Организация и технология строительства участка автомобильной дороги

Обновлено: 07.07.2024

3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 4 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ. ТРУДОЕМКОСТЬ РАБОТ. 5 АНАЛИЗ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ Климат Характеристика материалов. 7 ВИДЫ И ОБЪЕМЫ РАБОТ КОМПЛЕКТОВАНИЕ СТРУКТУРЫ КОМПЛЕКСНОГО ПОТОКА Общая организация работ Выбор определяющего потока. Определение минимальной длины сменной захватки Оптимизация скорости потока. Расчет параметров комплексного потока Определение потребности в ресурсах. Комплектование специализированных отрядов ПОСТРОЕНИЕ ЛИНЕЙНОГО КАЛЕНДАРНОГО ГРАФИКА. ОЦЕНКА И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ. 8 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 0 ПРИЛОЖЕНИЕ А.

5 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ. ТРУДОЕМКОСТЬ РАБОТ Контрольная работа включает в себя расчетно-пояснительную записку (до 0 страниц), а также графической части в объеме: ) Линейный календарный график и эпюры потребности в ресурсах (рабочих и автосамосвалах) на листе миллиметровой бумаге стандартного размера не менее формата А- (допускается формат А- при выполнении работы с применением графических программ); ) Дорожно-климатический график на листе формата А-4. Контрольная работа должна содержать следующие пункты: Введение (цель выполнения контрольной работы) Анализ исходных данных. Климат. Анализ дорожно-строительных материалов Виды и объемы работ, сроки их выполнения Комплектование структуры комплексного потока. Назначение специализированных потоков. Выбор определяющего потока. Определение минимальной длины сменой захватки. Оптимизация скорости потока. Расчет параметров комплексного потока.4 Определение потребности в ресурсах. Комплектование специализированных отрядов 4 Построение линейного календарного графика. Оценка и оптимизация принятых решений Ориентировочная трудоемкость работ по разделам при разработке работы по проектированию линейного календарного графика приведена в таблице.. Трудоемкость работ по разделам Наименование разделов работы Таблица. % к общему объему Анализ исходных данных 0 Виды и объемы работ, сроки их выполнения 5 Комплектование структуры комплексного потока 45 Построение линейного календарного графика. Оценка и оптимизация принятых решений 0 5

6 АНАЛИЗ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ Исходным материалом для работы является задание. В задании указывается категория и протяженность дороги, район строительства, количество труб, местоположение и длина мостов, объем земляных работ, конструкция дорожной одежды, данные о количестве автопавильонов, местоположение резервов грунта, тип грунта карьеров, местоположение производственной базы.. Климат Указывается местонахождение дороги, дорожно-климатическая зона согласно [6]. По данным энциклопедии или другим источникам дается общая характеристика района строительства дороги, экономическая и административно-хозяйственная оценка и другие сведения, имеющие отношение к строительству дороги, которые могут повлиять на принятие решения по тому или иному вопросу. Согласно [4] указывается среднемесячная температура воздуха, количество выпадающих осадков, скорость и направление ветров и т.д. После этого строятся розы ветров для января и июля (Рис..), а также дорожно-климатический график (Рис..). На графике указываются продолжительности выполнения дорожно-строительных работ по группам с 0 по 4 согласно классификации в зависимости от допускаемой температуры производства работ. Рис.. - Роза ветров 6

7 Рис..- Дорожно-климатический график. Характеристика материалов По заданию определяют вид материалов (песок, щебень, асфальтобетон и т.д.), их номенклатуру. На выбор материалов влияют климатические условия района строительства, тип конструкции дорожной одежды, категория автомобильной дороги, способ производства работ, толщина слоя, период строительства и др. указывают физико-технические показатели материалов согласно соответствующих нормативных документов. 7

8 ВИДЫ И ОБЪЕМЫ РАБОТ Виды работ определяются заданием. Объемы работ рассчитываются в соответствии с конструкциями элементов дороги и объемами работ на каждом участке. Результаты расчетов приводятся в виде таблице по форме таблицы.. Рис.. - Поперечный профиль автомобильной дороги портальная стенка трубы, оголовок трубы, звенья трубы, 4 песчаный слой, 5 лекальные блоки, 6 места омоноличивания, 7 дорожная одежда, L трубы длина трубы, В зп ширина земляного полотна, В пч ширина проезжей части, В об ширина обочины, В упо ширина укрепленной полосы обочины, h до толщина дорожной одежды, h min минимальное расстояние от верха трубы до низа дорожной одежды, D внутр внутренний диаметр трубы, h СТ толщина стенки звеньев трубы. Длина трубы рассчитывается по формуле.: L трубы =В зп + m (h до +h min ), [п.м]; (.) где: В зп ширина земляного полотна, м; m коэффициент заложения откоса насыпи, [6]; h до толщина дорожной одежды, м.; h min зазор безопасности, допустимое расстояние от верха трубы до низа дорожной одежды, h min =0,5м; Общую протяженность водопропускных труб можно определить по формуле.: где: L тр. общ. общая длина всех труб, м; L трубы длина одной трубы, м; n количество труб, шт.; L тр. общ = L трубы. n, [п.м]; (.) 8

9 Наименование работ Виды и объемы работ Единицы измерения Таблица. Объем 4 5 Подготовительные работы (рубка леса, очистка от кустарников) Искусственные сооружения: - малый мост - средний мост - трубы Земляные работы: а) сосредоточенные б) линейные: - экскаваторные - скреперные Дорожная одежда: - основание - покрытие Обстановка дороги: - автопавильоны га 9 шт./п.м. шт./п.м. шт./п.м. тыс.м тыс.м тыс.м /0 /9 /90, м/м /м 5000/7 5000/7 0, 5000 м/м /м 5000/7 5000/7 0, шт. 7 9

10 4 КОМПЛЕКТОВАНИЕ СТРУКТУРЫ КОМПЛЕКСНОГО ПОТОКА 4. Общая организация работ Производится выделение специализированных потоков и деление их на частные. К специализированным потокам относятся потоки, выполняющие строительство отдельного элемента дороги (земляное полотно, дорожная одежда и т.д.). Частные потоки это потоки, выполняющие работы по устройству элементарных строительных потоков, представляющий собой последовательное выполнение одного процесса на ряде захваток. 4. Выбор определяющего потока. Определение минимальной длины сменной захватки Разработка проекта организации строительства начинается с выбора определяющего потока. Определяющий поток это поток, наиболее зависящий от природно-климатических факторов, в частности от предельно допустимой температуры производства работ. Возможный срок производства работ для определяющего потока минимальный в течение календарного года. Как правило, определяющим потоком является поток по устройству конструктивных слоев дорожной одежды, так как строительный сезон таких потоков ограничен летним периодом. Например: дорожная одежда представлена щебеночным основанием и асфальтобетонным покрытием. Устройство основание из щебня относится к I группе работ (допускаемая температура выше 0 0 С), устройство асфальтобетонного покрытия ко II группе (допускаемая температура весной не ниже плюс 5 0 С, осенью не ниже плюс 0 0 С). Определяющим потоком будет являться поток по устройству асфальтобетонного покрытия, так как имеет большие ограничения по температуре производства работ. В исключительных случаях определяющим потоком может являться поток по возведению земляного полотна в особых условиях (в районах распространения вечной мерзлоты для земляного полотна, запроектированного по принципу). Ограничения по сроком при строительстве земляного полотна, в данном случае, будут вызваны не температурным фактором, а особенностью технологического процесса. При возведении земляного полотна на вечной мерзлоте по принципу начало основных работ соответствует периоду полного промораживания деятельного слоя (ориентировочно вторая половина зимы), а окончание работ соответствует началу периода с положительными температурами. 0

11 п/п 4 5 Наименование потока Подготовительные работы Искусственные сооружения Земляные работы а) сосредоточ. б) линейные: -экскаваторные -скреперные Дорожная одежда -основание из щебня -покрытие из ч/щ Обстановка дороги -автопавильоны Таблица 4. Сроки проведения работ Гр. работ НР ОР Т кал Т Дата Продолжительность раб I I II Для определяющего потока рассчитывается минимальная скорость или темп по формуле 4.: L min захв Т р L К (4.) см,(м ) см где: L общая длинна строящегося участка дороги, м; Т р количество рабочих дней для определяющего потока, сутки; К см коэффициент сменности (К см =-). Т р Т Т Т Т,(сут) (4.) кал вх кл орг где: Т кал календарная продолжительность действия определяющего потока, сутки (таблица 4..); Т вх количество выходных и праздничных нерабочих дней за период Т кал, сутки; Т кл количество простоев по климатическим причинам, сутки (- суток в месяц); Т орг количество простоев по организационным причинам, сутки (-4 суток за весь период).

12 4. Оптимизация скорости потока. Расчет параметров комплексного потока В данном пункте необходимо произвести расчет параметров специализированных потоков. L min захв Определенная ранее минимальная длина захватки ( ), является ориентировочной скоростью потока, фактически строительство элементов автомобильной дороги с такой скоростью не осуществляется. Как правило, минимальная скорость не соответствует производительности ведущих машин специализированных потоков. Поэтому для этих потоков необходимо определится с оптимальной скоростью. При оптимизации скоростей потоков необходимо руководствоваться следующими принципами: - экономичность работа должна быть выполнена в минимальные сроки с минимальными затратами; - технологичность все работы должны выполняться в соответствии с технологическими требованиями В основу организации должен быть положен параллельно-поточный метод производства работ. Расчет параметров начинается с увязки определяющих потоков и назначению их скоростей. Пример: Дорожная одежда на строящейся дороге представляет собой асфальтобетонное покрытие и щебеночное основание. В качестве определяющего потока является поток по устройству асфальтобетонного покрытия. Определенная минимальная длина захватки составила, устройство асфальтобетонного покрытия с такой скоростью не производится, так как использование современной техники позволяет выполнять работы со скоростью свыше 600 м/см. Устройство щебеночного основания возможно со следующими скоростями: 00 м/см при использовании автогрейдера и 600 м/см при использовании щебнераспределителя. Таким образом, необходимо увязать данные потоки. -й вариант: Назначаем длину захватки для устройства асфальтобетонного покрытия L захв =600 м/см, при коэффициенте сменности равном К см =, тогда скорость потока составит v Lзахв Ксм ,м / сут ; Назначаем длину захватки для устройства щебеночного основания L захв =600 м/см, при коэффициенте сменности равном К см =, тогда скорость потока составит v L К ,м / сут; захв см L min захв 00м

13 -й вариант: Назначаем длину захватки для устройства асфальтобетонного покрытия L захв =600 м/см, при коэффициенте сменности равном К см =, тогда скорость потока составит v Lзахв Ксм ,м / сут ; Назначаем длину захватки для устройства щебеночного основания L захв =00 м/см, при коэффициенте сменности равном К см =, тогда скорость потока составит v Lзахв Ксм ,м / сут; После оптимизации определяются все параметры для данных потоков, а именно: продолжительность периодов (Т кал, Т вх, Т орг, Т кл, Т раб ); количество смен, (N); сменный темп потока, (Q см ) и данные расчетов заносятся в соответствующие графы таблицы 4.. Общее количество смен определяется по формулам: L N, смен (4.) L захв К бр N V Q см К бр, смен (4.4) где: L длина участка, м; К бр количество бригад; Q см сменный объем работ, м /смену, м /смену. Таким образом, определяется общее количество смен для устройства дорожной одежды и возведению земляного полотна. Согласно таблице 4.. назначают фактические сроки проведения работ. Для определяющего потока назначают дату окончания работ дату окончания периода, в который можно выполнять данный вид работ. Дату начала работ определяют путем вычета из даты окончания работ календарной продолжительности работ (Т кал ). На следующем этапе производят расчет остальных специализированных потоков, соблюдая технологическую последовательность производства работ. При этом учитывают организационные и технологические перерывы. Пример: Объем подготовительных работ составляет 9 га, из которых 0 га рубка леса, 9 га очистка от кустарников. Рубка леса: норма затрат труда на га 4 отрядо-смены, соответственно N рубка леса =0 4=40 смен

14 Корчевка пней: норма затрат труда на га отрядо-смены, соответственно N корч.пней = 0 =0 смен Очистка от кустарника: норма затрат труда на га отрядо-смена, соответственно N куст = 9 =9 см. Общее количество смен: N подг. р. = N рубка леса + N корч. пней + N куст = =69 смен. Продолжительность работ по устройству водопропускных труб определяется по формуле 4.5: Т (l n n) k, смен (4.5) где: l-длина трубы, м; n - норма затрат труда на устройство м трубы; n - норма затрат труда на устройство оголовков; k количество труб. Продолжительность работ по строительству мостов рассчитывается следующим образом: lм Т, смен (4.6) n Где: l м -длина моста, м; n - норма затрат труда на строительство моста; Продолжительность работ по возведению земляного полотна и устройству ограждений рассчитывается аналогично дорожной одежде. На строительство одного автопавильона отводится 5 смен. 4

15 Расчет параметров потока Таблица 4. Наименование специализированного потока Дата Продолжительность, сут. НР ОР Т кал Т вых Т орг Т кл Т раб Коэффициент смен К см Колво смен N см Длина трассы L тр, м Длина захватки L зах, м Объем работ V р Темп потока Q см Подготовительные работы ,7 Искусственные сооружения: - трубы - м. мост - ср. мост ,8 0,8 Колво бригад N бр Земляные работы: а) сосред б) линейные: - экскаваторные - скреперные Дорожная одежда: -щебень -ч/щ Обстановка дороги: - автопавильоны , 5

17 Количество машин определяем по формуле 4.7. Q n N (4.7.) 000 где Q сменный темп потока, м ; n показатель потребности в машинах на 000 м грунта согласно [0]. Количество автосамосвалов определяем по формуле 4.8. Q N (4.8.) П где ρ плотность перевозимого автосамосвалами материала, т/м П производительность автосамосвала, принимается в зависимости от дальности транспортировки. Для комплектования состава МДО по устройству дорожной одежды необходимо определить потребность в дорожно-строительных материалах согласно []. 7

19 N i значение i-го ресурса. В случае если значение К,5 линейный календарный график построен оптимально, с равномерным распределением ресурсов, если К>,5 необходимо провести оптимизацию графика. Для оптимизации необходимо убрать максимальные значения с эпюры ресурсов, т.е. необходимо перенести сроки проведения работ на другое время (с учетом допустимого времени и технологии производства работ). Либо изменить количество ресурса в этих работах, т.е. уменьшить их значение, и соответственно увеличить сроки их выполнения. 9

21 ПРИЛОЖЕНИЕ А

Дороги автомобильные общего пользования

Automobile roads of general use. Construction organization. General requirements

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45)

За принятие проголосовали:

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации строительства автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них (далее - автомобильные дороги) и распространяется на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт (далее - строительство) указанных автомобильных дорог.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 32731 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля

ГОСТ 32755 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ

ГОСТ 32756 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и/или грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.

3.2 заказчик (застройщик): Юридическое лицо, имеющее соответствующее право и уполномоченное инвестором выполнять функции по организации и управлению строительством автомобильной дороги.

3.3 капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и/или восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и/или их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги и ее геометрические элементы.

3.4 подрядчик: Юридическое лицо, имеющее соответствующее право и выполняющее по договору подряда с заказчиком работы по строительству автомобильной дороги.

3.5 проектная документация: Документация, содержащая инженерно-технические, архитектурные, технологические, конструктивные, экономические, финансовые и иные решения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений.

3.6 приемка выполненных работ: Совокупность процедур по определению и оценке показателей соответствия принимаемого объекта (работ) проектной документации.

3.7 проект организации строительства; ПОС: Организационный документ, разрабатываемый в составе проектной документации и определяющий объемы работ, сроки строительства, потребность в ресурсах и общую технологию строительных работ.

3.8 проект производства работ; ППР: Организационно-технологический документ, разрабатываемый для реализации проектной и рабочей документации и определяющий технологии строительных работ (технологические процессы и операции), качество их выполнения, сроки, ресурсы и мероприятия по безопасности.

3.9 рабочая документация: Документация, разрабатываемая в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации.

3.10 реконструкция автомобильной дороги: Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущий к изменению класса и/или категории автомобильной дороги либо влекущий за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

3.11 строительство автомобильной дороги: Комплекс технологических, инфраструктурных и управленческих процессов по сооружению автомобильной дороги.

3.12 строительный (производственный) контроль: Контроль соответствия выполняемых работ проектной и рабочей документации и требованиям технических регламентов, проводимый в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги.

4 Общие положения

4.1 Строительство автомобильных дорог осуществляется при наличии документов, устанавливаемых нормативными или законодательными актами государства - члена Таможенного союза.

4.2 Общую организацию и управление строительством осуществляет заказчик.

4.3 Функции заказчика устанавливаются нормативными или законодательными актами государства - члена Таможенного союза.

Базовыми функциями заказчика являются:

- обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке;

- получение разрешения на строительство;

- отвод земель под строительство, включая получение права ограниченного пользования соседними земельными участками на период строительства;

- привлечение подрядчика для осуществления строительства (при подрядном способе строительства);

- привлечение в соответствии с 4.9 проектной организации, осуществляющей разработку проектной документации, для осуществления авторского надзора за строительством;

- обеспечение охраны окружающей среды и безопасности населения при осуществлении строительства;

- обеспечение безопасности пользователей автомобильной дорогой;

- принятие решений о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства, о вводе законченной строительством автомобильной дороги в эксплуатацию;

- извещение о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства дороги, выданное органами государственного контроля (надзора), контролирующими строительство;

- осуществление строительного контроля (технического надзора) за строительством или привлечение специализированной организации для осуществления строительного контроля (технического надзора) за строительством;

- приемка и оплата выполненных работ;

- приемка законченной строительством автомобильной дороги (при подрядном способе строительства);

- предъявление законченной строительством автомобильной дороги уполномоченному органу для ввода в эксплуатацию;

- комплектование, хранение и передача уполномоченной организации исполнительной и эксплуатационной документации.

4.4 Заказчик для осуществления своих функций по обеспечению строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке, по получению разрешения на строительство, по ведению строительного контроля, а также для взаимодействия с органами государственного надзора и местного самоуправления может привлечь в соответствии с действующим законодательством государства - члена Таможенного союза специализированную организацию.

Передача заказчиком своих функций привлеченной организации оформляется договором (контрактом) между ними.

4.5 При подрядном способе строительства базовыми функциями подрядчика как лица, осуществляющего строительство, являются:

- выполнение работ, устройство конструкций, систем инженерно-технического обеспечения автомобильной дороги в соответствии с проектной и рабочей документацией;

- разработка и применение организационно-технологической документации;

- осуществление строительного (производственного) контроля лица, осуществляющего строительство, в том числе контроля за соответствием применяемых строительных материалов и изделий требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации;

- ведение исполнительной документации;

- обеспечение безопасности труда на строительной площадке, безопасности строительных работ для окружающей среды и населения;

- управление стройплощадкой, в том числе обеспечение охраны стройплощадки и сохранности объекта до его приемки застройщиком (заказчиком);

- привлечение, при необходимости, субподрядных организаций для выполнения специализированных работ;

- выполнение требований местной администрации, действующей в пределах ее компетенции, по поддержанию порядка на прилегающей к стройплощадке территории.

4.6 Базовой функцией лица, осуществившего подготовку проектной документации (далее - проектировщика), в процессе строительства является внесение в установленном порядке изменений в проектную и рабочую документацию в случае изменения после начала строительства проекта планировки территории или действующих нормативных документов (выполняется в качестве дополнительной работы по отдельному договору, контракту).

Дополнительными функциями проектировщика в процессе строительства, выполняемыми в соответствии с соглашениями между участниками строительства, являются:

- разработка дополнительных проектных решений в связи с необходимостью обеспечения производства;

Автодорожное проектирование тоже не стоит на месте. Инженеры постоянно совершенствуют технологии строительства, чтобы сделать качество покрытий лучше и безопаснее, а их возведение дешевле. Строительство дороги идет поэтапно.

Технология строительства автомобильных дорог

Порядок и технологии укладки подчинены требованиям ГОСТ, СНиП, других законодательных актов. Каждый подрядчик, который занимается прокладкой автодорожных путей, должен следовать законодательным нормам.

Этапы строительства дороги

Условно можно выделить три больших стадии строительства дорог:

  1. подготовка – сбор, заготовка сырья;
  2. транспортировка – доставка материалов к месту застройки;
  3. монтажные работы – все этапы укладки.

Качество автодорожного покрытия зависит от соответствия стандартам, так как в государственных требованиях к строительству автомобильных дорог прописаны нормы, отвечающие за безопасность и комфорт участников движения.

Первый этап строительства автомобильной дороги – инженерные изыскания. Это целый комплекс инженерных мер, направленный на изучение местности. Пропускать этапы проектирования нельзя, так как от качества геодезических и геологических исследований зависит долговечность покрытия.

На основе геодезии составляется проектная документация. В ней прописаны материалы, которые будут использованы для прокладки асфальта, технология строительства грунтовой дороги, анализ рельефа, глубина залегания грунтовых вод, тип грунта, порядок, другие важные данные. Проект обязательно согласуется с заказчиком, а также утверждается в государственных структурах. В проекте также отражается подробная смета.

Непосредственно строительство дороги можно разделить на следующие этапы работ:

Этапы строительства дороги

Подготовительные работы

Подготовка занимает намного больше времени, чем кажется на первый взгляд. Последовательность строительства дороги:

Подготовительные работы

Материалы завозят на территорию только после подготовки участка. На этот этап у строителей может уйти несколько недель или месяцев. Работы могут быть осложнены погодными условиями, а также климатическими и ландшафтными особенностями местности.

  • нижний – основание;
  • средний – укрепляющий;
  • верхний – финишное покрытие.

Формирование основания – важный этап прокладки полотна. От этого зависит долговечность и прочность. Начинаются земляные работы с возведения насыпи. Строители последовательно укладывают грунт, а затем трамбуют его катком. Грунт используют с территории прокладки автодороги или завозят отдельно, если он не пригоден для будущей трассы. Для покрытия подходят песчаные, каменистые или супесчаные почвы, а вот торфяные или илистые земли непригодны. Земляную насыпь тщательно разрыхляют, а затем уплотняют катком.

От качества уплотнения зависит структура и однородность покрытия. Чем лучше утрамбован слой грунта, тем устойчивее будет автодорога. При работе учитывают влажность материала, при необходимости его смачивают водой для лучшей трамбовки.

Создание дорожного пирога

Песок тщательно трамбуют, а затем укладывают щебенчатый слой. Для среднего слоя подушки используют материал разных фракций. Финишный слой – мелкозернистый щебень. Правильно уложенное основание – залог качества автодороги. Подушка необходима для амортизации нагрузки. При формировании подушки количество слоев и материалы зависят от выбранной методики, особенности территории, назначения трассы.

После формирования песчаной подушки специалисты приступают к укладке финишного покрытия. В современном строительстве используется цементобетон или асфальтобетон.

Финишное покрытие

Качество и долговечность определяются также материалом, который используется в качестве верхнего слоя, так как он подвержен большему износу при ежедневной эксплуатации. Самые распространенные материалы – асфальтобетон и цементобетон, так как эти материалы хорошо зарекомендовали себя в дорожных работах.

Асфальтобетон предполагает послойную укладку. Технология строительства и ремонта включает послойное распределение щебенки, песка, горных пород, асфальтной смеси с битумом. Количество слоев зависит от предполагаемого трафика, назначения дорожного полотна, особенностей ландшафта, климата.

Цементобетон или литой асфальт обладает повышенной износостойкостью, противостоит механическим повреждениям при постоянной эксплуатации, не разрушается под действием химических реагентов. Но метод укладки цементобетона дороже.

Новые технологии в строительстве дорог

Новые технологии в строительстве дорог

В современном автодорожном деле используются инновационные методики, цель которых создать прочную трассу с высокой эластичностью полотна. Это повышает срок службы полотна, делает его устойчивым к высоким нагрузкам.

Современные технологии строительства дорог дают возможность сэкономить на ремонте, так как требуется он гораздо реже.

Чтобы повысить эксплуатационные свойства автодорог, строители задействуют геосинтетику. Это искусственный, экологически безопасный материал, который продается недорого и легко укладывается.

Применение геосинтетических материалов дает возможность получить стойкое покрытие с противоскользящим эффектом, что повышает уровень безопасности. Использование инновационных технологий и материалов позволяет строителям сэкономить на ремонте, а также сократить сроки, состав работ.

В России геотекстильные полотна пока еще не распространены, они укладываются только в центральном регионе на отдельных участках, так как разработки требуют много времени на внедрение.

Опыт других стран

Ученые других стран также меняют представление об автодорогах, кардинально совершенствуя технологии в духе времени.

  • Инженеры из Голландии создали регенерирующийся асфальт. При укладке специалисты используют токопроводящую ткань, которая формирует слой перед финишным слоем. При появлении на поверхности трещины или другого дефекта, запускается ток, который генерирует тепло и расплавляет битум. Расплавленный битум склеивает части треснутого асфальта, убирая дефект.
  • Японские инженеры придумали способы строительства дорог для борьбы со снежными наносами – полотна с функцией антизаморозки. Технология укладки дорожного полотна включает монтаж трубопровода с горячей водой. Трубы пролегают близко к финишному асфальтовому покрытию и растапливают снег.
  • Прогресс не статичен, ученые работают над созданием экологичных решений, одним из которых стали электромобили. Они продаются везде, их выпускают крупные российские концерны, они безопасны и экономичны. Заправки для электромобилей есть уже практически в каждом населенном пункте.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученые создали целые трассы для электрокаров. Они подзаряжают аккумулятор автомобиля, потребность устанавливать на трассе отдельную заправку отпадает. В дорожное полотно встроены рельсы, которые передают электрический ток автомобилю при движении. Ток подается только при движении автомобиля, поэтому не несет опасности для других участников движения.

Автодорожное проектирование тоже не стоит на месте. Инженеры постоянно совершенствуют технологии строительства, чтобы сделать качество покрытий лучше и безопаснее, а их возведение дешевле. Строительство дороги идет поэтапно.

Технология строительства автомобильных дорог

Порядок и технологии укладки подчинены требованиям ГОСТ, СНиП, других законодательных актов. Каждый подрядчик, который занимается прокладкой автодорожных путей, должен следовать законодательным нормам.

Этапы строительства дороги

Условно можно выделить три больших стадии строительства дорог:

  1. подготовка – сбор, заготовка сырья;
  2. транспортировка – доставка материалов к месту застройки;
  3. монтажные работы – все этапы укладки.

Качество автодорожного покрытия зависит от соответствия стандартам, так как в государственных требованиях к строительству автомобильных дорог прописаны нормы, отвечающие за безопасность и комфорт участников движения.

Первый этап строительства автомобильной дороги – инженерные изыскания. Это целый комплекс инженерных мер, направленный на изучение местности. Пропускать этапы проектирования нельзя, так как от качества геодезических и геологических исследований зависит долговечность покрытия.

На основе геодезии составляется проектная документация. В ней прописаны материалы, которые будут использованы для прокладки асфальта, технология строительства грунтовой дороги, анализ рельефа, глубина залегания грунтовых вод, тип грунта, порядок, другие важные данные. Проект обязательно согласуется с заказчиком, а также утверждается в государственных структурах. В проекте также отражается подробная смета.

Непосредственно строительство дороги можно разделить на следующие этапы работ:

Этапы строительства дороги

Подготовительные работы

Подготовка занимает намного больше времени, чем кажется на первый взгляд. Последовательность строительства дороги:

Подготовительные работы

Материалы завозят на территорию только после подготовки участка. На этот этап у строителей может уйти несколько недель или месяцев. Работы могут быть осложнены погодными условиями, а также климатическими и ландшафтными особенностями местности.

  • нижний – основание;
  • средний – укрепляющий;
  • верхний – финишное покрытие.

Формирование основания – важный этап прокладки полотна. От этого зависит долговечность и прочность. Начинаются земляные работы с возведения насыпи. Строители последовательно укладывают грунт, а затем трамбуют его катком. Грунт используют с территории прокладки автодороги или завозят отдельно, если он не пригоден для будущей трассы. Для покрытия подходят песчаные, каменистые или супесчаные почвы, а вот торфяные или илистые земли непригодны. Земляную насыпь тщательно разрыхляют, а затем уплотняют катком.

От качества уплотнения зависит структура и однородность покрытия. Чем лучше утрамбован слой грунта, тем устойчивее будет автодорога. При работе учитывают влажность материала, при необходимости его смачивают водой для лучшей трамбовки.

Создание дорожного пирога

Песок тщательно трамбуют, а затем укладывают щебенчатый слой. Для среднего слоя подушки используют материал разных фракций. Финишный слой – мелкозернистый щебень. Правильно уложенное основание – залог качества автодороги. Подушка необходима для амортизации нагрузки. При формировании подушки количество слоев и материалы зависят от выбранной методики, особенности территории, назначения трассы.

После формирования песчаной подушки специалисты приступают к укладке финишного покрытия. В современном строительстве используется цементобетон или асфальтобетон.

Финишное покрытие

Качество и долговечность определяются также материалом, который используется в качестве верхнего слоя, так как он подвержен большему износу при ежедневной эксплуатации. Самые распространенные материалы – асфальтобетон и цементобетон, так как эти материалы хорошо зарекомендовали себя в дорожных работах.

Асфальтобетон предполагает послойную укладку. Технология строительства и ремонта включает послойное распределение щебенки, песка, горных пород, асфальтной смеси с битумом. Количество слоев зависит от предполагаемого трафика, назначения дорожного полотна, особенностей ландшафта, климата.

Цементобетон или литой асфальт обладает повышенной износостойкостью, противостоит механическим повреждениям при постоянной эксплуатации, не разрушается под действием химических реагентов. Но метод укладки цементобетона дороже.

Новые технологии в строительстве дорог

Новые технологии в строительстве дорог

В современном автодорожном деле используются инновационные методики, цель которых создать прочную трассу с высокой эластичностью полотна. Это повышает срок службы полотна, делает его устойчивым к высоким нагрузкам.

Современные технологии строительства дорог дают возможность сэкономить на ремонте, так как требуется он гораздо реже.

Чтобы повысить эксплуатационные свойства автодорог, строители задействуют геосинтетику. Это искусственный, экологически безопасный материал, который продается недорого и легко укладывается.

Применение геосинтетических материалов дает возможность получить стойкое покрытие с противоскользящим эффектом, что повышает уровень безопасности. Использование инновационных технологий и материалов позволяет строителям сэкономить на ремонте, а также сократить сроки, состав работ.

В России геотекстильные полотна пока еще не распространены, они укладываются только в центральном регионе на отдельных участках, так как разработки требуют много времени на внедрение.

Опыт других стран

Ученые других стран также меняют представление об автодорогах, кардинально совершенствуя технологии в духе времени.

  • Инженеры из Голландии создали регенерирующийся асфальт. При укладке специалисты используют токопроводящую ткань, которая формирует слой перед финишным слоем. При появлении на поверхности трещины или другого дефекта, запускается ток, который генерирует тепло и расплавляет битум. Расплавленный битум склеивает части треснутого асфальта, убирая дефект.
  • Японские инженеры придумали способы строительства дорог для борьбы со снежными наносами – полотна с функцией антизаморозки. Технология укладки дорожного полотна включает монтаж трубопровода с горячей водой. Трубы пролегают близко к финишному асфальтовому покрытию и растапливают снег.
  • Прогресс не статичен, ученые работают над созданием экологичных решений, одним из которых стали электромобили. Они продаются везде, их выпускают крупные российские концерны, они безопасны и экономичны. Заправки для электромобилей есть уже практически в каждом населенном пункте.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученые создали целые трассы для электрокаров. Они подзаряжают аккумулятор автомобиля, потребность устанавливать на трассе отдельную заправку отпадает. В дорожное полотно встроены рельсы, которые передают электрический ток автомобилю при движении. Ток подается только при движении автомобиля, поэтому не несет опасности для других участников движения.

Читайте также: