Озеленение пришкольной территории литература

Обновлено: 04.10.2024

Содержимое публикации

Озеленение пришкольного участка

30 декабря президент РФ Д.А. Медведев в своём послании к Федеральному собранию сказал:

Актуальность проблемы.

Работы по благоустройству двора проводились постоянно. Но нерешенные проблемы, связанные со школьным двором, остались.

привлечение учащихся к проблеме по улучшению экологического состояния школьного двора и пришкольной территории;

формирование экологической культуры, трудолюбия, активной жизненной позиции, как ведущего качества

создание привлекательного пришкольного участка;

привлечение всех детей к активному участию в делах школы;

развитие инициативы и творчества школьников.

преобразование и благоустройство пришкольной территории.

установление общения через реализацию творческих находок участников проекта.

развитие организационных и коммуникативных компетенций;

Тип проекта: 1. по доминирующей деятельности: - практико-ориентированный; - творческий; 2. по сфере применения результатов: социальный; 3. по широте охвата содержания: - внепредметный - межпредметный (окружающий мир, изобразительное искусство, технология); 4. по времени работы: продолжительный (март-ноябрь). 5. по характеру контактов: в рамках школы.

Форма организации детей: групповая.

Режим работы: урочно-внеурочный.

Требования к проекту.

Координационный совет постановил:

Состав участников:

Участниками проекта являются учащиеся классных объединений.

Педагоги и администрация выступают в роли кураторов, координаторов и инструкторов в сборе материалов по проекту.

Ожидаемые результаты:

Благоустроенный двор и оригинальные цветники, скульптуры.

Преобразование школьного участка.

Реализация творческих находок, способствующих личностному росту каждого участника проекта.

Создания атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта.

Проявление фантазии, творчества, инициативы и трудолюбия у детей и взрослых.

Негативные последствия - гибель рассады вследствие заморозков, плохого ухода, недостатка влаги в почве ( если лето будет засушливым).

Эффективность реализации проекта:

1. Клумбы и зелёные насаждения облагородят территорию, которая будет приятна для глаз учащихся, учителей, родителей и гостей школы.

2. Создание зон отдыха позволит учащимся проводить время на переменах, организовывать праздники и соревнования, а окружающие цветники будут своей красотой и гармонией положительно влиять на настроение учащихся и эффективность учебного процесса.

Этапы реализации проекта

План мероприятий подготовительного этапа

Мероприятие

Ответственный

Проведение анализа эколого-эстетического состояния школьной территории

Зав. пришкольным участком

План мероприятий проектировочного этапа

Мероприятие

Ответственный

Разработка коллективного проекта школьного двора:
- составление плана озеленения и благоустройства школьного двора

Зав пришкольным участком

План мероприятий практического этапа

Мероприятие

Ответственный

Приобретение семян и выращивание рассады.

Обработка почвы и посадка рассады цветочно-декоративных культур

Учитель технологии, классные руководители

Уход за посаженными цветочными культурами.

Классные коллективы 2 – 9 классов

Альпийская горка и искусственный водоем

Зав пришкольным участком

Разбивка декоративных клумб, бордюров, рабаток и др.

Учитель технологии, Зав пришкольным участком, Классные руководители

Организация летней трудовой четверти

-подготовка семян к хранению;

- экологическая уборка школьного участка.

План мероприятий заключительного этапа

Мероприятие

Ответственный

-Составление фотоотчета по результатам проекта.

Зав. пришкольным участком

Зав. пришкольным участком

Варианты дизайна, озеленения уголков школьной территории

Искусственно-декоративное оформление - группа учащихся, учителей - Солнышко, мухоморы, Божьи коровки, мельница, лебеди, коты, ландыши и т.д.

Работа творческих групп

Участие педагогов в выращивании рассады.

Лемешева С.М.– семена анютины глазки (смесь) Бацылева Г.А.- астра Жителева Г.В. – целозия Емельяненко Т.В. – годеция Курченко Л.И. – гвоздика Кривоносова В.Н. – флокс Ноздря А.В. – цинния Лемешева С.В. - вьюнок

Результативность проекта

сформированы творческие группы по разным направления деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения;

выпилены погибшие деревья и кустарники;

проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);

на территории пришкольного участка разбита альпийская горка, искусственный бассейн, клумбы с цветами;

созданы различные виды художественного оформления;

побелены стволы деревьев.

Перспективы дальнейшего развития проекта

1. Уход за школьной территорией во все сезоны (расчистка снега, посадка цветов, обновление деревьев и кустарников, покраска сооружений на спортивной площадке, уборка листвы). 2. Озеленение газона около центрального входа в школу со стороны трассы. 3. Закладка фигурных клумб.

Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.

Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Для благоустройства школьного двора не требуется много средств. Объединив усилия учителей, учащихся, администрации, спонсоров, можно украсить территорию школы, превратить ее в зону отдыха учащихся и учителей. Мы хотели бы, чтобы с 2014 года школьный двор выглядел красиво, чтобы чтобы школьники и прохожие радовались, зайдя на эту территорию.

Проектная деятельность

как способ организации

учебно-воспитательной работы

Метод проектов эффективен в реализации воспитательных и образовательных задач, так как позволяет организовать гуманистическую воспитательную систему, перестраивая управление школьной жизнью, отношения между всеми участниками на основе творчества и самостоятельных исследований.

За годы существования метода проектов в содержание и методику организации проектного обучения внесено много нового, но сохраняется цель – развитие интереса обучающихся к постановке и решению проблем, которые требуют не только применения полученных знаний но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования. Проектная деятельность личностно-ориентирована, приносит удовлетворения детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность.

Особенности использования метода проектов в школе:

1.следует учитывать особенности развития детей от младшего до старшего школьного возраста;

Изучение состояния озеленения пришкольного участка и его соответствия установленным нормам озеленения, рекомендации по его улучшению.

ВложениеРазмер
Основная часть исследовательской работы. 88.05 КБ
Приложение к работе 2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Выполнили: Буранова Ксения, Сакова Олеся,

Научный руководитель: учитель биологии высшей

Соловьёва Ирина Павловна

I. Введение. стр. 3-4

II. Обзор литературы по теме « Изучение состояния озеленения стр. 5

1. Роль зелёных насаждений. стр. 5-6

2. Озеленение городов. стр. 7-9

3. Необычные деревья Нижегородской области в Дзержинском

дендрарии. стр. 10

4. Нормы посадки деревьев и кустарников. стр. 11-12

5. Породы деревьев и кустарников для озеленения. стр. 13-15

6. Озеленение школьной территории. стр.16-17

III. Практическая часть. стр. 21-23

IV. Заключение. стр. 24

V. Список литературы. стр. 25

VI. Список использованных источников информации. стр. 25

VII. Приложение. стр. 26

В настоящее время площадь зеленых насаждений в крупнейших городах России находится в очень широких пределах: от 51% общей площади в границах городской черты до 2% (приложение). Оптимальное соотношение по экологическим показателям площади крупнейших городов к площади лесопаркового защитного пояса должно быть не менее 1:5, тогда как в Лондоне, Париже и Вашингтоне это соотношение составляет 1:10 и выше (в Москве 1:1,5).

Одним га городских зеленых насаждений выделяется в день до 200 кг кислорода. Наибольшей продуктивностью кислорода обладает тополь.

Значительной улавливающей способностью к аэрозолям и пыли обладают вяз, шелковица, рябина, сирень, бузина. Кроны елей на 1 га задерживают в год до 32 т пыли, сосны - до 36 т, дуба - до 56 т, бука - до 63 т. В течение вегетационного периода деревья уменьшают запыленность воздуха на 42 %, в безлиственный период - на 37%. Наилучшие пылезащитные свойства у вяза и сирени. В радиусе до 500 м от источника загрязнения рекомендуются для посадок газоустойчивые породы, а именно тополь канадский, тополь бальзамический, липа мелколистная, клен ясенелистный, ива белая, можжевельник обыкновенный, бузина красная, жимолость [приложение].

Древесные породы в значительной степени способствуют биологической очистке атмосферного воздуха. Хвойные растения, например, адсорбируют из городской атмосферы такие элементы, как свинец, цинк, кобальт, хром, медь, титан, молибден. Древесные насаждения, являются наилучшим фильтром для различных химических элементов.

Одним из главных достоинств зеленых насаждений на городских территориях является их высокая активность при улавливании вредных веществ, поступающих в атмосферу за счет транспортных и промышленных выбросов. Известна роль растений в поглощении углекислого газа, уменьшении бактериальной загрязненности воздуха и повышении ионизации атмосферы, обогащении ее различными фитонцидами.

Общеизвестно, что зеленые насаждения способствуют снижению шума. Этот эффект зависит от характера посадок, породы деревьев и кустарников, величины, строения кроны и характера облиствения, а также силы шума, проходящего через насаждения. Плотные, сомкнутые по вертикали насаждения снижают уровень шума на 15-18 дБА. Существенное снижение уровня шума наблюдается уже при полосе зеленых насаждений шириной 10-15 м посадки. В среднем кроны поглощают 25% звуковой энергии и примерно 75% этой энергии отражают и рассеивают. Шумопоглощающая способность наиболее ярко выражена у клена, липы, калины, тополя, дуба, граба, березы.

Озелененные городские территории уменьшают сток дождевых вод, за счет испарения повышают влажность воздуха, что, в конечном счете, обеспечивает интенсификацию процессов самоочищения воздуха. Кроме того, они играют регулирующую роль в создании оптимального микроклимата, дают тень и защищают от прямых солнечных лучей, тем самым создавая комфортность проживания людей в городе [6].

Зелёным островком вокруг школы является пришкольный участок, в своей работе мы решили изучить его особенности и выяснить насколько его озеленение соответствует общепринятым нормам, правилам и приемам озеленения и выполняет свои экологические и эстетические функции. В связи с вышеизложенными фактами считаем данную проблему действительно актуальной.

предполагаем, что зная и используя основные общепринятые нормы, правила и приемы озеленения, можно обустроить пришкольный участок так, чтобы он эффективно выполнял свои экологические и эстетические функции.

озеленение пришкольного участка.

видовое разнообразие и общее состояние озеленения пришкольного участка, его соответствие основным правилам озеленения.

изучить состояние озеленения пришкольного участка и выработать рекомендации по его улучшению.

  1. изучить литературу и другие информационные источники по исследуемому вопросу,
  2. выяснить видовое разнообразие и состояние деревьев и кустарников, используемых в озеленении пришкольного участка,
  3. составить схему пришкольного участка и характеристику общего состояния его озеленения,
  4. выработать рекомендации по улучшению озеленения пришкольного участка.

Роль зелёных насаждений.

В городах создается специфическая и во многом неблагоприятная для жизнедеятельности человека экологическая обстановка. Воздушный бассейн города постоянно загрязняется отходами промышленного производства, выхлопными газами автомашин и пылью. Если сравнить городской воздух с воздушной атмосферой пригородной зоны, то в нем содержится значительно меньше кислорода, имеется повышенное количество бактерий и микробов. Степень атмосферных загрязнений зависит от следующих природных факторов: направления и скорости ветра, температуры и влажности воздуха, рельефа местности и характера растительности.

В крупных промышленных городах в безветренную погоду нередко образуется так называемый смог, или густой туман, содержащий высокую концентрацию промышленных выбросов. Смог нередко вызывает у людей серьезные заболевания. Твердые частицы пыли, находясь во взвешенном состоянии и вступая во взаимодействие с водными парами, также насыщающими атмосферу, являются соединениями, вредно действующими на дыхательные органы человека. Сильная запыленность воздуха снижает освещенность земной поверхности и тем самым уменьшает количество полезных для человека ультрафиолетовых лучей солнца. Температурный режим в городе и влажность городского воздуха подвержены более сильным колебаниям, чем на внегородских территориях. Это нередко создает для городского населения дискомфортные условия, особенно в жаркие или холодные дни. Серьезнейшим отрицательным фактором для жизнедеятельности человека в городских условиях является городской шум. Часто уровень городского шума значительно превышает допустимые нормы, что неблагоприятно сказывается на здоровье людей. За последнее время уровень шума в крупных городах сильно возрос, причем процесс возрастания шума продолжается. Стремительный рост городов все в большей степени характеризуется индивидуальными методами строительства и как следствие этого, массовой застройкой городских и пригородных территорий типовыми домами и сооружениями. Массовая застройка типовыми домами создает часто монотонность и однообразие архитектурного облика города, значительно его обедняя. Одна из важнейших градостроительных задач нашего времени состоит в том, чтобы при сохранении скоростных индустриальных методов строительства преодолеть эту монотонность и скучность, добившись выразительного архитектурного облика современного города. Гармоничное развитие человека невозможно без тесной связи с природой. Общение с природой служит мощным средством воспитания прекрасного, познания закономерности жизни. Общение с природой в значительной мере снижает эти нагрузки, давая разрядку человеческому организму. Отрицательное воздействие на человека ряда неблагоприятных факторов городской жизни значительно снижается умелым размещением в городе зеленых насаждений.

¤ Зеленые насаждения в борьбе с запыленностью и загазованностью городского воздуха Зеленые насаждения имеют немаловажное значение в очищении городского воздуха от пыли и газов. Пыль оседает на листьях, ветках и стволах деревьев и кустарников, а затем смывается атмосферными осадками на землю. Распространение или движение пыли сдерживается также газонами, которые задерживают поступательное движение пыли, перегоняемой ветром из разных мест.

Зеленые насаждения имеют немаловажное значение в очищении городского воздуха от пыли и газов.

Пыль оседает на листьях, ветках и стволах деревьев и кустарников, а затем смывается атмосферными осадками на землю. Распространение или движение пыли сдерживается также

газонами, которые задерживают поступательное движение пыли, перегоняемой ветром из разных мест. Среди зеленых насаждений в весенне-летний период воздух содержит на 42, а в зимний период на 37% меньше пыли, чем на открытых местах. В глубине лесного массива на расстоянии 250 м от опушки содержание пыли в воздухе сокращается более чем в 2,5 раза. Пылезадерживающие свойства различных пород деревьев и кустарников неодинаковы. Лучше всего задерживают пыль шершавая листва вяза и листья сирени, покрытые ворсинками. Листья вяза задерживают пыль примерно в 5 раз больше, чем листва тополя; листья сирени в 3 раза больше тополя и т. д. Зеленые насаждения значительно уменьшают вредную концентрацию находящихся в воздухе газов. Так, концентрация окислов азота, выбрасываемых промышленными предприятиями, снижалась на расстоянии 1 км от места выброса до 0,7 м/м3 воздуха, а при наличии зеленых насаждений до 0,13 м/м3 воздуха. Вредные газы в процессе транспирации поглощаются растениями, а твердые частицы аэрозолей оседают на листьях, стволах и ветвях растений. Следует отметить, что газозащитная роль зеленых насаждений во многом зависит от степени дымоустойчивости самих пород. Кроме того, зеленые насаждения в облиственном состоянии снижают содержание газов в воздухе.

¤ Поглощение зелеными насаждениями углекислоты и выделение кислорода

Зеленые насаждения поглощают из воздуха углекислый газ и обогащают воздух кислородом. За 1 ч 1 га зеленых насаждений поглощает 8 л углекислоты. 1 га леса выделяет в воздух кислород в количестве, достаточном для поддержания жизнедеятельности 30 чел.

¤ Зеленые насаждения - теплорегулирующий фактор в городе

Зеленые насаждения существенно влияют на температуру воздуха в городе. Это особенно заметно в жаркую погоду, когда температура воздуха значительно ниже среди зеленых насаждений, чем на открытых местах. Это объясняется тем, что листья имеют большую отражательную способность, чем другие виды покрытий. Пропуская значительную часть лучистой энергии, листья деревьев и кустарников обладают определенной прозрачностью. Кроме того, растения испаряют большое количество влаги, повышая влажность воздуха.

¤ Влияние зеленых насаждений на образование ветров

Зеленые насаждения способствуют образованию воздушных течений. В жаркие дни нагретый воздух городской застройки поднимается вверх, а на его место поступает более холодный воздух с территорий зеленых насаждений. Эти воздушные течения чаще всего бывают на окраине города. В прохладные дни воздушные течения не возникают. Глубина проникновения воздушных течений в городскую застройку зависит от ее характера. При плотной периметральной застройке воздушные течения быстро ослабевают, а при свободной - воздушные течения проникают вглубь города значительно дальше.

¤ Влияние зеленых насаждений на влажность воздуха

Важным фактором, влияющим на тепловой режим в городе, является влажность воздуха.

Поверхность листьев деревьев и кустарников более чем в 20 раз больше площади, занимаемой проекцией кроны. Нагреваясь, растения испаряют в воздухе большое количество влаги.

Если принять относительную влажность на улице, равной 100 %, то в жилом озелененном квартале влажность будет 116, на бульваре - 205, в парке - 204 %.

¤ Ветрозащитная роль зеленых насаждений

В практике проектирования зеленых насаждений возникает необходимость защиты городской застройки от неблагоприятных ветров. В этом случае поперек основного ветрового потока устраивают защитные полосы зеленых насаждений. Защитная роль этих полос определяется их конструкцией и расположением, а также типом застройки. Ветрозащитные свойства проявляют зеленые насаждения уже сравнительно небольшой высоты и ажурной конструкции. Степень ажурности должна быть не менее 30-40 %.

Механизм ветрозащитного действия заключается в том, что часть воздушного потока, идущего поверх насаждений, встречается с воздушным потоком, проходящим сквозь защитную полосу. При встрече воздушные потоки взаимно гасятся.

Посадка зеленых насаждений плотной конструкции не оправдывает ветрозащитных функций, так как способствует усилению турбулентности воздушного потока в зоне застройки.

Допускается устройство небольших разрывов для проезда и прохода, которые практически не снижают ветрозащитных свойств зеленых насаждений.

¤ Влияние зеленых насаждений на, борьбу с шумом

Зеленые насаждения, располагаемые между источниками шума (транспортные магистрали, железные дороги и т. д.) и жилыми домами, снижают уровень шума на 5-10 %. Однако при неправильной посадке зеленых насаждений по отношению к источнику шума получается противоположный результат. Например, при посадке деревьев с плотной кроной по оси улицы с оживленным транспортным движением зеленые насаждения будут играть роль экрана, отражающего звуковые волны по направлению к жилым домам.

¤ Декоративно-планировочная роль зеленых насаждений

Исключительно велико декоративно-планировочное значение зеленых насаждений в современном городе. Яркие окраски цветов, изумрудная зелень газонов, сочетание различных тонов и оттенков зеленого цвета листвы, разнообразные кроны деревьев и кустарников оживляют город, обогащают архитектурный ансамбль, доставляют людям эстетическое наслаждение.

Умело расположенные зеленые насаждения ликвидируют монотонность городской застройки, возникающей в результате применения типовых проектов.

Сочетание зеленых насаждений с городской застройкой особенно эффективно, когда зеленые насаждения подчеркивают композицию и декорируют неинтересные поверхности и сооружения [12].

Наилучшими по ветроослабляющему влиянию являются полосы продуваемой конструкции. Это плотные или слабоажурные в верхней и средней частях насаждения со сквозными просветами внизу, могут быть с низкорослым кустарником или без него. Они применяются при озеленении санитарно-защитных зон, если необходимо усилить проветривание и в какой-то мере ограничить оседание выбросов в насаждении. Такое озеленение санитарно-защитных зон способствует росту растений в силу положительного улучшения некоторых микроклиматических характеристик.

Наибольшая площадь зеленых насаждений урбанизированных территорий расположена вокруг городов, в так называемой „ зеленой зоне ". Для городов с численностью населения более 1 млн. человек зеленые зоны выделяются по индивидуальным проектам. Если численность городов России, расположенных в лесорастительных зонах (таежной, смешанных лесов, широколиственных лесов, лесостепной и степной), равна 1 млн. человек или менее, то состав и размер зеленых зон вокруг них устанавливаются по существующим государственным стандартам. 8

Зеленые зоны городов должны быть выделены на землях государственного лесного фонда, расположенных за пределами городской черты, с учетом площадей зон санитарной охраны источников водоснабжения, округов санитарной охраны, курортов, защитных полос вдоль железных и автомобильных дорог, а также запретных полос леса, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, особо ценных лесных массивов, противоэрозионных лесов, лесоплодовых насаждений и лесоорехопромысловых зон.

Для городов, где отсутствуют естественные леса и другие зеленые насаждения, леса зеленых зон должны создаваться искусственным путем на землях, не пригодных для сельского хозяйства. В зависимости от конкретных санитарных и климатических условий размеры зеленых зон городов допускается увеличивать или уменьшать не более чем на 15%.

По целевому назначению зеленые зоны городов подразделяются на лесопарковую и лесохозяйственную. Лесопарковая часть выделяется из входящих в зеленую зону города лесов с эстетически ценными ландшафтами.

В лесостепной и степной зонах при лесистости 2% и ниже лесопарковую часть составляет вся площадь лесов зеленой зоны города. Леса и другие зеленые насаждения, входящие в состав зеленых зон городов, должны быть отграничены естественными рубежами, визирами или просеками.

Древесные породы в значительной степени способствуют биологической очистке атмосферного воздуха. Хвойные растения, например, адсорбируют из городской атмосферы такие элементы, как свинец, цинк, кобальт, хром, медь, титан, молибден.

Одним из главных достоинств зеленых насаждений на урбанизированных территориях является их высокая активность при улавливании вредных веществ, поступающих в атмосферу за счет транспортных и промышленных выбросов. Известна роль растений в поглощении углекислого газа, уменьшении бактериальной загрязненности воздуха и повышении ионизации атмосферы, обогащении ее различными фитонцидами[6] .

Доклад

Авторский доклад "Озеленение пришкольного участка" очень актуальна в настоящее время, так как этот год - Год экологии. В докладе есть все необходимые этапы для научно-практического исследования. А также Вы найдете анкету-опрос, результаты исследования, а также опыты проведенные лично нами по этой теме.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Благоустройство школьного двора

Назарова Аля, ученица 11 класса

Никифорова А.В., учитель начальных классов

I. Основная часть.

1.1. Зелёные насаждения и их роль в современном мире 7-8

1.2. Роль зеленых насаждений в защите от шума 9

1.3. Роль эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы 10-11

II. Практическая часть 12-14

III .Заключение 15-16

Список использованной литературы 17

Каждый уголок нашего села имеет свою историю. Так и наша школа имеет свою значимую для нас историю.

Школьный двор - это часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме того она является и местом проведения свободного времени школьников. В 2011г. у нас построили новую школу. Стало очевидно - надо благоустроить, озеленить двор школы, т.к. одной из важных особенностей расположения нашего заведения является то, что оно находится в центре села.

За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица. Одним из таких является наш проект благоустройства школьной территории. Творческий подход к идее - наиболее важный аспект в данных проектах. Работа нашего проекта касается не только самого школьного двора, но и прилегающей к нему территорий. “Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор — это лицо школы”. Исходя из этого мы сделали вывод, что вид нашей школы имеет не совсем эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Но делать эту работу предстоит, прежде всего, самим ученикам.

Вид нашей школы имеет не совсем эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Но делать эту работу предстоит, прежде всего, самим ученикам. Новизна нашего проекта заключается в том, что именно благоустройством нашего школьного двора с точки зрения ландшафтного дизайна никто не занимался.

Создание эстетически красивого, приятного, функционального и привлекательного пространства возле школы, может быть социальным началом благоустройства села;

Познакомиться с общественным мнением и на его основе создать дизайн-проект по благоустройству школьного участка в функциональную, приятную, комфортную и красивую мини-экозону для отдыха.

Главные задачи проекта:

- Изучить специальную литературу;

- Обосновать актуальность проблемы преобразования школьного участка;

- Сделать оценку проекта школьного участка и условий практической его реализации;

- Привлечь педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления школьного двора;

- Познакомить и внедрить школьникам практические способы и методы благоустройства территории;

- Формировать у участников образовательного процесса активной жизненной позиции, быть неравнодушными к судьбе своей малой родины

Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится всегда в поле зрения населения с. Бярийе. Коллектив школы несет большую ответственность по воспитанию у учащихся, бережного отношения к своему селу, развитию эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. Поэтому в нашей школе сложилась система нравственного и трудового воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, на территории располагается пришкольный участок, место для новой спортивной площадки и 2-х квартирное общежитие, которое пустует.

Этапы реализации проекта:

- Подготовительный этап: Мотивация, целеполагание проекта (март- апрель 2016г.)

Проектировочный этап: Построение ориентировочной схемы деятельности (май – сентябрь 2016г.)

- Практический этап: Реализация проекта (октябрь – февраль 2017г.)

- Аналитико-коррекционный этап: Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

-Заключительный этап: Сопоставление действительных и желаемых результатов работы

Методы исследования проекта

Анализ литературы и электронных источников;

Беседа с учителем биологии, географии, черчения, математики; Практический опыт;

Анализ и описание результатов.

I. Основная часть

1.1 Зелёные насаждения и их роль в современном мире

Правительство любой страны старается заботиться о внешнем виде своей территории (город, село), об его окружающей среде. А социально значимые объекты о внешнем виде территорий, дворов. Поэтому главной проблемой и задачей является озеленение близ лежащих территорий. Цветочные и зеленые насаждения, опрятные дворы и участки не только украшают, но и дают своё экологическое воздействие.

Главные функции зеленых насаждений:

1. Санитарно - гигиеническая.

Обязательными требованиями к системе озеленения - равномерность и непрерывность. Основными же элементами системы озеленения - это озелененные территории жилых и промышленных районов, парков, набережные, бульвары, скверы, защитные зоны. Так же и в селах, где работают и живут люди.

Зеленые насаждения улучшают микроклимат территории, создают хорошие условия для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены зданий и т.д. Это может быть достигнуто при сохранении естественных зеленых массивов в жилых зонах.

Человек не оторван от природы: он как бы растворен в ней, поэтому и работает, и отдыхает интереснее продуктивнее.

Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько не, обходимо для дыхания трёх человек. За один теплый солнечный день гектар

леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода.

С 1 кв.м земли и травы испаряется до 200 г/ч воды, что значительно увлажняет воздух. Зеленая трава задерживает заносимую ветром пыль, обладает фитонцидным (уничтожающим микробы) действием и легко дышится. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных - около 100 тонн. Также известно, что деревья эффективные средства борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта. Защитные функции растений зависят от степени их чувствительности к различным загрязняющим веществам.

Так же растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза, кислород, углеводы и другие органические вещества.

К санитарно-гигиеническим свойствам растений относится их способность выделять особые летучие органические соединения, называемые фитонцидами, которые убивают болезнетворные бактерии или задерживают их развитие. Из древесно-кустарниковых пород, обладающих антибактериальными свойствами, положительно влияющими на состояние воздушной среды, следует назвать ель, березу бородавчатую, дуб, иву, черемуху и сосну. Фитонцидной активностью обладают и травянистые растения - цветы и лианы. На интенсивность выделения растениями фитонцидов влияют сезонность, стадии вегетации, почвенно-климатические условия, время суток. Максимальную антибактериальную активность большинство растений проявляют в летний период. Поэтому некоторые из них можно использовать в качестве лечебного материала.

Не случайно в последнее время в практике озеленения все чаще отдается предпочтение ландшафтному или свободному стилю проектирования.

1.2. Роль зеленых насаждений в защите от шума

Шум не только травмирует, но и угнетают психику, разрушает здоровье, снижая физические и умственные способности человека.

Исследования показали, что характер нарушений функций человеческого организма, вызываемый шумом, идентичен нарушениям при действии на него некоторых ядовитых препаратов.

Различные породы растений характеризуется разной способностью защиты от шума. По данным венгерских исследователей, хвойные породы (ель и сосна) по сравнению с лиственными породами (древесные и кустарниковые) лучше регулируют шумовой режим. Исследования показали, что лиственные породы способны поглощать до 25 % звуковой энергии, а 74 % её отражать и рассеивать. Наилучшим в этом отношении являются из хвойных пород ель, пихта; из лиственных - липа, граб и другие.

Шумозащитная функция в определенной степени зависит от приемов озеленения. Однорядная посадка деревьев с живой изгородью йз кустарника шириной в 10 метров снижает уровень шума. Высокий эффект защиты от шума достигается при размещении зеленых насаждений вблизи источников и шума и одновременно защищаемого объекта.

Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего её плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира: растения обогащают воздух кислородом, полезными для здоровья человека фитонцидами и легкими ионами, поглощают углекислый газ. Зеленые растения смягчают климат. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна. Животные, исключая хищников, питаются только растениями.

1.3.Роль эстетически и экологически привлекательного

пространства возле школы

Школьный двор - это часть образовательной среды, в которой

протекает процесс социализации, воспитания и развития личности. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме того она является и местом проведения свободного времени школьников. Школьный двор - это территория детства, и очень важно, в каком окружении пройдут важные периоды в жизни детей. Благоустроенная школьная территория - это место, где можно было бы реализовать все свои способности, желания и интересы.

Благоустройство и озеленение подразумевают под собой не просто

высадку деревьев, кустарников или цветов, но продуманный дизайнерский проект, выполненный с учётом многих факторов. Мы все любим и ценим природу, ее красоту и свежий воздух. Многие любят проводить как можно больше времени на природе. Дизайн ландшафта — это искусство, и, так же как и любой вид искусства в нем есть свои правила и нюансы.

Ландшафтное озеленение — это комплекс различных работ, позволяющих улучшить экологическое состояние растений, благодаря чему они будут еще долго радовать вас своими яркими цветами, и создать

атмосферу благоприятную для человека.

Лучший способ привести участок в порядок — посадка деревьев. Правильная посадка деревьев способствуют увеличению содержания кислорода на участке, задерживанию пыли и значительному уменьшению

шума. Мы понимаем, что ландшафтный дизайн должен полностью отвечать всем потребностям в комфорте и красоте, ведь отдых на школьном дворе должен приносить спокойствие и эстетическое удовольствие каждый день. Озеленение и благоустройство территории начинается с проектирования и подбора соответствующего посадочного материала.

Цветы - это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Цветники служат прекрасным украшением. Учитываются их особенности - высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты.

Озеленение пришкольной территории вносит эстетический аспект в экологическое воспитание школьников: радует глаз разнообразием форм, сочетанием цветов и оттенков.

Современный проект по благоустройству школьного двора заключается в асфальтировании участка цветочными аллеями вокруг него. Профессионально выполненная работа по реализации данного проекта приводит к тому, что школа становится современным и привлекательным учебным заведением.

II . Практическая часть

Сложно научить чувству прекрасного исключительно в рамках школьного урока. Вот если ежедневно встречает каждого ученика уютный и необычный школьный дворик, оформленный к тому же своими силами .

Создать благоприятную атмосферу для учащихся и их учителей - чрезвычайно благородная задача. Она посильна только дружному коллективу. Обстановку и атмосферу в школьном доме творят не деньги, а люди. Конечно, без помощи взрослых нам не обойтись. Поэтому к данной работе мы привлекали родителей. Тот, кто недооценивает свои способности и собственную индивидуальность, проходит мимо возможности украсить свой быт, улучшить условия жизни и работы. Занимаясь обустройством школьного двора, мы остались самими собой, не отказались от своего “я”, подошли к проекту творчески. Выявив актуальность этой проблемы для школы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, дальше мы решили на практике реализовать свои планы. В ходе разработки этой стадии мы не только проанализировали собранную информацию, но и просчитали каким образом можно сдвинуть с мертвой точки эту проблему.

Почему-то школы в большинстве своем, часто выглядят как фабрики: серо, монотонно, без фантазии. Сама школа, её помещения, школьный двор, должны дарить богатство впечатлений, поддерживать чувство свободы, вызывать ощущение теплоты и приветливости..

Работа велась поэтапно:

- Подготовительный этап: Мотивация, целеполагание проекта (апрель - май 2016 г.)

- Проектировочный этап: Построение ориентировочной схемы деятельности (июнь - сентябрь 2016 г.)

- Практический этап: Реализация проекта (октябрь - февраль 2017г.)

- Аналитико-корррекционный этап: Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений (март - апрель 2017г.)

- Заключительный этап: Сопоставление действительных и желаемых результатов работы (май 2017г.)

Этот проект мы начали осуществлять весной 2016 года. В подготовительных и проектировочных этапах работа велась с учителями биологии, географии и математики совместно. Работая с учителем географии (И.И. Егоров), мы собрали некоторые информации и материалы по объекту. Работая с учителями биологии (Атастырова Е.В.) и математики (М.Т. Арсентьева) мы запланировали примерный дизайн школьного участка, рассмотрели и выбрали подходящие для нашей почвы и климата виды и формы растений и цветов. (Приложение 1)

1 зона - игровая с аллеей выпускников (игровая площадка для школьников);

2- я зона - проведения торжественных мероприятий (площадка с необходимым оборудованием)

3- я зона - зона отдыха с водоемом;

Атастырова Е.В. и Арсентьева М.Т. являются одним из тех людей, кто поддержали нашу идею и помогают в воплощении проекта.

А также в подготовительном этапе провели анкету-опрос для учащихся и учителей, т.к. они являются частыми и тесными людьми в жизни школы (Приложение 2).

- Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?

- Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?

На этот вопрос ответили:

- Что хотелось бы изменить?

Внешний вид клумб и деревьев устраивает - 8 человек (20%);

Внешний вид клумб и деревьев не устраивает - 32 человек (80%).

- Чего не хватает на нашем участке?

34 человека (85%) - считают необходимым сделать спортивную площадку и зону отдыха (релаксации);

6 человек (15%) - считают, что школе необходима аллея славы выпускников.

- Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?

40 человек (100%) - считают, что внешний вид площадки можно изменить силами учащихся, учителей и родителей без особых затрат.

- Кто должен заниматься работой по озеленению участка?

34 человек (87,5%) считают, что это работа учащихся и учителей;

5 человек (12,5%) считают, что озеленением должны заниматься профессионалы.

Практический этап самый сложный этап проекта. Этот этап для нас еще не закончен, но уже ведутся первые работы по благоустройству школьного двора:

Во-первых, одним из главных принципов школьного ландшафтного дизайна является использование подручных материалов. В ход идет все: камни, автомобильные покрышки, старые тазы, ванны, кастрюли, жесть, фанера, дерево и др. Исходя из этого, летом мы провели опыт, построили водоем из подручных материалов около частного дома для того, чтобы изучить искусственные водоемы для реализации его в проекте. Результат нас удовлетворил, и нам захотелось воплотить идею в жизнь. (Приложение 3)

Во-вторых, осенью этого года мы посадили деревья (ель), как живую изгородь по периметру двора.

В-третьих, каждый год мы сажаем различные виды цветов на клумбах. Нами сделаны только первые шаги по реализации нашего проекта и уже есть результаты.

III . Заключение

Наш проект задуман для всех детей, в первую очередь для учащихся школы. Осуществление проекта имеет большую ценность для учителей, родителей и всех жителей нашего наслега.

Почему? В первую очередь, потому что наша школа становится красивым общественно значимым местом в селе, привлекает многообразием цветочно-декоративных культур, одним словом, уютной зоной отдыха.

Во-вторых, наша школа постоянно привлекает внимание прохожих.

Благодаря нашим стараниям школа превратится в прекрасную сказку, созданную своими руками.

В следующем году мы постараемся обновить территорию: сделать что-то интересное и необычное.

В процессе выполнения проекта были достигнуты следующие результаты:

- Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

- Создание условий для возможней организации процесса совместной работы, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.

- Приобщение к ЗОЖ как важной составляющей экологической культуры.

- Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

- Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представления им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения и самовыражения.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания младших школьников. Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить учащихся к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными. Таким образом, привлечение учащихся к активным экологическим исследованиям, делам помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе. Мы уверены, что психологию человека можно изменить красотой.

Конечно, у нас еще недостаточно опыта, дизайнерских навыков, мы занимаемся благоустройством без финансовых вложений, хотя, как известно любое благоустройство требует финансовых затрат.

Цель: моего проекта заключается в том, чтобы сделать территорию нашей школы максимально комфортной для эмоционального отдыха на переменах и располагающей на получение знаний в основное (осень-весна) время обучения.

Для того, чтобы проект получил максимальную отдачу, я должна выполнить данные задачи:

– Узнать как можно больше о неприхотливых и долголетних растениях.

– Узнать площадь участка, которая подойдёт для воплощения задумки проекта.

– Создание 3 D –модели или электронной модели/презентации, как показатель итогового продукта.

– Также передо мной стоит большая задача насчёт того, как подобрать подходящие по цвету многолетние растения, которые подойдут для оформления участка.

– Произвести расчеты и составить смету проекта.

2. Основная часть

2.1Общие сведения о клумбах и цветниках

Цветни́к — участок или же ограниченная территория, на которой выращивают декоративные растения. Чаще всего это травянистые цветковые растения , но могут присутствовать также кустарники или небольшие деревья. Среди растений могут быть как собственно цветковые растения, так и представители других растительных отделов – хвойные, папоротниковые и др.

Цветники используют для украшения парковых и садовых зон, а также пространства перед входом в здание или приближённое к зданию помещение. В качестве фона для красивоцветущих или других выделяющихся декоративных растений в цветниках нередко используют небольшую поляну без массивного количества растений, именующуюся газон. Растения для цветников и клумб подбирают таким образом, чтобы их цветки, листья, стебли хорошо гармонировали друг с другом по окраске, форме и размерам, а сами растения — по срокам цветения, развития цветка, продолжительность цветения и период сохранения цвета.

В зависимости от характера почвы, его насыщенности полезными минералами, разрыхлённой почвы, его геометрии и других факторов выделяют несколько типов цветников. Их подразделяют на миксбордеры, группы, и массивы. Цветники, запроектированные в регулярном стиле, представляют собой различные геометрические формы и называются: парте­ры, клумбы, рабатки и бордюры.

2.2 История традиций оформления цветников

В середине XIX в. европейцы ближе познакомились с садово-парковым искусством Востока и в Европу стали проникать идеи пейзажного стиля. Цветники имели более свободную живописную форму, отвечавших сочетанием растений в природе. Сначала яркие пятна цветов на партере оформляли в виде кругов, эллипсов, затем они становились произвольными. В цветники включались камни, водоемы и тому подобное. Композиции становились все выразительнее, острее, оригинальное. Дальнейшая история цветников связана с пополнением их новыми растениями. В XIX в. все больше путешественников привозили в Европу раньше неизвестные виды цветов, бурно развивалась селекция новых сортов. Часто виды, которые не выдерживали низких температур, выращивали в оранжереях. Отдельные растения успешно акклиматизировались и дали цветникам необычный экзотический характер.

2.3 Изучение видов цветущих растений

Изучая литературу, состоящую из: гидов по саду, советы садоводу, уход за растениями, многообразие цветочного мира и другое, я пришла к выводу о том, что не все растения одинаково приспособлены к тем или иным условиям территории произро c тания. Так, существует 2 группы цветущих растений светолюбивые и теневыносливые, которым необходимы различные условия освещения.

Светолюбивые растения нуждаются в длительном освещении в течение дня. Они подойдут для незатененной территории участка.

Теневыносливые растения составляют обширную группу. В неё входят и ранние цветы, и те, что цветут до самой поздней осени. На нашем пришкольном участке большая территория, которая находится в зоне, где большое количество света и, как следует, затенённых зон, практически нет. Из-за этого следует, что при благоустройстве участка можно не делать особых предпочтений в выборе теневыносливых растений. Учитывая необходимость выбора неприхотливых растений из-за того, что поливать, ухаживать и другое в летний период времени будет довольно затруднительно из-за природных факторов: сильной жары, ветра, дождя, сильной засухи.

2.4 Изучение теории цвета и поиск главной доминанты

Теория цвета – это совокупность знаний о цвете. В нынешнее время наука, или даже искусство, по изучению цвета включает в себя два основных раздела: колористику и цветоведение. Олицетворением научного знания о цвете также является колориметрия.

Цветоведение изучает само понятие цвета, благодаря систематизации знаний о физике, химии, психологии и физиологии.

Колористика изучает основные характеристики цвета, гармонизацию цветовых множеств, механизм воздействия цвета на пространственное формообразование, средства и методы цветовой организации архитектурной или пейзажной среды.

Доминанта – это то, что привлекает к себе внимание на участке. Является не гласной составляющей и основой при оформлении любого цветника или клумбы.

Также, по удалению вглубь участка значение главной доминанты ослабевает, уступая место более не заметным, на фоне главной доминанты, предметам/цветам.

2.5. Изучение цветовых решений

В своём проекте я хочу использовать цвета, которые помогали бы ученикам расслабиться и не чувствовать напряженную обстановку во время обучения. В нескольких из изученных мной статей приводится несколько цветов, которые могут человека успокаивать на ментальном уровне, стоит только посмотреть на них в течение некоторого времени. К этим цветам относится синий цвет, оранжевый, жёлтый и некоторые другие. По психологическим исследованиям цветовые значения лучше воспринимаются в таких фигурах, как спираль, круг, ромб и треугольник.

Так как, эти фигуры в повседневной жизни привлекают наибольшее внимание.

Но для озеленения школьного участка не подойдут такие фигуры, как спираль и треугольник, потому что во время ухаживания за цветами будет неудобно поливать их. Так как из-за фигур будет неудобно ухаживать за растениями, следует выбрать другую форму или подобрать менее влаголюбивые растения. А в дополнение к менее влаголюбивой, растение должно быть светолюбивым.

Красный – тёплый, стимулирующий, вызывает возбуждение. Они стимулируют интерес человека к окружающему миру, общению и деятельности.

Оранжевый – тёплый, стимулирующий, д арит тепло, хорошее настроение, эмоциональную разрядку.

Жёлтый – тёплый, стимулирующий, олицетворяет тепло, оптимизм и радость.

Зелёный – уравновешивающий, статический, означает рост, развитие, процветание, стабильность, новые начинания.

Голубой – мягкий, пастельный, воздействует на человека успокаивающе.

Синий – холодный, дезинтегрирующий, символизирует спокойствие и удовлетворенность.

Фиолетовый – холодный, дезинтегрирующий, связывают с чувственностью и сильной эмоциональностью.

И для сердцевины, белый – холодный, дезинтегрирующий, символизирует чистоту, невинность, добро и истину.

Красного цвета – Петунии (рис.2); оранжевого – Настурции(рис.3); жёлтого – Бархатцы(рис.4); зелёный – Клематис(рис.5); голубой – Бруннера(рис.6); синий – Шалфей, сорта Blauhugel(рис.7); фиолетовый – Ирисы(рис.8); белый – Астильба(рис.9).

2.6 Материалы и расчёты

Качество основных материалов для работы потребуются только: камни, которые находятся на территории участка и не задействованы в клумбах, цветы, рассада сортов необходимых для посадки, удобрения.

Стоимость Петунии составляет 390 рублей за кассету. Их понадобится 2 штуки. (390*2=780)

Стоимость Настурции составляет 20 рублей за упаковку семян, с количеством 25 семян. Их понадобится 4 пакетика. (20*4=80)

Стоимость Бархатцев составляет 30 рублей за упаковку семян, с количеством 40 семян. Их потребуется 2 штуки. (30*2=60)

Стоимость Клематиса 499 рублей за семена. Его понадобится 1 упаковка. (499*1=499)

Стоимость Бруннеры 629 рублей за штуку. Их понадобится 15 штук. (629*15=9435)

Стоимость Шалфея, сорта Blauhugel 110 рублей за 5 штук. Их понадобится 20. (110*4=440)

Стоимость Ириса 146 рублей за упаковку семян, с количеством 40 семян. Их понадобится 2 упаковки. (149*2=298)

Стоимость Астильбы 66 рублей за упаковку семян, с количеством 40. Их понадобится 2. (66*2=132)

Стоимость стандартного удобрения составляет 2500 рублей.

В итоге для задуманной идеи необходимо будет задействовать около 14 300 рублей.

Многие ученики из старшей и младшей школы в теплое время года проводят на улице, отдыхая от серьёзной атмосферы получения знаний. Свежий воздух способствует успокоению нервной системы и улучшению настроения. Но в районе, в котором находится школа, не самая благоприятная атмосфера. Выхлопные газы, в любое время года не позволят отдохнуть на улице, наслаждаясь: либо цветущей площадкой, либо слоями снега, либо опавшими листьями.

Поэтому я хочу сделать так, чтобы в весенне-осенний промежуток времени, учащиеся больше проводили время на свежем воздухе без вреда для своей дыхательной системы и организма в целом. Потому проект направлен на озеленение и очищение окружающей среды.

Читайте также: