Отцветает тополь белый пух кружится

Обновлено: 05.10.2024

Оборудование: Презентация, карточки с текстами, таблицы.

Ход урока.

Слайд №8
3)Укажите глаголы 1 спряжения:
А) рассмотреть; Г) ненавидеть;
Б) рассказать; Д) бороться;
В) шептаться; Е) решиться.

Слайд №9
4) Укажите предложения с переходными глаголами.
А) Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном.
Б) Мужество рождается в борьбе.
В) Красота спасет мир.
Г) Верить в победу добра и справедливости.
Слайд №10

А) Отцветает тополь,
Белый пух кружится,
Покружившись вдоволь,
На виски садится.

Б) Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.

В) Есть уголок среди травы густой,
Где можно искупаться и напиться.

Слайд №12
2) Все глаголы 2 спряжения:
А) сказать
Б) строить
В) шептать
Г) ходить
Д) отпилить
Е) бормотать
Ж) дышать

Слайд № 13
3) Все глаголы образованы с помощью приставки:
А) гореть
Б) обнародовать
В) зеленеть
Г) усилить
Д) перестроить
Е) прикасаться


Индивидуальная работа.
Пока ученик на доске делает синтаксический разбор предложения и морфологический разбор глагола рос, остальные работают над текстом.

Работа с текстом.
Каждый ученик получает карточку с текстом и таблицу.

Дуб и ветер.

Могучий дуб рос на высокой горе. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Сила его в том, что он в землю родную врос.

глагол вид спряжение возвратность наклонение число род лицо

1) Определить стиль и тип речи.
2) Все глаголы вписать в таблицу и разобрать их

Слайд № 19 /проверяем правильность записи на доске/

Слайд №20 /проверяем правильность заполнения таблицы/

3. Сотворчество На этом этапе урока строим кластер
Слайд № 21


4. Подведение итогов

Собрание сочинений в трех томах

О СЕБЕ И БЛИЗКИХ

Читая автобиографические очерки писателей, замечал: многие из них начинают разговор о себе с оправдания в том, что занимаются своей особой. При этом: одни говорят, что еще не время подводить итоги, другие ссылаются на вынужденность обращения к своей: личности, третьи начинают с извинений перед скромностью. Так хотел начать и. я, но тут же подумал: а разве, занимаясь стихами, поэмами, очерками и статьями, я не занимался собой? В конечном счете, о чем бы и о ком бы мы ни писали, мы пишем о себе. Наш взгляд на мир, сам отбор материала, манера его изложения — все говорит о нас, пишущих. А поэт-лирик и тем более в силу жанра вынужден заниматься собой, не прячась за спину подставных героев.

— Что-то Ули не слышно… Здорова ли.

На что получал ревнивый ответ:

— Повесь свою Улю на шею и носи, как иконку…

Древний старик пытался урезонить ревнивых молодух и, видя, что все его слова тщетны, заканчивал разговор тяжелым, многозначным вздохом мудрой печали:

Ему было уже далеко за семьдесят, а он еще боролся с молодыми и всегда их перебарывал. Вокруг такой борьбы, а затевалась она, как правило, в праздничные дни, всегда собиралось много участников и зрителей. Однажды, положив на лопатки двух парней, дед Тимофей высматривал в толпе желающих помериться силой. Никто не решался. Тогда его взгляд остановился, на моем старшем брате Петре, работавшем в Томском окружкоме комсомола и приехавшем в отпуск. Он так на него смотрел, что Петр, тоже высокий и крепкий, вынужден был выйти на круг. Боролись они долго, и, когда молодой переборол старика, тот от обиды заплакал и пошел в дом. На пути ему встретились сыновья — Павел и Григорий, ребята сильные, но низкорослые, он бросил им с обидой:

— Лехины — вот кто в меня… Эх вы, двадцатники.

— Это в городе такие всякие разные служащие были, которым получку по двадцатым числам давали… — и, разыгрывая сцену, изобразила двадцатника, который на подступах к двадцатому числу в крещенский мороз на томском рынке мясо покупал. — В одном запахнутом пиджачишке, руки в рукавах, подбежал к прилавку, выплюнул за прилавок медяшку.

После неудачной борьбы с внуком могутный дед бороться вообще перестал, но продолжал удачливо тянуться на палках. В следующий приезд Петр привез в утешение старику огромную трубку, изготовленную специально для витрины табачного магазина. Под его усами на фоне седого облака бороды она казалась самой обыкновенной трубкой. До конца своих дней он уже не расставался с ней.

Теперь вполне сознаю, что деду Тимофею я обязан страстью к лесопосадкам. Посадить и вырастить дерево — для меня не меньше, чем написать хорошее стихотворение или поэму. Во Владимирской области, где мы жили около восьми лет, после нас остался взрослый фруктовый сад, под Москвой уже высоко поднялся сибирский кедр, в Марьевке, где интерес к живому дереву по традиции еще слаб, я сделал попытку озеленить пустырь. Дело в том, что когда-то, избранный старостой, дед Тимофей принимал активное участие в уничтожении местных лесов. За два-три ведра самогона смолокурам отдавались немалые участки с вековыми деревьями. Понятно, моя запоздалая реакция на этот факт носит всего лишь нравственно-символический характер. Если бы даже все мои собратья по перу занялись лесопосадками, они не восполнили бы и сотой доли древостойных утрат только в одной Марьевке.

По линии отца в моей памяти почти нет женщин, только богатыри-мужчины, а по линии матери, наоборот, помнятся могучие духом женщины. Сначала одна Большая бабушка распалась на две прабабушки, от чего они, к моему удивлению, не стали меньше. Одна предстала неистовой ревнительницей официального православия, дважды ходившей из Сибири в знаменитую Киевскую лавру, — это я уже знал по рассказам; вторая оказалась дремучей раскольницей с характером пророчицы. Не знаю, по каким источникам, но она задолго до нового века пророчила отречение царя от престола, предсказывала, что его генералы будут менять свои золотом шитые мундиры на солдатские шинели, что появятся огромные птицы с железными клювами, которые будут гоняться за людьми и убивать их. Церковь и попов она ненавидела лютой ненавистью.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ глагол.ppt

* Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Немир.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

* Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Немир.

* Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Немировская Елена Борисовна ПК - null

*

* самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, лица и от.

* самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, лица и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Начальная форма глагола - Глагол – это инфинитив – что делать? что сделать? Синтаксическая роль в предложении спряжение Постоянные признаки Непостоянные признаки вид глагола: переходность чаще всего сказуемое; подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство наклонение: время: лицо число, род (пр.вр.) СВ, НСВ 1 и 2 спр изъявительное, условное, повелительное прошедшеенастоящеебудущее

* Вставим в текст глаголы движения Из-под камня _______ родник. Он превраща.

* Вставим в текст глаголы движения Из-под камня _______ родник. Он превращается в ручеек, который весело ______ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ___________ вниз. Несколько таких ручейков ____________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине. (М.Пришвин) бежит течет скатывается сливаются льется

*

*

* Мы молча сидели под своей липой. Спортсмены приехали на соревнование рано у.

* Мы молча сидели под своей липой. Спортсмены приехали на соревнование рано утром. Завтра в село придут новые комбайны. Мы летом думаем отдохнуть на море. Он обязательно нам поможет. Старикам не спалось. Мы приехали в село отдохнуть поможет. Старикам (помочь)

* Мы приехали в село отдохнуть и помочь старикам. 1 вариант – определить ча.

* Мы приехали в село отдохнуть и помочь старикам. 1 вариант – определить части речи всех слов в предложении; 2 вариант – составить с данным П сложное (устно)

Мы приехали в село отдохнуть и помочь старикам. * ( Повеств., невосклиц., пр.

Мы приехали в село отдохнуть и помочь старикам. * ( Повеств., невосклиц., простое, двусост., распростр.) Синтаксический разбор предложения

* Мягкий знак после шипящих шалаш. поёш. молодёж. настеж. горяч. вс.

* Мягкий знак после шипящих шалаш. поёш. молодёж. настеж. горяч. вскач. сбереч. пьёш. дач. задач. могуч. мяч. доч. ь ь ь ь ь ь глаголнаречиекраткое прилаг-есущ-е мн.числосущ-е м.родсущ-е ж.род

Глагол Наречие учишь вскачь

Глагол Наречие учишь вскачь

Краткое прилагательное горяч

Краткое прилагательное горяч

Существительное женский род, ед. число она, одна дочь Существительное муж. ро.

Существительное женский род, ед. число она, одна дочь Существительное муж. род и мн. число много, мой плащ, туч

Существительное ж. рода ед. числа она, одна дочь

Существительное ж. рода ед. числа она, одна дочь

Существительное, женский род, ед. ч. она, одна дочь Краткое прилагательное го.

Существительное, женский род, ед. ч. она, одна дочь Краткое прилагательное горяч Глагол Наречие учишь вскачь Существительное, мужской род и мн. ч. мой, много плащ, туч

* Мягкий знак после шипящих шалаш. поёш. молодёж. настеж. горяч. вс.

* Мягкий знак после шипящих шалаш. поёш. молодёж. настеж. горяч. вскач. сбереч. пьёш. дач. задач. могуч. мяч. доч. Ь Ь Ь Ь Ь Ь глаголнаречиекраткое прилаг-есущ-е мн.числосущ-е м.родсущ-е ж.род

* глагол наречие краткое прилаг-е сущ-е мн.число сущ-е м.род сущ-е ж.род ь ь.

* глагол наречиекраткое прилаг-есущ-е мн.числосущ-е м.родсущ-е ж.род ьььььь поешьнастежьгорячдачшалашмолодежь сберечьвскачьмогучзадачмячдочь пьёшь

* Стереж..т, девч..нка, ш..л, ч..рт, камыш..м, еж..вый, ш..рты, стриж..т, пл.

* Стереж..т, девч..нка, ш..л, ч..рт, камыш..м, еж..вый, ш..рты, стриж..т, плащ..м, увлеч..нный О//Ё после шипящей

О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ё е ИМЕННЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ Кроме исключений Шёлк, клоч ок, бель.

О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ё е ИМЕННЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ Кроме исключений Шёлк, клоч ок, бельч онок, ключ ом, холщовый, стережёт, решённый

* Стереж..т, девч..нка, ш..л, ч..рт, камыш..м, еж..вый, ш..рты, стриж..т, пл.

* Стереж..т, девч..нка, ш..л, ч..рт, камыш..м, еж..вый, ш..рты, стриж..т, плащ..м, увлеч..нный О//Ё после шипящей о ё стережёт девчонка шёл чёрт камышом ежовый шорты стрижёт плащом увлечённый

* Написание -тся, -ться Отцветает тополь, Белый пух кружит..ся, Покружившись.

* Написание -тся, -ться Отцветает тополь, Белый пух кружит..ся, Покружившись вдоволь, На виски садит..ся. Есть уголок среди травы густой, Где можно искупат..ся и напит..ся. Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубит..ся, Как пламенеет, как дробит..ся Его на солнце влажный дым . Будете друг за дружку держат..ся, Можете ничего не боят..ся. -тся что делает? что сделает? что делать? что сделать? -ться

* -тся -ться кружится садится искупаться напиться клубится дробится держаться.

* -тся -ться кружится садится искупаться напиться клубится дробится держаться бояться Отцветает тополь, Белый пух кружит..ся, Покружившись вдоволь, На виски садит..ся. Есть уголок среди травы густой, Где можно искупат..ся и напит..ся. Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубит..ся, Как пламенеет, как дробит..ся Его на солнце влажный дым . Будете друг за дружку держат..ся, Можете ничего не боят..ся.

Безударная гласная в окончаниях глаголов -ешь — -ишь, -ет — -ит, -ем — -им,-е.

Безударная гласная в окончаниях глаголов -ешь — -ишь, -ет — -ит, -ем — -им,-ете — -ите, -ут, -ют, -ат, -ят Поставьте глагол в начальную форму что делать? что сделать? 11 искл. 4 гл. на –ать 7 гл. на -еть все на –ить кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ все остальные 2 спр. -и -е -ат –ят -ут -ют 1 спр.

* (Не)узнал горя, (не)узна..ш.. и радости. Он (не) смеёт..ся , он хохоч…т. не.

* (Не)узнал горя, (не)узна..ш.. и радости. Он (не) смеёт..ся , он хохоч…т. не смеётся хохочет. Чей (то) голос слыш…т..ся в тишине. Чей -то слышится Не _ не_узнаешь

Восход..т солнце. Иней та..т. Вы выход..те на крыльцо. Изредка лёгкой волн.

Восход..т солнце. Иней та..т. Вы выход..те на крыльцо. Изредка лёгкой волной набега..т ветерок. Ещё слыш..т..ся шёпот ночи. * Озаглавьте текст. Определите тип и стиль речи. Спишите текст, вставляя буквы. Добавьте свои предложения

1 - А вариант – написать по 10 глаголов в Н.Ф., которые описывают ваши действ.

*

Н.ф. (инфинитив) Морфологические признаки А) постоянные признаки: вид, спряже.

Н.ф. (инфинитив) Морфологические признаки А) постоянные признаки: вид, спряжение, переходность/непереходность, возвратность Б) непостоянные признаки: употреблён в форме …. времени, …… наклонения, ….числа, ….. лица, … 3. Синтаксическая роль *

* Дуб и ветер Могучий дуб растёт на высокой горе. Однажды началась буря, нале.

* Дуб и ветер Могучий дуб растёт на высокой горе. Однажды началась буря, налетел на старое дерево ветер, дунул с одной стороны, с другой. А дуб усмехается каждым своим листиком. Постоит он ещё и порадует путников долгие годы. глаголвидспряжениевозвратностьвремячислород растётНСВ1 спрневозвратннастоящед.ч.--- началасьСВ1 спрвозвратнпрошедш.ед.ч.ж.р. налетелСВ1 спрневозвратнпрошедш.ед.ч.м.р. дунулСВ1 спрневозвратнпрошедш.ед.ч.м.р. усмехаетсяНСВ1 спрвозвратннастоящед.ч.--- постоитСВ1 спрневозвратнбудущед.ч.--- порадуетСВ1 спрневозвратнбудущед.ч.---

Выбранный для просмотра документ конспект ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ГЛАГОЛ.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Урок русского языка в 6 классе

Повторение изученного материала

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Немировская Елена Борисовна

Тип урока : повторно-обобщающий.

Цель урока : систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков по теме урока

Задачи урока :

– продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять различные виды разборов;

- развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей;
– совершенствовать работу с опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация урока), раздаточный материал, карты-признаки глагола (для морфологического разбора)

Приветствие. Организационный момент.

Слово учителя об использовании на уроке компьютерных технологий и работе на листочках.

работы подписать

Слово учителя (определение темы и цели урока):

- Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на уроках? Что вы делаете в школе? Что делает учитель?

- Слова какой части речи прозвучали сейчас? Итак ,

Глагол – активная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно всем успех!

Объявление темы и целей урока .

записываем тему урока

2. Повторение и обобщение знаний.

Слово учителя о работе на протяжении всего урока по вариантам

1 вариант пользуется опорной схемой

2 вариант даёт развёрнутый ответ с примерами

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ .

Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления глагол занимает 2 место. Среди 9.000 наиболее употребляемых слов глаголов 2.500.

Попробуем и мы доказать эту мысль. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским вариантом:

записываем только глаголы, не повторяясь

Из-под камня ___________ родник. Он превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ____________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.

Вариант Михаила Пришвина: Из-под камня бежит родник. Он превращается в ручеек, который весело течет на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом скатывается вниз. Несколько таких ручейков сливаются в один большой ручей, и он спокойно льется по равнине.

Они употреблены в переносном значении

- Как в литературе этот прием называется?

Олицетворением; перенесение человеческих черт

на неодушевлённые предметы и явления

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Выписать из предложения …

Получится предложение :

б) 1 вариант – определить части речи всех слов в предложении;

2 вариант – составьте с данным П сложное (устно).

1 вариант – назвать глаголы

2 вариант - СП

в) Синтаксический разбор П выполняем коллективно

г) Морфологический разбор глагола ( За несколько минут до этого задания два ученика работают с раздаточным материалом, отбирая те признаки, которые относятся к глаголу. В итоге должен получиться план морфологического разбора глагола).

1 вариант – работает с уже данной схемой

2 вариант – делает разбор самостоятельно

5. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

- Какие вы знаете орфограммы, связанные с правописанием глагола?

* -тЬся и -тся; * О/Ё после шипящих

* безударная гласная в окончаниях

а) Мягкий знак после шипящей

- назовите вид орфограммы, который нужно применить к данной группе слов;

- вспомните рифмованное правило

ХОРОВОЕ ПРАВИЛО-РАЗМИНКА

2 вариант – произносит рифмованное (по Фроловой) правило

1 вариант – повторяет правило, пользуясь слайдами-подсказками

слабый учение повторяет-обобщает по картинке

- разделите слова с учётом их правописания на группы: глагол, наречие, краткое прилагательное, существительное: поёшь, шалаш, настежь, молодёжь, горяч, вскачь, сберечь, дач, поёшь, задач, могуч, мяч, дочь.

1 вариант – с помощью ребят 2 в. вписывает в таблицу ? частей речи;

далее – в уже заданную таблицу с подсказкой вписывает слова

2 вариант – распределяет слова в таблице

б) О//Ё после шипящей

- назовите вид орфограммы, который нужно применить к данной группе слов;

- вспомните рифмованное правило;

2 вариант – произносит рифмованное (по Фроловой) правило

1 вариант – повторяет правило, пользуясь слайдами-подсказками

- распределительный диктант: стережёт, девчонка, шёл, чёрт, камышом, ежовый, шорты, стрижёт, плащом, увлечённый.

выполняем коллективно

в) Написание тся, ться

- когда в сочетании букв –тся/ться пишется Ь?

Отцветает тополь,
Белый пух кружится,
Покружившись вдоволь,
На виски садится.

Есть уголок среди травы густой,
Где можно искупаться и напиться.

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.

Будете друг за дружку держаться,

Можете ничего не бояться.

г) Буквы Е/И в безударном окончании глагола

- как определить написание буквы в безударном окончании глагола?

определить спряжение

- как определить спряжение глагола?

… поставить глагол в неопределённую форму ( отвечают уч-ся 2 варианта)

ответ по схеме – 1 вариант

Он (не) смеёт..ся, он хохоч…т.

Чей (то) голос слыш…т..ся в т..шине.

(Не) узнал горя, (не)узна..ш.. и радости.

на доске, по цепочке комментируя

6. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Восход..т солнце. Иней та..т. Вы выход..те на крыльцо. Изредка лёгкой волной набега..т ветерок. Ещё слыш..т..ся шёпот ночи.

- Определите тип и стиль речи.

- Спишите текст, вставляя буквы.

- Добавьте свои предложения

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Дуб и ветер.

Могучий дуб растёт на высокой горе. Однажды началась буря, налетел на старое дерево ветер, дунул с одной стороны, с другой. А дуб усмехается каждым своим листиком. Постоит он ещё и порадует путников долгие годы.

- Определить стиль и тип речи. тип речи – повествование

стиль речи – художественный

- Все глаголы вписать в таблицу и разобрать их

1 вариант работает с таблицей развёрнутой

2 вариант заполняет таблицу самостоятельно

растёт

1 спр

невозвратн

настоящ

началась

1 спр

возвр

прошедш.

налетел

1 спр

невозвратн

прошедш.

дунул

1 спр

невозвратн

прошедш.

усмехается

1 спр

возвратн

настоящ

постоит

1 спр

невозвратн

будущ

порадует

1 спр

невозвратн

будущ

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (оценивание)

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1 А вариант – написать по 10 глаголов в Н.Ф., которые описывают ваши действия на уроках труда и физкультуры;

1 вариант – написать по 10 глаголов в Н.Ф.,

которые описывают ваши действия на уроках труда и физкультуры; определите их спряжение; составьте 2 предложения ;

Фототоп - альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.

В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.

Читайте также: