Обрезка растений способствует ветвлению потому что верхушечные почки становятся чувствительными к

Обновлено: 08.07.2024

У большинства растений побеги способны ветвиться. Ветвление способствует увеличению ассимиляционной поверхности растения.

Различают дихотомическое, моноподиальное и симподиальное ветвление (рис. 29).

Дихотомическое ветвление

Дихотомическое ветвление — это наиболее древний тип ветвления, оно свойственно низшим растениям, а среди высших растений встречается у мхов, плаунов. При дихотомическом ветвлении верхушечная почка главного побега разделяется в процессе формирования на две почки, которые и дают два новых побега следующего порядка, те, в свою очередь, таким же путем дают побеги третьего порядка и т.д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Биология 5 класс.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Биология 5 класс.

Биология 5 класс.

Ветвление побега.

Ветвление. Ветвление- это образование новых побегов на стебле, многолетней ве.

Ветвление. Ветвление- это образование новых побегов на стебле, многолетней ветви, на корневище. Биологическое значение заключается в увеличении массы листьев и общей площади соприкосновения растения с окружающей средой.


Типы ветвления: верхушечное. Это такой тип ветвления, при котором из верхушеч.

Типы ветвления: верхушечное. Это такой тип ветвления, при котором из верхушечной почки развивается главный стебель . боковое. Это такой тип ветвления, которое происходит за счет развития пазушных почек.

1а,2- верхушечное; 1б,3- боковое.

1а,2- верхушечное; 1б,3- боковое.

Управление ростом и развитием растений.

Управление ростом и развитием растений.

С какой целью проводят обрезку растений? Для создания кроны с щелью получения.

С какой целью проводят обрезку растений? Для создания кроны с щелью получения высокого урожая проводят специальную обрезку плодовых деревьев.

С какой целью проводят обрезку растений? В современном ландшафтном дизайне су.

С какой целью проводят обрезку растений? В современном ландшафтном дизайне существенную роль играет декоративная обрезка деревьев и кустарников.

Прищипка верхушки побегов. В молодом возрасте производится прищипка на одну–.

Прищипка верхушки побегов. В молодом возрасте производится прищипка на одну– две, иногда три верхние почки сильно растущих побегов. Прищипка поддерживает желаемую форму кроны, обеспечивает равновесие кроны и корневой системы, стимулирует образование цветочных почек. При ежегодной обрезке между старыми и новыми срезами необходимо оставлять побеги длиной 5 – 10 см.



Кущение. Образование надземных побегов из узла, расположенного у основания гл.

Кущение. Образование надземных побегов из узла, расположенного у основания главного побега, называется кущением. Это особый тип ветвления, который наблюдается у пшеницы, ржи и других злаковых.


Какова роль ветвления в жизни растений? Благодаря ветвлению увеличивается об.

Какова роль ветвления в жизни растений? Благодаря ветвлению увеличивается общая масса надземной части растения, а у древесных растений образуется крона.

РЕФЛЕКСИЯ Ребята, мне хотелось бы что бы вы выбрали для себя и закончили неко.

РЕФЛЕКСИЯ Ребята, мне хотелось бы что бы вы выбрали для себя и закончили некоторые из предложений. 1) А вы знаете, что сегодня на уроке я ___________ 2) Больше всего мне понравилось___________ 3) Самым интересным сегодня на уроке было___________ 4) Самым сложным для меня сегодня было__________ 5) Сегодня на уроке я почувствовал___________________ 6) Сегодня я понял______________ 7) Сегодня я научился______________ 8) Сегодня я задумался______________ 9) Сегодняшний урок показал мне______________ 10) На будущее мне надо иметь в виду______________

Краткое описание документа:

в условиях реализации ФГОС ООО

Цель: Дать представление о ветвлении побегов

Задачи: 1.помочь в осмыслении понятия ветвление;

2.сформировать представление об образовании новых побегов на стебле.

Презентация включает несколько этапов

Этап Осмысление информации

Этап Вопрос-предполагаемый ответ.

Этап Информация (нужны ли людям знания о ветвлении побегов?)

Этап Ландшафтный дизайн

Этап рефлексия

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 824 материала в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.05.2015 5403
  • PPTX 6 мбайт
  • 29 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Усатова Оксана Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести пост уполномоченного по правам учителей

Время чтения: 2 минуты

Власти Бурятии заявили о нехватке школьных учителей и воспитателей

Время чтения: 2 минуты

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ветвление как способ увеличения надземной массы и площади поверхности растения, его разновидности и направления, основные биологические функции. Исследование и оценка роли ядра в процессе жизнедеятельности клетки и передаче наследственной информации.

Рубрика Биология и естествознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 18.08.2013
Размер файла 181,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Ветвление побега. Типы ветвления. Биологическое значение ветвления

Ветвление - это способ увеличения надземной массы и площади поверхности растения. Из верхушечной почки зародышевого стебля развивается главный стебель - ось первого порядка, а из его боковых почек - боковые стебли (оси второго порядка), которые, в свою очередь, ветвятся, образуя оси третьего порядка и т.д.

У древесных растений главный стебель начинает ветвиться на определенной высоте. Неветвящаяся часть стебля называется стволом. В результате ветвления у древесных растений формируется крона. Крону составляют разновозрастные ветви. У кустарников ствол не выражен, потому что стебли начинают ветвиться у самой земли. Некоторые растения не ветвятся, как, например, пальмы. В процессе эволюции у растений выработались такие типы ветвления как дихотомическое, моноподиальное, симподиальное и ложнодихотомическое. Кроме того, к специализированным типам ветвления относится кущение.

Дихотомическое ветвление, или вильчатое, - самый примитивный тип ветвления. Ветвление побега в данном случае осуществляется за счет раздвоения его апикальной меристемы, в результате чего образуются две боковые ветви, которые, в свою очередь, дают по две боковых и т.д. Этот тип ветвления встречается у водорослей (фукус), некоторых мхов (маршанция), плаунов, некоторых голосеменных и папоротников.

При моноподиальном ветвлении нарастание побега в высоту происходит за счет одной главной оси - моноподия. От этой оси отходят боковые, которые могут ветвиться, но никогда не бывают выше основной оси. Моноподиально ветвятся хвощи и некоторые голосеменные (хвойные). Растения с таким типом ветвления могут достигать очень большой высоты (секвойядендрон, 120 м).

Типы ветвления побегов (схема):

а - дихотомическое (водоросль диктиота); б - моноподиальное (сосна); в, г - симподиальное (черемуха и сирень соответственно); 1, 2, 3 - оси первого, второго и третьего порядка соответственно

Особой формой ветвления является кущение, при котором из почек, сидящих на тесно сближенных узлах у основания побега, формируются приземные и подземные боковые побеги. Кущение характерно прежде всего для злаков.

Благодаря ветвлению увеличивается общая масса надземной части растения, а у древесных растений образуется крона.

2. Роль ядра в процессе жизнедеятельности клетки и передаче наследственной информации

Ядро осуществляет две группы общих функций: одну, связанную собственно с хранением генетической информации, другую - с ее реализацией, с обеспечением синтеза белка.

В первую группу входят процессы, связанные с поддержанием наследственной информации в виде неизменной структуры ДНК. Эти процессы связаны с наличием так называемых репарационных ферментов, ликвидирующих спонтанные повреждения молекулы ДНК (разрыв одной из цепей ДНК, часть радиационных повреждений), что сохраняет строение молекул ДНК практически неизменным в ряду поколений клеток или организмов. Далее, в ядре происходит воспроизведение или редупликация молекул ДНК, что дает возможность двум клеткам получить совершенно одинаковые и в качественном и в количественном смысле объемы генетической информации. В ядрах происходят процессы изменения и рекомбинации генетического материала, что наблюдается во время мейоза (кроссинговер). Наконец, ядра непосредственно участвуют в процессах распределения молекул ДНК при делении клеток.

Другой группой клеточных процессов, обеспечивающихся активностью ядра, является создание собственно аппарата белкового синтеза. Это не только синтез, транскрипция на молекулах ДНК разных информационных РНК и рибосомных РНК. В ядре эукариотов происходит также образование субъедениц рибосом путем комплексирования синтезированных в ядрышке рибосомных РНК с рибосомными белками, которые синтезируются в цитоплазме и переносятся в ядро.

Таким образом, ядро представляет собой не только вместилище генетического материала, но и место, где этот материал функционирует и воспроизводится. Поэтому выпадение лил нарушение любой из перечисленных выше функций губительно для клетки в целом. Так нарушение репарационных процессов будет приводить к изменению первичной структуры ДНК и автоматически к изменению структуры белков, что непременно скажется на их специфической активности, которая может просто исчезнуть или измениться так, что не будет обеспечивать клеточные функции, в результате чего клетка погибает. Нарушения редупликации ДНК приведут к остановке размножения клеток или к появлению клеток с неполноценным набором генетической информации, что также губительно для клеток. К такому же результату приведет нарушение процессов распределения генетического материала (молекул ДНК) при делении клеток. Выпадение в результате поражения ядра или в случае нарушений каких-либо регуляторных процессов синтеза любой формы РНК автоматически приведет к остановке синтеза белка в клетке или к грубым его нарушениям.

При оценке этой модели ядерного контроля следует, однако, учитывать примитивность организма, использованного в качестве объекта. Метод пересадок был применен позднее в экспериментах, проведенных в 1952 г. двумя американскими исследователями, Бриггсом и Кингом, с клетками лягушки Rana pipenis. Эти авторы удаляли из неоплодотворенных яйцеклеток ядра и заменяли их ядрами из клеток поздней бластулы, уже проявлявших признаки дифференцировки. Во многих случаях из яиц реципиентов развивались нормальные взрослые лягушки.

Список использованной литературы

ветвление ядро клетка наследственный

1. Тихомиров Ф.К. Ботаника. - М.: Высш. шк., 2008. - 439 с.

2. Тутаюк В.Х. Анатомия и морфология растений. - М.: Высш. шк., 2006. - 317 с.

Дихотомическое, или вильчатое ветвление. При этом типе ветвления рост побега обеспечивается двумя инициалями верхушечной меристемы, растущими в одинаковом темпе под углом в разные стороны. В результате верхушка вильчато раздваивается, образуя две одинаковые оси второго порядка. В свою очередь эти оси раздваиваются, образуя оси третьего порядка и т.д. Это наиболее древний, ис­ходный тип ветвления. Встречается у водорослей, мхов, плаунов, многих папо­ротников и у некоторых голосеменных (гинкго двулопастный).

Моноподиалъное ветвление. При этом способе верхушечная почка главной оси растет из года в год, иногда в течение всей жизни. От главной оси – монопо­дия (результат работы одной меристемы), имеющего неограниченный верхушеч­ный рост, благодаря деятельности пазушных почек отходят боковые оси второго порядка которые никогда не обгоняют ось первого порядка, дающие оси третье­го порядка и т.д., которые также являются моноподиями. Моноподиально ветвятся многие голосеменные (ель, лиственница, сосна, пихта), хвощи, некоторые пальмы, некоторые покрытосеменные (дуб, бук, ясень, ольха, осина, подорожник, вербейник обыкновенный, колокольчики и др.).

Иногда, например, при отмирании верхушечной почки у голосеменных рас­тений (при спиливании, поломки верхушки), моноподиальное ветвление наруша­ется (часто наблюдается у елей), в результате чего у них образуется несколько верхушек.

Симподиалъное ветвление. Возникает из моноподиалъного, при этом верху­шечная почка главной оси на определенном этапе отмирает, но начинается уси­ленное развитие ближайшей боковой почки, в результате чего образуется боковой побег, который замещает побег, прекративший рост (т.е. принимает его направле­ние и внешний вид). Затем верхушечный рост этого побега останавливается и он замещается побегом следующего порядка возникшего из ближайшей боковой почки (которая становится верхушечной). Возникающая при этом ось представля­ет собой симподий, т.е. результат работы ряда меристем. Встречается у большин­ства покрытосеменных, как древесных (груша, липа, береза, ива, черемуха, орешник и др.), так и травянистых (купена, медуница, земляника, копытень, живучка и др.) растений.

У большинства покрытосеменных растений моноподиалъный и симподиальный типы ветвления комбинируются. Моноподиально ветвящиеся побеги обес­печивают рост, а симподиально ветвящиеся дают цветки и плоды (яблоня, картофель, баклажан и др.).

Ложнодихотомическое ветвление. Является частным случаем сим­по­ди­алъ­ного. У деревьев и кустарников с супротивными листьями и почками (сирень, бу­зина, конский каштан, свидина и др.) часто после отмирания верхушки годичного побега вырастают два су­противных побега замещения из нижележащих боковых почек. Они образуют развилку над отмершей верхушкой, создавая впечатление дихотомическо­го ветвления.

Читайте также: