Описание картины васнецова репка

Обновлено: 18.09.2024

Не предполагал я, легкомысленно взявшись полистать детскую книжечку, какие жуткие бездны таятся в "Теремке". Это вам не светлый пушкинский мир — страшно находиться рядом с пламенем славянского фольклора, которым оказались опалены и детские художники.

Была в детской иллюстрации особенная линия трансформации персонажей — примитивистко-лубочно-фантазийная. Представителем этой линии является Ю.Васнецов. Васнецов изначально тяготел к народному лубку, у него стезя была иная, чем у Чарушина (о котором мы поговорили тут). Но зверюшки-то умильные! Этим Васнецов сближается с Чарушиным и отличается от Мавриной, которая тоже работала в лубочно-фантазийном направлении.

У Васнецова огромное количество изданных вариантов его иллюстраций (и в книгах, и отдельными литографиями) — я давно оставил мысль собрать все их. Решил, что как у всякого художника, который начинал в золотую эпоху детской книги, потом попал под обвинения в формализме и пачкотне, а потом был прощён и обласкан — что у такого художника можно без труда вычленить периоды его творчества. Даже и наметил основные этапы Васнецова в изображении зверюшек в сказках: сначала он рисовал в примитивистской манере, в эпоху гонений — должен был рисовать в натуралистической манере, а после смерти Сталина — в празднично-лубочной манере. Но потом я спутал несколько раз датировку и понял, что периоды наслаивались друг на друга, Васнецов оказался хитрее. Пришлось срочно купить издание "Известный Юрий Васнецов" (2012), подготовленное при активном участии дочери художника. Давно пора было.

"Известный Юрий Васнецов" (2012)

Теперь немного ориентируюсь в разных периодах. Главное отличие — не между Васнецовым-реалистом и Васнецовым-примитивистом (это и так видно), а между фантазийной манерой Васнецова довоенной и шестидесятых годов. Жаркие споры в отзывах на переиздания книг Васнецова, обвинения издателей в уродовании классика — это часто оттого, что издатель дал довоенные рисунки, а читатель сравнивает с картинками позднего периода. Примитивистские картинки разных периодов похожи, отличаются часто фоном, украшательством. Настоящий лубок — это любимые всеми и удостоенные Госпремии "Ладушки" (начало 1960-х, в этой книге есть некоторые сказки для маленьких, но не "Теремок") и "Радуга-дуга" (конец 1960-х). Открыл для себя довоенного Васнецова-примитивиста и понял, что он мне больше нравится, чем поздний Васнецов, ставший каноническим.

До войны Васнецов проиллюстрировал пьесу С.Маршака "Теремок" (издан в 1941 году). К народной сказке пьеса имеет отдалённое отношение: персонажи-то почти те же самые (зайца нет, ёж и петух добавлен), но они изначально разбиты на две группы: мелкие положительные зверюшки, живущие в теремке и его обороняющие, и враги-хищники (лиса, волк, медведь), которые держат теремок в осаде. Тем не менее, представление о довоенных васнецовских зверюшках эта книга даёт, и, более того, Медведя из маршаковского "Теремка" позднее поместили и в народный "Теремок". Довоенный персонаж нормально вписался в поздний период творчества Васнецова.

У меня вот такие издания пьесы "Теремок". Слева — качественное современное переиздание: Маршак С. Теремок (худ. Ю.Васнецов). — М.: Мелик-Пашаев, 2013. А справа — курьёз советского провинциального книгопечатанья, когда рисунки Васнецова не воспроизводились напрямую, а перерисовывались другим художником: Маршак С. Теремок (копийные рисунки художника Г.Куценко). — Фрунзе: Мектеп, 1984.

Оригинал и копия

Вот сам Теремок и персонажи.

Все персонажи на фоне Теремка Хищники-бандиты Главный бандит

А вот отличие сюжета: у Маршака попытка Медведя проникнуть в Теремок жёстко пресекается коренными жильцами.

Народный "Теремок" у Васнецова существует в нескольких вариантах, которые создавались в разные периоды творчества. Вот образцы васнецовских "Теремков" в отдельных изданиях и в сборниках (по возможности) по сведениям альбома "Известный Юрий Васнецов".

Отдельные издания

1938 год

1946 год

1951 год

А вот здесь в альбоме прокол, что ещё больше запутывает вопрос о вариантах васнецовских книжек. Приведено описание изданного в 1951 году нового варианта маршаковского "Теремка", приводится пример иллюстрации. Однако видно, что это иллюстрация к народной сказке! Иллюстрация к пьесе Маршака нашлась в Интернете, но откуда картинка к народной сказке, я не смог установить. Пусть тоже идёт под 1951 годом (стилистика подходит).

Маршак "Теремок" (1951) Иллюстрация к Маршаку

Народный "Теремок". Откуда?

Сборники сказок.

"Гуси-лебеди"1937 год.

Впервые народный "Теремок" Васнецов проиллюстрировал, видимо, в 1937 году в сборнике "Гуси-лебеди" (переиздавался с вариациями до начала 1950-х гг.). Эти варианты можно посмотреть в ЖЖ-сообществе "Музей детской книги" (здесь). В этом издании были два художника: Ю.Васнецов и К.Кузнецов, крепкий реалист. К "Теремку" четыре иллюстрации без указания конкретного авторства.

Насчёт авторства Васнецова в двух последних картинках появились у меня сомнения. И вроде бы изменение манеры в сторону реализма можно понять, и в книге про Васнецова приведён его набросок именно для "Гусей-лебедей".

А всё равно сомнения остаются.

"Русские сказки" 1947 год

Заняться углублёнными поисками меня заставила вот такая современная книга: "Первые сказки: Курочка Ряба, Колобок, Репка, Теремок". — М.:Лабиринт, 2017.

В целом, здесь воспроизводится издание 1952 года в тогдашней реалистичной манере. Но в сталинской книжке не было "Теремка" (он, как было показано выше, и так активно издавался). Редактор добавил "Теремок" в современное издание и добавил так, что теперь книжка стала памятником и учебным пособием. Памятник полному отсутствию вкуса и меры. Учебное пособие: в одном месте собраны разные периоды творчества Васнецова — видно, как рисовал зверей в натуралистической манере, а как — в фантазийной.

Нормальные сказочные персонажи Натуралистичные скучные звери Разные стили на одном развороте! Яркие сказочные персонажи

Теперь-то понятно, что иллюстрации чёрно-голубые из издания "Русские сказки" (М.-Л.: Детгиз, 1947), чёрно-белые — из числа иллюстраций к "Теремку" предположительно 1951 г. Цветные реалистичные звери — не могу найти источника (подозреваю даже, что это иллюстрации к другой сказке, например, к "Колобку" — лиса и волк смотрят куда-то вниз). Последняя яркая сказочная иллюстрация — скорее всего, автономная большого формата литография Васнецова (эти плакаты у букинистов не встречаются — их ещё сложнее классифицировать, чем книжные иллюстрации).

У Васнецова нет варианта "Теремка", переработанного в поздней манере, выдержанного в стиле "Ладушек". Есть только скомпонованный вариант в "Русских сказках" (1974). Эта книга — "Русские сказки" — вышла на следующий год после смерти Васнецова. Книга тоже собрана из разнородных картинок на живую нитку, хотя, наверняка, делалась под наблюдением родственников художника. Но разница между картинками разных циклов и периодов всё же не так бросается в глаза — все картинки в одном стиле. Чувство вкуса редакторов не покинуло.

У меня переиздание 1991 года.

"Русские сказки" (1991)

Ну а сами картинки — микс из народных "Теремков" (вероятно, не нарисованных заново, а взятых из прежних изданий, в том числе из книг 1938 г. или 1946 г.) и маршаковского "Теремка" (1941 г.).

Сборище насекомых:муха, блоха, комар Насекомые и мелкие звери. Где блоха? Инородные крупные хищники из другой оперы Мощный аккорд. Блоха вверху справа

Период раннего и дошкольного детства ведущий в развитии человека.

Возраст до пяти лет богатейший по способности ребенка быстро и жадно

познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью

начинают овладевать культурным наследием человеческого общества.

Перенимая нормы поведения окружающих, средство их общения – речь,

усваивая способы действия с предметами, ребенок осваивает многовековой опыт человечества.

Как рассматривать с детьми иллюстрации Ю. Васнецова к русским народным сказкам

Особенно важно начать с детских лет воспитывать эмоциональное восприятие произведений искусства, способность самостоятельно думать над ними. Это побуждает в ребенке творческое начало, формирует эстетическое

В детской книге сочетаются два вида искусства: художественное слово и

изобразительное искусство живописи, графики. Чем меньше ребенок, тем

большее значение имеют для него яркая, многокрасочная обложка, цветные

Мир красок, линий, воссоздающий на рисунке то, что ребенок непосредственно видит в окружающем мире, ближе ему, чем текст, который понимается лишь по общему звучанию, по отдельным словам, по интонациям.

Многое и в рисунке малыш воспринимает интуитивно, этому помогает гамма

красок, композиция рисунка.


В нашей группе очень много книг с иллюстрациями Ю. Васнецова. Вот кто

умеет раскрыть содержание сказки через свои рисунки!

Иллюстрации, созданные Ю. Васнецовым отмечены оптимизмом,

душевностью и жизнеутверждающей силой.

выбирает темный, почти черный, остальные цвета приглушает, настраивая на

грустный лад. На общем темном фоне голубым, белым, красным, оранжевым

выделяет все то, что ребенку надо заметить, чтобы понять текст. Разрисовав

каждое перышко очень большой курочки Рябы, художник окружает ее мелкими

голубыми цветами, чтобы привлечь внимание ребенка прежде всего к ней и

внимание к широко раскрытому клюву: курочка кричит о новом яичке,

успокаивает деда и бабу. Голубые цветы наверху, суживая рисунок, концентрируют внимание на предшествующих событиях: дед и баба белыми


Композицией и цветовыми решениями художник как бы руководит

восприятием рисунка и помогает увидеть все самое существенное;

подчеркивает он и то, что золото не приносит счастья.

событии. Сказочно большая желтая репка вырисовывается на фоне голубого

неба. Ее величину подчеркивают белые облачка. Все участники событий выделены синим, белым, красным цветом. Художник и здесь дает возможность

ребенку понять все, о чем говорится в сказке. Он учит детей по рисункам

прочитывать все произведение. Взрослые помогут в этом, руководя постепенным рассматриванием рисунков, давая небольшие пояснения, повторяя соответствующие части текста, припоминая их с детьми.


При первом рассматривании важно порадоваться вместе с ребенком самому

Важно помочь детям почувствовать разницу в настроениях, которую

художник, по-своему прочитав сказку, воплотил в зрительные образы.

Если к цветным рисункам малыш всегда тянется, так как сама яркость красок

влечет его, радует, то к рассматриванию черно-белых рисунков его надо

приучать. Он их не замечает.

К ряду произведений подобраны и цветные и черно-белые рисунки. Так,

Заинтересовав ребенка цветным рисунком, показывают черно-белые, помогая

рассмотреть их.

На цветном рисунке Ю. Васнецова дети увидят, как лиса прогнала зайчика из

художник изображает это на черно-белых рисунках: на одном из них зайка

вытирает слезы полотенцем, на другом – крупные слезы так и капают. И

полотенце и слезы зайки надо показать детям, иначе они могут не заметить

Увидев воочию, как велико горе зайчика, дети особенно радостно встретят

веселый цветной рисунок – кончилось горе, прогнали лису.

изображает девочку, только что вошедшую в дом медведей; на черно-белом

показывает, как она раскачивается на стульчике Мишутки, на последнем

цветном рисунке – как медведи вошли в спальню, где спит девочка.

Художник значительно расширяет текст множеством талантливо найденных

подробностей, давая простор для творческого восприятия рисунков.

При первом знакомстве со сказкой хорошо, если дети отметят, какой

маленькой кажется девочка рядом с громоздкими стульями, столом, как ей,

вероятно, страшно было войти в этот чужой, темный дом. А на черно-белом рисунке показать, что Маша уже не боится. На втором цветном рисунке сначала следует помочь увидеть лишь спящую девочку, вошедших в спальню медведей и окно, в которое затем выскочит она. При повторных рассматриваниях хорошо помочь детям разглядеть все художественные находки и в черно-белом и в цветных рисунках: рассмотреть характерные фигуры медведей, различные размеры мебели, посуды, сопоставить это со сказочными персонажами, найти чашку, ложку, стул, кровать каждого из них.

Хорошо обратить внимание детей на то, как свободно ведет себя девочка в

чужом доме, как раскачивается на стульчике Мишутки, как она держит ложку

(черно-белый рисунок). Это поможет правильно оценить ее поведение.

А еще позднее обратить внимание детей на контраст белого неба (в окне на

первом цветном рисунке) и темного ночного неба за окном спальни (второй

цветной рисунок) и помочь им сделать вывод: вот как долго девочка была у

Ю. Васнецов использует живописные средства выразительности для того,

чтобы привлечь внимание детей к виду за окном. То белый цвет, то красный

помогают заметить и темный глухой лес на светлом фоне неба, и ночное небо. И

все это надо помочь разглядеть детям.

Постепенно они увидят множество подробностей жизни медведей: рябина,

грибы сушатся на зиму, у кроватки Мишутки коврик и т. д.

При первых же рассматриваниях рисунков очень важно удержать внимание

ребенка от попыток рассмотреть сразу все подробности, так как внимание детей будет рассеиваться, возникнет пестрая картина множества разрозненных деталей, а цельного впечатления, связи с текстом не создастся. Единство может возникнуть лишь при постепенном освоении рисунка, когда каждая последующая находка, будет дополнять, уточнять уже сложившееся

При этом очень важно, чтобы ребенок не утратил эмоциональности

восприятия рисунка, радовался самому виду его, чувствуя общий настрой

рисунка и его подтекст. Формирование начатков эмоционального мышления –

процесс очень постепенный, длительный.

Рисунки помогают ребенку яснее представить все происходящее, острее

пережить события, заново воспроизвести содержание в своем воображении,

глубже проникнуть в суть произведения.

Ю. Васнецов отдал весь свой талант детям, помогая им понять произведения

русского народа, полюбить их, научиться тянуться к произведениям искусства,

вглядываться, вдумываться, запоминать их.

Квест-зарядка по русским народным сказкам

Квест-зарядка по русским народным сказкам Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест (заимствование.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 1

Разбирала как-то сохраненные книжечки — потрепанные. чумазые немножко, но с чувством сбереженные, понятно кем.
Не мной. Некоторые без обложек, у некоторых странички порваны.

Я росла и думала — да зачем хранить эти старые малышовые книжки? Что уж, новых что ли не купить!

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 2

А теперь, когда другая гражданка смотрит мои книги — дак ей и правда так интересно, и кажутся они ей совершенно сказочными, а уж когда дополняют, что "эти книжки-то еще знаешь кого?". Так глаза светиться начинают: "Мама, мама! Смотри — это еще твои книжечки! Почитай мне!".

Почитай. Легко сказать. Берешь в руки, и изнутри что-то такое поднимается. Что-то такое, в общем — зареветь и долго реветь можно от таких странных чувств. и от счастья за ребенка, и от грусти за время, и от страха и снова от счастья. такого щемящего, что вот так. Да именно так всё и было в моём тогдашнем детстве. Ну мы, пожалуй, перестанем реветь — я вообще-то не мучить вас хотела, а просто показать и чуть рассказать про художника.

Юрий Васнецов (1900-1973). Похоронен в Питере.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 3

Родился Юрий Васнецов 4 апреля 1900 года в старинном городе Вятке, в семье священника.

И дед его, и братья отца принадлежали к духовному сословию. Состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми.

Большое семейство отца Алексия Васнецова жило в двухэтажном доме при кафедральном соборе, в котором батюшка и служил. Юра очень любил этот храм — чугунные плитки его пола, шершавые, чтобы нога не скользила, огромный колокол, дубовую лестницу, что вела на верхотуру колокольни.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 4

И так: "Помню весну в Вятке. Ручьи текут, такие бурные, как водопады, а мы, ребята, кораблики пускаем. Весной открывалась веселая ярмарка — Свистунья. На ярмарке нарядно, весело. И чего только нет! Посуда глиняная, горшки, кринки, кувшины. Скатерти домотканые со всякими узорами. Очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки — все интересно по цвету. Карусели на ярмарке все в бисере, все в блестках — гуси, кони, колясочки, и обязательно гармонь играет".

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 5

А что такое тогдашняя Вятская губерния — кустарные промыслы: мебельные, сундучные, кружевные, игрушечными.

Да и сама матушка Мария Николаевна была знатной кружевницей-вышивальщицей, известной в городе.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 6

Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами.

Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки — все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для сказочных рисунков.

Еще в детстве ему нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, любил кататься на коньках и пускать змея.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 7

После революции все семьи священников, в том числе и семья Васнецовых (мать, отец и шестеро детей), были выселены буквально на улицу.

Васнецовы скитались по чужим углам, вскоре купили маленький домик.

Потом пришлось его продать, жили в бывшей баньке…

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 8

Семейная фотография Васнецовых. Юрий Васнецов — третий слева.

Юрий отправился искать счастья в Петроград в 1921 году. Он мечтал стать художником. Чудом поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее Вхутемас); успешно закончил учебу в 1926 г.

Его учителями был сам шумный столичный Петроград со своими европейскими дворцами и полных мировых сокровищ Эрмитажем.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 9

В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В.В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора — сказок, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.

В 1930-х гг. ему принесли известность иллюстрации к книжкам "Болото", "Конек-Горбунок", "Пятьдесят поросят" К.И. Чуковского, "Три медведя" Л.И. Толстого.

Тогда же он делал отличные - нарядные и увлекательные - литографские эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 10

В 1932-34 гг. он создал, наконец, несколько произведений ("Дама с мышкой", "Натюрморт со шляпой и бутылкой" и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного "базарного" искусства, которое он ценил и любил.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 11

Но это позднее обретение себя совпало с начавшейся тогда кампанией борьбы с формализмом.

Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и показывал ее только близким людям.

В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма.

Но эти работы практически не были никому известны.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 12

Непростая жизнь и в семье родителей, и впоследствии, во время, ну, как сказать, тоже непростое для творчески одаренной личности. советские годы, когда, скажем, нужно было "соответствовать" несколько поменяли собственный характер художника.

Обычно доверчивый и мягкий, уже будучи женат, он стал нелюдимым. Нигде не выставлялся как художник, нигде не выступал, ссылаясь на воспитание двух дочерей, одна из которых — старшая, Елизавета Юрьевна, — впоследствии станет знаменитой художницей.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 13

Ю. Васнецов с дочерьми

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 14

Е.Ю. Васнецова на выставке, посвященной отцу.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 15

Работа Е.Ю. Васнецовой

Даже друзья махнули на этого домоседа рукой — пропал человек для большого искусства!

Любимым чтением Юрия Алексеевича до старости оставались сказки. А любимейшими занятиями — писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.

Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в Государственном Русском Музее (1979), и стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX в.

Давайте смотреть и вспоминать!

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 16

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 17

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 18

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 19

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 20

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 21

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 22

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 23

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 24

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 25

Чувствительный он был. Юрий Алексеевич Васнецов.

Большое спасибо за ваше драгоценное внимание.

Все картинки и куски биографической информации взяты из открытых источников интернета и скомпанованы Вашим почтенным слугой.

Художник Васнецов

Как прививать интерес ребенка к искусству? Люди рассматривают картины, слушают музыку, читают художественную литературу и поэзию, восхищаются архитектурой, танцами, театром, кино… Можно слушать музыку и не понимать, можно смотреть картины и ничего не чувствовать… Восприятие искусства начинается с раннего детства.

Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.

С раннего дошкольного возраста дети должны знакомиться с одним из видов изобразительного искусства — живописью. Живопись воспринимается легко, если в семье понимают, любят и чувствуют произведения искусства. Родители, заинтересованные в эстетическом развитии детей, могут организовывать маленькие радостные встречи с искусством.

Встречи с жанром сказок и былин

Сказки сопровождают детей чуть ли не с колыбели, и представить образы многих сказочных героев им помогут картины Виктора Михайловича Васнецова.

Одна природа слышит и понимает Аленушку. Хмурое небо затянулось серыми облаками, грустные осины роняют от горькой обиды слезы-листья. Легкий ветерок нежно поглаживает волосы. Густой лес встает стеной, защищая бедняжку от страшной судьбы. Все элементы пейзажа имеют символическое значение: темный омут символизирует девичью тоску-кручину, а режущая осока вокруг камня предвещает неминуемое несчастье.

Это интересно:

Рекомендации для родителей

Прослушайте вместе с ребенком народную песню, которая поможет понять настроение картины.

Спросите ребенка о том, нравится ли ему эта картина, какие чувства она вызывает, что он думает об Аленушке.

  • Почему она убежала в лес?
  • Кто ей сочувствует? (зрители, природа)
  • Как относится к ней художник?
  • По сказке злая ведьма столкнула Аленушку в воду, а кто на картине Васнецова желает ей добра? (осинка, ласточки).

После обсуждения картины и сказки не забудьте сделать совместный вывод о том, что же должно связывать человека и природу.

Картина Три царевны

Картина создана по мотивам русской народной сказки о том, как крестьянский сын Иван нашел под землей три царства – золотое, драгоценных камней и железное. Картина была написана по заказу купца С. И. Мамонтова для украшения конторы северодонецкой железной дороги.

Сюжет сказки в картине другой: железное царство заменено на каменноугольное. Две царевны предстают на фоне пламенеющего заката. Первая охраняет самый дорогой металл – золото. Гордая и надменная царевна облачена в золототканую одежду. Ее головной убор отлит из чистого золота. Она держит в руках платочек, украшенный золотыми нитями.

Вторая смотрит свысока на свою младшую сестру. Ее одежда осыпана голубыми сапфирами, красными рубинами, фиолетовыми аметистами, ослепительными бриллиантами. На голове мерцают изумруды.

Младшая царевна скромно стоит в тени, у самого спуска в подземелья. Черное платье и волосы украшены жемчугами и алмазами, а на голове сияет маленький огонек. Царевна охраняет самое нужное сокровище – каменный уголь.

Рекомендации для родителей

Царевич похитил заморскую царевну из дальних стран, у царя Далмата, поэтому на ней восточный наряд: тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, парчовый халат, золотые башмачки с изогнутыми носами. Красавица как будто заколдованная, словно в полусне. Молодые спасаются от погони. Огромный волк мчится сквозь сумрачный лес. Удивляют отдельные детали картины, указывающие на стремительность действия: прижатые волчьи уши, распустившийся хвост, высунутый язык, развевающиеся царевны, летящий тяжелый меч в ножнах Ивана-царевича…

Рекомендации для родителей

На картине изображена богатырская застава. Стоят на страже земли Русской три главных героя Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. За ними бесконечные леса и поля. По небу плывут облака, которым не страшны злобные тучи. Облака как бы расступаются перед богатырской силой.

Картина Богатыри

В центре самый старший из богатырей – Илья Муромец. Был он крестьянским сыном и всю жизнь отдал служению народа. Об Илье Муромце и его подвигах рассказывают многие былины:

Слева правая рука Ильи – Добрыня Никитич, отличающийся мудростью и предусмотрительностью. Его светлый и быстрый конь Белеюшка уже почуял врага, и Добрыня достаёт из ножен свой волшебный меч.

Перед сильными богатырскими конями растут маленькие беззащитные елочки. Художник Васнецов говорит нам о том, что елочки вырастут могучими и сильными, если человек будет их защищать. Вся наша обильная земля может нас напоить из своих родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в тени прохладных лесов, но она не может сделать одно – защитить себя.

Рекомендации для родителей

Объясните различия былины от сказки.

Задайте ребенку следующие вопросы:

  • Почему Илья Муромец стал любимым богатырем русского народа.
  • Кого защищали русские богатыри? (слабых стариков, детей, женщин, родную землю…)
  • Какими были наши защитники?
  • Как звали самого старшего богатыря?
  • Известно, что по указаниям мудрецов-странников Илья увидел в жеребенке своего будущего коня. Какие внешние приметы помогли богатырю выбрать коня под стать себе? (Белое пятнышко на носу и задней ноге коня).
  • Кто из богатырей был княжеского происхождения? Что его отличает от других защитников? На кого похож Добрыня Никитич?
  • Кто из богатырей самый младший? Какие элементы картины говорят о том, что Алеша Попович был мастером воевать и сказки рассказывать? (колчан со стрелами и гусли-самогуды).
  • Какой богатырь понравился больше и почему?

Где наши предки черпали богатырскую силу? Источником богатырской силы была и остается родная земля.

Картины В. М. Васнецова вошли в золотой фонд Третьяковской галереи. Их можно рассматривать и читать. Все, кто неоднократно посещал галерею и видел картины Васнецова воочию, всегда находил в них то, чего не замечал раньше. Желаю всем интересных прогулок в мир прекрасного.

Читайте также: