Описание музыкального зала в детском саду по фгос образец

Обновлено: 05.10.2024

ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию ООП ДО, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно- развивающей среды.

Предметно-развивающая среда (ПРС) – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности. Организация пространства, деление на зоны.

Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.

Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то наличие ковра на полу размера 3*4м, позволяет детям чувствовать себя не стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от туловища. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.

Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно- развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования,дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Требования к мультимедиа: Для показа диафильмов, мультимедиа используют проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1м и не более 1,3м. Показ на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице:



Визитная карточка
Музыкальный руководитель:
Болданкова Ирина Геннадьевна,
Высшее образование,
окончила Нижегородский областной колледж культуры,
присуждена квалификация: педагог-организатор,
руководитель самодеятельного народного хора;
Волжскую инженерно-педагогическую академию
в 2004 г., квалификация: менеджер в социальной сфере
Педагогический стаж работы: 14 лет,
Первая категория (2014 г.)
Перечень документов музыкального руководителя
- Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
- Аналитический отчет о результатах работы за год (результаты проверки уровня музыкального развития детей).
- График работы музыкального руководителя, определяющий содержание рабочей недели с учетом профессиональной нагрузки.
План по самообразованию.
Консультации для воспитателей и родителей.
Занятия проводятся в соответствии с требованиями СанПин два раза в неделю в музыкальном зале:
Группа 3-4 года -15 минут
Группа 4-5 лет-20 минут
Группа 5-6 лет- 25 минут
Группа 6-7 лет-30 минут

Технические средства
1. Фортепиано
2. Синтезатор
3. Микрофон — 2 шт.
4. Ноутбук
5. Компьютер
6. Музыкальный центр
7. Проектор
8. Экран
9. Видеоплеер
10. Телевизор
11. Магнитофон — 2 шт.
12. Монитор — 2 шт.

Игры для детей средней группы (4-5 лет)

Игры для детей старшей группы (5-6 лет)

Игры для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Сценарии праздников и развлечений

Музыкальные инструменты.
1. Колокольчик — 25 шт.
2. Свистулька — 2 шт.
3. Труба — 1 шт.
4. Румба — 5 шт.
5. Музыкальные молоточки — 25 шт.
6. Губная гармошка
7. Треугольник — 3 шт.
8. Маракас — 4 шт.
9. Дудочка — 5 шт.
10. Погремушка — 30 шт.
11. Барабан — 10 шт.
12. Ксилофон — 5 шт.
13. Металлофон — 25 шт.
14. Трещотка — 1 шт.
15. Ложки — 50 шт.
16. Бубен — 5 шт.
17. Арфа
18. Аккордеон — 3 шт.
19. Балалайка — 3 шт.
20. Гармошка

Перечень карнавальных костюмов для взрослых.
1. Дед Мороз
2. Снегурочка
3. Снеговик
4. Карлсон
5. Матрешка
6. Заяц
7. Петрушка - 2 шт.
8. Народные костюмы — 5 шт.
9. Матрешка
10. Иван Царевич
11. Емемя
12. Леший
13. Баба Яга — 2 шт.
14. Кикимора
15. Кот в сапогах
16. Зима
17. Осень
18. Весна
19. Кот Базилио
20. Лиса Алиса
21. Старик Хоттабыч
22. Шапокляк
23. Старушки веселушки — 2 шт.
24. Мэри Поппинс
25. Король
26. Принцесса Несмеяна
27. Царевна-Лягушка
28. Карабас-Барабас
29. Тоска зелёная
30. Водяной
31. Корова
32. Медведь

Перечень карнавальных костюмов для детей.
1. Волк — 3 шт.
2. Кот — 4 шт.
3. Жар-птица
4. Конёк-горбунёк
5. Тигр
6. Мак — 4 шт.
7. Ёж — 2 шт.
8. Белка — 3 шт.
9. Художник — 2 шт.
10. Медведь — 5 шт.
11. Лиса — 9 шт.
12. Таджик
13. Солнце
14. Юбки — 15 шт.
15. Кофточки — 5 шт.
16. Шаровары — 5 шт.
17. Красная шапочка — 5 шт.
18. Петух
19. Ворона
20. Кукла — 5 шт.
21. Звездочёт
22. Буратино — 2 шт.
23. Пингвин — 4 шт.
24. Козлик — 5 шт.
25. Мышь — 5 шт.
26. Грибы — 6 шт.
27. Космонавт — 6 шт.
28. Снеговик — 6 шт.
29. Поварята — 2 шт.
30. Гномы — 10 шт.
31. Петрушка — 2 шт.
32. Матрешка — 2 шт.
33. Сарафан народный — 5 шт.
34. Рубашки народные для девочек — 5 шт.
35. Косоворотки — 5 шт.
36. Юбки желтые — 6 шт.
37. Футболки белые — 5 шт.
38. Футболки синие — 5 шт.
39. Футболки красные — 3 шт.
40. Футболки оранжевые — 10 шт.
41. Легинсы чёрные — 10 шт.

Цель и задачи музыкального кабинета :

• Задачи музыкального кабинета :- Создание условий для непрерывного роста музыкального развития детей дошкольного возраста, приобщения их к музыкальному искусству.

- Создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогических работников в вопросах музыкального развития и воспитания дошкольников. - Создание условий для формирования потребностей всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) по освоению новых технологий музыкального развития и воспитания дошкольников.

- Диагностирование уровня развития музыкально-художественной деятельности, приобщения детей к музыкальному искусству, обследование проявление креативности детей и корректировка их затруднений в вопросах музыкального развития и воспитания

Структура деятельности музыкального кабинета

Информационный блок – создание дидактического и методического материалов, создание фонотеки, видеотеки.

• Шкафы секционные - 3 шт.

• Стол письменный - 3 шт.

• Стул взрослый - 3 шт.

• Тумба под магнитофон - 1 шт.

• Ширма большая - 1шт.

• Мольберт – 2 штуки.

• Детские стульчики деревянные 40 штук.

• Хохломские маленькие 7 штук.

• Столы хохломские 4 штуки.

Технические, информационно - коммуникативные средства обучения:

• Детское электронное пианино – 2 шт.

• Телевизор ж/к Toshiba – 1 шт.

• Магнитофон – 4 шт.

• Годовой план работы.

• Перспективное планирование музыкальной деятельности детей по всем возрастам.

• План по самообразованию.

• Учебно-тематический план кружкой (студийной) работы.

• Каталог ДМИ (приложение).

Каталог музыкально-дидактических игр (приложение).

Каталог досугов и развлечений (приложение).

Каталог сценарий праздников (приложение).

• Каталог на фонотеку к программе (приложение).

Каталог на видеотеку (приложение).

Каталог интернет ресурсов (приложение).

Каталог атрибутов к танцам, играм-драматизациям, аттракционам, кукольным постановкам, раздаточный материал (приложение).

• Каталог декораций, праздничного оформления (приложение).

Каталог детских карнавальных костюмов и элементов (приложение).

• Картотека коммуникативных игр.

• Картотека музыкальных игр.

• Картотека гимнастика с элементами логоритмики.

• Картотека музыкально – дидактических игр.

• Картотека зимних подвижных игр.

• Картотека народных игр.

• Картотека «Весёлая артикуляционная гимнастика Н. В. Нещаева.

• Картотека пальчиковые игры.

• Картотека основного комплекса дыхательных упражнений.

• Картотека по К. Орфу.

• Картотека коммуникативных игр.

• Картотека на развитие чувства ритма.

• Картотека подвижных игр для 2 младшей группы.

• Картотека подвижных игр.

• Музыкально – подвижные игры для средней группы.

• Картотека подвижных игр для старшей группы.

• Картотека музыкально – дидактические игры – 3папки.

• Три кита в музыке.

• Знакомство с нотами.

Методическое пособие с демонстрационным материалом.

• Расскажите детям о музыкальных инструментах.

• Музыкальные инструменты.

• Музыкальные инструменты.

• Настроения в музыке.

• Ударные музыкальные инструменты.

• Струнные музыкальные инструменты.

• Духовые музыкальные инструменты.

Перечень музыкально – дидактических игр :

• Нотная ритмическая тетрадь – игра.

Перечень средств наглядности и демонстрации.

Игрушки: Заяц, Мишка, Лиса, Котёнок, Лошадка, Клоун, Гномик, Петрушка, Куклы, Паровоз, Машины и т. д.

мальчик сидит на стуле

Для того, чтобы дети с ранних лет учились чувствовать и понимать музыкальные произведения, в садиках организовываются специальные занятия. Они очень нравятся малышам, потому что вызывают только добрые, теплые эмоции. Ребенок открывает новое в самом себе, начинает смотреть на мир иначе, учится с трепетом относиться к прекрасному. Впоследствии многие ребята поступают в музыкальные школы и связывают свою жизнь с искусством. А ведь все начинается с детского сада!

Именно поэтому к оформлению музыкальных залов для дошкольников предъявляются особенные требования. Об этом сегодня и пойдет речь.

Роль музыкального зала в развитии детей

Музыкальное развитие – непростой, но захватывающий процесс, очень полезный для становления личности. Чаще всего в детском саду оно проходит в форме:

  • разнообразных тематических игр,
  • непосредственного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом,
  • постановок утренников, спектаклей и других номеров.

Помимо практических знаний, дети получают элементарные теоретические представления. Они в доступной, игровой форме знакомятся с нотами, разучивают песенки, подходящие возрасту, учатся отличать тональность музыки и т.д.

Как показывает практика, подобные занятия увлекают даже непосед, очаровывают мальчиков и девочек, открывают в них новые таланты. Плюс, формируют гармоничную личность, имеющую тонкий эстетический вкус. Все это необходимо в современном, стремительно меняющемся мире хотя бы для того, чтобы выросший человек умел найти отдушину и позволить телу расслабиться, а душе – отдохнуть.

В детском саду мальчики и девочки знакомятся с музыкальными произведениями в специально оборудованном для этого зале. Иногда занятия происходят и в помещениях группы, но такое случается редко. Все-таки основное место встречи с прекрасным – музыкальный зал. Именно поэтому помещение должно иметь определенный вид и сразу настраивать детей на нужный лад. Музыку сложно чувствовать и воспринимать, находясь в неподходящем для этого месте. К оборудованию зала предъявляются достаточно жесткие, серьезные требования. Вот почему грамотная работа педагога заключается в том, чтобы создать творческое пространство, помогающее детям чувствовать прекрасное.

Вообще, практически в каждом ребенке заложено природное стремление к музыке и гармонии. Главное – разбудить, развить его. В этом заключается основное значение музыкального зала в воспитании подрастающего поколения. Именно тут происходят открытия и рождаются яркие, незабываемые эмоции.

Зонирование музыкального зала в ДОУ по ФГОС

В большинстве детских садиков для музыкального зала отводится самое просторное, светлое и уютное помещение. Не стоит забывать еще и о том факте, что именно тут проходят различные праздничные мероприятия, ребятишки выступают перед родителями, выпускаются в школу. Следовательно, музыкальный зал должен быть не только хорошо и современно оборудован, но и четко разделен на рабочие зоны.

Согласно требованиям ФГОС, помещение делится на три зоны:

  • рабочую;
  • спокойную;
  • активную.

Они абсолютно равнозначны между собой. При этом, СанПиН требует четкого и правильного деления. Если условия не соблюдены, такой зал может считаться нефункциональным, и его придется полностью переделывать.

Рабочая зона

Первая зона – рабочая. Она предполагает интеграцию с другими видами творческой деятельности ребенка. Прежде всего, с рисованием, лепкой, конструированием. Именно тут малыши получают возможность искренне выразить собственные эмоции, создав материальный шедевр: рисунок, аппликацию, пластилиновую фигурку и т.д. Рабочая зона располагается рядом с окнами, чтобы там было как можно дольше светло. Она оборудуется удобными столиками, в том числе и интерактивными, стульчиками.

детские стулья зверостульчики

Мебель должна полностью соответствовать возрастным требованиям. Хорошо подойдут вот такие оригинальные стульчики, представленные на нашем сайте. Они отличаются милым дизайном, подходящим для детских помещений, а также удобством и функциональностью.

детский стол облако

Комплектом для стульчиков станут соответствующие по внешнему виду столики. Они рассчитаны на использование маленькими детьми и организуют комфортную рабочую среду.

Конечно, помимо мебели в рабочей зоне должны располагаться различные материалы для детского творчества. Карандаши, краски, пластилин, цветная бумага и картон – все это находится именно здесь.

Активная зона

На музыкальных занятиях маленькие дети учатся не только петь, но и танцевать. Кроме того, для гармоничного развития ребенка необходимы дидактические и подвижные игры, ритмика, постановка спектаклей и сценок и т.д. Все это проводится в активной зоне музыкального зала. Следовательно, она должна быть максимально просторной и свободной, чтобы можно было безопасно репетировать номера всей группой. По требованиям СанПинА, здесь стелется мягкий ковролин или линолеум, обеспечивающий безопасность занятий.

В активной зоне также располагаются рояль или пианино, различные технические и высокотехнологичные средства обучения. Все устанавливается таким образом, чтобы даже во время работы педагог полностью видел группу и контролировал весь учебный процесс.

Спокойная зона

Основная задача музыкального развития – научить ребенка правильному восприятию этого вида искусства. Она реализуется в спокойной зоне. Оборудуется стульчиками, на которых сидят дети, знакомясь с новым произведением. Здесь же стоит музыкальный инструмент (он находится в обеих зонах или на их границе), мольберт для различных демонстраций, столик или стеллаж, на которые педагог ставит игрушки или располагает какие-либо наглядные материалы.

Требования к музыкальному залу по СанПин

СанПиН предъявляет строгие требования к организации музыкального зала в ДОУ. Вот основные из них:

  1. Расположение музыкального зала – с южной стороны здания, чтобы световой день длился максимально долго.
  2. Общая площадь – минимум 75 квадратных метров.
  3. Для музыкального зала не подходят проходные помещения.
  4. Материал полового покрытия – ковролин или линолеум с низкой теплопроводностью.
  5. Покрытие стен – светлых тонов, допустимый коэффициент отражения от 0,6 до 0,8.
  6. Преимущественно естественное освещение музыкального зала.
  7. Любая осветительная аппаратура обеспечивает мягкий, равномерный свет. Лампы должны быть исключительно в исправном состоянии.
  8. Поддерживаемая влажность воздуха в помещении – от 40% до 60%.
  9. Рекомендуемая температура - 20°C.
  10. Каждое занятие предваряется влажной уборкой и проветриванием зала.
  11. Длительность занятий: первая младшая группа – 10 минут, вторая младшая группа – 15 минут, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная – 30.

Если указанные требования соблюдены не в полной мере, зал могут посчитать нефункциональным, и комиссия не примет его.

Это важно! В любом Доу музыкальный зал считается своего рода визитной карточкой. Ведь именно тут проходят не только занятия с детьми, но и различные семинары, обучающие курсы и т.д. Вот почему необходимо уделять особенное внимание организации и оформлению этого пространства.

Что должно быть в музыкальном зале?

Как уже говорилось выше, в музыкальном зале должна быть соответствующая возрасту мебель, надежно прикрепленная к стенам. Плюс, рояль или пианино, а также дополнительные обучающие, демонстрационные и развивающие материалы. Особенное внимание заслуживают различные декорации и ширмы. Они тоже могут находиться в музыкальном зале, но не в активной зоне.

Однако отдельного разговора заслуживает мультимедийное оборудование, которое должно находиться в любом современном садике. О нем мы расскажем чуть позже.

Столы и стульчики

Диваны и кресла

Вообще, диваны и кресла редко используются в музыкальных залах просто потому, что именно в этом помещении они не несут особой функциональности. Для слушания музыки дети используют стульчики, а родители, посещая утренники, располагаются на скамейках или больших стульях. Однако для создания уюта, конечно, можно установить в зале и мягкую мебель. Главное, чтобы она соответствовала конкретным возрастным требованиям и технике безопасности.

Настенные панели и стенды

детский двухсторонний мольберт

Используются для демонстрации наглядного материала. Как правило, оформляются тематически и в соответствии с праздниками или другими важными событиями в жизни детского сада, регулярно обновляются. Могут быть посвящены истории музыки, жизни известного композитора, какому-либо празднику.

Сюда же можно включить и мольберты, на которых дети могут изображать собственные рисунки. Они очень нравятся малышам и реализуют задачи интеграции всех областей обучения, развития и воспитания.

Как правило, такое оборудование устанавливается в рабочей зоне музыкального сада. Однако часто оно переносится в спокойную зону для практических занятий.

Это важно! Для полноценного и правильного развития личности, ребенок должен уметь выразить свои чувства посредством различных творческих приемов. Наличие мольбертов в музыкальном зале как раз помогает в интересной для малышей форме реализовать это требование.

Доски

Доски, как и мягкая мебель, не являются обязательным оборудованием музыкальных залов. Кроме того, сейчас возникла стойкая тенденция заменять их проекторами. Мультимедиа позволяет организовать непосредственную образовательную деятельность более интересно и понятно для малышей. Оно обеспечивает яркую картинку, хороший аудиоряд и, конечно же, только стимулирует интерес малышей к музыке. Именно поэтому обычные доски уступают место проекторам.

Музыкальные инструменты

Основной музыкальный инструмент, обязательный для любого детского сада, – фортепиано или рояль. Устанавливается таким образом, чтобы педагог мог контролировать сразу две зоны: активную и спокойную. Именно так дети непосредственно знакомятся с музыкой, учатся не только слушать ее, но и понимать, как образуются чудесные звуки.

Сегодня во многих музыкальных залах используются дополнительные инструменты. Например, гармонь или баян знакомят малышей с особенностями русского народного творчества. Труба – с духовыми, а гитара – со струнными инструментами. Так мальчики и девочки учатся различать звучание, получают достоверные представления о разнообразии музыки. Кроме того, они могут попробовать играть сами.

Это важно! Ребенок развивается только в непосредственной деятельности. Он должен получать практические знания, иметь возможность не только послушать музыку, но и создать ее. Именно поэтому чем больше инструментов – тем лучше.

Причем, для демонстрации могут использоваться не только настоящие, но и игрушечные инструменты. Главное, чтобы малыш получал правильное представление о принципе действия и особенностях звучания. Инструменты располагаются на специальных стеллажах. Детям должно быть хорошо видно, что лежит на полках. Например, вот такая модель.

Иногда магнитофон используется и в целях организации различных интересных игр, музыкальных развлечений. Нередко включается в сценарии праздников и утернников.

Игровое оборудование

Основной постулат современной дошкольной педагогики – ребенок развивается в игре. Нельзя заставить малыша, подобно студенту, сидеть за партой и постигать искусство. Необходима удобная и безопасная игровая среда, в которой дошкольник реализует весь свой творческий потенциал. Плюс, не потеряет интерес к самим занятиям. Для успешной реализации названной цели в музыкальных залах используется различное игровое оборудование.

Одним из самых популярных в последнее время стал световой стол для рисования песком. Он позволяет совмещать изобразительное искусство и музыку, очаровывая детей. Малыши быстро осваиваются с таким оборудованием и начинают создавать собственные шедевры, вдохновленные прослушанной композицией. Ассортимент позволяет выбрать именно тот стол, который идеально подойдет для ваших целей.

Кроме того, для реализации различных задач в зале может использоваться и другое игровое оборудование. Например, спортивный инвентарь. Он отлично подходит для организации различных подвижных игр. Обручи, мячики, скакалки, эстафетные палочки и многое другое широко используются музыкальными педагогами.

Оборудование для театральной деятельности

Музыкальное развитие – это не только песни и танцы, но и театральная деятельность. Маленькие дети очень любят перевоплощаться, они охотно участвуют в сценках и различных художественных номерах. А если спектакль сопровождается музыкой, такое событие надолго остается в памяти ребенка.

Для театральной деятельности в музыкальных залах используются специальные ширмы, разнообразный игровой реквизит, декорации, а также костюмы. Все это убирается в безопасное место и достается только тогда, когда возникает практическая необходимость. Для создания определенных декораций отлично подходят разборные домики, которые легко демонтируются и убираются на хранение. Например, вот такая модель.

Домик отлично подходит для оформления музыкальных номеров и спектаклей. При необходимости он быстро разбирается и не занимает много места в помещении.

Кроме того, в организации театральной деятельности музыкальный педагог может использовать специальные ширмы, символизирующие, например, занавес. Детям обязательно понравится такой необычный подход!

Костюмы для выступлений

Отдельного рассказа заслуживают костюмы для выступлений. Обычно они хранятся вне зала, и достаются только для соответствующих целей. Вызывают бурю эмоций у дошкольников!

Маленькие дети в принципе очень любят перевоплощаться, примеривать на себя разные роли. Так они познают мир, открывают новые горизонты, учатся взрослой жизни. Именно поэтому, чем больше костюмов – тем лучше.

Праздничное оформление музыкального зала

На праздники музыкальный зал оформляется тематически. Ведь задача искусства – развивать цельную, активную и творчески мыслящую личность, имеющую хороший эстетический вкус. Это реализуется и в отчетных выступлениях. Дети долго готовятся к празднику, разучивают песни, танцы, репетируют сценки или спектакли. Коллектив группы сплачивается, идет постоянное социальное взаимодействие. Это очень важно для формирования цельной личности.

Но не менее важно и умение воспринимать прекрасное, радоваться, находясь в красивом зале. Именно поэтому оформление должно быть хорошо продумано. Второе требование – полное соответствие тематике мероприятия. Например, новогодний утренник не может обойтись без наряженной елочки, которая так весело заиграет огоньками, стоит только попросить деда Мороза!

Осенний бал оформляется в красно-желтой гамме. Здесь уместно использовать для украшения картонные или бумажные листочки, а при помощи мишуры создавать имитацию дождика. Весенний праздник декорируется цветами, воздушными шариками, а также – портретами мам, которые дети рисуют на занятиях.

Праздник Победы оформляется звездами, георгиевскими ленточками, флажками, изображениями голубей – птиц, символизирующих мир. Выпускной можно украсить тоже шариками.

Гармоничное музыкальное воспитание – одна из основных задач, планомерно реализуемых в детском садике. Только при творческом и разностороннем подходе педагога она вызовет ответный отклик у ребят и подарит им самые добрые воспоминания о дошкольных годах. Ну а интересное, продуманное и современное оборудование музыкального зала только поможет в этом.

Читайте также: