По радио объявили о посадке самолета грамматическая основа

Обновлено: 07.07.2024

- По какому принципу вы их поделили? (принцип разделения – состав основы предложений).

Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на две группы.

Определение темы урока.

- Чем выражены главные члены в других предложениях? (либо подлежащими, либо сказуемыми)

- Какова же тема нашего урока? (Односоставные предложения).

Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных; посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают, понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются, попробуем сами использовать односоставные предложения. Эти знания нам понадобятся на ЕГЭ в 11 классе.

У каждого из вас на столе лежат листы наблюдения и по ходу урока я предлагаю их вам заполнить.

2. Тема и цели урока, определение содержания, установка на беседу.

Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются? Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов.

Лист № 1. Ваша задача: выписать грамматические основы, указать тип односоставного предложения.

а) Не спится, няня: здесь так душно! (А.Пушкин)


б) В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Лермонтов)

в) Шёпот, робкое дыханье.
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А.Фет)

г) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.Пушкин)

д) К кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)

е) Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое.
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

ж) Люблю грозу в начале мая. (А.Фет)

з) Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. (С.Есенин)

3. Создание алгоритма.

Давайте восстановим ход нашего исследования:

1. Выделить грамматическую основу предложения.

2. Определяем, двусоставное или односоставное.

3. Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.

4. Если подлежащим – это назывное предложение.

5. Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель.

6. Если подразумевается – выяснить: определенно-личное, неопределенно-личное или обобщенно-личное.

7. Если нет и быть не может лица – это безличное.

4. Анализ стихотворного текста (К. Бальмонт "Родное"). Лист № 2

1 группа - анализ текста

2 группа - объяснение орфограмм

3 группа - определение вида односоставных предложений

Ал. еи рек. З. ркальности озёр.
Хрустальный ключ. Бе. гласные затоны.
Живая сказка – страшный тёмный бор.>
Его вершин (не)молкнувшие звоны.
Воздушность ив. Цв. ты родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прош. л в м. льканье дней,
Но лучше вас я ничего (не) знаю.

5. Дополнительные вопросы.

- Какую тему раскрывает поэт в своём стихотворении? (тему Родины)

-Какой тип предложений использует? (Назывные и двусоставное)

-Какое значение придают стихотворению данные предложения?

- Назовите художественные средства, использованные автором.

Определить тип односоставных предложений.

6. Физминутка.

Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и , не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

7. Индивидуальное задание.

Карточка

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина) 2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными.(Л.Татьяничева)
3) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер) 4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) 5) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер) 6) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц)

8. Работа в группах (раздать тексты)

Выборочное списывание с одновременным восстановлением текста: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.

  • 1 группа выписывает определенно-личные предложения;
  • 2 группа – неопределенно-личные предложения;
  • 3 группа – безличные.
  1. Мне в душу пове…ло жизнью и волей. (А.Майков)
  2. Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести. (А.Майков)
  3. (Не) торопись (не) спеши подождём . Забудем на миг неотложное дело. (К.Симонов)
  4. Как много дума(н,нн)о исполне(н,нн)о так мало. (В.Брюсов)
  5. И на обломках сам…властья напишут наши имена (А.Пушкин)
  6. Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (П.Антокольский)
  7. Дни поздней осени бранят обыкнове(н,нн)о. (А.Пушкин)

Идет обсуждение в группах, затем по 1 ученику от группы выходят к доске и выписывают предложения, объясняют постановку знаков препинания.

Проверка: один ученик у доски восстанавливает предложения. Ученики называют номера выписанных предложений.

9. Синтаксический разбор предложения.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Очень часто односоставные предложения используются не только в поэтических текстах, но и в публицистических. Давайте увидим это на примере работы с такими текстами.

10. Работа с предложенными текстами. Чтение. Осмысление.

Текст № 1

Равнодушие… Как часто, к сожалению, в современном мире приходится сталкиваться с этим отнюдь не лучшим человеческим качеством. Равнодушие к близким, к тем, кто нуждается в твоей помощи, к природе, к языку…
Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, состраданием, непримиримостью к злу, умением отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.
(В.Сухомлинский)

Текст № 2

Текст № 3

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на “ клочке земли, припавшем к трём берёзам”, частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

(Отрывок из статьи В.Шукшина“Слово о“малой родине”.)

11. Рефлексия. Работа с листами наблюдения.

  • На уроке я задумался над.
  • Я открыл для себя.
  • Урок помог мне.
  • Мои чувства к уроку можно выразить словами.

12. Самооценка. Раздать карточки (синие - все получилось, зеленые - были проблемы, трудности, не всегда был активен, красные - было трудно)

13. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на основе предложенного текста (по группам):

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Исследовательская работа в группах. Даны 5 предложений Я умею читать книги.

1. Исследовательская работа в группах. Даны 5 предложений Я умею читать книги. Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолета. Мне не спится. Какая ночь! Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.

Какие две группы у вас получились? И по какому принципу вы их разделили? Прин.

Какие две группы у вас получились? И по какому принципу вы их разделили? Принцип разделения – состав основы предложений. Двусоставные предложенияОдносоставные предложения Я умею читать книги. Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолета. Мне не спится. Какая ночь!

-Что мы уже знаем? Двусоставные предложения. -Чем выражены главные члены в эт.

-Что мы уже знаем? Двусоставные предложения. -Чем выражены главные члены в этом предложении? Я умею читать книги. Подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное. (Глагол в форме 1 лица, ед. числа + инфинитив) -Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на этом уроке?

Тема урока: Односоставные предложения. А каковы цели урока? Будем учиться отл.

Тема урока: Односоставные предложения. А каковы цели урока? Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных. Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают. Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются и какую роль играют. Попробуем сами использовать односоставные предложения.

А зачем это нам? Пригодится в жизни На ЕГЭ знания об односоставных предложени.

А зачем это нам? Пригодится в жизни На ЕГЭ знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.

Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов. - Как вы д.

Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов. - Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются?

1. Люблю классическую музыку. 2. По радио объявили о посадке самолета. 3. Мн.

1. Люблю классическую музыку. 2. По радио объявили о посадке самолета. 3. Мне не спится. 4. Какая ночь! Продолжим наши исследования. Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?

По какому принципу вы разделили предложения? Распределение зависит от того, ч.

По какому принципу вы разделили предложения? Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения. Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолета. Мне не спится.Какая ночь!

Чем выражены главные члены в данных предложениях?

Чем выражены главные члены в данных предложениях?

Люблю классическую музыку. Главный член предложения – глагол в форме 1 лица.

Люблю классическую музыку. Главный член предложения – глагол в форме 1 лица, ед. числа

По радио объявили о посадке самолета. Главный член предложения – глагол в фо.

По радио объявили о посадке самолета. Главный член предложения – глагол в форме прошедшего времени мн.числа или 3 лица, мн. числа

 Мне не спится. Главный член предложения – безличный глагол

Мне не спится. Главный член предложения – безличный глагол

 Какая ночь! Главный член предложения – существительное в именительном падеже

Какая ночь! Главный член предложения – существительное в именительном падеже

В 1, 2, 3 предложениях главный член выражен глаголом, а в 4 - существительным.

В 1, 2, 3 предложениях главный член выражен глаголом, а в 4 - существительным Обобщим:

Итак, Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением г.

Итак, Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы: 1) Глагольного типа 2) Именного типа

Какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения. - Опред.

Какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения. - Определённо – личное - Неопределённо – личное - Безличное - Назывное Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолета. Мне не спится. Какая ночь!

Предложения глагольного типа определённо – личные неопределённо – личные без.

Предложения глагольного типа определённо – личные неопределённо – личные безличные Предложения именного типа назывные

Давайте, восстановим ход нашего исследования 1. Находим грамматическую основу.

Давайте, восстановим ход нашего исследования 1. Находим грамматическую основу предложения. 2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное. 3. Смотрим, чем выражен главный член предложения. 4. Можно ли вставить в предложение подлежащее. 5. Определяем, чем выражен главный член предложения.

Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных пр.

Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений.

Проверьте себя 1 г) 2 г) 3 б) 4 б) 5 б)

Проверьте себя 1 г) 2 г) 3 б) 4 б) 5 б)

Попробуйте составить небольшой текст, используя односоставные предложения

Попробуйте составить небольшой текст, используя односоставные предложения

Задание группам Составьте синквейн об односоставных предложениях Предложения.

Задание группам Составьте синквейн об односоставных предложениях Предложения Яркие, выразительные Определять, применять, составлять Люблю великий могучий язык! Наука

Информация о домашнем задании Всем изучить §30 По группам 1. Составить таблиц.

Сегодня на уроке я узнал … В группе работать мне было…, потому что … Помогал.

Сегодня на уроке я узнал … В группе работать мне было…, потому что … Помогал мне … Мешал мне . Больше всего мне понравилось… Труднее всего было …

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 439 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.01.2017 757
  • PPTX 1 мбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Порфирьева Анна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автор: Кутлубаева Радмила Булатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа 80
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Односоставные предложения (Урок в 8 классе)
Раздел: среднее образование

Урок русского языка в 8 классе

"Односоставные предложения"

1). Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений

по смысловым и грамматическим признакам. 2). Создать условия для развития критического

мышления. 3). Создать условия для совершенствования умения работы в группе,

совершенствования умения выполнять тестовую работу. 4). Создать условия для развития

эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

РУССКИЙ ЯЗЫК: Учеб. для 8 кл. / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др.- Изд. 6-е.

М.: Просвещение, 2009

Используемое оборудование:

Презентация "Односоставные предложения"

Краткое описание:

Вводный урок на основе модульной технологии с приёмами развития критического

мышления с учётом психологической теории поэтапного формирования умственных

действий Петра Яковлевича Гальперина.

Методы и приёмы:

• Алгоритм с пропусками;

• Знаем – не знаем;

• Тест с самопроверкой;

• Дифференцированное домашнее задание .

1.Исследовательская работа в группах.

Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги.

Я умею читать книги.

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

-Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2

Я умею читать книги.

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

- По какому принципу вы их поделили?

(Принцип разделения – состав основы предложений.

Предложение двусоставное и односоставные.)

2. Определение темы урока учениками.

- Что мы уже знаем?

-Чем выражены главные члены в этом предложении?

Я умею читать книги.

Подлежащее выражено местоимением,

сказуемое составное глагольное. (Глагол в

форме 1 лица, ед. числа + инфинитив)

- Чего мы ещё не знаем?

- Какова же тема нашего урока?

- А каковы цели? (Слайд 2)

(Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.

Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.

Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.

Попробуем сами использовать односоставные предложения.)

3. Мотивация.

- А зачем это нам?

(Пригодится в жизни: на ЕГЭ знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.)

4. Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов.

- Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются?

1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)

2. В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)

3. Шёпот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А. Фет)

4. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман

5. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

6. К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)

7. Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые

8. Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С. Есенин)

9. Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. (С. Есенин)

10. Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)

5. Представление тестовых заданий ЕГЭ (Только знакомство – чтение)

ВАРИАНТ № 2 (2003 – 2004 г.)

выбранного вами ответа

Прочитайте предложения и выполните задания А1—А4

A. К какому классу относятся зёрна, определяется прежде всего их всхожестью и

Б. Урожай зависит от погоды, от искусства земледельца, от уровня агротехники, но больше

всего — от качества семян.

B. Для первого класса, например, на двадцать пять — тридцать тысяч зёрен

допускается не больше пяти сорных семян других растений.

Г. В соответствии с посевными качествами их делят на классы: первый, второй и третий.

А1 . В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, В, Г, Б 2) А, Г, Б, В 3) Б, Г, А, В 4) Б, В, Г, А

А2. Укажите односоставное неопределённо-личное предложение.

1) А 2) Б 3) В 4) Г

A3. Какая характеристика соответствует предложению А?

1) простое с однородными сказуемыми

3) сложное бессоюзное

4) сложное с разными видами связи

А4. К какому разряду относится местоимение ИХ в предложениях А и Г?

1) В обоих предложениях ИХ — это личное местоимение.

2) В обоих предложениях ИХ — это притяжательное местоимение.

3) В предложении А местоимение ИХ — личное, в предложении Г — притяжательное.

4) В предложении А местоимение ИХ — притяжательное, в предложении Г — личное.

Прочитайте текст и выполните задания А31—АЗЗ; В1—В7; С1.

(1) Ничто не предоставляет таких возможностей для развития личности, как культура. (2) И в

науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их

происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.

(3) Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать,

что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно

развивается псевдо- или антикультура, результат которой — апокалипсис, гибель человека и

(4) Тем более необходимо в наше время — время высочайшего развития науки и

техники — разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или

иными людьми. (5) Что они представляют — культуру или антикультуру?

(6) Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют

на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. (7) Нам нужно

понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8) Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.

(9) Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. (10) Псевдокультура ни

словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова —

отличается. (11) Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно,

вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.

(12) Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и

усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и

ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть

номера задания (В1 —В7), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в

отдельной клеточке. Слова пишите без пробелов, между числами в отдельной клеточке

Ответы, к заданиям Bl, B2 запишите словами.

В1 | Из предложений 4—5 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2 | Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям ВЗ—В7 запишите цифрами.

В3.Среди предложений 6 —12 найдите простое односоставное безличное предложение.

Напишите его номер.

В4. В двух последних абзацах найдите предложения с обособленным обстоятельством.

Напишите их номера.

В5. В трёх последних абзацах найдите сложное предложение с подчинительной и

бессоюзной связью. Напишите его номер.

| В6 | Среди предложений 4—8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с

помощью указательного местоимения. Напишите его номер.

| В7. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.

1) риторический вопрос

2) антитеза (противопоставление)

3) неполные предложения

5) синтаксический параллелизм

- Сделаем вывод. Чтобы выполнить эти задания правильно и быстро, надо…

-Во всём разобраться)

6. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке

Мне не спится.

-По какому принципу вы разделили предложения?

(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)

-Чем выражены главные члены в данных предложениях?

(Главный член предложения – существительное в именительном падеже)

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.

Мне не спится.

-Чем выражен главный член предложения?

(Главный член предложения – безличный глагол)

- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее?

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

- Чем выражен главный член предложения?

(Главный член предложения в первом предложении выражен

глаголом в форме 1 лица, ед. числа

Главный член второго предложения – глагол в форме 3 лица, мн. числа)

7. Итак, обобщим

В 1, 2, 3 предложениях главный член выражен глаголом,

а в 4 - существительным.

Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного

члена делятся на две большие группы:

1). Глагольного типа

2). Именного типа

8. Введение терминов.

Даны названия типов односоставных предложений, напечатанные на полосках бумаги.

- Как вы думаете, какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения.

Определённо – личное

Неопределённо – личное

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Предложения глагольного типа

определённо – личные

неопределённо – личные

Предложения именного типа

9. Создание алгоритма.

- Давайте, восстановим ход нашего исследования

(1. Находим грамматическую основу предложения.

2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.

3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.

5. Определяем, чем выражен главный член предложения.)

-Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных

предложений. Вставьте нужные слова на месте пропусков

Алгоритм определения типов односоставных предложений.

Определяю основу предложения.

Основа имеет и подлежащее, и сказуемое.

В предложении один главный член

2. Предложение ____________________

3.Смотрю, чем выражен главный член предложения?

4. Если оно подлежащного типа,

оно _____________________________ (назывное)

5.Если глагольного типа,

6.Можно ли вставить в него подлежащее?

7.Определяю, чем может быть выражен главный член предложения?

Если местоимением ________лица ед. числа

Если местоимением 3 лица мн. числа

10. Работа со слайдом 3.

11. Прочитайте предложения — отрывки из поэтических текстов. Выпишите простые

односоставные предложения (в том числе в составе сложных). Попробуйте определить

1)Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести. (А. Майков) 2) В окно повеяло

весною. (А. Плещеев) 3) Пахнет сеном над лугами. (Л. Майков) 4) Спой мне песню, как

синица тихо за морем жила (А. Пушкин). 5) Не расти траве после осени. (М. Кольцов) 6)

Только мне не плачется — на душе светло (С. Есенин). 7) Фронт. Война. А вечер дивный по

полям пустым идет (А. Твардовский). 8) И на обломках самовластья напишут наши имена!

12. Выполните тест (с самопроверкой) 1 вариант

1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?

2.Какое предложение не является односоставным?

а). На морозном воздухе было трудно дышать.

б).На востоке синело.

в). Дело словом не заменишь.

г). Свод неба был тих и чист.

3. Укажите односоставное предложение.

в).Вечером мы пойдём в кино.

г). Как хороши в России летом вечера!

4. Найдите назывное предложение.

в). Наступило зимнее холодное утро.

г). В дверь постучали.

5. Укажите определённо-личное предложение.

а). Утренний сон сладок.

б). Не забуду этой встречи.

в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

г). Я люблю Балтийское море.

Проверь себя.

12А. Выполнение задание со слайда 4 – 2 вариант

13.Информация о домашнем задании

Всем изучить §180.

2. Составить рассказ, используя односоставные предложения.

3. Написать конспект §180

4. Выполнить в тетрадях упражнение № 192

14. Рефлексия

Рефлексия проводится с применением опоры:

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было …

- В опоре второе предложение сложное, а его первая часть какое предложение?


Завыли сирены на военных кораблях, их подхватили гудки заводов, а затем и городское радио объявило тревогу.

Слава богу, она успела выехать с работы, чтобы взять дочь на прогулку, когда по радио объявили штормовое предупреждение.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: кровельщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

На радио объявили кастинг диджеев. Как-то, занимаясь своим обычным делом – сбором новостей, я услышала, что в дверь постучали.

Ассоциации к слову «радио»

Ассоциации к слову «объявить»

Синонимы к словосочетанию «радио объявило»

Сочетаемость слова «радио»

Сочетаемость слова «объявить»

Значение слова «радио»

РА́ДИО , нескл., ср. 1. Способ беспроволочной передачи и приема звуков, сигналов на расстояние посредством электромагнитных волн, а также область науки и техники, относящаяся к изучению этого способа связи. Изобретение радио. Изучать радио.

РАДИО 1 … Первая составная часть сложных слов, обозначающая: 1) относящийся к радио (в 1 знач.), связанный с радио, например: радиоаппарат, радиоинженер, радиокомпас, радиоприборы, радиопромышленность, радиосигнал; 2) относящийся к радио (во 2 знач.), радиовещанию, например: радиожурналист, радиоинформация, радиокомпозиция, радиоспектакль, радиофестиваль.

РАДИО 2 … Первая составная часть сложных слов, указывающая на отношение этих слов к радию, к радиоактивности, к радиации, например: радиоизотопы, радиолечение, радиоэлемент. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «объявить»

ОБЪЯВИ́ТЬ , -явлю́, -я́вишь; прич. страд. прош. объя́вленный, -лен, -а, -о; сов., перех. (несов. объявить). 1. также о чем или с союзом „что“. Сказать, заявить что-л., поставить в известность о чем-л., обычно неожиданном или значительном. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «объявить»

  • О, скажите, кто это первый объявил, кто первый провозгласил, что человек потому только делает пакости, что не знает настоящих своих интересов; а что, если б его просветить, открыть ему глаза на его настоящие, нормальные интересы, то человек тотчас же перестал бы делать пакости, тотчас же стал бы добрым и благородным, потому что, будучи просвещенным и понимая настоящие свои выгоды, именно увидел бы в добре единственную свою выгоду, а известно, что ни один человек не может действовать зазнамо против собственных своих выгод, следственно, так сказать, по необходимости стал бы делать добро?
    О младенец! О чистое, невинное дитя!

Дополнительно

Значение слова «радио»

РА́ДИО , нескл., ср. 1. Способ беспроволочной передачи и приема звуков, сигналов на расстояние посредством электромагнитных волн, а также область науки и техники, относящаяся к изучению этого способа связи. Изобретение радио. Изучать радио.

РАДИО 1 … Первая составная часть сложных слов, обозначающая: 1) относящийся к радио (в 1 знач.), связанный с радио, например: радиоаппарат, радиоинженер, радиокомпас, радиоприборы, радиопромышленность, радиосигнал; 2) относящийся к радио (во 2 знач.), радиовещанию, например: радиожурналист, радиоинформация, радиокомпозиция, радиоспектакль, радиофестиваль.

РАДИО 2 … Первая составная часть сложных слов, указывающая на отношение этих слов к радию, к радиоактивности, к радиации, например: радиоизотопы, радиолечение, радиоэлемент.

Значение слова «объявить»

ОБЪЯВИ́ТЬ , -явлю́, -я́вишь; прич. страд. прош. объя́вленный, -лен, -а, -о; сов., перех. (несов. объявить). 1. также о чем или с союзом „что“. Сказать, заявить что-л., поставить в известность о чем-л., обычно неожиданном или значительном.

Читайте также: