Обобщающий урок по теме покрытосеменные растения 7 класс

Обновлено: 12.09.2024

Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства;расширить кругозор учащихся.

Задачи

Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме

Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.

Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме.

Методы: словесный, наглядный, , эвристический.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Визитные карточки команд.

Во время игры необходимо выполнять 3 основных правила:

  • хорошо себя вести;
  • активно работать;
  • уважительно относится к ответам своих одноклассников.

2. Повторение, обобщение и проверка знаний

Каждой команде задается по 8 вопросов (). За каждый правильный ответ — жетон.

Вопросы для первой команды:

  1. Стебель Злаковых (соломина)
  2. Из неё делают чёрную муку (рожь)
  3. Соцветие Сложноцветных (корзинка)
  4. Бамбук это злаковое? (да)
  5. В каком растении содержится никотин? (табак)
  6. Корневая система тюльпана? (мочковатая)
  7. У представителей, какого семейства встречается симбиоз? (бобовых)
  8. Соцветие пшеницы? (сложный колос)

Вопросы для второй команды:

  1. Плод репы (стручок)
  2. Соцветие ландыша (кисть)
  3. К какому классу относится одуванчик (двудольные)
  4. Другое название дикой розы? (шиповник)
  5. Корневая система гороха? (стержневая)
  6. Соцветие тимофеевки луговой (султан)
  7. Плод тыквы (тыквина)
  8. Родина картофеля (Южная Америка)

Вопросы для третьей команды:

  1. Как называют семена арахиса? (земляной орех)
  2. Жилкование листьев у двудольных растений? (сетчатое)
  3. Соцветие ромашки? (корзинка)
  4. Плод гороха? (боб)
  5. Корневая система риса? (мочковатая)
  6. К какому семейству относится хлопчатник? (мальвовые)
  7. На корнях, каких растений живут клубеньковые бактерии? (бобовые)
  8. Открыл центры происхождения культурных растений (Вавилов)

На слайдах картинки цветка, плода, представителя семейства. Команда называет семейство. За правильный ответ получает жетон.

Назвать семейство
Рисунок 1

Рисунок 1

Назвать семейство
Рисунок 2

Рисунок 2

Назвать семейство
Рисунок 3

Рисунок 3

Назвать семейство
Рисунок 4

Рисунок 4

Назвать семейство
Рисунок 5

Рисунок 5

Назвать семейство
Рисунок 6

Рисунок 6

Назвать семейство
Рисунок 7

Рисунок 7

Назвать семейство
Рисунок 8

Рисунок 8

Назвать семейство
Рисунок 9

Рисунок 9

На слайде появляется игровое поле.

Команды по очереди выбирают семейство и номер вопроса. За правильный ответ команда получает жетон. В случае неправильного ответа, спрашиваются представители других команд.

Розоцветные

1. Этот плод послужил началом Троянской войны. Он рос в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне. Его вкусили библейские Адам и Ева.

2. Назовите растения, имеющие эти листья (предлагаются лист шиповника, яблони, манжетки, малины)

Злаковые

2. Какую кашу можно сварить из будущего веника? (Пшенную)

3. Из каких злаков получают эти продукты (Предлагается черный хлеб, макароны, манная крупа, овсяное печенье)

Крестоцветные

1. Назовите древнее культурное растение этого семейства, про горечь которого сложены поговорки? (Хрен, редька)

    Лето целое старалась —
    Одевалась, одевалась…
    А как осень подошла,
    Нам одежки отдала,
    Сотню одежонок
    Сложили мы в бочонок. (Капуста)

Пасленовые

    Цветок напрасный,
    Плод опасный,
    А все поле засажено
    (Картофель)

2. Назовите 4 ядовитых растения этого семейства. (Дурман, белладонна, табак, белена черная)

Бобовые

1. Почему бобовые растения называют естественными удобрениями?

2.Из набора семян, выберите те, которые принадлежат к семейству Бобовые.
(предлагаются семена тыквы, фасоли, подсолнечника, кукурузы, гороха, пшеницы)

1. Назовите растение из семейства Злаковые класса Однодольные, которое растет всего 40 дней, хотя живет более 100 лет. Какова высота этого растения, если за день оно наращивает 50 см? (20 м)

2. Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг розового масла? (Для изготовления 100 г масла нужно 50 кг лепестков.) (500 кг)

Это фруктовое растение из семейства Крестоцветных было завезено к нам из Азии. Картофель используется в пищу, причем очень вкусны его плоды — стручки. Картофель — это многолетнее растение.

Правильный ответ:

Это овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Картофель используется в пищу, причем очень вкусны его видоизмененные подземные побеги — клубни. Картофель — это однолетнее растение.

Учащимся зачитывают легенду. Посовещавшись в группах, они могут сразу назвать растение, о котором идет речь, и получить 5 баллов. В случае затруднения отгадывают с помощью подсказок (получая меньшее число баллов в зависимости от количества подсказок).

Задание № 1

  1. Это растение по-своему украшает хлебные поля. Оно цветет вместе с рожью и считается злостным сорняком.
  2. Это растение семейства Сложноцветные.
  3. Краевые цветки воронковидные, ярко-синие.
  4. Из цветков получают голубую и синюю краску.
  5. Название сходно с именем человека (Василек)

Задание № 2

Существует легенда, что эти цветы появились из белоснежной пены, которой было покрыто тело Афродиты, когда она вышла из моря. Увидев на ней этот прекрасный цветок, боги окропили его нектаром, от которого он приобрел свой нежный аромат. По легенде, Афродита, узнав о беде, случившейся с ее возлюбленным, Адонисом, устремилась на поиски, не разбирая дороги. Острые камни и шипы ранили ее ноги. Из капель божественной крови появились красные цветы.

Задание № 3

Легенда гласит, что после похищения Персефоны Аидом, ее мать, богиня плодородия Деметра, в поисках дочери странствовала по земле. Безмерно страдая и не находя себе покоя, она была не в силах остановиться и отдохнуть. Боги, сочувствуя несчастной матери, сделали так, что при каждом ее шаге вырастал цветок красного цвета. Богиня, набрав целый букет, наконец успокаивалась и засыпала.

  1. Цветки крупные, одиночные. Красные, белые и фиолетовые.
  2. Человек начал разводить его ради съедобных семян.
  3. Млечный сок этого растения действует как снотворное.
  4. У основания лепестков есть темноокрашенное пятно.
  5. К сожалению, его с давних пор используют не только как лекарство, но и как наркотик. (Мак)

Задание № 4

Легенда гласит, что буддийский монах по имени Дарума заснул во время молитвы. После пробуждения, разгневанный на себя за слабость, он отсек себе веки, чтобы глаза больше не могли закрываться. А из отрубленных век выросли кусты, напиток из листьев которых помогает монахам не спать во время молитв.

  1. Это растение выращивается в Индии, Китае, на Шри-Ланке и в других странах.
  2. Человек использует листья этого растения.
  3. Это невысокий, около 1 м высотой, кустарник.
  4. Напиток из его листьев озбуждает нервную систему и может привести к бессоннице
  5. Для этого напитка изобрели специальный аппарат для кипячения воды, который широко использовался на Руси. (Чай)

Задание № 5

По легенде, мать богов — Гера (Юнона) нашла спрятанного от ее ревнивого взора младенца фиванской царицы Геркулеса и, зная божественное происхождение малютки, хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней своего врага, укусил и оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в прекрасные белые цветы.

Задание № 6

Легенда гласит, что злой дракон решил похитить у людей Солнце; но схватив его, дракон сильно обжёг лапы. От злости дракон стал рвать и топтать огненный шар. Упавшие на Землю солнечные искры превратились в прекрасные цветы.

В каждом из предложенных рядов есть одно лишнее название, его подчеркнуть и объяснить почему.

  • шиповник, черемуха, томат, вишня (все представители Розоцветных, а томат — Пасленовые)
  • акация, клевер, ячмень, арахис (все — Бобовые, ячмень — Злаковые)
  • одуванчик, ромашка, полынь, тюльпан(все — Сложноцветные, а тюльпан — Лилейные)
  • дуговое жилкование, мочковатая корневая система, сетчатое жилкование, одна семядоля в зародыше (все признаки класса Однодольные, сетчатое жилкование — признак класса Двудольные)

3. Подведение итогов игры

Вот и подошел к концу наш урок.

Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Определяется .

Обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся, научить детей работать в группах.

ВложениеРазмер
urok._sistematika_pokrytosemennyh._obobshchenie_znaniy_elektr_sertif_est_infourok.docx 24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тюмен области, ХМАО-Югра,

Шайхуллиной Зили Мухарамовны.

Урок – соревнование, 7 класс

Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся, научить детей работать в группах.

  • Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.
  • Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.

Форма: урок - соревнование.

Класс делится на 5 групп. Каждая имеет свое название и своего капитана.

I. Организационный момент

Каждой команде задается по 8 вопросов (блиц-опрос). За каждый правильный ответ — жетон.

  1. Листья плотные, да маковые, плоды желтые, да лакомые (груша- семейство розоцветные)
  2. В длинной светлице сели в ряд сестрицы? (горох, фасоль- семейство бобовые)
  3. Живу хоть в поле, а все в неволе, солнышком не ласкан, дождиком не мыт, воздухом не сыт, я в потемках сплю и запас коплю? (картофель – семейство пасленовые)
  4. У травинки на вершине таится, смерть в кувшине? (белена – семейство пасленовые)
  5. Усатая нива дает кашу и пиво? (ячмень – семейство злаки)
  6. Шароватый кудрявый на макушке плешь – на здоровье съешь? (капуста – семейство крестоцветные)

1 – однодольные 2- двудольные

  1. Сетчатое жилкование листьев
  2. Мочковатая корневая система
  3. В семени одна доля
  4. К какому классу относятся злаки и лилейные
  5. В семени две доли
  6. Жилкование листьев дуговое или параллельное
  7. К какому классу относятся все деревья и кустарники
  8. К какому классу относятся сложноцветные и бобовые.

Каждой команде дается задание со схемой систематического положения, но в схеме есть ошибки.

Схема. Царство растения – отдел покрытосеменных- класс однодольные- род шиповник-семейство розоцветные-вид шиповник коричневый.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Класс: 7 Б класс

Цели : обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся.

Общеобразовательная : выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме Покрытосеменные.

Воспитательная : воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.

Развивающая : развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Планируемые результаты:

Предметные.

Учащиеся должны знать: характеристику Отдела Покрытосеменные растения, признаки классов Однодольные и Двудольные, характерные особенности изученных семейств.

Учащиеся должны уметь: различать и описывать представителей цветковых растений; называть их характерные признаки.

Метапредметные .

Умеют анализировать и оценивать информацию, владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различать объем и содержание понятий.

Личностные.

Имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.

I . Приветствие учащихся. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.

Учитель : Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш сегодняшний урок. Вы готовы?

Дети: Да!

Учитель : Тогда начинаем!

II . Актуализация знаний

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ответ учащихся.

Во время игры необходимо выполнять 3 основных правила :

- хорошо себя вести;

- уважительно относится к ответам своих одноклассников.

III . Повторение, обобщение и проверка знаний

Каждой команде задается по 8 вопросов (блиц-опрос). За каждый правильный ответ — жетон. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 8 баллов.

Вопросы для первой команды:

Какие растения называются Покрытосеменными? ( Растения, имеющие цветы и плоды.)

На какие два класса делятся Покрытосеменные растения? (Однодольные и Двудольные.)

Стебель Злаковых. (Соломина.)

Соцветие ромашки. (Корзинка)

К какому семейству относится бамбук? (Злаковые.)

В каком растении содержится никотин? (Табак)

Корневая система тюльпана? (Мочковатая.)

У представителей, какого семейства встречается симбиоз с клубеньковыми (азотфиксирующими) бактериями? (Бобовых.)

Вопросы для второй команды :

Другое название Отдела Покрытосеменные. (Цветковые.)

Плод репы. (Стручок.)

Соцветие ландыша. (Кисть.)

К какому классу относится одуванчик? (К Двудольным.)

Другое название дикой розы? (Шиповник.)

Корневая система гороха? (Стержневая.)

Плод томата. (Ягода.)

Родина картофеля (Южная Америка.)

Вопросы для третьей команды :

Какие основные жизненные форы встречаются у Покрытосеменных растений? (Деревья, кустарники, травы.)

Где у Покрытосеменных образуется плод с семенами? (В завязи пестика.)

Жилкование листьев у двудольных растений? (Сетчатое.)

Плод гороха? (Боб.)

Корневая система риса? (Мочковатая.)

Перенос пыльцы с пыльника на рыльце пестика. (Опыление.)

Запасающая часть семени у растений класса Однодольных? (Эндосперм.)

Что такое камбий? (Камбий – разновидность образовательной ткани растений, за счет которой стебель растет в толщину.)

Каждая команда получает текст, в котором пропущены слова. По ходу чтения учащиеся находят ответ и записывают пропущенные в тексте слова.

3 - Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые;

4 - одна семядоля;

5 - Злаковые, Лилейные;

6 - две семядоли;

7 - параллельное или дуговое;

Ответ: 2. 8. 6. 4. 7. 1. 3. 5.

За каждое правильно вставленное слово дается жетон = 1 балл. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 8 баллов.

Каждой команде нужно отгадать растение, находящееся в коробочке и назвать семейство, к которому оно принадлежит. Дается всего четыре подсказки. Чем больше подсказок используется, тем меньше баллов (жетонов) присваивается команде.
Подсказки для 1-й команды:

Очень влаголюбивое растение, посевы его сплошь затапливают водой.

Это растение относят к зерновым культурам.

Из семян растения готовят каши и плов.

Ответ: Рис. Семейство Злаковые.

Подсказки для 2-й команды:

Долгое время этот цветок рос в садах как декоративное растение. Цветами, этого растения украшала себя сама французская королева.

Съедобная часть этого растения по незнанию употребляли вначале в сыром виде, а употребляя его плоды – ягоды, получали отравления.

Сейчас это растение называют вторым хлебом.

Посевы этого растения нещадно уничтожает колорадский жук.

Ответ: Картофель. Семейство Пасленовые.

Подсказки для 3-й команды:

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что это растение люди стали использовать со времён каменного и бронзового веков.

Римляне использовали это растение не только в пищу, но и как лекарство почти от всех болезней. Растение обладает противораковым и антибактериальным эффектами.

3. На древнеримском языке название этого овоща звучит как капут, что означает голова.

4. В настоящее время этот овощ является основой многих блюд русской кухни, используется как в свежем, так и в квашеном виде.

Каждая команда получает по 3 гербарных листов (или рисунков). В каждом из предложенных экземпляров есть одно лишнее растение, нужно его найти и объяснить почему.

Задание 1-й команде: шиповник, роза, сосна. (Все представители Покрытосеменных, а сосна относится к Голосеменным растениям.)

Задание 2-й команде: одуванчик, ромашка, тюльпан. (Все — Сложноцветные, а тюльпан — Лилейные. Другой вариант: Все – представители класса Двудольные, а тюльпан - Однодольные.)

Задание 3-й команде: мочковатая корневая система, сетчатое жилкование, одна семядоля в зародыше . (Все признаки класса Однодольные, сетчатое жилкование — признак класса Двудольные.)

На парте лежат (вразброс) рисунки покрытосеменных растений - капуста, редис, репа, яблоня, малина, груша, картофель, перец, томат, ячмень, рис, пшеница, лук, чеснок, тюльпан.

Каждой команде необходимо выбрать растения только одного семейства (определяет жребий).

Один из участников команды выходит и выбирает представителя своего семейства.

За каждый правильный ответ 1 жетон = 1 балл . Максимальное количество баллов за этот конкурс – 3 балла.

Семейство Розоцветные: яблоня, малина, груша.

Семейство Пасленовые: картофель, перец, томат.

Семейство Лилейные: лук, чеснок, тюльпан.

Мамы, пытаясь накормить своего ребенка кашей, твердят о ее удивительной пользе. Действительно, каши обладают множеством полезных свойств:

- заряжают организм необходимой энергией;

- восстанавливают работу пищеварительной системы;

- очищают организм от шлаков и токсинов;

- укрепляют иммунную систему;

- омолаживают организм, делая кожу упругой и эластичной;

- на 20% снижают риск возникновения канцерогенных образований.

Всем известно, что каши готовят из круп, а крупы - из зерновых культур. А вот из каких - вам предстоит сейчас ответить. На блюдцах представлены различные крупы. Необходимо определить вид крупяных изделий и сельскохозяйственную культуру, из которой они изготовлены.

За каждый правильный ответ 1 жетон = 1 балл . Максимальное количество баллов за этот конкурс – 5 баллов.

Рисовая крупа – рис.

Манная крупа – пшеница.

Перловая крупа – ячмень.

Пшенная крупа – просо.

- Ребята, что объединяет все эти растения? К какому семейству они относятся? ( К семейству Злаковые.)

Каждая команда поочередно отвечает на вопросы викторины. За каждый правильный ответ дается 1 фишка =1 балл.

Какую траву знают даже слепые? (Крапива)

Какое растение любят кошки? (Валериана)

Какое растение говорит о том, где оно живет? (Подорожник)

Какое растение является символом горечи? (Полынь)

Какая ягода поможет больному горлу? (Малина)

Ягоды на этом дереве можно увидеть даже зимой. (Рябина)

Какое дерево стало символом России? (Береза)

Эта ягода поможет нормализовать зрение? (Черника)

Какая трава поможет излечиться от кожных заболеваний? (Чистотел)

На каком овоще спала принцесса? (Горох)

Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички. (Ромашка)

Что без боли и печали доводит до слез ? (Лук)

Какой цветок называют водяной красавицей? (Белая кувшинка)

C амая большая ягода на земле? (Арбуз)

Из плодов какого дерева изготовляют курагу? (Абрикос)

Из плодов какого дерева изготовляют шоколад? (Какао)

Что такое изюм? (Сушеный виноград)

Какой овощ называют корнем здоровья? (Редька)

Венком из листьев этого дерева раньше награждали победителей? (Лавр)

Ветка, какого растения украшает фуражку лесника? (Дуб)

Богиня растений, давшая название царству растений. (Флора)

IY . Рефлексия.

- На столах у каждой команды лежат смайлики (радость, безразличие, недовольство), оцените вашу сегодняшнюю работу на уроке.

Y . Подведение итогов игры. Выставление оценок.

- Вот и подошел к концу наш урок. Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Подводится итог работы в группах, озвучивается результаты игры. Оценки выставляются в журнал.

Загрузить презентацию (284 кБ)

Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся.

  • Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.
  • Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.

I. Организационный момент

1. Систематика покрытосеменных растений.
2. Признаки однодольных и двудольных растений.
3. Признаки растений семейств однодольных и двудольных растений.
4. Многообразие покрытосеменных растений.

1 тур. Дайте определения систематическим категориям покрытосеменных растений.


2 тур. Расположите систематические категории в классификации покрытосеменных растений.


3 тур. Какие признаки имеют растения класса однодольные и двудольные.


4 тур. Какие формулы цветка имеют семейства двудольных и однодольных растений?


5. Финал. Капитан, проигрывающей команды вытягивает карточку, на которой написано семейство покрытосеменных растений. В течение 1 минуты команды записывают названия растений семейств покрытосеменных растений. Побеждает команда, назвавшая наибольшее количество растений.
Подведение итогов игры, награждение, победившей команды.

III. Рефлексия

Ученикам предлагается наклеить листик с изображением одной из нарисованных фигур (по их состоянию после урока).

Литература:

1. Д.И. Трайтак “Книга для чтения по ботанике”.
2. Е.Н. Алешко “Хрестоматия по ботанике”.


Все растения подразделяют на низшие и высшие. Высшие растения подразделяют на споровые и семенные.

Покрытосеменные растения относятся к высшим семенным растениям.

Покрытосеменные очень разнообразны. Среди них имеются вечнозелёные и листопадные деревья, а также кустарники и полукустарники, однолетние и многолетние травы.

Все покрытосеменные, несмотря на своё многообразие, имеют общий план строения.

Их органы подразделяют на репродуктивные, или генеративные (это цветок и плод с семенами)? и вегетативные (это корень, стебель, лист).

Цветок является органом полового размножения покрытосеменных растений.

Из него образуются плоды с семенами. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение.

Тоненький стебелёк, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой, а её верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, ― цветоложем. Наружные листочки ― чашелистики ― образуют чашечку. Внутренние листочки ― это лепестки, которые составляют венчик цветка.

Многочисленные тычинки окружают пестик. Пестик и тычинки ― это главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник.

У каждого семейства цветковых определённое строение цветка. Его можно изобразить формулой.

Вспомним, что при составлении формулы цветка простой околоцветник обозначается большой ― буквой О, чашелистики ― буквой Ч, лепестки ― Л, тычинки ― Т, пестик ― П. Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком ∞ (бесконечности).

Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в () скобках. Правильный цветок изображают звёздочкой *, а неправильный ― стрелкой вверх ↑, однополые мужские (тычиночные) цветки ― обозначают символом Марса ♂, а женские (пестичные) ― символом Венеры ♀.

У многих растений цветки собраны в соцветия. Соцветия ― это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке. В соцветия обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей.


Если цветки (сидячие или на цветоножках) находятся на главной оси, то такие соцветия называют простыми. Если цветки расположены на боковых осях — это сложные соцветия.

Число цветков в соцветиях различно — от нескольких цветков до десятков тысяч.

После того как цветок отцвёл, наступает новый этап его развития ― образование плода.

Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник ― это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи.

Семена защищены околоплодником, они покрыты, что способствует их лучшему сохранению и распространению. Отсюда и название этого отдела высших растений ― покрытосеменные.

Важнейшие функции плода — это защита и распространение семян.

При помощи семян происходит размножение покрытосеменных растений.

У фасоли зрелое семя состоит из семенной кожуры, зародыша — зачатка будущего растения ― и семядолей. Семядоли ― это первые листья зародыша растения.

Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения.

Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольные. К двудольным растениям относят фасоль, горох, тыкву и другие.

В семенах многих растений (например? пшеницы и лука) хорошо заметен и эндосперм ― запасающая ткань, которая содержит питательные вещества для развития зародыша.


У других, например миндаля, наоборот, зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.

У фасоли запас питательных веществ находится в семядолях.

В зародыше пшеницы различают зародышевый корешок, стебелёк, почечку и семядолю.

После того как семя попало в почву, оно начинает прорастать.

Период прорастания состоит из последовательных этапов — фаз прорастания. Всего можно выделить пять: 1) фаза водопоглощения; 2) фаза набухания; 3) фаза роста первичных корешков; 4) фаза развития ростка; 5) фаза становления проростка.

Важную роль в укоренении проростка играет корень.

У покрытосеменных растений различают:

  1. Главный корень. Он образуется из зародышевого корешка и сохраняется на протяжении всей жизни. Всегда один.
  2. Придаточные корни. Образуются в любой части растения (стебле, листьях).
  3. Боковые корни. Ответвляются от корней (главного, дополнительных, боковых). Образуют при ветвлении корни 1-го, 2-го, 3-го порядка.

Совокупность всех корней растения образует корневую систему. Корневая система формируется в течение всей жизни растения.

Различают два типа корневой системы: стержневую и мочковатую.

Стержневая корневая система характеризуется наличием хорошо выраженного главного корня, который образует стержень корневой системы с хорошо развитыми боковыми корнями.

Мочковатая корневая система, в отличие от стержневой, не имеет явно выраженного главного корня.

Корень по длине можно разделить на несколько участков, имеющих различное строение и выполняющих различные функции.

Эти участки называют зонами корня. Выделяют корневой чехлик, необходимый для защиты корня во время продвижения его вглубь почвы, и следующие зоны: зона деления ― здесь клетки интенсивно делятся; зона растяжения (роста) ― здесь клетки растут. Совместный рост клеток этой зоны создаёт силу, благодаря которой корень углубляется в почву. Зона всасывания характеризуется наличием корневых волосков, благодаря которым происходит всасывание воды и растворенных в ней минеральных веществ. В следующей зоне происходит проведение водного раствора вверх по стеблю.

Стебель относится к вегетативным органам. Это осевой орган высших растений. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега ― междоузлиями.

Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа.

Стебель с листьями и почками называется побегом. Побег — это один из основных вегетативных органов высших растений.

Различают вегетативные побеги, которые выполняют функцию воздушного питания, и генеративные побеги — побеги, обеспечивающие размножение.

Некоторые побеги сильно изменились и приспособились к определённым условиям существования. Это видоизменённые побеги (корневище, луковица, клубень).

У многолетних растений побеги развиваются из почек.

На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев ― пазушные почки.


Снаружи почки порыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды.

На продольном разрезе почки виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.

На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья, такие почки называют вегетативными или листовыми.

Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

Для того чтобы из почек развились побеги, листья или цветы, необходимы питательные вещества.

Проведение воды и минеральных веществ ко всем органам и тканям растения обеспечивают проводящие ткани стебля.

Различают два типа проводящих тканей ― ксилема (древесина) и флоэма (луб).

По ксилеме (древесине) вода и растворенные в ней минеральные вещества передвигаются от корня к листьям ― это восходящий ток.

По флоэме (лубу) осуществляется транспорт продуктов фотосинтеза от листьев к местам их использования или отложения ― это нисходящий ток.

От стебля вода с растворенными минеральными веществами достигает листьев. Участвует в фотосинтезе. И испаряется через многочисленные поры ― устьица, благодаря чему происходит охлаждение листа и защита его от перегрева.

Лист, в отличие от других органов растения, имеет форму пластинки. Это позволяет ему уловить большее количество солнечного света. Главная часть листа так и называется ― листовая пластинка.

Пластинка переходит в стеблевидный черешок. Листовые черешки растений способны изгибаться, поворачивая пластинку к свету. Черешок переходит в основание ― часть листа, посредством которой он присоединяется к стеблю.

Листья разделяют на простые и сложные.

Простые листья — это листья, которые состоят из одной листовой пластинки. Такие листья характерны для берёзы, дуба, черёмухи и других растений.

Сложные листья ― это листья, которые состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками. Такие листья характерны для ясеня, рябины и других растений.

Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называют жилками. Жилки не только проводят растворы питательных веществ, но и придают листу прочность.

Различают листья с параллельным, дуговым, сетчатым и другими видами жилкования.

Читайте также: