Первоцвет ранний цвет в русской фотографии

Обновлено: 05.10.2024

Когда после зимы хочется поскорее увидеть хоть какие-то цвета и краски, весенние первоцветы всегда доставляют двойную радость и удовольствие. А с нашим каталогом ты точно сможешь безошибочно их различать!

1. Галантус

Ты наверняка знаешь галантус под названием подснежник, о котором слагали много сказок и легенд. Подснежники цветут около месяца и совсем не боятся похолоданий.

2. Морозник

Горный лютиковый цветок, который еще называют зимовником, особенно любит горные регионы. Он предпочитает тень и легко переносит заморозки, за что его и полюбили садоводы.

3. Примула

Десятки разновидностей примулы примечательны ранним и долгим цветением. Главное преимущество именно в разнообразии сортов и расцветок.

4. Барвинок

Трогательные сине-фиолетовые цветы барвинков не зря тоже стали частыми гостями сказок. Растение быстро разрастается и расползается по земле, и в апреле густо покрывается бутонами.

5. Крокус

Большинство из десятков разных сортов крокусов распускается ранней весной. В разных странах их еще называют шафраном или зефераном.

6. Иридодиктиум

За сложным названием скрывается одна из разновидностей ириса, причем очень красивого и ароматного. Но имей в виду, что иридодиктум совсем крошечный и вырастает около 10 см.

7. Первоцвет длиннострелочный

Этот обитатель влажных мест предпочитает расти у водоемов или даже вокруг болот. Розоватые или фиолетовые цветы собраны в объемные соцветия. Кстати, это один из самых редких и тщательно охраняемых видов в подборке.

8. Тюльпан

Тюльпаны и без того весенние цветы. А уж их дикие собратья в природе распускаются еще раньше культурных. Причем их тоже существуют десятки, а то и сотни.


Белые цветы: названия, фото и описания (каталог)

9. Хохлатка

Хохлатку легко встретить даже в суровых северных регионах. Отдельные экземпляры вырастают до 50 см. Кроме цветов интересны очень необычные рассеченные листья.

10. Птицемлечник

Этот ранний белоснежный первоцвет не так известен, как подснежники и пролески, но точно заслуживает внимания. Нежные цветы-звездочки собраны в свободные верхушечные соцветия.

11. Прострел

Разные виды прострела вырастают от 5 до 40 см. Чаще всего он обитает в степи, и распускается фиолетовыми цветами с яркой желтой серединкой, но распространены и другие оттенки.

12. Гиацинт

Эта подборка не могла обойтись без эффектных разноцветных гиацинтов. Их характерные плотные соцветия из мелких бутонов невозможно спутать ни с какими другими цветами.

13. Сцилла

Она же – пролеска, нежный голубой колокольчик из семейства лилейных. Цветонос пролески вытягивается до 20 см, и на каждом распускается до 4 бутонов. Реже встречаются розовые и белые сорта.

14. Нарцисс

У нарциссов так много форм и гибридов, что можно запутаться. Но чаще всего это те самые кремовые цветы с желтыми серединками причудливой формы.

15. Фиалка

Как ни странно, фиалку в естественной среде обитания можно тоже отнести к первоцветам. Более того, в теплых регионах к осени она может зацвести повторно.

16. Мускари

Мышиный гиацинт – обитатель теплых регионов, и там он распускается еще до тюльпанов и нарциссов. Необычные бочкообразные бутоны собраны в плотные соцветия-колоски всех оттенков синего.

17. Адонис

Яркие желтые цветы адониса напоминают солнце, и появляются с первыми его лучами. Учти, что растение предпочитает освещенные места и плодородный, но легкий грунт.

18. Белоцветник

Весенний белоцветник встречается в более теплых регионах, и внешне его легко спутать с подснежником. Но концы лепестков белоцветника как будто окунули в желтую краску.

19. Рябчик

Цветущий рябчик напоминает забавную пальму с хохолком. А свое название он получил из-за характерной окраски бутонов, которая напоминает окраску птицы.

20. Медуница

Не только красивый, но и полезный первоцвет активно используют в народной медицине. Медуница отлично чувствует себя на участке и не доставляет хлопот.

21. Ветреница

Ветреницы настолько деликатные, что их лепестки опадают от сильных порывов ветра. Кроме первоцветов есть сорта, которые цветут летом или осенью.

22. Пушкиния

Этот родственник пролесок привлекает внимание необычным нежным голубым оттенком. Цветок очень приятно пахнет, легко размножается и выдерживает нехватку солнца.

23. Гиацинтоидес

Вопреки названию, внешне этот цветок скорее напоминает пролеску, но его бутоны крупнее и длиннее. Самые популярные – синие сорта, но иногда попадаются белые и розовые.


Дицентра (50 фото): виды, правильный уход и посадка

24. Эрантис

Солнечный золотистый эрантис не просто так называют весенником. Он мгновенно поднимает настроение, раскрашивает участок в яркие краски и не боится даже снегопадов. А еще посмотри, какие необычные у него листья!

25. Чистяк

Сразу же после исчезновения снега из земли проклевывается очаровательный желтый чистяк. В светлые дни бутоны полностью распускаются, а в пасмурные – закрываются.

26. Хионодокса

Цветущая хионодокса очень оригинально выглядит со своими загнутыми лепестками на фоне прямых линейных листьев. Существуют сорта с более крупными цветами, розовыми и белыми оттенками, и с повышенной морозостойкостью.

27. Бруннера

Неприхотливый морозостойкий многолетник распускается чуть позже, к маю, но зато покрывает почву плотным зеленым ковром. Мелкие голубые цветы собраны в причудливые верхушечные соцветия.

28. Брандушка

На первый взгляд брандушку можно спутать с крокусом, но вблизи видно, что у цветка немного другая форма. Чаше всего встречаются розовые сорта, и цветет растение около 2 недель в апреле.

29. Печеночница

Считается, что печеночница помогает от заболеваний печени, из-за чего и получила свое название. В народе ее иногда называют пралеской или перелеской, потому что она растет в лесах, из-за чего случается путаница.

30. Калужница

Калужница напоминает чистяк, но отличается формой листьев. Кроме того, эти листья сохраняются в зеленом ковре до самой осень, а таким могут похвастаться немногие первоцветы.

Понравилась публикация? Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен, это очень помогает нам в развитии!


Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860–1970-е годы

Кураторы: Ольга Свиблова, Елена Мисаланди
Корпоративный попечитель музея: Норникель


Дмитрий Бальтерманц. КуКрыНикСы (Художники-карикатуристы Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). Конец 1940-х. Цветная печать

В новую выставку вошло 248 работ и слайд-шоу Бориса Михайлова. Научные сотрудники МАММ проделали большую работу, подготовив тексты об авторах фотографий, о событиях, отраженных на снимках, а также об истории фотографических техник, которые использовались на разных этапах развития цвета в фотографии.

Эксперименты по созданию цветной фотографии проводились практически с момента появления самой фотографии. Однако широкое применение цвета в фотографии начинается с 1860-х годов. В XIX веке доминирует раскрашивание черно-белых фотографий акварелью, гуашью и другими красками.


В 1903 году изобретатели кинематографа братья Люмьер запатентовали новый процесс создания цветной фотографии — автохром. На стеклянную пластину наносились гранулы картофельного крахмала, окрашенные в красный, желтый и синий цвета. Гранулы работали как цветофильтры. Наложение второго слоя гранул давало оранжевый, фиолетовый и зеленый цвета. Затем наносилась цветочувствительная эмульсия. Автохромы позволяли достичь достаточно богатой цветопередачи, но не предполагали создания отпечатка. Их можно было просматривать на просвет либо проецировать с помощью специальных аппаратов, которые также изготавливались компанией братьев Люмьер. С 1907 года Люмьеры начали производить автохромы промышленным способом (до 6 000 в день). Они расходились по миру, в том числе, была налажена их регулярная поставка в Россию. Так, замечательный фотограф Петр Веденисов с 1910 по 1914 год еженедельно выписывал к себе в Ялту автохромы из Франции. Его очень частная и личная съемка членов семьи и близких друзей оказалась одним из лучших выражений типологического уклада жизни российских просвещенных дворян начала ХХ века.


В 1920-е годы интерес к цвету в фотографии проявляют фотографы двух крупнейших и конкурировавших друг с другом направлений в отечественной фотографии: пикториалисты и модернисты. С середины 1920-х до середины 1930-х они возрождают забытую технику ручной раскраски фотографии. Прежде всего, это Василий Улитин — пикториалист, участник крупнейших международных фотовыставок, награжденный медалями и дипломами в Париже, Лондоне, Берлине, Лос-Анджелесе, Торонто, Токио, Риме, а также Александр Родченко — модернист, основоположник советского фотоавангарда. МАММ — единственный музей, в коллекции которого есть раскрашенные фотографии Александра Родченко.

В 1936 году практически одновременно появились цветные фотопленки немецкой компании Agfa и американской компании Kodak. Их широкое распространение и выход на любительский рынок были отложены из-за начала Второй мировой войны.

Производство собственной цветной пленки в Советском Союзе было налажено с помощью немецкого трофейного оборудования в 1946 году. До этого цветные фотографии в СССР в единичных экземплярах снимались на немецкую или американскую пленку. До середины 1970-х годов негативная пленка в СССР, позволяющая печатать цветные фотографии, была роскошью, доступной лишь немногим официальным фотографам, работавшим для крупных советских изданий. Ее использовали такие классики советской фотографии, как Владислав Микоша, Георгий Петрусов, Дмитрий Бальтерманц, Всеволод Тарасевич и другие. Все они, так или иначе, были вынуждены следовать канонам социалистического реализма и заниматься постановочным репортажем. Даже натюрморты с фруктами Ивана Шагина в это время несли идеологическую нагрузку и снимались для кулинарных книг, в которых советский человек мог увидеть то, чего не было в голодной послевоенной стране, где еще не отменили карточную систему распределения продуктов.


В 1960–1970-е годы в СССР на рынке появилась цветная диапозитивная пленка. В отличие от цветной негативной пленки, которая требовала сложного и дорогостоящего процесса проявления для последующей печати, цветная диапозитивная пленка могла быть проявлена и в домашних условиях. Ею широко пользовались фотолюбители. Фотография в это время становится одним их самых распространенных хобби советских людей. Почти в каждом доме был диапроектор. Домашние проекции с непременным обсуждением снимков были популярной формой досуга.


Мы включили в экспозицию две серии фотографов-концептуалистов Бориса Михайлова и Александра Слюсарева, относящиеся к 1980-м годам, когда авторы снова, как Александр Родченко в 1920–1930-е годы, пятьдесят лет спустя вносят в фотографию цвет посредством ручной раскраски снимков. Художественные миры Бориса Михайлова и Александра Слюсарева были совершенно разными, но возникают они в одно время в неофициальном советском искусстве, когда эстетика московского концептуализма продолжает развиваться в эпоху постмодернизма.

Подготовка текстов: Лариса Зайцева, Мария Лаврова, Елена Мисаланди, Людмила Рогова, Ирина Родионова

Рабочая группа: Елена Багдасарова, Андрей Баранов, Сергей Бунин, Егор Васильев, Михаил Гуревич, Алексей Гуреев, Артур Дягилев, Александр Зайцев, Анна Зайцева, Татьяна Ильичева, Дарья Ильяшенко, Кирилл Косенко, Арам Косян, Максим Крекотнев, Мария Кузнецова, Алексей Кулаков, Петр Кулаков, Максим Макаров, Борис Мисаланди, Юрий Налбандян, Александр Немерад, Вячеслав Новик, Александр Павловский, Вадим Пеганов, Владимир Ростов, Анна Хайтул, Александр Ченцов




Неизвестный автор. Портрет Алексея Николаевича Тютчева с женой Анной Иосифовной и дочерьми Анной Алексеевной и Марией Алексеевной. Ок. 1864. Соленая бумага, раскраска







Петр Веденисов. Таня, Наташа, Коля и Лиза Козаковы, Вера Николаевна Веденисова и Елена Францевна Базилева. Ялта, 1910 – 1911 Автохром

Мультимедиа-арт-музей

Остоженка, 16

До 15 ноября

Первые российские цветные фотографии обладают особенной ценностью, так как из-за несовершенств ранних технологий их сохранилось немного. Поэтому уже более 20 лет московский Мультимедиа-арт-музей бережно собирает такие работы; на новой выставке показан краткий конспект того, как цветная фотография развивалась в России с 1860-х по 1970-е годы.

В экспозицию вошли 248 снимков Сергея Левицкого, Петра Веденисова, Василия Улитина, Александра Родченко, Всеволода Тарасевича, Дмитрия Бальтерманца и других российских фотографов. По ним можно проследить, как менялась жизнь в стране на протяжении столетия.

Помимо снимков на выставке представлено слайд-шоу фотографа-концептуалиста Бориса Михайлова. В 1970-х годах, когда в Москве процветало неофициальное искусство, он показывал его на проекторе в узком кругу друзей и единомышленников.

Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии. 1860-е - 1970-е обложка книги

Аннотация к книге "Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии. 1860-е - 1970-е"

Выставка с метафорическим названием "Первоцвет" демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860-1970-е годы и одновременно является историей России в фотографии. На примерах работ как классиков российской фотографии: П. Павлова, К. Бергамаско, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Г. Петрусова, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова и др., так и неизвестных авторов - можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография". Ольга Свиблова.
На русском и английском языках.

Иллюстрации к книге Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии. 1860-е - 1970-е

Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 15 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.

Читайте также: