Опыты с посевами горчицы показали

Обновлено: 05.10.2024

Материал рассчитан на учащихся 10-11 классов, изучающих базовый курс "Общей биологии". Урок сопровождается презентацией.

ВложениеРазмер
estestvennyy_otbor_i_ego_formy.doc 85.5 КБ
estestvennyy_otbor_i_ego_formy.pptx 1.43 МБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по биологии

Тема урока: Естественный отбор и его формы

Педагогические цели урока:

Образовательная: Изучить разные формы естественного отбора, сделать акцент на творческой роли естественного отбора

Развивающая: Продолжить формировать навыки анализировать информацию, выбирать главное, делать выводы из предложенных фактов; формировать навыки составления графиков биологических процессов.

Воспитательная : Формировать единую естественнонаучную картину мира на примере материала урока.

Технологии: традиционная, личностно-ориентированная , ИКТ. Методы: беседа, просмотр презентации, работа с учебником, построение графиков процессов, анализ полученной информации.

Тип урока: комбинированный

Основное содержание темы, понятия, термины: естественный отбор; формы отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой.

Приветствие класса, заполнение журнала, проверка готовности класса к уроку.

Построение перед уроком, рапорт дежурного кадета, приветствие; повторение д/з

  1. Что такое борьба за существование?
  2. Формы борьбы за существование, с примерами по каждой форме.
  3. Какую форму борьбы считают самой острой и почему? Докажите.
  4. Каков итог борьбы за существование?
  5. Биологические задачи (выборочно) См.Приложение

Ответы с места, проверка правильности выполнения задания в тетради

Изучение нового учебного материала

Задача : Изучить формы естественного отбора и его творческую роль

Объяснение в форме беседы с просмотром презентации.

Естественный отбор действует в разных направлениях и приводит к разным результатам

Действует в изменяющихся условиях среды

В популяции от поколения к поколению происходит изменение признака в определенном направлении

А) индустриальный меланизм – потемнение покровов тела бабочек - берёзовых пяденец;

Б) выработка у насекомых устойчивости к ядохимикатам

Действует при длительном сохранении постоянных условий внешней среды

Такая форма отбора благоприятствует сохранению в популяции оптимального в данных условиях фенотипа.

А) сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка (т.к. цветки должны соответствовать размерам тела насекомого – опылителя)

Б) сохранение реликтовых видов: гаттерия, латимерия, гинкго

3. Дизруптивный (разрывающий) отбор

Такой отбор имеет место, когда в разных частях ареала данного вида или популяции – различные условия среды обитания. Данная форма поддерживает появление 2 и более фенотипов, убирает все промежуточные формы.

Пример : Малый погремок успевает цвести до или после времени сенокоса, две фенотипических формы

Основан на соперничестве самцов за право спаривания с самками

Дрофа – Красная книга Ростовской области.

Появление полового диморфизма (утка – селезень, самка и самец каракурта, лев и львица и др.); появление вторичных половых признаков (рога, яркая окраска, звуки и др.)

Творческая роль естественного отбора .

Самостоятельно изучить материал учебника, обсудить, сделать вывод о создании всего огромного многообразия видов в живой природе.

Запись темы урока, целеполагание

Во время объяснения кадеты ведут конспект в тетради - по итогам беседы и просмотра презентации

Опыты с посевами горчицы показали, что в условиях крайнего загущения гибель растений составила примерно 85%, когда же семена значительно реже - погибло уже 65%. При минимальной густоте гибель восходов составила 7-17%. Какими положениями эволюционного учения можно объяснить наблюдаемые явления с посевом и всходами горчицы?

Чем гуще посевы, тем острее протекает борьба за существование, т. к. растениям нехватает воды, света, минеральных солей, между ними протекает внутривидовая борьба за существование, которая проявляется наиболее остро, .к. особи нуждаются в сходных потребностях. Борьба за существование является причиной естественного отбора, который приводит в выживанию наиболее приспособленных.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ЗАД.1. Выбери правильные ответы на вопросы. 10 баллов

1. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего, сходство процессов размножения, относится к критерию:

А. физиологическому Б. генетическому

В. морфологическому Г. экологическому

2. Популяция является основной структурной единицей:

А. рода Б. типа В. вида Г. класса

3. Борьбу за существование, наследственную изменчивость и естественный отбор можно назвать:

А. доказательствами эволюции Б. направлениями эволюции

В. результатами эволюции Г. движущими факторами эволюции

4. Стабилизирующий отбор может осуществляться в:

А. в постоянных и изменяющихся условиях среды

Б. только в постоянных условиях среды

В.в постоянно меняющихся условиях среды

Г. в экстремальных условиях среды

5. Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора – с другой, приводит к видообразованию:

А. симпатрическому Б. экологическому

В. внезапному Г. аллопатрическому

6. Прямыми доказательствами эволюции являются:

А. сравнительно-анатомические Б. палеонтологические

В. Эмбриологические Г. биогеографические

7. Эволюционные изменения, не являющиеся узкими приспособлениями к резко выраженным условиям существования, приводящие к общему подъему организации, увеличению интенсивности процессов жизнедеятельности, называется:

А. биологическим прогрессом Б. идиоадаптацией

В. ароморфозом Г. дегенерацией

8. Возникновение на Земле класса млекопитающих относится к такому направлению эволюции, как:

А. идиоадаптации Б. конвергенции

В. дивергенции г. ароморфозу

9. Какие из перечисленных пар организмов могут служить примером конвергенции?

А. сумчатый и полярный волк Б. бурый медведь и медведь гризли

В. крот и землеройка Г. полярная сова и ушастая сова

10. Дивергенция проявляется в:

А. схождении признаков в процессе эволюции

Б. объединении нескольких популяций в более крупную

В. расхождении признаков в процессе эволюции

Г. образовании нескольких групп внутри одной популяции

ЗАД.2 Из перечня выбери признаки характерные для биологического прогресса:

Расставь признаки в последовательном порядке, как это происходит в природе.

А) превышение рождаемости особей над смертностью;

Б)сокращение ареала вида; В) снижение численности особей вида;

Г) образование новых популяций; Д)ведет к вымиранию вида;

Е)расширение ареала вида; Ж) ведет к процветанию вида;

З) превышение смертности особей вида над рождаемостью,

И) увеличение численности особей. К) уменьшение числа таксонов

Зад. 3 Дайте развернутый ответ на вопрос.

Опыты с посевами горчицы показали, что в сильно загущенных посевах гибель растений составила примерно 85%, при меньшей норме высева погибло уже 65%, а в условиях разреженного посева гибель растений составила только 7%. Какие выводы можно сделать из данного опыта, какими положениями эволюционного учения можно воспользоваться?

ЗАД.1. Выбери правильные ответы на вопросы.

1. Общность предков, единая история возникновения и развития вида относят к критерию:

А. физиологическому Б. историческому

В. морфологическому Г. экологическому

2.Наименьшей единицей эволюции является:

А. род Б. тип В. вид Г. класс

3. Постоянным источником наследственной изменчивости являются:

А.мутации Б. изоляции В. миграции Г.дрейф генов

4. Движущий отбор может осуществляться:

А. в постоянных и изменяющихся условиях среды

Б. только в постоянных условиях среды

В.в постоянно меняющихся условиях среды

Г. в экстремальных условиях среды

5.Одним из способов симпатрического видообрахования является

А. полиплоидизация Б. расширение ареала вида

В.сужение ареала вида Г. пространственная изоляция особей вида

6.Наиболее остро борьба за существование протекает между:

А. особями разных видов Б.особями одного вида

В. живыми организмами и факторами среды Г.все ответы верны

7. Эволюционные изменения, ведущие к утрате ряда органов или систем органов, называется:

А. биологическим прогрессом Б. идиоадаптацией

В. ароморфозом Г. дегенерацией

8. Уплощение тела, окраска под цвет грунта у камбалы и скатов, это пример:

А. идиоадаптации Б. конвергенции

В. дивергенции г. ароморфозу

9. Какие из перечисленных пар организмов могут служить примером параллелизма?

А.акула и кит Б. морж и тюлень

В. бабочка и птица Г. летучая мышь и птица

10.Конвергенция проявляется в образовании сходных признаков у:

А. родственных организмов

Б. организмов не связанных родством

В. организмов не связанных родством, но обитающих в сходных условиях

Г. родственных организмов, обитающих в сходных условиях

ЗАД.2 Из перечня выбери признаки характерные для биологического регресса:

Расставь признаки в последовательном порядке, как это происходит в природе.

А) превышение рождаемости особей над смертностью;

Б) сокращение ареала вида;

В) снижение численности особей вида;

Г) образование новых популяций;

Д) ведет к вымиранию вида;

Е)расширение ареала вида;

Ж) ведет к процветанию вида;

З) превышение смертности особей вида над рождаемостью,

И) увеличение численности особей.

К) уменьшение числа таксонов

Зад. 3 Дайте развернутый ответ на вопрос.

Известно, какой большой урон картофельным плантациям наносит колорадский жук. Но иногда среди сильно поврежденных картофельных растений можно увидеть кусты, листья которых повреждены личинками жука меньше. Какими положениями эволюционного учения вы можете это объяснить это явление?

Какие выводы может сделать селекционер, обнаружив такие мало поврежденные картофельные растения?

1а,2в, 3г,4б, 5г,6б,7в,8г,9в,10в_

Чем гуще посевы , тем острее протекает борьба за существование, т. к. растениям нехватает воды, света, минеральных солей, между ними протекает внутривидовая борьба за существование, которая проявляется наиболее остро, .к. особи нуждаются в сходных потребностях. Борьба за существование является причиной естественного отбора, который приводит в выживанию наиболее приспособленных.

Основным материалом для эволюции является наследственная изменчивость. В данном случае речь идет о мутациях у ряда растений, которая привела к тому, что листья картофеля , имеющих такую мутацию, отличались худшими вкусовыми качествами, чем те, которые ее не имели. Данные растения могут быть использованы в дальнейшей эволюционной работе, для выведения новых сортов, устойчивых к колорадскому жуку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 562 805 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Раздел 3. Происхождене и эволюция жизни

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.06.2018 18240
  • DOCX 42.5 кбайт
  • 171 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шакирова Гузель Шавкатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1) Многие насекомые приносят вред. Между насекомыми, растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование. Объясните: почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются эффективные средства? 2)Почему автор книги "В мире насекомых" Д.В. Панфилов заявляет что без насекомых континенты мертвы?
3)Мальки трески часто поселяются под колоколом медуз, щупальца которых ядовиты. О какой форме борьбы за существование идет речь?

4)Опыты с посевами горчицы показали, что в условия крайнего загущения ( семена буквально касались друг друга) гибель растений составила примерно 85%, когда же посеяли семена значительно реже - погибло 65%. При минимальной густоте (2cм^2 на одно семя) гибель всходов составило 7 - 17%. Какими положениями эволюционного учения можно объяснить наблюдаемые явления?

1.Какая птица достигнет большего эволюционного успеха:

-откладывает 9 яиц, вылупляется 8 птенцов, размножается 2;

2.Многие насекомые приносят вред. Между насекомыми, растениями и врагами насекомых идёт ожесточённая борьба за существование. Объясните:

- почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются эффективные средства?

-К каким последствиям в живой природе приведёт уничтожение насекомых?

3.Мальки трески поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могли возникнуть такое явление? О какой форме борьбы за существование идёт речь в этом примере7

4. В теплице для выращивания растений созданы оптимальные условия жизни. Объясните, будет ли в этом случае происходить борьба за существование?.

5. Опыты с посевами горчицы показали, что в условиях крайнего загущения гибель растений составила примерно 85%, когда же посеяли семена значительно реже – погибло уже 65%. При минимальной густоте гибель всходов составила – 12%. Какими положениями эволюционного учения можно объяснить наблюдаемые явления с посевом и всходами горчицы?

Читайте также: