Обитают в основном в водных экосистемах для размножения используют споры и семена

Обновлено: 04.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вставьте пропущенные слова в предложения:

Рыбы – это ________________________ животные, обитающие в воде. Органом дыхания служат ________________. Тело рыб состоит из ______________, ______________ и _________ . Имеются _______________ конечности, представленные _______________ и ________________ плавниками. Имеются непарные плавники: ______________ и ________________. Тело покрыто ____________________. Все рыбы имеют ______________ скелет, который может быть _______________ или _________________. Кровеносная система рыб _________________, круг кровообращения __________, сердце _______________. Окраска рыб часто зависит от __________________. Рыбы, живущие в верхних слоях водоема, как правило, имеют _______________ окраску, у рыб, живущих в придонных слоях, спина ________________, а брюхо ________________. Сложное поведение рыб обусловлено прогрессивным развитием ________________ системы и органов ______________. Органы чувств представлены следующими образованиями: орган зрения ______________, органы обоняния _______________ с ________________ клетками. В височной части черепа расположены _______________. Органами осязания служат _______________ и ______________ клетки. С помощью ________________ рыбы ощущают направление и силу течения воды, глубину погружения и приближение к подводным предметам.

Рыбы – это позвоночные животные, обитающие в воде. Органом дыхания служат жабры. Тело рыб состоит из головы, туловища и хвоста. Имеются парные конечности, представленные грудными и брюшными плавниками. Имеются непарные плавники: спинной и анальный. Тело покрыто чешуей. Все рыбы имеют внутренний скелет, который может быть хрящевой или костный. Кровеносная система рыб замкнутая, круг кровообращения один, сердце двухкамерное. Окраска рыб часто зависит от окраски окружающей среды. Рыбы, живущие в верхних слоях водоема, как правило, имеют серебристую окраску, у рыб, живущих в придонных слоях, спина темная, а брюхо светлое. Сложное поведение рыб обусловлено прогрессивным развитием нервной системы и органов чувств. Органы чувств представлены следующими образованиями: орган зрения глаза, органы обоняния мешочки с чувствительными клетками. В височной части черепа расположены органы слуха. Органами осязания служат усы и осязательные клетки. С помощью боковой линии рыбы ощущают направление и силу течения воды, глубину погружения и приближение к подводным предметам.

По половым признакам рыбы ________________ животные. У самцов половые железы называются __________________ , у самок - __________________. В яичниках созревают _____________, в семенниках - ________________. Период размножения рыб называется ______________. Оплодотворение у большинства рыб _______________ , хотя встречаются рыбы, у которых оплодотворение _____________ , например, акулы. После оплодотворения в __________ развивается ____________________ . Резервуаром для питания зародыша служит __________________ . У некоторых не очень плодовитых рыб развилась такая форма приспособленности к выживанию, как __________________ . Самка трехиглой колюшки откладывает икру в ________________ , а самец ________________ и __________________ .

По половым признакам рыбы раздельнополые животные. У самцов половые железы называются семенники (молоки) , у самок - яичники. В яичниках созревают яйца - икринки, в семенниках - сперматозоиды. Период размножения рыб называется нерестом. Оплодотворение у большинства рыб наружное, хотя встречаются рыбы, у которых оплодотворение внутреннее , например, акулы. После оплодотворения в икринке развивается зародыш. Резервуаром для питания зародыша служит желточный мешок . У некоторых не очень плодовитых рыб развилась такая форма приспособленности к выживанию, как забота о потомстве . Самка трехиглой колюшки откладывает икру в гнездо , а самец оплодотворяет и заботится о потомстве .

Ответить на вопрос: каково значение рыб в природе и хозяйственное значение рыб для человека?

Из перечисленных утверждений выберите правильные и выпишите их номера:

1. Рыбы – это обитатели водной среды.

2. Тело рыб состоит из головы, туловища и ноги.

3. Тело рыб состоит из головы, туловища и хвоста.

4. Рыбы имеют парные брюшные и грудные плавники.

5. У всех рыб форма тела обтекаемая.

6. Тело рыб покрыто чешуей.

7. Рыбы, живущие около дна, имеют серебристую окраску.

8. Скелет рыб может быть хрящевой или костный.

9. Мускулатура рыб не сегментирована.

10. Головной мозг рыб состоит из 4-х отделов.

11. Головной мозг рыб состоит из пяти отделов.

12. Все рыбы имеют плавательный пузырь.

13. Органы дыхания рыб – легкие.

14. Органы дыхания рыб – жабры.

15. Кровеносная система рыб незамкнутая.

16. Сердце рыб двухкамерное.

17. Кровь, обогащенная кислородом, называется венозной.

18. Для рыб характерно два круга кровообращения.

19. Рыбы – теплокровные животные.

20. Размножение рыб называется нерестом.

21. Рыбы – раздельнополые животные.

22. Боковая линия рыб воспринимает направление и силу тока воды.

Правильные ответы: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Из предложенных утверждений выпишите номера признаков:

1 вариант – хрящевых рыб, 2 вариант – костных рыб

1. Скелет в течение всей жизни целиком хрящевой.

2. Скелет состоит из хрящей и костей.

3. Жаберные крышки отсутствуют.

4. Снаружи жабры прикрыты крышками.

5. Жабры открываются наружу 5-7 жаберными щелями.

6. На челюстях находятся острые зубы.

7. Имеется плавательный пузырь.

8. Тело многих видов покрыто костными чешуйками.

9. Тело покрыто особой чешуей.

10. Многие обитают в морях и пресных водоемах.

11. Плавательный пузырь отсутствует.

12. Имеют промысловое значение.

13. Стремительные хищники моря.

14. Рот на нижней стороне головы.

15. К ним относятся акулы, скаты.

1. Вставьте пропущенные слова в предложения:

1. Рыбы – это ________________________ животные, обитающие в воде.

2. Органом дыхания служат ________________.

3. Тело рыб состоит из ______________, ______________ и _________ .

4. Имеются _______________ конечности, представленные _______________ и ________________ плавниками.

5. Имеются непарные плавники: ______________ и ________________.

6. Тело покрыто ____________________.

7. Все рыбы имеют ______________ скелет, который может быть _______________ или _________________.

8. Кровеносная система рыб _________________, круг кровообращения __________, сердце _______________.

9. Окраска рыб часто зависит от __________________.

10. Рыбы, живущие в верхних слоях водоема, как правило, имеют _______________ окраску, у рыб, живущих в придонных слоях, спина ________________, а брюхо ________________.

11. Органы чувств представлены следующими образованиями: орган зрения ______________, органы обоняния _______________ .

12. С помощью ________________ рыбы ощущают направление и силу течения воды, глубину погружения и приближение к подводным предметам.

13. По половым признакам рыбы ________________ животные.

14. У самцов половые железы называются __________________ ,

у самок - __________________.

15. В яичниках созревают _____________, в семенниках - ________________.

16. Период размножения рыб называется ______________.

17. Оплодотворение у большинства рыб _______________ , хотя встречаются рыбы, у которых оплодотворение _____________ , например, акулы.

18. После оплодотворения в __________ развивается_________________.

2. Из предложенных утверждений выпишите номера признаков:

1 вариант – хрящевых рыб, 2 вариант – костных рыб

(цифры внести в таблицу ниже)

1. Скелет в течение всей жизни целиком хрящевой.

2. Скелет состоит из хрящей и костей.

3. Жаберные крышки отсутствуют.

4. Снаружи жабры прикрыты крышками.

5. Жабры открываются наружу 5-7 жаберными щелями.

6. На челюстях находятся острые зубы.

7. Имеется плавательный пузырь.

8. Тело многих видов покрыто костными чешуйками.

9. Тело покрыто особой чешуей.

10. Многие обитают в морях и пресных водоемах.

11. Плавательный пузырь отсутствует.

12. Имеют промысловое значение.

13. Стремительные хищники моря.

14. Рот на нижней стороне головы.

15. К ним относятся акулы, скаты.

1 вариант – хрящевые рыбы

2 вариант – костные рыбы

3. Ответить на вопрос : каково значение рыб в природе и хозяйственное значение рыб для человека?

1. Вставьте пропущенные слова в предложения:

1. Рыбы – это ________________________ животные, обитающие в воде.

2. Органом дыхания служат ________________.

3. Тело рыб состоит из ______________, ______________ и _________ .

4. Имеются _______________ конечности, представленные _______________ и ________________ плавниками.

5. Имеются непарные плавники: ______________ и ________________.

6. Тело покрыто ____________________.

7. Все рыбы имеют ______________ скелет, который может быть _______________ или _________________.

8. Кровеносная система рыб _________________, круг кровообращения __________, сердце _______________.

9. Окраска рыб часто зависит от __________________.

10. Рыбы, живущие в верхних слоях водоема, как правило, имеют _______________ окраску, у рыб, живущих в придонных слоях, спина ________________, а брюхо ________________.

11. Органы чувств представлены следующими образованиями: орган зрения ______________, органы обоняния _______________ .

12. С помощью ________________ рыбы ощущают направление и силу течения воды, глубину погружения и приближение к подводным предметам.

13. По половым признакам рыбы ________________ животные.

14. У самцов половые железы называются __________________ ,

a. у самок - __________________.

15. В яичниках созревают _____________, в семенниках - ________________.

16. Период размножения рыб называется ______________.

17. Оплодотворение у большинства рыб _______________ , хотя встречаются рыбы, у которых оплодотворение _____________ , например, акулы.

18. После оплодотворения в __________ развивается_________________.

2. Из перечисленных утверждений выберите правильные и выпишите их номера: (цифры внести в таблицу ниже)

1. Рыбы – это обитатели водной среды.

2. Тело рыб состоит из головы, туловища и ноги.

3. Тело рыб состоит из головы, туловища и хвоста.

4. Рыбы имеют парные брюшные и грудные плавники.

5. У всех рыб форма тела обтекаемая.

6. Тело рыб покрыто чешуей.

7. Рыбы, живущие около дна, имеют серебристую окраску.

8. Скелет рыб может быть хрящевой или костный.

9. Мускулатура рыб не сегментирована.

10. Головной мозг рыб состоит из 4-х отделов.

11. Головной мозг рыб состоит из пяти отделов.

12. Все рыбы имеют плавательный пузырь.

13. Органы дыхания рыб – легкие.

14. Органы дыхания рыб – жабры.

15. Кровеносная система рыб незамкнутая.

16. Сердце рыб двухкамерное.

17. Кровь, обогащенная кислородом, называется венозной.

18. Для рыб характерно два круга кровообращения.

19. Рыбы – теплокровные животные.

20. Размножение рыб называется нерестом.

21. Рыбы – раздельнополые животные.

22. Боковая линия рыб воспринимает направление и силу тока воды.

Правильные ответы

3. Ответить на вопрос : каково значение рыб в природе и хозяйственное значение рыб для человека?

Установите соответствие между особенностями и группами растений.

А. обитают в основном в водных экосистемах

Б. для размножения используют споры и семена

В. тело представлено слоевищем

Г. ароморфозы направлены на адаптацию к жизни на суше

Д. имеют вегетативные органы

Для высших характерно размножение спорами (папоротники, мхи, хвощи) и семенами (покрытосеменные и голосеменные), араморфоз направлен на адаптацию на суше и наличие вегетативных органов.

Для низших характерно обитание в водной среде и наличие тела в виде слоевища.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Хроматофор - это:

а) зеленый пигмент растений

б) один крупный хлоропласт

в) много округлых хлоропластов

г) спирально закрученная лента

3. Давно было замечено, что мох может выдержать жару, морозы, но погибает при недостатке воды. Объясните, почему?

4. Мхи отличаются от других растений тем, что:

а) в их клетках происходит фотосинтез

б) тело не имеет тканей и органов

в) корни глубоко уходят в почву

г) на побегах образуются коробочки со спорами

5. Ученые относят папоротники к высшим растениям. Обоснуйте их мнение.

6. К низшим растениям относят:

7. Существует старое поверие, что в ночь на 7 июля, накануне праздника Ивана Купалы, происходит цветение папоротника. Цветок этот ярко-красного цвета, обладает волшебной силой и приносит людям счастье. Возможно, ли найти этот цветок?

8. Вода необходима для процесса оплодотворения:

а) водорослям б) мхам

в) цветковым растениям г) лишайникам

10. Для плаунов характерно:

а) цветение и образование семян

б) размножение спорами

в) наличие ризоидов у заростка

г) обитание в водоемах

11. У бактерий спора является приспособлением к переживанию неблагоприятных условий (резкое изменение температуры, недостаток пищи или влаги). А у папоротника?

12. В отличие от других высших споровых растений мхи не имеют:

13. Как вы знаете, водоросли представляют большую группу низших растений, жизнь которых связана с водой. Их можно встретить на морских камнях, на поверхности почвы, на цветочных горшках. Они встречаются в воде озер, рек и других водоемов. Сфагнум и риччия тоже обитают в воде. Как вы считаете, можно ли их отнести к низшим растениям. Ответ обоснуйте.

Контрольная работа по биологии

ВАРИАНТ – II

1. Предположите, что случилось бы с хламидомонадой, если бы у нее исчезли светочувствительный глазок и жгутики.

2. Для отдела водорослей характерны общие признаки:

а) имеют корни и побеги

б) размножаются семенами

в) живут только в водоемах

г) имеют тело - слоевище

3. Двое учеников поспорили: один утверждал, что сфагнум, обладая бактерицидным свойством, приносит пользу деревьям. Другой говорил, что там, где сфагнум поселился, лес начинает заболачиваться. Разрешите их спор.

4. Для папоротников характерно:

а) цветение и образование семян

б) размножение спорами

в) наличие ризоидов у заростка

г) обитание в водоемах

5. В отличие от водорослей и мхов, у папоротников имеются корни, отходящие от стебля. Как они называются?

6. В половом размножении растений принимают участие:

7. Два лесника, разглядывая лист папоротника щитовника мужского, поспорили. Один сказал, что лист у него простой, другой утверждал, что сложный. Разрешите их спор.

8. Хвощи отличаются от других растений тем, что:

а) в их клетках происходит фотосинтез б) тело не имеет тканей и органов

в) корни глубоко уходят в почву г) на побегах образуются коробочки со спорами

9. В заболоченных и влажных местах растет кукушкин лен. Какое образование в цикле чередования поколений кукушкина льна указывает на родство мхов с водорослями?

10. К высшим споровым растениям относят:

11. У бактерий спора является приспособлением к переживанию неблагоприятных условий (резкое изменение температуры, недостаток пищи или влаги). А у мхов?

12. Важнейшая особенность водорослей и высших споровых растений:

а) они все имеют многоклеточное строение

б) их тело не расчленено на ткани и органы

в) они практически не способны переносить даже кратковременную засуху

г) они способны образовывать органические вещества из неорганических благодаря фотосинтезу

13. Из ваших наблюдений и материала учебника вам известно, что в природе существуют водоросли разной окраски: зеленые, желтые, красные, бурые, золотистые. Окраска водорослей зависит от пигментов. Цвет водорослей используют для выделения их в соответствующие отделы: зеленые, красные и т.д. В какой части клеток находятся красящие вещества, определяющие цвет водорослей?


Биология ЕГЭ Задание 26

Биология ЕГЭ Задание 26 проверяет умение применять знания эволюции органического мира и закономерностей экологии в нестандартных ситуациях. Чтобы выполнить такое задание, надо уметь анализировать ситуации с точки зрения эволюции или экологии, прогнозировать последствия человеческой деятельности, формулировать грамотный, развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос, владеть научным языком и биологической терминологией.

Линия 26 ЕГЭ по Биологии . Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 6.1–6.5, 7.1–7.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 15 мин. Средний % выполнения: 14,8 (!) .

Задание представляет собой вопрос, на который необходимо дать не менее трех вариантов ответа с пояснением или обоснованием.

Алгоритм выполнения задания № 26

Примечание: иногда, чтобы получить максимум 3 балла, нужно осветить до 4 критериев, а иногда — не менее 5! Смотрите примеры 13 и 14 (ниже).

Задание 26 (пример выполнения с пояснением)

Линия 26. Пример № 1. Популяции многих видов организмов способны к саморегуляции своей численности. Какие существуют механизмы торможения роста численности популяций? Ответ поясните.

1) при возрастании плотности популяции повышается частота контактов между особями, что вызывает у них стрессовое состояние, уменьшающее рождаемость и повышающее смертность;
2) при возрастании плотности усиливается эмиграция в новые местообитания, краевые зоны, где условия менее благоприятные и смертность увеличивается;
3) при возрастании плотности происходят изменения генетического состава популяции, например, быстро размножающиеся особи заменяются медленно размножающимися.

Тренировочные задания

Выполните самостоятельно примеры Биология ЕГЭ Задание 26 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).

Пример № 2. При каких условиях относительные частоты аллелей в популяции остаются неизменными из поколения в поколение (соблюдается закон Харди-Вайнберга)? Укажите не менее четырёх условий.

Элементы ответа:
1) популяция велика;
2) в популяции осуществляется свободное скрещивание (панмиксия);
3) отсутствует отбор; не возникает новых мутаций;
4) нет миграции новых генотипов в популяцию или из популяции.

Пример № 3. На какие процессы расходуется энергия, поступившая животному с пищей? Ответ поясните.

Элементы ответа:
1) обработка кожи вокруг раны настойкой йода или другим антисептиком;
2) закрытие раны марлевой салфеткой;
3) наложение давящей повязки.

Пример № 4. Связь человека с окружающим миром сложилась эволюционно и является системой взаимоотношений симбионтов. Бактерии-симбионты живут в нашем кишечнике, на слизистых, коже. Какую роль они играют в пищеварительном тракте человека? Укажите не менее трёх утверждений.

Элементы ответа:
1) не дают развиваться гнилостным и болезнетворным бактериям;
2) помогают переваривать клетчатку;
3) вырабатывают некоторые витамины.

Пример № 5. Каковы главные отрицательные последствия кислотных дождей? Ответ поясните.

Элементы ответа:
1) прямое воздействие на растения, приводящее к их гибели;
2) подкисление почвы, вызывающее снижение её плодородия;
3) закисление водоёмов, снижающее их продуктивность.

Пример № 6. Почему предприятия-природопользователи сами по себе не заинтересованы в природоохранной деятельности?

Элементы ответа:
1) природоохранная деятельность, как правило, не приносит прибыли;
2) часто наблюдается несовпадение во времени момента нанесения вреда окружающей среде и момента расплаты за него;
3) часто ущерб природной среде наносят одни отрасли хозяйства, а экономически страдают в большей степени совсем другие.

Реальные задания ЕГЭ 2020 с ответами специалистов

Биология ЕГЭ Задание 26 Пример № 7. Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий приспособления: при r-стратегии организмы стремятся к максимально возможной скорости роста численности, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно.
Классическими К-стратегами являются слоны. За счёт каких особенностей размножения и поведения им удаётся поддерживать постоянную численность и избегать вымирания? Ответ обоснуйте.

Элементы ответа:
1) Малое количество детёнышей в помёте (обычно один детёныш) – это снижает между ними конкуренцию за ресурсы;
2) Длительная беременность ведёт к тому, что детёныши рождаются хорошо адаптированными к условиям среды;
3) Забота о потомстве и защита детёнышей родителями обеспечивают высокую выживаемость потомства.

Пример № 8. Какие биотические отношения сложились в экосистеме смешанного леса между берёзой и обитающими в экосистеме сосной, ястребом-перепелятником, подберёзовиком, трутовиком? Ответ поясните.

Элементы ответа:
1) Между берёзой и сосной — конкуренция; Оба растения нуждаются в сходных абиотических факторах (почве, свете, воде, минеральных веществах);
2) Между берёзой и ястребом-перепелятником — нейтрализм; Ястреб — хищник, влияния на берёзу не оказывает;
3) Между берёзой и подберёзовиком — симбиоз; Берёза для гриба — источник органических веществ, а гриб поставляет берёзе воду и минеральные соли;
4) Между берёзой и трутовиком — паразитизм; Трутовик поглощает органические вещества берёзы, нанося ей ущерб.

Пример № 9. Объясните, почему животные, ведущие сидячий или малоподвижный образ жизни, обитают в основном в водной среде. Приведите не менее двух примеров таких животных.

Элементы ответа:
1) Они получают пищу путём фильтрации с током воды;
2) Они имеют в постоянном доступе воду, необходимую для обеспечения обмена веществ в организме.
3) Водная среда способствует оплодотворению и расселению организмов;
4) Примеры животных: кишечнополостные (полипы), двустворчатые моллюски (мидии, беззубки, устрицы), хордовые (асцидии).

Пример № 10. Отечественный учёный Г.Ф. Гаузе провёл ряд экспериментов с тремя видами инфузорий. При совместном выращивании двух видов, использующих одинаковый пищевой ресурс (бактерии, находящиеся в толще воды), численность одного из них сокращалась, и через некоторое время этот вид был вытеснен другим видом. Однако отдельно друг от друга оба вида могли жить совместно с третьим видом, питающимся дрожжевыми клетками, обитающими в донном иле. Какое явление исследовал Г.Ф. Гаузе? Какие закономерности существования видов в одном биоценозе им были открыты?

Элементы ответа:
1) Гаузе исследовал явление межвидовой конкуренции.
2) Два вида инфузорий не могут занимать одну экологическую нишу, так как используют одинаковый пищевой (жизненно важный) ресурс.
3) Близкие виды могут существовать совместно в одном биоценозе, если они используют различные ресурсы (занимают разную экологическую нишу).

Пример № 11. Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий для поддержания численности вида: при г-стратегии организмы имеют высокую скорость размножения, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно. Классическими r-стратегами являются кролики. За счёт каких особенностей размножения они достигают большого прироста численности за короткий промежуток времени? В каких условиях среды (стабильных или переменчивых) такая стратегия наиболее выгодна? Объясните почему.

Элементы ответа:
1) Большое число детёнышей в помёте (высокая плодовитость);
2) Несколько помётов за один сезон (частое размножение);
3) Раннее наступление половой зрелости;
4) Стратегия выгодна в переменчивых условиях среды, т.к. благодаря большой численности (быстрой смене поколений) часть особей сможет подстроиться под новые условия среды.

Пример № 12. Известно, что мамонты имели уши небольшого размера. Современные слоны имеют уши гораздо крупнее. Как с физиологической точки зрения объяснить подобные различия в строении ушных раковин у названных видов хоботных?

Элементы ответа:
1) Большой размер ушных раковин увеличивает теплоотдачу.
2) Мамонты жили в холодном климате, поэтому большая теплоотдача была для мамонтов опасна;
3) Слоны живут в жарком климате, для них опасен перегрев.

Пример № 13. Какие приспособления во внешнем строении, сформированные в процессе эволюции, обеспечивают водный образ жизни у гусеобразных птиц? Приведите не менее пяти особенностей и объясните значение каждой из них.

Элементы ответа:
1) Широкий клюв обеспечивает вылавливание из воды пищи.
2) Плавательные перепонки на ногах обеспечивают быстрое плавание;
3) Короткие ноги способствуют быстрому движению в воде;
4) Водоотталкивающее свойство оперения за счёт секрета копчиковой железы препятствует намоканию тела;
5) Длинная шея обеспечивает вылавливание из воды пищи;
6) Тело имеет форму плоскодонной лодки (центр тяжести смещён к заднему отделу тела) для увеличения плавучести.

Пример № 14. Использование инсектицидов в период цветения растений в течение нескольких лет привело к сокращению численности насекомых-опылителей. Приведите не менее четырёх изменений, которые произойдут в экосистеме луга после таких обработок.

Элементы ответа:
1) Сокращение численности насекомоопыляемых растений;
2) Сокращение численности растительноядных — животных, питающихся этими растениям;
3) Сокращение численности насекомоядных животных;
4) Увеличение численности ветроопыляемых растений;
5) Изменение видового состава растений луга.

Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 26. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.

Читайте также: