Обработка почвы в школьном отделении питомника

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

(ГБОУ ДОД СОДЭБЦ)

Закладка учебного питомника лесных культур на учебно-опытном участке образовательного учреждения

Методические рекомендации для педагогов,

организующих работу в школьных лесничествах

Рожек Ирина Владимировна -педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД СОДЭБЦ

Выбор места под питомник

Первичное освоение территорий

Способы и системы обработки почвы под лесные культуры

Особенности выращивания сеянцев

Особенности выращивания саженцев в школьном отделении питомника

Особенности выращивания черенков на маточной плантации

Основные положения лесовыращивания

Обработка почвы под лесные культуры

Оформление лесокультурной площади

Расчет общей площади питомника

Севооборот в питомнике

Питомником называют предприятие или специализированную его часть, предназначенную для выращивания посадочного материала, используемого в дальнейшем для искусственного выращивания насаждений, озеленения городов, населённых пунктов, и создания защитных лесных насаждений.

Лесными культурами называют участки леса, созданные посевом или посадкой. Лесные культуры создают для удовлетворения нужд народного хозяйства в древесине, защиты почв от ветровой и водной эрозии, повышения урожайности сельскохозяйственных культур, регулирования водного режима рек, водоёмов, создания благоприятных условий для культурного, здорового отдыха трудящихся и т.п.

Выбор места под питомник

Оценку пригодности участка под лесной питомник проводят с учётом эколого-биологических и экономических факторов. При учете эколого-биологических факторов необходимо исходить из следующих положений.

Почвы питомника должны быть достаточно плодородными, с содержанием гумуса в верхнем горизонте более 2%, хорошо дренированными, свежими, легкого и среднего механического состава. Такие почвы обеспечивают хорошее развитие корневой системы, облегчают выкопку посадочного материала и лучшее сохранение их корневой массы при выкопке.

Во избежание поражения всходов сеянцев грибами, вызывающими полегание сеянцев, необходимо избегать площадей с тяжелыми суглинистыми почвами. Участки, засоренные злостными корнеотпрысковыми и корневищными сорняками, для питомников крайне нежелательны. Не допускается оставлять на территории питомника отдельные сосновые и осиновые деревья. Не рекомендуется располагать питомник поблизости от стен соснового и осинового леса, чтобы избежать возможного заражения сеянцев сосны грибком шютте и сосновым вертуном. Питомники не следует закладывать на заселенных вредителями и болезнями участках.

Важно, чтобы рельеф участка был ровным или с равномерным уклоном

Экспозиция склона должна быть: в лесной и лесостепной зонах – западной и юго-западной, в степной – западной, северо-западной, северной и северо-восточной. Это объясняется тем, что северные склоны весной позже оттаивают, на восточных склонах в утренние часы происходит резкая смена температур, на южных склонах наблюдается перегрев и иссушение почвы.

Питомник необходимо располагать около источников воды или в местах, где можно устроить водоемы для полива пресной водой. Залегание грунтовых вод должно быть на глубине для песчаных почв 1- 1,5 м, супесчаных – не менее 2,5 м, суглинистых – не менее 3-4 м. При залегании грунтовых вод на корнедоступной глубине вегетация растении задерживается, и они не успевают к зиме одревеснеть.

При учете экономических факторов исходят из следующих соображений. Постоянный лесной питомник должен располагаться в центре обслуживаемой территории, вблизи населенных пунктов и иметь подъездные пути круглогодового действия, обеспечивающие своевременную вывозку посадочного материала и доставку в питомник удобрений, гербицидов, горюче-смазочного материала, машин и механизмов и т.п. Питомник желательно располагать ближе к конторе лесхоза (леспромхоза, лесокомбината), чтобы обеспечить лучшее управление хозяйством.

Первичное освоение территорий

Технология освоения земель, выделенных под питомник, зависит от характера участка (вырубка, гарь, пашня и т.п.), наличия на нем растительности, порубочных остатков, пней, лесорастительной зоны, рельефа участка и типа почв. Первичное освоение территории, вышедшей из под леса, начинают с расчистки площади от пней, валунов, порубочных остатков, валежника и отдельно стоящих деревьев и кустарников. Затем вычесывают корни и осуществляют планировку поверхности. Для расчистки площадей используют корчевальные машины, кусторезы и сучкоподборщики. Планировку участка проводят грейдером-выравнивателем или выравнивателем навесным. На участках, из-под целинных и залежных земель и сельскохозяйственного пользования, удаляют валуны и другие предметы, а затем производят планировку и после этого обрабатывают почву по одной из систем.

Способы и системы обработки почвы под лесные культуры

Системы обработки почвы – совокупность приёмов обработки почвы, выполняемых в определённой последовательности и подчинённых решению главных задач применительно к почвенным – климатическим условиям.

Черный пар применяют с целью накопления и сбережения влаги и уничтожения сорняков. Обработка черного пара начинается с осени по системе зяблевой обработки. Ранней весной проводят боронование, что позволяет сократить испарение почвенной влаги. В течении лета послойной обработкой (культивацией) пар содержат в рыхлом и свободном от сорняков состоянии. Первое рыхление проводят на глубину 5 – 7 см, а затем глубину постепенно увеличивают и доводят к концу лета до 10 – 12 см. Только в условиях засушливой степи первоначальная глубина культивации равна 10 – 12 см, а затем она уменьшается до 5 – 7 см. Осенью проводят повторную вспашку на полную глубину плугами без отвалов, весной следующего года – боронование и посев или посадку.

В районах недостаточного увлажнения производят снегозадержание, а также влагозарядковые поливы. Последние проводят осенью, реже в конце весны – начале лета. Влагозарядковый полив пара в начале вегетации создает благоприятные условия для прорастания сорняков, которые потом уничтожаются при культивациях. В результате этого в дальнейшем затраты на агротехнические уходы за посадками снижаются, уменьшается ветровая эрозия. [1]

Особенности выращивания сеянцев

Сеянцы сосны следует выращивать на достаточно плодородных супесчаных и легкосуглинистых почвах. Чаще всего посев производят весной, реже осенью. Весенние посевы проводят в самые ранние сроки во влажную, прогретую почву предварительно приготовленными семенами. Осенние посевы рекомендуется проводить за 2 – 3 недели до наступления устойчивых заморозков. Посевы мульчируют опилками, соломой, мхом, еловым лапником, торфом. Крайне необходимо мульчирование при запоздалых посевах и на тяжёлых, заплывающих почвах. Применяются ленточные шестистрочные схемы посевов с расстояниями между центрами строчек 10 – 30 – 10 – 30 – 10 – 70 см или 10 – 10 – 40 – 10 – 10 – 70 см при ширине посевной строчки 2 – 3 см. На 1 м посевной строчки высевают 1,5 г семян 1 класса качества. Глубина заделки семян 0,5 – 1,5 см. Вместе с семенами в посевные строчки вносят 20 – 30 кг/га гранулированного суперфосфата (по действующему веществу).

Всходы сосны появляются через 2 – 3 недели после посева. К этому времени покрытия в виде соломы, камыша рекомендуют частично удалить, а через 1 – 2 дня после массового появления всходов убрать совсем при одновременной установке щитов для отенения.

Передовые хозяйства даже в засушливых районах выращивают хорошо развитые сеянцы сосны без отенения. В этом случае посевы сосны, как правило, мульчируют опилками и поливают (особенно часто в начальный период). Нормальным количеством всходов при узкострочных посевах считают 100 штук на 1 м посевной борозды в лесной и 70 – 80 штук в степной зоне. Сеянцы выращивают 1 – 2 года. [1]

Особенности выращивания саженцев в школьном отделении питомника

Саженцы древесных и кустарниковых пород, выращиваемые в школьном отделении питомника, используют для озеленения городов и населённых мест, создания лесных культур и защитных насаждений. Продолжительность выращивания саженцев в питомнике определяется биологическими особенностями пород и целевым назначением. Как правило, саженцы выращивают для лесных культур 2 – 3 года, для защитного лесоразведения 2 – 4 года, для целей озеленения 2 – 3 года (кустарники), 6 – 12 лет и более (древесные породы).

Саженцы древесных пород и кустарников целесообразно выращивать в комбинированных школах, где древесные растения со сроком выращивания 6 – 12 лет высаживают рядами на расстоянии 2,4 – 4,6 м один от другого. Между этими рядами древесных пород высаживают два или четыре ряда кустарника со сроком выращивания 2 – 3 года. Таким образом, за одну ротацию древесных пород проходят две и более ротаций кустарников. При этом в результате неоднократной выкопки кустарников происходит формирование корневой системы у саженцев деревьев, оставляемых в школе, за счёт двустороннего обрезания у них корней выкопочной скобой. [1]

Особенности выращивания черенков на маточной плантации

Маточные плантации создают для получения зимних стеблевых и зелёных черенков, используемых чаще всего для выращивания черенковых саженцев. Плантации закладывают сеянцами, саженцами и зимними стеблевыми черенками на участках с ровным рельефом, достаточно плодородными почвами, отбирая при этом лучшие виды, формы и сорта растений. Почвы под плантации готовят по системе чёрного пара с основной вспашкой на глубину 35 – 50 см. При закладке плантации вносят органические и минеральные удобрения, а в процессе эксплуатации ведут регулярный уход: рыхлят почву, пропалывают сорняки, вносят удобрения, проводят борьбу с вредителями и болезнями, а в засушливых условиях – поливают.

Срезанные хлысты увязывают в пучки по 50 – 100 штук и хранят до посадки в подвалах (слой хлыстов и слой слегка влажного песка и т.д.), в траншеях или под снегом. Каждый пучок должен иметь этикетку с указанием породы и сорта. При заготовке осенью большого количества побегов до весенней посадки их хранят в траншеях. Траншею роют в сухом месте, на дно её насыпают слой свежего песка, а на него вертикально устанавливают пучки побегов. Сверху траншею засыпают землёй, а зимой, кроме того, снегом, который покрывают соломой. Побеги, срезанные ранней весной, хранят в траншеях, глубиной до 0,5 м или под снегом в затенённом месте.

Маточно-черенковые плантации для получения зелёных черенков лучше всего закладывать на площадях с дренированными почвами лёгкого механического состава. Размещение растений на плантации зависит от биологических особенностей породы, прежде всего размера кроны и возможности применения механизации. Тую, можжевельник, ель канадскую, кипарисовые и многие лиственные породы размещают с расстоянием 3 ? 1,5 м, саженцы роз – 0,7 ? 0,25 м. Плантацию периодически обновляют, и фактически она одновременно служит школой с длительным сроком выращивания саженцев для озеленения. Поэтому такие плантации имеют севооборот, включающий резервные паровые поля, на которых проводят посадку маточников взамен реализованных.

Заготовленные черенки укореняют: зимние стеблевые – в отделении черенковых саженцев (открытый грунт), зелёные – в отделении зелёного черенкования (закрытый грунт). [1]

Основные положения лесовыращивания

Участки леса, созданные посевом или посадкой, называют лесными культурами, а площадь, на которой их выращивают, - лесокультурной. Выращивание лесных культур на участках, где прежде был лес, называют искусственным лесовосстановлением, а на землях, где ранее его не было, - лесоразведением. Общая площадь участков, предназначенных для искусственного лесоразведения, называется лесокультурным фондом. В него входят следующие категории земель, находящиеся в пределах государственного лесного фонда: площади текущих вырубок, а также вырубок прошлых лет, на которых не произошло естественного возобновления хозяйственно ценных пород, площади гарей, прогалин, пустырей, осушенных болот, редин с полнотой 0,1 – 0,2, малоценных молодняков, требующих реконструкции лесокультурными методами, пески, овраги и прочие нелесные площади, где по природно-климатическим условиям возможно выращивание леса, площади погибших и списанных лесных культур, а также участки, на которых ранее добывались полезные ископаемые открытым способом.

Площади, предназначенные для лесных культур, должны быть своевременно подготовлены. Для этого производят сплошную или частичную их расчистку. Расчисткой площади под лесные культуры называют удаление порубочных остатков и пней со всей лесокультурной площади или в местах прохода почвообрабатывающих машин. На вырубках и гарях, где предполагается создание лесных культур, может проводиться сплошная расчистка. Частичную расчистку применяют, как правило, на вырубках с числом пней более 600 штук на гектар, а также при реконструкции молодняков лиственных пород введением в коридорах хвойных и дуба. При частичной расчистке целесообразно обходить крупные пни. В связи с этим допускается некоторая извилистость полос, что не препятствует механизации работ. [1]

Обработка почвы под лесные культуры

Основной задачей обработки почвы на вырубках является улучшение приживаемости и последующего роста культур с наименьшими затратами труда и средств. На злаковых вырубках с дренированными почвами, где необходимо ослабить отрицательное влияние травянистой растительности на культуры, ширина обрабатываемых полос максимальна 0,8 – 1 м. Обработку почвы в этих условиях следует проводить дисковым покровосдирателем НДН-1.

Оформление лесокультурной площади

На пересечениях квартальных просек ставятся квартальные столбы. На столбах указываются следующие надписи: номер квартала, номер выдела, лесные культуры (порода), год, площадь, пробная площадь, номер пробы, год закладки, площадь пробы.

Расчет общей площади питомника

Общая площадь питомника включает основную часть (полезную) и вспомогательную. Полезная часть – это площадь занятая посевами, посадками. Вспомогательная – предназначена для обслуживания основной части и выполнения организационно-хозяйственных функций. Она составляет 30% от основной площади

Севооборот в питомнике

Севооборот – научно обоснованное чередование культур и паров на полях во времени, с целью сохранить и повысить плодородие, восстановить структурное состояние, улучшить физические свойства почвы и накопить влагу. Период, в течение которого все культуры и пар проходят через каждое поле, называется ротацией севооборота. [1] Севооборот предусматривает разделение земельной площади на определённое число равновеликих полей.

При выращивании сеянцев древесных пород количество полей в севообороте принимает 3 поля, т.е. 2 поля заняты сеянцами, одно под паром. На основе выбранного севооборота составляется ротационная ведомость на каждое поле на весь период выращивания

1. Родин А.Р., Родин С.А. Лесные культуры и лесомелиорация – М.: Агропромиздат, 1987 – 320 с.

2. Нормы выхода стандартных сеянцев деревьев и лесных питомников РФ – М., 1996.

3. Зеликов В.Д. Почвоведение – М.: Лесная промышленность, 1981 – 216с.

4. Атрохин В.Г., Кузнецов Г.В. Лесоводство – М.: Агропромиздат, 1989 – 398 с

10.1 Назначение школьного отделения питомника. В древесных школах выращивают саженцы деревьев и кустарников для создания лесных культур, защитных насаждений и озеленительных работ. Использование для лесокультурных работ саженцев перспективно. В этом случае ускоряется выращивание искусственных насаждений, а часть работ с лесокультурной площади переносится в питомник, где легче механизировать и автоматизировать технологические операции.

При высокой агротехнике выращивания саженцев они хорошо приживаются и растут при их посадке в культуры. Саженцы имеют меньшее послепосадочное торможение роста в высоту, чем сеянцы. Они раньше вступают в период быстрого роста, быстрее выходят из-под полога нежелательных лиственных пород и хорошо противостоят заглушению травянистой растительностью. Для выращивания саженцев в древесную школу высаживают молодые пластичные растения.

Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2-4 лет, а для озеленения древесные породы выращивают 6-12 лет, а кустарники 2-3 года.

10.2 Агротехника выращивания саженцев в школьном отделении. При выращивании саженцев применяют от одной до трех пересадок растений с постепенным увеличением площади питания. Для этой цели организуют первую, вторую и третью школы. В первую школу высаживают 1-2-летние сеянцы с расстоянием между рядами 0,8 м, размещение в ряду через 0,5 м. Во вторую школу высаживают трех-четырехлетние саженцы с размещением 1х1 м или 1,5х1,5 м, а в третью школу – шести-восьмилетние саженцы с размещением 3х2 м. Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют; обрезают поврежденные корни и подновляют или укорачивают корневую систему до 15-25 см для условий с нормальным увлажнением и до 20-30 см районов с недостаточным увлажнением. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землей.

Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении, но системы обработки почвы в полях севооборота аналогичны применяемым в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В первой школе основную вспашку в лесной и лесостепной зонах проводят на глубину 30-35 см, а в степной зоне на 35-40 см. Во второй школе – соответственно на глубину 35-40 см и 40-50 см, а в третьей школе – на 45-50 и 55-60 см. Независимо от глубины обработки почвы удобрения вносят в верхний 20-30-сантиметровый слой, т.е. в зону основной массы корней саженцев.

Предпосадочную обработку почвы проводят без оборота пласта на глубину посадки сеянцев или саженцев. В первой школе для посадки сеянцев и укорененных черенков почву рыхлят на глубину 25-30 см плугом ПКЛ-4-35 (с безотвальными корпусами), затем используют бороны или культиватор рыхлитель КРГ-3,6. Для посадки саженцев во второй и третьей школах почву рыхлят на 45-50 см плантажными плугами без отвалов с одновременным боронованием. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание поверхности почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами (ФП-2, ФПШ-1,3). Школы лиственных пород закладывают весной и осенью, а хвойных, как правило, весной.

Более целесообразно саженцы выращивать в комбинированных школах, в которых древесные растения со сроком выращивания 6-12 лет высаживают рядами на расстоянии 2,4-4,5 м один от другого. Между этими рядами древесных пород высаживают два или четыре ряда кустарника со сроком выращивания 2-3 года. Таким образом, за одну ротацию древесных пород проходит две и более ротаций кустарников. При этом в результате неоднократной выкопки кустарников происходит формирование корневой системы у саженцев деревьев, оставляемых в школе, за счет двустороннего обрезания у них корней выкопочной скобой.

При выращивании саженцев хвойных пород для лесокультурных целей применяют комбинированные школы с уплотненным размещением хвойных. В этом случае три или пять рядов саженцев ели или кратное их число со сроком выращивания 2-3 года чередуют с общим рядом лиственных древесных пород или хвойных пород со сроком выращивания 6-12 лет. В ряду саженцы ели высаживают через 0,1-0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания – через 0,7-1 м.

Выращивание саженцев ели с биологическим возрастом 4-6 лет производят в уплотненной школе. Уплотнение достигается за счет применения узких междурядий и небольшого шага посадки. Схема посадки ленточная, состоящая из 2-5 рядов. Расстояние между рядами в ленте применяется от 0,4 до 0,2 м, шаг посадки 10-20 см. Перед посадкой сеянцев ели в школу у них подрезают корни, что обеспечивает формирование хорошо развитой, компактной корневой системы. При посадке в школу 2-летних сеянцев ели корни подрезают с таким расчетом, чтобы длина корневой системы была в пределах 15-18 см.

При закладке уплотненной школы почву вспахивают на глубину 30-35 см. Посадка механизированная. Наиболее перспективна пятисекционная посадочная машина СШП-5/3. За один проход она может высаживать ленту, состоящую из трех или пяти рядов сеянцев. Плотность посадки машиной составляет до 330 тыс. растений на гектар.

Корневая шейка при посадке должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1-2 см, а в засушливых на 3-5 см. Посаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо; почву около них уплотняют, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Затем проводят уходы, заключающиеся в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормке, формировании штамба и кроны, борьбе с вредителями и болезнями. Рыхление почвы способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо разветвленной корневой системой.

10.3 Плодовая школа. Большинство культурных плодовых растений размножаются вегетативным способом. Чаще всего для этих целей выращивают сортовые саженцы путем прививки культурного сорта. В этом случае у потомства хорошо сохраняются ценные признаки и свойства материнских деревьев привитого растения, и оно раньше начинает плодоносить.

Растение, на которое делают прививку, называют подвоем, а прививаемый глазок, черенок – привоем. Морозо-, засухоустойчивость и другие качества выращиваемых плодовых саженцев в значительной мере зависят от качества подвоев, поэтому необходимо особое внимание обращать на происхождение подвоев. Они должны быть приспособлены к местным почвенно-климатическим условиям, хорошо срастаться с привоем, обеспечивать у привитого дерева хорошую силу роста, раннее вступление в пору плодоношения, высокую урожайность, долговечность, устойчивость против неблагоприятных факторов, вредителей и болезней. Используемые подвои должны быть хорошо развитыми, иметь разветвленную корневую систему и определенную толщину корневой шейки.

Плодовые более требовательны к качеству почв, чем древесные породы, поэтому при закладке плодовых школ предъявляют повышенные требования к почвенно-грунтовым условиям и обработке почвы, а при выращивании саженцев – к системе удобрений.

Привитые саженцы большинства плодовых пород реализуют в 2-летнем возрасте, который определяется возрастом культурного побега. Лучший способ подготовки почвы для закладки плодовой школы на паровом поле – плантажная вспашка. Вспашку производят на глубину 50-60 см с предплужником. Под основную вспашку вносят органические удобрения (навоз, компост) из расчета 30-60 т/га и фосфорно-калийные удобрения – 80-90 кг/га по д.в., сразу после плантажа почву культивируют и боронуют.

На первом поле высаживают сеянцы (называемые подвоем или дичками), выполняют прививку и уход за дичками. Перед посадкой у подвоев подрезают корни и надземную часть. Подвои высаживают весной или осенью при расстоянии между рядами 0,8 м и в ряду 0,3-0,2 м.

Ранней весной следующего года (2-е поле – поле 1-летних саженцев) или поздней осенью предыдущего года стволик подвоя срезают на шип на высоте 15-20 см от места прививки (окулировки). К оставленному шипу подвязывают молодой культурный побег. В конце лета, иногда следующей весной шип срезают под углом 45 °, не оставляя пенька. Саженцы плодовых в последнее время, как правило, выращивают без шипа. Для этого ранней весной подвои срезают над прижившимся глазком. После того как культурные побеги достигают высоты 20-25 см, их окучивают землей, а сильно отклоненные подвязывают к колышку. Это оказывается дешевле, чем оставлять и срезать в дальнейшем шипы у саженцев.

Уход за 1-летними саженцами в течение лета заключается в удалении на подвоях поросли, рыхлении почвы, прополке сорняков, периодических поливах и борьбе с вредителями, прищипке побегов для регулирования роста окулянтов и подкормке растений.

На третий год (3-е поле – поле 2-летних саженцев) проводят культивацию междурядий, уничтожение сорняков, полив и подкормку растений; корневую подкормку 1-2-летних саженцев выполняют весной, внося в междурядья 100-200 кг/га аммиачной селитры, 100-150 кг/га суперфосфата и 50-60 кг/га калийной соли. Вторую подкормку выполняют в фазе активного роста саженцев с уменьшенными дозами минеральных удобрений, вносимых во влажную почву.

На 2-м и 3-м полях плодовой школы проводят формирование штамба и основ будущей кроны (ветвей первого яруса или ветвей безъярусной формы). Формирование кроны начинается с формирования у саженцев штамба. Высота штамба у саженцев, т.е. величина стволика от земли до первого сучка кроны, для каждой породы и сорта должна соответствовать действующим техническим условиям. В среднем величина штамба равна 60-80 см. Четвертое поле занято паром.

При необходимости выращивания саженцев ягодниковых кустарников организуют ягодные школы. В отличии от плодовых пород ягодниковые чаще всего размножаются зимними стеблевыми черенками (смородина, виноград) и корневыми отпрысками (летняя посадка малины) или отводками (крыжовник и др.). По аналогии с древесными школами в плодовых также возможно выращивание саженцев плодовых и ягодниковых кустарников с применением комбинированных схем.

Почва является средой, в которой прорастают семена и развиваются корневые системы сеянцев. Вода и питательные вещества должны постоянно поступать в растения через корни. Без этих факторов жизни растение не может расти и развиваться, при отсутствии их оно гибнет. На эти факторы человек может и должен воздействовать, чтобы обеспечивать их в максимальном количестве и в нужные сроки, что в значительной степени достигается применением правильной системы обработки почвы.

В процессе работы по выращиванию сеянцев поверхность почвы многократно подвергается механическому воздействию обрабатывающих орудий - тракторов, плугов, культиваторов, борон, сеялок и т. д. В результате этого верхняя часть пахотного слоя (около 10 см) сильно распыляется, теряет структуру и уплотняется. Кроме того, ее обсеменяют сорняки. В такую почву нельзя сеять семена древесных и кустарниковых пород, так как такой посев не даст хороших результатов.

Чтобы пахотный слой сделать снова пригодным для посева, его пашут плугом с предплужником, который укладывает разрушенный верхний слой в 10 см на дно борозды, а второй слой в 10-20 см (в зависимости от глубины вспашки) укладывает сверху. При этом крутой отвал плуга крошит пласт на комки.

Обработку почвы парового поля начинают со вспашки после осенней выкопки сеянцев. Глубину вспашки принимают в зависимости от типа почвы (мощности почвенного покрова) и от требований развития мочковатой корневой системы сеянцев различных древесных и кустарниковых пород.

А. П. Малянов и А. Т. Яковенко (1956) изучали влияние глубины и характера обработки почвы на рост и развитие сеянцев дуба в левобережье и правобережье Волги на параллели г. Саратова. Они установили, что глубина и характер обработки почвы сильно изменяют форму развития корневых систем сеянцев. Перемещение почвенных горизонтов до глубины 40-60 см вызывает равномерное развитие корней по вертикали с постепенным уменьшением числа их по мере углубления в пахотном горизонте. Наиболее эффективной оказалась вспашка на глубину до 30 см с оборотом пласта и доуглубление обработки до 60-80 см без оборота пласта. Глубокая вспашка с оборотом пласта дала худшие результаты. Глубиной обработки почвы и распределением гумусированной почвенной массы в профиле обработанного слоя можно по желанию изменять глубину залегания мочковатой части корневых систем. Для супесчаных разностей почв на Приволжской возвышенности исследователи установили оптимальную глубину вспашки 25-30 см.

Приведенные данные показывают, что глубина обработки почвы для посева семян в посевном отделении питомника имеет важное значение; ее необходимо строго дифференцировать по почвенно-климатическим районам.

С учетом определенных требований развития корневых систем сеянцев и мощности почвы для различных почвенно-климатических районов европейской части нашей страны и Зауралья установлена определенная глубина основной обработки почвы под пар.

На легких разностях черноземных и темно-каштановых почв (супеси) глубину основной вспашки почвы с оборотом пласта уменьшают на 15-20%, чтобы не создавать условий для развития корневых систем глубже 30 см.

Вспашку почвы проводят тракторами и плугами разных марок в зависимости от глубины и способа обработки (с оборотом пласта или без оборота).

Для глубокой обработки почвы применяют навесные плантажные плуги с тракторами, а также навесную скобу, которая обрабатывает почву без оборота пласта.

Качество вспашки определяется равномерностью заданной глубины обработки; правильностью укладки пластов и крошением их; отсутствием огрехов внутри поля и по концам его и заделкой свальной и развальной борозд.

Качественные показатели пахоты проверяют в процессе работы промерами металлической линейкой глубины вспашки на десяти пробных площадях, расположенных равномерно, а также осмотром вспаханного поля.

Вспашка почвы под черный пар позволяет накопить в ней осенне-зимнюю влагу, уничтожить вредителей (жуков, личинок, яички) путем запахивания их в глубокие слои, а также семена и корневища многих сорняков, накопить перегной в нижнем слое пласта. Следовательно, зяблевая вспашка является важным звеном в улучшении плодородия посевного участка.

После вспашки почвы под зябь пашню не боронуют, чтобы создать лучшие условия для снегозадержания и накопления влаги в почве осенью и весной. На неразборонованной, ребристой поверхности пашни образуется меньший поверхностный сток воды, если гребни расположены поперек склона. Однако в ряде районов, где выпадает мало снега и осенний период часто бывает сухим, происходит сильное испарение накопленной в почве влаги. В связи с этим борьба за сохранение влаги становится главным мероприятием в подготовке почвы.

Чтобы сохранить влагу в почве, зябь боронуют. Боронование зяблевой пашни на территории европейской части России применяют в следующих районах:

II. Район обыкновенных и южных черноземов (устойчивый снежный покров устанавливается 25-30 декабря; высота слоя снега 36-42 см).

III. Район приазовских и предкавказских черноземов (снежный покров появляется 5-25 декабря, высота отложений снега 8 см).

VIII. Район светло-каштановых почв Заволжья (снежный покров появляется 5-10 декабря, высота слоя снега 23 см).

IX. Район бурых почв Заволжья (снежный покров появляется 20-25 декабря, высота отложений снега 15 см).

В районах светло-каштановых и бурых почв за осенние месяцы (октябрь и ноябрь) выпадает от 25 до 45 мм осадков и в районах черноземных почв (кроме центрально-черноземного района) - от 63 до 105 мм.

Следовательно, очень позднее покрытие пашни снегом, незначительный снежный покров и недостаточное количество осадков в осенний период обусловливают в ряде районов необходимость сбережения влаги в почве путем боронования зяблевой пашни осенью.

На зяблевой пашне зимой проводят снегозадержание щитами, снегопахами и другими приспособлениями, чтобы сильными ветрами снег не сносился с полей в насаждения и в оросительные каналы.

Чтобы использовать талые воды, весной их задерживают на пашне. Эти меры по снегозадержанию и водозадержанию особенно эффективны в неполивных питомниках и в тех районах, где сеянцы выращивают 2 года.

Весной, как только позволит почва, пашню боронуют, причем закрытие влаги проводят в самые короткие сроки (1-2 дня).

Агротехника и технология выращивания саженцев в школьном отделении питомника

Чаще всего сеянцы выращивают в теплицах, которые различаются формой перекрытия крыши (односкатные, двухскатные, круговые), видом материала (деревянные, металлические, железобетонные и др.), типом конструкции (оконные, ангарные, арочные, многопролётные и др.), типом ограждения (стеклянные, покрытия из синтетических плёнок и др.), периодом эксплуатации (весенне-летние и зимние), способом обогрева (отапливаемые и неотапливаемые), характером микроклимата (естественный, искусственный), мобильностью (передвижные, стационарные) и т.д. Наиболее перспективны стационарные теплицы блочного и арочного типов со стеклянным или специальным плёночным ограждением.[ . ]

Посев семян, как правило, рядовой (в грядках шириной 1 м и расстоянием между ними 0,4 м) при уменьшении нормы высева по сравнению с открытым грунтом на 20 %. Уход за посевами заключается в регулярном поливе, проветривании, рыхлении почвы и уничтожении сорняков, внекорневой подкормке посевов. Полив проводят с момента высева семян до середины июля утром путём мелкокапельного разбрызгивания воды, т.е. образования тумана. Проветривание теплиц в период прорастания семян проводится редко, в целях сохранения тепла и поддержания высокой влажности воздуха.[ . ]

Лесные саженцы, предназначенные для лесовосстановления, выращивают в древесной школе чаще всего в течение 2-8 лет. После пересадки на лесокультурную площадь они успешно противостоят травам-сорнякам, а также поросли и корневым отпрыскам мягколиственных пород, что сокращает количество агротехнических уходов. При создании культур саженцами число посад очных мест уменьшается на 40. 50 %, по сравнению с посадкой сеянцев. Саженцы широко применяют и при закладке полезащитных лесных полос, озеленении населённых пунктов, для чего их выращивают 6-12 лет и более.[ . ]

В питомниках лесной и лесостепной зон чаще всего выращивают саженцы ели, лиственницы, сосны, липы, клёна, яблони и др. В питомниках степной зоны ассортимент выращиваемых саженцев расширяется: тополь, орех грецкий, белая акация и др.[ . ]

Саженцы выращавают в простой, уплотнённой и комбинированной школах.[ . ]

В уплотнённой школе, где выращивают в основном саженцы хвойных пород, преимущественно ели, применяют чаще всего ленточные схемы, состоящие из 3-5 рядов с размещением в них 0,2. 0,4 х 0,1. 0,2 м (рис. 2.6).[ . ]

В комбинированной школе сочетают производство лиственных пород с длительным сроком выращивания (6-12 лет) с хвойными или кустарниками. Для этих целей лиственные растения высаживают рядами с расстоянием между ними 2,4. 3,0 и 4,0. 4,6 м, а между ними высаживают по ленточной 3-5-рядной схеме хвойные (ель) или кустарники со средним сроком получения посадочного материала в течение 2-3 лет. Расстояние между рядами принимается 0,4 или 0,8 м, а при их уплотнении 0,2. 0,4 м с шагом посадки 0,1. 0,2 м (рис. 2.7).[ . ]

Обработка почвы в школьном отделении питомника проводится в основном такими же приёмами, как и в посевном. Отличительной особенностью является глубина вспашки, определяемая размерами корневой системы выращиваемых саженцев и лесорастительной зоной. В лесной и лесостепной зонах она выполняется в первой школе на глубину 30. 35 см, в степной - 35. 40 см. Во второй школе глубина вспашки принимается соответственно 3 5. 40 см и 40. 50 см, а в третьей - 45. 50 и 55. 65 см.[ . ]

Уход за лесными саженцами включает следующие основные рабочие операции: рыхление почвы, уничтожение сорняков, подкормка растений, полив, защита от грибных болезней и вредных насекомых, которые проводят в основном теми же приёмами, что и в посевном отделении. При выращивании саженцев декоративных и плодовых растений применяют дополнительную агротехническую операцию - формирование кроны.[ . ]

Читайте также: