Общие принципы определения ущерба при гибели и повреждении урожая

Обновлено: 05.10.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

УТВЕРЖДАЮ
Председатель Госкомэкологии России
В.И.Данилов-Данильян
от 28 апреля 2000 года

Методика
оценки вреда и исчисления размера ущерба от
уничтожения объектов животного мира и нарушения
их среды обитания

Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания разработана с участием Центра по изучению мигрирующих животных Евразии.

Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания (далее по тексту - Методика) разработана на основании Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 (с изменениями на 02.06.93) "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст.457), Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст.1024), Федерального закона от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном мире" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст.1462), Федерального закона от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48,ст.4556).

Целями настоящей Методики являются определение порядка оценки вреда от уничтожения объектов животного мира и/или нарушения их среды обитания (далее по тексту - вред) при различных видах антропогенных воздействий; исчисление размера ущерба, нанесенного объектам животного мира и/или их среде обитания (далее по тексту - ущерб) при ведении хозяйственной и иной деятельности; исчисление размера ущерба объектам животного мира и/или их среде обитания при исследованиях по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

I. Общие положения

1.1. Для целей настоящей Методики используются следующие термины и определения:

Вред объектам животного мира и/или их среде обитания - гибель объектов животного мира, снижение их численности и (или) продуктивности (потери) при утрате или нарушении их среды обитания в результате антропогенных воздействий.

Прямые потери - единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.

Косвенные потери - неполученный потенциальный доход от использования объектов животного мира в размере допустимого к изъятию годового прироста их численности за весь период воздействия. Применяется только при расчете ущерба от уничтожения объектов животного мира, вовлеченных в хозяйственный оборот (охотничьи и другие животные, являющиеся объектами промысла и торговли).

Воздействия (антропогенные воздействия) - любые формы антропогенных воздействий, в том числе хозяйственной и иной деятельности, на объекты животного мира и/или их среду обитания.

Ущерб - выражение в денежной форме вреда объектам животного мира и/или их среде обитания в результате антропогенного воздействия.

Годовая продуктивность - суммарная численность (биомасса) или плотность населения молодых особей биологического вида, родившихся в течение года.

Базовая численность - число особей или плотность населения (число особей на единицу площади) биологического вида на конкретной территории до начала сезона размножения (появления молодых особей). Показатель включает всех особей биологического вида, за исключением родившихся в текущем году. Для беспозвоночных животных может использоваться показатель биомассы в том случае, если его проще получить, чем показатель численности, или стоимость объекта животного мира оценивается по биомассе.

Территория воздействия - территория, на которой осуществлялось или будет осуществляться антропогенное воздействие, а также сопредельная территория, на которой сказывается это антропогенное воздействие.

Период воздействия (временный лаг) - период, в течение которого осуществляется воздействие на объекты животного мира и/или их среду обитания и сказываются последствия этого воздействия.

Коэффициенты реагирования объектов животного мира на воздействие - условные показатели, отражающие реакцию объектов животного мира на антропогенное воздействие.

Вводятся для расчета показателей снижения базовой численности и продуктивности объектов животного мира в результате воздействия.

Эталонная территория - территория, аналогичная по физико-географическим, ландшафтным и типологическим характеристикам той, на которой оценивается ущерб.

Эталонная территория используется для получения показателей состояния объектов животного мира и их местообитаний до воздействия или после воздействия, при невозможности получить их на территории воздействия.

Местообитание животных - территориальный выдел и типологическая единица среды обитания животных, характеризующаяся сходством ландшафтных, геоботанических характеристик и единообразием населения животных.

1.2. Методика определяет оценку вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и/или нарушения их среды обитания для наземных позвоночных животных, беспозвоночных животных и биологического разнообразия.

1.3. Оценка вреда от уничтожения объектов животного мира и/или нарушения их среды обитания может проводиться в следующих случаях:

при обнаружении факта несанкционированного уничтожения объектов животного мира и/или нарушения их среды обитания;

при исследованиях по оценке воздействия на объекты животного мира и/или их среды обитания хозяйственной и иной деятельности:

при исследованиях по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

при контроле соблюдения нормативов сохранения и/или использования объектов животного мира и/или их среды обитания при ведении хозяйственной и иной деятельности.

1.4. Вред объектам животного мира и/или их среде обитания рассчитывается в натуральной форме (количество особей) как величина сокращения базовой численности и годовой продуктивности объектов животного мира, а также как изменение структуры биологического разнообразия, которые возникают в результате совершенной или намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

1.5. Исчисление ущерба объектам животного мира и/или их среде обитания осуществляется путем исчисления величины материальных, трудовых и финансовых затрат, которые понесет общество для восполнения потерь животного мира в каждом конкретном случае, а также упущенной выгоды.

1.6. Повышение численности ряда объектов животного мира при некоторых формах антропогенных воздействий рассматривается в Методике как положительный экологический эффект. При исчислении ущерба положительный экологический эффект не учитывается, поскольку он не компенсирует вред, нанесенный этим воздействием, другим объектам животного мира.

1.7. Исходными показателями для оценки вреда объектам животного мира и/или их среде обитания являются численность (плотность населения) и продуктивность основных видов и групп животных (наземные позвоночные) или соответствующие показатели биомассы (беспозвоночные). Исчисление ущерба проводится для каждого вида объектов животного мира, допускается расчет для групп близких (экологически или систематически) видов.

1.8 При оценке вреда объектам животного мира и/или их среде обитания от антропогенного воздействия численность (или плотность населения) объектов животного мира, обитающих на территории воздействия, определяется по фактическому состоянию на момент оценки стандартными процедурами и методами учета, включая использование данных полевых обследований, региональных кадастров животного мира. Количество объектов животного мира, которое останется на оцениваемой территории после воздействия определяется в порядке, установленном настоящей Методикой, или по численности объектов животного мира на эталонных территориях-аналогах, подвергшихся такому же воздействию.

Метод использования эталонной территории также необходим для оценки исходного состояния (до воздействия) объектов животного мира на территории воздействия после того, как воздействие уже совершено, или как источник информации при разработке матриц коэффициентов реагирования.

II. Этапы оценки вреда и исчисления ущерба
объектам животного мира и/или их среде обитания

Выявляются характеристики и масштаб фактического или намечаемого воздействия, устанавливается территория его влияния (территория воздействия), степень трансформации среды обитания животных Проводится зонирование территории по степени разрушения местообитаний.

На территории воздействия определяется видовой состав, исходная или фактическая численность объектов животного мира, а также их годовая продуктивность. Проводится деление объектов животного мира на основные систематические и экологические группы согласно п.1.7 Методики.

Осуществляется сбор информации экономического характера: данные о ценах на объекты животного мира, части и дериваты редких видов животных, данные о затратах на проведение воспроизводственных работ.

Исчисляется ущерб объектам животного мира и/или их среде обитания по нижеприведенным формулам по каждой группе объектов животного мира (п.1.7 Методики) на всей территории воздействия.

Оценка вреда и исчисление ущерба может проводиться двумя способами:

I - Стандартная процедура

Заключается в проведении детальной оценки вреда и исчисления ущерба с использованием фактических данных полевых обследований и экономической информации.

Данный подход рекомендуется использовать при проведении исследований по оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

II - Экспресс-оценка

Рекомендуется применять при наличии факта уничтожения конкретного количества объектов животного мира, в других случаях - при невозможности проведения специальных полевых исследований на территории воздействия и при наличии достаточного фактическою материала о состоянии объектов животного мира.

III. Основные параметры расчета ущерба
объектам животного мира и/или их среде обитания

Для исчисления размера ущерба используются следующие параметры:

Показатели состояния объектов животного мира.

Площадь территории воздействия.

Период воздействия (временный лаг).

Коэффициенты реагирования объектов животного мира на воздействие.

Стоимость объектов животного мира.

3.1. Показатели состояния объектов животного мира

В состав показателей состояния объектов животного мира входят:

Перечень видов (групп видов) объектов животного мира.

Базовая численность (или биомасса) объектов животного мира (особи\га; кг\га).

Годовая продуктивность объектов животного мира (особи\га; кг\га).

Суммарная численность (или биомасса) объектов животного мира - сумма показателей базовой численности и годовой продуктивности.

3.2. Площадь, территория воздействия и коэффициенты реагирования объектов животного мира на воздействие

3.2.1. Определение границ территории воздействия, выделение зон по интенсивности воздействия и определение их площади осуществляется с использованием картографических материалов, материалов дистанционного исследования земной поверхности (аэрофотоснимки, космические снимки), наземных обследований, материалов технико-экономического обоснования (ТЭО) проектов. На территории воздействия, имеющей один эпицентр воздействия (воздействие оказывается в направлении от него к периферии с постепенным затуханием интенсивности влияния на объекты животного мира по мере удаления от эпицентра), рекомендуется выделять 4 зоны:

Зона прямого уничтожения или полного вытеснения всех объектов животного мира - потери численности и годовой продуктивности от 75 до 100%.

Зона сильного воздействия - потери численности и годовой продуктивности от 50 до 74,9%.

Зона умеренного воздействия - потери численности и годовой продуктивности от 25 до 49,9%.

Зона слабого воздействия - охватывает сектор между III зоной и внешней границей территории воздействия, где потери численности и годовой продуктивности составляют от 0 до 24,9%.

Для каждой зоны территории воздействия устанавливается коэффициент реагирования объектов животного мира на воздействие, который позволяет экспертным способом определить численность объектов животного мира в каждой зоне после воздействия на основе данных о численности объектов животного мира на этой же территории до начала воздействия.

В таблице приведены рекомендуемые коэффициенты реагирования объектов животного мира на воздействие:

Основным документом для решения вопроса о выплате страхового возмещения служит акт о гибели или повреждении сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.

Организации страхования составляют акты на все страховые случаи гибели или повреждения сельскохозяйственных культур, о которых сообщали хозяйства.

Акт состоит из трех разделов. В первом приводятся уточненные данные о гибели (повреждении) сельскохозяйственных культур: какая культура погибла или повреждена; в результате какого стихийного бедствия; когда оно произошло 1 ; площадь, на которой произошла гибель (повреждение) культуры.

Во втором разделе по каждой культуре показываются планировавшееся хозяйственное назначение; посевная и уборочная площадь, при этом выделяется площадь, на которой был произведен посев и подсев той же или другой культурой, а также площадь культуры, использованной не по первоначальному назначению (например, посевы на зерно использованы после повреждения на зеленый корм или для выпаса скота); полученный урожай основной продукции.

В третьем разделе акта отражаются дополнительные данные о площадях культур, пересеянных и подсеянных другими культурами, стоимость затрат на пересев (подсев) и др.

Причины гибели или повреждения сельскохозяйственных культур при составлении актов уточняются на основании материалов о влиянии метеорологических и других природных условий в данной местности на состояние сельскохозяйственных культур и насаждений. В необходимых случаях берутся заключения организаций и предприятий, принимающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (хлопкоочистительные, табачно-ферментационные и другие заводы, элеваторы, хлебоприемные пункты и т.д.).

Фактическая площадь посева (посадки) сельскохозяйственных культур при составлении акта определяется по данным отчетов сельскохозяйственных предприятий о сборе урожая сельскохозяйственных культур, о ходе уборки урожая, сева озимых и вспашки зяби, заключительного отчета об итогах сева под урожай данного года, о севе яровых культур, производственно-финансового плана хозяйств на текущий год и других материалов.

Размер фактически полученной продукции, устанавливается по данным бухгалтерского учета хозяйства о сборе и оприходовании продукции в текущем году. Урожайность сельскохозяйственных культур записывается в акт в том же измерении, в котором она учитывалась при определении средней урожайности для исчисления страховых платежей (первоначально оприходованном, зачетном весе и т.п.).

В акте на отдельные виды многолетних насаждений или группы приводятся уточненные данные о причинах гибели насаждений, год посадки, год ввода насаждений в эксплуатацию, количество полностью погибших деревьев (кустов) или площадь полностью погибших насаждений, сведения о балансовой (инвентарной) стоимости насаждений за вычетом амортизации, а также об остатках после раскорчевки их. Площадь посадок многолетних насаждений определяется по данным годового отчета, инвентаризационной описи этих насаждений, отчета об их закладке, инвентарных карточек учета основных средств и т.д.

Общие принципы определения ущерба при гибели и повреждении урожая

Подлежащий возмещению ущерб определяют исходя из условий страхования, основным из которых считается уровень среднего урожая как объект страховой ответственности. Для страхования сельскохозяйственных культур в аграрном секторе принята в основном средняя урожайность за предшествующие годы. В хозяйствах арендаторов, фермеров при страховании могут исходить из средней урожайности за выборочные наиболее типичные годы по урожайности, определенной договором аренды или условиями контракта, заявленного урожая и т.д. Принцип исчисления ущерба заключается в сопоставлении стоимости застрахованного и фактического урожая текущего года после наступления страхового события.

Средняя урожайность определяется на всю площадь посева (посадки) сельскохозяйственной культуры под урожай данного года, т.е. включая ту площадь, где произошли повреждение и гибель и уборка не производилась.

Настоящее Положение регламентирует общий порядок определения объемов потерь имущества производителей сельскохозяйственной продукции, органов лесного хозяйства при гибели посевов сельскохозяйственных культур, животных и лесного фонда в результате чрезвычайных ситуаций, оценки стоимости этого имущества и возмещения понесенного ущерба.

Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., N 19, ст. 212.

Перечень чрезвычайных ситуаций, вызвавших потерю имущества

1. Чрезвычайными ситуациями признаются следующие:

  • бедствия, аварии и катастрофы, приведшие к гибели:
  • урожая, сельскохозяйственных культур и плодовых многолетних насаждений — засуха, вымокание, выпревание, заморозок, вымерзание, град, ливень, буря, ураган, наводнение, пожар,
  • плодовых многолетних насаждений, питомников и хмельников — град, ливень, буря, ураган, наводнение, пожар, удар молнии, взрыв, падение пилотируемых летательных аппаратов, засуха, заморозок и вымерзание,
  • сельскохозяйственных животных, домашней птицы, кроликов, пушных зверей и семей пчел — град, ливень, буря, ураган, наводнение, пожар, удар молнии, взрыв, действие электрического тока, падение пилотируемых летательных аппаратов,
  • лесного фонда — буря, ураган, наводнение, пожар, взрыв, падение пилотируемых летательных аппаратов.

Перечень имущества, подлежащего возмещению при потерях в результате чрезвычайной ситуации

2. Возмещению подлежит сумма понесенного убытка производителями сельскохозяйственной продукции в результате чрезвычайных ситуаций по следующему имуществу:

  • урожаю сельскохозяйственных культур (кроме урожая сенокосов и пастбищ) и плодовых многолетних насаждений при гибели растений и деревьев в размере 70 и более процентов на установленной территории;
  • плодовым и многолетним насаждениям, питомникам и хмельникам, сельскохозяйственным животным, домашней птице, кроликам, пушным зверям независимо от возраста и семьям пчел, лесному фонду, а также урожаю лесных семян на постоянных лесосеменных участках и лесосеменных плантациях.

Порядок определения объемов гибели (повреждений) имущества

4. Сбор (рассмотрение) информации об объемах гибели (повреждений) имущества в результате стихийного бедствия, аварии, катастрофы осуществляется по территориальному принципу исполнительными и распорядительными органами на основании ходатайств юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц.

5. Районный (городской) исполнительный комитет в 3-х дневный срок с даты поступлений ходатайств юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц создает комиссию в составе заместителя председателя исполнительного комитета (председатель комиссии), специалистов финансового отдела исполнительного комитета, сельскохозяйственных органов, органов лесного хозяйства и Белорусской государственной страховой организации.

Комиссия, используя имеющиеся документы и материалы, в 5-дневный срок с даты поступления ходатайств проводит обследование указанного в нем имущества.

В ходе обследования уточняются площадь, степень, объем гибели (повреждений) имущества, устанавливаются причины, приведшие к гибели (повреждению), и другие необходимые факты.

Степень и объем гибели (повреждений) устанавливаются путем визуального осмотра, обследования и обмера соответствующего объекта. По результатам осмотра, обследования и обмера дается заключение о наличии или отсутствии оснований для оказания финансовой (либо иной) поддержки физическим и юридическим лицам на восстановление погибшего (поврежденного) имущества. По результатам работы комиссия составляет акт.

6. При наличии оснований для оказания финансовой поддержки районный (городской) исполнительный комитет обеспечивает в 7-ми дневный срок оценку стоимости погибшего (поврежденного) имущества, подготовку других материалов, необходимых для рассмотрения этого вопроса на заседании районной (городской) комиссии по чрезвычайным ситуациям.

7. Для рассмотрения на заседании районной комиссии по чрезвычайным ситуациям представляются:

  • ходатайства юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц, акты обследования погибшего (поврежденного) имущества, материалы оценки погибшего (поврежденного) имущества; сметы стоимости восстановления погибшего (поврежденного) имущества,
  • иные необходимые документы.

Районная (городская) комиссия по чрезвычайным ситуациям в 3-х дневный срок с даты представления материалов рассматривает их и выносит соответствующие решения, предусматривающее вид и условия оказания поддержки юридическим лицам, предпринимателям без образования юридического лица, физическим лицам.

Рассмотренные районной (городской) комиссией по чрезвычайным ситуациям материалы направляются в соответствующую областную (Минскую городскую) комиссию по чрезвычайным ситуациям.

8. Областная (Минская городская) комиссия по чрезвычайным ситуациям в 3-дневный срок с даты поступления от районной (городской) комиссии соответствующих материалов рассматривает их и свое решение по оказанию необходимой поддержки вместе с материалами направляет в Министерство по чрезвычайным ситуациям.

9. Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Министерство лесного хозяйства в случае гибели (повреждения) посевов сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных и лесного фонда организуют сбор от нижестоящих органов сельского и лесного хозяйства заверенных в райисполкомах расчетов о размере ущерба исходя из площадей погибших сельскохозяйственных культур и количества погибших сельскохозяйственных животных, объемов поврежденной древесины и ее таксовой стоимости погибших лесосеменных объектов и урожая лесных семян, а также расчеты потребности в средствах для рекультивации указанных территорий и создания новых лесных культур.

На основании представленных материалов определяется размер потерь от случившегося стихийного бедствия, аварии или катастрофе по республике.

10. Министерство по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством лесного хозяйства в 7-дневный срок рассматривает поступившие материалы по оказанию финансовой поддержки юридическим лицам, предпринимателям без образования юридического лица, физическим лицам на восстановление погибшего (поврежденного) в результате стихийного бедствия, аварии, катастрофы имущества и по согласованию с Комиссией по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь в установленном порядке в 5-дневный срок вносит проект решения Совета Министров Республики Беларусь о выделении на указанные цели соответствующим исполнительным и распорядительным органам денежных средств из республиканского фонда финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.

В случае необходимости оперативного финансирования восстановительных и других работ, обусловленных чрезвычайными ситуациями, материалы о выделении на указанные цели средств из республиканского фонда финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, в 5-дневный срок рассматриваются Министерством по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством финансов и по согласованию с председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь необходимые предложения в установленном порядке вносятся в Совет Министров Республики Беларусь.

Порядок оценки стоимости погибшего имущества

11. Оценка стоимости погибшего имущества производится следующим образом:

  • по урожаю сельскохозяйственных культур и плодовых многолетних насаждений — из его полной стоимости, исчисленной исходя из средней урожайности за последние пять лет и действующих государственных закупочных цен на момент гибели (повреждения) имущества в расчете на площадь погибших (поврежденных) культур. При отсутствии на отдельные виды продукции государственных закупочных цен, оценка производится исходя из средних рыночных цен на эти виды продукции на момент гибели имущества;
  • по плодовым многолетним насаждениям, питомникам и хмельникам — исходя из балансовой стоимости насаждений с учетом их износа;
  • по сельскохозяйственным животным, домашней птице, кроликам, пушным зверям и семьям пчел — исходя из балансовой стоимости (рабочего скота с учетом амортизации) на момент их гибели;
  • по лесному фонду — исходя из таксовой стоимости древесины и потребности в средствах для рекультивации территории и создания новых лесных культур, по лесным питомникам, лесосеменным площадям, лесным культурам исходя из потребности в средствах для полного их восстановления.

12. Заказчиками работ по оценке стоимости имущества являются местные исполнительные и распорядительные органы (далее — орган-заявитель).

Решение об оценке стоимости разрушенного (поврежденного) имущества принимается руководителем органа-заявителя.

Основанием для проведения оценки стоимости погибшего (поврежденного) имущества является письменное обращение руководителя органа-заявителя с приложением к нему акта об объемах и степени гибели (повреждений), иных необходимых документов.

13. Оценка стоимости погибшего (поврежденного) имущества осуществляется комиссией, специально созданной местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения этого имущества.

Комиссия в соответствии с законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением и действующими методиками и правилами осуществляет оценку стоимости соответствующего имущества и составляет смету.

14. Срок проведения работ по оценке стоимости погибшего (поврежденного) имущества устанавливается комиссией, осуществляющей оценку, и, как правило, не должен превышать 7 дней с даты представления органом-заявителем необходимых документов.

15. Расходы на проведение оценки стоимости погибшего (поврежденного) имущества возмещаются из областного (Минского городского) фонда финансирования расходов, связанными со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.

Экономическая поддержка субъектов хозяйствования, понесших потери в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф

16. Указанная поддержка субъектов хозяйствования осуществляется из следующих источников:

  • по застрахованным посевам сельскохозяйственных культур и застрахованным сельскохозяйственным животным компенсация потерь производится страховыми органами,
  • средств местных и республиканского бюджета;
  • средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • средств республиканского фонда финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами в случаях нанесения ущерба имуществу юридических лиц на сумму более 5000 минимальных заработных плат, предпринимателей без образования юридического лица — 1500 и физических лиц — 500 минимальных заработных плат;
  • добровольных отчислений отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, других не противозаконных поступлений.

17. Компенсация за погибшее имущество в результате чрезвычайных ситуаций выплачивается производителям сельскохозяйственной продукции независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности — колхозам, совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, подсобным сельским хозяйствам предприятий и организаций, другим сельскохозяйственным формированиям, а также физическим лицам.

Читайте также: