди поливают, удобряют растения?

– Отчего растение может засохнуть и погибнуть?

– Вспомните такую картину: стоит летом протоптать новую дорожку на зеленой лужайке – и весной на ней не взойдут семена трав. Почему это происходит? (Семена не могут прорасти, так как земля утрамбована, в почве мало кислорода для дыхания растений.)

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.

– Как надо ухаживать за семенами?

– Что мы должны будем увидеть через несколько дней?

III. закрепление изученного материала.

1) Этот цветок ты часто видишь на клумбах. Но если поискать – найдешь его и в лесу. Ведь именно из леса, с помощью людей, конечно, пришел он в сады и парки.

Читайте также: