Он рассказал как давыдов организует посевные работы стараясь сохранить стиль романа

Обновлено: 18.09.2024

Упражнения к §3: Культура письменной речи, Вениамин Семенович Мучник, 1996 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В пособии приводится исчерпывающая классификация стилистических трудностей русского языка и их психолого-лингвистический анализ. Развернутая система упражнений способствует формированию у старшеклассников навыков преодоления ошибок.

Упражнения к §3

1. Найдите ошибочную и правильную смысловую связь слов.

2. Подчеркните два слова (словосочетания), между которыми возникает ошибочная связь. Соедините ее элементы дужкой с крестиком. Проверьте правильность своего решения, опираясь на сформулированные выше общие закономерности смыслового объединения слов при первоначальном восприятии.

3. Какой непредвиденный, нелепый смысл возникает при восприятии следующих стихотворных строк начинающих авторов? Чем спровоцировано неправильное объединение слов в каждом случае?

1. За плечами центрального боя

Одноствольные наши друзья.

2. Верю я, словно зорька ясна,

Ты придешь, как приходит весна.

3. Круто развернувшись, как стрела,

(Пример И. Л. Сельвинского)

4. Здесь мажет дом повешенный

На воздухе маляр.

(Пример Н. А. Добролюбова)

5. Я теперь такой рабочий,

Чей историк впишет след.

(Пример В. М. Жирмунского)

4. Определите, к какой из трех буквенных схем относится каждая конструкция.

1. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь в поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 2. Театр кукол заключает договоры на проведение новогодних елок с участием Деда Мороза, Снегурочки, баяниста и кукольного спектакля. 3. Начато строительство коровника на 200 голов с силосными башнями. 4. Эта мысль не нова, на это еще указывал М.В. Ломоносов. 5. Проводятся регулярно консультации, оборудованы кабинеты, наглядные пособия, приборы также подготовлены. 6. Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. 7. Крахмал это не растворимый углевод в воде. 8. Эта группа, в которую вошли фармакологи и клиницисты, в течение двух десятков лет целенаправленно изучает нейрогенные механизмы повреждений внутренних органов оригинальным методом фармакологического анализа.

5. Мысленно устраните выделенное слово. Проследите, как изменится в этом месте связь между словами.

1. Вскоре Н.К. Федоров начал свою работу по изучению химии мышцы, работу, которой суждено было привести к крупным открытиям. 2. Общая теория частей речи необходима для создания полноценных научных и учебных грамматик реальных языков, грамматик, разумно учитывающих и общее, и особенное в разных языках. 3. Рассмотрим, какие ошибки встречаются в школьных сочинениях, ошибки, которые следует считать недопустимыми.

6. Подчеркните сигнал ошибки (слово или словосочетание, вносящее ясность).

Ключ. Сигнал ошибки: 1. направленных (значит, студентов, а не учебных заведений); 2. назначен комиссаром; 3. пес, 4. в смазке;5. на доработке.

7. Устраните ошибку, сблизив элементы правильной смысловой связи.

1. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь и честь. 2. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. 3. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко? 4. Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа. 5. Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района. 6. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов.

Ключ. В каждом случае вставка слова производится между элементами ошибочной смысловой связи. Напомним, что вставлять необходимо такое слово, которое не изменяет общий смысл предложения и в то же время устраняет ошибочную смысловую связь. Возможные исправления: 1. . в очерке Ильи Эренбурга;. и попавшийся; 3. и инструктирование лиц; 4. с т о и т рояль;5. среди рабочих и служащих; 6. кто не помнит дворовую девушку Ростовых? 7. со стороны своих коллег; 8. и после повторного осмотра; 9. есть у завода лаборатории и подготовленные кадры.

9. Устраните ошибочную смысловую связь, заменив один из ее элементов синонимом.

Ключ. 1. . вызванные для задержания преступников. 2. . требующая, чтобы крестьянам немедленно передали помещичью землю без всякого выкупа и обложили усиленными налогами капиталистов. 3. . и был пойман на месте преступления. 4. . бригада Трофимовой, расшupившаяся за счет. Как видим, замена может повлечь за собой исключение или перестановку некоторых слов.

10. Устраните ошибочную смысловую связь слов, разделив предложение на два самостоятельных.

1. Вместо того чтобы лететь в строю, самолеты вылетели по одному, чтобы сэкономить горючее, они взяли курс сразу к берегам Японии (Л. Гровс). 2. Из леса показалась группа солдат в защитных фуражках, что-то кричавших. 3. Техникум приглашает на преподавательскую работу инженеров, сторожа, кочегара. 4. Лучшая комната была премирована проигрывателем с новыми пластинками и различными бытовыми принадлежностями. 5. Дело, за которое они борются, не может не победить, имея таких защитников, не может не восторжествовать правда. 6. Чабан Нуриев подал заявление о неправильном вычете из его заработка за недостачу овцепоголовья, которое пролежало пять месяцев.

11 (обобщающее). Определите, в каких предложениях возникает ошибочная смысловая связь слов. Выберите способ ее устранения и предложите свой вариант.

1. Надо было обучить элементарной технике работ на уборке студентов и школьников. 2. У него худое лицо, на котором особенно большими выглядят черные глаза, угловатая фигура. 3. Мы нашли в лесу полянку. Вокруг сушняка для костра сколько хочешь. 4. Степану хотелось в душе иметь таких бычков только на своей ферме. 5. Объявлен конкурс на лучшую работу по истории, в котором могут принять участие старшеклассники. 6. Поражает множество различных теорий о происхождении алфавита в современной науке. 7. Она перенесла все пытки, но не выдала своих друзей, как Зоя Космодемьянская. 8. Одновременно с практической работой участники экспедиции занимались подготовкой специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местного населения. 9. Такое же положение с баней и на второй ферме, которая в этом году также прекратила свою работу. 10. Затем осмотрели чемодан с книгами, на самом дне которого и нашли фотокарточку. 11. В лабораторию поступают материалы для исследования заболеваний животных, изучаются случаи их падежа посредством бактериологического анализа. 12. Собеседники не понимают этой фразы, которая читателю совершенно ясна, так как эти два значения слова не различаются в устной речи.

Упражнения, подобные приведенным, обеспечивают пооперационную отработку общего приема устранения ошибочной смысловой связи слов, его осмысленное усвоение. Они активно развивают стилистическое мышление, поскольку моделируют деятельность пишущего в типичной, повторяющейся проблемной ситуации письменного общения.

Устраните ошибку, сблизив элементы правильной смысловой связи.

1. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь и честь.

2. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту.

3. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко?

4. Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа.

5. Комиссия посетила школу - интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района.

6. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов.


1. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменялтрех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь и честь, на своих слуг.

2. Уже не один космический корабль с человеком на борту был выведен на орбиту.

3. В какой сказке отец привез младшей дочери из города перышко?

4. Стараясь сохранить стиль романа, он рассказал как Давыдов организует посевные работы.

5. Комиссия Киевского района посетила школу - интернат с преподаванием предметов на английскомязыке.

6 На собрании обсуждался вопрос о подготовке тракторов к севу.


Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов 1?

Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов 1.

Комиссия посетила школу с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района.

2. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту.

3. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли.

4. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привело к крайне положительным результатам.

5. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на два часа.


Одна из пород собак была выведена в Швейцарии неподалёку от горного перевала в честь которого и получила название а сам перевал своё название получил в честь?

Одна из пород собак была выведена в Швейцарии неподалёку от горного перевала в честь которого и получила название а сам перевал своё название получил в честь?


Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением :Один поступок Чацкого привел меня в заблуждение?

Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением :

Один поступок Чацкого привел меня в заблуждение.

Иванов узнал возможность трудоустройства бригады на временную работу.


На собрании обсуждалось много разных вопросов?

На собрании обсуждалось много разных вопросов.

( Подчеркнуть главные члены).


Как правильно поставить ударение в слове "Убить"?

Как правильно поставить ударение в слове "Убить"?

Просто в школе олимпиада предмет Русский язык, и тут такой вопрос пожалуйста помогите мне!


Как правильно делать работу над ошибками по русскому языку?

Как правильно делать работу над ошибками по русскому языку.


Найдите предложения без речевых ошибок : 1?

Найдите предложения без речевых ошибок : 1.

Тема природы в лирике этого поэта близка для меня.

2. Кто из медсестер сообщил Вам о предстоящей операции?

3. Чингиз Айтматов в своих произведениях всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни и который проходит ряд испытаний.

4. Пища для скота должна быть приготовлена заблаговременно.

5. Блуждая в лесу, мне показалось горящие вдали огоньки.

6. Выступающий заявил, что плохо обстоит дело с подготовкой машин к севу, что отрицательно может сказаться на всей посевной компании, что является недопустимым.

(Определите тип ошибки).


Исправьте ошибки в предложениях отец каждый день ездиет в город на работу?

Исправьте ошибки в предложениях отец каждый день ездиет в город на работу.


Слуга царю, отец солдатам?

Слуга царю, отец солдатам.

Какой член предложения дополнение или подлежащее слово слуга, отец!


Как называется роман в котором Пушкин рассказывает историю своего прдеда?

Как называется роман в котором Пушкин рассказывает историю своего прдеда.


Солнце зоржала необыкновенно по свет дело порозовело видна роса пришел движение поредел стуга тёмные близкого леса раздавались резкие тяжкие всплески волновалась прибрежная камышь тихонько покачивался ловить шёл берегом реки вымокли росе воде земли п..


Как то так : ) нашел в интернете все правильно.


Определительное местоимение в косвенном падеже.


Жила у нас в семье кошка. Была кошка красивая. Кошка не ходила, носила себя. Однажды домой залетел не знакомый для меня попугай, сел на книжный шкаф и сказал : "Здравствуйте, я Задира"Его имя говорило все само за себя, он разбрасывал конфеты и тво..


Любить природу, не значит собирать ее дары.


Любить природу, не значит собирать её дары.


Диджеи создают музыкальную программу для вечеринок, праздников, клубов. Его работа заключается в выборе музыкальных произведений и при помощи специальной аппаратуры сведении их в непрерывный поток музыкальных звуков. Сведение композиций специалист ..


В лесу было разбросано очень много ягод, чтобы их собрать - нужно посчитать ихние кол - во. Известно, что в одной стороне было 3 шт ежевики, а в другой 5 - нужно узнать общее количество ежевики. Брусники было 9 шт, но потерялись 2 шт. Узнать сколь..


1. вмеСТО. 2. до 3. До, за(вместе получается доза) 4. За - дача 5. Сук - но 6. Мед - ведь.


Богатство речи — разнообразие используемых языковых средств : большой объем активного словаря ; разнообразие используемых морфологических форм ; разнообразие используемых синтаксических конструкций. Оценочные слова богатая и бедная по отношению к ре..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Жанр: Педагогика


5. Мысленно устраните выделенное слово. Проследите, как изменится в этом месте связь между словами.

1. Вскоре Н.К. Федоров начал свою работу по изучению химии мышцы, работу, которой суждено было привести к крупным открытиям. 2. Общая теория частей речи необходима для создания полноценных научных и учебных грамматик реальных языков, грамматик, разумно учитывающих и общее, и особенное в разных языках. 3. Рассмотрим, какие ошибки встречаются в школьных сочинениях, ошибки, которые следует считать недопустимыми.

6. Подчеркните сигнал ошибки (слово или словосочетание, вносящее ясность).

Ключ. Сигнал ошибки: 1. направленных (значит, студентов, а не учебных заведений); 2. назначен комиссаром; 3. пес, 4. в смазке;5. на доработке.

7. Устраните ошибку, сблизив элементы правильной смысловой связи.

1. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь и честь. 2. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. 3. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко? 4. Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа. 5. Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района. 6. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов.

Ключ. В каждом случае вставка слова производится между элементами ошибочной смысловой связи. Напомним, что вставлять необходимо такое слово, которое не изменяет общий смысл предложения и в то же время устраняет ошибочную смысловую связь. Возможные исправления: 1. . в очерке Ильи Эренбурга;. и попавшийся; 3. и инструктирование лиц; 4. с т о и т рояль;5. среди рабочих и служащих; 6. кто не помнит дворовую девушку Ростовых? 7. со стороны своих коллег; 8. и после повторного осмотра; 9. есть у завода лаборатории и подготовленные кадры.

9. Устраните ошибочную смысловую связь, заменив один из ее элементов синонимом.

Ключ. 1. . вызванные для задержания преступников. 2. . требующая, чтобы крестьянам немедленно передали помещичью землю без всякого выкупа и обложили усиленными налогами капиталистов. 3. . и был пойман на месте преступления. 4. . бригада Трофимовой, расшupившаяся за счет. Как видим, замена может повлечь за собой исключение или перестановку некоторых слов.

10. Устраните ошибочную смысловую связь слов, разделив предложение на два самостоятельных.

1. Вместо того чтобы лететь в строю, самолеты вылетели по одному, чтобы сэкономить горючее, они взяли курс сразу к берегам Японии (Л. Гровс). 2. Из леса показалась группа солдат в защитных фуражках, что-то кричавших. 3. Техникум приглашает на преподавательскую работу инженеров, сторожа, кочегара. 4. Лучшая комната была премирована проигрывателем с новыми пластинками и различными бытовыми принадлежностями. 5. Дело, за которое они борются, не может не победить, имея таких защитников, не может не восторжествовать правда. 6. Чабан Нуриев подал заявление о неправильном вычете из его заработка за недостачу овцепоголовья, которое пролежало пять месяцев.

11 (обобщающее). Определите, в каких предложениях возникает ошибочная смысловая связь слов. Выберите способ ее устранения и предложите свой вариант.

1. Надо было обучить элементарной технике работ на уборке студентов и школьников. 2. У него худое лицо, на котором особенно большими выглядят черные глаза, угловатая фигура. 3. Мы нашли в лесу полянку. Вокруг сушняка для костра сколько хочешь. 4. Степану хотелось в душе иметь таких бычков только на своей ферме. 5. Объявлен конкурс на лучшую работу по истории, в котором могут принять участие старшеклассники. 6. Поражает множество различных теорий о происхождении алфавита в современной науке. 7. Она перенесла все пытки, но не выдала своих друзей, как Зоя Космодемьянская. 8. Одновременно с практической работой участники экспедиции занимались подготовкой специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местного населения. 9. Такое же положение с баней и на второй ферме, которая в этом году также прекратила свою работу. 10. Затем осмотрели чемодан с книгами, на самом дне которого и нашли фотокарточку. 11. В лабораторию поступают материалы для исследования заболеваний животных, изучаются случаи их падежа посредством бактериологического анализа. 12. Собеседники не понимают этой фразы, которая читателю совершенно ясна, так как эти два значения слова не различаются в устной речи.

1. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь и честь. 2. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. 3. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко? 4. Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа. 5. Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района. 6. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов.

Читайте также: