Описание дома и сада базаровых

Обновлено: 04.10.2024

Suum cuique.
"Отцы и дети".
. Что бы было с нами, если бы вместо общеудобного правила:
ЧИН ЧИНА ПОЧИТАЙ, ввелось в употребление другое, например:
УМ УМА ПОЧИТАЙ? Какие возникли бы споры.
"Станционный сотритель".
Тургенев в романе "Отцы и дети" описывает события, происходящие в 1859 году. Это время, непосредственно предшествующее реформам Александра II, является временем бурного развития естественных наук, особенно биологии и медицины. Интересно, что в 1859 году появилась книга Чарльза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь". Издание разошлось в один день. Одна эпоха сменяла другую; многие пытались занять не последнее место в жизни. Этим проблемам и посвятил Тургенев свой роман.

Известно, что внутренний мир человека непосредственно связан с той внешней обстановкой, в которой человек живет: его домом, его комнатой. Если проследить судьбу отца Базарова, можно увидеть, что он, будучи штаб-лекарем, своего дома не имел, вел кочевой образ жизни; когда вышел в отставку, он поселился в имении своей супруги и продолжал жить, "так сказать, на бивуаках". Но у самого Евгения Базарова в этом доме не было своего места. Когда он приехал, Василий Иванович отвел ему, как показалось, самое подходящее - свой кабинет, для жизни, впрочем, совсем не приспособленный. "Толстоногий стол, заваленный почерневшими от старости, словно прокопченными бумагами, занимал весь промежуток между двумя окнами. " Этим столом нельзя пользоваться, так как он завален горами ненужных бумаг. ". По стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабля, две ландкарты, какие-то анатомические рисунки, портрет Гуфеланда, вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом" . Все эти вещи выхвачены маленькими кусочками из жизни Василия Ивановича: для Базарова они бесполезны. Портрет Гуфеланда, автора популярной в конце 18 века книги "Искусство продления жизни", - насмешка над Базаровым, над его ранней смертью. Все эти вещи - дань прошлому.

"Кожаный, кое-где продавленный и разодранный диван помещался между двумя громадными шкафами из карельской березы; на полках в беспорядке теснились книги, коробочки, птичьи чучела, банки, пузырьки; в одном углу стояла сломанная электрическая машина". Полный беспорядок, опять нежизненность, которую подчеркивают птичьи чучела. Позволю себе забежать вперед и упомянуть для сравнения о короткохвостом чиже, который беспрестанно чирикал и прыгал, раскачивая клетку в комнате у Фенечки.
Но жилье, несомненно, является не только отражением внутреннего мира, оно в некоторой степени формирует мировоззрение. Из вышесказанного ясно, что жить в таком кабинете нельзя - и Базаров умирает в нем.
Павел Петрович Кирсанов также жил в кабинете, который представлял собой изящную ненужность. По стенам также развешано оружие (дань прошлому), библиотека в стиле Возрождения, диван: Павел Петрович, как и Василий Иванович с Евгением, живет "на бивуаках". На всех вещах лежит отпечаток изящной роскоши и бездомности. Но кабинет Павла Петровича является темным колодцем в доме Николая Петровича. Павел Петрович живет в полной дисгармонии с окружающей жизнью. Его кабинет противоположен комнате Фенечки, живой, яркой и радостной, хоть и простой. Время Павел Петрович проводит в одиночестве, доживая свой век (он еще совсем не стар). Он весь живет в прошлом, хоть и прочитывает ежедневную газету "Galignani", издающуюся в Париже на английском языке. Павел Петрович сознательно окружает себя обилием ненужных вещей, утверждаясь в них.
Таким же самоутверждением в жизни занята Анна Сергееевна Одинцова. Юность проведшая в бедности, она устроила свою судьбу, выйдя замуж по расчету. После смерти мужа Одинцова не знала, что ей делать: новое неизвестно, старое проверено, и она решила остаться в старом, "заморозив" время. Об этом говорит ее "размеренная, несколько торжественная правильность ежедневной жизни". Она осталась жить в эпохе "чин чина почитай", старательно сохраняя все, вплоть до мельчайших подробностей. Ее дом построен в александровском стиле: желтыый с зеленой крышей, большими колоннами и фронтоном с гербом. Прислуга - рослые лакеи в ливреях. В доме чопорный порядок, тяжелая дорогая мебель; комнаты убраны роскошно без особого вкуса. "Всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных". Ее дом - нежилое помещение - кабинет .

Дома Базарова, Одинцовой и кабинет Павла Петровича стары. Новым в романе является дом Николая Петровича. Он стоит на новом месте, все в нем ново. Порядок и чистота без чопорности и роскоши, нет обилия бесполезных предметов. Комната Николая Петровича не описывается, но о ней можно судить по комнате Фенечки. В ней все живое. Пахнет полевыми цветами, веселый чиж, лампада горит перед образом Николая Чудотворца, только "Ермолов, в бурке, грозно хмурился на отдаленные Кавказские горы из-под шелкового башмачка для булавок, падавшего ему на самый лоб". Фенечка воплощает в себе вечно юную природу.
Видно, что Базаров, Одинцова и Павел Петрович не являются "избранными породами", и в жизни они не сохраняются. Беззаботно живет только Николай Петрович с семьей, да Аркадий с Катей в своем новом доме в Марьино.

Самое скромное и бедненькое имение в “Отцах и детях” у Васи­лия Ивановича Базарова . Оно даже не столько принадлежит ему, сколько его жене, обедневшей дворянке. Им принадлежала неболь­шая деревушка и господский домик, с соломенной крышей и шес­тью маленькими комнатками, флигелем же служила баня. Зато этот крошечный уголок гораздо ближе к природе, чем имения Кир­санова и Одинцовой. Маленький домик окружен березовой рощей. Именно в имении своего отца Базаров впервые ощущает себя ни­чтожным по сравнению с окружающим миром. Мужики в этой де­ревне были немного распущенны, но добры. Василий Иванович жил не за счет доходов от своей деревни, а за счет лечения людей.

Тема дворянской усадьбы в романе И.С. Тургенева занимает важное место, так как посредством нее писатель показывает изнанку жизни барства, реализует идею упадка дворянства и необходимости изменений обществе. Чтобы раскрыть указанную тему полно, автор описывает три усадьбы: Кирсановых, Одинцовых и Базаровых. Все они разные, отображают характеры и привычки хозяев.

Родовое гнездо Кирсановых состоит из не так давно построенного серого деревянного дома с красной крышей, пруда, фермы и служб, небольших крестьянских деревенек и сада. Деревья в саду растут плохо, но глаз радует беседка из акации и сирени. Цветущий уголок символизирует душевную простоту и чистоту Николая Петровича. Стоит также учесть символическое значение каждого из растений, образующих беседку. Сирень – противоречивый символ. На Руси считалось, что тот, кто посадил во дворе сирень, может овдоветь. Другие же поверья гласят, что это растение притягивает любовь. Кирсанов был женат, очень любил супругу, но женщина умерла. Акация означает бессмертие, волю к жизни. Николай Петрович смог пережить потерю и самостоятельно воспитать сына.

Интерьер дома Кирсановых достаточно простой, но внимание привлекает кабинет Павла Петровича. Он увешан коврами, оружием, обставлен дорогой, изящной мебелью, то есть полностью отображает натуру хозяина.

Самым бедным является родовое гнездо Евгения Базарова, состоящее из небольшого дома под соломенной крышей и деревушки. Внутреннее убранство дома также небогато. Такая простота легко объясняется: мать Евгения – обедневшая дворянка, а отец – лекарь.

В романе И.С. Тургенева описано три совершенно разные усадьбы, которые помогают читателю представить дворян с разным достатком, характерами, укладом жизни. Таким образом, вырисовывается целостная картина русского дворянства ХІХ века.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок для 10 класса: Описание дворянских усадеб в романе

Тип урока: изучение нового материала.

- дать понятие описанию, его разновидностям; познакомить с особенностями усадеб XIX века, их описаниями в романе;

- продолжить воспитание нравственных и эстетических качеств; прививать интерес к творчеству писателя.

I . Оргмомент.

Учитель приветствует учеников, сообщает тему и цели урока.

II . Подготовка к восприятию нового материала.

Для начала нам с вами необходимо вспомнить, что такое описание.

Описание – это часть текста (наряду с другими типами – повествованием и рассуждением), где даются более или менее развернутое изображение признаков, явлений, процессов.

Существуют два вида описания – деловое и художественное. В деловом описании отмечаются все существенные признаки предмета, то есть такие признаки, по которым можно представить предмет, его внешний вид, узнать о его отличительных свойствах. В художественном же описании об этих же признаках говорится ярко, выражается отношение автора к предмету. При этом могут быть отмечены не все признаки описываемого, а только те, которые представляются автору самыми яркими и важными.

III . Восприятие и осмысление нового материала.

У: Со сколькими усадьбами автор знакомит нас в произведении, кому они принадлежат?

У - к: с 3, с усадьбой Кирсановых, Одинцовой и родителей Базарова.

У: Обратите внимание, что роман написан в 1861 году, следовательно автор должен давать нам описание дворянских усадеб, их внутреннего убранства в соответствии с этими временными рамками.

Давайте послушаем доклад о дворянских усадьбах первой половины XIX века.

У – к: «Дом господина и многочисленные строения, окружавшие его, были укрыты от нескромных глаз высоким забором. Такой участок называли усадьбой.

Во-первых, усадьба – это отдельный дом со всеми примыкающими к нему строениями, угодьями. Во-вторых, это поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки. Наконец, участок земли, находящийся при доме. Каждая из усадеб – отдельный мир, в котором великолепный господский дом, хозяйственный двор со всеми необходимыми строениями и огороженные стеной парки, куда не долетает шум городской жизни.

Замкнутая, обособленная усадьба, предназначенная для одной семьи, выражала понимание собственного я ее владельца. Отправляясь в деревню, человек как бы переселялся из макромира в микромир. Но и в этом микромире он хотел жить так же, как существовал в большом свете. Чтобы обязательно был театр, собственная типография, балы и приемы.

Небывалый расцвет усадебной жизни со всеми ее особенностями совпадает со второй половиной XVIII и первой половиной XIX века. Начинается он с Указа о вольности дворянской и завершается через несколько лет после казни декабристов.

Каждый владелец усадьбы стремился к тому, чтобы облик его дома, а так же сада и парка, отличался от других. Видимо, эта особая индивидуальность усадебных строений и придавала провинциальной архитектуре особую лирическую красоту.

На протяжении XVIII – XIX веков кабинет был обязательным элементом усадьбы, но принадлежал к непарадным комнатам. Обстановка его была достаточно строгой. Дубовые или красного дерева стулья, диван, кресла. Вместо просторного письменного стола – секретер, бюро или конторка.

В кабинете утверждалась жизнь усадьбы. Здесь хозяин выслушивал доклады управляющего о делах, писал повеления в другие поместья и письма многочисленным родным и знакомым, здесь обсуждали проекты новых строений и разбивки парка.

Вторым по значению после парадной гостиной была парадная столовая. Без дружеского застолья, без веселого пира не мыслили ни одного праздника, ни приема гостей. Новая мода на парадные столовые, утвердившаяся во Франции, нашла своих последователей в России.

Воспетая писателями и поэтами дворянская усадьба с одной стороны, сама была своеобразным феноменом культуры. Русская усадьба была не только приятным местом времяпровождения владельцев поместья, но и соответствовала эстетическим идеалам человека того времени.

Одним из ценных мест в усадьбе по праву можно считать библиотеку, каждый уважающий себя дворянин считал своим долгом иметь у себя коллекцию различных книг, пособий, журналов. Во многих даже самых заурядных усадьбах собирались прекрасные библиотеки, в которых хранились книги и журналы, поступающие не только из Москвы и Петербурга, но и из-за границы.

Непременным украшением усадьбы становились портреты и картины. Важной составной частью усадеб были садово-парковые устройства, в их планировочных системах отражались жизнь эпохи и ее стилистические черты. Многие из них были созданы мастерами – садоводами, зодчими, порой достигали большого совершенства и являлись яркими произведениями садово-паркового искусства.

Любовь к земле, к саду, к деревьям – ко всей природе – была всегда сильна у русского человека. Дворяне не скупились на средства и возможности, когда дело касалось садово-паркового искусства, холили, берегли природу и заботились о своих садах.

У: Теперь обратимся к непосредственному описанию усадеб нашего произведения. Первой усадьбой, с которой нас знакомит автор, является усадьба Кирсановых - Марьино. Найдите в тексте ее описание, чьими глазами описывает ее автор?

У: Мы видим, что Марьино является типичной дворянской усадьбой, которая имеет все атрибуты: и жилой дом, и хозяйственные постройки, и живописный сад.

Давайте обратимся к описанию сада, мы с вами говорили, что это неотъемлемая часть усадьбы.

У: Сады и парки устраивались по различным планировочным системам: регулярной, ландшафтной и смешанной. Одни разбивались по ландшафтной, пейзажной системе, следуя свободному подражанию естественно возникшему лесу, подправленной искусством человека природе. Другие имеют в основе более или менее правильную, регулярную систему планировки с геометрической сеткой аллей и дорожек. Третьи занимают промежуточное положение, у них смешанная планировка, включающая естественные участки лугов и лесов, связанных прямой и четкой аллеей, а далее сливающихся с природными угодьями.

Из описания мы можем предположить, что сад Кирсановых имеет регулярно – ландшафтную систему.

О внутреннем убранстве дома усадьбы можно судить по описанию некоторых комнат.

Давайте посмотрим на кабинет Павла Петровича.

У: Тургенев очень точен в своих описаниях, он учел все, что касается интерьера дворянских комнат XIX века. Несомненно, в дворянском доме должен был располагаться кабинет владельца – святая из святых, где никто не смел нарушать его покой за важными делами.

Соответствует ли описание усадьбы, внутреннего интерьера характерам ее владельцев.

У – к: Конечно, с одной стороны характеризует Николая Петровича, который занимается усадьбой, своим садом, как человека мягкого, добродушного. С другой стороны Павел Петрович – английский франт, который своим видом, своим поведением подчеркивает свое дворянское происхождение. Все в нем породисто и внешний вид, и нежной белизны руки и одежда.

Французская речь, на которой говорят в доме Кирсановых, а Павел Петрович чаще всего, так же является важной характеристикой.

У: Далее мы попадаем в усадьбу Одинцовой – Никольское. Эта усадьба также со своими вкусами и традициями. Чьими глазами мы видим ее впервые?

У: Здесь мы видим еще одну важную часть архитектурного ансамбля усадьбы - церковь.

Первым местом в доме усадьбы, куда сначала попали гости Анны Сергеевны, была гостиная, которая также придает дому богатый вид.

У: Несомненно, гостиная является украшением дома, ведь там чаще всего принимали важных гостей. Отсюда и изысканный вид, мебель, выписанная из столицы, либо из заграницы. Стены гостиной украшали портреты хозяев дома и их многочисленной семьи, портретная галерея имелась практически в каждой дворянской семье.

Как характеризует описание усадьбы нашу героиню?

У: посмотрим, есть ли в усадьбе сад.

У – к: Он еще живописнее, чем сад Кирсановых: «Покойный Одинцов не любил нововведений, но допускал некоторую игру облагороженного вкуса и вследствие этого воздвигнул у себя в саду, между теплицей и прудом, строение вроде греческого портика из русского кирпича. На задней, глухой стене этого портика, или галереи, были выделаны шесть ниш для статуй, которые Одинцов собирался выписать из-за границы. Одну из них, богиню Молчания, с пальцем на губах, привезли было и поставили; но ей в тот же день дворовые мальчишки отбили нос…

У: Да Одинцов хотел роскошный сад, в нем и беседки, и скамеечки, и пруд, и портик. Но, о чем нам говорит история одной из статуй?

У – к: О том, что это излишнее, в этом нет необходимости. Автор здесь осуждает некоторые принципы русского дворянства.

По сравнению с прекрасно обделанными господскими домами Кирсановых и Одинцовой, дом Базарова кажется крестьянской избенкой. Василий Иванович Базаров является отставным штаб-лекарем, поэтому и жилье, и хозяйство у него довольно скромные.

Давайте посмотрим на ее внутреннее убранство.

У: Хотя мы и не наблюдаем здесь кокой-то роскоши и богатства, тех мелких, порой ненужных предметов, так часто заполняющих барские комнаты, но мы видим вещи, которые отвечают практическим целям, по крайней мере их владельца.

Конечно же, и в усадьбе Базарова мы наблюдаем сад.

У: И опять мы видим в Василии Ивановиче практика. Пусть и нет у него в саду заграничных, редких пород деревьев и кустарников, но зато есть то, что необходимо, по его мнению, для всех – лекарственные травы, ягоды и фрукты, именно этим и ценится его сад, поскольку он приносит пользу.

Как усадьба, ее убранство, описание комнат характеризуют ее хозяев?

У: То есть, нет у нее и той дворянской привычки казаться начитанным и умным, знать все новшества литературы и читать французские романы. Она очень близка по духу к своим крепостным, знала толк в хозяйстве, хотя и мало чего делала сама.

IV . Закрепление материала.

У: А теперь ребята, сделайте пожалуйста выводы нашего урока.

Необходимо ответить на вопросы:

1.Каковы особенные черты усадеб первой половины XIX века? (из доклада)

2.Учитывает ли И.С.Тургенев особенности времени, эпохи в своих описаниях?

3.Как вы считаете, к какой из усадеб, к кому из владельцев автор высказывает симпатию в своих описаниях?

4.Отражает ли описание усадеб положение в обществе, чин владельцев?

5.Как можно расположить данные усадьбы по степени роскоши и изящества?

V . Подведение итогов.

У: Давайте посмотрим, по какому плану описывает автор усадьбу, какие составные части присутствуют в нем непременно.

Обязательно автор говорит о внешнем виде усадьбы, затем, как бы заглядывая внутрь, дает описание какой-либо комнаты, либо кабинета, либо гостиной. Непременно автор дает описание и сада, который является незаменимой часть усадьбы.

VI . Домашнее задание.

Вашим заданием будет написать сочинение описание по плану, какой вы можете увидеть у автора. А описывать вы будете так же усадьбу.

Названия у поместья не было, но оно было самым маленьким и скромным по сравнению с другими персонажами романа. Усадьба принадлежала не Базарову, а его супруге, обедневшей дворянке. Это была маленькая деревенька, домик господ, состоящий из шести небольших комнат. Одна из которых была кабинетом хозяина и полностью отражала род его занятий и увлечений. Дом, с соломенной крышей, был окружен березовой рощей. Деревенские мужики распущенные, но добрые и отзывчивые. Основной доход Василий Иванович получал за счет лечения людей.

Читайте также: