Описание почвы по плану

Обновлено: 19.09.2024

Цель: Формирование представлений о зональном распределении почв по территории страны и их особенностях.

- давать определения терминов, понятий по тематике урока;

- выявлять и называть особенности зональных типов почвы;

- выявлять взаимосвязь между зональными типами почв и видами мелиоративных работ;

- читать и анализировать тематические карты;

- описывать зональные типы почвы и почвенные ресурсы;

- давать характеристику зональных типов почвы;

- обозначать на контурной карте географические объекты.

- сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;

- понимание и осознание особенностей зональных типов почв;

- использование знаний о зональных типах почв в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья;

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- находить достоверные сведения в источниках информации;

- обобщать тематический материал;

- составлять описания на основе достоверных источников информации;

- устанавливать причинно- следственные связи;

- составлять характеристику явления или объекта.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- планировать учебную деятельность;

- самостоятельно исправлять ошибки .

Коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение;

- понимать позицию другого.

Личностные УУД:

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях;

- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;

- понимать эмоциональное состояние других;

- осознавать и проявлять себя гражданином России.

Тип урока: изучение новой темы с выполнением практической работы.

Оборудование: учебник, атлас, проектор, презентация.

УМК: Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

I .Организационныймомент.

Приветствие. Подготовка к уроку.

II .Опрос домашнего задания.

III .Изучение новой темы:

Откройте тетрадь запишите тему урока : Зональные типы почв .

Исходя из темы, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать. Какие вопросы будем рассматировать. Что вы сегодня должны узнать на уроке.

Сегодня на уроке вы узнаете:

1. Чем знаменит В.В.Докучаев.

2. Какие типы почв характерны для территории России.

3. В чем состоит особенность размещения почв.

4. Какие почвы обладают наибольшим плодородием.

5. Что такое почвенные ресурсы.

6. Как человек может восстановить почвы.

А в конце урока, попробуйте найти ответ на вопросы:

1. В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему?

Откройте почвенную карту Росси в атласе. Назовите почвы. (примерные ответы). Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Восточно- Европейской равнины. В горах почвы изменяются, следуя закону высотной поясности от подножья к вершине. Типы почв соответствуют типу растительности.

Составьте характеристику одного из зональных типов почв по следующему плану:

1.Название, географическое положение;

2. Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги характер растительности почвообразующая порода);

3. Особенности почвенного профиля, выраженность почвенных горизонтов;

4. Содержание гумуса, плодородие;

5. Использование данного типа почв в хозяйственной деятельности;

6. Основные меры по рациональному использованию и охране.

План характеристики каштановых почв:

1.Название, географическое положение

Каштановые почвы распространены в условиях сухих степей умеренного пояса; на территории России — в условиях сухих степей Калмыкии, Волгоградской, востока Ростовской, Саратовской и юга Оренбургской областей, в Республике Бурятия.

Каштановые почвы сплошной полосой протянулись с запада до алтайских предгорий. Восточней Алтая встречаются небольшие отдельные островки в районе котловин, в Селенгинской и Восточно — Забайкальской степях. Эти почвы получили широкое распространение в Прикаспийской низменности;

2. Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги характер растительности почвообразующая порода)

Каштановыми называют такие почвы, условием формирования которых являются сухие степи с засушливым климатом, недостаточным количеством осадков, большим уровнем испарения. Каштановые почвы образуются под изреженным растительным покровом, поэтому дерновый процесс здесь развит слабо в сравнении с черноземной зоной. От условий увлажнения зависит, насколько слабо или сильно будет выражен дерновый процесс;

3. Особенности почвенного профиля, выраженность почвенных горизонтов

Профильная характеристика каштановой почвы

Каштановые почвы имеют профиль типа А — Вса — С, формирующиеся в условиях сухих степей.

А — гумусовый горизонт, каштановый с буровато — серым или коричневато — серым оттенком, пороховато — мелкозернистой структуры, нередко с поверхности слоеватый; мощность 15–30 см;

Вса — буровато — желтый, плотный, призмовидный или призмовидноореховатый, пропитанный карбонатами; карбонаты выделяются в виде обильной белоглазки, прожилок или мучнистых скоплений в зависимости от термического режима и свойств почвообразующих пород; мощность 50–100 см;

С — материнская порода.;

4. Содержание гумуса, плодородие:

Каштановые почвы отличаются мощностью гумусового горизонта, его глубина составляет 30–40 сантиметров, имеет достаточные запасы питательных веществ, обладает высоким плодородием;

5. Использование данного типа почв в хозяйственной деятельности:

Каштановые почвы занимают всего 3% территории российских степей, на них выращивают пшеницу, просо, кукурузу, подсолнечник, бахчевые и садовые культуры, используют для сенокосных угодий, пастбищ, пашен.

6. Основные меры по рациональному использованию и охране

Получение устойчивых урожаев возможно при условии сохранения и накопления влаги путем снегозадержания, полезащитного лесоразведения, применения рациональной системы обработки почвы и поливов.

Каштановые почвы нуждаются в минеральных удобрениях, особенно в фосфорных и азотных, и отзывчивы на их внесение. Эффективность минеральных удобрений в наибольшей степени проявляется во влажные годы и при орошении. На каштановых почвах с высокой степенью солонцеватости необходимо проводить химическую мелиорацию — гипсование.

В зоне сухих степей сильно проявляется ветровая эрозия, особенно в районах массовой распашки земель. Для предупреждения ветровой эрозии необходимо проводить комплекс агромероприятий, включающий обработку почвы с оставлением стерни на поверхности, полосное земледелие, посев кулис, введение специальных противоэрозионных севооборотов с посевом многолетних трав, посадку полезащитных лесных полос и т.д.

При освоении новых земель необходимо учитывать их агропроизводственные свойства: содержание гумуса, мощность гумусовых горизонтов, механический состав, солонцеватость и др.

1) преобладают дерново-подзолистые
2) климат, растительность, ГП
3) гидромелиорация: агролесомелиорация; культуртехническая мелиорация; химическая мелиорация.
4) Используются для выращивания сельскохозяйственных культур, ведения лесного хозяйства, на некоторых участках строятся города и транспортные сети

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной таблице представлены краткие характеристики почв России.

Типы и свойства почв различных природных зон

Природная зона

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

Мало тепла, мало растительности

Почвы маломощные, имеют глеевый слой

Многолетняя мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода

Растительные остатки – хвоя, коэффициент увлажнения больше 1.

Тайга Восточной Сибири

Больше, чем в подзолистых

При внесении минеральных удобрений можно использовать в сельском хозяйстве.

Достаточное увлажнение, больше растительных остатков

Много растительных остатков, достаточное увлажнение, достаточно тепла

Черноземы, каштановые (почвы сухих степей)

черноземы – самые плодородные почвы, зернистая структура почвы

Коэффициент увлажнения близок к 1, ежегодно много растительных остатков, много тепла

Пустыни и полупустыни

Бурые, серо-бурые, солонцы, солончаки

Сухой, жаркий климат, разреженный растительный покров, коэффициент увлажнения меньше 0,5

Читайте также: