Она может за несколько часов уничтожить весь урожай

Обновлено: 05.10.2024

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский.

Звучит Африканская мелодия.

Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. А детей – уж точно нет. Но путешествовать, можно не покидая школьного кабинета. Наш урок проведем в форме воображаемого путешествия.

Как вы уже догадались, сегодня мы заканчиваем изучение Африки. Только что я прочитала слова путешественника и журналиста Владимира Корочанцева, который долгое время жил на этом континенте.

- А какой представляется Африка вам?!

1.Вспомним ГП Африки

1.Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, поэтому большая часть ее лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях. Оба тропика пересекают материк. Северный тропик – на севере, южный – на юге. ( рассказывая, ученик зарисовывает на интерактивной доске контур материка, экватор, нулевой меридиан, тропики)

2.У материка 4 крайние точки:

Сев.- м. Эль-Абъяд ( Бен-Секка)


  • 3.С севера Африка омывается Средиземным морем, с северо-востока – Красным морем, с востока- Индийским океаном, с запада – Атлантическим океаном.

на юго-западе Суэцким каналом (показать на контурной карте).

АФРИКА второй по величине материк (по площади) после Евразии и самый жаркий.

2. Из истории исследования материка

Издавна Африка привлекала внимание народов Европы и Азии

Задание: соотнести портреты исследователей с их фамилиями и кратко рассказать об их заслугах.

Васко-да Гама – португальский мореплаватель в 15-16 веках открыл новый путь в

Индию, обогнув Африку с юга, завершил открытия берегов материка.

Давид Ливингстон – английский путешественник в 19 веке исследовал реку Замбези,

открыл водопад Виктория, изучил верховья реки Конго и озеро Ньяса.

Василий Юнкер - русский мореплаватель в конце 19 века изучил Центральную и Восточную Африку, проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения.

3. Путешествие вокруг Африки

На карте видны только очертания береговой линии, а географические объекты,

окружающие Африку, не обозначены. Вот их-то предстоит определить во время путешествия и зафиксировать на наших контурных картах. На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней. А нам предстоит это сделать за 5 минут!

Учащиеся на контурных картах отмечают предложенные географические объекты, а один ученик отмечает их на контурной карте на интерактивной доске.

10.Атлантический океан
4. Рельеф, реки и озера Африки

На какие две части по видам рельефа делится Африка. Низкая и высокая. Низкая Африка занимает северную, западную и центральную части материка. Здесь преобладают равнины и низкие горы. Высокая Африка занимает восточную и южную части материка. Здесь расположены Эфиопское нагорье и……самая высокая точка Африки – вулкан Килиманджаро (5895 м)


  1. Самые южные горы Африки

  2. В названии гор мифическое огнедышащее животное

  3. Горы образованные в одно время с горными областями земного шара- Альпами и Гималаями.

  4. Район, где много потухших и действующих вулканов.(Восточно – Африканское плоскогорье)

В Африке по сравнению с другими материками преобладают равнины высотой от 200 до 1000 метров(самый равнинный материк), низменностей мало, (только у побережий океанов и морей) В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры (протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези).

назовите самую длинную реку мира?

при слиянии каких рек она образуется?

где начинается, куда впадает?

какая река дважды пересекает экватор?

где начинается, куда она впадает?

на какой реке находится водопад Виктория?

к какой реке стремился доктор Айболит?

где начинается, куда впадает?

Цветная река Африки?

где начинается, куда впадает?

Перечислите наиболее крупные озера Африки: (Танганьика, Ньяса, соленое оз. Рудольф

( в разломах земной коры), самое крупное озеро Виктория, мелководное и не имеющее постоянных берегов оз. Чад (в прогибах земной коры).

В Африке много крупных рек, но распределены они неравномерно.

Климатические пояса и природные зоны Африки

В каких климатических поясах расположена Африка? (климатические поясах - широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга температурными условиями и воздушными массами) Основные и переходные кл. пояса.


  • Температура круглый год составляет +26..+28 градусов, за год выпадает более 2000 мм осадков, которые равномерно распределяются в течение года. (Экваториальный пояс.)

  • Средняя годовая температура около 20 градусов, проявляются ее сезонные колебания. Выделяются две климатические области: средиземноморского типа климата и с равномерным увлажнением. (Субтропический пояс.)

  • Солнце нагревает поверхность камней и песка до 70 градусов, температура воздуха поднимается до 40 градусов и выше.
    В связи с отсутствием облаков ночью поверхность земли и воздух быстро охлаждаются. Поэтому колебания суточных температур очень большие. (Тропический.)

Саванна-
это природная зона, для которой характерна смена сухого и влажного сезонов года, преобладает травянистый покров с отдельными деревьями или группами деревьев

Пустыня-
это природная зона с очень малым количеством осадков, редкой растительностью, а местами лишенной её

Субтропические жестколистные вечнозеленые леса- природная зона-сухое жаркое лето и влажная теплая зима,. Давно и хорошо заселена, преобладают культурные растения.

5 “Знаешь ли ты растения Африки?!”

1. Это удивительное растение, его ствол достигает высоты только 50 см, диаметр растения достигает до 1, 2 метра. Нижняя часть ствола скрыта в почве. У этого растения 2 кожистых листа, от 2 до 3 метров, живет растение и растет до 100 лет. Размножается оно крупными почками. (Вельвичия)

2. Это дерево называют “обезьяним деревом”, плоды у него крупные размер до 30-35 см и 15-17 см в поперечнике, форма - эллипсоидная, вкус приятный, кисловатый, освежающий. (Баобаб)

3. Родина этого дерева Африка. Плоды его красного цвета и имеют два семени, во время цветения, цветы белые, пахучие. Семена промывают, сушат, поджаривают. Используют как пищевой продукт. (кофейное дерево)

4. Со времен глубокой древности в Африке выращивали это огромное многолетнее травянистое растение с толстым корнем. От корневища отходят листья. Они достигают в длину 4 метра и в ширину 90 см. Для своего развития требуют очень много воды. Плоды этого растения употребляют в пищу, готовят муку, консервы, сироп, вино, некоторые сорта используют как корм для животных, на изготовление текстильных тканей. (бананы)

6 Животный мир

Задание на интерактивной доске:

Распределите предложенных животных по природным зонам

1.Слон.2.Верблюд.3.Жираф.4.Мартышка.5.Зебра.6.Лисица- фенек.7.Горилла.8.Антилопа – гну.9.Скорпион.

(Влажные экваториальные леса: 4,7.

Саванны и редколесья: 1,3,5,8.


  • В саваннах Африки живут стадами, тела их покрыты полосами, их быстрый бег от хищников спасает. Ну кто же их не знает? (Зебра.)

  • Когда трава от солнца выгорает и все другие звери голодают, лишь этот зверь имеет свежий корм, с деревьев листья обрывает он. (Жираф.)

ответить на вопросы:

А) Какое государство Африки самое большое по площади? (Судан.)

Б) Какое государство Африки самое большое по населению? (Нигерия.)

В) ) В Африке есть государство, из названия которого, отбросив две буквы, можно получить название другого государства. Причем первое пересекается экватором, а второе - нулевым меридианом. Что это за государство? (Сомали и Мали.)


  • Отгадать страну по её описанию: Большая часть страны занята каменистыми и песчаными пустынями Сахары. Одна из наиболее богатых полезными ископаемыми стран Африки. В стране значительны запасы железной руды, марганца, фосфоритов. Основное богатство нефть и газ. Выращивают виноград, цитрусовые, масличные (оливки) (Алжир)

  • 2.Страна разнообразных природных контрастов. Коренное население банту. Ее называют геологическим чудом. Страна занимает одно из первых мест в мире по запасам и добычи алмазов, золота, платины и железных руд. Однако хозяйство находится в зависимости от английских и американских капиталистов. ( ЮАР)

  • 2. Более половины территории этой африканской страны, относящейся к региону Восточная Африка, занимают горы, нагорья и высокие плоскогорья. В пустыне Афар, расположенной на востоке страны, бьют горячие ключи; из озера Тана вытекает река Абай, называемая Голубой Нил. Растительный мир очень богатый: здесь растут деревья, дающие благовонные смолы (ладан и камедь), много диких кофейных деревьев. Население многонационально (более 70 языков). Из мировых религий здесь распространены ислам и христианство. (Эфиопия)

Самые высокие люди Африки

8. Немного отдохнем

Наше заочное путешествие по Африке закончилось. Сегодня мы только приоткрыли завесу, скрывающую удивительный мир Африки. Если у вас возникло желание побольше узнать о природных тайнах этого поистине загадочного материка, можете обратиться к различным дополнительным источникам.

- Так почему же Африка – это самый удивительный материк?

(самый жаркий, самая большая пустыня Сахара, самая длинная река мира Нил, самые низкорослые люди пигмеи и т.д.)

Урок обобщение по теме

Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме “Африка”.

Проверить уровень усвоения учащимися материала по теме.

Развивать познавательный интерес учащихся.

Формировать межличностные отношения учащихся в процессе работы, используя различные виды деятельности

Тип урока : повторительно-обобщающий.

Оборудование: физическая карта Африки, политическая карта Африки, компьютер, мультимедиа оборудование. атлас.

Опорные знания .

Общая характеристика Африки.

Алгоритм деятельности при проведении обобщения.

Характер деятельности при работе с контрольно-измерительными материалами.

Метапредметные результаты:

Проводить систематизацию и обобщение на основе различных источников информации.

Проводить анализ различных источников географической информации.

Проводить отбор информации, представлять отобранный материал в виде презентации или творческого проекта.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы .

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

I. Организационный момент

- Приветствие, эмоциональный настрой.

II . Постановка цели

Слайд №1 “Путешествие по Африке”

- Мы отправляемся в путешествие вокруг загадочного и манящего материка под названием Африка

Слайд №2 Цель нашего урока : расширить круг своих знаний по второму по величине материку мира - Африке.

Совершая заочное путешествие. Пусть эпиграфом нашего урока будет слова Паустовского:

“Познания и странствия неотделимы друг от друга.

Это непременное качество всех путешествий - обогащать человека огромностью и разнообразием знаний”.

. Вспомним тайны этого континента.

III . Актуализация знаний.

– А что Вы ассоциируете со словом Африка? (жара, пустыня, пираты, оазис, саванны, негры, аборигены и т.д.)

- И чтобы больше узнать об Африке мы отправляемся в путешествие по самому жаркому континенту.

IV . Работа по повторению и обобщению знаний, умений, навыков осуществляется в форме игры-путешествия.

Игра « Закончи предложение и покажи на карте ( Работа с атласом физическая карта)

Учитель читает текст (за экраном) , затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.

- Африка по площади занимает … II место.

-Африка посередине пересекается …(экватором)

-Нулевой меридиан делит Африку на …(западное и восточное полушарие)

-Какие океаны омывают Африку …..

-С севера материк омывается …(Средиземным морем)

-Дальше всех материков от Африки расположена …(Северная Америка) Ближе всех (Евразия)

-Гвинейский залив расположен на … (западе) материка.

-Самый большой остров около берегов Африки …(Мадагаскар)

- Какой пролив отделяет Африку от Евразии? (Гибралтарский)

- Кто совершил путешествие вокруг Африки и открыл путь в Индию? (Васко да Гама)

- Два учащихся вставляет пропущенные буквы, остальные по очереди показывают географические объекты на физической карте материка. А все – остальные учащиеся работают с атласами.

Вставь пропущенные буквы и прочитай географический объект Африки:

Г…бралтарский пролив, Сред…земное море, река З…мбези, , Кр…сное море, полуостров С…мали, пустыня Н…миб, К..пские горы,

Вставь пропущенные буквы и прочитай географический объект Африки:

Вулкан К..л…манджаро, остров М..д..гаскар, М…замбикский пролив, Гв…нейский залив, пустыня С…хара, Др…коновы горы, пустыня К…л…хари

Проверка: обратите внимание на правильное написание названий географических объектов.

Укажи чем является данный объект.

(По тексту определите о каком географическом объекте идет речь . (учитель зачитывает характеристику )

- Это самое крупное плоскогорье в Африке. Оно находится на юго-востоке материка, в восточной части Центральной Африки. На севере плоскогорья расположены гора Кения и вулкан Килиманджаро , а также крупнейшее африканское озеро Виктория . На плоскогорье находятся истоки самых крупных рек Африки: Нила , Конго , Замбези .

Слайд № 9 - От экватора до Средиземного моря несет свои воды эта река, даря влагу девяти государствам. У реки два истока, она состоит из двух рек, совершенно не похожих по характеру. По берегам реки протянулись зеленые поля пшеницы и сахарного тростника, рощи стройных пальм. Стаи пеликанов, аистов, журавлей хлопают крыльями над её водами. НИЛ

Определите природную зону по картинке. Слайд 11. 12. 13

Африка издавна привлекала внимание народов .

- Кто живет в Африке. Назовите племена?

Слайд №15 Игра: Убери лишнее слово

  • Жирафы Баобаб Гиена Леопард
  • Ливингстон Стэнли Магеллан Вавилов
  • Танганьика Виктория Нигер Чад
  • Драконовые Нимиб Капские Атлас

Игра кто такой? Что такое?

1. Это государство расположено одновременно и в Африке и в Азии. (Египет)
2. Это крупное островное государство. (Мадагаскар)
3. Столицей этого государства является город Триполи. (Ливия)
4. Это государство, выходящее к Индийскому океану, расположено на крупнейшем в Африке полуострове. (Сомали)
5. Это государство полностью окружено территорией ЮАР. (Лесото)
6. В пределах этого государства расположена большая часть бассейна реки Конго. (Демократическая республика Конго)
7. В пределах этого государства сливаются реки Белый Нил и Голубой Нил. (Марокко)
8. В пределах этого государства сливаются реки Белый Нил и Голубой Нил. (Судан)
9. Это государство на севере омывается водами Средиземного моря, а на западе и юго-востоке граничит с Алжиром и Ливией. (Тунис)

V . Подведение итогов и выставление оценок

- Наше путешествие по материку Африка окончено. Теперь вы многое знаете об Африке. Так почему же Африка – это удивительный материк?

( ответы учащихся: самый жаркий, самая длинная река мира Нил, самые низкие люди пигмеи, самая большая пустыня Сахара и т. д.)

- Ребята, вы узнали много удивительного о природных тайнах этого поистине загадочного материка.

Африка – это другой мир. Другая природа, которая до сих пор полностью не изучена, животные, люди, обычаи, традиции, искусство, миллионы поющих и рычащих голосов, миллиарды звуков и оттенков. Каждый мечтает побывать в этом разноцветном раю и почувствовать, как горячий песок чёрного континента струится между пальцев босых ног.

Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: Обобщить пройденный материал. Оценить знания и умения учащихся.

Оборудование: черный ящик, плоды финиковой пвальмы, кофе.

Ход урока:

- Как бы ты оделся, если бы жил в пустыне?

- Назови озеро, меняющее свои очертания?

- На этом острове обитают полуобезьянки длиной 12 см.

- Из какой точки Африки видна наибольшая территория?

- Какое дерево любят слоны?

Цели и задачи урока: Обобщить пройденный материал. Оценить знания и умения учащихся.

Оборудование: черный ящик, плоды финиковой пвальмы, кофе.

- Как бы ты оделся , если бы жил в пустыне?

- Назови озеро, меняющее свои очертания?

- На этом острове обитают полуобезьянки длиной 12 см.

- Из какой точки Африки видна наибольшая территория?

- Какое дерево любят слоны?

- На каком языке разговаривают жители страны Ливии?

- Где жарче: в Сахаре или пустыне Намиб?

- Какое озеро восточнее: Виктория или Танганьика?

- Что лежит восточнее: Алжирская Сахара или Ливийская пустыня?

Какое озеро глубже: Виктория или Чад?

- Назовите путешественника первым обогнувшего Африку?

- Как называется африканская длинноухая лиса?

- Тропическое дерево,.плод которого похож на огурец или дыню?

- Крупное африканское животное, у которого острое обоняние и слух, но слабое зрение. Несмотря на массивность, быстро бегает.

- Почему зулусы стоят на одной ноге?

- Можно ли в Африке покататься на лыжах?

- Как относятся бегемоты и крокодилы друг к другу, почему?

- Почему Африка самый жаркий материк?

- Что нужно иметь туарегу, чтобы построить дом?

- Можно ли на супертанкере из Красного моря через Суэцкий канал добраться до Франции?

- Куда смотрят окна жителя Сахары?

- Что такое кимберлитовая трубка?

- Кто такие африканеры, где они живут?

- Что такое Невольничий берег? Где он находится?

- Откуда произошло название Африка?

Заранее готовятся ученики , представляющие пигмеев, туарегов.

Вопросы для пигмеев:

- Кто мужчина или женщина строит жилище? Как они это делают?

- Какие съедобные растения можно есть в гилее?

Вопросы для туарегов:

- В этом ящике находится растение, родина которого Эфиопское нагорье, но выращивают больше эту культуру в Южной Америке. Как называется это растение? ( Кофе).

- Она может за несколько часов уничтожить весь урожай. ( Саранча).

- Не боится огня, а боится слона, его любят обезьяны. ( Баобаб).

- В начале ХХ в. На территории Африки было два свободных государства. Назовите их. ( Либерия и Э фиопия).

- Пустыни занимают 90% территории этой страны. Что это за страна? (Ливия)..


Отсутствие дождей и последовавшая за ними засуха привели к появлению в Испании деревни Асередо, затопленной три десятилетия назад по решению властей. Из европейской деревни когда-то сделали водохранилище, которое сейчас почти полностью высохло, сообщает Associated Press.

Деревня Асередо была затоплена по решению властей в рамках строительства на ее месте гидроэлектростанции Линдосо. Летом на территории можно было увидеть крыши затопленных домов, однако зимой водохранилище никогда не высыхало. Засуха считается нормальной ситуацией для некоторых территорий Пиренейского полуострова, но эксперты заявляют, что проблема усугубилась из-за изменения климата.

Повелители стихий. Все больше земель становятся непригодными для жизни. Что делать, чтобы мир не превратился в пустыню?

Повелители стихий. Все больше земель становятся непригодными для жизни. Что делать, чтобы мир не превратился в пустыню?

Зерна катастрофы. Глобальное потепление угрожает существованию кофе. Что будут пить по утрам миллионы людей?

Зерна катастрофы. Глобальное потепление угрожает существованию кофе. Что будут пить по утрам миллионы людей?

Ведущая ассоциация фермеров и животноводов Испании, Committee on Agriculture (COAG), предупредила об угрозе засухи для половины испанских ферм. При отсутствии в ближайший месяц сильных дождей, урожайные культуры могут потерять от 60 до 80 процентов продукции. Однако ассоциация также переживает за культуры, которые зависят от искусственного орошения земель, ведь на большей части юга страны водохранилища заполнены менее чем на 40 процентов.

Под угрозой засухи и пожаров сейчас находятся не только европейские страны, но и США. Отсутствие осадков угрожает нарушить работу сельскохозяйственного штата Калифорния, в котором выращивают большую часть овощей страны. Засушливый период также может угрожать поставкам гидроэлектроэнергии и увеличить возможность возникновения пожаров.

Читайте также: