Плоды клевера вместе с сеном попадают в желудок овцы

Обновлено: 05.10.2024

Урок биологии

Подготовила: Помошникова В.В.

Тема: Борьба за существование.

Цель: Раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы.

ХОД УРОКА.

Тестовая работа:

  1. 1.Аналогичными органами у растений являются:
  • Корень и корневище (а);
  • Лист и чашелистик (б);
  • Тычинки и пестик (в).
  1. 2.К дивергенции признаков у организмов приводят:
  • Модификации (а);
  • Комбинации б);
  • Мутации (в).
  1. 3.Аналогичными органами являются конечности:
  • Крота и медведя (а);
  • Крота и утки (б);
  • Крота и собаки (в).
  1. 4.Гомологичными органами у животных являются :
  • Крыло птицы и бабочки (а);
  • Лапы тигра и крота (б);
  • Конечности таракана и лягушки (в).
  1. 5.Разнообразие вьюрковых птиц есть результат:
  • Дегенерации (а);
  • Ароморфоза (б);
  • Дивергенции (в).
  1. 6.Конвергенция признаков наблюдается у :
  • Мыши и зайца (а);
  • Акулы и кита (б);
  • Волка и лисицы (в).
  1. 7.Переходной формой между земноводными и рептилиями были:
  • Стегоцифалы (а);
  • Динозавры (б);
  • Зверозубые рептилии (в).
  1. 8.Впервые семенами стали размножаться:
  • Голосеменные (а);
  • Семенные папоротники (б);
  • Покрытосеменные (в).
  1. 9.Переходной формой между рептилиями и птицами является:
  • Птеродактиль (а);
  • Иностранцевия (б);
  • Археоптерикс (в).
  1. 10.Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных:
  • В.О. Ковалевский (а);
  • А.О. Ковалевский (б);
  • Карл Бэр (в).

Вывод: Форма этой борьбы обуславливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию.

Пример: Популяция одуванчика.

  • Межвидовая - протекает остро, если виды относятся к одному роду и нуждаются в одинаковых условиях существования.

Пример: Серая крыса крупнее и агрессивнее, вытеснила черную крысу в поселениях человека.

Межвидовая форма включает отношения типа хищник жертва,

паразит хозяин, растение травоядное животное.

Вывод: Форма этой борьбы приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений. Так же она усиливает и обостряет внутривидовую борьбу.

  • Борьба с неблагоприятными условиями среды также усиливает внутривидовое состязание, т.к. особи одного вида конкурируют за пищу, свет, тепло и т.д.

Вывод: Победители – наиболее жизнеспособные особи ( с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами). Если биологические особенности передадутся по наследству, то при этом будут совершенствоваться видовые приспособления к среде обитания.

ЗАДАНИЕ:

Перечисляем несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

1. дайте определения понятиям: вид, биоценоз, филогенез, естественный отбор, стабилизирующий отбор.
2. Изложите основные взгляды на эволюцию Линнея.
3.Каковы заслуги Ламарка в развитии знаний о живой природе? В чем были его заблуждения, ошибки?
4.Изложите основные положения эволюционной теории Дарвина.
5. Какие существуют формы естественного отбора?
6. Какие причины приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар? внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями среды.
1. Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы.
2. Плодами питаются многие птицы.
3. Всходами питаются травоядные животные.
4. Топчут люди, автомашины, тракторы.
5. Мешают другие более высоки растения.
6. Сами одувванчики вытесняют друг друга.
7. Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах.
8. семена погибают из-за не благоприятных условий.
9. Гибнут от сильных морозов и засухи.
10. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.

Какие причины приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар? внутривидовая борьба (6), межвидовая борьба (1,2,3,4,5,10), борьба с неблагоприятными условиями среды (7,8,9).

Вид (лат. species) — основная структурная единица биологической систематики живых организмов (животных, растений и микроорганизмов) [1]; таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.
Биоценоз — это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории) , и связанных между собой и окружающей их средой.
филогенез - историческое развитие организмов.
Естественный отбор — процесс, посредством которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками) , в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.
Стабилизирующий отбор — форма естественного отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.

формы естественного отбора: положительный и отрицательный, также движущий отбор, стабилизирующий отбор, дизруптивный отбор, половой отбор.

Перечисляем несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар: Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы; Плодами питаются многие птицы; Всходами питаются травоядные животные; Топчут люди, автомашины, тракторы; Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустарники и деревья), они затеняют, берут воду, пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром; Сами одуванчики вытесняют друг друга; Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах; Семена погибают в средней полосе, если они упадут на неблагоприятные для сохранения и прорастания условия; Растения гибнут от сильных морозов и засухи; Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов. В каждой графе укажите порядковые номера причин, перечисленных выше. 6. 1,2,3,4,5,10. 7,8,9.

Что из перечисленного относится к внутривидовой , межвидовой борьбе и борьбе с неблагоприятными условиями, Перечислите несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар : 1.

Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы ; 2.

Плодами питаются многие птицы ; 3.

Всходами питаются травоядные животные ; 4.

Топчут люди, автомашины, тракторы ; 5.

Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустарники и деревья), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению сеням одуванчика ветром ; 6.

Сами одуванчики вытесняют друг друга ; 7.

Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах ; 8.

Семена погибают и в средней полосе, если они упадут на неблагоприятные для сохранения и прорастания почвы ; 9.

Растения гибнут от сильных морозов и засухи ; 10.

Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.


межвидовая - 1, 2, 3, 4, 5, 10

с неблагоприятные условиями - 7, 8, 9.


Три примера внутривидовой борьбы растений и животных и межвидовой борьбы?

Три примера внутривидовой борьбы растений и животных и межвидовой борьбы.


Отметь растения которые относятся к цветковым?

Отметь растения которые относятся к цветковым.

А) одуванчик б) пырей в) сныть г) мать - и - мачеха.


Приведите по три примера внутривидовой, межвидовой боьбы и борьбы с неблагоприятными условиями в мире бактерий?

Приведите по три примера внутривидовой, межвидовой боьбы и борьбы с неблагоприятными условиями в мире бактерий.


Охота сов и лис на мышей - это пример?

Охота сов и лис на мышей - это пример.

А)внутривидовой борьбы б)межвидовой борьбы в)борьбы с неблагоприятными условиями г)борьбы за существование.


Значение для эволюции 1?

Значение для эволюции 1.

Межвидовой борьбы 2.

Внутривидовой борьбы 3.

Борьбы с неблагоприятными условиями среды.


Приведите примеры борьбы за существование(внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьбы с неблагоприятными условиями) для комнатной мухи, и для обыкновенного комара?

Приведите примеры борьбы за существование(внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьбы с неблагоприятными условиями) для комнатной мухи, и для обыкновенного комара.


Что из перечисленных относятся к низшим растениям мухомор лимонарий одуванчик клен?

Что из перечисленных относятся к низшим растениям мухомор лимонарий одуванчик клен.


Соберите плоды деревьев и кустарников, сравните их?

Соберите плоды деревьев и кустарников, сравните их.

Отметьте, каким образом на ваш взгляд, происходит распространение плодов и семян деревьев и кустарников, отмеченных вами.

Почему вы так думаете?

Плоды и семена растений : распространяются потому что Плоды и семена растений : распространяются потому что.


Какая форма борьбы за существование привела к образованию нескольких видов галапагосских вьюрков (питающихся разной пищей)?

Какая форма борьбы за существование привела к образованию нескольких видов галапагосских вьюрков (питающихся разной пищей)?

А) внутривидовая ; б) межвидовая ; в) борьба с природными условиями.


Какой вид борьбы за существование происходит между одуванчиками, растущими на одном поле?

Какой вид борьбы за существование происходит между одуванчиками, растущими на одном поле?

А)внутривидовая б)межвидовая в)с неблагоприятными условиями г)все виды конкуренции.

Вы находитесь на странице вопроса Что из перечисленного относится к внутривидовой , межвидовой борьбе и борьбе с неблагоприятными условиями, Перечислите несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают эт? из категории Биология. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 - 11 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.


К ночным животным отправила уважением мышь, а к ночным растениям многолетник.


1. Утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно, можно на оснозании данных палеонтологии — науки о вымерших организмах, о смене их во времени и пространстве. Ископаемые остатки (окаменелости, отпечатки) растений свидетельствую..


Ответ находиться по номером два.


2)Природа, в которой обитает живой организм.


Количество половых хромосом удрозофилы равно n = 4.


ДНК ТАА - ГЦТ - АЦЦ - ГЦЦ иРНК АУУ - ЦГА - УГГ - ЦГГ тРНК УАА, ГЦУ, АЦЦ, ГЦЦ - , ала, тре, ала.


Можно на русском.


Основные виды поражения гипофиза Гипофиз – самая важная железа в эндокринной системе арушения в работе гипофиза На "вершине власти" в эндокринной системе находится гипофиз — маленькая железа, редко превышающая размером ноготь на мизинце ребенка Гипоф..


Гормоны гипофиза влияют на работу всех эндокринных органов.


Главная часть лупы — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. Рукоятка. Т. е. 1. - Увеличительное стекло, 2. - Оправа, 3. - Рукоятка.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Цель: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина; познакомить с формами борьбы за существование. Продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, развитие мышления, памяти, внимания, научной биологической речи, обще учебных и специальных умений и навыков, продолжить формирование информационных, коммуникативных, обще учебных компетентностей. Воспитывать ценностное отношение к изучаемым знаниям.

Оборудование и материалы: учебник.

Понятия и термины: борьба за существование, формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями; естественный отбор.

Тип урока: комбинированный.

I Организационный этап

II Проверка домашнего задания

  • Фронтальный опрос
  1. Что такое эволюция?
  2. Сформулируйте основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина.
  3. Что такое критерии вида?
  4. Какие критерии вида вам известны?
  5. Что называют ареалом вида?
  6. Что понимают современные ученые под биологическим видом?
  7. Что такое макро и микроэволюция?
  8. Назовите стадии видообразования
  9. Назовите формы и пути видообразования?

III Мотивация учебной деятельности

В природе везде мы видим спор, борьбу и попеременно преграду . Большей наглядности достигает эта всеобщая борьба в мире животных, которые питаются растениями, и в котором в свою очередь любое животное становится добычей и пищей другого. Существа . живут тем, что пожирают друг друга. Хищное животное является живой могилой тысяч других и поддерживает свое существование целым рядом мучительных смертей (А. Шопенгауэр, немецкий философ).

- Что имел в виду ученый?

Сегодня на уроке мы будем говорить о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина.

IV Изучение нового материала

1. Борьба за существование. Формы борьбы за существование

Борьба за существование – это вся совокупность взаимоотношений между особями и различными факторами окружающей среды.

  • Внутривидовая борьба происходит между особями одного вида за пищу, места размножения, пространство для произрастания и т.д. Например, проростки сосны на небольшой площади затеняют друг друга и конкурируют за почвенный раствор, вследствие чего из них выживает не более 1%.
  • Межвидовая борьба проявляется в соревновании между особями различных видов: хищники ограничивают численность жертв; растения конкурируют за места произрастания и т.п. Наиболее остро конкурентные взаимоотношения проявляются у видов с близкими экологическими потребностями
  • Борьба с неблагоприятными условиями (холодом, жарой, засухой и т.д.).

2. Естественный отбор

Естественный отбор – это результат борьбы за существование, который проявляется в выживании и размножении более приспособленных к окружающим условиям особей и гибели менее приспособленных.

Какие признаки сохраняются?

Признаки, повышающие выживаемость в среде обитания

Кем или чем осуществляется отбор?

Отбирают факторы живой и неживой природы

В чью пользу идет отбор?

Действует на пользу организму, популяции, виду

Когда начал действовать?

С появлением первых живых организмов (около 3,7 млрд.лет назад)

Проявление приспособленности к среде обитания

В чем состоит следствие?

Увеличение разнообразия видов, усложнение организации в ходе прогрессивной эволюции, вымирание менее приспособленных видов

V Закрепление изученного материала

Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

1) плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

2) плодами питаются многие птицы;

3) всходами питаются травоядные животные;

4) топчут люди, автомашины, тракторы;

5) мешают другие более высокие растения;

6) одуванчики вытесняют друг друга;

7) семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах;

8) семена погибают и в средней полосе, если они упадут

в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;

9) растения гибнут от сильных морозов и засухи;

10) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.

Укажите формы борьбы за существование одуванчиков (внутривидовая: . ; межвидовая: . ; борьба с неблагоприятными условиями среды: . ).

Внутривидовая: 6. Межвидовая: 1,2,3,4,5,10. Борьба с неблагоприятными условиями среды: 7,8,9.

V ІI Домашнее задание

Параграф 32, выучить конспект ; вопросы1,2 черные жирным шрифтом стр 121.

Читайте также: