Плод растения участвует в опылении защищает тычинки и пестики участвует в оплодотворении

Обновлено: 05.10.2024

В состав плода входят семена и околоплодник. У цветковых растений семена образуются после двойного оплодотворения из семязачатков. Семена находятся внутри плода и защищены околоплодником, поэтому цветковые растения называют также покрытосеменными.

Околоплодник (наружная часть плода) формируется из стенок завязи пестика. В некоторых случаях в его формировании принимают участие также и другие части цветка — цветоложе, чашелистики, лепестки. Например, у яблока можно найти остатки чашелистиков.

В стенках околоплодника накапливаются питательных вещества: углеводы, белки, жиры. В них содержатся также витамины и вещества, обладающие приятным запахом. Поэтому животные охотно поедают плоды, способствуя распространению семян.

У большинства растений в цветке есть только один пестик. Плод, образовавшийся из такого цветка, называют простым : фасоль, рожь, слива — (A).

Если в цветке несколько пестиков, то из него образуется сборный плод: малина, морошка, ежевика — (В).

Тест содержит 15 вопросов , взятых из сборника Ивановой Т.В. "Тесты по биологии 6-11 классы". Тема - плоды.

ВложениеРазмер
Тест по теме "Классификация плодов" 323.31 КБ
test_plody_i_prezentatsiya.docx 12.39 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ВОПРОС 1 Плод развивается из А - тычинки Б - чашечки В - завязи Г - семязачатка

ВОПРОС 2 Плоды отличаются от других частей растения А - цветом Б – наличием семян В - размерами Г – наличием сочной мякоти

ВОПРОС 3 Сухие плоды имеет А - мак Б – вишня В - яблоня Г – слива

ВОПРОС 4 Сочные плоды имеет А - горох Б – фасоль В - дуб Г – слива

ВОПРОС 5 Плод – костянку имеет А - дуб Б – мак В - горох Г – вишня

ВОПРОС 6 Плод – боб имеет А - горох Б – репа В - капуста Г – слива

ВОПРОС 7 Плод – стручок имеет А - мак Б – горох В - капуста Г – яблоня

ВОПРОС 8 Плод – коробочку имеет А - слива Б – мак В - капуста Г – смородина

ВОПРОС 9 Плод – ягоду имеет А - картофель Б – яблоня В - слива Г – вишня

ВОПРОС 10 Ветром распространяются семена А - рябины Б – ландыша В - черемухи Г – одуванчика

ВОПРОС 11 Путем саморазбрасывания распространяются плоды А - тополя Б – черники В – желтой акации Г – ландыша

ВОПРОС 12 Животные распространяют плоды А - репейника Б – гороха В – одуванчика Г – тополя

ВОПРОС 13 Плод А – участвует в опылении Б – участвует в оплодотворении В – обеспечивает защиту и распространение семян Г – защищает тычинки и пестики

ВОПРОС 14 К плодам с сухим околоплодником относятся А – боб Б – костянка В – яблоко Г – ягода

ВОПРОС 15 К плодам с сочным околоплодником относятся А – семянка Б – орех В – костянка Г – стручок

Предварительный просмотр:

1. Плод развивается из….

2. Плоды отличаются от других частей растения ….

3. Сухие плоды имеет …

4. Сочные плоды имеет … …

5. Плод – костянку имеет …

6. Плод – боб имеет …

7. Плод – стручок имеет …

8. Плод – коробочку имеет …

9. Плод – ягоду имеет ….

10. Ветром распространяются семена ….

11. Путем саморазбрасывания распространяются плоды …

12. Животные распространяют плоды

14. К плодам с сухим околоплодником относятся …

15. К плодам с сочным околоплодником относятся …..

1. Плод развивается из….

2. Плоды отличаются от других частей растения ….

3. Сухие плоды имеет …

4. Сочные плоды имеет … …

5. Плод – костянку имеет …

6. Плод – боб имеет …

7. Плод – стручок имеет …

8. Плод – коробочку имеет …

9. Плод – ягоду имеет ….

10. Ветром распространяются семена ….

11. Путем саморазбрасывания распространяются плоды …

12. Животные распространяют плоды

14. К плодам с сухим околоплодником относятся …

15. К плодам с сочным околоплодником относятся …..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ КОНСЕРВИРОВАНИЯ ПЛОДОВ. КОНСЕРВИРОВАНИЕ ПЛОДОВ САХАРОМ


Виды плодов. Сухие и сочные плоды.

Две презентации. В первой рассмотрены вопросы: значение, строение и классификация плодов; сухие плоды. Во второй презентации рассмотрены виды сочных плодов.


Поурочный тест. Плоды.

Поурочный тест (2 варианта) может использоваться в качестве индивидуального задания или небольшой самостоятельной работы на уроке биологии в 65 классе по учебнику предметной линии И.Н.Пономаревой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

выберите один верный

А 1. Как называется отверстие, через которое внутрь семени проникают воздух и вода?

а ) микропиле б) микровход в) микроотверствие г ) макропиле

А 2. Запасные питательные вещества в зерновке пшеницы со­держатся в:

а) щитке б) эндосперме в) зародыше г) семядолях

А 3 . Если нет условий для прорастания, то:
а) семя образует вещества, тормозящие прорастание
б) семя погибает
в) семя находится в покое

г) семя прорастает

А 4. Боковые корни развиваются

а) на всех корнях
б) только на главном корне
в) только на придаточных корнях

г) на главном и придаточном корнях

А5. Зона деления образована тканью:
а) запасающей б) образовательной в) проводящей г) механической

А 6. Побегом с очередным листорасположением называют стебель, у

которого к узлу прикрепляются:

а) два листа б) три листа в) один лист г) четыре листа

А 7. Какие органы растений относятся к вегетативным?

а) цветки, плоды и семена; б) корни и побеги;

в) цветки и побеги; г) только цветки.

А8. Через какие части листа осуществляется испарение и газообмен?

а) через зеленые клетки б) через устьица

в) через эпидерму г) через кожицу

А 8. По каким сосудам идет нисходящий ток?

а) ситовидные трубки б) лубяные волокна

в) трахеиды г)древесные волокна

А9. Из цветка образуется :

а) цветоложе б) побег и почки в) цветоножка г) плод с семенами

А10 . Плод растения:

а) участвует в опылении
б) защищает тычинки и пестики
в) обеспечивает защиту и распространение семян
г) участвует в оплодотворении

А 11. Верхняя часть основной ткани листа называется:
а) губчатой тканью б) проводящей тканью
в) столбчатой тканью г) механической тканью

В1. Все цветковые растения, зародыш которых имеет две се­мядоли, относятся к … растениям.

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИСТА

В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а выделяют ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс ___________ (В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются через ___________ (Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегреванию листовой пластинки.

Плод — важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся из цветка после опыления и оплодотворения.

Семена образуются из семязачатков . Семена находятся в плоде и защищены околоплодником, поэтому цветковые растения еще называют покрытосеменными растениями .

Околоплодник (наружная часть плода) — это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи пестика . Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка (основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе).

плоды1.jpg

В околоплоднике происходит накопление запасных питательных веществ: сахаров, белков, витаминов, жиров, различных ароматических веществ, органических кислот, привлекательных для многих животных. Именно поэтому плоды служат различным животным и человеку высококалорийной пищей. Питаясь плодами, животные способствуют их распространению.

плоды.jpg

Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое

3. Плоды служат ценным (высококалорийным) продуктом питания всему животному миру нашей планеты. Человек также широко использует плоды и семена: в пищу, на корм скоту, в медицине и промышленности.

Огромное разнообразие плодов у растений обусловлено выработкой в процессе их исторического развития приспособлений к распространению семян.

  • По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные .
  • В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть. Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют.

плоды (2).jpg

Внутри плодов смородины, клюквы, черники, томатов, винограда много мелких семян. Встречаются и односемянные ягоды, например у барбариса, финиковой пальмы.

Яблоко — в образовании его, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в пленчатых сухих камерах.


Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника — косточкой, внутри которой находится одно семя.

Костянки имеют вишня, слива, абрикос, черёмуха. У некоторых растений костянки многосемянные, например у бузины, крушины.

Ореховидные плоды — односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
Орех — околоплодник жёсткий, деревянистый. Семя лежит свободно.

Жёлудь — околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружен чашевидной плюской (защитным покровом).

Семянка — сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.

Зерновка — сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.

Коробочковидные плоды — многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена.

Стручок , как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода.

Коробочки различаются в основном по способу вскрывания. Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки.

У ириса и тюльпана они открывается створками, у белены — крышечкой, у мака и колокольчика — дырочками. Коробочки развиваются также у льна, хлопчатника, фиалки, табака.

Если семя попадает в благоприятные для прорастания условия, то из него может вырасти новое растение. Очень редко семена прорастают на самом растении.

Большинство семенных растений распространяется животными на значительные расстояния от материнского организма, а также ветром, водой и человеком. В процессе длительного исторического развития у плодов образовались приспособления для того, чтобы их ветер, животные или вода уносили как можно дальше.

Dandelion-seed-head-blowi-001.jpg

seeds-attached-to-fur.jpg

Многие плоды и семена растений прикрепляются к шерсти животных и одежде человека, например, плоды расторопши.

trapa_natans_4.jpg

Человек также участвует в распространении семян. Занимаясь сельским и лесным хозяйством, он случайно или сознательно расселяет плоды и семена ценных и сорных трав, а также древесных растений, изменяя растительный покров Земли.

Это отскакивание плодов при падении (дуб, яблоня, конский каштан); выстреливание семян из лопающихся плодов при их созревании (горох, недотрога, люпин, фиалка, бешеный огурец); рассыпание семян при качании стебля (мак, тюльпан), самозарывание плодов в почву (арахис).

У распространяемых ветром — приспособления идут в двух направлениях: уменьшение веса семян (орхидеи) или увеличение их парусности путем образования выростов, крыльев, летучек (одуванчик, берёза, клён).

Читайте также: