Перечитайте описание льняного поля

Обновлено: 05.10.2024

ЛЬНЯНОЕ ПОЛЕ В ЦВЕТУ

Голубое поле под голубыми небесами

Голубое поле под голубым небом.

Закрою глаза – и вот оно явственно передо мною. Слабенькая с виду зелень, отраженная от другой, более буйной, напористой растительности. Тишина поля открыта доверчивому сердцу. Древняя во всем покорность жизни царствует здесь – солнцу, свету небесному, от которого набирается поле скромного, домашнего и тоже доверчиво-тихого цвета. Но эта ненадоедная однотонность, однообразность и уединенность его кажущаяся, застенчивость вкрадчивая. Уже в близком отдалении поле разливается в мглисто-небесную ширь, чем далее к горизонту, тем яснее сияющую, и уже не понять: где поле, где небо – живая, все в свою глубь погружающая синь.

Льняное поле в цвету словно бы вслушивается в себя, бережно, как бы даже чуть тайно наливает свои слабые на вид стебельки ситцевым дождевым крапом, и неназойливая, но непоборимая уверенность присутствует в поле и над полем – никто не сможет облететь его, пройти мимо, всяк задержится на нем взглядом, приостановит шаг, залюбуется им, помягчает сердцем, пожалеет о чем-то прошедшем и решит, что не все еще в жизни утрачено, раз есть на земле эта, всем доступная, обнадеживающая красота. Над цветущим полем льна даже пчелы и шмели смиреют, летают неторопливо, долго усаживаются на гибкий стебелек, сосредоточенно прицеливаются к цветку и, нашарив его бледную, лучистую сердцевину, замирают в сладкой дреме. Жаворонок выберет минуту, освободится от семейных хлопот, взовьется в небо и звенит над полем, сзывает всех сущих и зрящих подивиться на него; стремительный ястреб, высмотрев в гущах льна мышку, падет вдруг сверху, и дрогнет поле от его вихревых крыльев, катится по нему голубая волна, разымаясь пашенным пластом до самого межника; от струящегося из впадин прохладного воздуха ходят беззвучные молнии по льну, брызгами осыпая подножье стеблей, и стоят льны по колено в синей, раскрошенной воде.

Короткой летней ночью объявится на небе всеми забытая луна, и тогда идет к ней от поля голубое свечение, и остановятся, замрут сами в себе ночное небо, ночная луна, оберегая мир поднебесный от волнений и тревог, и это робкое, тайно сияющее поле оберегая.

Уймись и ты, тревожный человек, успокойся, мятущаяся душа. Слушай! Внимай! Любуйся! В мире царствует благодать. Поверь в незыблемость и вечность его. И не говори никаких слов. Не плачь, не стенай – сон и покой кругом.

Тихое-тихое поле. Дивная даль. Россия. Льняное поле в конце лета

Но потускнели пашни. Унялось и остыло небо. Посерело с окраин. Льняное поле поспело, стебли сникли, мелкими птичьими глазками смотрятся в землю. Слитный шорох катится по полю. Черствая, издержанная земля к полудню нагреется от скупого уже, но в зените все еще знойного солнца, и тогда сыпкая, едва слышная звень разносится по округе. Рдеет теплая пыль над вызревшим льном, в каждой капельке круглого, медного шеркунца бьется звонкое семечко. И когда в ночи остынет и отмякнет под студеной росой старчески сморщенная земля, травы и последние цветки, еще живые в корешках, дружно отвернутся от студеной речки к спелому льняному полю, над которым почти до рассвета ходят волны печного, сытого тепла, реют сны пашенного успокоения.

Идешь вдоль поля, невольно протягиваешь руку, греешь ладонь на теплом льне. Вдруг с грохотом, мохнато махая крыльями, выбивая семя из коробочек, взовьются над полем и разлетятся в разные стороны дикие голуби. Следом за ними тяжело разбежится и, разрывая золотистое поле льна, взлетит глухарь, напуганный шумом.

Долетев до межевой каменной гряды – дальше не может, ожирел от обильного корма, – птичий великан, угромоздившись средь малинника и отсохшего кипрея, хмуро оглядится вокруг – откуда опасность? Кто помешал ему подбирать и склевывать с земли такие вкусные зерна? Смежный камень, как загнета в давно протопленной русской печи, чуть еще тепел, и, оглядывая из-под бурой брови окрестности, глухарь сморенно оседает на брюхо, льнет пером к теплу, сыто задремывает на камне.

Обложенное с четырех сторон грядами давно убранных, мшелых, растрескавшихся камней, поле, полное шорохов и звона, с непременной дорогой посередке и мутной водой в колдобинах, живет своей вечной, неизменной жизнью. И облик этой вечности наполняет древнюю птицу чувством покоя и уверенности в том, что они неразделимы: земля и поле, птица и лес, небо и свет небесный. Льняное поле в осеннюю пору

Но что это там, за полем, вдали? Какое движение на дороге? Что за гам и шум?

Школьники старших классов и студенты текстильного техникума, увидев торопливо отлетающую в укрытие темную птицу, закричали:

– Реликт! – сказала учительница старших классов и попробовала занимательно поведать своим учащимся о птице каменного века – глухаре. Но тут не школа, не класс, тут воля. Парни и девчата не стали слушать учительницу, включили транзисторы и сперва, танцуя или борясь, потоптались по льну, затем полежали на меже в обнимку, после чего в обнимку же вошли в лен, местами уже полегший, спутанный, чернеющий проволочно-крепкими стеблями, с вершинок которых сыпались круглые коробочки и выранивали из пересохшего нутра сердечки семян.

Там, где лен не полег, он ровно клонился от спелой тяжести. Казалось, кто-то причесал поле и оно уже отмолилось и приготовилось к кончине.

Вид поля являл собою полное согласие с тем, что взошло, отцвело, созрело растение, пора ему на покой, в сушку, в мялку, в расческу и куделею на прялку. Потом ниткой в клубок, с клубка на ткацкий станок, а там уж чего швеи-мастерицы решат: рубахой ли быть льну, в онучах ли износиться, полотном ли отбеленным сделаться и вышитыми петухами украситься, может, половичком под ноги молодых постелиться, саваном укрыть жницу иль швею, может…

Перечитайте первые три абзаца рассказа. Какой основной цвет вы использовали бы, рисуя иллюстрацию к началу произведения? Какая тональность задаётся И.А. Буниным уже в самом начале повествования?

Преобладают серые тона, картина леса написана в приглушенной цветовой гамме. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).
Пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.

Старая караулка органично вписана в пейзаж. Какими словами создаётся представление о ней? Составьте небольшой словарик.

"Старая караулка - почерневшая изба с горбатой крышей";
" в караулке покосились окна, двери и даже сами стены"; "Мрачно глядела пустая изба - старая, низкая, с маленькими окошечками и огромной печью."
"Она уже совсем успела нагреться и слабо, но весело была озарена яркой пастью печки. Длинные огненные языки вырывались из неё и лизали устье, а чёрные стены избы, прежде топившейся по-курному, трепетно блестели, как растопленная смола."
"Дрова и солома между тем прогорели, и свет от угольев медленно умирал в тихой, темнеющей избе."
"В печке краснела чуть заметная точка, и во всей избе стало темно и холодно. Ветер шуршал соломой по крыше и заносил снегом окна. Окна тускло синели во мраке. "
"С утра ветерок по-зимнему резко развевал дым над трубой караулки."
"южная сторона избы и завалинка около неё оттаяли и потемнели. А потом около грязного порога образовалась лужа. "
"Солнце наполняло караулку ярким блеском."
"А в избе было тепло, светло и вкусно пахло щами."

Придумайте предложения, используя данные словосочетания: уголь, как закрывающийся глаз; ветер шарил по крыше; день теплел и веселел; снег насытился водою. Какие художественно-выразительные средства в них используются?

Огонь в костре догорал, уголь, как закрывающийся глаз, слегка освещал траву и листья кустарника. С утра погода портилась, в окна стал стучать дождь, а ветер шарил по крыше. Время незаметно бежало, ночи становились короче, а день теплел и веселел, близилась Пасха. Наступила весна, солнышко стало пригревать, появлялись проталинки, снег насытился водою.

Используются олицетворение, эпитеты.

Расскажите о жизни главного героя. Откуда его прозвище? Что оно означает?

Прочитайте отрывок от слов "Он был приёмыш. " до слов "Да и весна прошла дружно, весело". Что в образе Кукушки подчёркивает автор?

В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?

Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы.

Как история волченят помогает пониманию характера и судьбы Кукушки?

Автор сначала изображает маленьких волчат в родном логове рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки в старой караулке. Волчата потеряли родной дом, когда их изловил Кукушка и принес в барский дом, поэтому они неизбежно должны погибнуть… как и Кукушка.

Запишите ключевые слова и словосочетания для характеристики Кукушки.

Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?
Автор не осуждает героя, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков.

Отношение писателя к Кукшке это целая гамма эмоций: от жалости и сочувствия до недоумения, ведь его герой сам ничего не делает, чтобы измениться и изменить свою жизнь. Конечно, на него давит среда, происхождение, но ведь и сам человек чего-то стоит, когда у него есть воля. Однако искреннего сочувствия у автора больше, чем осуждения. Например, он с жалостью перечисляет те напасти, которым подвергся странник: семья его оставила у чужих людей, с детства он работал вдали от общества, будучи вынужденным зарабатывать себе на хлеб. В зрелости он был оставлен женой, ведь на работе дела у него не клеились: отовсюду гнали. Писатель оправдывает своего героя, говоря, что во многих его бедах виноваты обстоятельства и те, кто переносил эту вину на плечи несчастного одинокого человека:

Прочитайте эпизод "За ужином" (от слов "Пока варились картошки. " до слов ". даровать ему тихую и скорую кончину. "). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

В чём явный и скрытый конфликт рассказа? Аргументируйте ответ.

Явный конфликт произошел Кукушки с приказчиком, когда приказчик со всего размаху сшиб с Кукушки шапку, за то что он пока ловил волчат, пропустил как в лесу срубили шесть березок.

Скрытый конфликт - это ненужность людей, безразличие к чужой судьбе, будь то человек или зверь. Произведение заканчивается строчками подчёркивающими эту мысль. "Но детям не сказали об этом, и они, к сожалению, скоро забыли и о волченятах, и о Кукушке."

Прочитайте последнее предложение рассказа. Каково его значение для понимания произведения в целом?

Последнее предложение рассказа: "Но детям не сказали об этом, и они, к сожалению, скоро забыли и о волченятах, и о Кукушке."

Единственные кто проявил милосердие и переживал за судьбу Кукушки были Митя и Коля. В итоге и они забыли о нем. Этой фразой автор показал насколько безразлична судьба крестьян. Удел многих из них - это нищета, обездоленность и одиночество.О таких судьбах забывают быстро и некому жалеть о таких, как Кукушка. Быть может если кто-нибудь проявил сострадание и сочувствие, протянул руку помощи, то и судьба у главного героя произведения сложилась иначе, счастливее.
Такие рассказы учат быть человечнее, внимательнее к тому, что нас окружает: и к людям, и к природе, и к животным

Какова роль рассказчика в "Кукушке"?

Рассказ разделён на четыре части. Озаглавьте их.

1 часть - Кукушка поселяется в караулке

2 часть - Визит к барину.

3 часть - Поймал волченят, а берёзки прокараулил.

4 часть - Последняя встреча Кукушки с Митей и Колей.

Какому эпизоду рассказа И.А. Бунина соответствует настроение, возникшее у вас благодаря картине художника С.Ю. Жуковского? Обоснуйте свой ответ.

На картине изображена дворянская усадьба начала XX века. Возможно в такой жил барин и его дети Митя и Коля. Картина в серых тонах, навевает грустное настроение. Возможно она соответствует эпизоду последнего визита Кукушки в барский дом, когда он зашел к мальчикам и они выпустили оставшегося волчонка на волю.

1. Точное слово
Перечитайте описание поля Куликова. Подчеркните слова, которые передают грусть поэта.
Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
В степи грустят стога.


2*. Соответствие
Прочитайте строфы из стихотворений А.А. Блока. Укажите их заглавия.


3. Модель
Дополните модели обложек. Сравните их.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по литературному чтению 4 класс учебник часть 2 Климанова, Горецкий - Ответы к странице 47-48 Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Литература 4 класс Школа России

Стр. 47-48. К. Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками

1. Что вспоминал композитор Григ, когда сочинял музыку для девочки?

2. Перечитай тот момент, когда Дагни слушала музыку. Что рисовало её воображение? Что представляла она? Можно ли сказать, что Дагни очень любила свой край и родину?

3. Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чём она сожалела? Согласишься ли ты с тем, что всё произошедшее на концерте можно назвать самым напряжённым моментом рассказа? Объясни.

4. Придумай заглавие к каждой части рассказа. Почему К. Паустовский так разделил текст? Как все части рассказа связаны друг с другом?

1. Встреча Грига и Дагни
2. Григ пишет музыку для Дагни
3. Дагни в гостях у тети Магды
4. Подарок Эдварда Грига
Каждая часть посвящена определенному событию, и эти события разделены временем. Все части связывает Дагни.

5. Определи основную мысль произведения Паустовского. В чём она заключается?

6. Подготовь разные виды пересказа.
• Вспомни, что такое выборочный пересказ. Обсуди с другом,какие темы могут быть использованы для пересказа: рассказ о Дагни Педерсен, встреча Грига с Дагни, сцена в театре.
• Вспомни, что такое подробный пересказ. Составь план для подробного пересказа. Определи содержание каждой части плана, назови опорные слова.
• Вспомни, что такое краткий пересказ. Определи основные события.
• Вспомни, что такое творческий пересказ. Подумай, от лица кого ты хотел бы пересказать произведение: Дагни, Грига, тёти или дяди Дагни.
Отбери в тексте материал для творческого пересказа.

План
1. Встреча Грига и Дагни
2. Григ пишет музыку для Дагни
3. Дагни в гостях у тети Магды
4. Подарок Эдварда Грига

7. Найди в тексте описание осени, зимы, белых ночей. Использует ли писатель приёмы сравнения и олицетворения? Приведи примеры.

8. Попробуй придумать сравнения и олицетворения, с помощью которых ты мог бы описать осень или зиму.

© Холодная и властная красавица Зима приходит после осенних дождей и укрывает своим белоснежным одеялом леса и поля, города и деревеньки. А веселая и молодая Весна врывается с птичьим шумом и солнечными лучиками будит всю природу.

9. Составьте с друзьями литературно-музыкальную композицию. Используйте музыку Грига. Подберите стихотворения, которые подходят по настроению к музыке.

Вряд ли вам учитель это задаст, потому что это очень объемная творческая работа. Если нужно, рассмотрим в отдельной статье. Кому нужно, пишите в комментариях.

- Любишь ли ты слушать музыку?
- Да, очень люблю.
- Ты слушаешь музыку один или в компании?
- Я люблю слушать музыку и один, и в компании.
- Какую музыку ты предпочитаешь слушать?
- Мне нравится современная иностранная поп музыка. Когда я с друзьями, мы слушаем именно ее. Но дома я иногда слушаю папины пластинки или старые диски, на них тоже очень много приятной музыки разных направлений.

Читайте также: