Питание растений удобрения 6 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Дидактическая цель урока: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интерактивного включения их в процесс обучения.

Задачи урока : Образовательная: обеспечить понимание питания растений и изучить его особенности;

Развивающая: создание условий для развития навыков наблюдения, умения формулировать выводы по результатам микроисследований, способствовать формированию исследовательских навыков обучающихся;

Коммуникативная: развивать коммуникативные качества через работу в группах, формирования позитивного отношения к организованному учебному труду.

по основной дидактической цели: изучение нового материала.

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

по форме проведения: урок – исследование.

Методы обучения: проблемный, эвристический

Используемые на уроке ресурсы:

Литература: Энциклопедии по биологии, книги для чтения по ботанике, содержащие информацию о фотосинтезе.

Аудио: Фонограмма с голосами птиц.

Мультимедийное пособие: “Библиотеки электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс” (Бактерия. Грибы. Растения./Особенности строения и жизнедеятельности/ Передвижение веществ с раствором минеральных веществ по стеблю. Анимация), Презентация к уроку.

Актуализация знаний, мотивация

Подготовка учащихся к активному восприятию и усвоению новых знаний. Закрепление знаний о признаках живых организмов, функциях органов растений.

Данный этап урока, содержание вводной беседы, очень важно в плане создания мотивации урока, заинтересованности в нем, желания работать активно, актуализации опорных знаний учащихся к восприятию нового блока информации, создание системного представления об изучаемом материале.

Слайды 1,2,3, Аудио: запись пения птиц.

Учитель: - Согласитесь, прекрасные фотографии, удивительные звуки природы!

- Как вы думаете, какое отношение имеют к нашему уроку эти звуки и фотографии?

- А еще есть замечательные строки Самуила Маршака, которые тоже имеют отношение к нашему уроку: “Человек – хоть будь он трижды гением – остается мыслящим растением…”. Как вы думаете, почему поэт назвал человека мыслящим растением?

Ученики - Потому что человек может думать, а растение – нет.

Повторение: признаки живых организмов.

- Верно! А ещё потому, что и человек, и растения – это живые организмы, а если это так, значит, у нас есть что-то общее? Что именно?

- Мы растём, дышим, питаемся, умираем, размножаемся…

- Совершенно верно, а давайте проверим, все ли признаки живых организмов вы назвали? Какие признаки мы не назвали? Слайд 4 (проверка).

Распаковка темы урока

Создать условия для включения в активную работу каждого ребенка класса, условий психологического комфорта, ситуации успеха каждому ученику, условия для саморазвития и самосовершенства детей. Организовать активную самостоятельную учебную деятельность учащихся через использование индивидуальных и групповых форм работы. Данный этап урока определяет научный аспект урока, блок новой учебной информации.

- Ребята, а какие из этих признаков самые важные для любого организма?

- Питание, дыхание, размножение, обмен веществ…

- А что такое питание?

- Питание – это поглощение веществ из окружающей среды. Слайд 6 питание)

- Для чего организмам необходимы питательные вещества?

- А что вы понимаете под словом жить?

- Есть, спать, ходить в школу, играть и т.п.

- Значит жизнь - это движение . А для движения нужна энергия . Значит питание это не просто поглощение веществ, а с целью получения энергии. Слайд 6 (энергия)

- Питание – это процесс приобретения организмом веществ и энергии. Слайд 6

Изучение нового материала

- Какие вещества приобретаются организмом?

- Вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы.

- Все ли вы вещества мне назвали? Давайте проверим… Слад 7 (вещества)

- А как эти вещества попадают в наш организм?

- Человек получает их с пищей

- Откуда эти вещества берутся в растении?

- Ребята, а какие именно вещества всасывают растения из почвы?

- Воду и минеральные соли

- Какие органы растений в этом участвуют?

- Корень и стебель.

- Правильно, корень всасывает воду с растворенными в ней солями и проводит в стебель.

Слайд 8 (1 рисунок)

- Давайте посмотрим, что же дальше происходит с раствором солей. Если взять побег растения и поместить его в подкрашенную чернилами воду, то через некоторое время мы увидим изменения. Рассмотрите внимательно растения на ваших столах и сравните побег контрольный и опытный. Какие изменения вы увидели?

- Окрасился стебель и жилки .

Слайд 8 (опыт), демонстрация опыта, анимации (см. ресурсы)

- Какая ткань растения принимает участие в переносе воды и растворённых в ней веществ? Каковы особенности строения этой ткани?

- Проводящая. Она имеет сосуды - полые мёртвые клетки без перегородок, по которым осуществляется движение воды и растворённых веществ.

- Итак, ребята, что же мы с вами выяснили?

- Что вода и минеральные соли по проводящей ткани поступает во все органы растения.

- Такое питание растений называют почвенным. Слайд 9 (почвенное питание)

- А какие еще вещества нужны организмам? Мы ничего не забыли?

- Белки, жиры, углеводы Слайд 9 (? – белки, жиры, углеводы)

- Откуда эти вещества берутся в растениях?

- Тоже из почвы, фотосинтез….

- Но мы ведь только что выяснили, что из почвы растение берет только воду и минеральные соли.

Мнения разделились, а давайте проведем исследование и выясним этот вопрос. Кто знает, с чего начинается исследование ?

- С опытов, наблюдений…и т.п. Слайд 10 (гипотеза)

- Нет, ребята, любое исследование начинается с постановки гипотезы. Что же такое гипотеза?

- Гипотеза – это предположение, которое формулируется определенным образом: “если…, то…” например,

Если органические вещества не поступают из почвы , то: они берутся из воздуха, то растения вырабатывают его сами.

- Предложите свои варианты: откуда растения берут органические вещества – белки, жиры, углеводы.

- Из почвы, воздуха,

- Сами вырабатывают, в процессе фотосинтеза…

- А что такое фотосинтез?

- Фотосинтез – это поглощение растением углекислого газа и выделение кислорода.

- Значит, наша гипотеза будет звучать так:

Если растения могут вырабатывать О 2 , то они могут вырабатывать и другие вещества.

- Но гипотеза, ребята – это не просто предположение. Это предположение, требующее доказательств. А где мы можем найти эти доказательства?

- В литературе, в Интернете, поставив опыт. Слайд 10 (проверка)

- Молодцы, надо отметить, что сейчас ученые не работает в одиночку, как в былые времена, наука – это коллективная работа. Над проблемами трудятся целые научно-исследовательские институты. Давайте на время станем таким институтом и проверим, правильна ли наша гипотеза.

Работа в группах

- Вы сказали, что информацию мы можем найти в литературе, в Интернете и опытах. Значит, нам понадобятся 3 отдела:

Информационный , который будет работать с информацией, полученной из Интернета;

Аналитический проанализирует литературу;

Опытно-экспериментальный познакомиться с опытом.

Дети получают задания и работают над ними:

для опытно-экспериментального отдела

Работа с Интернет-ресурсом №1

Работа с литературой

Работа с Интернет-ресурсом №2

Задание для опытно-экспериментального отдела:

Изучите историческую справку.

Внимательно просмотрите модель опыта Пристли.

Сравните результаты опытов с мышью.

В 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт. Он посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов мышь погибла. При введении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой.

Задание для аналитического отдела:

Изучите в литературе информацию о питании растений.

Верна ли наша гипотеза?

Задание для информационного отдела:

Верна ли наша гипотеза?

Веб-сайт – это место в Интернет, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц.

Гиперссылка – это цветной и подчеркнутый текст или рисунок, указывающий на другой файл, который может быть расположен в

Задание для шифровальщиков

1.Восстановите текст, найденный в выброшенной на берег бутылке:

При почвенном питании растения с помощью ………….ня поглощают ……и минеральные вещества, которые перемещаются по ………..щим тканям в листья. В листьях происходит процесс ф……… ..а. Они зелёные, так как в них находится х……….лл, куда через прозрачную к…..цу проникает ……………свет. В кожице есть за………..щие клетки, они входят в состав у…..ц. Через них внутрь листа поступает ………..ый газ, необходимый для ………..за. в результате в х……….ах листьев образуются о……….кие вещества- ……. ……, …………

- Давайте обсудим то, что вы узнали о растениях, работая в своих отделах.

- Первым слово предоставляем опытно-экспериментальному отделу , мы посмотрим с вами опыт Пристли. Но сначала ребята из этого отдела объяснят, почему опыт получил такое название? Кто такой Пристли.

Рассказ об опыте Пристли. Вывод: на свету растения выделяют кислород, поэтому мышка не погибла. Слайд 11

- Ребята, а достаточно ли этих результатов, чтобы подтвердить нашу гипотезу?

-Теперь выслушаем информационный отдел , т.к. в научной работе требуется результаты эксперимента сравнить с информацией из других источников. В данном случае это информация, найденная в Интернете.

- Мы выяснили, что при фотосинтезе растения поглощают углекислый газ и воду, из которых на свету образуются сахар и крахмал

- Надо признать, что информация, полученная из Интернета, не всегда бывает достоверной, поэтому я предлагаю вам выслушать отчет третьего отдела, который работал с литературой . Так мы получим возможность еще раз проверить полученную информацию.

- Мы выяснили, что фотосинтез – это процесс образования на свету органических веществ из углекислого газа и воды. Этот процесс идет в зеленых частях растения, которые содержат хлоропласты. Слайд 12

- Послушаем, что получилось у группы, которая расшифровывала зашифрованный текст с очень важной для нас информацией.

Подведение итога исследования

- Подтвердилась ли наша гипотеза? Как она звучала?

- Если растения могут вырабатывать О 2 , то они могут вырабатывать и другие вещества.

- Да, подтвердилась, растения кроме кислорода могут синтезировать и другие вещества, например, крахмал. Слайд 13 (фотосинтез)

Фотосинтез (или воздушное питание) – это процесс образования на свету органических веществ из углекислого газа и воды.

Этот процесс идет в зеленых частях растения, которые содержат хлоропласты.

Из крахмала и сахара растения могут сами образовывать необходимые им жиры и белки.

Первичное закрепление Фронтальный опрос: дети отвечают на вопросы. Слайд 13 (почвенное питание)

- Так что такое фотосинтез?

- Какой газ поглощается растением?

- Какой газ выделяется?

- Какие вещества образуются?

- Какое условие необходимо для протекания фотосинтеза?

- А какой еще способ получения веществ мы с вами сегодня изучили?

Опыт Ван Гельмонта:

Более трёхсот лет назад голландский учёный Ян Баптист Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Учёный поставил опыт – поместил в кадку 91 кг. высушенной в печи почвы, смочил её дождевой водой и посадил в кадку ветку ивы, предварительно взвесив её. Растущее в горшке растение учёный поливал водой. Взвесив иву через 5 лет, Ван-Гельмонт обнаружил, что её масса увеличилась на 65 кг., а масса земли в горшке уменьшилась всего на 50г. Сколько веществ ива взяла из почвы? Сколько создала сама? Сделайте вывод: какой из способов питания растений играет главную роль.

Выполнение дифференцированных заданий карточки-теста (см. Приложение1). Работа в группах или в парах.

Объявление домашнего задания (по выбору) (см. приложение IV ).

Провести инструктаж по выполнению домашнего задания. Создать ситуацию выбора предстоящей работы, заинтересованности, творческого подхода к выполнению задания

Разрешить спор органов растений о том, кто из них самый главный.

Дети выбирают и записывают домашнее задание, получают карточки. Слайд 14

Определить уровень достижения цели урока, помочь детям осмыслить свои успехи и недоработки.

Как вам работалось на уроке:

- было сложно, интересно, вы не успевали, или наоборот?

- какие задания вам понравились больше, какие меньше?

- над чем еще нужно нам работать?

- нам нужен был такой урок?

Идет обсуждение, дети анализируют свою деятельность на уроке, пытаются оценить свой уровень знаний, умений.

- Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, надеюсь, вы почувствовали себя исследователями.

А сейчас давайте на мгновение вернемся на 40 минут назад. Кто помнит, с чего мы начали сегодня урок?

- Со стиха…, пения птиц.

- У этих строчек есть и продолжение, послушайте, пожалуйста: Слайд 15

Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения.

Я от души желаю каждому из вас хранить и преумножать эту силу, стойкость и жизненность.

- Благодарю вас за поддержку и работу на уроке.

Приложения к уроку:

1. Какие вещества необходимы для фотосинтеза?

а) Вода и кислород;

б) кислород и углекислый газ;

в) вода и углекислый газ;

г) углекислый газ.

2. Как доказать, что в банке, где находится растение на ярком свету, образовался кислород?

а) Обработать йодом;

б) опустить горящую лучинку;

в) опустить тлеющую лучинку;

г) поместить другое растение.

3. Почему в зеленой части листа обнаруживается крахмал, а в белой – нет?

а) Не поступает кислород;

б) не поступает углекислый газ;

в) не поступает вода;

г) отсутствует хлорофилл.

hello_html_m1b734b9c.jpg

5. Дайте определение термину:

6. Установите соответствие между группами веществ, участвующих в фотосинтезе, и названиями этих веществ.

2) углекислый газ;

Б) вещества, образующиеся при фотосинтезе.

5) органические вещества;

7. Охарактеризуйте два типа питания растений.

Задание для опытно-экспериментального отдела:

Изучите историческую справку.

Внимательно просмотрите модель опыта Пристли.

Сравните результаты трех опытов с мышью.

В 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт. Он посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов мышь погибла. При введении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой.

Задание для аналитического отдела:

Изучите в литературе информацию о питании растений.

Верна ли наша гипотеза?

Задание для шифровальщиков

1.Восстановите текст, найденный в выброшенной на берег бутылке:

При почвенном питании растения с помощью ………….ня поглощают ……и минеральные вещества, которые перемещаются по ………..щим тканям в листья. В листьях происходит процесс ф……… ..а. Они зелёные, так как в них находится х……….лл, куда через прозрачную к…..цу проникает ……………свет. В кожице есть за………..щие клетки, они входят в состав у…..ц. Через них внутрь листа поступает ………..ый газ, необходимый для ………..за. в результате в х……….ах листьев образуются о……….кие вещества- ……. ……, …………

Задание для информационного отдела:

Верна ли наша гипотеза?

Веб-сайт – это место в Интернет, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц.

Гиперссылка – это цветной и подчеркнутый текст или рисунок, указывающий на другой файл, который может быть расположен в Интернет.

Опыт Ван Гельмонта:

Более трёхсот лет назад голландский учёный Ян Баптист Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Учёный поставил опыт – поместил в кадку 91 кг. высушенной в печи почвы, смочил её дождевой водой и посадил в кадку ветку ивы, предварительно взвесив её. Растущее в горшке растение учёный поливал водой. Взвесив иву через 5 лет, Ван-Гельмонт обнаружил, что её масса увеличилась на 65 кг., а масса земли в горшке уменьшилась всего на 50г. Сколько веществ ива взяла из почвы? Сколько создала сама? Сделайте вывод: какой из способов питания растений играет главную роль.

Спор органов растений

- А вы, ребята, как думаете: кто же из органов для растения самый главный? И почему?

Задачи: познакомить с процессом поглощения растениями раствора минеральных веществ,

расширить знания о почве, её значении для растений;

познакомить с основными видами удобрений;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать бережное отношение к почве как природному ресурсу.

I. Организация внимания

II. Актуализация изученного.

Но прежде, чем начать изучение новой темы, вспомните, что такое корень, какие зоны мы рассматриваем в корне, какой химический состав имеют растения.

Я предлагаю вам выполнить различные виды работ:

Мы работаем по таблице.

  1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень? (корневой чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения)
  2. Какую зону корня я показываю? (чехлик)
  3. Какова его функция? (защитная)
  4. Как называется эта зона корня? (корневых волосков, всасывающая)
  5. Какова её функция?
  6. Назовите эту зону корня. (деления, роста)

Проверим правильность заполнения схемы.

Ребята, закончили работу с карточками. (собрать)

Мы убедились, что растения, как и все живые организмы состоят из химических веществ. Каким же образом растения получают эти вещества? Ответ на этот вопрос мы получим в ходе урока.

Растения обязательно должны получать главнейшие элементы питания:

АЗОТ, ФОСФОР, КАЛИЙ.

Азот ускоряет рост листьев и стеблей, необходим растению в начале развития.

Фосфор –способствует развитию корневой системы, ускоряет созревание плодов повышает зимостойкость и засухоустойчивость растений.

Калий – участвует в обмене веществ растения.

Кроме основных, растения нуждаются и в других элементах: меди, кобальте, железе. Но они необходимы растению в настолько малых количествах, что получили название - микроэлементы. Недостаток элементов сразу сказывается на растениях, и по внешнему виду можно определить, в чём нуждается растение.

1) При недостатке азота листья и стебли растений становятся жёлтыми, иногда красными, ослабевает рост листьев, образуются короткие и тонкие стебли.

2) При недостатке калия у растений замедляются обменные процессы, листья желтеют и постепенно отмирают

3) Фосфорное голодание приводит к ослаблению роста растений, слабому развитию корней, листья становятся тёмно-зелёными с красно-фиолетовым оттенком.

Все названные нами химические элементы входят в состав минеральных солей.

1)Каким же образом соли, а с ними и необходимые вещества попадают в растение?

Сухие соли растение не может использовать. Правильно, они должны быть растворены в воде. А вода – такой же необходимый элемент питания для всех живых организмов.

2) Откуда поступает вода в растения?

(Из почвы, и несёт с собой растворённые минеральные соли.)

3) Какой орган растения отвечает за всасывание воды из почвы? (Корень)

(демонстрация компьютерной модели)

Обратимся к компьютерной модели растения и проверим, верны ли наши предположения, что вода из почвы через корень поступает в растения.

Эта модель демонстрирует поступление растворённых веществ в растение или минеральное питание растений.

Какая сила заставляет воду подниматься вверх по растению? Чтобы выяснить это, обратимся к опыту, изображённому в учебнике на стр. 146. (рис. 115)

Работа с учебником. Корневое давление.

Мы убедились, что вода и растворённые в ней минеральные соли поступают в растение. Откуда же они поступают в растение?

(ответы детей – из почвы). Как вы думаете, почему с давних времён человек с трепетом и заботой относится к почве? (кормит, дает урожай)

Вы правильно понимаете. Но не везде можно вырастить хлеб, развести сады и виноградники. Это возможно только на плодородных почвах.

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой.

Посмотрите на экран. Перед вами - карта почв России. На территории нашей страны – несколько видов почв, вы можете определить по легенде (условным обозначениям), что на территории нашей страны более 10 видов почв, но самые плодородные из низ – черноземы. Они показаны на карте серым цветом. Мы с вами живём на юге России, в Ставропольском крае.

Обратимся к картам почв СК, они у вас на столах.

Какие почвы расположены у нас в крае? Какие виды почв преобладают в городах КМВ?

Мы безмерно богаты:

Ведь в станицах и сёлах

Почвы самые лучшие –

Их зовут чернозёмы!

Именно чернозёмы отличаются своим плодородием, способностью обеспечивать полноценное минеральное питание растений.

Чтобы знать состав почвы и уметь различать виды почв, ваши сверстники в школе №3 провели исследовательскую работу. Ребята исследовали состав почвы, но результаты этого проекта оказались утеряны по техническим причинам. Я предлагаю вам посмотреть фильм и восстановить результаты исследования.

У вас на столах лежат макеты схемы, которую надо восстановить, вы можете по ходу просмотра делать пометки в ней, а затем мы вместе обсудим и сделаем выводы.

ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ И СМОТРИТЕ!

(Демонстрация видеофильма и обсуждение с последующим заполнением схемы)

Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года.

Кроме того, почва быстро истощается, теряет питательные вещества.

Чтобы восполнить недостаток элементов питания, в почву вносят удобрения.

Органические –это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных или растений(перегной, торф).

Минеральные – искусственно созданные соединения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают: азотные, фосфорные, калийные. Кроме того, используют микроудобрения, которые содержат микроэлементы: бор, медь, железо и др. Минеральные удобрения выпускаются в виде порошка соли или гранул.

Демонстрация коллекции минеральных удобрений .

Удобрения помогают восстановить ресурсы почвы, но вносить их нужно, соблюдая определённые сроки и правила. Иначе, излишек химических веществ будет накапливаться в почве, затем в растении, и далее - в организме человека, а это уже может нанести вред здоровью.

Сегодня на уроке мы узнали о необходимых растению питательных веществах, пути их поступления в растение, о составе почвы и видах минеральных удобрений. Посмотрим, насколько вы внимательны были на уроке.

1) Выполните тестовое задание, которое находится у вас на столах.

(тест) с проверкой на доске.

Теперь обменяйтесь листками с заданиями и проверьте друг друга. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки.-5

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок биологии в 6 классе

Учитель биологии и химии МБОУ СШ № 51

Надежда Владимировна Епишева

г. Архангельск, 2017

Методическое сопровождение

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике,

бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — поисковой деятельности.

Что говорят об этом новые стандарты?

"В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования ".

Данный урок подготовлен и проведен согласно требованиям ФГОС нового поколения в форме проблемно-поисковой деятельности с лабораторной работой, предварительно поставленным экспериментом. В ходе урока изучается новый материал, который дети закрепляют с помощью карточек разной цветовой гаммы.

Работа на уроке фронтальная, парная, индивидуальная. Для лучшего восприятия материала фрагментарно используется мультимедийная презентация.

Как инструмент оценки результата деятельности на уроке использовался оценочный лист.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез.

Цель: Сформировать у учащихся представления об особенностях питания растений.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки работы в парах, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения использовать раннее приобретённые знания для получения новых знаний, познавательный интерес к окружающей жизни.

Воспитательные: формировать знания о мерах защиты окружающей среды от загрязнений удобрениями, научное мировоззрение, экологическую компетентность.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знают основные способы питания организмов, роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ; объясняют роль питания в процессах обмена веществ; объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений и оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

Метапредметные:

Регулятивные: продолжать формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, производить взаимооценки.

Познавательные: продолжать формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).

Коммуникативные: научаться формулировать собственное мнение, строить понятные для
партнера высказывания, сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели.

Личностные: развивают познавательный интерес к изучению процессов жизнедеятельности, формируют ценностно-смысловые установки по отношению к окружающей среде, происходит осознание необходимости бережного отношения к ней.

Базовые понятия и термины: автотрофные и гетеротрофные организмы; почвенное и воздушное питание растений; удобрения: минеральные, органические; фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, демонстрационные.

Оборудование: таблицы по теме урока, раздаточный материал для работы в парах.

Тип урока: комбинированный (урок рефлексии)

I. Организационный этап ……………………………..….1 мин

II. Актуализация опорных знаний …………………………………7 мин

проверка выполнения домашнего задания;

проверка ранее усвоенных знаний.

III. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач (мотивация)…….. 2 мин

IV. Изложение нового материала …………………………………20-25мин

Почвенное питание растений.

V. Первичное закрепление изученного материала…………………………………..5 – 10 мин

VI. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания……………………….. 3 мин

VII. Рефлексия ………………………………. 2 мин

Организационный этап (Учет отсутствующих учащихся).

II. Актуализация опорных знаний (проверка выполнения домашнего задания; проверка ранее усвоенных знаний)

Какие общие признаки харак­терны для всех живых орга­низмов? (рост и развитие, размножение, дыхание, питание, обмен веществ – энергия, движение)

На какие Царства принято разделять живые организмы? (Растения, Грибы, Бактерии, Животные)

Что вы знаете о растениях в зависимости от их строения? (растения подразде­ляют на низшие и высшие)

А какая еще классификация вам известна? (голосеменные, покрытосеменные)

Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?

Какие признаки присущи представителям царства Растения? (рост, размножение, дыхание, питание, обмен веществ - энергия)

Ответьте на вопросы Д/з

Что такое обмен веществ? (Обмен веществ — взаимосвязанные про­цессы образования и разрушения веществ, протекающие в орга­низме и обеспечивающие его связь с окружающей средой)

Откуда организмы получают питательные ве­щества, необходимые для обмена веществ?

Как живые организмы используют энергию?

Почему обмен веществ является основой жизни?

Чем отличается питание растений от питания гри­бов и животных? (растения - автотрофы синтезируют вещества)

III. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач (мотивация)

Растение – посредник между небом и землей.

Оно – лиственный Прометей, похитивший огонь с неба.

К.А. Тимерязев

Формулировка и запись темы урока. Тема: Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV. Изложение нового материала (Поэтапное составление схемы)

Что такое питание? (процесс поглощения энергии организмом и веществ через пищу)

1.Почвенное питание растений

Вещества поступают в растение в виде растворов, благодаря строению корня и его всасывающей функции. Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.

Демонстрация удобрений УДОБРЕНИЯ:

1. Минеральные (азотные, калийные фосфорные, комплексные);

2. Органические (птичий помёт, навоз и тд…);

Внесение удобрений в почву должно контролироваться человеком. Удобрения вносятся в определённые сроки и в определённом виде.

2. Воздушное питание


Вещества поступают в виде газов (углекислый газ) в лист растения


Какова роль хлоропластов?

Что называется фотосинтезом? ((Процесс образования органических веществ из неорганических (углекисло­го газа и воды) в хлоропластах с использованием энергии)


V. Первичное закрепление изученного материала (на усмотрение учителя)

Работа с тестами (взаимопроверка, ответы на доске) 2 варианта (не четные - 1 в., четные 2- в.)

Ответы к тесту. 1:в, 2: в, 3: б, 4: а, 5: б, 6: в, 7: б, 8: в, 9: г, 10: в

Что такое фотосинтез?

Какие приспособления имеют растения к
улавливанию световой энергии?

Какова роль хлорофилла в процессе фотосинтеза?

Почему у растений, растущих рядом с цементным заводом, фотосинтез идёт менее интенсивно?

В чём проявляется космическая роль растений?

VI. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания (выставление оценок, записывают задание §24,25, §26)

VII. Рефлексия

Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего урока. Ответьте на следующие вопросы:

1.Сегодня на уроке я узнал (-а)

2.Мне было интересно узнать…

3.Для меня самым трудным сегодня было…

4.Я сегодня поняла, что…

Тест на тему: "Почвенное питание растений. Удобрения"

1. Процесс получения воды и минеральных солей растением из почвы с помощью корней - это.

а) гетеротроф в) почвенное питание

б) фотосинтез г) воздушное питание

2. Корневой волосок представляет собой

а) боковой вырост главного корня

б)вырост клетки корня зоны роста
в) вырост клетки корня зоны всасывания

г)нитевидный боковой корешок

3. правильная последовательность зон корня начиная с верхушки

а)зона проведения, зона всасывания, зона деления, корневой чехлик
б)корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания. зона проведения
в)зона всасывания, зона деления, зона роста, зона деления, корневой чехлик
г)корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона проведения, зона всасывания

4. какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением

а)зона всасывания б)зона деления в)зона роста г)зона проведения

5. Клетки зоны деления

а)мертвые б)мелкие, плотно прилегающие друг к другу

в)мелкие, расположены рыхло г)крупные, округлые

6. что получают растения из почвы?

а)органические вещества б)углеводы в)воду и минеральные соли

7. корневое давление зимой

а)высокое б)низкое в)давление всегда одинаково

8. Выберите неверное утверждение:

а)испарение воды способствует поглощению ее из почвы корнем
б)корневое давление способствует всасыванию воды корнем из почвы
в)корни лучше всасывают холодную воду

9. функция корня

а)защитная функция в)питательная функция

б)функция удаления г)функция поглощения

10. Выберите органическое удобрение

а) азотные б) калийные в) торф г)фосфорные

Тест на тему: "Почвенное питание растений. Удобрения"

1. Процесс получения воды и минеральных солей растением из почвы с помощью корней - это.

а) гетеротроф в) почвенное питание

б) фотосинтез г) воздушное питание

2. Корневой волосок представляет собой

а) боковой вырост главного корня

б)вырост клетки корня зоны роста
в) вырост клетки корня зоны всасывания

г)нитевидный боковой корешок

3. правильная последовательность зон корня начиная с верхушки

а)зона проведения, зона всасывания, зона деления, корневой чехлик
б)корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания. зона проведения
в)зона всасывания, зона деления, зона роста, зона деления, корневой чехлик
г)корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона проведения, зона всасывания

4. какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением

а)зона всасывания б)зона деления в)зона роста г)зона проведения

5. Клетки зоны деления

а)мертвые б)мелкие, плотно прилегающие друг к другу

в)мелкие, расположены рыхло г)крупные, округлые

6. что получают растения из почвы?

а)органические вещества б)углеводы в)воду и минеральные соли

7. корневое давление зимой

а)высокое б)низкое в)давление всегда одинаково

8. Выберите неверное утверждение:

а)испарение воды способствует поглощению ее из почвы корнем
б)корневое давление способствует всасыванию воды корнем из почвы
в)корни лучше всасывают холодную воду

9. функция корня

а)защитная функция в)питательная функция

б)функция удаления г)функция поглощения

10. Выберите органическое удобрение

а) азотные б) калийные в) торф г)фосфорные

Этапы урока

Организационный этап

Актуализация опорных знаний

Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач (мотивация)……..

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; устанавливать причинно следственные связи

Изложение нового материала

Познавательные: устанавливать причинно следственные связи

Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом виде и развернутом в соответствии с целью учебного задания, способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Первичное закрепление изученного материала

Коммуникативные:

Формирование умения самостоятельно работать

Коммуникативные:

Умение слушать других людей.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Познавательные: умение структурировать материал, анализировать информацию.

Читайте также: