От скрещивания растений ржи с антоцианом и без антоциана

Обновлено: 05.10.2024

Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс.

ВложениеРазмер
urok_resh.gen_._zadach_monogib.skr_.1.doc 105 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№1738 ИМЕНИ АВИАКОНСТРУКТОР А М.Л.Миля.

Разработка уроков по общей биологии

в профильных классах

Учитель биологии: РябоваТ.В.

Тема урока: Законы Г. Менделя. Первый закон – закон

единообразия гибридов первого поколения.

Второй закон Г. Менделя – закон

Задачи: познакомить учащихся с опытами Г. Менделя,

сформировать знания о моногибридном скрещивании, первом и

втором законах Г. Менделя;

раскрыть формулировку закона единообразия гибридов первого

поколения и закона расщепления;

формировать умения пользоваться генетической символикой.

На изучение данного материала отводится два часа.

I. Актуализация знаний.

Беседа об исследованиях Г. Менделя, о его опытах на горохе, о сути гибридологического метода.

II. Изучение нового материала.

1. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения – первый закон наследственности, установленный Г.Менделем. (Беседа об особенностях и результатах моногибридного скрещивания; выведение правила единообразия гибридов первого поколения с использованием схем и генетической записи.)

Моногибридное скрещивание – скрещивание по одной паре признаков.

Г. Мендель проводил реципрокные скрещивания ( система из двух скрещиваний: прямого и обратного – ♀ бел х ♂ кр ♀ кр х ♂ бел )

2. Опыты Г Менделя, позволившие открыть закон расщепления признаков во втором поколении. Закон расщепления – второй закон Менделя. Фенотипы и генотипы исходных родительских форм растений, которые использовались Менделем в опытах при моногибридном скрещивании ( объяснение учителя с зарисовкой схем и записью генетических символов).

F 2 АА Аа Аа аа

желт. желт. желт. зелен.

по генотипу 1:2:1

III. Закрепление и проверка знаний.

1.Слева предлагается условие задачи, справа – логические следствия из этого условия. Заполните пропуски в этих следствиях.

1. Дано: гетерозиготный темноволосый отец и мать блондинка.

Следовательно , доминирует ген ________________, а рецессивен ген ____________________.

2. Дано: в F 1 от скрещивания длинноносых и коротконосых муравьедов получали только коротконосых особей

Следовательно , доминирует ген ________________, а рецессивен ген ____________________.

3. Дано: всё потомство доброй собаки Греты было добрым в нескольких поколениях.

Следовательно , доминирует ген ________________, а рецессивен ген ____________, а Грета была _____________ по данному признаку.

4. Дано: в потомстве кота Васьки и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше.

Следовательно , доминирует ген ________________, а рецессивен ген _____________, а кот Васька _______________ по данному признаку.

5. Дано: белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном

Следовательно , белые кролики ____________________ по этому признаку.

2. Заполните пропуски в тексте.

1. Г. Мендель, скрещивая растения, отличающиеся по _________________, установил следующие закономерности: наследование признака определяется дискретными факторами - _______________. Если в потомстве проявляется признак только одного из родителей, то такой признак называется ________. Признак второго родителя, проявляющийся не в каждом поколении, называется _______________.

2. При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга _____________

Признаком, все ________________ поколение ( F 1 ) окажется _____________

И будет по фенотипу похоже на родителя с ______________ признаком. При скрещивании гибридов из F 1 во втором поколении наблюдается ___________

В отношении ____________ по фенотипу и ___________ по генотипу.

1. Доминирует ген темных волос, а рецессивен ген светлых волос.

2. Доминирует ген короткого носа, а рецессивен ген длинного носа.

3. Доминирует ген доброты, а рецессивен ген злобности, а Грета была гомозиготной по данному признаку.

4. Доминирует ген серого цвета, а рецессивен ген черного цвета, а кот Васька гетерозиготен по данному признаку.

5. Белые кролики гомозиготны по этому признаку.

1. По одному признаку, генами, доминантным, рецессивным.

2. Одним, гибридное, единообразным, доминантным, расщепление, 3:1, 1:2:1.

Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.

Тема урока: Цитологические основы законов Г.Менделя.

Гипотеза чистоты гамет.

Задачи: сформировать знания о цитологических основах законов Г.Менделя,

раскрыть сущность гипотезы чистоты гамет ;

продолжить углубление знаний основных понятий генетики,

формировать умения пользоваться генетической символикой.

I. Проверка знаний.

1. Воспроизведение конспекта.

2. Беседа по вопросам:

1) Что такое гибридизация? Как следует её проводить?

2) Какой объект для своих исследований выбрал Г. Мендель? Почему выбор этого объекта позволил Г. Менделю открыть законы наследственности?

3) Какое скрещивание называют моногибридным?

4) Как называется признак, который проявляется у гибридов первого поколения? Приведите примеры проявления таких признаков в опытах Г. Менделя с горохом.

5) Какое обозначение имеет тот признак, который у гибридов первого поколения не развивается, а как бы исчезает?

6) Какой закон устанавливает правило распределения доминантных и рецессивных признаков в определенном числовом соотношении среди потомства?

II. Изучение нового материала.

Материальные основы наследственности – гены и хромосомы. Цитологические основы единообразия гибридов первого поколения. Механизм распределения хромосом между гаметами в мейозе, восстановление диплоидного набора в зиготе – цитологические основы генетических законов. Гипотеза чистоты гамет. ( Объяснение учителя с использованием мультимедийных пособий).

Для объяснения наблюдаемых закономерностей Г.Мендель выдвинул гипотезу чистоты гамет.

Положения гипотезы чистоты гамет (по Г. Менделю)

Цитологические обоснование (мейоз и оплодотворение)

1. Признаки контролируются парами факторов.

1. Диплоидные клетки содержат пары гомологичных хромосом.

2. Парные факторы разделяются при образовании гамет.

2. Гомологичные хромосомы расходятся во время мейоза.

3. Каждая гамета получает один из пары факторов.

3. В каждую гамету попадает одна из гомологичных хромосом.

4. Факторы передаются из поколения в поколение как дискретные (неделимые, чистые ) единицы.

4. Только ядро мужской гаметы сливается с ядром яйцеклетки.

5. Каждый организм наследует по одному фактору от каждой из родительских особей.

5. При оплодотворении пары гомологичных хромосом восстанавливаются; каждая гамета женская или мужская вносит одну из гомологичных хромосом.

F 2 АА Аа Аа аа

желт. желт. желт. зелен.

желт. желт. желт. зелен.

У гибридов гаметы чисты, так как содержат по одному гену из каждой пары генов.

III. Закрепление знаний.

Беседа по вопросам.

1. Почему гипотезу чистоты гамет можно считать прозорливым предвидением цитологических основ законов наследственности?

2. Каковы цитологические основы гипотезы чистоты гамет?

Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.

Тема урока: Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

Задачи: закрепить знание сущности первого и второго законов Г.Менделя, гипотезы чистоты гамет, умение работать с генетической символикой; сформировать навыки решения задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.

I. Проверка и закрепление знаний.

1. Воспроизведение конспекта.

Прежде чем решать задачи на моногибридное скрещивание, нужно научиться определять число и типы гамет.

№1. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВвГгддЕЕ ?

Решение: число типов гамет определяется по формуле

где “ 2” означает, что в генотипе есть гетерозиготные состояния аллелей,

а “ n” – число таких состояний. Типы гамет определяются таким образом, что для первой пары аллелей общее число типов гамет делится пополам, для второй пары аллелей каждая половина снова делится пополам, и т.д. Так узнается с какой последовательностью нужно чередовать доминантный и рецессивный аллель.

n=2 Г=2 2 = 4, АВГдЕ, АВгдЕ, АвГдЕ, АвгдЕ.

№2. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа АаВвССддЕе ? n=3 Г=2 3 = 8

АВСдЕ, АВСде, АвСдЕ, АвСде, аВСдЕ, аВСде, авСдЕ, авСде.

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.

№1. У флоксов окраска цветков может быть белой и кремовой. При скрещивании растения с белыми цветами с растением, имеющим кремовые цветы, в потомстве половина растений имеет белые цветы и половина – кремовые; при скрещивании белоцветковых растений между собой расщепления не бывает. Как объяснить такое наследование окраски цветков?

Р ♀ аа х ♂ Аа Р ♀ аа х ♂ аа

бел. крем. бел. бел.

Гаметы а А , а Гаметы а а

F 1 аа Аа F 1 аа

1 бел. : 1 крем. бел.

Ответ: наследование окраски цветков – моногенное, кремовая окраска –

доминантный признак, белая окраска – рецессивный.

№2. У моркови желтая окраска корнеплодов доминирует над красной. Растение с красным корнеплодом скрестили с растением, имеющим желтый корнеплод, и получили 21 растение с желтым корнеплодом. Из семян, полученных после переопыления этих растений между собой, получили 83 желтых и 27 красных корнеплодов. Определите генотипы всех указанных растений.

Решение: А * - жел.

Аа – крас. Р ♀ аа х ♂ АА

F 1 ♀ Аа х ♂ Аа 21 желт. желт. все желт.

F 2 АА Аа Аа аа

83 желт. желт. желт.. 27 крас.

Ответ: генотипы см. в решении.

Примечание. При разборке задач сначала записывается все, что указано в условии (фенотипы), затем на основании этого делаются выводы и определяется то, чего требует задача (генотипы).

№3. Одна из форм глухонемоты наследуется у человека как рецессивный признак.

а) В нормальной по этому признаку семье родился глухонемой ребенок. Каковы генотипы родителей?

б) Женщина нормальна, её муж глухонемой, таким же оказался их первый ребёнок. Какова вероятность того, что второй ребёнок будет нормальным?

аа - глухонемота а) Р ♀Аа х ♂Аа б) Р ♀Аа х ♂аа

А * - норма норм. норм. норм. глух.

Гаметы А ; а А ; а Гаметы А ; а а

F 1 аа (по услов) F 1 Аа аа

Ответ: а) генотипы родителей Аа;

б) вероятность 50%

Домашнее задание: решите задачи

№1. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВВссДд ?

№2. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа СсДдЕекк ?

№3. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа КкЛлММНноо ?

№4. Рожь, имеющую пигмент антоциан, скрестили с неизвестной формой. В потомстве получено 36 растений с пигментом и 12 без пигмента. Определить генотипы исходных растений. Назвать доминантный признак.

№5. От скрещивания комолого быка с рогатыми коровами получено 17 телят комолых и 15 рогатых. У коров-матерей комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип быка и коров?

№6. При скрещивании серых кур с белыми потомство оказалось серым. Это потомство скрещивалось снова с белыми. В результате оказалось 172 особи, из которых 85 были белые и 87 серые. Каковы генотипы исходных форм и всех их потомков?

№7. В семье, где родители с черными волосами, ребенок имеет рыжие волосы. Какой признак доминантный? Каковы генотипы всех членов семьи?

При скрещивании растений ржи с антоцианом во втором поколении было получено расщепление: 132 растения с антоцианом и 104 растения без антоциана. Написать схему скрещивания и определить тип наследования.

А – ген наличия антоциана а - ген отсутствия антоциана

В – ген наличия антоциана в – ген отсутствия антоциана

РР: ♀ АаВв х ♂ АаВв

Г: ♀ АВ Ав ♂ АВ Ав

F2 определяются по решетке Пеннета.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

во втором поколении (в F2) было получено 4517 растений с фиолетовыми и 1503 растения с зелёными всходами. Объясните расщепление. Определите генотипы исходных растений. Какой генотип имели растения F1?

Ответ или решение 1

А – фиолетовые цветки, а – зелёные.
Так как во втором поколении получили расщепление 3:1 (4517:1503), значит, в F 1 скрещивали гетерозигот Аа с фиолетовыми цветками (по закону расщепления), а исходные растения имели генотип АА и аа – были гомозиготами (по закону единообразия гибридов первого поколения).

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

Vzaimgen.rtf

Одинарный рецессивный эпистаз

Расщепление 9 : 3 : 4

Красная окраска луковицы у лука определяется доминантным геном, желтая окраска – рецессивным геном. Но проявление окраски возможно только при наличии другого доминантного гена, рецессивная аллель которого подавляет окраску (в этом случае луковицы будут белыми). Краснолуковичные растения скрещивались между собой. В потомстве оказались особи: 61 с красными луковицами, 22 с желтыми луковицами, 27 с белыми луковицами. Определить тип наследования и написать схему скрещивания.

А – ген красной окраски а – ген желтой окраски

В – ген, не подавляющий окраску в – ген – ингибитор окраски

РР: ♀ АаВв х ♂ АаВв

Г: ♀ АВ Ав ♂ АВ Ав

Расщепление по фенотипу 9 : 3 : 4

61 + 22 + 27 = 110.

110 / 16 = 6,875 – на 1 класс.

6,875 х 9 = 61,875. 6,875 х 3 = 20,625. 6,875 х 4 = 27,5.

Х 2 = (61 – 61,875) 2 / 61,875+ (22 – 20,625) 2 / 20,625 + (27 – 27,5) 2 / 27,5 = 0,01 + 0,09 + 0,009 = 0,109.

Число степеней свободы = n – 1 = 3 – 1 = 2. Х 2 табл = 5,99.

Расщепление по фенотипу 9 : 3 : 4

82 + 35 + 27 = 144. 144 / 16 = 9 – на 1 класс.

9 х 9 = 81. 9 х 3 = 27. 9 х 4 = 36.

Х 2 = (81 – 82) 2 / 81 + (27 – 27) 2 / 27 + (35 – 36) 2 / 36 = 0,01 + 0 + 0,03 = 0,04.

Число степеней свободы = n – 1 = 3 – 1 = 2. Х 2 табл = 5,99.

Голубые А-вв 3/16

Расщепление по фенотипу 9 : 3 : 4

67 + 27 + 34 = 128.

9 х 8 = 72. 4 х 8 = 32. 3 х 8 = 24.

Х 2 = (67 – 72) 2 / 72 + (34 – 32) 2 / 32 + (27 – 24) 2 / 24 = 0,35 + 0,125 + 0,375= 0,85.

Число степеней свободы = n – 1 = 3 – 1 = 2. Х 2 табл = 5,99.

Голубые ааВ- 3/16

Расщепление по фенотипу 9 : 3 : 4

(31 + 8) + (9 + 3) + (13 + 4) = 39 + 12 + 17 = 68.

68 / 16 = 4,25 – на 1 класс.

4,25 х 9 = 38,25. 4,25 х 3 = 12,75. 4,25 х 4 = 17.

Х 2 = (39 – 38,25) 2 / 38,25 + (17 - 17) 2 / 17 + (12 – 12,75) 2 / 12,75 = 0,015 + 0 + 0,044 = 0,059.

Число степеней свободы = n – 1 = 3 – 1 = 2.

0,059 ^ Двойной рецессивный эпистаз

Расщепление 9 : 7

При скрещивании растений дрока с желтыми цветами во втором поколении было получено расщепление: 226 желтых и 159 белых растения. Написать схему скрещивания и определить тип наследования.

+

8 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 8

Ответ

+

1 задача: в левом 21, в правом 7; 2 задача: 1 яб 24, 2 яб 43

1. всего 28 = 4x т.к. в левом 3х и в правом 1х

х = 7 ( орехов) в правом

4. 7*3=21 (орех) в левом

Ответ

+

28*3=84 ореха в левом кармане

ответ: 28 и 84 ореха в каждом кармане

ответ: 67 и 86 кг яблок собрали с каждой яблони

1 задача . В двух карманах было 28 орехов, причём в левом кармане в 3 раза больше, чем в правом. Ско

Ответ

+

128, фото ниже, или выше (простите за письмо, я сам в 6 классе =))

Решите эту , кто прекрепит как решать схемой и + решение сделаю лучшим.​

Ответ

+

ответ : соотношение F2 1:1:1:1

один с чёрной шерстью и мохнатым мехом

один с чёрной шерстью и гладким мехом

один с серой шерстью и мохнатым мехом

один. с серой шерстью и гладким мехом

РЕШИТЕ СХЕМОЙ (9 СТРОЧЕК, ФЕНОТИПЫ,ГЕНОТИПЫ И ГАМЕТЫ) ПРИКРЕПИТЕ ФОТО С РЕШЕНИЕМ ИЛИ ТАК НАПИШИТЕ !

Ответ

+

Решите блок-схемой! 1)n=100%. увеличилось на 50%. сколько денег получит вкладчик? 2)натуральное двуз

Вот пример моего решения.

Ответ

+

Вот, все на вложениях)

Ответ

+

Х-кол-во марок во 2 альбоме
4х-кол-во марок в 1 альбоме
Зная,что во 2 альбом положили еще 18 марок,и что в альбомах стало марок поровну,составим уравнение
х+18=4х
18=4х-х
18=3х
х=18:3
х=6 -кол-во марок во 2 альбоме
6*4=24-кол-во марок в 1 альбоме
В первом альбоме было в 4 раза больше,чем во втором это 24 марки,а во втором альбоме было 6 марок и во второй положили еще 18 марок,то во втором стало 24,столько же,как и в первом.24=24

Читайте также: