Петров водкин натюрморт с сиренью описание

Обновлено: 05.10.2024

Зрители смогут увидеть полотно Кузьмы Петрова-Водкина в течение двух дней, 16 и 17 мая, в московском представительстве Christie’s в Романовом переулке. Это единственный топ-лот предстоящих 3 июня торгов, который привезли в Москву. Но полотно, предварительно оцененное в £1–1,5 млн, стоит визита.

Главы отдела русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен, Сара Мэнсфилд и Александра Бабенко называют момент, когда они увидели картину, чудом. Наследники Шейвиллера бережно хранили картину, но не задумывались о ее ценности, и известие о том, что она может стоить более миллиона, повергло их в изумление. Еще более поразительным, чем сам натюрморт, Алексей Тизенгаузен в шутку назвал оборот полотна. Там сохранились многочисленные наклейки, в том числе об участии в Венецианской биеннале и выставке в Институте Карнеги в США в 1928 году, — это редкость для русских картин, чаще всего лишенных ясного провенанса.

Тиара с аквамаринами и бриллиантами фирмы Фаберже. 1904. Фото: Christie’

Christie’s продает русское искусство не только в Лондоне — сегодня в Женеве на торги выставлена тиара Фаберже с аквамаринами и бриллиантами, свадебный подарок великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха-Франца IV (1882–1945) его невесте, принцессе Александре Камберлендской и Ганноверской (тиара оценена в $230–340 тыс.). На тех же торгах 15 мая продается изумруд, провенанс которого прослеживается вплоть до Екатерины Великой (эстимейт $2,3–3,5 млн).

1.jpg

Аукционный дом Christie’s установил новый мировой рекорд для произведений художников, чьи работы выставляются на распродажи русского искусства. 3 июня на торгах в Лондоне картина Кузьмы Петрова-Водкина ушла с молотка за 9,3 миллиона фунтов стерлингов (11,7 миллиона долларов США). Эта сумма в 6,2 раза превысила первоначальную оценку полотна в 1,5 миллиона фунтов стерлингов.


"Натюрморт с сиренью" (1928) - яркий пример фирменного стиля Кузьмы Петрова-Водкина, характеризующегося дерзкой палитрой основных цветов, нетрадиционными точками обзора и виртуозными оптическими иллюзиями. Кроме того, недавно эксперты пришли к весьма интересному открытию. Просветив инфракрасными лучами картину, написанную на пике карьеры художника, они увидели, как он адаптировал своё творчество к советским реалиям после революции.

В композиции доминирует свежесрезанная ветка сирени в стакане воды, окружённая хрустальной чернильницей, экземпляром январского выпуска L’Art Vivant от 1925 года - парижского художественного журнала, которому Петров-Водкин давал интервью - опавшими листьями, спичечным коробком и письмом. Всё это расположено на тёмно-синей скатерти.

Эта картина поразительно напоминает более позднее - и более известное - полотно "Черёмуха в стакане" (1932) из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. На нём также присутствует синяя скатерть, журнал, спичечный коробок, чернильница и письма. До недавнего времени питерская работа считалась единственной версией этой композиции.



2.jpg

Кузьма Петров-Водкин - Черёмуха в стакане - 1932 - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Однако произведение, проданное на торгах, примечательно не только тем, что оно старше и появилось на рынке столько лет спустя. Любопытная перевёрнутая надпись на полотне породила предположения, что Петров-Водкин написал натюрморт поверх другой картины. И эта версия подтвердилась. Инфракрасное исследование выявило, что под верхним слоем краски находится другое изображение - "Мадонна с младенцем". По словам специалистов, оригинальная композиция, вероятнее всего, соотносится с аналогичным рисунком 1925 года, который сегодня находится в частной коллекции.

Тема Богородицы с младенцем играла значительную роль в раннем творчестве Петрова-Водкина. Однако после революции 1917 года, которую он приветствовал, художник перешёл к светской тематике. Это может быть одним из объяснений его решения переделать первоначальную картину в натюрморт.

Аукционисты отдельно подчёркивают абсолютно прозрачный провенанс "Натюрморта с сиренью". Примерно в 1932 году советский искусствовед Борис Николаевич Терновец (1884-1941) подарил картину своему влиятельному миланскому коллеге Джованни Шейвиллеру. Таким образом он поблагодарил иностранца за помощь в формировании коллекции современного итальянского искусства в Музее имени Пушкина, чьим директором Терновец тогда был.

Перед этим "Натюрморт с сиренью" экспонировался на 27-й передвижной международной выставке картин, организованной Институтом Карнеги в США, а также на XVIII Венецианской биеннале в 1932 году. После этого он не выставлялся почти девять десятилетий, оставаясь в частной коллекции Шейвиллера.



3.jpg

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - Натюрморт. Яблоки и яйца - 1921



После смерти Кузьмы Петрова-Водкина в 1939 году его жена позаботилась о том, чтобы как можно больше картин художника оказалось в государственных музеях, а потому они так редки на рынке.
Предыдущий рекорд для работ мастера был достигнут в 2012 году и составлял 2,3 миллиона фунтов стерлингов. За такую сумму аукционный дом MacDougall’s продал натюрморт "Яблоки и яйца". Теперь же художник занимает первое место среди самых дорогих живописцев, чьи произведения когда-либо выставлялись на торги русского искусства. Далее в списке идут Валентин Серов, Николай Рерих, Наталия Гончарова и Илья Репин.



4.jpg

Cпециалист по русскому искусству Александра Бабенко с "Натюрмортом с сиренью" Кузьмы Петрова-Водкина
Фото: Christie's

Картина Кузьмы Петрова-Водкина

В Christie's отметили, что "эта картина поражает зрителя дерзким использованием насыщенных чистых цветов, оптических приемов и, прежде всего, новаторским подходом к перспективе, снискавшим Петрову-Водкину славу одного из ведущих мастеров русского и мирового искусства ХХ века.

Эстимейт картины - $1,4-2 млн.

В аукционном доме сообщили, что "Натюрморт с сиренью" был написан в 1928 году, то есть на пике карьеры художника, и на четыре года предвосхищает появление считающегося одним из самых узнаваемых в творчестве живописца другого натюрморта - "Черемуха в стакане", который находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.

"Натюрморт с сиренью" выполнен в фирменной палитре Петрова-Водкина и является отражением исследований художника в области колористики, его знаменитой "трехцветки" - теории, в соответствии с которой он сочетает яркие первичные цвета красного и синего, дополняя их желтым для достижения максимальной насыщенности и воздействия цвета. "Петров-Водкин был убежден, что цветом "проявляется культура живописца, никакими декоративными ухищрениями не затушевать ему убожество ума, воли и чувства, если таковые в нем имеются, - цвет выдаст его вкус и склонности характера", - пояснили в пресс-службе.

Петров-Водкин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у прославленного российского художника Серебряного века Валентина Серова, а оттачивал свой талант живописца в начале 1900-х в художественных школах Мюнхена и Парижа. Вернувшись в Россию, он вначале увлекся символистскими и модернистскими течениями, однако к 1912 году у него сложилось собственное творческое видение, и он потряс художественную общественность своим знаковым произведением "Купание красного коня" (Государственная Третьяковская галерея, Москва), ставшее символом грядущих социальных перемен в России.

Подобно многим русским художникам-авангардистам, Петров-Водкин приветствовал революцию 1917 года, рассматривая ее в том числе и как революцию в искусстве, несущую освобождение от канонов старой художественной школы. Его пригласили реформировать бывшую Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге с целью подготовки совершенно нового поколения художников. В период между 1920 и 1922 годами Петров-Водкин разработал образовательную программу, в которой отразил и упрочил свой многолетний опыт преподавания в школе Елизаветы Званцевой. Наряду со стандартными художественными дисциплинами, его программа включала занятия по космографии, оптике, высшей математике и механике движения. В рамках педагогической деятельности Петров-Водкин очертил свои основополагающие принципы в искусстве, известные как "Наука видеть", "Теория трехцветного спектра", известная как "Трехцветка", и "Сферическая перспектива".

В новость были внесены изменения (18:31 мск) - добавлена информация по тексту

5 сочинений по картине

Автору удалось изобразить на этой картине обычный завтрак, которым почивают себя деревенские жители. Из окна видно, что недавно наступило утро. Вся комната наполнена теплым и ярким светом солнца. В центре комнаты находится небольших размеров стол. И по нему сразу видно, что он не новый. Он ярко рыжего цвета. Кроме этого на его поверхности нанесено несколько царапин. А вот на обычном деревенском столе, который покрыт красивой скатертью, поставлена небольшая ваза, в которой находятся цветы. Цветы не только нежно-голубые, но и желтые. Обычно такие цветы растут на поле. И глядя на них можно немного помечтать и насладиться их красотой и ощутить их запах. Кроме этого ярко и точно нарисованы и стебли и листья этих цветов. Помимо вазы с цветами на столе стоит тарелка, в которой находятся до конца неочищенные яйца, сваренные вкрутую, а рядом с тарелкой находится кружка, в которой налит чай.

Стакан стоит прямо в тарелке. Кроме этого в этой же тарелке находится и чайная ложка. Автору подробно и точно удалось нарисовать и прорисовать все грани стакана. Рядом со стаканом находится никелированный чайник. Но прежде, чем налить и прокипятить чай хозяйка хорошенько его очистила и промыла. Именно поэтому через него можно увидеть все, что находится на столе. Нигде на полотне не видать рыжего кота, а вот через чайник его можно увидеть на полу. Недалеко от чайника находится крышка. И это значит, что чай заваривался недавно, и хозяйка очень сильно куда-то торопилась и поэтому забыла закрыть его крышкой. Слева от чайника находится небольшой спичечный коробок.

Если посмотреть немного дальше, то можно увидеть собаку коричневого цвета. Глаза у этой собаки грустные и наполнены тоской. И этими глазами она смотрит на своего хозяина. И хотя здесь нет ее хозяина, но собака четко и ясно дает понять, что он находится рядом с ней и постоянно наблюдает за ней. Если очень долго смотреть на полотно, то может показаться, что именно вы находитесь и являетесь тем самым хозяином этой собаки. Вся картина наполнена не только красотой, но еще и светом. Автор изображает картину только яркими красками. И из-за этого картина светится свежестью. И хотя она является простой, но в ней скрыт смысл, который может понять каждый человек.

2 пример сочинения:

Все внимание направляется на розовый деревянный стол. Он не покрыт скатертью, но на нем лежат продукты для завтрака: два вареных яйца и чай. Безошибочно можно догадаться, что это утро, так как в комнате светло за счет солнечных лучей и бликов.

Украшением стола является букет полевых цветов синего и желтого цвета. Они находятся в небольшой прозрачной вазе. Выглядят свежими, значит их совсем недавно сорвали. Так и хочется наклониться, и вдохнуть их аромат. Художник четко изобразил зеленые листья и стебли цветов. Хоть они простые, но такие не купить в городе. Возле вазы лежит закрытая и перевернутая коробка спичек, и никелированная трубка.

Справа от букета находится прозрачный граненный стакан с налитым чаем. Он стоит на блюдце, на котором лежит ложка. Художник ее изобразил, как она выглядит сквозь грани стакана.

Неподалеку находится никелированный чайник на ножках. Его очень тщательно вычистили, он сияет и отражает все вокруг словно зеркало. Рядом с ним лежит снятая крышка. Это подтверждает правдоподобность происходящего, то что чай совсем недавно заварили, забыв накрыть крышкой.

В чайнике мы видим отражение яйца, лежащее прямо на столе. А так же рыжую собаку, которая скорее всего сидит недалеко от стола и ждет, что ей тоже что-то перепадет от завтрака хозяина. На заднем плане виднеется край подоконника.

Слева художник изобразил коричневую собаку, она внимательно смотрит на хозяина и на предметы, расположенные на столе. Глаза у нее немного грустные, задумчивый взгляд. Собака ждет только команды от хозяина, надеясь, что ее тоже скоро накормят.

Сочинение-описание картины.

Художник изобразил стол со стороны сидящего за ним человека. То есть зритель картины будто сам оказывается за столом перед стаканом чая.

Петров-Водкин умел через изображение обычных предметов передать настроение человека, который "за кадром". Если рассматривать картину "Утренний натюрморт" внимательно, тогда можно заметить, что это не просто живопись, а передача зрителям энергии тепла, любви, состояния душевного равновесия и уюта.

На первом плане знакомые и известные всем предметы. Коробок спичек, букет полевых цветов в простой стеклянной вазочке, стакан, наполненный чаем. Кажется, сейчас кто-то протянет руку и возьмёт его. Автор картины призывает нас замечать простые и красивые вещи вокруг нас, быть внимательными к деталям, видеть их красоту. Привычные, самые обычные предметы не кажутся обыденными и неинтересными. Весь натюрморт очень тёплый и светлый, по-особенному домашний.

На картине также мы видим букет полевых цветов, состоящий из колокольчиков и одуванчиков. Значит время года - весна (одуванчики цветут преимущественно (обильное цветение) весной). Затем стакан с чаем и ложечкой на блюдечке, два яйца, металлический чайник, коробок спичек и, похоже, фонарик. Возле стола видим и собаку.

Если все же внимательно рассмотреть картину, то увидим много интересного.

В стакане видно тройное отражение ложечки, в вазочке видим отражение одуванчика (желтое пятнышко на дне). На чайнике отражение яйца и в нем же видим отражение рыжего кота (или кошки). Может быть кот лежит напротив чайника,возле сидящего за столом человека.

Взгляд собаки направлен также на человека за столом. Она, может быть, надеется получить от хозяина кусочек съестного.

По бликам на деревянном столе можно заметить, что это утро. Да и "меню", что на столе, больше походе на завтрак.

Картина светла и проста, но вместе с тем интересна.

Картине не очень сложная, с типичной обстановкой, нет в ней ничего неожиданного. Но она очень теплая за счет обилия коричневого, мягкого цвета, такого теплого, как утренний чай.

Центральное место в картине принадлежит столу. Он простой, деревянный, не покрытый скатертью. На нем в простой банке стоит букет из желтых полевых цветов и небесно-голубых колокольчиков, цветы свежие, яркие. Также на столе лежит коробка спичек, стоит на блюдце стакан с чаем. Чайник начищен до блеска из белого металла, в нем отражается завтрак - яйца. Художник изобразил одно белым, другое слегка кремовым, оба будто перламутровые от металлического блеска чайника.

На то, что лежит на столе, внимательно смотрит собака. У нее темно-рыжая густая шерсть, уши подняты вверх. Ее черные глаза пристально наблюдают за всем. Наверное, она ждет свой завтрак.

Дальний план художник изобразил бирюзовым цветом, он оттеняет коричневый стол.

Так и хочется присесть за стол, выпить горячего чая, погладить эту милую собаку, угостить ее чем-нибудь вкусным и сказать "Дружище"!

Пример сочинения №5

Великолепную художественную работу написал Кузьма Петров – Водкин! Картина создана в 1919 году, маслом на хосте, размещена в Русском Музее.

Утренний натюрморт пленит светлым и радостным настроением! Рассматривая картину, хочется думать о прекрасном наступающем дне! Талантливый художник стремился передать в своей композиции гармонию окружающего мира.

На столе стоят предметы кухонного обихода: стакан чая в миске с ложкой, до блеска начищенный чайник, два сваренных яйца, спичечный коробок и ваза с полевыми цветами. Хозяева разложили на деревянном столе посуду и трапезу. В блестящем чайнике отражаются яйцо и рыжий кот, сидящий на диване. У стола сидит хозяйский пёс и ждёт угощения!

Цветы на столе благоухают полевым, душистым ароматом. Жёлтые одуванчики и нежно – сиреневые колокольчики на вид просты, но сколько в них неприхотливой красоты! Букет хозяева принесли ранним утром и поставили цветы в вазу.

К. Петров – Водкин рисовал натюрморт с натуры в своём дачном доме или у друзей. Цветовая палитра наполнена чудесным, ярким колоритом. От полотна веет божественной радостью. Художник тщательно рисовал каждый предмет, продумывая его форму, цвет, местоположение. Светло – коричневый деревянный стол изображён с наклоном. Создаётся впечатление, что предметы в одно мгновение могут скатиться вниз.

Хозяина на картине нет. Видимо он занят домашними делами, а на столе красуется великолепный натюрморт. Возможно, это дом самого художника, и он специально создал такую интересную композицию, разложив всё на столе, а сам сидит и делает в стороне зарисовки этого сюжета.

В картине чувствуется единство человека с природой. Оно создаёт лёгкие, приятные, радужные впечатления! Утро дарит свои надежды и сюрпризы грядущего дня. Такой незатейливый сюжет не просто поднимает настроение, но и придаёт картине уют и комфорт. Блеск утренних, солнечных лучей наполняет комнату необыкновенным светом и теплом. Хочется в ней присутствовать и восхищаться гармонией пространства.

Картина несёт добро, земную любовь, Вселенское начало. Она придаёт бодрость и оптимизм, заряжает благоприятной энергией, исцеляет от тревог, депрессии и нервных заболеваний. Её можно подолгу созерцать в тишине и уединении, включив приятную музыку. Для этого надо сесть в удобной позе, расслабиться и отключиться от всех забот, сосредоточиться только на сюжете картины. В таком состоянии можно представить и почувствовать ароматы, идущие от полотна: запах дерева, леса, поля, душистого чая с травами, цветов, лета! Такие ассоциации способствуют снятию головных болей и спокойному, крепкому сну.

В творении Петрова – Водкина отражается жизнь, наполненная красивыми вещами. Художник по натуре очень своеобразен. Он посвящал свои авторские работы природе, людям, иконам. Натюрморты и пейзажи были его одной из любимых тем. Замечательный художник писал портреты с натуры. Он всецело посвящал себя искусство. Мастер кисти сотворил удивительный натюрморт, который подарил нам прекрасное.

Читайте также: