Обязанность крестьян отдавать владельцу поместья часть урожая и приплода скота

Обновлено: 05.10.2024

Основные понятия: сеньория, трехполье, община, натуральное хозяйство, повинности, оброк, барщина.

  • учебник В.А.Ведюшкина “История средних веков. 6 кл.”,
  • рабочая тетрадь к учебнику,
  • раздаточный материал (документы задания),
  • мультимедийная установка,
  • презентация. (Приложение 5)

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.

I. Организационный момент – обоснование темы урока, актуализация знаний. (Ученики отвечают на вопросы учителя)

- Что такое сословие?

- Какие сословия существовали в средние века?

- Какое сословие было обязано трудиться?

- А как жилось крестьянам в средние века? На этот вопрос вы дадите ответ в конце нашего урока, тема которого “Средневековая деревня”. (Дети записывают тему в тетрадь)

II. Объяснение нового материала

Учитель задаёт вопросы:

- Что было главным богатством в средние века?

- Кому принадлежала земля в это время?

Крестьяне пользовались землей феодала и за это несли повинности – принудительные обязанности (записывают в словарь). Повинности были двух видов:

А) Барщина – все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. Сколько работали? От нескольких дней в году до нескольких дней в неделю.

Б) Оброк – плата крестьян феодалу продуктами или деньгами (записывают в словарь).

Кроме этого многие крестьяне были обязаны молоть муку только на мельнице феодала, платить за разрешение жениться и т.д.

1) Определите, какая повинность изображена на слайде № 2, 3, 4, 5? (Приложение 5)

2) Какие из перечисленных ниже повинностей были формами:

  • выпас господского скота;
  • починка дома феодала;
  • предоставление господину изготовленных в крестьянском хозяйстве изделий;
  • работа на поле господина;
  • рытье рва вокруг замка;
  • сбор грибов и ягод в господском лесу;
  • обязанность отдавать десятую часть урожая в пользу церкви;
  • обязанность отдавать часть скота господину;
  • обязанность отдавать часть урожая со своего надела.

(Учащиеся получают карточки с заданием. (Приложение 1).

Работают индивидуально в тетрадях, затем проходит взаимопроверка (обмениваются тетрадями), учитель зачитывает правильный ответ.)

- Мог ли феодал изменять размер повинностей, например, увеличивать? Почему?

- Проверьте правильность своих предположений с помощью текста учебника стр. 109, 3 абзац. (Учащиеся работают с текстом параграфа)

- Почему крестьяне подчинялись феодалам?

Прочитайте текст учебника на стр 109, абз 3 и заполните пропуски в схеме (слайд № 6):


Проверка (слайд № 7)


- Проанализируйте документ, составленный во Франкском государстве в VIII в. О какой форме зависимости крестьян идет речь в документе? Докажите.

“Всем достоверно известно, что я не имею ничего, чем кормится и одеваться. Посему я просил благочестие ваше, и вышло мне ваше разрешение отдастся…под ваше покровительство; так я и сделал, именно на условии, чтобы вы помогали мне и снабжали меня пищею и одеждою, сообразно тому, как я буду служить, и угождать вам…. И пока я буду жив, должен буду нести вам службу и послушание свободного человека и не буду иметь права выйти из под вашей власти и покровительства.” (Приложение 2).

Дети анализируют документ. Ответ – лично зависимые. Доказывают цитатой.

Вопросы к классу:

- Как вы думаете, какой категории крестьян жилось наиболее тяжело?

- Почему крестьяне становились зависимыми? - ответьте на этот вопрос с помощью документа “Из анналов аббатства Мури” в учебнике на стр 114. Ученики анализируют документ. Ответ – крестьяне нуждались в защите .

Учитель демонстрирует слайд № 8.

Вопросы к слайду:

- Кому принадлежит замок?

- Кому принадлежат: Лес? Луга? Поле? Река?

- А что это за маленькие домики, крытые соломой? Чьи они? А маленькие участки земли?

- А крестьяне получили эти участки от феодала просто так?

- А всё вместе (земля и крестьяне, работающие на ней) называется сеньорией. Составьте формулировку этого понятия самостоятельно. (Сеньория – земля феодала вместе с крестьянами, которые её обрабатывают.)

Дети составляют объяснение.

- Сравните правильно ли мы объяснили это слово с помощью учебника на стр 108, абз. 2.

1. Отметьте, что было в сеньории собственностью:

  1. Конюшня
  2. Крестьянские наделы
  3. Жилище (деревянный дом, покрытый соломой)
  4. Птичник
  5. Господское поле
  6. Рабочий скот с плугом
  7. Грабли, коса
  8. Замок
  9. Леса
  10. Луга
  11. Овцы и козы
  12. Воды (река)

(Учащиеся получают карточки с заданием (Приложение 3). Работают индивидуально, затем проходит взаимопроверка (обмениваются тетрадями), учитель зачитывает правильный ответ.)

- Рассмотрите иллюстрации на стр.108–111 учебника и скажите, чем занимаются крестьяне? (Что они делают?)

Вывод: главное занятие – работа на поле. Их жизнь была однообразной и неспешной. Ритм жизни зависел от природы. Но другой жизни крестьяне не знали, главное было иметь землю, чтобы прокормиться. А как выглядело крестьянское поле? Слайд № 9.

Пояснение учителя к слайду: Было распространено трехполье. Вся пахотная земля делилась на три участка: первый засевали весной (яровые), второй – осенью (озимые), а третий – отдыхал (пар). На следующий год участки меняли. Это было необходимо для того, чтобы восстановит плодородие почвы. Кроме того крестьяне чередовали культуры и использовали удобрения (какое?). Но в целом урожайность была невелика - сам-два, сам-три. А ещё надо было отдать оброк и церковную десятину, отложить на семена. Так что крестьяне часто недоедали. Частыми были и неурожаи! Но крестьяне быстро восстанавливали свои хозяйства. Почему? (Помогала община)

Прочитайте распоряжение для управителей хозяйства задание №3 на стр 39 рабочей тетради и скажите, нужно ли было феодалам (сеньорам) что-нибудь покупать? А крестьянам?

“Пусть управляющие наши ежегодно к Рождеству Господню … нас извещают о всех наших доходах, чтобы мы могли знать, что и сколько мы имеем…. Сколько вспахано быками, …..сколько дров и факелов, сколько тесу и другого лесного материала, сколько с пустошей, сколько овощей, сколько пшена и проса, сколько шерсти, льна и конопли, сколько плодов с деревьев, сколько орехов и орешков, …сколько с садов, сколько с репных гряд, сколько с рыбных садков, сколько кож, сколько мехов и рогов, сколько мёда и воска, сколько сала, жиров и мыла, сколько вина ягодного…. Сколько пива, сколько виноградного, зерна… сколько кур, яиц и гусей, сколько рыболовов, кузнецов, оружейников и сапожников…”. (Приложение 4)

Хозяйство, в котором производится всё нужное для жизни, а не покупается, называется натуральным хозяйством (записывают в словарь).

Так что же торговля совсем прекратилась в то время? - проверьте правильность своих предположений с помощью учебника (стр 112, 1 абзац). (Дети работают с учебником)

Очень часто после уборки урожая крестьянин выгонял скот на своё поле, а если соседнее поле ещё не убрано? Как быть в этой ситуации? Необходимо договориться между собой, решить сообща на собрании всей общины. Община устанавливала правила пользования землей и пастбищами, разрешала споры, защищала от чужаков. Члены общины не только работали, но и отдыхали вместе. Вся жизнь крестьянина проходила на виду всей общины, тем более, что сами деревни были небольшими. (Слайд № 10)

В основном крестьяне были неграмотными. Значит, у них не было культуры? Докажите свой ответ с помощью фактов. - работа с текстом учебника, стр. 113 п.5.

Выслушиваются ответы учащихся.

Вот и подходит наш урок к концу. Давайте ответим на наш главный вопрос: Как жилось крестьянину в средние века: легко или тяжело?

Свой ответ представьте в виде синквейна “Крестьянин” или с помощью ПОПС-формулы.

Такая повинность называется оброком. Она сформировалась еще с времен ранней Руси, когда в государстве правили князья. Правда, со временем начала возникать форма принудительного труда, при которой крестьяне были вынуждены совершать повинности на пользу землевладельца. Такая повинность называлась барщиной. В конечном итоге, она превратилась в крепостную зависимость от помещиков. Только во второй половине 19 века такое право было отменено.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Таким образом, в отличие от раба, не имевшего ни дома, ни хозяйства, ни собственности, ни семьи, крестьянин, работавший на земле феодала, имел и свой дом, и семью, и хозяйство. Существование наряду с феодальной собственностью собственности крестьянина на хозяйство и сельскохозяйственные орудия создавало у производителей материальных благ феодального общества определенную заинтересованность в своём труде и являлось непосредственным стимулом развития производительных сил в эпоху феодализма.

Производительные силы общества в VIII и IX вв. крайне медленно, но всё время росли. Происходило усовершенствование приёмов земледелия, употреблялись более эффективные методы обработки почвы, шла расчистка леса под пашню и поднималась целина. Перелог и двухполье постепенно сменялись трёхпольем.


Из собрания миниатюр. VI—XII вв.

Более низкие по качеству виды злаков (овёс, ячмень, рожь) сеялись главным образом в хозяйственно отсталых частях империи (к востоку от Рейна), в центральных же и западных её областях всё чаще употреблялись качественно более высокие виды (пшеница и пр.). Из огородных культур разводились бобовые растения, редька и репа. Из фруктовых деревьев — яблоневые, грушевые и сливовые. В садах сажали лекарственные травы и хмель, необходимый при изготовлении пива.

В южных частях империи развивалось виноградарство.

Из технических культур сеяли лён, шедший на изготовление одежды и льняного масла.

Что касается сельскохозяйственных орудий, то следует отметить, что в конце IX в. повсеместное распространение получили плуги: малый лёгкий плуг для обработки каменистых или корневых почв, который лишь резал землю на длинные борозды, и тяжёлый колёсный плут с железным лемехом, который при пахоте не только резал, но и переворачивал землю. Борона, представлявшая в то время треугольную деревянную раму с железными зубьями, употреблялась преимущественно при обработке огородов. Боронование полей производилось при помощи тяжёлого деревянного бревна, которое волочили по вспаханному полю, разбивая комья земли. В хозяйстве употреблялись косы, серпы, двузубые вилы и грабли.

Зерно очищалось от соломы, провеивалось при помощи лопаты на ветру, просеивалось через сита, сплетённые из гибких прутьев, и, наконец, обмолачивалось простыми палками или деревянными цепами Унаваживание полей, как правило, производилось нерегулярно. Понятно, что при такой низкой технике сельского хозяйства и урожаи обычно бывали крайне низкими (сам 1 V2 или сам 2). В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот (овцы, свиньи и козы) Лошадей и коров было мало.

Всё хозяйство крупного поместья носило натуральный характер, т.е. главной задачей всякого поместья было удовлетворение собственных потребностей, а не производство для продажи на рынок. Крестьяне, работавшие в поместьях, были обязаны снабжать продуктами господский двор (королевский, графский, монастырский и т. д.) и обеспечивать всем необходимым владельца поместья, его семью и многочисленную свиту. Ремесло в это время ещё не было отделено от сельского хозяйства, и крестьяне им занимались наряду с хлебопашеством. В продажу поступали лишь излишки продуктов.

Такое поместье являлось основной ячейкой франкского общества при Каролингах, а это значит, что в империи Карла Великого создалось большое количество замкнутых в хозяйственном отношении мирков, не связанных друг о другом экономически и самостоятельно удовлетворявших свои потребности продуктами, производимыми внутри данного хозяйства.

Тяжёл0е п0л0жение Феодально-зависимые крестьяне подвергались со стороны

Крестьян и их б0рьба с фе0- феодалов жестокой эксплуатации. Формы крестьянской зави- даЛамИ симости в эпоху феодализма были крайне разнообразны. Это

Основную массу феодально-зависимого крестьянства составляли крепостные крестьяне, на личность которых феодалы имели право собственности, хотя и неполное (т. е. не имели права их убивать). Крепостные крестьяне зависели от феодала и лично, и по земле, и в судебном отношении и платили ему тяжёлую феодальную ренту. Она выражалась в форме различных повинностей — отработочных (барщина), продуктовых (натуральный оброк) и денежных (денежный оброк).

диев зерна на конский корм; 100 тесин и 100 драней не из господского леса; 6 кур с яйцами и через 2 года на третий — годовалую овцу Держатели этого надела были обязаны также пахать монастырское поле под озимое и яровое три дня в неделю и выполнять для монастыря различные ручные работы.

За разрешением всех спорных вопросов крестьянин был обязан обращаться в поместный суд, во главе которого стоял сам феодал или его приказчик. Понятно, что во всех случаях феодал решал споры в свою пользу.

Кроме того, землевладелец обычно имел ещё право взимать всякого рода пошлины— дорожные, паромные, мостовые и пр. Положение трудящихся масс становилось ещё более тяжёлым в результате стихийных бедствий, с которыми тогда не умели бороться, а также бесконечных феодальных усобиц, разорявших крестьянское хозяйство.

Эти восстания против господствующего класса не могли одержать победы в той исторической обстановке, когда сложившийся феодальный способ производства имел все условия для своего дальнейшего развития. Однако значение ранних антифеодальных движений крестьян было очень большим. Движения эти носили прогрессивный характер, ибо их результатом являлось известное ограничение жестокой эксплуатации трудящихся и создание более сносных условий их существования. Таким образом, эти движения содействовали более быстрому развитию производительных сил феодального общества. Чем больше времени крестьянин уделял своему собственному хозяйству, чем более он оказывался заинтересованным в улучшении сельскохозяйственной техники и в повышении производительности своего труда, тем быстрее развивалось и. всё феодальное общество в целом.

Внутренняя организация господствующего класса феодалов

В отличие от отношений, устанавливавшихся между крестьянином и феодалом, вассальные отношения не выходили за пределы одного и того же господствующего класса. Вассалитет закреплял феодальную иерархию, т. е. подчинение более мелких землевладельцев более крупным, а более крупных — самым крупным, в то время как личная зависимость крестьянина от феодала приводила к закрепощению крестьян.

Административн0е К годам правления первых Каролингов относится временное уСТр0йСТВ0 импЄрии усиление центральной государственной власти, основную и

Класс землевладельцев-феодалов нуждался в этот период в такой центральной власти, которая обеспечивала бы ему быстрейшее подчинение класса крестьян, боровшихся против закрепощения, и одновременно вела бы широкую завоевательную политику, приносившую крупным землевладельцам и новые земли, и новых крепостных. Таким образом, изменения в формах феодального государства были обусловлены коренными изменениями в положении крестьянства и его борьбой против господствующего класса. Центром управления Каролингской империей сделался на время императорский двор с его чиновниками — канцлером, архикапелланом и пфальцграфом. Канцлер выполнял функции секретаря императора и хранителя государственной печати. Архикапеллан управлял франкским духовенством, а пфальцграф был подобен прежнему майордому, заведовавшему дворцовым хозяйством и администрацией.

С помощью королевских капитуляриев Карл Великий стремился разрешить различные вопросы управления обширным государством. Капитулярии выпускались Карлом Великим по совету с крупными землевладельцами, которые два раза в год собирались для этой цели в королевский дворец.

Империя была разделена на области. Пограничные области назывались марками. Марки были хорошо укреплены и служили как для обороны, так и в качестве плацдармов для дальнейших захватов. Во главе каждой области стояли графы, а во главе марок — маркграфы. Для контроля за деятельностью графов Карл направлял в области особых государевых посланцев.

Укрепляя государственный аппарат империи, особенно необходимый господствующему классу в эпоху коренных социальных сдвигов, происходивших во франкском обществе, и направленный на угнетение и закрепощение народных масс, Карл Великий провёл судебную реформу, отменив существовавшую прежде обязанность населения являться на окружные судебные заседания. Выборные должности судей из народа были упразднены. Судьи стали государственными чиновниками, получавшими жалованье и судившими под председательством графа. Была проведена и военная реформа. Карл Великий перестал требовать военную службу от крестьян (к этому времени они в большинстве своем уже разорились и попали в полную зависимость от феодалов). Основной военной силой стали королевские бенефициарии.

Как называлась повиность крестьян при которой крестьянин отдавали часть урожая.


Он называлась просто барщина.


В древнем Египте были земледельцы - они выращивали урожай.

Часть урожая которую отдают государству - налог


Барщина – это повинность крестьян, обязанных ?

Барщина – это повинность крестьян, обязанных .


Крестьянин за пользование землей, предоставленной ему феодалом, отдавал ему часть урожая, полученного со своего надела?

Крестьянин за пользование землей, предоставленной ему феодалом, отдавал ему часть урожая, полученного со своего надела.

Эта феодальная повинность получила название

1) оброк 2) барщина 3) подёнщина 4) подряд.


Как называется сбор в пользу государства части урожая и приплода скота?

Как называется сбор в пользу государства части урожая и приплода скота?


В чём обычно состояли повинности крестьян по отношению к сеньёру?

В чём обычно состояли повинности крестьян по отношению к сеньёру.


В чём обычно состояли повинности крестьян по отношению к сеньёру?

В чём обычно состояли повинности крестьян по отношению к сеньёру.


Значительная часть урожая и приплода скота отдаваемая в казну?

Значительная часть урожая и приплода скота отдаваемая в казну.


Повинности черносошных крестьянСРОЧНО?

Повинности черносошных крестьян


Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну, называется : A) налогом B) повинностью C) подарком D) посылкой?

Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну, называется : A) налогом B) повинностью C) подарком D) посылкой.


Одна из повинностей зависимых крестьян?

Одна из повинностей зависимых крестьян.


Что означает слово "крестьянин"?

Что означает слово "крестьянин"?

Какие повинности несли крестьяне на Руси?

На этой странице находится вопрос Как называлась повиность крестьян при которой крестьянин отдавали часть урожая?, относящийся к категории История. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 - 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории История. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.


Бро́нзовый век— выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий избронзы, что было связано с улучшением обработки такихметаллов, какмедьиолово, получаемых из рудных месторождений, и последующ..


Союзники России не сделали ей ничего более того, что соответствовало их представлениям о собственном благе. Не они стали причиной ее несчастий. Россия так и не смогла найти ту дорогу, которая привела бы ее к созданию условий для ускоренного развити..


А1, Г2, В3, Б4, Д5. Это наверно правельно но мне 8 поставили по этому ).


Причинами войны стали отказ России активно поддерживатьконтинентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие противВеликобритании, а также политика Наполеона в отношении европейских государств, проводившаяся без учёта интересов России. На..


Весь мир был потрясён войной, много потерь, разруха в европе, но были и плюсы : появление танков, проявления авиации и химического оружия. Больше всего потерь у германии и императорской(но ненадолго) России. После поражения Германия была фактически..


Во - первых, наместники. Их назначал монарх, и они ему подчинялись. Во - вторых, тайные службы. Они следили за работой других органов власти ( не только судов, но и чиновников и т. П. ).


С тех времён, когда первобытные люди объединились в общество, всегда воз­никали вопросы, на которые человеческая цивилизация до сих пор не нашла од­нозначного ответа : откуда мы взялись? Почему мы именно такие? За всю историю было создано много тео..


Фашисты мучили голодом людей многих городов, насиловали и убивали девушек, убивали детей. За эти преступления Германия понесла наказания, фашисты находившиеся в 1946 году на Украине были публично повешаны.


На территории области известно около двух тысяч археологи­ческих памятников различных эпох. Это – следы жизни и деятель­ности давно ушедших поколений : древние поселения, производст­венные мастерские, наскальные изображения, места захоронений – древ..

Читайте также: