Описание растительного животного мира и почв своей местности

Обновлено: 17.09.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по географии учебник 5-6 класс, Климанова - ГДЗ к учебнику географии 5-6 класс Климанова, ответы к странице 253

Вопрос 1

В чём состоит отличие почвы от горной породы?

Почва отличается от горной породы плодородием.

Вопрос 2

От каких условий зависит плодородие почвы? Приведите примеры.

Плодородие почвы зависит от количества питательных веществ в ней. При длительном и неразумном использовании почва может потерять плодородие.

Вопрос 3

Представьте, что прошёл дождь. Как вы думаете, какая почва высохнет быстрее – песчаная или глинистая? Почему?

Скорость высыхания почвы зависит от её структуры, поэтому после дождя быстрее высохнет песчаная почва, так как в ней избыток воздуха и недостаток влаги.

Вопрос 4

Какие меры необходимо предпринимать, чтобы почва не теряла своего плодородия?

Для того чтобы почва не потеряла своего плодородия нужно: 1) добавлять удобрения; 2) давать почве время на восстановление.

Вопросы и задания для обобщения по теме

1. Как живая оболочка Земли – биосфера – связана с другими её оболочками – атмосферой, гидросферой, литосферой? Приведите примеры подобных связей.

Биосфера тесно взаимосвязана с другими оболочками планеты: она проникает во всю гидросферу, в нижнюю часть атмосферы, охватывает поверхность суши и верхние слои литосферы. Биосфера активно взаимодействует с литосферой в ее верхней части — земной коре. Так, растения корнями проникают в трещины и тем самым разрушают горные твердые породы, превращая их в осадочные, рыхлые породы.
Взаимодействие гидросферы и биосферы происходит наиболее активно. Влияние биосферы на гидросферу выявляется в поддержании солености океанической воды, которая за 200 млн. лет почти не изменилась. Дело в том, что организмы используют соли морской воды для жизнедеятельности, тем самым поддерживая неизменность состава воды гидросферы. Таким образом, все части биосферы тесно взаимодействуют с другими оболочками планетами.

2. Составьте описание растительности, животного мира и почв своей местности по плану: 1) наиболее распространённые растения; 2) самые характерные животные; 3) преобладающие почвы. Объясните зависимость растительности, почв и животного мира от климата и рельефа местности.

1) В моей местности наиболее распространёнными растениями являются: пихта, ель, сосна, лиственница, берёза, голубика, флоксы, анютины глазки, тысячелистник, ирисы, можжевельник.
2) В моей местности встречаются волки, лисы, бурые медведи, соболи, песцы, ондатры, выдры, норки, ежи, белки.
3) В моей местности преобладают дерново – подзолистые почвы.
Почва, климат, растительный и животный мир тесно связаны между собой. Состав почвы зависит от влажности, испаряемости и температуры воздуха, но он зависит и оттого, какие растения на нем произрастают и какие животные будут обитать.

3. Пользуясь дополнительными источниками информации, составьте рассказ (примерно на 3 минуты) об одном из растений или животных России, занесённых в Красную книгу. Можете сопроводить свой рассказ компьютерной презентацией.

2) самые характерные животные; 3) преобладающие почвы. Объясните зависимость растительности, почв и животного мира от климата и рельефа местности.

Ответ или решение 1

1. Лиственные леса широко распространены в центральной части Омской области.
2. В нашей области водятся животные тундры (олень северный), тайги (медведь, лось, глухарь, соболь, куница, росомаха, сойка, кедровка, белка), обитают виды лесостепной и степной зон.
3. По наличию типов почв территория Омской области делится на три зоны: южная таежно-лесная, лесостепная и степная.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

В памятке прописаны нормативная база, цели ии здачи, оборудование, маршрут, групповые и индивидуальные задания, формы отчета.

ВложениеРазмер
ekskursiya._opisanie_rastitelnogo_i_zhivotnogo_mira_pochv_svoey_mestnosti.docx 22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

Перед проведением экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности для учащихся.

Цель: Образовательные – сформировать представление о многообразии растительного и животного мира, их биотических связях, особенностях почв своей местности.

Развивающие - развивать экосистемное мышление; умение выполнять практические задания; обобщать результаты учебно–исследовательской деятельности; формулировать предложения и делать выводы.
Воспитательные – воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, формирование правильного поведения в природе.

Задачи: 1. Знакомство, описание, составление гербария (фотоальбома) растений своей местности.

2. Знакомство, описание, наблюдение, составление фотоальбома животных своей местности.

3. Знакомство, изучение, создание коллекции почв своей местности.

4. Разработка правил поведения в природе.

Река Таловка. Речная долина.

Линейка, пакеты для образцов почвы, лопатка для выкапывания растений, термометр-психрометр, определители дикорастущих растений, беспозвоночных, фотоаппараты, блокноты, карандаши, ручки.

Объект экскурсии расположен к востоку от школы в 500м, в пределах села. Во время движения по маршруту имеется переход через проезжую часть. На исследуемом объекте выделяется 3 участка:

1 участок – берег реки (часть водораздела) .

2 участок – пойма реки (прирусловая часть).

3 участок – лес в пойме реки.

Первоначальное ознакомление происходит со всем классом по всем участкам, затем - работа по группам.

  1. Текст для проведения экскурсии (экскурсионный рассказ) с опорой на зрительные (слуховые, осязательные, обонятельные) и смысловые впечатления (интересные объекты, события и т.д.)

Мы находимся в речной долине Таловки. Какие части речной долины вам известны?

Давайте пройдемся по разным участкам речной долины. Во время путешествия наблюдайте за обликом, звуками, запахами, другими ощущениями.

Назовите отличительные признаки на каждом участке.

(перечисляют различия в растениях, почвы, влажность воздуха, звуки, запахи).

Сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа получит общее и индивидуальные задания. В соответствии с заданиями распределите обязанности в группе. (С целью экономии времени распределение обязанностей лучше провести заблаговременно). Во время работы соблюдайте технику безопасности.

Этапы работы, сроки

Исследовательский (практический) этап - в течение 2 уроков (с этой целью администрация объединяет два урока географии).

Аналитический (обработка полученных данных, материалов) – домашнее задание.

Работа в группах. Распределяют обязанности:

Каждая группа получает общее и индивидуальные задания.

Общее задание. Заполните паспорт участка.

Воздействие человека на ПК.

Задания для ботаника

  1. Составь максимально полный список растений. Распредели их по жизненным формам. Неизвестные растения определи с помощью атласа-определителя. Можешь воспользоваться помощью учителя.
  2. Собери коллекцию для гербария. Травы аккуратно выкопай вместе с корнем. У деревьев и кустарников бери ветви размером 10-20 см или листья.

Помни! Выкапывать растения, занесенные в Красную книгу, запрещено.

Задания для зоолога

  1. Составь максимально полный список животных. Распредели их по таксонам. Неизвестных животных определи с помощью атласа-определителя. Можешь воспользоваться помощью учителя.
  2. Понаблюдай встретившимися тебе животными. Запиши свои наблюдения.

Помни! Нельзя брать животных в руки.

Задания для почвоведов

4. Растительные остатки

5. Присутствие животных (виды животных, их следы жизнедеятельности)

6. Горные породы.

7. Температура почвы.

2. Возьми образец почвы. Описание почвы прикрепи к пакету.

Задания для климатологов.

  1. С помощью термометра-психрометра измерь температуру и влажность воздуха.
  2. Опиши другие явления погоды: ветер, осадки, облачность.

Задания для фоторепортеров

- всего участка местности.

- типичных растений и животных (макросъемку).

- практической работы учащихся по изучению растительного, животного мира, почв участка.

Отчет группы – паспорт участка, с фотографиями.

Ботаник – перечень растений, распределенных по жизненным формам, гербарий из не менее 10 растений.

Зоолог – перечень животных, описание не менее 10 животных разных типов и классов.

Почвовед – образец почвы и ее описание.

Климатолог- данные о температуре, описание погоды дня, можно в графической форме.

Фоторепортер- фотоальбом (презентация, слайд-фильм) не менее 10 фотографий по растениям и животным, 1-2 по почвам, 3-5 по практической работе учащихся.

Погодные условия (дождь, сильный ветер, прохладная погода).

  1. Прогнозируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)

Личностные: осознание эстетической и практической значимости живой природы, взаимосвязей между природными компонентами.

- описывать растительный, животный мир, почвы своей местности;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе исследований, наблюдений, справочных пособий;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников.

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- участвовать в совместной деятельности;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях и словарях;

- составлять описания объектов;

- оценивать работу одноклассников.

Осознание красоты природы, взаимосвязей между компонентами природы, человеком. Оценка возможностей использования человеком (отдых, лекарственные и съедобные растения, грибы)

Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения: Учеб. Пособие для слушателей фак. обществ. профессий пед. ин-тов/ Р.А. Дьякова, Б.В. Емельянов, П.С. Пасечный; Под ред. Б.В. Емельянова. – М.: Просвещение, 1985. -256с.

Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России/ Худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2004. -208 с..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"

В 8 классе изучается курс географии "Природа России". Данный урок проводится после изучения общей характеристики природы. УМК: учебник И.И. Бариновой "География: природа России". Урок проводится в нет.


Проект: "Разнообразие растительного и животного мира родного края"

Проект может быть проведён с учениками с 5по9 классы коррекционных школ 8 вида и начальных классов общеобразовательных школ.


презентация к уроку экологии "Современное состояние растительного и животного мира"

В презентации раскрыта роль растительного и животного мира в жизни биосферы. Рассмотрены растения и животные, подлежащие охране на территории России и Республики Коми (региональный компонент). Показан.


Природные зоны и разнообразие растительного и животного мира материка Евразия

Формирование представления о природе Евразии, представителях животного и растительного мира природных зон материка.


Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса.


Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

8 класс Практическая работа № 10 Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с .


Презентация "Охрана растительного и животного мира в России"

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира" в курсе геограии в 8 классе.

лесная зона, березы, кустарники, травы, зелень, природа

Природной зоной называют часть земной поверхности с однотипным рельефом, почвой, флорой и фауной. Главным образующим фактором природной зоны является климат. На территории России сформировалось 8 природных комплексов. Они сменяют друг друга с севера на юг. Наибольшую территорию занимает таежная зона, а самую маленькую — область полупустынь и пустынь. Ниже представлена карта распределения и географическое описание всех природных зон на территории России, а также таблица с краткой характеристикой каждой природной зоны.


Арктическая пустыня

Верхний рубеж области проходит по архипелагу Земля Франца Иосифа, нижняя граница — на острове Врангеля. Главной особенностью арктической пустыни является наличие льда и снега на протяжении всего года. Средняя температура зимой составляет около -50º С. В этот период выпадает много снега, дуют сильные ветра. Полярная ночь длится 4 месяца. Летние температуры в среднем составляют +4º C. Август считается самым теплым месяцем в году.


Озера и болота отсутствуют. Растительный мир представлен в основном лишайниками. Здесь можно насчитать несколько эндемиков: арктическая ива, пушица, незабудка и звездчатка. Животных в Арктике мало из-за скудной флоры. В холодной пустыне отлично себя чувствуют белые медведи, песцы, северные олени и лемминги. Скалистые побережья облюбовали гаги, кайры и другие пернатые. Берега некоторых островов представляют собой сплошные птичьи базары.

Тундра

Природный комплекс растянулся от Кольского полуострова до Чукотки. Площадь его составляет восьмую часть от всей площади России. Природная зона тундры характеризуется равнинами, только около Урала появляются горы и возвышенности. Для этого региона характерна суровая зима со средними температурами около -32º C и продолжительностью более полугода. В течение зимнего сезона дуют сильные ветра, которые снимают слой снега с почвы. Из-за этого грунт промерзает, а во время оттепели заболачивается. Полярная ночь продолжается с декабря по февраль.


С середины лета солнце не садится. Оно не поднимается высоко над горизонтом, следовательно, большая часть лучей рассеивается в атмосфере. Наступает так называемый полярный день. Летние средние температуры в тундре не превышают +5º C. Из растительности особое распространение получили лишайники всевозможных видов и мхи. Многолетние культуры представлены камнеломкой, брусникой, багульником, кассандрой и морошкой. Растения тундры являются кормовой базой для северного оленя и зайцев. Кроме них, в тундре обитают волки, песцы и куропатки. В период короткого лета можно наблюдать за гагарами, куликами и гусями.

Лесотундра

Область тянется от тундры к тайге. Климат в этой переходной зоне гораздо мягче, чем в соседней северной. В январе столбик термометра не поднимается выше -40º C, постоянно дуют холодные ветра. Однако снежный покров лежит постоянно. Зима длится до восьми месяцев. Средняя летняя температура составляет 15º С. Из-за высокой влажности и относительно невысоких летних температур почва сильно заболочена.


Лесотундра характеризуется лесами, состоящими из деревьев лиственных пород, берез и елей. Еще одной особенностью растительного мира являются луга. Поздней весной на них расцветают лекарственные травы. Болотистая местность богата торфом и мхами. В этой природной области растет ягель, являющийся источником питания для оленей. Мир млекопитающих разнообразней, чем в тундре. Можно наблюдать росомах, медведей, волков и песцов. Болота, озера и реки заселены водоплавающими птицами: утками, лебедями и гагарами. В лесотундре водятся уникальные пернатые: сапсаны, стерхи и казарки. Некоторые птицы, например, белая сова и куропатка, живут в этой природной зоне круглый год, никуда не улетая.

Тайга

Таежная зона протянулась от западных границ до побережья Тихого океана. Площадь биома составляет около 15 млн. км². Большую часть территории занимают леса. В основном местность практически нетронута человеком. Таежная зима холодная, средняя температура составляет -29° С. Снежный покров не тает больше трех месяцев. Летние показатели в среднем составляют +18º C. Осадки представлены в виде обильных дождей, из-за которых возрастает уровень влажности.


Водные ресурсы природной зоны представлены многочисленными реками, озерами и другими водоемами. Почвенный слой состоит из гумуса и большого количества минеральных веществ. Растительный и животный мир тайги уникальны. В таежной зоне широко представлены хвойные и лиственные леса. Кроме них есть заболоченные местности и луга. Благодаря устойчивому климату и отсутствию экстремальных температур большинство животных не меняет местообитания круглый год. Рябчик, кедровка, глухарь не улетают, а постоянно гнездятся в тайге.

Для земноводных климат оказался суровым. Немногочисленные лягушки и ящерицы впадают в анабиоз с наступлением устойчивых морозов. Мир млекопитающих представлен росомахой, рысью, лосем, бурым медведем, соболем. Тайга насыщена кровососущими насекомыми, которые роятся в огромных количествах. Зачастую гнус является переносчиком инфекционных заболеваний.

Широколиственные и смешанные леса

Территория простирается от Восточно-Европейской равнины до Дальнего Востока. Биом характеризуется мягким климатом. Зимняя температура не превышает -25° С. Над Дальним Востоком в этот период формируются многочисленные антициклоны. Снег равномерно покрывает всю территорию природного комплекса. Лето в основном мягкое и влажное. Июльский воздух прогревается до +20º C. Теплый период продолжается 4 месяца. В это время выпадает максимальное количество дождей.


Территория смешанных и широколиственных лесов известна своим водным потенциалом. Тут расположены протяженные половодные реки, озера. Болота практически отсутствуют. Земля насыщена азотом, магнием, кальцием и алюминием. В лесах растет кедр корейский, орех маньчжурский, липа амурская, лиственница. Очень много кустарников. Мхи и лишайники покрывают почву только в темных и сырых местах. Леса богаты плодовыми, ягодными растениями и грибами. Это создает условия для комфортного проживания многих видов животных. Эти леса наиболее использованы человеком в своей деятельности. Наибольшим видовым разнообразием отличаются земли, нетронутые человеком.

Из обитающих пресмыкающихся можно выделить гадюку, живородящую ящерицу, ужа. В лесах водятся различные пернатые: рябчик, тетерев, клест, филин, сыч. Природная зона богата хищниками — волки, горностаи, лисы, куницы являются ее постоянными обитателями. В последнее время существенно сократилась численность оленей. Леса остаются домом для ежей, барсуков, нутрий, кротов, зайцев и болотных черепах.

Лесостепная зона

Территория, объединившая Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину и Южный Урал, и является переходной между лесами и степями. Зима в западной части природной зоны очень мягкая и многоснежная. Температура на востоке опускается до -20° C, снега выпадает немного. Летние показатели температур в среднем составляют +18º C, дождей выпадает немного.


Для флоры лесостепи характерно сочетание лесов и травянистого покрова. В европейской части растет клен, дуб, липа. В азиатской зоне преобладают осины и березы. Степные области богаты мятликом, клевером. Практически вся степь используется в земледелии. Люди возделывают кукурузу, рожь, пшеницу. Здесь обитают такие животные, как белка, куница, суслик, дрофа, лось.

Антропогенный фактор привел лесостепную зону к опустыниванию, земля и водоемы загрязнены токсическими веществами и нитратами. Неустойчивый растительный мир не может восстановиться после деятельности человека. Природный комплекс лесостепи постепенно исчезает на территории России.

Степная зона

Природная зона расположена на Восточно-Европейской равнине и в Западной Сибири. Зимой, в восточной части зоны холоднее, чем на западе. Летом среднестатистические показания температуры составляют +20° C. Максимальное количество осадков приходится на июнь. Наблюдается чередование влажных сезонов с засушливыми. Почва черноземная, хорошо подходит для выращивания злаковых культур. В некоторых областях проходит процесс эрозии.


В степи преобладает травянистая растительность: клевер, мятлик, дикий овес. Иногда на местности встречаются кустарники: ракитник, спирея, дереза и терн. Все растения являются отличной кормовой базой для животных. В степях насчитывается большое количество полевок, сурков и пищух. Мир хищников представлен хорьками, лисами и волками. В этом природном комплексе находится ареал хищных пернатых: сов, ястребов, луней и канюков.

Полупустыни и пустыни

Территория протянулась от Прикаспийской низменности до границ с Казахстаном. Столбик термометра в зимнюю пору опускается до -16º C, дуют порывистые ветра. Снега практически нет, поэтому почва глубоко промерзает. Максимальное число осадков приходится на короткий весенний период. Средняя температура летом составляет +25° C. Земли засоленные, много песков и солончаков.


Растительный мир не отличается разнообразием. Только здесь можно увидеть ремарию, малькомию, акацию, верблюжью колючку, кактусы и некоторые злаки. Во время засухи часть растений увядают, сохраняя подземные органы. Самым узнаваемым деревом пустыни является саксаул. На нем практически отсутствуют листья, что существенно сокращает испарение влаги. Из травянистых растений известной является черная полынь, которая укрывает землю, защищая ее от засухи.

Обитатели пустынь ведут ночной образ жизни. Суслики, тушканчики и песчанки могут впасть в спячку с наступлением жары. Мир земноводных представлен гекконами, удавами и варанами. Из хищников можно отметить корсака, волков и лис. Сайгак и верблюд относятся к крупным пустынным животным. Из птиц встречается жаворонок, саджа и кречетка.

Читайте также: