Период в жизни растения от образования зиготы до прорастания семени называется

Обновлено: 05.10.2024

Ответ:

всего характерно 4 периода

Объяснение:

Первый период начинается с образования зиготы и продолжается до прорастания семени. В это время происходит формирование зародыша в результате многократного деления зиготы. Поэтому он и называется зародышевый.

Второй период — вегетативный, или период молодости, начинается с прорастания семени и продолжается до первого цветения.

Вначале растение представляет собой проросток. Его питание зависит от запасных питательных веществ, накопленных ещё материнским организмом. По мере формирования побеговой и корневой систем растение переходит полностью к самостоятельной жизни.

Третий период — генеративный период, или период зрелости, начинается с появления генеративных органов (цветков, плодов и семян).

В четвёртом, заключительном периоде жизни — периоде старости — побеги и корни растения растут очень медленно, оно теряет способность образовывать генеративные органы.

Так как общая продолжительность жизни растений различна, то у разных растений продолжительность этих периодов не одинакова.

Однолетние растения проходят все периоды за один год.

Двулетние растения в первый год находятся в вегетативном периоде, а на второй год переходят в генеративный период.

У многолетних растений наиболее продолжителен генеративный период, когда они образуют большое количество семян, обеспечивая распространение своего вида.

Гост

ГОСТ

Жизненный цикл растений – это совокупность этапов развития растительного организма, которые разнятся в зависимости от его систематической принадлежности.

Основные стадии жизненного цикла растений

Растение развивается на протяжении всей жизни, жизненный цикл его начинается с того, что семя попадает в почву и формирует новый организм.

К основным этапам жизненного цикла цветковых растений относят:

  • прорастание;
  • рост (вегетацию);
  • цветение;
  • опыление,
  • формирование и вызревание семени
  • распространение семян

Характеристика основных этапов жизненного цикла растений

Прорастания семян начинается с их попадания в почву. Для прорастания семени необходимы: кислород, благоприятная температура, вода. Что касается света, то далеко не все семена в нем нуждаются. Но многие группы растений обладают такими семенами, которые прорастают только при наличии солнечного света.

Имбибация – это процесс поглощения воды сухим семенем.

Такой процесс похож на впитывание воды сухой губкой. Семя растет в размерах и меняет свой цвет. После посадки семени в почву, оно поглощает воду в течении нескольких дней, сильно набухает, пока семенной слой не отпадет. При этом стебель прорастает в почву вместе с семядолями и листьями, а крошечный корень растет в глубь и ищет воду с достаточным уровнем питательных веществ. Семя нужно сажать в нужное время и в нужное место, только в этом случае становится возможным его прорастание.

Вегетация является следующей стадией жизненного цикла растительного организма. Она завершает стадию роста. При этом растения должны начать самостоятельно производить питательные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Он начинается с появлением первых листьев, в которых содержится хлорофилл.

Фотосинтез – это процесс синтеза органических веществ из воды и СО2 посредством использования энергии Солнца и при участии хлорофилла.

Готовые работы на аналогичную тему

Избытки произведенных сахаров сохраняются в корнях и стеблях. Далее корневая система продолжает интенсивно развиваться и закрепляет растение в почве и увеличивает корневые волоски с целью лучшего поглощения воды и питательных веществ не только из вертикальных слоев почвы, но и из горизонтальных. Растительный заросток продолжает расти и далее, тянется к солнцу и транспортирует воду, пищу между корнями и с листьями. Крахмал и запасенные сахара превращаются в энергию, которая используется для создания новых растительных сортов.

Новые листья растения начинают расти с апекса побега с помощью образовательной ткани или меристемы.

В последствии для цветковых растений характерна стадия цветения. Она начинается с развития цветочных почек. Сроки цветения растений достаточно разнообразны. Некоторые растения цветут в течение нескольких дней, в то время как другие месяцы или даже годы. Репродукция. Внутри почки зарождается крошечный цветок. До открытия почка защищается чашечкой. Далее бутон открывается и расцветает зрелый цветок. При этом чашелистики выглядят как маленькие зеленые листья, находятся у основания цветка.

Цветок – это генеративный орган покрытосеменных растений.

Часто цветок обладает яркими и заметными лепестками, которые источают аромат, привлекательный для насекомых – опылителей. Женская часть цветка называется пестиком, а мужская часть цветка – тычинками. Пестик состоит из:

  • стигмы и стиля;
  • архегония и яйцеклеток.

Тычинки состоят из тычиночных нитей и пыльников. Стигма ловит пыльцу и опускает ее в завязь пестика. Как только пыльца попадает в ловушку, она перемещается вниз по стилю до закругленной части в конце, где и происходит оплодотворение. Оплодотворенные яйца становятся семенами на этой стадии жизненного цикла цветка. У овощей и фруктов, плодовых растений, на созревание указывает появление плодов.

Ключевой стадией жизненного цикла цветкового растения называют процесс опыления. Он сильно зависит от строения цветка. Бывает, что на одном растении присутствуют женские и мужские части, при этом цветок называют двудомным. Если же присутствуют только одни из указанных частей, то цветок называют однодомным. Очень важно привлекать опылителей, поскольку без них процесс размножения и переход к новой стадии развития становится невозможен.

Последним этапом в жизненном цикле считается распространение семян. Они могу распространяться абсолютно по-разному. Например, некоторые семена (одуванчик) распространяются ветром. Для других растений характерно явление зоохории или распространения с помощью животных организмов.

Для водяных лилий процесс распространения семян напрямую зависит от количества воды. Также многие семена распространяются людьми при посадке огорода или сада. В том случае, если семена попадают на землю, жизненный цикл растений начинается снова.

Иногда периоды жизненного цикла растений называются немного по-другому, а именно:

  • зародышевый период или время от образования зиготы, до прорастания семени;
  • вегетативный период или молодость – время прорастания семени до первого цветения. В начале периода растение является предростком и его развитие зависит от запаса питательных веществ;
  • генеративный период начинается с появления репродуктивных органов и называется периодом зрелости;
  • период старости называется заключительным, в это время вегетативные органы растут весьма медленно.

Так как общая продолжительность жизни растений различна, то у разных растений продолжительность этих периодов не одинакова.

Однолетние растения проходят все периоды за один год.

Двулетние растения в первый год находятся в вегетативном периоде, а на второй год переходят в генеративный период.

У многолетних растений наиболее продолжителен генеративный период, когда они образуют большое количество семян, обеспечивая распространение своего вида.

Таким образом, жизненные циклы растений весьма разнообразны, но имеют ряд одинаковых стадий.

Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до смерти. В это время живой организм растет, развивается, стареет.

Начало индивидуального развития

Последовательные изменения организма называют индивидуальным развитием. Период индивидуального развития от образования зиготы до формирования семени называется зародышевым. Зародыш — это зачаток нового растения. Он находится в семени и состоит в основном из образовательной ткани. Питание зародыша обеспечивает эндосперм или семядоли. Семенная кожура защищает его от высыхания и неблагоприятных воздействий внешней среды.

Зародыш имеет одну (в семени пшеницы) или две (в семени фасоли) семядоли, зародышевый корешок, зародышевый стебелек и почечку с зародышевыми листочками. Таким образом, зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение.

Развитие после образования семени

После зародышевого периода начинается прорастание семени, наступает период юности. Много недель, месяцев и даже лет семя может пребывать в покое. Только в особых условиях, при наличии влаги, тепла и воздуха оно оживает и трогается в рост. Прорастая, семя поглощает воду. Запасные питательные вещества растворяются в ней и расходуются на питание зародыша. Клетки образовательной ткани делятся, и семенная кожура разрывается.

Первым из семени выходит зародышевый корешок. Он укрепляет молодое растение в почве и начинает самостоятельно всасывать воду и минеральные вещества. Затем вытягивается стебелек и выносит на поверхность земли семядоли и почечку. Вышедшие на поверхность семядоли через какое-то время сморщиваются и опадают. У некоторых растений (например, у гороха) семядоли остаются в почве. Из зародышевой почечки развивается побег.

Жизненный цикл цветкового растения

В ходе дальнейшего развития увеличиваются размеры растения, формируются ткани и вегетативные органы, закладываются органы размножения. В первые 5—10 лет деревья растут очень медленно. Затем корневая система развивается, дерево набирает силу, каждый год побеги прирастают на 30—50 см.

С первого цветения начинается период зрелости. Происходит усиленный рост цветочных почек, формируются цветки, образуются плоды и семена. У многолетних растений это самый долгий период жизни. Последний период индивидуального развития — период старости. Он характеризуется прекращением плодоношения и наступлением естественной смерти. Однолетние и двулетние растения погибают после единственного цветения и плодоношения.

Продолжительность индивидуального развития у растений различна: от одного года (укроп, горох) до двух лет (морковь, свекла), до десятков лет (многолетние травы, кустарники. Многие деревья живут несколько сотен лет. Самые долговечные из растений на территории России — дуб (до 1000 лет) и каштан (до 2000 лет).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта по биологии 6 класс

Задачи урока

· дать представление о росте и развитие;

· изучить условия роста и развития растений;

· определить признаки суточного и сезонного ритма роста и развития растений;

· раскрыть влияние экологических факторов на рост и развитие растений.

продолжить развитие логического мышления, общеучебных умений и навыков, умений сравнивать, обобщать, делать выводы, обсуждать проблему, работать в заданном темпе, применять имеющиеся знания.

Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, продолжить экологическое воспитание учащихся.

Планируемые результаты обучения

Предметные: объяснять значение понятий: рост, ботаника, развитие, индивидуальное развитие, суточные ритмы, сезонные ритмы, называть основные черты, характеризующие рост растения; объяснять процессы развития растения .

Метапредметные и личностные результаты:

(познавательные УУД) - умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- (коммуникативные УУД) -умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли;
(личностные УУД) - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
(регулятивные УУД) - развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию.

Основные понятия:

Рост, развитие, суточные и сезонные ритмы, абиотические, биотические и антропогенные факторы

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Проверка присутствующих, готовности к работе на уроке, подготовленности рабочего места учащихся к уроку, организация внимание класса к работе на уроке, включение в учебный ритм, создание положительного, эмоционального настроя обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Воспринимают информацию сообщаемую учителем.

2. Актуализация (мобилизация) знаний

На протяжении ряда уроков мы с вами изучали основные процессы жизнедеятельности растений.

Какие процессы мы с вами изучили?

1) Фронтальный опрос по вопросам на с.103

Какие процессы жизнедеятельности мы с вами не разобрали?

Отвечают на вопросы

Питание, дыхание, фотосинтез, опыление, оплодотворение, размножение

Отвечают на вопросы Рост и развитие

Этап. Создание проблемной ситуации Объясните смысл поговорок. — Как ни гнети дерево, оно вверх растет.

— Не тужи о пне, отрасли есть, сыновья.

— Не от добра дерево лист роняет.

— Верба — что луговая трава: ее выкосишь, а она сызнова выросла.

Вы все правильно объяснили, молодцы. Могу добавить, что все эти поговорки касаются процессов каких процессов? Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

-Растение растет всю жизнь, различные условия могут только изменить скорость роста. -На пне появились побеги, образовавшиеся из спящих почек растения. -Изменение процессов роста и развития растения в связи с условиями внешней среды. -У растения быстро появляются новые побеги.

Роста и развития растений.

Определяют цели и задачи урока

Изучение нового материала

Работа с учебником с.99.

— С чего начинается жизнь растения?

— Что же происходит после оплодотворения и образования зиготы?

— Как долго растение может находиться в этой стадии развития?

Если семя остается жизнеспособным, то растение в зародышевом состоянии может пребывать достаточно долгое время. Известны случаи, когда семена некоторых растений оставались жизнеспособными спустя тысячи лет. На одном из прошлых уроков мы говорили, что семена арктического люпина проросли спустя 10 тыс. лет после их созревания.

— Что происходит с жизнеспособным семенем, когда оно попадает в благоприятные условия?

С этого момента начинается новый этап в жизни растения, называемый периодом молодости, который продолжается от момента прорастания семени до его первого цветения.

— Какие питательные вещества использует растение до образования у него корневой системы?

Определите периоды развития растений

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/00eb/0005e0d2-71324878/2/img10.jpg

Помимо периодов развития, у некоторых растений можно выделить определенные фазы, которые характеризуются конкретными внешними изменениями в облике.

https://present5.com/presentation/105899270_177202010/image-7.jpg

Влияние условий среды обитания и экологических факторов на растение

-Растение использует питательные вещества, заложенные в семени.

Определяют периоды развития растений

У большинства цветковых растений это: 1) появление всходов (прорастание семян); 2) появление листьев; 3) образование боковых побегов; 4) цветение; 5) образование плодов; 6) созревание семян.

-Суточные ритмы
-положение листьев и лепестков у растений
-связана суточная ритмичность активности животных

-Сезонный ритм
-опадение и распускание листвы и т.д.
-линька, миграции, брачный период и т.д.

Работа с учебником с.100

Закрепление

Выполните задания с.103-105

Выполнение письменной работы

Домашнее задание.

1. Прочитать § 18, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников .

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

Читайте также: