Парашютно реактивная система посадки
Обновлено: 05.10.2024
Неужели ничего нельзя придумать, чтобы пассажиры выживали в авиакатастрофах? Оказывается, можно! Самые лучшие разработки — в этой статье.
По сигналу тревоги пассажиры продевали руки в плечевые обхваты и застегивали крепления, после чего пилот открывал под ногами путешественников люки, через которые кресла выпадали из самолета и спускались на индивидуальных парашютах, в свернутом состоянии хранившихся в их спинках.
Практического применения система не получила: вероятность спасения с ее помощью оценивалась лишь в 15—20%, поскольку благополучно выпасть из самолета можно было только при горизонтальном полете на достаточной высоте. Уже тогда посчитали, что лучший способ спасти пассажиров — это повышать надежность самолетов. Такая точка зрения остается главенствующей и сегодня, когда гораздо больше шансов погибнуть по дороге в аэропорт или от упавшего с крыши кирпича.
Тем не менее после каждой авиакатастрофы неизменно появляются новые и новые проекты спасения, не идущие в разработку, но помогающие аэрофобам скоротать паническую атаку.
Судя по фотографиям, размещенным на этом форуме, в данной системе используется достаточно большое количество куполов.
У меня вопрос: даже с таким количеством куполов применяются еще и двигатели мягкой посадки или есть возможность использовать меньшее количество куполов совместно с двигателями мягкой посадки ?
А кто сказал что на фотографии именно эта система?
Сначала была разработана для Спрута ПРС П260, но потом было принято решение унифицировать средства десантирования с имеющимися для БМД-3 и была создана новая система П260М - как раз та, которая изображена на фото.
Я не видел изображение ПРС для Спрута, вполне возможно, что она внешне напоминает П235 "Басня".
PS: Многокупольная система + блок ПРД применяется в системе П235 "Басня" для БМП-3 (т.к. машина очень тяжёлая)
Сначала была разработана для Спрута ПРС П260, но потом было принято решение унифицировать средства десантирования с имеющимися для БМД-3 и была создана новая система П260М - как раз та, которая изображена на фото.
Я не видел изображение ПРС для Спрута, вполне возможно, что она внешне напоминает П235 "Басня".
Собственно, я задал вопрос, чтобы разобраться с термином "парашютно-реактивная". Я всегда думал, что этот термин подразумевает обязательное наличие двух составляющих: парашютной подсистемы + подсистемы ПРД. Если это не так, прошу разъяснить.
Так и есть. ПРС - это система с парашютом (или парашютами) и ПРД.
А что непонятно то?
Если касаемо Спрута, то для него есть по крайней мере две системы - П260 (это парашютно-реактивная) и П260М (бесплатформенная многокупольная). В фотогалерее есть фото П260М которая пошла в серию, а ПРС П260 так и осталась экспериментальной.
Цитата |
---|
Des пишет Если касаемо Спрута, то для него есть по крайней мере две системы - П260 (это парашютно-реактивная) и П260М (бесплатформенная многокупольная). В фотогалерее есть фото П260М которая пошла в серию, а ПРС П260 так и осталась экспериментальной. |
Раз на фотографии бесплатформенная многокупольная П260М - вопросов больше нет.
А конструктивно может ли быть трансформированы ПРС в многокупольные системы ( в случае нехватки или отсутствия ПРД в особый период ) - условно говоря, подвесная система остается + цепляем соответствующее количество куполов ?
Нет.
Куда цепляем? Системы совершенно разные и ОЧЕНЬ сложные конструктивно!
См. здесь и сравните принцип работы например МКС-5-128М и ПРСМ-915
Там даже деталей общих нет, за исключением наверное вытяжного парашюта (ВПС-.
Может быть это и возможно, но только теоретически. В результате получится принципиально новая система со своим циклом испытаний и т.д и т.п.
Разыскиваются фотографии зашвартованной для десантирования техники на ПРС
Нужны разные фоты, но в частности БТР-Д (и техника на её базе) с ПРСМ-925 и 2С9 "НОНА" с ПРСМ-926
Фотографии с МВСВ-2006:
Нона-С с ПРСМ-925:
Ага, с ПРСМ
На фото Нона с ПБС (парашютная бесплатформенная система) с МКС-350-9.
Это никак не ПРСМ-925 т.к. у ПРСМ один купол, да и щупы должны быть по бокам. А вот на табличке перед машиной, указали что на "Ноне" ПРСМ-925 - наверное решили супостата запутать
На всякий случай: ПБС обсуждаем здесь
Что-то тема совсем заглохла. Неужели ни у кого нет никакой инфы по этой теме?
Для затравки выкладываю фото ПРС П-130 (предположительно в войска поступала с индексом ПРС-3500).
Эта ПРС применялась с платформой ПП-127М-3500 для десантировании воинских грузов и техники с самолёта Ан-8 и Ан-12.
Платформа могла грузится разнообразными снабженческими грузами и различной техникой весом до 3500кг.
Для тяжёлых грузов применялись два одинаковых парашюта + блок ПРД.
Например двухкупольный вариант применялся для десантирования АСУ-57 с боеукладкой в 30 выстрелов.
С более лёгкими грузами применялся один парашют + блок ПРД.
на фото: АСУ-57 подготовленная к десантированию на ПП-127М-3500 с П-130. Хорошо видны упаковки двух куполов и блок ПРД.
111 гв. пдп 105 гв. вдд, 1968год
Имел эуе следующие (другой) фотографии: ASU-57 и ASU-85 на платформе с парашютом сюстем
Когда парашют систему вырабатывался для ASU-85?
panzeruwe
Сначала была разработана для Спрута ПРС П260, но потом было принято решение унифицировать средства десантирования с имеющимися для БМД-3 и была создана новая система П260М - как раз та, которая изображена на фото.
Я не видел изображение ПРС для Спрута, вполне возможно, что она внешне напоминает П235 "Басня".
Собственно, я задал вопрос, чтобы разобраться с термином "парашютно-реактивная". Я всегда думал, что этот термин подразумевает обязательное наличие двух составляющих: парашютной подсистемы + подсистемы ПРД. Если это не так, прошу разъяснить.
Цитата |
---|
Des пишет . для десантировании воинских грузов и техники с самолёта Ан-8 и Ан-12 . |
Очень интересно . А что слышно вообще про десантирование техники с АН -8 ?
Заглохло . Дес похоже что во всем и-нете информации больше всего у тебя .
А что по десантированию техники с Ан-8?
Собственно этот самолёт Ан-8 (проектный самолёт "П"), как и Ан-12 (проектный самолёт "Т") создавались в ОКБ-473 МАП под руководством О.К.Антонова практически одновременно и сразу же под них создавались средства десантирования.
Впервые появились платформы, которые десантировались из кормового грузового люка.
Первой такой платформой для Ан-8 была П-95, а для Ан-12 - кажется П-115
Однако это уже не по теме.
На картинке П-95 для Ан-8. По внешнему виду похоже, что это праобраз платформы П-127 модифицированный вариант которой использовался с ПРС П-130
Цитата |
---|
Дес похоже что во всем и-нете информации больше всего у тебя . |
Цитата |
---|
рекс пишет есть многокупольная система ,а есть реактивная. |
Правильно, а ещё есть многокупольная парашютно-реактивная. Это когда несколько куполов + блок ПРД.
В серийное производство не поступали, пожалуй за исключением двухкупольных ПРС-3500 (П-130) которые мы как раз и обсуждаем.
Их можно тоже считать многокупольными ПРС.
Обратил внимание на то, что при срабатывании ПРД у ПРС образующийся дым бывает белого и чёрного цвета.
Может кто знает почему так? Используется разный порох для снаряжения двигателей или просто это зависит например от температуры окружающего воздуха (и заряда)?
На обоих фотографиях ПРСМ-916. Справа на учениях 31 овбдр в июле 2006 года (площадка Житово), слева на учениях 106 вдд зимой 2005 года на той же площадке.
Хорошо виден дым черного и белого цвета.
Может кто знает почему так? Используется разный порох для снаряжения двигателей или просто это зависит например от температуры окружающего воздуха (и заряда)?
Я думаю всеж на это влияет температура воздуха и то что еще зимой плавиться снег,т.к в реактивном двигателе используют обычный артиллерийский трубчатый порох. Смотрел и другие фото,там везде такая ситуация с цветом дыма.
Цитата |
---|
Des пишет Платформа могла грузится разнообразными снабженческими грузами и различной техникой весом до 3500кг. Для тяжёлых грузов применялись два одинаковых парашюта + блок ПРД. Например двухкупольный вариант применялся для десантирования АСУ-57 с боеукладкой в 30 выстрелов. |
Применялся оригинальный купол изготовленный из трёх колец-поясов, причём между центральным кольцом и средним была оставлена щель. Из-за этого купол имеет оригинальный внешний вид, если смотреть сбоку.
Стоп-кадр из кинохроники: Приземление ПРС-3500 (П-130). Видны два купола, значит платформа загружена "тяжёлой" техникой (АСУ-57) либо орудием.
Следующий кадр приземления ПРС-3500 (П-130)
У кого есть фотографии этой системы - выкладывайте в тему
Вот ещё фотография. Здесь в ПРС-3500 (П-130) применяется один купол, значит платформа загружена лёгкими грузами.
Вот она в работе. Кадры из фильма "Десантники" 1965г. Качество жалко плохое.
Кому интересно даю список (может кто добавит):
Ниже выкладываю кусочек из своей статьи по истории развития ПРС. Прошу дополнить у кого есть информация.
5. Обзор серийных и опытных образцов
Все имеющиеся парашютно-реактивные системы можно условно разделить на несколько групп - по типу крепления груза. Исходя из этого, появляются и различные варианты загрузки:
• Груз закреплён в небольшом обтекаемом контейнере цилиндрической формы
Как правило, это были первые ПРС, применяемые с небольшими грузами которые упаковывались в специальные контейнеры. Проще говоря, что в них влезало, то и десантировали. Ассортимент используемых грузов ограничивался внутренним пространством контейнера и общим весом груза.
К таким системам относится:
- Ракетный парашют ПН-16
Год разработки -1947
Самолёт – По-2
Масса груза – 120кг
Груз – воинские грузы
Крепление груза – специальный контейнер цилиндрической формы
Состояние объекта - успешно прошёл исследования (1947г)
• Груз закреплён на раме-подвеске либо в специальной подвесной кабине
Это уже был более крупный груз – легковые автомобили, артиллерийские орудия и миномёты, мотоциклы и другие подобные грузы. Под каждый вид груза предназначались специальные рамы-подвески, что создавало неудобство в использовании многочисленных разновидностей подвесок и не позволяло применять их для нестандартных грузов. С использованием подвесных кабин, ассортимент используемых грузов расширился, но был ограничен внутренним пространством кабины. В принципе, кабину можно было загрузить чем угодно – важно было, чтобы груз поместился в ней и не превышал допустимую массу. Самое главное: кабина стала унифицированным устройством для различных типов грузов, но, по сути, осталась всё той же подвеской, но уже подходящей под различные грузы и оборудованной обтекателями.
К таким системам относятся:
- Парашютно-реактивная тормозная система П-36
Предназначена для десантирования 76-мм пушки ДА ЗИС-3 закреплённой на специальной внешней подвеске П-15М с самолёта Ту-2Д.
Конструкторский коллектив: Снятков Анатолий, Борисов Георгий, Ребриков Виктор Иванович
Год разработки -1951
Самолёт – Ту-2Д
Масса груза – 1500кг
Груз - 76-мм пушка ДА ЗИС-3
Крепление груза - парашютно-десантная подвеска П-15М
Состояние объекта - успешно выдержал государственные испытания в сентябре 1953 года (Акт ГК НИИ ВВС за №1/123 от 16.09.53г.)
- Парашютно-реактивная система ПН-81
Опытная ПРС для сброса макета груза (цилиндрическая полая болванка). Цель работы - установить возможность создания парашютно-реактивной системы для десантирования с самолёта грузов весом до 5000кг.
Год разработки - 1955
Самолёт – Ту-2Д
Масса груза – 5000кг
Груз – макет груза (болванка)
Крепление груза - кабина П-73
Состояние объекта - успешно прошёл исследования (1955г)
- Парашютно-реактивная система П-84
Разработана для использования с серийной кабиной П-73 для десантирования воинских грузов с самолёта Ту-2Д.
Год разработки - ?
Самолёт – Ту-2Д
Масса груза – ?
Груз – ?
Крепление груза - кабина П-73
Состояние объекта – работа прекращена ввиду снятия самолёта Ту-2Д с вооружения
- Парашютно-реактивная система ПН-96
Опытная ПРС для сброса макета груза. Цель работы – проверить работу парашютно-реактивной системы для десантирования с самолёта грузов весом до 5000кг и влияния температуры окружающего воздуха на характеристики ПРС.
Год разработки - 1955
Самолёт – ?
Масса груза – 5000кг
Груз – макет груза
Крепление груза - ?
Состояние объекта – проведены экспериментальные лётные и наземные работы с положительным результатом. По результатам составлен отчёт инв. №4400-68
- Парашютно-реактивная система П-110
Разработана для использования с серийной кабиной П-110К для десантирования воинских грузов массой 2500кг с самолёта Ту-4Д.
Год разработки - ?
Самолёт – Ту-4Д
Масса груза – 2500кг
Груз – СД-44, ГАЗ-69 и др.
Крепление груза - кабина П-110К (П-110-2500)
Состояние объекта – забракован на госиспытаниях
• Груз закреплён на парашютной платформе, которая может применяться как с ПРС, так и с МКС (многокупольной системой).
Платформа является достаточно универсальным приспособлением, для размещения на ней грузов и техники как специальных, так и изначально не предназначенных для десантирования и допускает достаточно большое количество вариантов по загрузке. Т.к. было разработано достаточно большое количество платформ для применения с многокупольными системами, вполне логично было их применить и для парашютно-реактивных систем.
К таким системам относятся:
- Парашютно-реактивная система ПН-116
Данная система является научно-исследовательской. Цель исследования - установить возможность создания парашютно-реактивной системы для десантирования с самолёта грузов весом до 20000кг.
Год разработки - 1961
Самолёт – Ан-22
Масса груза – 20000кг
Груз – макет боевой техники
Крепление груза – платформа?
Состояние объекта - проведены экспериментальные лётные и наземные работы с положительным результатом. По результатам работ составлен отчёт инв. №902
- Парашютно-реактивная система П-130 (ПРС-3500)
Первая серийная ПРС предназначенная для десантирования грузов на платформе ПП127-3500 из грузового люка самолётов Ан-8 и Ан-12. Применялась в однокупольном или двухкупольном вариантах в зависимости от загрузки. Для использования с серийной платформой, её немного доработали. Модернизированная платформа стала называться ПП127М-3500.
Год разработки - 1962
Самолёт – Ан-8 и Ан-12
Масса груза – 3500кг
Груз – АСУ-57, ГАЗ-69, ГАЗ-69рх, Д-30, СД-44, ЗУ-23, РПУ-14, 120-мм миномёт, СПГ-9, ящики с боеприпасами (23, 57, 85, 120, 122, 140мм)
Крепление груза – платформа ПП127М-3500
Состояние объекта - Принят на снабжение. Приказ командующего ВВС №0309 от 20.11.62г.
- Парашютно-реактивная система П-136
Год разработки - 1962
Самолёт – Ан-8 и Ан-12
Масса груза – ?
Груз – ?
Крепление груза – платформа ПП127-3500
Состояние объекта - Принят на снабжение ?
- Парашютно-реактивная система П-141
- Парашютно-реактивная система П-142
(по всей видимости, проект получил индекс П-150)
Год разработки - ?
Самолёт – Ан-8 и Ан-12
Масса груза – ?
Груз – БМД-1
Крепление груза – платформа ?
Состояние объекта - Принят на снабжение ?
Следующие по списку ПРС по всей видимости не имели платформ и предполагались для техники на безе БМД-1. Значит эти образцы нужно перенести в следующий подраздел настоящей статьи.
- Парашютно-реактивная система П-150 (ПРС-915?)
Год разработки - ?
Самолёт – Ан-8 и Ан-12
Масса груза – ?
Груз – БМД-1
Крепление груза – платформа ?
Состояние объекта - Принят на снабжение ?
- Парашютно-реактивная система П-150ПР
П150ПРМ (ПРСМ-915) система парашютно-реактивная
П150ПРМ1 (ПРСМ-915-83) система парашютно-реактивная
Год разработки - ?
Самолёт – Ан-8 и Ан-12
Масса груза – ?
Груз – ?
Крепление груза – платформа ?
Состояние объекта - Принят на снабжение ?
- Парашютно-реактивная система П-155
- Парашютно-реактивная система П-156
Год разработки - ?
Самолёт – Ан-8 и Ан-12
Масса груза – ?
Груз – ГАЗ-66 (с лыжами)
Крепление груза – платформа ?
Состояние объекта - Принят на снабжение ?
- Парашютно-реактивная система П-162
По некоторым данным 1П162М (ПРСМ-925)
Год разработки - ?
Самолёт – Ан-8 и Ан-12
Масса груза – ?
Груз – БТР-Д
Крепление груза – платформа ?
Состояние объекта - Принят на снабжение ?
• В качестве груза используется специально разработанное унифицированное шасси боевой техники, к которому непосредственно крепится ПРС
С принятием на вооружение боевой машины ВДВ (БМД-1), произошла унификация, используемой в качестве груза, техники, шасси которой частично несёт на себе функцию парашютной платформы. Это позволило отказаться от использования платформ со всеми описанными выше недостатками и преимуществами, что существенно уменьшило количество вариантов загрузки для ПРС, ограничив их только специально подготовленными образцами техники. Разнообразные снабженческие грузы и технику изначально не предназначенную для подобного десантирования уже использовать в комплексе с данной системой было невозможно.
Однако это намного уменьшило время подготовки боевой техники к десантированию и позволило добиться экономического эффекта.
К таким системам относятся:
- Парашютно-реактивная система ПРС-915
Год разработки – 1970
Самолёт – Ан-12
Масса груза – 6250-6720кг
Груз – БМД-1
Крепление груза – непосредственно к ПРС
Состояние объекта - Принят на снабжение ВВС и ВДВ приказом командующего ВВС №097 от 26.03.1970 и запущен в серийное производство.
- Парашютно-реактивная система ПРСМ-915
Первый сброс БМД-1 на парашютно-реактивной системе ПРСМ-915 из самолета Ил-76 провели в 1975г. Несмотря на неудачное приземление (не отошли щупы), в целом задачу сброса БМД-1 на новой системе из Ил-76 и Ан-22 признали решенной. От предыдущей модели отличалась наличием второго щупа. Щупы разместили по бокам, где они были более доступны (у ПРС-915 щуп был под днищем). Использовался ЦСУ.
Год разработки - ?
Самолёт – Ан-12, Ил-76, Ан-22
Масса груза – ?
Груз – БМД-1, БМД-1П, БМД-1К
Крепление груза – непосредственно к ПРС
Состояние объекта - Принят на снабжение ?
- Парашютно-реактивная система ПРСМ-925
По некоторым данным имела шифр разработчика П283
Год разработки - ?
Самолёт – Ан-12, Ил-76, Ан-22
Масса груза – ?
Груз – БТР-Д и машины на его базе, БМД-2, БМД-2К
Крепление груза – непосредственно к ПРС
Состояние объекта - Принят на снабжение ?
- Парашютно-реактивная система ПРСМ-916
Год разработки - ?
Самолёт – Ил-76, Ан-22
Масса груза – ?
Груз – БМД-2, БМД-2К
Крепление груза – непосредственно к ПРС
Состояние объекта - Принят на снабжение ?
- Парашютно-реактивная система ПРСМ-926
- Парашютно-реактивная система ПН220
Опытная ПРС с жестким креплением РДТТ на десантируемом объекте.
Год разработки - ?
Самолёт – ?
Масса груза – ?
Груз – ?
Крепление груза – непосредственно к ПРС
Состояние объекта - Не принят на снабжение ?
- Парашютно-реактивная система П235 "Басня" (многокупольная, для БМП-3)
Для десантирования тяжёлой БМП-3 была разработана многокупольная ПРС с достаточно большим блоком ПРД.
Год разработки - ?
Самолёт – Ил-76(?), Ан-22
Масса груза – ?
Груз – БМП-3
Крепление груза – непосредственно к ПРС
Состояние объекта - Не принят на снабжение ?
Полетная масса машины с ПРСМ-925, кг 8000-8800
Высота десантирования над площадкой приземления, м 500-1500
Высота площадки приземления над уровнем моря, м до2500
Вертикальная скорость снижения на основном парашюте при температуре воздуха у земли от -50 до +50 градусов, м/с -23
Диапазон температур заряда и воздуха. 0С от-50 до+50
Номинальная скорость приземления машины, м/с 3,5-5,5
Максимальная (допустимая при сбрасывании) скорость ветра у земли, м/с, до 10
Возвращаемый аппарат пилотируемого транспортного корабля. 1 – корпус возвращаемого аппарата, 2 – посадочные опоры посадочного устройства, 3 – сопла посадочной твердотопливной двигательной установки.
Посадочная твердотопливная двигательная установка. 1 – корпус для размещения твердого ракетного топлива (камера сгорания), 2 – система газоходов, 3 – сопловые управляющие блоки, 4 – клапаны сброса продуктов сгорания.
На этапе эскизного проектирования прорабатывалась твердотопливная реактивная посадочная система в качестве основной и парашютно-реактивная как запасная. При посадке в нештатных условиях агрегатный отсек отстреливался, и корабль приземлялся на парашюте, для смягчения удара используя простые двигатели мягкой посадки. Такая схема оказалась очень неоптимальной. Во-первых, фактически приходилось включать в корабль две независимые дублирующие друг друга посадочные системы. Во-вторых, при нештатной посадке отстреленный агрегатный отсек с двигателями и топливом неуправляемо падал на землю, создавая угрозу постройкам, людям и котам. В-третьих, возникала необходимость включать двигатели на высоте, значительно превышающей оптимальную, чтобы в случае отказа реактивной системы оставалось время на переход к парашютной. В связи с этим было принято решение использовать парашютно-реактивную систему в качестве основной, а не запасной.
В техническом проекте, прошедшем экспертизу ЦНИИМаш в 2013 году, роль реактивной системы значительно сократилась. Для увеличения точности посадки предполагается вводить в действие парашют на возможно низкой высоте. Многоразовость капсулы обеспечивается посадочными опорами и минимизированной твердотопливной двигательной установкой, которая включается непосредственно перед приземлением. Она гасит вертикальную и боковую скорость, чтобы ликвидировать возможность опрокидывания капсулы при касании земли. При отказе двигателей безопасность экипажа обеспечивают амортизирующие кресла, рассчитанные на скорость касания грунта до 7 м в секунду. В случае аварийной посадки ее схема не меняется, однако опоры не раскрываются, и капсула становится одноразовой. Реактивные двигатели способны сократить вертикальную и горизонтальную скорость снижения до нулевой при отказе одного их трех куполов основного парашюта и скорости ветра в районе посадки до 15 м в секунду.
В заключении статьи разработчики резюмируют, что им удалось выполнить все требования технического задания. В целом это верно, а приведенные доводы выглядят вполне убедительными. Хотя консервативный способ посадки перспективного корабля вызывает некоторые сожаления, стоит помнить, что история развития его проекта закладывает хороший ресурс для модернизации, и если реактивная посадочная система подтвердит свою надежность, ее роль можно будет увеличить.
Читайте также: