Обязанности авиакомпании при посадке в другом аэропорту

Обновлено: 05.10.2024

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа.

Данные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

В случае отказа авиакомпании в предоставлении выше перечисленных услуг необходимо:

  • Обязательно зафиксировать факт задержки авиарейса (это может быть справка отадминистрации аэропорта отправления или аэропорта прибытия, новые посадочные талоны или акт, составленный несколькими пассажирами суказанием контактных данных) с указанием причины задержки.
  • Повозможности получить письменный отказ вобслуживании при задержке рейса отпредставителя авиакомпании. Вслучае отказа выдать такой документ или отсутствия представителя, составить соответствующий акт сдругими пассажирами (достаточно двух свидетелей).
  • Оплатить горячее питание, гостиницу итакси изсобственных средств, сохранив при этом кассовые чеки или квитанции, подтверждающие расходы.

Если перевозчиком нарушены права потребителей (пассажиров) то необходимо обратиться непосредственно к исполнителю услуги с претензией в письменной форме в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя (статья 124 Воздушного Кодекса РФ).

Один экземпляр претензии направляется руководителю организации (лично, через канцелярию, секретаря и т.д.) На втором экземпляре, который остается у потребителя, делается отметка о вручении. Претензия может быть направлена в адрес перевозчика заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае невыполнения изложенных в претензии требований потребители имеют право обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Факт неисполнения возложенных на перевозчика обязанностей по соответствующему обслуживанию пассажиров являются основанием для предъявления пассажирами перевозчику требования о возмещении убытков и компенсации морального вреда ввиду причинения им соответствующих физических и нравственных страданий.

Применительно к сфере защиты прав потребителей как отрасли гражданских правоотношений, необходимо иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному нормами статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом и лишь в случаях, установленных законом, - в административном порядке.

Между тем, административная ответственность хозяйствующего субъекта за отказ возместить потребителю убытки, в том числе возникшие вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по договору, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена. Указанное означает, что в случае неудовлетворения исполнителем (авиаперевозчиком) соответствующего требования потребителя добровольно, спор должен разрешаться исключительно в рамках гражданского судопроизводства.

Иски к перевозчику согласно соответствующему правилу об исключительной подсудности, содержащемуся в части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Кроме того, в соответствии со статьёй 15 Закона № 2300-1 потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области, 2006-2022 г.


Задержка рейса — неприятность, которая может случиться с каждым. Скайсканер напоминает о правах пассажиров, чтобы вы знали, на что рассчитывать при переносе вылета.

1. Не важно, летите вы регулярным или чартерным рейсом, национальным перевозчиком или авиакомпанией-лоукостером — ваши права в случае задержки рейса одинаковы. Они регулируются базовыми законами о защите прав потребителей и отраслевыми подзаконными актами: в России это Федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс, в Европе — регламент EC № 261/2004, а на международных рейсах вас дополнительно защищают Варшавская или Монреальская конвенции.

2. Авиакомпания должна сообщить вам, почему и на сколько задерживается рейс. Эта обязанность установлена пунктом 74 Федеральных авиационных правил. За информацией обращайтесь к представителю авиакомпании.

3. Если рейс задержал российский перевозчик и позже вы собираетесь подавать претензию, то поставьте штамп о задержке на маршрутную квитанцию или посадочный талон. Сделать это можно у сотрудника авиакомпании или на стойке информации. В Европе этот штамп нужен, только если вам отказали в посадке из-за овербукинга, а если рейс перенесли, то положенную компенсацию вы получите и без печати.

5. В Европе, если ваш рейс задержали и вы попали в пункт назначения с опозданием больше чем на 3 часа, вам выплатят от 250 до 600 евро. Чтобы получить деньги, заполните заявление на сайте авиакомпании.

6. При задержке международного перелета вы можете претендовать на компенсацию по Монреальской или Варшавской конвециям или Регламенту ЕС № 261/2004 — он действует на рейсах внутри Евросоюза и вылетающих из него, а также на рейсах, прилетающих в ЕС, если их выполняют европейские перевозчики.

7. Компенсацию выплачивают, если рейс задержан по вине авиакомпании — например, из-за поломки или позднего прибытия самолета. Если вы застряли в аэропорту из-за нелетной погоды, то компенсация не полагается.

8. Если в США вам отказали в посадке из-за овербукинга и пересадили на другой рейс, то должны выплатить до 1350 долларов. Исключение — если вы добрались до пункта назначения с опозданием меньше часа: тогда авиакомпания вам ничего не должна.

9. При задержке рейса больше 2 часов российская авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажирам напитки, при задержке больше 4 часов — горячее питание. Дальше вам должны выдавать горячие блюда каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.

10. Ребенку младше семи лет и сопровождающему взрослому должны предложить комнату матери и ребенка — там дети в спокойной обстановке могут поспать, поесть и поиграть.

11. Размещение в гостинице по российским правилам полагается при задержке рейса от 6 часов ночью и от 8 часов днем. Трансфер из аэропорта до гостиницы и обратно авиакомпания тоже организует бесплатно. В Европе вас бесплатно поселят в отель при переносе рейса на следующий день.

12. Если ваш рейс задержали, вы имеете право отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета, даже если он куплен по невозвратному тарифу. В Европе это можно сделать при задержке от 5 часов, в России минимальное время не установлено.

13. Про свой отказ от перелета и желание оформить возврат стоимости билета сообщите авиакомпании. Если просто уехать домой, это будет считаться неявкой на рейс, и деньги вам не вернут.

14. Авиакомпании часто предлагают перелет другим бортом, иногда даже другого перевозчика. В этом случае с вас не имеют права брать доплату. Все расходы несет виновная в задержке сторона, то есть авиакомпания, чей билет вы покупали.

15. Если вы летите с пересадкой по одному билету и опоздали на второй рейс из-за задержки первого, то вас бесплатно пересадят на другой стыковочный. Если билетов было два, даже одной авиакомпании, то разбираться со вторым рейсом придется самому: к примеру, обменять его на новый по обычным правилам тарифа.


Иногда бывает так, что самолет приземляется вовсе не там, где планировалось, а на запасном аэродроме. Решение об уходе на запасной принимает исключительно командир воздушного судна — никто не может заставить его сделать выбор, хотя диспетчеры, конечно же, могут рекомендовать те или иные действия в зависимости от ситуации. Однако в любом случае это происходит не спонтанно. При составлении плана полета обязательно рассчитываются и запасные аэродромы на всем пути следования. Более того, если где-то запасной аэродром оказывается закрыт — маршрут могут поменять прямо в полете таким образом, чтобы на каждом из этапов полета запасной аэродром был в зоне досягаемости. А при полетах через океан приходится даже специально лететь не кратчайшим путем, а так, чтобы быть в зоне досягаемости запасных аэродромов, способных принять конкретный тип ВС. Что делать, если пришлось садиться не там?

В плане полета обязательно указываются запасные аэродромы в виде ИКАО-кодов. В данном примере вместо Сочи можно оказаться в Анапе или в Краснодаре.

Причиной ухода на запасной аэродром может быть внезапная поломка, медицинские показания для кого-то из пассажиров или членов экипажа (стало плохо на борту), авиадебош (причем все затраты потом отсудят у виновника беспорядков) или, банально, нелетная погода в аэропорту назначения. Тут необходимо пояснение: у разных типов самолетов могут быть разные метеоминимумы (поэтому одни самолеты садятся, а другие нет), и у разных экипажей могут быть разные метеоминимумы — то есть, в зависимости от опыта людей за штурвалами даже одинаковые самолеты могут не сесть друг за другом: кому-то можно, а кому-то придется лететь на запасной. Причем, если погода в аэропорту назначения нелетная уже к моменту вылета, то самолет и не будет никуда вылетать, а рейс будет задержан или отменен.

Плотный туман может помешать посадке.

Плотный туман может помешать посадке.

Итак, вы приземлились на запасном аэродроме. Самый лучший вариант — это если посадка произошла из-за дебоша или плохого самочувствия кого-то из пассажиров: их высадят для принятия соответствующих мер и вы отправитесь дальше, и задержка будет невелика. При незначительной поломке в крупном аэропорту проблема тоже будет решена быстро, и вас отправят дальше довольно скоро, даже не высаживая из самолета. Вообще при уходе на запасной аэродром вероятнее всего вы просто просидите в самолете в течение всего пребывания там: не стоит рассчитывать на то, что вы подрулите к телетрапу и перейдете в уютный бизнес-зал.

Неизвестно, что хуже - сидеть несколько часов в неподвижном самолете или в переполненном терминале.

Неизвестно, что хуже — сидеть несколько часов в неподвижном самолете или в переполненном терминале.

Amadeus предлагает целую CRM-систему для irregular operations.

Amadeus предлагает целую CRM-систему для irregular operations.

Впрочем, сесть вы можете и на военном, а то и на заброшенном аэродроме в какой-нибудь глуши — тогда никаких развлечений не будет, а спать вас положат всех вместе в казарме или в сельской школе.

Казарма - это вам не

Важно помнить, что при посадке на запасном аэродроме никто не будет выгружать из самолета ваш багаж: как минимум это дополнительное время и деньги, а ведь бывает и так, что в аэропорту вылета багаж загрузили в контейнеры, а на запасном системы разгрузки и загрузки контейнеров нет, так что это невозможно даже физически. Поэтому предметы первой необходимости — от зубной щетки до зарядки для телефона — нужно всегда брать с собой в ручную кладь.







Mozilla/5.0 (X11; Linux i686) AppleWebKit/535.21 (KHTML, like Gecko) Chrome/19.0.1041.0 Safari/535.21

Читайте также: