Плотность грунта влияет на распределение наземных животных

Обновлено: 05.07.2024

1. Фактор, уровень которого приближается к преде­лам выносливости организма, называют: а) фатальным, б) оптимальным; в) лимитирующим.

2. Плотность грунта влияет на распределение назем­ных животных, которые используют почву: а) в качестве убежища от хищников; б) для испарения излишков влаги; в) для внутрипопуляционных контактов;

3.Самыми опасными с точки зрения влияния на эко­логическую обстановку производствами являются: а) столярные цеха, кирпичные заводы; б) производства фарфора и керамики; в) химические и целлюлозно-бумажные комбинаты;

4. Правило Д. Аллена говорит о закономерности, со­гласно которой: а) размеры животных севера крупнее их сородичей на юге; б) окраска животных к югу становится ярче; в) размеры выступающих частей тела теплокров­ных животных увеличиваются к югу.

5. Наибольшая доля загрязнений, особенно в горо­дах, приходится на: а) хлебозаводы; б) транспорт; в) производство карандашей.

6. Последовательные изменения видового состава экосистемы называют: а) демутацией; б) сукцессией; в) метаморфозом;

7. Непрерывно меняющееся состояние атмосферы у земной поверхности называют: а) средой; б) погодой; в) фактором.

8. Растения, которые уходят под снег, не сбрасывая листьев, имеют возможность: а) вегетировать под снежным покровом; б) переносить зиму в более комфортных условиях;

в) вегетировать сразу после снеготаяния.

9. Самую ярко выраженную форму симбиоза, при ко­торой присутствие каждого из двух видов стано­вится для другого обязательным, называют: а) аменсализмом; б) промкооперацией; в) мутуализмом.

10. В. И. Вернадский назвал почву биокосным веще­ством, потому что она состоит из: а) разлагающихся остатков органики и подземных частей растений; б) частиц грунта и разложившейся органики; в) компонентов, созданных живыми организмами вместе с неживой (косной) природой (водой, атмо­сферой и т. д.).

11. Одним из основоположников экологии как науки о взаимоотношениях живых организмов и среды обитания считают: а) К. Линнея (XVIII в.); б) Э. Геккеля (XIX в.); в) Г. Ф. Гаузе (XX в.).

12. Вторичную биологическую продукцию в экосисте­мах создают: а) консументы и редуценты; б) хемотрофы; в) автотрофы.

13. При избытке гравитационной влаги условия в почве сходны с условиями жизни в: а) пустыне; б) водоеме; в) степи.

17. В крупных промышленных городах из-за загряз­нения среды наиболее быстро нарастает рост забо­леваний: а) желудочно-кишечного тракта; б) органов дыхания; в) кожи и среднего уха; г) суставов и костей.

18. Примеры взаимоотношений в природе, выгодные одному организму и безразличные другому: а) акула и рыба-прилипала; б) рак-отшельник и актиния; в) ель и береза; г) заяц и волк.

19. К экологическим выгодам пойкилотермии в усло­виях жаркого климата относят: а) водонепроницаемость покровов тела; б) способность сохранять влагу в организме; в) функционирование в узком диапазоне темпера­тур; г) размножение и развитие, приуроченные к тепло­му периоду.

20. Одной из особенностей Мирового океана как эко­системы является постоянная циркуляция, обус­ловленная: а) перемещением гидробионтов; б) сильными, постоянно дующими ветрами; в) разницей температур слоев воды; г) испарением с поверхности.

ВложениеРазмер
olimpiada_po_ekologii_10-11.doc 61.5 КБ
matritsa_i_klyuch_ekologiya.doc 66 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2015-2016 гг.)

  1. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов со средой обитания.
  2. Продуцентами в наземных экосистемах являются микроорганизмы.
  3. Мощный слой подкожного жира у морских млекопитающих выполняет теплоизоляционную функцию.
  4. В лесных массивах, как правило, благодаря растительности повышается влажность воздуха, ослабевают температурные колебания, гасятся движения воздуха.
  5. Ветроопыляемые растения имеют очень короткие неподвижные тычиночные нити.
  6. Распашка степей привела к сокращению численности и ареалов пушных зверьков соболя и выхухоли.
  7. Популяции, особи которых быстро достигают половой зрелости, восстанавливают численность быстрее, чем популяции видов с более длительным периодом созревания.
  8. Н. И. Вавилов создал целостное учение о биосфере, показал геологическую роль живых организмов в преобразовании нашей планеты.
  9. Явление конкуренции возникает между видами, извлекающими пользу из связи друг с другом.
  10. Сообществом можно назвать группу растений, обитающих в биогеоценозе.

Задание 2. Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных 25 баллов (правильный ответ – 1 балл).

1. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

2. Улучшают условия для произрастания корней растений, разрыхляют и перемешивают почву, при этом

существенно повышая почвенное плодородие:

а) кроты и землеройки;

б) дождевые черви;

в) личинки хрущей и щелкунов;

г) медведки и мокрицы

3. Наличие у многих наземных растений корневой системы обусловлено:

а) почвенным воздухом;

б) постоянством почвенной температуры;

в) присутствием в почве раствора биогенов;

г) отсутствием в почве солнечной радиации.

4. Озоновый слой атмосферы разрушается под воздействием:

а) жесткой солнечной радиации;

б) хлорфторорганических соединений;

в) углекислого газа;

г) изменения геомагнитных свойств атмосферы.

5. Совокупность особей считают популяцией, если:

а) у них наблюдается определенное внешнее сходство и они населяют общую территорию;

б) они принадлежат к одному виду;

в) они занимают общую территорию и свободно скрещиваются между собой, принося плодовитое потомство;

г) они населяют общую территорию, и между ними наблюдается пищевая конкуренция.

6. Наличие у наземных животных твердого и/или гидростатического скелета обусловлено:

а) дефицитом влаги;

б) низкой плотностью воздуха;

в) солнечной радиацией;

г) колебаниями температуры.

7. Наиболее уязвимой частью биоценозов являются:

а) многочисленные виды;

б) доминирующие виды;

в) малочисленные виды;

г) средообразующие виды

8. Взаимовыгодные отношения между разными видами, без которых существование особей становится

9. Большой процент углерода в процессе существования биосферы накапливается в:

а) сланцах и карбонатных породах;

в) кремнийорганических породах;

г) железных и марганцевых рудах.

10. Основным типом особо охраняемых территорий являются:

б) природные парки;

в) биосферные заповедники

г) национальные парки

11. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных,

которые используют почву:

а) в качестве убежища от хищников;

б) для испарения излишков влаги;

в) для внутрипопуляционных контактов;

г) при выведении токсичных продуктов обмена

12. К проявлениям действия абиотических факторов среды относят расселение:

а) лопуха большого;

б) одуванчика лекарственного;

в) рябины обыкновенной;

г) дуба черешчатого.

13. Основным принципом устойчивости экосистем является:

а) многообразие форм жизни;

б) пространственный размер экосистем;

в) стабильный климат;

г) географическая широта места.

14. Осадочные породы на Земле образовались в основном благодаря:

а) деятельности живых организмов;

б) вулканической деятельности;

в) физическим процессам выветривания;

г) окислительной деятельности кислорода.

15. Последовательные изменения видового состава экосистемы называют:

16. Автор учения о биосфере:

в) В. И. Вернадский

17. Пастбищная пищевая цепь начинается с:

а) зеленых растений

в) остатков организмов

г) жвачных животных

в) пресноводная амеба – бактерия

19. Растением-паразитом не является:

20. Примером популяции является совокупность особей:

а) рдеста обыкновенного, произрастающего в данном водоеме;

б) сосны обыкновенной, распространенной по побережью Балтийского моря;

в) клеста-еловика, заселяющего таежную зону России;

г) сельди тихоокеанской в Тихом океане.

21. С периодическими изменениями в окружающей среде не связано

а) фотосинтетическая активность растений;

б) зимняя спячка животных;

в) осенний листопад;

г) активность внутренних паразитов

22. При чрезмерном увеличении численности (плотности) популяции:

а) животные быстрее и эффективнее размножаются;

б) улучшаются условия жизни для всех особей и возрастает их защита от хищников;

в) особи перестают размножаться, сокращается продолжительность их жизни,

растет агрессивность, возникает стресс;

г) уменьшается конкуренция между самцами за самку.

23. Обычно под структурой популяции понимают:

а) соотношение особей разного пола или разного возраста;

б) соотношение здоровых и больных особей;

в) соотношение почвенных и наземных обитателей;

г) соотношение вымерших особей и ныне живущих.

24. Тип взаимоотношений следующих представителей животного мира можно

а) рак-отшельник и актиния;

б) крокодил и воловья птица;

в) акула и рыбы-прилипалы;

г) волк и косуля.

25. Закон оптимума означает следующее:

а) организмы по-разному переносят отклонения от оптимума;

б) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного

влияния на организм;

в) любой экологический фактор оптимально воздействует на организм;

г) любой организм оптимально подстраивается под различные условия

Задание 3. Тип задания – выбор правильности суждения (да или нет) с его

последующим обоснованием 12 баллов (3 балла за одно задание).

  1. В настоящее время бóльшая часть человечества расселена в горных районах.
  2. К возобновляемым ресурсам относятся ресурсы животного мира.
  3. Плотины электростанций улучшают гидрологический режим рек, повышают

качество воды водохранилищ.

  1. Каждая цепь питания заканчивается растениями.

Задание 4. Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех

предложенных с его обоснованием: 8 баллов (выбор правильного ответа – 2 балла;

обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

Задача 1 . Не являются необходимыми для поддержания круговорота биогенных

элементов (азота, углерода, кислорода и т. д.):

4) необходимы все.

Задача 2. Использование для зарыбления водоёмов Воронежской области

чужеродного вида – дальневосточного белого амура – в целях борьбы с

зарастанием обусловлено тем, что белый амур:

1) является декоративным видом (может разводиться в домашних

2) не представляет интереса для спортивного и любительского рыболовства;

3) питается практически не использующимися аборигенными видами рыб

кормовыми ресурсами (в частности, высшая водная растительность);

4) является одновременно растительноядным и плотоядным видом.

Предварительный просмотр:

Фамилия ________________________ Шифр __________

Задание 1. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Задание 2. 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Задание 3. 12 баллов (по 3 балла за каждое задание).

  1. Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. 8 баллов (выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

  1. Примерное обоснование:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Примерное обоснование:_____________________________________

ОТВЕТЫ
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по экологии. Школьный этап. 2015-2016 уч. год. 10-11 класс

Задание 1. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Задание 2 . 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Задание 3. 12 баллов (по 3 балла за каждое задание).

естественного возобновления хорошо и точно рассчитываются. Поэтому при

организации промысла диких животных в пределах, не превышающих

ежегодное возобновление, можно полностью избежать истощения ресурсов.

Однако есть виды, которые находятся под угрозой исчезновения и виды,

которые уже исчезли. Они уже могут не быть возобновляемым ресурсом.

Популяция комнатных мух способна быстрее, чем популяция галапогосских

черепах, приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды.

Ответ и обоснование

гидрологический режим рек: замедляется сток воды, образуются застойные

зоны, становятся труднопреодолимым препятствием для речных обитателей.

При строительстве плотин затапливаются большие территории земель, что

приводит к ухудшению качества воды.

поскольку растения производят в процессе фотосинтеза органическое

вещество, которое потребляют все остальные организмы. Цепи питания, как

правило, заканчиваются редуцентами.

8 баллов (выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

Задача 1. Ответ и обоснование

Биогеохимический круговорот веществ – повторяющийся обмен химических элементов и их природных соединений между живым веществом и неорганической средой – косным веществом биосферы. Совместная деятельность продуцентов, консументов, редуцентов определяет непрерывное поддержание глобального биологического круговорота веществ в биосфере Земли.

Задача 2. Ответ и обоснование

Питаясь, в частности, высшей водной растительностью, белый амур способствует снижению зарастания водоёмов. Этот вид не относится к хищным и не является конкурентом для аборигенных видов рыб по кормовым ресурсам (фито-, зоопланктон, прочие мелкие водные животные), поэтому не должен их вытеснить. Кроме того, белый амур представляет интерес для спортивного и любительского рыболовства.

1. К проявленпиям абиотических факторов нельзя отнести:

а) расселение одуванчика лекарственного;

б) расселение коробочки дуба;

в) распространение желудей дуба;

г) перенос пыльцы мятлика.

2. Глубина проникновения корней растений в условиях нормальных температурного и водного режима зависит от:

а) наличия почвенных микроорганизмов;

б) наличия элементов питания;

в) содержания атмосферного воздуха;

г) глубины проникновения всета

3. Явление замора, т.е. массовой гибели обитателей водной среды, может быть вызвано:

а) нехвакой пищи;

б) недостатком кислорода;

в) отсутствием света;

г) наличием паразитов

4. Улучшают условия для произрастания корней растений, разрыхляют и перемешивают почву, при этом существенно повышая почвенное плодородие:

а) кроты и землеройки;

б) дождевые черви;

в) личинки хрущей и щелкунов;

г) медведки и мокрицы

5. Способность видов к увеличению численности в геометрической прогрессии сдерживают:

а) погодные условия;

б) отношения между поколениями;

в) ресурсы местообитания;

г) сезонные ритмы жизни

6. К жароустойчивым прокариотам относят некоторые виды:

б) голосеменных растений;

7. Процесс подготовки растений к перенесению ими морозов заключается в:

а) прекращении роста;

б) накоплении сахаров;

в) синтезе жиров;

г) денатурации белков

8. Совокупность особей считают популяцией, если:

а) у них наблюдается определенное внешнее сходство и они населяют общую территорию;

б) они принадлежат к одному виду;

в) они занимают общую территорию и свободно скрещиваются между собой, принося плодовитое потомство;

г) они населяют общую территорию, и между ними наблюдается пищевая конкуренция.

9. В полосе широколиственных лесов в разных дубравах встречаются такие растения, как:

а) черника, зеленые мхи;

в) лилия белая, рдест курчавый;

г) лиственница европейская, можжевельник высокий

10. Наиболее уязвимой частью биоценозов являются:

а) многочисленные виды;

б) доминирующие виды;

в) малочисленные виды;

г) средообразующие виды

11. Взаимовыгодные отношения между разными видами, без которых существование особей становится невозможным, называют:

12. Для обеспечения круговорота веществ экосистеме необходимо наличие таких составляющих, как:

а) биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты;

б) продуценты, сапротрофы, консументы, паразиты;

в) продуценты, редуценты, консументы;

г) биогенные элементы, продуценты, консументы

13. Возросший дефицит пресной воды вызван в основном:

а) ухудшением климата;

б) резким глобальным уменьшением объема грунтовых вод;

в) загрязнением водоемов;

г) глобальным засолением почв.

14. Особенно сильно подвергаются водной эрозии почвы, расположенные на:

а) плоской поверхности без растительности;

б) плоской поверхности со слабой растительностью;

в) наклонной поверхности, заросшей кустарником;

г) наклонной поверхности, заросшей травой

15. Основным типом особо охраняемях территорий являются:

б) природные парки;

в) биосферные заповедники

г) национальные парки

16. Климатические ресурсы относят к разряду:

б) исчерпаемых возобновимых

в) исчерпаемых невозобновимых

17. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных, которые используют почву:

а) в качестве убежища от хищников;

б) для испарения излишков влаги;

в) для внутрипопуляционных контактов;

г) при выведении токсичных продуктов обмена

18. Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:

а) экосистем пресных водоемов;

б) природных экосистем суши;

в) экосистем Мирового океана

Задание 2

выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным и в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа

19. Большой вред экосистемам тундры наносят многочисленные проезды тяжелой техники. Результатом проездов гусеничных вездеходов по колее летом является :

а – водная эрозия почв;

б- термокарст и термоэрозия;

в – местная ветровая эрозия;

г – естественная эрозия.

Задание 3

Письменно обоснуйте ответ на предлженный вопрос

20. При озеленительных работах особо важен подбор теневыносливых видов древесных пород (на затененных улицах, с северной стороны зданий, в парках и т.д.). По каким признакам выделяются теневыносливые растения?

21. Расположите предлагаемые виды животных в порядке увеличения их плодовитости: шимпанзе, свинья, собака, обыкновенная щука, озерная лягушка. Объясните, почему самки одних видов приносят за один раз 1-2 детенышей, а других – несколько сотен тысяч.

22. Назовите птиц, которые несколько десятилетий тому назад в средних и северных широтах улетали на зиму на юг, а сейчас живут круглый год в крупных городах. Объясните, с чем это связано.

23.Чем в естественной среде обитания определяются границы ареалов биологических видов? Что способствует изменению ареалов в настоящее время?

24.В чем заключаются возможные нарушения водного баланса территории, возникающие в результате уничтожения на ней древесной растительности.

25.Расчеты, проведенные учеными, говорят о том, что в ближайшие 150-180 лет количество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с его современным содержанием. Перечислите виды человеческой деятельности, которые способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере

Ответы 9-11 класс

Ответы

Примерное обоснование к задаче № 19

Ответы на задание №3

20. Основные критерии теневыносливости древесных и кустарниковых пород:

а) форма кроны: у светолюбивых –крона ажурная, слабо лиственная, у теневыносливых – плотная, густая, так как листья или хвоинки способны развиваться не только на периферии, но и в глубине кроны при минимальном освещении;

б) соотношение высоты дерева и толщины ствола у подроста - теневыносливые древесные породы, способные расти в густом насаждении, быстрее растут и сильнее вытягиваются, у светолюбивых при том же диаметре ствола меньшая высота, т.к. при недостатке света они растут медленнее;

в) листовая пластинка у теневыносливых – широкая и крупная, но тонкая, цвет листа темно-зеленый;

г) на цитологическом уровне – у теневыносливых пород хлоропласты крупные и располагаются в клетке диффузно или скапливаются в нижней части клетки;

Оценка- 5 баллов

21. Ряд видов животных, построенный по порядку увеличения их плодовитости: шимпанзе, собака, свинья, озерная лягушка, обыкновенная щука. Чем более выражена забота о потомстве у вида и, следовательно, меньше смертность потомства. Тем ниже плодовитость самок этого вида.

22. Грачи, утки-кряквы, вороны. Это связано с тем, что возросло количество доступной пищи зимой: увеличилось число помоек и свалок, появились незамерзающие водоемы (для теплокровных опасен голод, а не холод).

23.Границы ареалов определяются биотическим потенциалом популяции того или иного вида, т.е. способностью размножаться и толерантностью к условиям среды. Границы ареала зависят от наличия внешних физических барьеров (проливы, высокие горные хребты, ущелья, тектонические разломы и т.д.), которые могут препятствовать распространению организмов данного вида, даже если у него есть внутренние потенции к этому. Границы ареалов могут определяться и биотическими причинами (например, ареалы шмелей определяются ареалами растений, на которых они кормятся). Изменение ареалов биологических видов связано с эволюционными процессами, в течении длительных промежутков времени ареалы могут расширяться и сужаться благодаря естественному отбору и видообразованию. В настоящее время границы ареалов во многом определяются хозяйственной деятельностью человека: распашкой, сведением лесов, интродукцией видов в новые местообитания.

24. Растения играют большую роль в регулировании водного режима территории. Вырубка лесов может привести к разным последствиям: в условиях избыточного увлажнения и высокого уровня залегания грунтовых вод в результате вырубки произойдет снижение расходов воды на транспирацию в итоге приходная часть водного баланса территории превысит расходную. Накопление избыточной влаги приведет к заболачиванию территории. В условиях недостаточного увлажнения и низкого уровня залегания грунтовых вод сведение лесной растительности приведет к тому, что большая часть тающего снега и выпадающих осадков будет стекать с поверхностным стоком. Инфильтрация снизится. В половодье и паводки сток увеличится, а в маловодные периоды уменьшится. Грунтовые воды опустятся глубже, произойдет иссушение территории.

25. Возрастающие темпы сжигания топлива (угля, газа, нефтепродуктов, торфа, и др.); сокращение площади лесов и вообще растительности; увеличение площади пустынь; загрязнение водоемов, приводящее к гибели водных растений.

73. Косвенное влияние человека на животных проявляется при:

1) переселении и преследовании их;

2) строительстве городов, поселков, плотин, дорог;

3) истреблении их или отлове;

4) разведении их.

74. Впервые международная Красная книга была издана в:

75. Истребление лесов на обширных территориях приводит к нарушению:

1) минерального питания;

2) озонового слоя;

3) водного режима;

4) атмосферного давления.

76. Химическая очистка сточных вод заключается в:

1) использовании фильтров, сит и отстойников;

2) добавлении реагентов, образующих осадки из растворов;

3) использовании аэротенков;

4) использовании полей орошения.

77. Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря:

1) парообразной влаге;

2) парниковому эффекту;

3) озоновому экрану;

4) молекулярному азоту.

78. Основным типом особо охраняемых территорий являются:

2) природные парки;

3) биосферные заповедники;

4) национальные парки.

79. Полезные ископаемые относятся к ресурсам, которые считают:

80. Неправильный и неумеренный полив в районах орошаемого земледелия, как правило, приводит к эрозии, которую называют:

81. В России преобладают охраняемые природные территории, имеющие статус:

1) биосферных заповедников;

2) заказников и памятников природы;

3) национальных парков;

4) природных парков.

82. Одной из причин большей чувствительности хвойных лесов по сравнению с лиственными к воздействию токсикантов считают:

1) толщину древесины у основания ствола;

2) продолжительность жизни листовых пластин;

3) форму крон хвойных деревьев;

4) особенности строения корневой системы.

83. Выберите такой ряд, в котором скорость восстановления ресурсов последовательно уменьшается:

1) почвы – животные - леса;

2) животные – леса - почвы;

3) леса – почвы - животные

4) леса – животные - почвы.

84. На нужды промышленности и сельского хозяйства в наибольшей степени используют воды:

1) озер и прудов;

4) болот и каналов.

85. Основной причиной постепенного потепления климата, по мнению многих ученых, является:

1) уменьшение в атмосфере содержания кислорода;

2) увеличение количества пылеобразных частиц;

3) уменьшение радиоактивного фона;

4) увеличение в атмосфере концентрации углекислого газа.

86. Климатические ресурсы относят к разряду:

2) исчерпаемых возобновимых;

3) исчерпаемых невозобновимых;

4) неисчерпаемых космических.

87. Природные объекты и явления, которые человек использует в производстве, называют:

1) полезными ископаемыми;

2) природными ресурсами;

3) потенциальными ископаемыми;

4) невосполнимыми ресурсами.

88. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель и на улучшение условий окружающей среды, называют:

89. Эрозию, вызванную постепенным смывом поверхностного слоя почвы талыми водами и дождями в понижения, называют:

90. Ирригационная эрозия может возникнуть в районах:

1) вырубки горных лесов;

2) интенсивного орошаемого земледелия;

3) возделывания пропашных культур;

4) выращивания многолетних трав.

91. На этапе биологической рекультивации земель первыми высаживают:

1) древесные породы с малоценной древесиной;

2) технические культуры с низкой скоростью ростовых процессов;

3) малотребовательные культуры с большой растительной массой;

4) пищевые культуры с коротким периодом вегетации.

92. Основные принципы охраны окружающей природной среды изложены:

1) в Лесном кодексе;

2) в Земельном кодексе;

4) во всех приведенных выше документах.

93. Озоновый экран разрушается, по мнению многих ученых, вследствие:

1) поступления в атмосферу диоксида углерода;

2) повышения концентрации сернистого ангидрида;

3) утечки хлорфторуглеводородов (фреонов);

4) жесткого ультрафиолетового излучения.

94. Вырубка лесов, распашка пойм, осушение болот вызывают:

1) повышение уровня грунтовых вод;

2) уменьшение поверхностного стока;

3) увеличение поверхностного стока;

4) увеличение водоносности рек.

95. Характеристикой рациональности работы добывающего предприятия считают:

1) себестоимость добытых ископаемых;

2) темпы изъятия минерального сырья;

3) скорость доставки добытого сырья;

4) полноту выработки месторождения.

96. От выпадения кислотных дождей больше других страдают:

1) северные экосистемы;

2) тропические экосистемы;

3) альпийские экосистемы;

4) экваториальные экосистемы.

97. Использование водных ресурсов без изъятия воды из водных объектов называют:




98. Для экосистем таежных лесов характерны:

3) подзолистые почвы;

4) каштановые почвы.

99. Загрязнение, связанное с изменением физических параметров среды называется:

100. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных, которые используют почву:

1) в качестве убежища от хищников;

2) для испарения излишков влаги;

3) для внутрипопуляционных контактов;

4) при выведении токсичных продуктов обмена.

101. Самыми опасными с точки зрения влияния на экологическую обстановку производствами являются:

1) столярные цеха, кирпичные заводы;

2) производства фарфора и керамики;

3) химические и целлюлозно-бумажные комбинаты;

102. Правило Д. Аллена говорит о закономерности, согласно которой:

1) размеры животных севера крупнее их сородичей на юге;

2) окраска животных к югу становится ярче;

3) размеры выступающих частей тела теплокровных животных увеличиваются к югу;

4) длина и плотность шерсти и перьев у животных возрастают к северу.

103. Загрязнением природной среды живыми организмами, вызывающими у человека различные заболевания, называется:

104. Некачественная питьевая вода может стать причиной заражения:

1) туберкулезом, холерой;

2) холерой, лептоспирозом;

3) лептоспирозом, гриппом;

4) гриппом, гепатитом.

105. В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:

106. Канцерогенами называют вещества, вызывающие:

1) раковые заболевания;

2) аллергические заболевания;

3) хроническое отравление;

4) инфекционные заболевания.

107. Возбудители столбняка и ботулизма обитают в:

4) организме животных.

108. Естественный шумовой фон составляет:

109. На самочувствие человека оказывают положительное воздействие:

1) полное отсутствие звуков (полнейшая тишина);

2) положительно заряженные ионы;

3) отрицательно заряженные ионы;

4) ультра - и инфразвуки.

1) совокупность зданий, дорог, транспорта, городских коммуникаций;

2) зеленые насаждения, парки, скверы;

3) сочетание жилищ, городской инфраструктуры и зеленых насаждений;

4) совокупность промышленных предприятий города.

111. Важнейшей составной частью экосистемы современного города являются:

1) благоустроенные жилища;

2) автодороги и транспорт;

3) сферы услуг и развлечений;

4) зеленые насаждения.

112. Бактерицидными свойствами обладают:

2) чеснок, клюква;

1) высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов;

2) низкой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов;

3) способностью переносить длительные нагрузки;

4) способностью выполнять монотонную работу.

114. Самым эффективным действием отдельного человека по улучшению экологических условий может быть:

1) повторное использование стеклотары;

2) вегетарианское питание;

3) езда на велосипеде вместо использования автотранспорта;

4) активное участие в борьбе за принятие и выполнение законов по охране окружающей среды.

115. СПИД передается:

1) воздушно-капельным путем;

2) при пользовании вещами больного;

3) при укусе комара;

4) половым путем;

5) при пользовании посудой больного.

1) атмосферное давление;

3) уровень загрязнения атмосферы;

4) концентрацию кислорода;

5) движение воздуха.

117. Рациональное питание предусматривает:

1) необходимость учета потребностей организма в различных питательных веществах;

2) предпочтение более калорийной пищи;

3) оценку и учет энергетической ценности продуктов питания;

4) учет возраста, деятельности и состояния здоровья;

5) регулярный прием пищи в определенное время.

118. Химическое загрязнение окружающей среды может вызвать у человека:

1) головокружение, тошноту, кашель;

2) хроническое отравление;

3) инфекционные заболевания;

4) функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы;

5) острое отравление и даже смерть.

119. Причиной раковых заболеваний могут стать:

1) химическое загрязнение среды;

5) малокалорийное питание.

120. Выберите правильные суждения:

1.Реакция организма на загрязнения зависит от индивидуальных особенностей человека.

2.Человек, нарушая естественные условия существования болезнетворных организмов, нередко сам становится жертвой природно-очаговых болезней.

3.Абсолютная тишина благотворно сказывается на самочувствии человека.

4.Биоритмы каждого человека индивидуальны.

5.Резкое перемещение в дальний часовой пояс приводит к сбою в биологических ритмах человека.

6.Изменения погоды одинаково сказываются на самочувствии разных людей.

7.Если продукт не содержит избытка нитратов, значит, он экологически чистый.

8.Город следует рассматривать как экосистему.

9.Значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки.

10. При утомлении даже у здорового человека не может происходить перераспределения резервных функций организма.

121. Вопрос с короткими ответами.

1) различные химические вещества, как правило составляющие отходы производства;

2) при попадании в организм большими концентрациями способны привести к острому отравлению его и даже к смерти;

3) болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие;

4) звуки в 20- 30 дБ;

5) звуки в 80 и более дБ;

6) инфразвуки, ультразвуки;

7) при попадании в организм вызывающие инфекционные болезни способные вызвать тиф, чуму, малярию;

8) вызывающие нервно-психические заболевания, расстройства сердечно-сосудистой системы, ухудшение или потерю слуха;

9) заражающие организм воздушно-капельным путем, при тесном контакте с больным или через переносчиков;

10) вызывающие хроническое отравление организма при систематическом поступлении в него даже небольшими количествами;

11) вызывающие хронические воспалительные заболевания различных органов, изменения нервной системы, отклонения в развитии плода;

12) попадающие в организм человека при дыхании, с продуктами питания и водой.

122. Дайте краткую характеристику химических функций живого вещества:

Функции живого вещества Характеристика функции
Энергетическая
Газовая
Концентрационная
Окислительно-восстановительная
Деструктивная
Средообразующая
Транспортная

123. Дайте краткую характеристику трем основным антропогенным кризисам:

Антропогенный экологический кризис Характеристика кризиса
Первый антропогенный экологический кризис (кризис консументов) Ориентировочно 10- 50 тыс. лет назад.
Второй антропогенный экологический кризис (кризис продуцентов) Ориентировочно 150- 350 лет назад.
Третий антропогенный экологический кризис (кризис редуцентов). Настоящее время.

Характеристика экологической проблемы разрушения озонового слоя Земли.

Возможные проблемы Вероятный механизм проблемы Последствия

Возможные причины проблемы Вероятный механизм возникновения проблемы Возможные последствия

126. Анализируя точки зрения разных ученых на проблему изменения климата («парникового эффекта), заполните таблицу:

Возможные причины проблемы Вероятный механизм проблемы Возможные последствия

1. устойчивое развитие означает такое использование естественных ресурсов, вложение капиталов, технологический прогресс и институциональные изменения, которые будут покрывать как будущие, так и существующие нужды;

2. устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Оно включает два ключевых понятия:

- понятие потребностей, в частности, потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

- понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организации общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

В 1992 г. состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, где лидеры 179 стран Планеты приняли новую для мирового сообщества модель развития, основанную на концепции устойчивого развития.

128. В. И. Вернадский определил биосферу как целостную экологическую систему, в которой живое вещество взаимодействует с элементами литосферы, гидросферы, атмосферы и техносферы.

В любой природной системе А. А. Крауклис предложил выделять 3 начала: инертное, мобильное и биологически активное.

Функции каких начал, по вашему мнению, выполняют следующие компоненты биосферы: минеральный субстрат, рельеф, энергия Солнца и космическое излучение, силовые поля Земли, воздушные массы, гидросфера, живое вещество биоты.

Какое начало имеет, согласно учению В. И. Вернадского, определяющее значение в биосфере?

129. С.Б.Лавров и Ю.Н.Гладкий, анализируя глобальные проблемы современности, выделяют пять основных групп:

2.проблемы преимущественно природно-экономического характера (2);

3.проблемы преимущественно социального характера(3);

4. проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей (4)

5. проблемы научного характера, нерешенность которых не создает непосредственную угрозу для будущего человечества (5).

Осмысливая предложенную классификацию, приведите несколько конкретных проблем, отображающих данные направления (заполните таблицу).


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

В одном сообществе нельзя встретить следующие пары растений:

  • подорожник средний – лютик едкий
  • черника – голубика
  • ромашка-сфагнум
  • клюква – багульник
Вопрос 2

В одном природном сообществе с ряской можно встретить

  • лису
  • синицу
  • лягушку
  • медведя
Вопрос 3

Наибольшее число ярусов можно насчитать в таких растительных сообществах, как

Вопрос 4

Животные, которые не встречаются друг с другом в дикой природе

  • жираф и зебра
  • волк и лиса
  • пингвин и белый медведь
  • медуза и дельфин
Вопрос 5

К потребителям относят

  • уж
  • кактус
  • цианобактерии
  • стрелолист
Вопрос 6

Организмы, питающиеся растениями, называются:

  • зоофаги
  • фитофаги
  • автотрофы
  • детритофаги
Вопрос 7

К проявлениям действия биотических факторов среды нельзя отнести

  • выделение болезнетворными бактериями токсических веществ
  • перенос пыльцы растений ветром
  • выделение зелеными растениями кислорода
  • дупло, выдолбленное дятлом в стволе дерева
Вопрос 8

Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют

  • гетеротрофами
  • олигобионтами
  • комменсалами
  • эврибионтами
Вопрос 9
  • Вернадский
  • Линней
  • Дарвин
  • Геккель
Вопрос 10

Плотность грунта влияет на распределение наземных животных, которые используют почву для

Читайте также: