Описание картины крестьянская девушка с серпом во ржи

Обновлено: 05.10.2024

"..Искать мудрость вне себя — вот верх глупости" /Китайская пословица/.

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

Девушка в платке. 1830г.

Встреча у колодца. 1843г.

Крестьянка Тверской губернии. 1840г.

Крестьянка с васильками. 1830г.

Гадание на картах. 1842г.

Крестьянская девушка с серпом во ржи. 1820г.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780—1847), художник.
Родился 18 февраля 1780 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Выходец из купеческой семьи. Систематического художественного образования не получил, но некоторое время учился у знаменитого портретиста В. Л. Боровиковского.

Женские портреты Венецианова составляют лучшую часть его
художественного наследия. Они воспевают не столько женскую грацию
и красоту, сколько человечность и внутреннее достоинство русской крестьянки.


Одна из лучших работ Венецианова "Крестьянка с бабочками",
относящаяся к 1820 году, хранится в Рязанском художественном
музее. Образ жницы поражает удивительной простотой и
лирическим откровением.
Как велико очарование юного женского лица, его спокойного и
твердого взгляда; как прекрасны мягкие очертания шеи, плеч под
белой холщовой рубахой; кисти руки, нежно покрытой бабочками,
держащей серп, - как эллинская богиня, статная, величавая. "Эти
гордые лбы венецианских мадонн я встречал не однажды у русских
крестьянок, у рязанских молодок, согнутых трудом, на току
молотивших снопы спозаранок" - так вслед за Венециановым поэт
Д. Кедрин описывал свое представление об идеале женщины.
Мысли о сходстве простых русских поселянок с эллинками были
навеяны петербургскими встречами в доме А. Н. Оленина, где хозяин
и его друзья Крылов, Карамзин, Жуковский, Мартос, Ф. Толстой
почитали античность. Там же поэт Н. И. Гнедич читал свой
знаменитый перевод поэмы Гомера "Иллаида". Друзья усматривали
большое внутреннее родство поэмы с древнерусскими былинами.
А. Оленин и Ф. Толстой считали, что искусство греков и сейчас может
служить образцом для изображения сцен из русской жизни.
Чаще всего Венецианов писал сельских красавиц в окружении
родной природы, бесхитростно срисовывая сцены труда. "Взгляните
на крестьянок, как ловко они работают, сколько грации, легкости в
их поступи, с каким достоинством кланяются", - не раз восклицал
художник. Взгляните и вы, уважаемый читатель, на "Крестьянку с
бабочками", пленитесь той гармонией чувства и цвета, когда
естественная простота, крупные, плавные очертания лица, движение
золотистых колосьев, живая прелесть васильков, рассыпанных во
ржи, сливаются с небесной голубизной глаз, вышивкой сарафана,
алым цветом косынки и радужным ореолом бабочек. Все передает
праздничную красоту мироздания, слитность природы с человеком,
создает в этом маленьком полотне незабываемый образ величавой
славянки.

Именно крестьяне могут чувствовать мир краше всех, считал художник.
В ту эпоху данное суждение было нетривиальным. Впервые в литературе эту мысль высказал Карамзин.


Крестьянская девушка с серпом во ржи, ГРМ


На пашне. Весна. Первая половина 1820-х, ГТГ

Настоящая красота женщины - это её естественная красота. Настоящая женщина всегда изящна, стройна, грациозна и величественна. Особенно это касается женских ног и фигуры. Горделивая осанка и стройные ноги всегда завораживают взгляд мужчин.

Природа создала современную женщину настоящей красавицей. Особенно поэты описывают величавую женщину в своих поэзиях.

Девушка-крестьянка с горделивой, стройной фигурой, обаятельной внешностью и величественными, грациозными ногами. Настоящая женская красота начинается с души. Чтобы быть величавой, не обязательно нужно стать царицей или королевой.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

О несомненном таланте молодого живописца можно судить по
первому известному его произведению - портрету матери А.Л. Венециановой
(1801).

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора
Академии художеств, с тремя
воспитанниками,1811,ГРМ

В эти годы дом Венецианова становится своеобразным
литературно-художественным салоном, где собираются крупнейшие деятели русской
культуры - К. Брюллов, В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь. По инициативе
Венецианова был освобожден от крепостной зависимости украинский писатель Тарас
Шевченко. Написав портрет помещика Энгельгардта, Венецианов сумел договориться с ним о выкупе Шевченко за две с половиной тысячи рублей. Чтобы собрать эту сумму,
была устроена лотерея, на которой разыграли портрет Жуковского, написанный
Брюлловым.

Фигуры Венецианова иногда не понятны зрителю своей статичностью. Но
художник предпочитал внутренние движения внешним проявлениям. На картине первый толчок движению создает сидящая слева крестьянска. Перспектива системы Венецианова строится в несколько приемов. Одной из перспектив можно назвать ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, которые созданы досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Именно это свойство соединяет композицию в единое целое. Цветовое решение картины очень гармонично,отличается плавными переходами оттенков коричневого цвета.

На Академической выставке, которая была открыта 1 сентября
1824 года, картина была показана в первый раз. Она сразу понравилась
многим зрителям, среди поклонников был сам император. Именно он и приобрел
картину. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей
для сформированной системы Академии.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ


Утро помещицы, 1823г, ГРМ

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ


На пашне. Весна. ГТГ

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ


На жатве. Лето. Середина 1820-х,

Венецианов создал целую галерею русских крестьян - сильных,
работящих, скромных, пленяющих прирожденным благородством и чувством
собственного достоинства. Он утвердил простого человека в праве стать героем
картины, доказал его физическую и моральную красоту.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Крестьянка с васильками. 1820-е, ГТГ

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Голова старого крестьянина, 1825, ГТГ

Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова
дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его
замечательный портрет Захарки.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Захарка, 1825, ГТГ

В 1823-26 годы Венециановым была написана картина "Спящий
пастушок". Венецианову удалось написать пейзаж, который наполнен
пространственными слоями. Каждый слой наполнен своей особенной тональностью.
Автор последовательно меняет цветовую гамму картины, здесь он опять показывает
себя мастером создания перспективы.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ


Купальщицы. 1829, ГРМ

В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей
Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу
Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете. В декабре 1836 года
художник слег и сам.

Венецианов Алексей


Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) — русский художник.

Автопортрет. 1811 год.

Один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Бытовой жанр — это один из основных жанров посвященный изображению частной и общественной жизни человека. Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения, считая это главной задачей живописца. В своем имении Сафонково создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.


Жница. 1820 год.


Девушка в клетчатом платке.


Портрет К.И.Головачевского с тремя воспитанниками Академии. 1811 год


Портрет М.А.Венециановой, жены художника. 1820 год.


Портрет М.Н.Стромиловой


Портрет молодого человека в исанском костюме. 1804 год.


Портрет И.В.Хавского 1827 год.

Сановники. 1808 год.


Купальщицы. 1829 год.


Портрет А.А.Венециановой, дочери художника. 1825 1826 годы.


Портрет П.И.Милюкова. 1820 год.

Теперь, обретя независимость, вдали от суетных заказчиков, придирчивой Академии, художник мог творить на свободе, предоставленный сам себе, руководимый лишь собственными склонностями и желаниями. Красота окружающего мира переполняла его радостью.

Пройдет еще четверть века, прежде чем Чернышевский провозгласит в своей знаменитой диссертации: прекрасное — есть жизнь, тем самым открыв новую полосу в истории эстетической мысли, в самом ходе развития русского искусства.

А пока что скромный художник, почти безвыездно живущий в своей деревеньке, вдохновенно работает, прокладывая пути этой истине, доверяясь собственным чувствам и своему пониманию жизненных явлений.

Изображая своих крестьянок, художник как бы отрекался от тех понятий, представлений о женской красоте, которые существовали в его время

Что красота?— ужель одно названье?
Иль грудь высокая и тонкии стан.
Или большие очи?— но порою
Все это не зовем мы красотою
Уста без слов — любить никто не мог.
Взор без огня — без запаха цветок!

Разумеется. Венецианов не был чужд этих представлений о прекрасном. Но он не хотел ни в чем погрешить против правды, не хотел привносить свое понимание в ту реальность, у которой были свои законы, свое понятие о красоте.

Это лицо выделяется в галерее венециановских женщин. В нем нет ничего застывшего, оно мило своей одухотворенностью.

Как случилось, что жизнь, исполненная труда и лишений, пощадила это существо, или только до времени обошла его стороной. В детски припухших губах как будто трепещет улыбка, в глазах столько чистого, ясного света и такое доверие к миру, какое бывает только в ранней юности. Все гармонично в чертах ее лица, все исполнено прелести. Чем больше вглядываешься в ее лицо, тем больше уверенности, что красота эта достойна счастья, рождена для счастья.

Художник как будто отдыхал, работая над этим полотном, предавшись мечтам.

Образы крепостных крестьян появлялись в русской живописи и до Венецианова — у Аргунова. Боровиковского и других художников, но только в его творчестве мир крестьянской жизни и крестьянских понятий становится главной темой, определяет самую сущность его искусства, его представлений о красоте.


Вот тебе и батькин обед. 1824 год.

Розданные в деревне полотна Венецианов называл этюдами или картинками. Но эти картины не были изображением сцен из деревенской жизни. Художник не ставил перед собой задачи, которая впоследствии стала девизом передвижников,— изучать жизнь народа и правдиво воспроизводить ее. Не стоит порицать Венецианова за то, что тяжелая, полная лишений жизнь крестьянства почти не нашла отражения в его искусстве. Взгляды и творческие намерения Венецианова были иные, чем у художников, вдохновленных идеями Белинского. Тургенева. Некрасова.

…Ранним утром, когда в доме все спали, он выходил в сад, проходил деревней, направляясь в поля. Запах свежевспаханной земли, от которой поднималось легкое марево, ударял в голову. Фигура крестьянки с лошадью, впряженной в борону, казалась призрачной, вот-вот готовой раствориться в синеватых далях. Он смотрел вокруг, и на душу нисходило ощущение покоя, неразрывной связи с родной землей, солнцем, весной.

Среди произведений Венецианова, созданных в 20—30-е годы, преобладают этюды, сделанные с крестьянских женщин и детей. И это можно объяснить только тем, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть жизни, была хранительницей поэтического начала крестьянской жизни.


Крестьянская девушка с серпом во ржи. 1820 год.


Крестьянская девушка с телёнком. 1829? год.


Старая няня в шлычке. 1829 год.


Девушка с бураком.


Гумно. 1821-1822 год.

Миг смерти краток. А прощание с жизнью начинается задолго до последнего часа. Все, что мы когда-то, не зная того, сделали в последний раз, обозначает вехи прощания с жизнью. Вот он только что в последний раз раскурил сигару. До этого сказал последнее слово любимой дочери. Когда-то в последний раз он закрыл этюдник. Когда-то — в последний раз — закрыл книгу, дописал письмо, вымолвил слово. И наконец, в последний раз вдохнул чистый свежий воздух родных полей…

Именно поэтому неповторимо индивидуальное, остронациональное искусство Алексея Гавриловича Венецианова с каждым грядущим годом, отдаляющим его жизнь от сегодняшнего дпя, активно набирает силу воздействия, видится с большого расстояния все более значительным, вызывающим глубокий интерес, духовное сопереживание и у художников, и у самых широких зрительских кругов.

Сомнения нет — этот процесс с течением времени будет расти, числу истинных прозелитов художника суждено множиться.

Читайте также: