Папоротники для детей описание

Обновлено: 05.10.2024

Цель: Создание педагогических условий для ознакомления с комнатными растениями.

- Актуализировать и обобщить имеющиеся знания детей о комнатных растениях и уходе за ними;

- познакомить с новым видом комнатных растений – папоротником;

- обогащать знания детей о пользе комнатного растения;

- формировать познавательный интерес к комнатным растениям.

- Продолжать развивать растениеводческие умения и навыки;

- развивать познавательные процессы (мышление, память);

- развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас.

- Способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников;

- формировать положительное, бережное, заботливое отношение к природе, развитие эстетического отношения к ней.

Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.

- Систематические занятия по ознакомлению с комнатными растениями;

- работа в уголке природы;

- беседы об особенностях ухода за комнатными растениями;

- экскурсия в кабинет экологии, рассмотрение наглядных пособий.

- Маленькая лейка, влажная тряпочка (по количеству детей).

Технологическая карта организации НОД

1. Вводно-организационный этап.

Организация пространства: дети в свободном порядке перемещаются по группе; собираются в уголке природы.

Оборудование: Предметно-развивающая среда группы.

Задача: Настроить детей на образовательную деятельность.

- Ребята, давайте пройдем по группе и рассмотрим окружающие нас предметы.

(воспитатель вместе с детьми рассматривают полки с игрушками, физкультурный, театрализованный уголки, после этого педагог подводит детей к экологическому уголку, где располагаются горшки с комнатными цветами)

Дети спокойны перед занятием, настроены на образовательную деятельность.

2. Мотивационно-побудительный этап.

Организация пространства: дети с воспитателем находятся в уголке природы.

Оборудование: Растения уголка природы, лейка, влажная тряпочка.

Задача: Актуализировать и обобщить имеющиеся знания детей о комнатных растениях и уходе за ними. Формировать положительное, бережное, заботливое отношение к природе, развитие эстетического отношения к ней.

- Посмотрите, здесь у нас стоят горшочки с комнатными растениями. С некоторыми из них мы с вами уже знакомы. Скажите, чем похожи все эти растения?

- У них у всех есть листочки.

- Всем растениям требуется вода.

- Они все имеют почву.

- Верно, молодцы. Мы можем сказать, что все растения одинаковые?

- Почему же? Чем они отличаются?

- У каждого растения свои листочки.

- И цветут они по-разному.

- Каждое растение требует разного ухода.

- Да, ребята, совершенно правильно. Мы видим, что у одних растений листья маленькие, а у других большие. Они так же могут иметь разную форму – продолговатую, круглую. Посмотрите, какие они красивые!

(дети рассматривают растения)

- Вы сказали, что за растениями нужно ухаживать. Зачем это нужно делать?

- Чтобы растения хорошо росли, распускали цветочки.

- А как мы должны за ними ухаживать?

- Поливать цветы лейкой, протирать листики, чтобы на них не было пыли.

(воспитатель сопровождает слова детей показом: берет лейку и поливает цветок, демонстрирует как протирать пыль с листиков тряпочкой, затем предлагает детям полить цветы из маленьких леек)

(дети наблюдают за действиями воспитателя, затем сами аккуратно поливают растения)

Дети вспоминают имеющиеся у них знания о комнатных растениях и о том, как за ними нужно ухаживать. Бережно, с заботой относятся к растениям.

3. Информационно-аналитический этап.

Организация пространства: дети находятся около стола.

Оборудование: Папоротник, лейки, влажные тряпочка (для воспитателя и детей).

Задача: Познакомить с новым видом комнатных растений – папоротником.

Обогащать знания детей о пользе комнатного растения.

- Ребята, посмотрите, здесь есть новый цветок, необычный. Такого мы с вами еще не видели, правда?

(воспитатель ставит растение на отдельный стол для рассмотрения и описания)

- Такое растение называется папоротник. Это одно из самых древних растений на земле, когда-то он был очень больших размеров и составлял целые леса. Что вы можете сказать о нем?

(дети проходят к столу)

- У него странные листочки.

- Длинный стебель, а на нем много-много маленьких вытянутых листиков.

- Ветви с предпобегами. (дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают папоротник)

- За папоротником также требуется уход. Он очень любит влагу, поэтому нужно, чтобы земля в горшке всегда была мокрой, а воздух в комнате достаточно влажный.

- Мы с вами уже разговаривали о размножении растений. Как вы думаете, каким способом размножается папоротник?

- Совершенно правильно. Чтобы размножить растение, нужно при пересадке отделить корень с 2-3 листочками.

- Но папоротник может служить в качестве лекарства и даже вкусного приготовленного блюда!

- Я бы хотел попробовать блюдо из папоротника.

Дети знакомятся с новым растением – папоротником, узнают его особенности, пользу.

4. Практический этап.

Организация пространства: дети находятся около стола.

Оборудование: Папоротники, лейки, влажные тряпочки.

Задача: Продолжать развивать растениеводческие умения и навыки.

Способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников.

- Мы с вами убедились, что папоротник очень необычное и красивое растение. Давайте возьмем приготовленные леечки, влажные тряпочки и поухаживаем за нашими папоротниками, чтобы они росли красивыми и большими.

- Гриша, расскажи, как ты будешь ухаживать за папоротником?

- Сначала аккуратно полью землю из лейки, а потом протру листья.

- Молодец, но ребята, как называются листья у папоротника?

- Ветви с предпобегами.

- Правильно. Аккуратно, не торопясь приступаем к работе.

(воспитатель наблюдает, контролирует процесс, помогает некоторым детям)

(дети ухаживают за растением, по окончанию убирают инвентарь на место)

Дети развивают свои навыки и умения по уходу за растениями, приобщаются к экологическому воспитанию.

5. Заключительный этап.

Организация пространства: дети находятся около стола, перемещаются по группе.

Задача: Рефлексия занятия.

- Ребята, с каким растением мы сегодня познакомились?

- Кто может рассказать нам про особенности папоротника?

- Папоротник – одно из самых древних растений.

- Оно любит влагу.

- И не имеет листьев.

- Мне понравилось ухаживать за папоротником!

- Теперь в нашем уголке природы появилось новое растение – папоротник, и при дежурстве вы уже будете знать, как за ним ухаживать. А теперь давайте уберем наши растения обратно на подоконник.

(дети прибирают свои рабочие места)

Дети самостоятельно подвели итог занят ия.

Папоротники (доклад для 3 класса)

Папоротник – одно из самых древних растений на земле. Внешний облик папоротника сильно зависит от его разновидности, ведь некоторые папоротники похожи на низкие кустики травы, а другие напоминают деревья со стволами. Встречаются папоротники, выглядящие как лианы.

Всего учены насчитали почти четыре тысячи видов папоротника. Больше всего папоротников обитает в теплых странах с жарким и влажным климатом.

Папоротники не цветут. Несмотря на то, что в легендах и сказках часто упоминается цветок папоротника, в жизни его найти не получится.

Почти все папоротники любят дождливый теплый климат. Такие растения лучше всего чувствуют себя рядом с озером, ручьем или на болоте, где почва всегда пропитана водой.

В России в лесах произрастает несколько видов папоротника. Например, орляк и щитовник. А еще декоративные виды папоротника любят выращивать цветоводы у себя на подоконниках.

Большинство видов папоротника размножается спорами. Споры отличаются от семян растений тем, что они крошечные как пылинка и имеют другое строение. Ветер, капли дождя или проходящие мимо животные переносят споры с места на место. Попадая в землю, они прорастают и превращаются в новое растение.

Некоторые виды папоротника съедобны. В Японии, Мексике, Бразилии съедобный папоротник жарят или добавляют в салат.

У папоротника есть лекарственные свойства, поэтому его издревле используют в рецептах народной медицины. Например из горьких корней делают средство от глистов.

Маленький рассказ о папоротнике

Загадочный папоротник — представитель из группы сосудистых растений Pteridophyta: не имеет ни семян, ни листьев, ни цветов.


Всего известно 10 560 видов папоротника. В наших краях самыми распространёнными являются Щитовник (Dryópteris), Кочедыжник (Athyrium), Многорядник (Polystichum) и Листовик (Phyllitis scolopendrium).

Папоротники — одни из самых древних растений в мире. Они появились в летописи окаменелостей 360 миллионов лет назад, в конце девонского периода; тогда как многие из нынешних растений появились примерно 145 миллионов лет назад, в раннем меловом периоде.


Сейчас на планете доминируют цветковые растения, но папоротники не исчезли — они распространены по всему миру, включая тропические, умеренные и арктические пояса, хотя большинство видов папоротников расположено в тропических регионах. Многие их виды являются эпифитами.

Папоротники любят влажные, тенистые места; предпочитают быть защищёнными от полного солнца; обитают в кислых водно-болотных угодьях, в расщелинах скал, в густых лесах. Продолжительность жизни растения зависит от вида. Некоторые типы папоротников живут до 100 лет. А по размеру они варьируют от мельчайших папоротников мохообразных, размером 2-3 мм, до огромных папоротников древовидных, высотой 10-25 метров. Наука, изучающая папоротники и другие птеридофиты, называется птеридологией.

Размножаются папоротники через споры, выращивая их в специализированных органах- спорангиях. Выглядят споры как точки на нижней части пластины. Растения отбросить миллионы спор на землю, но только немногие из них прорастают.

Папоротники прекрасные декоративные растения, их выращивают даже в комнатах, но экономически они не так важны, как семенные растения. Лишь некоторые папоротники используются в питании, среди них Орляк обыкновенный (Pteridium aquilinum), Страусиный папоротник (Matteuccia struthiopteris) и Коричный Циннамомум (Osmundastrum cinnamomeum). В пищу идут только молодые побеги с пучком на конце.

Точно так же финская традиция гласит, что тот, кто найдёт цветущий папоротник в летнюю ночь, и будет владеть им, сможет незаметно перемещаться и окажется в том месте, где вечно пылает Уилл — место скрытого сокровища. Якобы цветы папоротника защищены заклинанием, которое мешает кому-либо увидеть их.

Папоротники — наиболее древняя группа высших растений. Встречаются в различных экологических условиях. В умеренных зонах это травянистые растения, наиболее распространены во влажных лесах; некоторые растут на заболоченных местах и в водоёмах, их листья отмирают на зиму. Во влажных тропических лесах встречаются древовидные папоротники с колоноподобным стволом высотой до 20 метров.

Наиболее распространённые папоротники — орляк, страусник.

Строение

Господствующей фазой в жизненном цикле папоротника является спорофит (взрослое растение). Почти у всех папоротников спорофит многолетний. Спорофит имеет довольно сложное строение. От корневища вертикально вверх отходят листья, вниз — придаточные корни (первичный корень быстро отмирает). Часто на корнях образуются выводковые почки, обеспечивающие вегетативное размножение растений.


Общий вид папоротника

Размножение

Спорангии находятся на нижней стороне листа, собраны кучками (сорусы). Сверху сорусы прикрыты покрывальцем (кольцо). Споры рассеиваются при разрыве стенки спорангия, а кольцо, оторвавшись от тонкостенных клеток, ведёт себя подобно пружине. Число спор на одном растении достигает десятков, сотен миллионов, иногда миллиардов.


Лист папоротника с нижней стороны

На влажной почве споры прорастают в маленькую зелёную сердцеобразную пластинку величиной несколько миллиметров. Это заросток (гаметофит). Он располагается почти горизонтально к поверхности земли, прикрепляясь к ней ризоидами. Заросток обоеполый. На нижней стороне заростка образуются женские и мужские половые органы (мужские — антеридии, женские — архегонии).


Оплодотворение происходит в водной среде (во время росы, дождя или под водой).


Мужские гаметы — сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, проникают внутрь и гаметы сливаются.

Происходит оплодотворение, в результате чего образуется зигота (оплодотворённая яйцеклетка).



Со временем из заростка развивается растение папоротник.


Схема развития папоротника

Таким образом, гаметофит папоротников существует независимо от спорофита и приспособлен к обитанию в условиях увлажнения.

Спорофитом является всё растение, которое вырастает из зиготы — типичное сухопутное растение.

Читайте также: