Отдел покрытосеменные общая характеристика и значение 6 класс

Обновлено: 04.10.2024

  • углубить и обобщить знания учащихся об особенностях среды обитания, строения и многообразии покрытосеменных растений;
  • раскрыть их преимущество перед голосеменными растениями;
  • показать господствующее положение покрытосеменных в растительном покрове Земли;
  • охарактеризовать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений;
  • раскрыть значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека;
  • обосновать необходимость бережного отношения к покрытосеменным и их охраны.

Планируемые результаты обучения

  • формирование систематизированных знаний о чертах усложнения организации покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными, о признаках сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных, о приспособленности покрытосеменных к условиям среды и их разнообразии; об отличительных признаках однодольных и двудольных растений;
  • формирование умения выделять существенные признаки покрытосеменных растений, устанавливать их преимущества перед голосеменными; различать однодольные и двудольные растения;
  • объяснение роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека.
  • описание изучаемых биологических объектов, проведение их сравнительной характеристики;
  • формирование и развитие компетентности в области использования интернет - ресурсов.
  • развитие представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнения строения покрытосеменных;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности покрытосеменных растений для природы и человека и необходимости ответственного, бережного отношения к ним и их местообитанию.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: таблицы; живые экземпляры комнатных растений; гербарии; мультимедийная презентация “Покрытосеменные растения”; наборы муляжей плодов культурных растений; Красная книга растений.

I. Организационный момент.

II. Актуализация и контроль знаний о преимуществах семенного размножения; об особенностях строения голосеменных; о многообразии голосеменных; о размножении голосеменных; об экологической роли голосеменных и их значении в жизни человека. (Контроль знаний с использованием таблиц; проверка умения узнавать отдельные голосеменные по гербариям, по шишкам и хвое).

Учитель: Ребята, назовите отделы, входящие в царство растения?

Учащиеся: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные и Покрытосеменные. Слайд 3

Учитель: Правильно. С какими из этих отделов мы уже знакомы?

Учащиеся: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные.

Учитель: Значит, тема сегодняшнего урока?

Учащиеся: Покрытосеменные растения.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с отделом покрытосеменные. Второе название этих растений - цветковые растения.

III. Работа по теме урока.

1. Общая характеристика отдела Покрытосеменные растения (беседа с демонстрацией гербарий и мультимедийной презентацией).

Учитель: Покрытосеменные растения образуют один из наиболее крупных отделов царства растений (около 240 тыс. видов). Многие виды покрытосеменных вошли в число культурных растений. Слайд 4

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Покрытосеменные, или Цветковые, растения получили такое название? (Отвечают, используя гербарии растений)

Учащиеся: Наличие органа полового размножения - цветка; расположение семяпочек в завязи пестика, развитие плода из завязи.

2. Основные черты отличия покрытосеменных растений от голосеменных.

Самостоятельная работа учащихся с таблицей 2 параграфа 24 учебника. Беседа по результатам работы.

Отличия покрытосеменных от голосеменных:

- опыление производится животными, ветром, водой, возможно самоопыление;

- есть рыльце, способствующее улавливанию и прорастанию пыльцы;

- имеются деревья, кустарники и травянистые формы;

- большинство являются автотрофами, но есть гетеротрофы. Слайд 5

Сходство покрытосеменных и голосеменных:

- многообразие видов. Слайд 6

Учитель: Сопоставление этих признаков свидетельствует о том, что покрытосеменные достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем голосеменные. Это дает покрытосеменным растениям возможность произрастать в самых разных условиях окружающей среды. Слайд 7

3. Характеристика классов отдела Покрытосеменные – двудольные и однодольные.

Учитель: Все растения отдела Покрытосеменные разделяются на два больших класса – Двудольные и Однодольные. Слайд 8

Учащиеся с помощью рисунка 124 и таблицы 3 самостоятельно изучают основные различия между двудольными и однодольными растениями. Класс делится на две группы. Одна группа выбирает гербарии однодольных растений, вторая - гербарии двудольных растений. Задача каждой группы: объяснить по какому признаку растение относится к тому или иному классу.

Отличительные признаки двудольных и однодольных растений.

1. Количество семядолей? (однодольные – 1, двудольные – 2). Слайд 9

2. Где находятся запасные питательные вещества? (у однодольных – в эндосперме, у двудольных – в зародыше). Слайд 10

3. Тип жилкования листьев? (у однодольных – параллельное и дуговое, у двудольных – перистое или сетчатое). Слайд 11

4. Строение проводящей системы? (у однодольных – состоит из многих отдельных пучков, у двудольных – имеет кольцевое строение). Слайд 12

5. Тип корневой системы? (у однодольных – мочковатая корневая система, у двудольных – стержневая корневая система). Слайд 13

6. Примеры. (однодольные – пшеница, рожь, овес, лук, нарцисс, ирис и др., двудольные – дуб, береза, яблоня, арбуз, томат и др.). Слайд 14

4. Значение покрытосеменных растений и их охрана.

Учитель: По количеству видов однодольных растений в природе меньше, чем двудольных растений, но значение растений этих двух классов в природе и для человека одинаково велико.

IV. Закрепление знаний о покрытосеменных растениях, их жизненных формах; о многообразии, строении, роли покрытосеменных в природе и жизни человека. Выполнение задания №1 в рабочей тетради по данной теме.

Учитель: Что нового и интересного вы получили для себя? Где вы можете использовать полученные знания?

VI. Домашнее задание.

Изучить текст, рисунки, таблицы § 24 учебника. Выполнение заданий №3, №4 в рабочей тетради.

Список используемой литературы.

1. Биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.

2. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с. : ил.

3. Биология. 6 класс. Опорные схемы: учебное пособие/ О.Н.Хюннинен. – Москва: Дрофа. 2010 г.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение Учитель биологии МАОУ.

Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Найдите ошибку! Покрытосеменные Голосеменные 1. Образуют семена. 2. Развивают цветок. 3.Развивают плод. 4. Двойное оплодотворение. 5. Опыляется животными, ветром, водой, самоопылением 6. Имеются древесные и травянистые формы. 7.Древесина представлена сосудами итрахеидами, ситовидные трубки сложного строения. 1.Образуют семена. 2. Цветков не образуют. 3. Плодов не развивают. 4.Оплодотворение одним спермием одной яйцеклетки. 5. Опыляется ветром. 6. Имеются древесные формы, трав нет. 7. Древесина представлена исключительнотрахеидами, ситовидные трубки имеют простое строение

Покрытосеменные достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем го.

Покрытосеменные достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем голосеменные и все представители других отделов царства растений. Высокое эволюционное развитие позволило им произрастать в самых разнообразных условиях окружающей среды.

Покрытосеменные растения ледяных пустынь Полярный мак Карликовая березка Поля.

Покрытосеменные растения ледяных пустынь Полярный мак Карликовая березка Полярная ива Морошка

Покрытосеменные водные и в безводных пустынях Кактусы Кувшинка

Покрытосеменные водные и в безводных пустынях Кактусы Кувшинка


Покрытосеменные растения образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи

Покрытосеменные растения образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи

Покрытосеменные растения имеют разные размеры от гигантских до крошечных Секв.

Покрытосеменные растения имеют разные размеры от гигантских до крошечных Секвойя Гигантская кувшинка Вольфия бескорневая

Самый крупный цветок Раффлезия

Самый крупный цветок Раффлезия

Произрастание в неодинаковых условиях обеспечило разнообразие жизненных форм.

Произрастание в неодинаковых условиях обеспечило разнообразие жизненных форм и экологических групп Дерево Кустарник Травы

 Черника Кустарнички Брусника

Черника Кустарнички Брусника

Экологические группы покрытосеменных растений Влаголюбивые Светолюбивые Тенел.

Экологические группы покрытосеменных растений Влаголюбивые Светолюбивые Тенелюбивые Засухоустойчивые Капуста Тростник Стрелолист Ковыль Шалфей Полынь Береза Сосна Подсолнечник Кислица Ветреница Майник двулистный

Покрытосеменные растения питаются Автотрофно Растения-паразиты Гетероторофно.

Покрытосеменные растения питаются Автотрофно Растения-паразиты Гетероторофно Насекомоядные Раффлезия Росянка

Вывод: Разнообразие местообитаний, заселенных покрытосеменными растениями, об.

Вывод: Разнообразие местообитаний, заселенных покрытосеменными растениями, обусловило формирование у них в процессе эволюции различных жизненных форм и экологических групп, соответствующих условиям их обитания

Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений Двудольные Одн.

Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений Двудольные Однодольные В семени две семядоли В семени одна семядоля Перистое или сетчатое жилкование Параллельное и дуговое жилкование Стержневая корневая система Мочковатая корневая система Проводящая система расположена кольцеобразно. Есть камбий. Проводящая система расположена хаотично. Камбия нет. Цветки четырехчленные или пятичленные с двойным околоцветником Цветки трехчленные или пятичленные с двойным околоцветником с простым околоцветником

Выберите однодольные растения

Выберите однодольные растения

Выводы Только покрытосеменные имеют цветок, из которого образуется плод с сем.

Выводы Только покрытосеменные имеют цветок, из которого образуется плод с семенами. Плод покрывает семена, защищая их от неблагоприятных условий, поэтому растения и назвали покрытосеменными. Для покрытосеменных характерно наличие хорошо развитых органов: корня и побега (стебля, листьев); наблюдается большое разнообразие этих органов по строению и выполняемым функциям. Для покрытосеменных характерна хорошо развитая проводящая система, обеспечивающая быстрое передвижение веществ в растении. Для покрытосеменных характерно не только семенное, но и вегетативное размножение, что обеспечивает их быстрое распространение.

Многие двудольные растения имеют: Мочковатую корневую систему Стержневую корн.

Многие двудольные растения имеют: Мочковатую корневую систему Стержневую корневую систему Только придаточные корни

Сетчатое жилкование листовой пластинки у: Пшеница Дуб Лук

Сетчатое жилкование листовой пластинки у: Пшеница Дуб Лук

Оплодотворение у покрытосеменных растений называют Тройным Двойным Одинарным

Оплодотворение у покрытосеменных растений называют Тройным Двойным Одинарным

Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные", 6 класс по учебнику Пономарева И.Н.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_pokrytosemennye.docx 23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: освоение новых знаний и видов учебной деятельности

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

Создать условия для формирования представлений об особенностях Покрытосеменных растений, их отличия от Голосеменных

планируемые образовательные результаты

будут иметь представления об особенностях строения Покрытосеменных растений; получат возможность выявлять черты усложнения организации Покрытосеменных по сравнению с Голосеменными растениями; сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности Покрытосеменных и Голосеменных.

Смогут под руководством учителя ставить учебную задачу; планировать свою деятельность; самостоятельно работать с текстом; переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Осознают уникальность Покрытосеменных.

Покрытосеменные, Голосеменные. Жизненные формы . Органы цветкового растения

Учебник «Биология: 6 класс (Пономарева И.Н., Корнилов О.А., Кучменко В.С.), ЭОР учителя к уроку, маршрутный лист для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

организация образовательного пространства

Деятельность учителя (методы, приемы, задания для учащихся, формы контроля)

Деятельность учащихся (форма организации познавательной деятельности)

мотивация и актуализация знаний

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

Мы с вами повторим то, что пригодится сегодня для открытия нового знания (работа с маршрутным листом)

Оцените правильность выполнения своей работы

Фронтальная работа: работа с информацией, представленной на слайде.

Индивидуальная работа: заполнение заданий по отделу Голосеменные

Проверка с эталоном

Постановка учебной задачи

(на интерактивной доске слайд презентации со стихотворением)

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

Формулируют тему урока и записывают ее в маршрутный лист

Формулируют цель и задачи урока.

Цели учебной деятельности (для учащихся с позиции учителя):

- освоить значения понятий Покрытосеменные

- объяснять отличия покрытосеменных растений от голосеменных

- отличать покрытосеменные растения от других отделов растений,

Открытие новых знаний

Обратите внимание на слайд, что вы можете сказать о местах произрастания этих растений.

Можно ли сказать, что они освоили все среды обитания?

Какой-нибудь другой изученный ранее отдел мог так себя вести?

Почему все это возможно?

Почему Покрытосеменные занимают господствующее положение на планете?

Можем мы уже сейчас точно ответить на этот вопрос?

Можно сказать, что для нас сейчас это проблема?

Самостоятельная работа (7 мин)

По материалам параграфа вам нужно будет выполнить задания с разным уровнем сложности.

Организует работу в группах, наблюдает за деятельностью обучающихся. Предлагает для каждой группы задания.

Прочитайте текст §24 и выполните задания:

Цель: Освоить определение понятия покрытосеменные растения и выяснить, что является отличительным признаком Покрытосеменных растений

Самостоятельная работа учащихся с таблицей 2 на стр. 131, параграфа 24 учебника. Определите отличительные и общие признаки покрытосеменных и голосеменных растений. Заполните таблицу.

Цель: Понять, чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных растений

Самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа 24 учебника. Определите сходства и различия покрытосеменных и голосеменных растений. Заполните таблицу:

Цель: сравнить признаки покрытосеменных и голосеменных растений

Работают с текстом учебника.

Цель будет считаться достигнутой, если: я смогу дать определение понятия покрытосеменные растения

Цель будет считаться достигнутой, если я смогу объяснить, чем отличаются покрытосеменные от голосеменных

Цель будет считаться достигнутой, если я смогу отличать покрытосеменные растения от голосеменных растений

Применение новых знаний

Вашему вниманию предлагается видео-фрагменты по покрытосеменным растениям.

смотреть с 1.25 с

Вопросы после видео:

1. Наличие чего является основным признаком покрытосеменных растений?

2. Чем обусловлено разнообразие покрытосеменных?

3. Какие отличия между голосеменными и покрытосеменными растениями?

Отвечают на поставленные вопросы

Записывают домашнее задание.

А теперь давайте подведем итог проделанной нами работы.

Проверим правильность выполнения заданий по эталону

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

И ответьте на вопрос: Почему же Покрытосеменные стали властелинами царства Растений?

Вернёмся к поставленным в начале урока целям.

-Какие цели вы достигли? Чему научились?

Проверка с эталоном

Обсуждают полученный результат

Отвечают на проблемный вопрос

Я могу дать определение понятия покрытосеменные растения – это отдел растений, семена которых покрыты тканями плода, образующегося из завязи пестика цветка;

Я могу объяснить, чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных. У покрытосеменных растений семена покрыты стенками плода, который образуется из завязи пестика цветка.

Я научился отличать покрытосеменные растения от других отделов растений по признакам: наличия цветков и плодов с семенами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Открытый урок по биологии 6 класс с учетом требований ФГОС.


Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".

Цели урока:1. Организовать наблюдение за семантико-грамматическими особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр.


Технологическая карта урока.Приведение дробей к общему знаменателю. 5 класс.

Технологическая карта урока по теме " Приведение дробей к общему знаменателю". 5 класс. Тип урока: урок формирования умений. УМК: Математика 5, автор Е.А.Бунимович. Линия учебно-методических комплексо.


В материале дана характеристика этапов урока, предложены задания для оценивания и диагностики универсальных учебных действий (УУД) учащихся.


Технологическая карта урока по ФГОС основного общего образования с использованием ЭФУ

quot;Правописание суффиксов причастий" - одна из трудных тем. Использование электронных форм учебника поможет решить данную проблему и активизирует деятельность обучающихся на уроке.

Технологическая карта урока на тему "Наименьшее общее кратное"

Наименьшее общее кратное.


Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение".

Отдел цветковых, или покрытосеменных, растений — это самая многочисленная и хорошо приспособленная к современным условиям группа представителей флоры. Они довольно разнообразны и включают в себя травы, кустарники и деревья. Их основной отличительной чертой является наличие цветка как органа размноженья, а также замкнутого вместилища у семян, откуда и происходит название отдела.

Покрытосеменные растения

Происхождение и эволюция

Считается, что предком этой группы растений были водоросли, не сохранившиеся до современности. Затем они эволюционировали в папоротники, которые в свою очередь дали начало как покрытосеменным, так и голосеменным видам Они произошли от общих предков, разделившихся на разные ветви в триасе.

Цветковые существуют около 140 миллионов лет

Всего цветковые существуют около 140 миллионов лет — первые представители фауны с похожим строением появились в юрском периоде. Это были довольно примитивные и малочисленные виды. Древнейшими представителями цветковых считаются представители семейства нимфейные или кувшинковые. В середине мелового периода (около 100 миллионов лет назад) покрытосеменные уже были довольно широко распространены в мире. В конце мела они оказались доминирующей формой жизни и покрывали значительную часть суши. Примерно тогда же начали появляться предки многих современных растений — дуба, клёна, магнолии, бука. Одной из главной особенностей эволюции цветковых стала их высокая приспосабливаемость к изменяющимся условиям, что позволило им произрастать на разных географических широтах. Они отличаются огромным многообразием форм, размеров, способов развития и размножения. Среди цветковых можно найти водные и наземные, ползучие, вьющиеся, карабкающиеся и прямостоящие растения, которые растут и процветают во всех уголках Земли, от тропических лесов и долин рек до солёных морей и альпийских лугов. Другой интересной особенность эволюции покрытосеменных является большое разнообразие форм водяных растений. Они не произошли от водорослей напрямую, а эволюционировали от наземного предка в результате смены условий, потому отличаются сложным строением и большим количеством приспособительных механизмов.

Основные признаки

Для того чтобы дать краткую характеристику покрытосеменным растениям, нужно посмотреть на их основные признаки. Их список выглядит так:

Характеристика покрытосеменных растений

  • растение состоит из стебля, корневой системы, листьев и цветка;
  • семя защищено околоплодником — оболочкой, которая обеспечивает его сохранность при распространении;
  • семязачатки и семена хранятся в завязи и плоде;
  • женский заросток представляет собой зародышевый мешок с восемью ядрами, а мужской — пыльцевое зерно, состоящее из вегетативных и генеративных клеток;
  • двойное оплодотворение — спермии (мужские гаметы) цветка воздействуют одновременно на яйцеклетку и ядро зародышевого мешка;
  • для размножения растению необходимо опыление, которое может осуществляться по воздуху или воде, а также с помощью переноса пыльцы птицами и насекомыми;
  • завязь оплодотворённого цветка преобразуется в плод, семяпочка — в семя, зигота — в зародыш семени, вторичное ядро — в эндосперм;
  • половое размножение с постоянной сменой поколений.

К другим типичным признакам покрытосеменных относятся ситовидные трубки на стебле, широкие пластинчатые листья со сложной системой сетчатых жилок, цветки циклической формы. Но стоит отметить, что ни один из характерных признаков группы не свойственен всем без исключения её членам. Принадлежность вида к цветковым определяется по общему числу признаков, но некоторые из них могут отсутствовать.

Классы покрытосеменных

Всех представителей отдела покрытосеменных делят на однодольные и двудольные растения. Как можно понять из их названия, они отличаются друг от друга по количеству семядолей. Сравнительная характеристика этих классов:

Классы покрытосеменных

  • для однодольных характерна корневая система мочковатой формы, состоящая в основном из придаточных отростков, а для двудольных — мощный главный корень в форме стержня;
  • листья растений первого класса имеют простую структуру и состоят из обычной цельной пластинки, в то время как у второго они могут иметь более сложное строение;
  • жилкование у однодольных параллельное или дуговое, а у двудольных — сетчатое;
  • для растений с одной семядолей характерно количества частей цветка, кратное трём, а с двумя — четырём или пяти;
  • у однодольных покрытосеменных нет камбия — образовательной ткани, обеспечивающей рост стебля и корней в толщину;
  • проводящие пучки у двудольных расположены в виде кольца, а у родственного класса — беспорядочно и хаотично.

В класс двудольных входят высокоразвитые деревья и кустарники, в том числе многочисленные плодовые и декоративные культуры. Их общее количество достигает 180—190 тысяч.

Семейства однодольных

Всего в современной классификации насчитывается более 500 семейств покрытосеменных, из которых 12 — двудольные. Они отличаются строением стебля и листьев, формулой цветка, длительностью жизненного цикла, местами, где они предпочитают расти и многими другими особенностями. Глядя на фото и названия цветковых растений разных видов, трудно не поразиться их разнообразию — в один отдел входят самые разные формы жизни, от водяной ряски до огромного дуба.

Одно из самых важных семейств — это злаковые

  • стебель-соломина;
  • небольшие корни с развитыми придатками;
  • сворачивающиеся при жаре листки;
  • простые цилиндроподобные цветки, собранные в злаки;
  • сухие невскрывающиеся плоды;
  • опыление ветром.

Семейство однодольных — лилейные.

  • подземные луковицы или клубнелуковицы, которые формируются из побегов и могут защитить почки от неблагоприятного воздействия внешней среды во время жары заморозков;
  • прямой или вьющийся надземный стебель, который называется цветочной стрелкой;
  • узкие мясистые листья;
  • широкое разнообразие соцветий;
  • цветки обоеполые;
  • плод-коробочка или ягода;
  • опыление насекомыми, в тропических широтах также птицами, редко — ветром.

К примерам цветковых растений из семейства лилейных можно отнести самые разные виды, от ландышей до лука. Бо́льшую часть из них составляют многолетние травы, реже встречаются деревья и кустарники.

Двудольные растения

Среди группы двудольных растений выделяется класс розоцветных. Эти растения насчитывают 300 видов в 100 родах. Распространены в субтропиках и местах с умеренным климатом. Отличаются особым строением цветоложа. Опыляются насекомыми, привлекая их нектаром или выделяя очень большое количество пыльцы, чтобы размножаться. Все представители класса имеют очень похожие цветки. Но их плоды отличаются широким разнообразием — среди них можно найти ягоды, орешки, листовки, яблоки, коробочки. Многие из них приспособлены к распространению животными.

Двудольные растения

Семейство бобовых получило своё название за плоды в виде бобов или стручков. Оно состоит из 24,5 тысяч растений, объединённых в 946 родов. К особенностям, которые могут указать на принадлежность к этому классу, относятся стоячие вьющиеся стебли, сложные по строению листья с прилистником и цветы из пяти лепестков. Цветы обоеполые. Опыляются насекомыми. К семейству паслёновых относятся травы, кусты и маленькие деревья. К особенностям, которые могут показать принадлежность вида к ним, относится расположение листьев. В вегетативной части они растут попеременно, а в цветоносной — попарно. Из-за этого стебли у представителей флоры кажутся разветвлёнными на две или три части. Другие особенности семейства — соцветия в форме завитков, небольшое количество тычинок равной длины, похожие на почки семена, плоды в виде ягод или коробочек.

Крестоцветные растения

Крестоцветные растения разделены на 4 тысячи видов, которые включают 400 разновидностей. В семейство входит много двулетних монокарпических растений с особой схемой цветения — они размножаются только один раз на последнем году жизни. К особенностям также относится стержневая корневая система (реже встречаются корнеплоды), простые листья без прилистника, толстый стебель, 6 тычинок, плод-стручок и кистеобразные соцветия. Ещё одним интересным семейством двудольных растений являются астровые, или сложноцветные. Это одна из самых больших групп, которая насчитывает почти 40 тысяч видов в 1911 родах. Их можно найти в любом уголке земного шара, от тундры до тропиков. Основной особенностью семейства является соцветие-корзинка, которое образуется из множества очень мелких цветков. Кроме того, для них характерен развитый корень-стержень и плод-семянка, не содержащий белка.

Хозяйственное значение

Трудно переоценить то, сколько пользы человеку приносят покрытосеменные растения. Их используют в следующих сферах жизни:

Лекарственные растения

  • пищевая промышленность, изготовление кормов для животных;
  • медицина — как лекарственные растения в составе различных препаратов;
  • дизайн интерьера и ландшафта — как декорации;
  • ремесло — для изготовления духов, косметических средств, красителей, масел и прочего;
  • в культуре как подарки и сувениры;
  • в науке для исследований генетики.

Экологическое положение

Сегодня покрытосемянные являются самыми многочисленным растениями, господствующими по всему земному шару. Чтобы понять, почему они смогли занять эту нишу, достаточно посмотреть на их эволюционный путь — эти представители флоры развивались в мезозойскую и кайнозойскую эру, когда условия были очень близки к современным.

Покрытосемянные растения для животных

Эти растения получили центральную нишу в экосистемах и в какой-то мере повлияли на эволюцию почти всех животных и птиц, для которых они были источником пищи и основой среды обитания. Между тем большую роль в этом деле сыграла и деятельность человека — в частности, окультуривание растений и выведение новых сортов, приспособленных под разные условия.

Несмотря на это, отдельные виды покрытосеменных находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу. Причиной этого является в основном деятельность людей — вырубка лесов, пожары, осушение и затопление зон для ведения сельского хозяйства, накопление газа в атмосфере.

Покрытосеменные растения — наиболее распространённая и разнообразная группа представителей флоры. Они играют очень важную роль как в жизни человека, так и в развитии экосистем. Разные классы, подклассы, семейства и виды цветковых могут очень сильно отличаться друг от друга и не иметь почти никаких общих внешних черт и особенностей жизнедеятельности, кроме защищённого околоплодником семени.

Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

Растительность в тундре

Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) - важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли - в морях и океанах.

Цветок - генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище - завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

Строение пестика

Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества - эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

Двойное оплодотворение

У цветковых появляется плод - генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

Ксилема - проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

Опыление

Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых :)

Ярусы леса

Классы покрытосеменных

Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

    Двудольные - семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые
      В составе зародыша обычно имеется две семядоли

    В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

    Семядоли, зародышевые листья

    Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

    За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

    Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

    Двудольные растения

    Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

    Цветок двудольного растения

    Однодольные растения

    Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

    Цветок однодольного растения

    Эндосперм семени

    Эндосперм (от греч. endon - внутри + греч. sperma - семя) - запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

    Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у - березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

    Строение семени однодольного и двудольного

    Жизненный цикл

    Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) - мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит - зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

    В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) - запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

    В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник - образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

    Жизненный цикл покрытосеменных

    Значение покрытосеменных

    Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте - почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

    Валериана лекарственная

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Читайте также: