Область применения переходных посадок

Обновлено: 05.10.2024

Таблица предельных отклонений при размерах от 1 до 500 мм.

Краткая характеристика и примеры применения посадок


Посадки с зазором. Скользящие посадки (сочетание отверстия Н с валом h) применяют главным образом в неподвижных соединениях при необходимости частой разборки (сменные детали), если требуется легко передвигать или поворачивать детали одну относительно другой при настройке или регулировании, для центрирования неподвижно скрепляемых деталей.
Посадку Н6/h5 применяют для особо точного центрирования, например, для пиноли в корпусе бабки станка.
Посадку Н7/h6 применяют: а) для сменных зубчатых колес в станках; б) в соединениях с короткими рабочими ходами, например, для хвостовиков пружинных клапанов в направляющих втулках (применима также посадка Н7/g6); в) для соединения деталей, которые должны легко передвигаться при затяжке; г) для точного направления при возвратно-поступательных перемещениях (поршневой шток в направляющих втулках насосов высокого давления); д) для центрирования корпусов под подшипники качения в оборудовании и различных машинах.
Посадку Н8/h7 используют для центрирующих поверхностей при пониженных требованиях к соосности.
Посадки H8/h8; H9/h8; Н9/h9 применяют для неподвижно закрепляемых деталей при невысоких требованиях к точности механизмов, небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку (зубчатые колеса, муфты, шкивы и другие детали, соединяющиеся с валом на шпонке; корпуса подшипников качения, центрирование фланцевых соединений), а также в подвижных соединениях при медленных пли редких поступательных и вращательных перемещениях (перемещающиеся зубчатые колеса, зубчатые торцовые муфты).
Посадку Н11/h11 используют для относительно грубо центрированных неподвижных соединений (центрирование фланцевых крышек, фиксация накладных кондукторов), для неответственных шарниров.
Посадка H7/g6 характеризуется минимальной по сравнению с остальными величиной гарантированного зазора. Применяют в подвижных соединениях для обеспечения герметичности (например, золотник во втулке пневматической сверлильной машины), точного направления пли при коротких ходах (клапаны в клапанной коробке). Другие примеры применения: соединение шатунной головки с шейкой коленчатого вала, посадка клапанных коромысел в механизме распределения двигателя, сменные кондукторные втулки, для установки изделий на пальцах приспособлений. В особо точных .механизмах применяют посадки H6/g5 и даже Н5/g4.
Посадку Н7/f7 применяют в подшипниках скольжения при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках, в том числе в коробках скоростей, центробежных насосах; для вращающихся свободно на валах зубчатых колес, а также колес, включаемых муфтами; для направления толкателей в двигателях внутреннего сгорания. Более точную посадку этого типа - H6/f6 используют для точных подшипников, золотниковых пар гидравлических передач легковых автомобилей.
Посадки H8/f8; H8/f9; Н9/f9 применяют для подшипников скольжения при нескольких или разнесенных опорах, для других подвижных соединений и центрирования при относительно невысоких требованиях к соосности (крупные подшипники в тяжелом машиностроении, посадки сцепных муфт, поршней в цилиндрах паровых машин, направление поршневых и золотниковых штоков в сальниках, центрирование крышек цилиндров).
Посадки Н7/е7; Н7/е8; Д8/е8 и Н8/е9 применяют в подшипниках при высо-~ кой частоте вращения (в электродвигателях, в механизме передач двигателя внутреннего сгорания), при разнесенных опорах или большой длине сопряжения, например, для блока зубчатых колес в станках. Посадки H8/d9; H9/d9 применяют, например, для поршней в цилиндрах паровых машин и компрессоров, в соединениях клапанных коробок с корпусом компрессора (для их демонтажа необходим большой зазор из-за образования нагара и значительной температуры). Более точные посадки этого типа Н7/d8; H8/d8 применяют -для крупных подшипников при высокой частоте вращения.
Из числа грубых посадок с зазором в 10-12 квалитетов наиболее предпочтительной является посадка Н11/d11, применяемая для подвижных соединений, работающих в условиях пыли и грязи (узлы сельскохозяйственных машин, железнодорожных вагонов), в шарнирных соединениях тяг, рычагов и т. п., для центрирования крышек паровых цилиндров с уплотнением стыка кольцевыми прокладками.
Переходные посадки. Предназначены для неподвижных соединений деталей, подвергающихся при ремонтах пли по условиям эксплуатации сборке и разборке. Взаимная неподвижность деталей обеспечивается шпонками, штифтами, нажимными винтами и т. п. Менее тугие посадки назначают при необходимости в частых разборках соединения, при неудобствах разборки и возможности повреждения соседних деталей; более тугие - если требуется высокая точность центрирования, при ударных нагрузках и вибрациях.
Посадка Н7/п6 (типа глухой) дает наиболее прочные соединения. Примеры применения: а) для зубчатых колес, муфт, кривошипов и других деталей при больших нагрузках, ударах или вибрациях в соединениях, разбираемых обычно только при капитальном ремонте; б) посадка установочных колец на валах малых и средних электромашин; в) посадка кондукторных втулок, установочных пальцев, штифтов. В приборостроении используется для передачи небольших нагрузок без дополнительного крепления (посадки осей, втулок, шкивов и др.)- Сборка производится под прессом.
Посадка H7/m6 (типа тугой) несколько слабее посадки типа глухой.(меньше натяги, повышается вероятность получения зазора), ее применяют при необходимости изредка разбирать соединение. С предельными отклонениями по /m6 выполняют посадочные места под подшипники качения в тяжелом машиностроении, цилиндрические штифты, но поле допуска тб не вошло в число предпочтительных, так как перекрывается соседними полями n6 и k6.
Посадка H7/k6 (типа напряженной) в среднем дает незначительный зазор (1-5 мкм) и обеспечивает хорошее центрирование, не требуя значительных усилий для сборки и разборки. Применяется чаще других переходных посадок: для посадки шкивов, зубчатых колес, муфт, маховиков (на шпонках), для втулок подшипников и вращающихся на валах зубчатых колес и др.
Посадка H7/j6 (типа плотной) имеет большие средние зазоры, чем предыдущая, и применяется взамен ее при необходимости облегчить сборку.
Более точные или грубые переходные посадки имеют примерно тот же характер, что и описанные одноименные посадки, и используются со ответственно при высоких или пониженных требованиях к точности центрирования.
Посадки с натягом. Выбор посадки производится из условия, чтобы при наименьшем натяге была обеспечена прочность соединения и передача нагрузки, а при наибольшем натяге - прочность деталей. Для применения поса док с натягом, особенно в массовом производстве, рекомендуется предварительная опытная проверка.
Посадку H7/р6 применяют при сравнительно небольших нагрузках (например, посадка на вал уплотнительного кольца, фиксирующего положение внутреннего кольца подшипника у крановых и тяговых двигателей).
Посадки H7/г6; H7/sб; H8/s7 используют в соединениях без крепежных деталей при небольших нагрузках (например, втулка в головке шатуна пневматиче- ского двигателя) и с крепежными деталями при больших нагрузках (посадка на шпонке зубчатых колес и муфт в прокатных станах, нефтебуровом оборудовании и др.).
Посадки Н7/u7 и Н8/u8 применяют в соединениях без крепежных деталей при значительных нагрузках, в том числе знакопеременных (например, соединение пальца с эксцентриком в режущем аппарате уборочных сельскохозяйственных машин); с крепежными деталями при очень больших нагрузках (посадка крупных муфт в приводах прокатных станов), при небольших нагрузках, но малой длине сопряжения (седло клапана в головке блока цилиндров грузового автомобиля, втулка в рычаге очистки зерноуборочного комбайна).
Посадки Н8/х8 и Н8/z8 характеризуются относительно большими натягами и допусками натяга, применяются в тяжелонагруженных соединениях или при материалах с относительно небольшим модулем упругости.
Посадки, с натягом высокой точности Hб/p5; H6/г5; Н6/s5 применяют относительно редко и в соединениях, особо чувствительных к колебаниям натягов, например, посадка двухступенчатой втулки на вал якоря тягового электродвигателя.
Допуски несопрягаемых размеров. Для несопрягаемых размеров допуски назначают по табл. 1 в зависимости от функциональных требований. Поля допусков обычно располагают в плюс для отверстий (обозначают буквой Н и номером квалитета, например, H3, H9, H14), в минус для валов (обозначают буквой h и номером квалитета, например, h3, h9, h14) и симметрично относительно нулевой линии (плюс-минус половина допуска обозначают, например, ± IТЗ /2; ± IТ9 /2; ± IT14 / 2. Симметричные поля допусков для отверстии могут быть обозначены буквами J5 (например,Js3, Js9, Js14), а для валов - буквами j (например, Js3; Js9; Js14).
Допуски по 12-17 квалитетам характеризуют несопрягаемые или сопрягаемые размеры относительно низкой точности.
Многократно повторяющиеся предельные отклонения в этих квадитетах разрешается не указывать у размеров, а оговаривать общей записью.

Переходные посадки предназначены для неподвижных, но разъемных соединений деталей и обеспечивают хорошее центрирование соединяемых деталей. При выборе переходных посадок необходимо учитывать, что для них характерно получение, как натягов, так и зазоров. Натяги и зазоры, получающиеся в переходных посадках, имеют относительно малую величину. При наличии сдвигающих усилий, крутящих моментов, переходные посадки применяют с дополнительным креплением соединяемых деталей шпонками, штифтами, винтами.

Системой допусков и посадок среди рекомендуемых и предпочтительных предусмотрены посадки в системе вала и системе отверстия в квалитетах 4…8, образованых основными отклонениями JS(js), K(k), M(m), N(n).

Переходные посадки, как правило, назначают методом аналогии. Эти посадки хорошо изучены и поэтому предсказуемы. В таблице 4.1 представлено соотношение зазоров и натягов в переходных посадках.

Таблица 4.1 – Соотношение зазоров и натягов в переходных посадках

Вид соединения Переходные посадки, %
С натягом
С зазором
Примечание – В зависимости от размера и квалитета разность в соотношении ± 10 %

Посадки H/js (JS/h). Для этих посадок более вероятно получение зазора, но возможны и небольшие натяги, поэтому при сборке и разборке необходимо предусматривать применение усилий; обычно достаточно использования деревянного молотка. Посадки применяют в случае, если при центрировании деталей допускаются небольшие зазоры или требуется обеспечить легкую сборку, или при необходимости в частных сборках и разборках, а также когда сборка и разборка затруднена компоновкой узла, массой и размерами деталей.

Посадки H/k (K/h). Эти посадки применяются наиболее часто. Сборка и разборка этих посадок производится без значительных усилий, а небольшой натяг, получающейся в большинстве соединений, достаточен для центрирования деталей и предотвращения их вибраций в подвижных узлах при вращении со средними скоростями. Посадки применяют при повышенных требованиях к центрированию по отношению к посадкам H/js (JS/h).

Посадки H/m, H/n (M/h, N/h). Эти посадки обеспечивают хорошее центрирование деталей в неподвижных соединениях, передающих большие усилия, при наличии вибраций и ударов с дополнительным креплением. Разборка соединений производится редко, обычно только при капитальном ремонте. Для сборки и разборки деталей требуется значительное усилие: применяются прессы, распрессовочные приспособления, иногда термические методы сборки.

Переходные посадки применяются для неподвижных сопряжений. Цель применения переходных посадок – обеспечить возможность разборки сопряжения в процессе эксплуатации или при ремонте машины в сочетании с максимально возможным обеспечением концентричности посадки. Неподвижность сопряжения обеспечивается при помощи болтов, штифтов и шпонок.

В сопряжениях осуществляемых, по переходным посадкам возможно появление как зазоров, так и натягов.

Трудоемкость сборки и разборки соединений с переходными посадками, также как и характер этих посадок, во многом определяется вероятностью (частью) получения в них натягов и зазоров. Поэтому вероятность полученных зазоров и натягов в соединении является основным критерием выбора переходной посадки.

Общие правила выбора переходных посадок состоят в том, что чем выше требования к соосности сопрягаемых деталей, тем с большим натягом (большей вероятностью появления натяга в сопряжении) должна быть принята посадка, чем больше частота требуемых разборок или регулировок сопряжений, тем с большим зазором (с большей вероятностью появления зазора в сопряжении) выбирается посадка.


Посадка применяется для сопряжения стаканов подшипников и ручных маховичков с валами.

Посадки H/k, K/h. Вероятность получения натяга  24-68%. Однако, из-за влияния отклонений формы, особенно при большой длине соединения, зазоры в большинстве случаев не ощущаются. Обеспечивается хорошее центрирование. Сборка и разборка производится без значительных усилий, например, при помощи ручных молотков.


Посадка широко применяется для сопряжения зубчатых колес, маховиков, муфт с валами.

Посадки H/m; M/h. Вероятность получения натяга P(N)  60…99,98%. Обладают высокой степенью центрирования. Сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях. Разбираются, как правило, только при ремонтах.

Посадка H7/m6 применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт с валами, для установки тонкостенных втулок в корпуса кулачков на распределительном валу.


Посадка применяется для сопряжения тяжело нагруженных зубчатых колес, муфт, кривошипов с валами, для установки постоянных кондукторных втулок в корпусах кондукторов, штифтов и т. п.

2.11. Расчет переходных посадок

Выбор переходных посадок часто производится по аналогии с известными и хорошо работающими соединениями. Расчеты выполняются реже и в основном как проверочные. Они могут включать:

расчет вероятности появления зазоров и натягов в соединении;

расчет наибольшего зазора по известному предельно допустимому эксцентриентету соединяемых деталей, например, для зубчатых колес необходимо ограничить биение зубчатого венца и в реверсных механизмах – смещение деталей для уменьшения динамических воздействий;

расчет прочности деталей необходимого при сопряжении (только для тонкостенных втулок) и наибольшего усилия сборки при наибольшем натяге посадки.

Расчет вероятности появления зазоров и натягов в соединении

Вероятность появления зазоров и натягов в соединении зависит от вероятностной характеристики распределения размеров сопрягаемых валов и отверстий. Случайность размеров деталей в партии определяется случайными погрешностями изготовления.

Случайные погрешности для совокупности деталей можно описать с помощью ряда статистических характеристик.

1. Центр группирования, или среднее арифметическое значение рассматриваемого параметра (например, размера вала) совокупности деталей:


, (41)

где dri– действительный размерi-й детали,n– число деталей.

2. Среднее квадратическое отклонение, случайного размера параметра от центра группирования, характеризующее рассеяние или разброс отклонений:


(42)

где xi– отклонение случайного значения от центра группирования:

; и т. д.

Значение  является количественная характеристика закона распределения случайных погрешностей, который в виде уравнения и соответствующей кривой устанавливает зависимость между значением случайной величины и вероятностью ее появления.

В качестве закона распределение случайных погрешностей размера при установившемся процессе изготовления деталей встречается закон нормального распределения (рис. 26).


Рис. 26. Характеристики закона нормального распределения погрешностей

Уравнение кривой нормального распределения (кривой Гауса):


, (43)

где y– плотность вероятности распределения случайной величины.

Вероятность получения случайной погрешности со значениями, лежащими в пределах от x1доx2(Px1xix2) определяется площадью, заключенной между кривой плотности вероятности, осью абсцисс и ординатами точекx1иx2(на рис. 26а. заштрихована). Эту вероятность можно определить с помощью интегральной функции вероятности Ф(z), выражающей вероятность того, что случайное значениеxiбудет меньше задаваемого значенияx (табл. 9 приложения). Аргументом функции Ф(z) является безразмерное отношениеz=x/.

Для отрицательных значений zФ(-z) = -Ф(z). Вся площадь под кривой плотности вероятностей в диапазоне - 13 / 62 13 14 15 16 17 18 19 20 21 > Следующая > >>

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

• В сопряжении могут получаться как зазоры, так и натяги. На рис. 1.10 приведена в сокращении схема расположения полей допусков переходных посадок в системе отверстия для размеров до 500 мм.

• Используются как центрирующие посадки.

• Предназначены для неподвижных, но разъемных соединений, так как обеспечивают легкую сборку и разборку соединения.

• Требуют, как правило, дополнительного крепления соединяемых деталей шпонками, штифтами, болтами и т. п.

Посадки переходные

Области применения некоторых рекомендуемых переходных посадок

Посадки переходные

Посадка применяется для сопряжения стаканов подшипников с корпусами, небольших шкивов и ручных маховичков с валами.

Посадки переходные

Посадка широко применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков.

Посадки переходные

Посадка применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт с валами, для установки тонкостенных втулок в корпуса, кулачков на распределительном валу.

Посадки переходные

Посадка применяется для сопряжения тяжелонагруженных зубчатых колес, муфт, кривошипов с валами, для установки постоянных кондукторных втулок в корпусах кондукторов, штифтов и т. п.

Расчет переходных посадок

Расчеты переходных посадок выполняются редко и в основном как проверочные. Расчеты могут включать:

• расчет вероятности получения зазоров и натягов в соединении;

• расчет наибольшего зазора по известному предельно допустимому эксцентриситету соединяемых деталей;

• расчет прочности сопрягаемых деталей (только для тонкостенных втулок) и наибольшего усилия сборки при наибольшем натяге посадки.

Эта лекция взята со страницы лекций по допускам и посадкам:

Возможно вам будут полезны эти страницы:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: