Пилот литвинов об аварийной посадке

Обновлено: 05.10.2024

Андрей Литвинов , пилот:

С другой — представители Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей). Наравне с ними в расследовании МАК участвуют и эксперты со стороны AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий при Минтрансе Великобритании ) и BEA (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации при Минтрансе Франции ).

Есть вероятность того, что они не готовы принять ту версию случившегося, что транслировалась сразу после происшествия в Жуковском. Исходя из нее, столкновение взлетающего самолета со стаей птиц привело к отказу сразу двух двигателей, что буквально вынудило экипаж садиться куда пришлось, и иного пути у пилотов не было. Производители вполне могут указывать на неправильные действия экипажа, которые и привели к посадке самолета на кукурузное поле.

Претензий к Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину у них может быть как минимум две. Первое — Airbus и CFM могут оспаривать сам факт отказа второго двигателя и настаивать на том, что он был отключен пилотами ошибочно. То есть в условиях отказавшего левого двигателя правый вполне позволял экипажу продолжить полет и совершить посадку на полосе аэропорта. Второе — странные действия с шасси самолета, которые, вопреки инструкциям, не были убраны пилотами сразу после взлета. После отказа левого двигателя набору скорости с высотой мешало не только падение тяги, но и создающие воздушное сопротивление стойки. Шасси экипаж убрал только перед самым касанием с землей (нарушив тем самым еще и предписания Airbus на случай вынужденной посадки вне аэродромов).

Важно понимать, что ответы на все вопросы о действиях экипажа уже есть и у Airbus, и у CFM, и у других сторон, участвующих в расследовании МАК (госорганов Великобритании и Франции ). Но говорить об этом до публикации окончательного отчета Межгосударственным авиационным комитетом не могут. Таковы международные правила.

Вся эта ситуация выглядит как противостояние МАК и российских властей. У главы комитета Татьяны Анодиной давно напряженные отношения с официальной Москвой , и решение придержать отчет об истинных причинах происшествия в Жуковском может быть связано с развивающейся сейчас атакой на нее саму.

Содержание официального документа МАК может быть как предметом торга Анодиной с российскими властями, так и стать своеобразной местью им же в будущем, если урегулировать конфликт на условиях, которые устроят всех, не удастся.

Подробнее об этой истории можно прочитать здесь:

Также он уточнил, что авиалайнер A321, который в 2019 году экстренно сел на кукурузное поле, пока находится на спецплощадке в аэропорту Жуковского. Утилизируют его только после того, как документ о расследовании ЧП будет подписан и СК даст соответствующее разрешение на это.

Пилот 1-го класса, командир экипажа А-320, отличник "Аэрофлота" Андрей Литвинов объяснил в разговоре с Царьградом, почему из-за рекламы Конституции с участием его коллеги Дамира Юсупова он устроил скандал. По словам Литвинова, приземление в кукурузу под Жуковским борта A-321 скорее случайность, нежели геройство.

В разговоре с Царьградом пилот 1-го класса, командир экипажа А-320, отличник "Аэрофлота" Андрей Литвинов объяснил, почему он не считает своего коллегу Дамира Юсупова, посадившего аварийный A-321 в кукурузное поле под Жуковским, героем.

"Я написал, что он герой в кавычках, написал потому, что он сам несколько раз заявлял, что он себя героем не считает, что он лишь выполнял свою работу. Значит, если он себя не считает героем, то почему я его должен считать героем? Вот моя позиция. Я написал, что он не умеет летать. Дело в том, что официальной расшифровки нет. Говорят, что у него отказали два двигателя, но это по слухам. Человек, который умеет летать, не падает в кукурузу. Если нет официальной расшифровки, то мы, профессионалы, имеем право сомневаться", - пояснил свою позицию Литвинов.

По его словам, до сих пор не были обнародованы переговоры между пилотом А-321 и диспетчером, переговоры внутри кабины, расшифровок нет.

"Хорошо, если вы ещё не сделали расшифровку полёта, то хотя бы для нас, для лётчиков, для профессионалов, дайте хотя бы расшифровку переговоров внутри кабины и с диспетчером. Мы хотя бы поняли бы, что творилось там в кабине. Но этого тоже нет. Поэтому нас как профессионалов возмущает, что нет расшифровки, но уже произошло награждение", - сказал Литвинов.

В качестве примера он привёл посадку лайнера на Гудзон. Пилота, по его словам, наградили только после того, как провели тщательное расследование и было установлено, что лётчик всё сделал правильно. При этом Литвинов признался, что в его распоряжении была неофициальная расшифровка аварийной посадки под Жуковским, согласно которой, полагает собеседник Царьграда, его коллега допустил ошибки. Однако раскрывать её содержание Литвинов не стал.

"И дело в том, что когда я высказал своё мнение по поводу этой расшифровки, а выступил потому, что Юсупов начал рекламировать поправки в Конституцию. То есть человек хочет, чтобы у нас не было сменяемости власти, а это называется Северная Корея. Лётчик начинает такие вещи заявлять, хотя ещё даже не знает расшифровки, то есть мы не знаем - вдруг он сам уронил самолёт?" - добавил пилот "Аэрофлота", отметив также, что обижен и на своего коллегу Юрия Сытника, который не согласился с его позицией.

Есть и ещё один момент. В своём комментарии Литвинов обращается к поправке об обнулении сроков Владимира Путина, однако не обращает внимания на то, что поправок было более 200. Кроме того, он не акцентирует внимание на том, что само по себе обнуление не означает, что Путин идёт на новый срок. Вместо этого Литвинов выражает недовольство участием Юсупова в рекламе поправок и обращается не к политическим предпочтениям оппонента, а к совершенно иной сфере - профессиональной. Тем не менее мы даём возможность высказаться и Литвинову. Пилот "Аэрофлота" настаивает, что не завидует тому, что Юсупова наградили. Он уверен, что говорить об объективном расследовании уже поздно. Что касается участия Юсупова в роликах про Конституцию, то Литвинов считает, что коллеге стоило бы сидеть и "не высовываться".

"Но он, видимо, уже так вошёл в роль, что хочет, чтобы у нас и Конституция в кукурузу улетела. Вот моя позиция", - резюмировал Литвинов.

Надо сказать, что Дамир Юсупов в этом споре не принимает никакого участия, оставаясь при своём мнении по поправкам в Конституцию России, как и большинство в стране.

Он раскритиковал действия экипажа Airbus А321, в частности командира Дамира Юсупова.

Андрей Литвинов, пилот:

Другая сторона в этой истории — представители Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей). Есть вероятность того, что представители Airbus и CFM не готовы принять ту версию случившегося, что транслировалась сразу после происшествия в Жуковском — столкновение взлетающего самолета со стаей птиц привело к отказу сразу двух двигателей, что вынудило экипаж совершить аварийную посадку. Производители вполне могут придерживаться другой версии — а именно указывать на неправильные действия экипажа, которые и привели к посадке самолета на кукурузное поле.

Подогнать результаты расследования МАК в пользу какой-либо версии (если есть такая потребность) чрезвычайно сложно — помимо специалистов комитета, представителей Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей) в процессе задействованы эксперты со стороны AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий при Минтрансе Великобритании) и BEA (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации при Минтрансе Франции).

Кроме того, вся эта ситуация выглядит как противостояние МАК и российских властей. У главы комитета Татьяны Анодиной давно напряженные отношения с официальной Москвой, и решение придержать отчет об истинных причинах происшествия в Жуковском может быть связано с развивающейся сейчас атакой на нее саму. Подробнее об этой истории можно прочитать здесь:


Козырь в руках Анодиной. Почему МАКу выгодно держать в секрете отчет о посадке А321 на кукурузное поле

Все пассажиры и члены экипажа выжили. Президент России Владимир Путин присвоил пилотам А321 звания Героя России, а бортпроводников наградили орденами Мужества.

Андрей Литвинов прославился в 2011 году, после того как были опубликованы его переговоры с диспетчером Иркутского аэропорта. Тогда от пилота потребовали задержать рейс, потому что на него опаздывал губернатор, но тот отказался. Впоследствии он стал популярным блогером и постоянным экспертом по вопросам гражданской авиации в СМИ.

Место аварийной посадки самолета Airbus A321 авиакомпании

Место аварийной посадки самолета Airbus A321 авиакомпании "Уральские авиалинии", следовавшего рейсом "Москва — Симферополь" из аэропорта "Жуковский".

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Место аварийной посадки самолета Airbus A321 авиакомпании "Уральские авиалинии", следовавшего рейсом "Москва — Симферополь" из аэропорта "Жуковский".

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Опубликована версия причины падения военно-транспортного самолета в Подмосковье — почему она вызывает сомнения у профессионалов?

Ил-112В упал в районе аэродрома

Опытный образец легкого военно-транспортного самолета Ил-112В 17 августа 2021-го направлялся в Подмосковье. Он должен был участвовать в форуме АРМИ-2021. Но один из его двигателей загорелся. И самолет, ведомый опытнейшим экипажем, рухнул неподалеку от аэродрома.

Самолетом управляли Герой России Николай Куимов, летчик-испытатель 1-го класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель 1-го класса Николай Хлудеев. Члены экипажа были награждены орденами "Мужество" посмертно.

В частности, говорится, что две попытки погасить огонь в правом двигателе оказались безуспешны.

Момент крушения самолета Ил-112 под Москвой попал на видео

ГДЕ ГОРЕЛО?

- Андрей Александрович, согласны с опубликованными выводами?

- Возможно, чтобы огонь на борту заметил первым не экипаж, а диспетчеры?

- Вообще-то, срабатывают первым делом системы на борту. И первое, что видит и слышит экипаж - это рев сирены. Там все моргает красным! Пожар в двигателе пилоты не заметить в первый же момент просто не могли.

- Теоретически можно предположить, что до сработки сигнализации диспетчер, действительно, мог первым заметить дым и сообщить — у вас задымление. Но это - теоретически. Ну, может, потому что у Ил-112 был низкий полет, и они проходили над точкой диспетчерской.

- Первая противопожарная пенная атака, как пишут, прошла в холостую.

- Это бывает. Мы отрабатываем подобное на тренажерах. Первая очередь огнетушения может не сработать. По разным причинам. В том числе, техническим. Могло не хватить мощности, если пожар сильный. Не знаю как на Ил-112, а на нашем типе самолетов это срабатывает автоматически. Если вдруг не срабатывает — тогда мы включаем пожаротушение принудительно.

- Возгорание было видно на видеокадрах?

- Да, на кадрах очень хорошо видно, что, когда самолет переворачивается, то у него крыло не горит, а горит только двигатель. Это означает, что элероны у него прогореть вряд ли смогли. Тяга элерона может прогореть только в том случае, если загорится крыло.

Момент катастрофы попал на видео.

ЧТО С ЭЛЕРОНАМИ?

- Запас керосина по всему крылу распределен?

- Да, керосин в крыле. Но когда самолет переворачивался, крыло то не горело! Только двигатель. Это видно отчетливо. Потому говорить, что там перегорели тяги элеронов, по крайней мере, смешно. Если даже поверить этой версии, которую они там вымучили и элероны действительно перегорели, то они должны были стоять по потоку. Они не в отклоненном состоянии, в нейтральном положении. Болтаются по потоку, но не препятствуют движению самолета.

- А крен из-за чего?

- А крен парируется не элеронами. Крен парируется педалями. Рулем управления. Командиром и или вторым пилотом. Когда происходит отказ двигателей и возникает лобовое сопротивление. Это лобовое сопротивление парируют педалью. Педаль дается ,чтобы парировать возникающий крен. Но главное не это.

- А что?

- А то, что видно — крыло не горело, а горел только двигатель. И какая разница, какая там была температура горения - если все это происходит внутри двигатель?

КАКИЕ КОМАНДЫ?

- Флигируй — это значит, что лопасти винта надо поставить по потоку - по движению самолета. Чтобы не появлялось лобовое сопротивление, которое приводит к крену.

- Судя по публикации, экипаж предполагал, что им почти удалось погасить двигатель…

- Визуально двигатель горел до столкновения с землей. Повторю — горел двигатель, а не крыло. И разговоры про нарушенную тягу элеронов не совсем понятны.

- Самолет мог сесть без разрушений при таких условиях?

- Я не говорю, что самолет мог сесть или не мог. Я не понимаю, как мог прогореть элерон, если не горело крыло.

- То есть самолет был управляемым?

- Если судить по тому, что нам представляют, про прогоревший элерон — то нет. Но мы же не видим, что горело крыло! Без расшифровки переговоров я гадать не могу.

Опубликована версия причины падения военно-транспортного самолета в Подмосковье. Фото: ОАК

КРЕН — СМЕРТЕЛЬНЫЙ?

- Не крыла, а двигателя. Это - отдельная конструкция. Какая разница, что возникло в двигателе? Он горит сам по себе.

И даже если произошел разрыв элерона — он становится по потоку. В нейтральное положение. И не отклоняется.

- Значит, это крена вызывать не должно?

- Нет. А крен возникает из-за сопротивления. Крен парируется рулем управления, педалью. Но не элероном. Хотя. и им, отчасти, тоже. Но он так резко, если педаль правильно отклонить, не может перевернуть самолет. Если он плавно-плавно заваливался — то да. А тут - завалился резко. И упал тоже резко. Такое впечатление, что перепутали педали.

- Там опытнейшие летчики были!

- Неважно, насколько опытны были те, кто пилотировал. Это мое личное мнение.

- Вы согласны с тем, что вывести самолет из крена в таких условиях не смог бы ни один экипаж в мире?

- Это все эмоции и разговоры. Почему засекретили катастрофу Ту-154 в Сочи? Потому, что там явный косяк экипажа. Думаю, здесь та же история. Несмотря на весь опыт пилотов. Вы знаете сколько опытных летчиков во время пожара отключали рабочий двигатель вместо загоревшегося? И сколько пилотов с многолетним стажем попадались на неприятные штуки? Которые могут показаться элементарными? Опыт — не гарантия страховки от аварии. Все ошибаются в аварийных ситуациях.

- Так из такого крена, и правда, не выйти?

- Надо смотреть расшифровку переговоров. Пусть опубликуют то, что говорилось в кабине экипажа. И расшифровку параметров полета. Тогда можно будет предметно разговаривать. А сейчас это бла-бла-бла. Если вы выдаете версию прогоревшего элерона, то как вы мне объясните, что на видео крыло не горит - значит, перегореть не мог элерон!

ГОРИМ — ПОСАДИМ?

- Посадка с горящим двигателем — не редкость?

- Конечно. Мы это много раз отрабатывали. Самолет продолжает лететь и с горящим двигателем - если второй работает. Это не та история, когда самолет сразу падает. Сначала неприятность на борту, потому ошибки пилотирования. Обычно в действиях экипажа.

- Так для чего это все — для оправдания разработчиков или экипажа?

- Не знаю. Может быть, и для того и для другого? Может быть, чтобы никто не сказал, что такой опытный экипаж не мог допустить ошибку? У нас же страна лозунгов. Но говорить лозунгами в авиации бессмысленно. Я допускаю любые нестандартные ситуации. И потому говорю, что и трижды герой может допустить ошибки, которые могут привести к развитию неприятных событий. А если вы хотите скрыть и допустить, что вот такой великий человек допустил ошибку. Ну и что такого — ну, допустил. Да он погиб. И что теперь? Военные расследования — это особая история. Но давайте увидим расследования МАКа.

- В публикации говорится , что летчики в последнюю минуту молчали — такое возможно?

- Всегда идет диалог - обмен информации. Не может быть такого, что, когда горит самолет, пилоты молчат. Одно дело - эмоциональные крики. Другое дело — реплики профессионалов по ситуации.

- Перегоревший элерон — фатально для любого типа самолета?

- Да. Это проходит внутри крыла. На моих бортах такого не было. Птицы в двигатель попадали — такое было. Но двигатель тогда не загорается. И я не понимаю, откуда появилась такая информация по Ил-112. Ну не могло там прогореть крыло!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Путин посмертно наградил летчиков разбившегося Ил-112

Члены экипажа отмечены орденами Мужества (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: