Почему лишайники называют сфинксами

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Зайцевская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области

Методическая разработка урока

Учитель: Невдашева Е.А.

Образовательные: формирование знаний об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, об их приспособленности к среде обитания; об их значении в природе и жизни человека; продолжить формирование общеучебных умений и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты).

Развивающие: развивать познавательный интерес; умение анализировать информацию, полученную в ходе урока, выделять главное в изучаемом материале; умение сравнивать и классифицировать живые организмы; умение обобщать и делать выводы; умение работать в паре и группе.

Воспитательные: формировать интерес к предмету, к живым организмам; привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; помочь ощутить красоту и гармонию в природе.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование:

- Гербарий и натуральные образцы лишайников

- Микроскоп и м/п лишайника, пластилин

- Растворы: кислота, щелочь, вода

Эпиграф к уроку:

Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более

невероятными становятся для нас чудеса. Чарльз Дарвин

I. Подготовительный этап урока

1. Мотивация

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: "Будет интересно!”

К. А. Тимирязев Слайд

- Учитель демонстрирует Слайд с видеороликом.

- А кто такие сфинксы? Слайд

Ребята, вы, наверное, встречали эти организмы в природе, а вот как их называют, узнаем, разгадав ребус Слайд

2. Целеполагание

Так вот не случайно лишайники назвали сфинксами. Они загадали ученым множество загадок. Кто они: грибы, мхи, водоросли, а может быть это группа организмов? И сегодня на уроке мы попробуем разгадать тайну этих необычных, уникальных организмов.

II. Основной этап урока

1.Я надеюсь, что вам уже, что то известно об этих организмах, но каждый из вас желает о них узнать ещё больше.

2 . Знакомиться с этими загадочными организмами будем, работая в группах по определенным заданиям. Каждая группа получает задание, информационный и рабочий лист. Выполнить работу с занесением отчёта в рабочий лист.

- Интересные факты и классификация лишайников

- Строение и размножение лишайников

Экологическое и практическое значение лишайников

Интересные факты и классификация лишайников

1задание: Прочитайте внимательно текст на информационном листе и вставьте пропущенные слова:

Лишайники широко распространены по земному шару – от …до…. Лишайники - очень …… растущие организмы. Они могут поселяться на…, …. …… и на субстратах, казалось бы, совсем не подходящих местах для обитания. Растут очень ……, прирост их составляет от…мм в год. Средний возраст от ………. до ………. лет. Доживают до … лет.

Особенности строения слоевища

Строение и размножение лишайников Долгое время ученые не могли понять, что же такое лишайники. Одни считали их разновидностью гриба, другие мхом, третьи водорослью. И только в 1867 г. было доказано, что это гриб и водоросль, живущие вместе. Если растолочь лишайник и поместить его в банку с водой, поставив на свет, мы увидим, что края банки покроются налетом из водорослей, а на дне будут лежать сгнившие нити грибницы. Гриб получает от водоросли органические вещества, которые она создает в процессе фотосинтеза, а водоросль от гриба воду с растворенными в ней минеральными веществами и находит внутри тела лишайника среду обитания, защиту от пересыхания. Таким образом, гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни пользу. Таким образом, лишайник – единый организм, состоящий из гриба и водоросли.

Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

1 задание. Прочитайте внимательно текст на информационном листе. Рассмотреть под микроскопом готовый микропрепарат лишайника.

3 задание. Объяснить с помощью модели, как питается лишайник, если он состоит из двух организмов с разными типами питания?

Экологическое и практическое значение лишайников

Лишайники выделяют особые вещества, разлагают горную породу и являются пионерами растительности. В наши дни, когда все более актуальной становится проблема загрязнения окружающей среды, лишайники могут сослужить нам еще одну службу. Есть особое направление экологии – лихеноиндикация, изучающая загрязнения воздуха по количественному и качественному составу лишайников. Это не случайно. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха. Чем сильнее воздух загрязнен, тем меньше лишайников встречается. Первыми погибают кустистые, за ними листоватые и последними накипные, таким образом, лишайники являются индикаторами качества окружающей среды.

Ответ: о чувствительности лишайников к загрязнённости окружающей среды. Значит они ещё и биоиндикаторы воздуха. Это ещё одна уникальность сфинксов.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. (Подняли все руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлиней. ( Встали на мысочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (Не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад).

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты).

4. Отчётные выступления групп о проделанной работе:

3. Творческое задание: Определить, как изменяет окраску растворов индикатор лакмус, полученный из лишайника Слайд

Даны три раствора: вода, щёлочь, кислота

В каждый из растворов прилить лакмус

Понаблюдайте и отметьте окраску раствора;

III .Закрепление изученного материала

1. Лишайники – это организмы–симбионты.

2. Тело лишайника – это слоевище или таллом.

3. Различают два типа слоевищ лишайников.

4. Наиболее простой тип лишайников – кустистый.

5.Автотрофный компонент лишайника – гриб.

6.Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.

7.Лишайники произрастают в местах с загрязненным воздухом.

8. Лишайники - сфинксы – комплексный организм, состоящий из двух организмов, находящихся в сложных взаимоотношениях.

2.Вывод: В чём же уникальность лишайников - сфинксов?

- Лишайники – комплексный организм, состоящий из двух организмов, находящихся в сложных взаимоотношениях. Слайд

-Лишайники - индикаторами качества окружающей среды. Слайд

- Лишайники выделяют особые вещества, разлагают горную породу и являются пионерами растительности. Слайд

- Способны заселять самые разные условия существования. Слайд

- Лишайники – сфинксы. Слайд

Я надеюсь, что каждый из вас узнал, что то интересное, необычное об удивительных организмах-симбионтах.

IV . Д/З. Попробуйте найти лишайники возле своего дома. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища, дайте название лишайнику. Сделайте вывод в тетрадях о чистоте окружающей вас воздушной среды.

Морфологическую основу организма (слоевище или таллом) образует гриб, внутри таллома расположены клетки фитобионта. У лишайников талломы могут быть накипные, листоватые и кустистые.

До второй половины XIX века ученые не могли разгадать этой уникальной особенности лишайников - она была для них загадка. Загадками известен также Сфинкс (чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка) обитавший в районе Фив. Его загадку удалось отгадать Эдипу.

Ни один вид зеленого растения, как и ни один гриб, не может похвалиться владениями, простирающимися от горячих тропиков до самых суровых районов Арктики и Антарктиды. А лишайники не боятся ни сухих жарких пустынь, ни удушающих тропических испарений, ни самой злой стужи. Что же это за уникумы?
Прочитайте отрывок из книги К. А. Тимирязева "Жизнь растений":


"Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая ее в плодородную почву. Он забирается дальше всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочём зимняя стужа, летний зной. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли. И только по его следам, по проторенному им пути появляются сложные формы жизни"

.Растениями-сфинксами назвал советский ученый К. А. Тимирязев лишайники, потому что только во второй половине XIX века ученым удалось разгадать тайну их природы и выяснить, что лишайники — это симбиоз грибов и водорослей.

грибы
Это симбиотическая ассоциация гриба и водоросли. Гриб в этом случае либо сумчатый, либо базидиальный, а водоросль либо зеленая, либо сине-зеленая. Поселяются лишайники обычно на голых скалах или стволах деревьев. Водоросль снабжает гриб органическими Продуктами фотосинтеза, а гриб обеспечивает водой и минеральными солями. Лишайники растут очень медленно и чувствительно к загрязнению окружающей среды, поэтому они являются идеальным индикатором загрязнения атмосферы, особенно сернистым газом. Слоевище лишайников имеет разные формы, размеры и окраску.

Лишайники бывают белые, серые, желтые, оранжевые, зеленые, черные; это определяется характером пигмента в оболочке гиф. Пигментация способствует защите от чрезмерного освещения или, наоборот, помогает поглощать больше света (черный пигмент лишайников Антарктиды) . По форме слоевища лишайники бывают накипные, листовые и кустистые. Слоевище накипных лишайников имеет вид корочки, плотно сросшейся с субстратом (иногда в виде порошка) . Листовые лишайники имеют вид пластинки, горизонтально расположенной на субстрате, прикрепляясь к нему выростами гиф. Они могут быть цельными и рассеченными. Слоевище кустовых лишайников имеет вид кустика или стоячих неразветвленных столбиков.

По анатомическому строению лишайники делятся на гомеомерные (водоросль разбросана по всему телу лишайника) и гетеромерные (водоросли образуют в слоевище обособленный слой) .
Сверху слоевище покрыто слоем клеток, защищающих слоевище и укрепляющих его. Органами прикрепления лишайников являются ризоиды и ризины (соединенные в тяжи ризоиды) .

Размножение лишайников происходит спорами или вегетативно: фрагментами слоевища (изидиями и соредиями) . Половое размножение обеспечивают специальные участки слоевища, формирующие споры. Спора прорастает в гифу, и при встрече с подходящей водорослью формируется новый лишайник.

Автор: Гапшина Людмила Александровна, Саватьева Наталья Геннадьевна
Интегрированный урок биологии и изо. Путешествие по станциям.

Автор: Гапшина Людмила Александровна, Саватьева Наталья Геннадьевна

Тип урока : урок открытия нового знания

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровьесбережения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, итерактивные технологии.

Оснащение урока : Интерактивная доска , учебник, мультимедиапроектор , презентация.

Предметные : Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности л ишайников как симбиотических ор г а низмов; выделять у лишайников признаки растений и признаки грибов; различать типы слоевищ лишайников; описывать места обитания лишайников; объяснять значение лишайников в природе и жизни человека.

Регулятивные : планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их.

Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; их рол ь в природе и в жизни человека.

Образовательная: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования – лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека.

Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами, а также привить практические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников.

Воспитательная: воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю, совершенствования навыка совместной работы в коллективе.

Учитель зачитывает стихотворение:

Любя природу страстью нежной,
Жизнь, проживая безмятежно,
В познанье, отворяя дверь,
Ты в биологию поверь!
Она расскажет вам, ребята,
О рыбах, водорослях, мхах,
И о растениях, о грибах.
И вы узнаете однажды
Даль неизведанных дорог,
И утолите жажду знаний.
Итак, начнем скорей урок!

(Слайд 2 ) Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина:

“Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса”

(Слайд 3 ) Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие и познакомимся с очень интересным организмом, а каким организмом вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд, а по диагонали будет ключевое слово, которое и определит тему нашего урока.

Хвойное растение из символов Нового года.

Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному, так и другому.

Организмы, которые питаются другими живыми организмами.

Тонкие белые нити, образующие тело гриба.

Как называется тело низших растений.

Низшие растения, живущие в основном в воде.

- А кто такие сфинксы?

Учащимся было дано опережающее задание. ( Савелий)

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Учитель: Какие цели на уроке мы сегодня поставим? (Ответы учащихся)

Учитель: Нам предстоит узнать сегодня на уроке почему лишайники сравнивают с сфинксами.

Итак, мы c вами отправляемся в увлекательное путешествие на сверхзвуковом лайнере. Все готовы? ( ответы детей )

(Слайд 7) Ученик ( Даня ) Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

– Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки это позволило им закончить путь.

Учитель : Ребята, понравилась вам легенда? Слушаем дальше.

(Слайд 8 ) Учитель биологии В 1772 году, русский ботаник Т .С. Паллас доказал, что это лишайник. И назвал этот лишайник съедобный. Он очень вынослив и не погибает даже тогда, когда жара в пустыне достигает 70С. Лишайник может высохнуть, а потом опять, впитав влагу из воздуха, продолжать свою жизнь. Они появились на Земле более 100 млн. лет назад. На сегодняшний день их 26 тысяч видов.

о каком организме шла речь в легенде

Какой русский ботаник доказал, что лишайник съедобный?

Сколько миллионов лет назад лишайники появились на Земле?

Сколько видов лишайников насчитывается на сегодняшний день?

Молодцы, внимательно слушали легенду.

(Слайд 9 ) ( Учитель: Итак, мы с вами вылетаем из аэропорта “Легенда” и держим путь в аэропорт “Лишайник” Пока мы находимся в полёте, я хотела бы спросить, знаете ли вы, как называется наука, которая изучает лишайники ?. На прошлом уроке, я вас просила найти в словаре науку, которая занимается изучением лишайников. (Ответы детей)

(Слайд 10 ) Лихенология— эт о наука о лишайниках.

Давайте с вами запишем это определение в тетрадь.

Учитель : Друзья, как одним словом можно назвать отношения гриба и водоросли? (Учащиеся отвечают)

Ребята, а что такое симбиоз? (учащиеся отвечают на вопрос)

Ученик : Два организма взаимно полезны,

Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть симбиоз- это взаимодействие двух и более разных организмов, от которого все получают пользу.

Учитель: Молодцы. Значит это взаимополезное сожительство гриба с водорослью.

Учитель Тело лишайника – слоевище – состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Тело образовано – нитями грибницы, между которыми расположены зеленые водоросли. Нити гриба поглощают воду и минеральные вещества и отдают их водоросли, а водоросль образует органические вещества и отдает их грибу.

Давайте с вами сформулируем понятие, что такое лишайник?

(Слайд 12 ) ( Ответы детей)

Лишайники — это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом. (Запись в тетрадь определения)

(Слайд 13 ) Учитель: В ваших рабочих листах, найдите рисунок под №1 рассмотрите и подпишите как называются клетки изображенные зелёным цветом (клетки водорослей) , а переплетения, которые обхватывают водоросли это гифы грибов . ( Дети подписывают рисунок и осуществляют взаимопроверку . Если все правильно 2 балла, неправильно 0 баллов )

(Слайд 14 ) Соберите схему под номером №2, отражающую строение лишайника и особенности его жизнедеятельности.

Схема (в заполненном виде)

Слова для заполнения схемы:

ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Найдите в схеме место значку солнышко и объясните, почему вы его туда поставили.

Ребята осуществляют взаимопроверк у (меняются листочками . Если все правильно 5 баллов, если ошибки то баллы начисляются согласно 5-ти бальной шкале от 1до 5 )

(Слайд 15 ) Учитель: Сейчас предлагаю отгадать головоломку, в которой зашифрована отличительная черта лишайников. ( Особенность: живут атмосферными осадками. Лишайники поглощают воду всей поверхностью тела в основном из атмосферных осадков (дождь, град, снег, роса, иней), влажность слоевищ непостоянна и зависит от влажности окружающей среды).

лишайники по внешнему виду и окраске?

Как размножается лишайник?

Какова продолжительность жизни лишайников

Найдите в параграфе ответ на этот вопрос (учащиеся работают с книгой, по группам )

Учитель : - Ребята, а где обитают лишайники? (Ответы учащихся)

Лишайники в природе первыми поселяются в самых бесплодных местах. Выделяют особые кислоты и тем самым медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения.

Учитель: Внимание! Внимание! Всем пассажирам приготовиться к вылету из аэропорта “Исследовательский”. Во время пути следования выполним физкультминутку .

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( дети садятся за парты.)

С ообщение учащихся ( Вероника)

1. Значение лишайников в природе и жизни человека велико. Во-первых, это важнейшие кормовые растения. Ягель или олений мох, служит основным кормом для северных оленей, играющих большую роль в жизни народов Крайнего Севера. Олени охотно поедают лишайники и зимой и летом. Но зимой лишайники — почти единственный источник пищи для этих животных. Олени выкапывают лишайники из-под снега, а когда снежный покров бывает слишком глубок, скусывают лишайники, растущие на скалах, на стволах и ветвях деревьев. Лишайники служат кормом не только для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных — марала, косули, лося.

2.Человек использует в пищу лишайники. Например, в Японии одним из деликатесов является листоватый лишайник умбиликария съедобная .

3. Другая область применения лишайников — медицина. Еще древние египтяне за 2000 лет до н. э. употребляли лишайник. Чай из исландского мха эффективен при кашле, желудочно-кишечных заболеваниях, при потере аппетита и даже при лечении туберкулёза.

4. Лишайники широко используют и как сырье для парфюмерной промышленности. В древности в Египте из сухих лишайников получали порошки, которые употребляли для изготовления пудры. В настоящее время в парфюмерии используют экстракты этих лишайников.

5. Со времен глубокой древности лишайники служили сырьем для получения красителей. Эти красители использовали для окраски шерсти и шелка. Основной цвет красителей, получаемых из лишайника темно-синий. Но добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные и желтые тона.

6. Также лишайники являются индикаторами загрязнения воздуха и окружающей среды.

Сфинкс — это мифическое существо с телом льва и головой человека. Академик К.А. Тимирязев назвал лишайник "растение-сфинкс", потому что это симбиотический организм, тоже состоящий из организмов двух разных царств: растения и грибы. Растениями являются одноклеточные зеленые водоросли, которые в процессе фотосинтеза образуют органические вещества и снабжают ими грибы. А те, в свою очередь, обеспечивают водоросли водой. так и живет этот удивительный организм, поселяясь на самых бесплодных местах.

Лишайники: удивительные растения-сфинксы

Лишайники были названы растениями-сфинксами потому, что только во второй половине XIX века ученым удалось разгадать тайну их происхождения. Лишайники — это симбиоз водорослей и грибов. Благодаря такому взаимодействию лишайники смогли заселить места, абсолютно недоступные для других растений и грибов: они произрастают на голых камнях, вулканических породах, пустынных песках.

В мире существует от 17000 до 26000 видов лишайников, при этом древнейшие окаменелые лишайники имеют возраст около 400 млн лет. Изучает лишайники лихенология. Эта наука возникла в 1803 году, когда шведский ботаник Эрик Ахариус выделил лишайники в отдельную группу и описал известные на то время 906 видов.

Тело лишайников образовывается путем соединения грибных (микобионт) и водорослевых (фотобионт) клеток, при этом могут присутствовать и цианобактериальные клетки. Компоненты грибов и водорослей сбалансировано взаимодействуют друг с другом: микобионт получает от фотобионта полезные вещества и создает взамен оптимальные условия для микроклимата. Благодаря этому водоросль не высыхает и может выживать при самых неблагоприятных условиях.

Лишайники могут иметь очень разнообразную структуру и цвет от белого до ярко-желтого, розового, синего и сиреневого. По внешнему виду лишайники могут быть накипными, листоватыми и кустистыми.

Лишайники — одни из самых долгоживущих организмов на планете. Они могут жить от нескольких сотен до 4500 лет (ризокарпон географический). При этом растут лишайники очень медленно, вырастая от нескольких десятых миллиметра до нескольких сантиметров в год.

Лишайники играют важную роль для других живых существ на нашей планете. Они являются индикаторами химического загрязнения, вносят большой вклад в процессы почвообразования, входят в рацион северных оленей и многих беспозвоночных. Кроме того, лишайники используются как в народной медицине, так и в фармацевтике. Например, цетрария исландская — компонент средств от кашля, а в уснее содержится антибиотик усниновая кислота, применяемая при кожных заболеваниях.

Читайте также: