Опали листья и осталось стволов бесхитростная суть

Обновлено: 18.09.2024

К. Паустовский . Настолько сочно и емко владеет слогом, что, читая, мы ощущаем и холод дождя, и вкус варенья. Если он замерзает — замерзаешь ты.
Люблю его перечитывать . Это прополаскивает душу.

Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.
Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.
Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отражался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых веслами, мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

© Константин Паустовский
***************
Беспартийный гений
Константин Паустовский (31 мая 1892 - 14 июля 1968)

Люблю его перечитывать. Это прополаскивает душу.

© Copyright: Валентина Ерошкина, 2018 Свидетельство о публикации №218061200316

© Валентина Ерошкина 729

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.05.2020. Константин Паустовский
  • 26.05.2020. ***
  • 25.05.2020. ***
  • 22.05.2020. вагнер
  • 20.05.2020. ***
  • 18.05.2020. ***
  • 17.05.2020. ***
  • 16.05.2020. Максимилиан Волошин
  • 15.05.2020. Эдвард Хоппер малевич
  • 13.05.2020. ***
  • 12.05.2020. ***
  • 11.05.2020. Мюнхгаузен
  • 10.05.2020. ***
  • 09.05.2020. ***
  • 08.05.2020. Николай Заболоцкий
  • 07.05.2020. ***
  • 04.05.2020. ***
  • 03.05.2020. ***
  • 02.05.2020. ***
  • 01.05.2020. ***

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Антонина Цябук

Лес совсем уж стал сквозистый,
Показать полностью.
Редки в нем листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.
Опушит нам окна наши,
В детской и везде.
Загорятся звезды краше,
Лед прильнет к воде.
На коньках начнем кататься
Мы на звонком льду.
Будет смех наш раздаваться
В парке на пруду.
А в затишье комнат — прятки,
В чет и нечет — счет.
А потом настанут Святки,
Снова Новый год.

Художник: Роман Божков

Марина Оприско

Антонина, спасибо большое за чудесные стихи!

Антонина Цябук

Люблю средь леса, в час осенний,
Показать полностью.
Под грустный шум,
Внимать волнению и пени
Пустынных дум.

Распались замки, тлеют своды
В глухом огне,
Чей тонкий дым венчает годы
И сны во мне.

Прошли зеленые потемки,
Их звон утих.
И гнется с треском стебель ломкий
У ног моих.

Пустынны в гаснущем наряде
Ряды берез,
Где зыблет ветер мох, как пряди
Седых волос.

И блеск и звон, цветы и травы
Судьба сожгла,
И в дымном храме вешней славы -
Зола, зола.

Федоров Семен Федорович (1867 - 1910). Поздняя осень.

Марина Оприско

Антонина, спасибо. Новое для меня стихотворение. Почему-то в строке "Внимать волнению и пени
Пустынных дум. " хочется читать "Внимать волнению и ПЕНЬЮ". Может, я чего-то не поняла.

Антонина Цябук

Кружатся листья,
кружатся в лад снежинкам:
Осень пришла,— темно и светло в лесах.
Светятся в листьях розовые прожилки,
Словно в бессонных
Показать полностью.
и утомленных глазах.

Летнюю книгу эти глаза читали,
Мелкого шрифта вынести не смогли
И различать во мгле предвечерней стали
Только большие — главные вещи земли.

Проносятся кругом цветные листы
на садом;
Глаза их прозрели,
да, только прозрели для тьмы.
Вьются снежинки,
кружатся листья рядом,
Реют
Верят
В пылкую дружбу зимы!

Падают листья
липы, дубов и клена.
Звездочки снега сыплются с высоты.
Если бы знать: насколько зимой стесненно
Или свободно лягут под снегом листы?
Если бы знать: какие им сны
приснятся?
Что нам готовит их потаенный слой?
Что им сподручней: сверху снегов
остаться
Или под снегом скрыться,
как жар под золой?

Танцуйте, танцуйте!
С холодным снежком
кружитесь,
Покуда снежинки так запросто с вами летят!
Только до срока
под ноги не ложитесь,
Чтобы
Не скрыла
Вьюга ваш яркий наряд!

Танцуйте, танцуйте!
Ведь это последний
танец!
Кружитесь,
кружитесь
(Ведь время
время не ждет!)

Прочитайте историю, рассказанную В. Песковым. Докажите, что это текст. Определите его основную мысль. Какие слова помогают писателю изобразить стремительность движения оленя? Спишите второй и третий абзацы, расставляя пропущенные знаки препинания.
Странная была встреча. Олень глядел на меня и не спешил убегать. Любопытство! Два сливовых глаза глядели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.
Я почти (не)дышал (не)шевелился. Оленю надоела неясность. Он шаркнул передней ногой и опять замер. (Не) знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда−то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал: опас(?)ность! Сигнал сорвал (с)места оленя. Он прыгнул (в)сторону, задел ореховый куст. Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт (по)сухим листьям.
Сойка с минуту (не)могла успокоит(?)ся; прыгала (по) осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг (по)этому крику знал: что−то случилось.

Решение

Я почти не дышал, не шевелился. Оленю надоела неясность. Он шаркнул передней ногой и опять замер. Не знаю, чем закончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда−то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал: опасность! Сигнал сорвал с места оленя. Он прыгнул в сторону , задел ореховый куст . (повеств., невоскл., прост., распр., с однородными сказуемыми). Мелькнуло между осинами тело оленя , стихли удары копыт по сухим листьям (повеств., сложн, бессоюзн.).
Сойка с минуту не могла успокоиться; прыгала по осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг по этому крикун знал: что−то случилось.
Это текст, так как все предложения имеют логическую и смысловую связь. Все предложения объединены общей темой. Основная мысль текста — к чему приводит любопытство животных. Писателю помогают изобразить стремительность движения оленя слова: прыгнул, мелькнуло тело, сорвал с места оленя.
Пунктуационный разбор предложения:
Олень глядел на меня и не спешил убегать .
В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми глядел, не спешил не ставит разделительная запятая, так как они соединены союзом и.
Морозного


1. Листья сыплются за школой, слышен громкий спор сорок. Прозвенел звонок весёлый, начинается урок. 2. Опали листья, и осталась стволов бесхитростная суть.

Листья сыплются за школой, слышен громкий спор сорок.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа — листья сыплются, во втором — слышен спор.

Простые предложения связаны в бессоюзном сложном при помощи интонации, разделены запятой.

Прозвенел звонок весёлый, начинается урок.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа — прозвенел звонок, во втором — начинается урок.

Простые предложения связаны в бессоюзном сложном при помощи интонации, разделены запятой.

Опали листья, и осталась стволов бесхитростная суть.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа — опали листья, во втором — осталась суть.

Простые предложения связаны в сложном при помощи союза и, разделены запятой.

Читайте также: