Обратите внимание на разнообразие покрытосеменных растений в кабинете биологии вашей школы

Обновлено: 05.10.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений - ГДЗ к учебнику биологии 6 класс Пасечник, ответы к § 8 Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев

Ответы к § 8. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев

Вопросы в начале параграфа

1. Что изучает экология?

Экология — это наука о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой.

2. Какие факторы среды могут оказать влияние на растение?

На растение могут оказывать влияние самые различные факторы: влажность воздуха и почвы, степень освещённости места обитания, климатические особенности среды обитания, температурный режим, частота или загрязнённость окружающего воздуха, количество и качество осадков, интенсивность ветра, высота места обитания над уровнем моря и т.д.

3. Вспомните, какие различия имеют одуванчики, растущие на открытом месте при недостатке влаги и в тени на хорошо увлажнённой почве.

Одуванчики, растущие на открытом месте при недостатке влаги, будут отличаться относительно маленькими листьями, поскольку растение будет стремиться сократить площадь восприятия солнечного света и сэкономить влагу.

Одуванчики, растущие в тени на увлажнённой почве, будут обладать значительно большими и тёмными листьями, чем в иных условиях. Большой размер листьев поможет растению испарить большее количество влаги, в насыщенность хлорофиллами (тёмно-зелёный цвет листьев) — улучшить восприятие солнечного света.

Вопросы в конце параграфа

1. Можно ли по внешнему виду различить растения влажных мест и засушливых районов?

Да, листья растений, которые растут во влажных местах обычно более крупные и имеют большее количество устьиц. Это помогает растениям испарять излишнюю влагу.

Листья растений, растущих в сухих местах обычно не велики по размерам, так как маленькие листья помогают уменьшить объемы испарений. Некоторые листья растений из засушливых мест напротив толстые и сочные. В таких листьях растения запасают воду на самый сухой период. Кроме того, многие листья растений из засушливых земель покрыты восковым налётом, который также помогает предотвратить излишнее испарение.

2. Докажите, что строение листа связано с условиями обитания растений.

В зависимости от условий обитания растений структура листовой пластины может видоизменяться. Например, для тенелюбивых растений характерны более тонкие и более тёмные листья, чем у светолюбивых растений. Это изменение происходит за счёт сокращения количества рядов клеток губчатой и столбчатой ткани в мякоти листа и увеличение количества хлорофилла в столбчатых клетках.

Также в зависимости от места обитания растения может меняться расположение устьиц на листе. У растений влажных районов большинство устьиц находится на нижней части листа, в засушливых местах количество устьиц на верхней и нижней стороне листа примерно одинаково, а у растений произрастающих в воде практически все устьица находятся на верхней стороне листа.

В некоторых случаях происходят и более наглядные изменения листовой пластины растений. Так, в целях защиты от травоядных животных или в целях снижения количества испаряемой влаги листья некоторых растений (кактус, барбарис) преобразуются в колючки. Для создания дополнительной опоры горох и плющ преобразуют часть своих листьев в усики, а для получения дополнительной органической пищи листья росянки преобразовались в ловчие снасти.

3. Почему у плавающих листьев водных растений устьица расположены только на верхней стороне листа, а у погружённых в воду листьев устьиц совсем нет?

Одна из главных функций устьиц — это поступление воздуха из окружающей среды внутрь листовой пластины. Если же устьице оказывается в воде, то оно начинает пропускать внутрь листа не воздух, а воду. Воды в листовой пластине становится избыточно и она не успевает испарятся (или вовсе не имеет для этого возможности). В результате лист может просто сгнить.

Именно поэтому у растений, листья которых лежат на поверхности воды, устьица расположены на верхней стороне листовой пластины, а у погружённых в воду листьев устьиц не образуется вовсе.

4. Каково значение видоизменённых листьев в жизни растений? Приведите примеры таких листьев.

Видоизменённые листья помогают растениям выжить и приспособиться к окружающей среде. Например, листья плюща, огурцов, гороха или винограда преобразованные в усики помогают растениям найти дополнительную опору.

Колючки кактуса, верблюжьей колючки и алоэ помогают растениям снизить испарение влаги с листовой пластины, что очень помогает в условиях сухого климата. При этом барбарис, шиповник и репейник используют часть листьев преобразованные в колючки совершенно по другому. Для них это защитный механизм, который оберегает их от поедания травоядными животными.

Кроме того, некоторые растения используют свои листовые пластины для добычи питательных веществ. Например росянка использует собственные листья для заманивания насекомых, поимки их и преобразования в органические вещества.

Подумайте

Почему в кроне одного дерева световые листья сходны по строению с листьями растений открытых мест, а теневые — с листьями теневыносливых растений?

Листовые пластины адаптируются к условиям среды даже в том случае, если часть дерева хорошо освещена солнцем, а другая часть дерева на протяжении долгого периода преимущественно находится в тени (например в тени здания или забора).

Это происходит потому, что листовая пластина получает определённое количество солнечного света (избыток или недостаток) и старается приспособиться к выживанию в конкретных условиях.

Кстати, если изменить условия освещения, например, разобрать высокий забор, чтобы все дерево было одинаково хорошо освещено, то со временем структура теневых листьев измениться и все листья станут световыми.

Задания

Рассмотрите несколько комнатных растений. Постарайтесь определить, в каких условиях они произрастали на своей родине. На основании каких признаков вы сделали свой вывод?

Рассмотрим три комнатных растения: спатифиллум, сансевиерию и гибискус

Глядя на листовые пластины этого растения можно сказать, что в естественных условиях оно предпочитает влажный климат и затенённые места: тёмно-зелёные достаточно тонкие листья можно смело назвать теневыми, а величина листовой пластины подтверждает тот факт, что растение приспособлено испарять большое количество влаги, то есть спатифиллум предпочитает расти во влажной среде.

Действительно, в природе спатифиллум встречается во влажных болотистых ручьях и вдоль рек субэкваториальной и экваториальной зоны.

Листовые пластины сансевиерии очень мясистые и длинные, они буквально наполнены влагой, и, к тому же, защищены дополнительно восковым налётом. Все это говорит о том, что растение привыкло запасать влагу и старается снизить её испарение до минимума. Значит в естественных условиях сансевиерия скорее всего росла в засушливых районах с редкими, но обильными дождями.

И это на самом деле так. Место обитания сансевиерии в природе — сухие каменистые тропические полупустыни Африки, Азии и Центральной Америки.

Гибискус отличается небольшими блестящими листьями. Они достаточно плотные и имеют насыщенную травянисто-зелёную окраску. Такие характеристики листовой пластины растения говорят о том, что в природе оно растет в умеренно влажных и достаточно освещенных условиях. То есть обладает световыми листьями не нуждающимися в приспособлениях для интенсивного испарения влаги.

Такой вывод полностью подтверждается. В естественных условиях гибискус произрастает в районах с тёплыми зимами, достаточно увлажнёнными почвами и преимущественно солнечной погодой. Например, его можно встретить в Крыму, на Дальнем Востоке России, в Южной Европе и в Закавказье.

Задания для любознательных

Приготовьте и рассмотрите под микроскопом препараты листьев алоэ, традесканции, узамбарской фиалки и других растений. Зарисуйте их. Выясните, какие особенности строения листьев этих растений связаны с условиями обитания.

Препарат листа камелии под микроскопом

Рассматривая его можно предположить, что сфотографированное растение растет в тени: в его мякоти только один ряд столбчатой ткани, а губчатая ткань отличается большим количеством межклеточников.

Препарат фикуса под микроскопом

Рассматривая данный препарат можно предположить, что это конкретное растение растет в хорошо освещенном месте. Так, на снимке мы можем наблюдать три ряда столбчатой ткани с плотно пригнанными друк к другу клетками и более пяти рядов губчатой ткани мякоти с небольшим количеством межклеточников в самом низу листа.

Словарик

Световые листья — листья растений, произрастающих в условиях хорошей освещённости.

Теневые листья — листья тенелюбивых растений.

Видоизменение листа — изменение формы и структуры листовой пластины растений для приспособления к условиям окружающей среды.

Задание рисунок 1

1 . Прорастите семена редиса и зерновки пшеницы.
2 . Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
3 . Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочитайте в учебнике, какое они имеют строение и значение.
4 . Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком 104, зарисуйте и сделайте надписи.

Рис. 104 . Строение корня
5 . Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?
6 . Сделайте вывод.

Решение

Решение рисунок 1

1 . Проращиваем семена редиса и зерновки пшеницы.
2 . Рассматриваем корешок редиса или проростка пшеницы невооруженным глазом, а затем в лупу. Находим на конце корешка корневой чехлик.
Корневой чехлик располагается на конце корня проростка, хорошо защищает его нежные оболочки от механических повреждений почвы и обеспечивает рост корня в длину. Он представляет собой более плотное и темное образование на кончике корня, которое можно увидеть невооруженным глазом.
3 . Обращаем внимание на часть корня выше корневого чехлика. Находим выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочитаем в учебнике, какое они имеют строение и значение.
Корневые волоски представляют собой тонкие и недлинные выросты наружной клетки корня, которые нужны растению для того, чтобы увеличивать всасывающую поверхность его корня. Это позволяет растению получать из почвы большее количество воды и питательных веществ, необходимых ему для роста. Под клеточной оболочкой в корневых волосках находится цитоплазма, вакуоль с клеточным соком, ядро и бесцветные пластиды. Длина их достигает максимум 10 мм.
4 . Кладем корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассматриваем под микроскопом. Сопоставляем увиденное под микроскопом с рисунком 104, зарисовываем и делаем надписи.

5 . Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?
Корневые волоски и клетки кожицы лука имеют одинаковое строение. У них есть клеточная мембрана, под которой располагается ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком. Корневые волоски образованы вытянутыми в длину клетками, потому что их основное предназначение заключается во всасывании из почвы воды и минеральных веществ, растворенных в ней. Клетки лука имеют прямоугольную форму.
6 . Вывод:
Клетки у разных растений имеют схожее строение. Отличие их оправдывается функциями, которые они выполняют в том или ином организме. Благодаря удлиненной форме клеток корневых волосков увеличивается всасывающая способность корня, которая позволяет растению впитать как можно больше воды и питательных веществ для своего полноценного развития.


Все растения подразделяют на низшие и высшие. Высшие растения подразделяют на споровые и семенные.

Покрытосеменные растения относятся к высшим семенным растениям.

Покрытосеменные очень разнообразны. Среди них имеются вечнозелёные и листопадные деревья, а также кустарники и полукустарники, однолетние и многолетние травы.

Все покрытосеменные, несмотря на своё многообразие, имеют общий план строения.

Их органы подразделяют на репродуктивные, или генеративные (это цветок и плод с семенами)? и вегетативные (это корень, стебель, лист).

Цветок является органом полового размножения покрытосеменных растений.

Из него образуются плоды с семенами. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение.

Тоненький стебелёк, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой, а её верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, ― цветоложем. Наружные листочки ― чашелистики ― образуют чашечку. Внутренние листочки ― это лепестки, которые составляют венчик цветка.

Многочисленные тычинки окружают пестик. Пестик и тычинки ― это главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник.

У каждого семейства цветковых определённое строение цветка. Его можно изобразить формулой.

Вспомним, что при составлении формулы цветка простой околоцветник обозначается большой ― буквой О, чашелистики ― буквой Ч, лепестки ― Л, тычинки ― Т, пестик ― П. Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком ∞ (бесконечности).

Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в () скобках. Правильный цветок изображают звёздочкой *, а неправильный ― стрелкой вверх ↑, однополые мужские (тычиночные) цветки ― обозначают символом Марса ♂, а женские (пестичные) ― символом Венеры ♀.

У многих растений цветки собраны в соцветия. Соцветия ― это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке. В соцветия обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей.


Если цветки (сидячие или на цветоножках) находятся на главной оси, то такие соцветия называют простыми. Если цветки расположены на боковых осях — это сложные соцветия.

Число цветков в соцветиях различно — от нескольких цветков до десятков тысяч.

После того как цветок отцвёл, наступает новый этап его развития ― образование плода.

Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник ― это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи.

Семена защищены околоплодником, они покрыты, что способствует их лучшему сохранению и распространению. Отсюда и название этого отдела высших растений ― покрытосеменные.

Важнейшие функции плода — это защита и распространение семян.

При помощи семян происходит размножение покрытосеменных растений.

У фасоли зрелое семя состоит из семенной кожуры, зародыша — зачатка будущего растения ― и семядолей. Семядоли ― это первые листья зародыша растения.

Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения.

Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольные. К двудольным растениям относят фасоль, горох, тыкву и другие.

В семенах многих растений (например? пшеницы и лука) хорошо заметен и эндосперм ― запасающая ткань, которая содержит питательные вещества для развития зародыша.


У других, например миндаля, наоборот, зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.

У фасоли запас питательных веществ находится в семядолях.

В зародыше пшеницы различают зародышевый корешок, стебелёк, почечку и семядолю.

После того как семя попало в почву, оно начинает прорастать.

Период прорастания состоит из последовательных этапов — фаз прорастания. Всего можно выделить пять: 1) фаза водопоглощения; 2) фаза набухания; 3) фаза роста первичных корешков; 4) фаза развития ростка; 5) фаза становления проростка.

Важную роль в укоренении проростка играет корень.

У покрытосеменных растений различают:

  1. Главный корень. Он образуется из зародышевого корешка и сохраняется на протяжении всей жизни. Всегда один.
  2. Придаточные корни. Образуются в любой части растения (стебле, листьях).
  3. Боковые корни. Ответвляются от корней (главного, дополнительных, боковых). Образуют при ветвлении корни 1-го, 2-го, 3-го порядка.

Совокупность всех корней растения образует корневую систему. Корневая система формируется в течение всей жизни растения.

Различают два типа корневой системы: стержневую и мочковатую.

Стержневая корневая система характеризуется наличием хорошо выраженного главного корня, который образует стержень корневой системы с хорошо развитыми боковыми корнями.

Мочковатая корневая система, в отличие от стержневой, не имеет явно выраженного главного корня.

Корень по длине можно разделить на несколько участков, имеющих различное строение и выполняющих различные функции.

Эти участки называют зонами корня. Выделяют корневой чехлик, необходимый для защиты корня во время продвижения его вглубь почвы, и следующие зоны: зона деления ― здесь клетки интенсивно делятся; зона растяжения (роста) ― здесь клетки растут. Совместный рост клеток этой зоны создаёт силу, благодаря которой корень углубляется в почву. Зона всасывания характеризуется наличием корневых волосков, благодаря которым происходит всасывание воды и растворенных в ней минеральных веществ. В следующей зоне происходит проведение водного раствора вверх по стеблю.

Стебель относится к вегетативным органам. Это осевой орган высших растений. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега ― междоузлиями.

Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа.

Стебель с листьями и почками называется побегом. Побег — это один из основных вегетативных органов высших растений.

Различают вегетативные побеги, которые выполняют функцию воздушного питания, и генеративные побеги — побеги, обеспечивающие размножение.

Некоторые побеги сильно изменились и приспособились к определённым условиям существования. Это видоизменённые побеги (корневище, луковица, клубень).

У многолетних растений побеги развиваются из почек.

На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев ― пазушные почки.


Снаружи почки порыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды.

На продольном разрезе почки виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.

На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья, такие почки называют вегетативными или листовыми.

Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

Для того чтобы из почек развились побеги, листья или цветы, необходимы питательные вещества.

Проведение воды и минеральных веществ ко всем органам и тканям растения обеспечивают проводящие ткани стебля.

Различают два типа проводящих тканей ― ксилема (древесина) и флоэма (луб).

По ксилеме (древесине) вода и растворенные в ней минеральные вещества передвигаются от корня к листьям ― это восходящий ток.

По флоэме (лубу) осуществляется транспорт продуктов фотосинтеза от листьев к местам их использования или отложения ― это нисходящий ток.

От стебля вода с растворенными минеральными веществами достигает листьев. Участвует в фотосинтезе. И испаряется через многочисленные поры ― устьица, благодаря чему происходит охлаждение листа и защита его от перегрева.

Лист, в отличие от других органов растения, имеет форму пластинки. Это позволяет ему уловить большее количество солнечного света. Главная часть листа так и называется ― листовая пластинка.

Пластинка переходит в стеблевидный черешок. Листовые черешки растений способны изгибаться, поворачивая пластинку к свету. Черешок переходит в основание ― часть листа, посредством которой он присоединяется к стеблю.

Листья разделяют на простые и сложные.

Простые листья — это листья, которые состоят из одной листовой пластинки. Такие листья характерны для берёзы, дуба, черёмухи и других растений.

Сложные листья ― это листья, которые состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками. Такие листья характерны для ясеня, рябины и других растений.

Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называют жилками. Жилки не только проводят растворы питательных веществ, но и придают листу прочность.

Различают листья с параллельным, дуговым, сетчатым и другими видами жилкования.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник Дрофа

Да, можно. Растения, которые растут во влажных местах, больше по размеру, прочные, напитанные влагой. А вот растения, которые растут в засушливых местах, небольшие по размерам и могут иметь приспособления, способствующие накоплению влаги и предотвращающие ее быстрое испарение. Например, у алоэ или агавы есть сочные листья с колючками, которые запасают воду.

№ 2. Докажите, что строение листа связано с условиями обитания растений.

У растений, которые произрастают во влажных местностях, листья сочные и широкие. У растений степей листья имеют некоторые приспособления для запасания влаги, например опушка, восковый налет. А вот те, что растут в пустынях и полупустынях, имеют для этого толстые колючки, например молочай или кактус. У водных растений есть воздухоносные полости, благодаря которым они могут держаться на поверхности воды и не тонуть.

Также можно легко определить, в каком ярусе растет растение. Если это растение верхнего яруса, то у него светлые листья. А если растение нижнего яруса, то у него листья уже темно-зеленого цвета за счет содержания в них большого количества хлорофилла.

№ 3. Почему у плавающих листьев водных растений устьица расположены только на верхней стороне листа, а у погружённых в воду листьев устьиц совсем нет?

Устьица на поверхности листа могут быть только с той стороны, которая не соприкасается с водой. Если вода будет попадать в устьица, то лист начнет гнить. Соответственно, поэтому на листьях, которые полностью погружены в воду, нет устьиц.

№ 4. Каково значение видоизменённых листьев в жизни растений? Приведите примеры таких листьев.

Видоизменение листьев у растений является главным показателем их приспосабливаемости к окружающей среде. Например, листья кактуса имеют вид колючек, в которых накапливается и сохраняется влага, потому что это растение распространено на засушливых территориях. У гороха или фасоли листья представлены длинными усиками, с помощью которых растение может крепиться в вертикальном положении за другие растения, используя их как опору для своего стебелька.

Стр. 44

Почему в кроне одного дерева световые листья сходны по строению с листьями растений открытых мест, а теневые — с листьями теневыносливых растений?

Чем выше расположены листья на кроне дерева, тем ближе они к солнцу, а значит, к источнику света. Это адаптация листьев к месту, где они растут.

Стр. 44

Рассмотрите несколько комнатных растений. Постарайтесь определить, в каких условиях они произрастали на своей родине. На основании каких признаков вы сделали свой вывод?

Фикус – растение влажных мест обитания, с широкими и крупными листьями. НА листьях можно увидеть большое количество устьиц.

Каланхоэ – растение влажных мест обитания с крупными, мясистыми листьями. На каждом листике можно увидеть много устьиц.

Кактус – растение сухих мест обитания, потому что листья у него преобразованы в колючки, которые сохраняют влагу.

Сансевиерия – растение сухих каменистых мест – тропические полупустыни. У него мясистые и длинные листовые пластины, которые не только наполнены влагой, но и покрыты дополнительно восковым налетом.

Стр. 44

Задания для любознательных

Приготовьте и рассмотрите под микроскопом препараты листьев алоэ, традесканции, узамбарской фиалки и других растений. Зарисуйте их. Выясните, какие особенности строения листьев этих растений связаны с условиями обитания.

Лист алоэ толстый, мясистый, снизу выпуклый, а сверху вогнутый. Края его зазубрены, но без колючек. Под микроскопом можно увидеть его большие мешковидные клетки, которые наполнены слизистым соком.

Под микроскопом структура листа традесканции выглядит как сочетание клеток двух типов: бесцветные, плотно соединенные друг с другом паренхимные, и зеленые клетки бобовидной формы, расположенные посередине них попарно, которые образуют устьица.

Читайте также: