Почему лопахин вырубает вишневый сад

Обновлено: 19.09.2024

Давайте кратко вспомним сюжет пьесы. Раневская возвращается из Парижа, где жила последние пять лет со своим любовником, промотавшим все ее деньги. Возвращается в свое имение, которое продается с аукциона за долги. У Раневской две дочери – Аня и Варя (приемная).
Ярославская бабушка-графиня, которая терпеть не может Раневскую присылает Ане 15 тыс. рублей на выкуп имения, которых не хватит даже на покрытие процентов. Имение в конце концов покупает сын бывшего крепостного, а ныне купец – Лопахин, сад вырубают, Фирса (лакея) заколачивают в доме, а Раневская уезжает вновь в Париж.
Чехов был мастером нюанса, намека, но понятия очевидные в его время, сейчас приходится подробно объяснять и восстанавливать.

Начнем с площади имения. Путем несложных подсчетов выясняется, что оно занимает 1100 гектаров, не считая лесных угодий. Вот почему Лопахин всю пьесу уговаривает Раневских разделить землю на участки и сдать в аренду дачникам. Эта нехитрая операция приносила бы до 25 тыс. дохода в год.
Сталкивается логическое бизнес-мышление без сантиментов решающее поставленную задачу – последовательность шагов при антикризисном управлении – и дворянские, эфемерные с точки зрения бизнеса понятия об образе жизни, кастовости, пороге допустимых действий.

РАНЕВСКАЯ. Что же нам делать? Научите, что?
ЛОПАХИН. Я вас каждый день учу. И вишневый сад и землю необходимо отдать в аренду под дачи; поскорее — аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтобы были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены.
РАНЕВСКАЯ. Дачи и дачники — это так пошло, простите.
ГАЕВ. Совершенно с тобой согласен.
ЛОПАХИН. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! (Гаеву.) Баба вы!

Хотя, давайте представим себе последствия реализации плана Лопахина.
Если сдать тысячу участков — возникнет тысяча дач. Дачники — народ семейный. Рядом с вами поселятся четыре-пять тысяч человек. С субботы на воскресенье к ним с ночевкой приедут семьи друзей. Всего, значит, у вас под носом окажется десять-двенадцать тысяч человек — песни, пьяные крики, плач детей, визг купающихся девиц, — ад.
***
Другая загадка пьесы – радикальное изменение отношения Пети Трофимова – нищего студента-нигилиста, ухажора Ани по отношению к Лопахину.
В начале пьесы мы слышим его реплику:

ЛОПАХИН. Позвольте вас спросить, как вы обо мне понимаете?
ТРОФИМОВ. Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен. (Все смеются.)

А через три месяца:
ТРОФИМОВ (Лопахину). У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа.

РАНЕВСКАЯ (Ане). Девочка моя. Я уезжаю в Париж, буду жить там на те деньги, которые прислала твоя ярославская бабушка на покупку имения — да здравствует бабушка! — А денег этих хватит ненадолго.
АНЯ. Ты, мама, вернешься скоро, скоро, не правда ли? (Целует матери руки.)

Почему Аня так спокойно относится к тому, что сказала мать? Ведь она забирает все ее деньги, оставляя нищими и ее и Варю и Гаева. Почему?

На этот парадокс не обратил ни один режиссер, ставивший пьесу. А объяснение лежит на поверхности.
Вспомним сцену, когда Лопахин говорит Раневской о покупке имения.

РАНЕВСКАЯ. Кто купил?
ЛОПАХИН. Я купил.
Пауза.
Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.

ЛОПАХИН. Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу. (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти. Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется. Я купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) . Ну, да все равно.

Купив имение по такой цене, Лопахин загнал себя в угол. У него явно не было таких свободных денег.
Но почему он это сделал? Ответ тоже присутствует в пьесе - он любил Раневскую. Этим объясняется его первый монолог перед горничной и почти открытое признание при брате и слугах:

ЛОПАХИН. Вы все такая же великолепная. Ваш брат говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Боже милосердный! Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы сделали для меня когда-то так много, что я забыл всё и люблю вас, как родную. больше, чем родную.

С интересом прочитала Вашу статью, написанную на основе эссе Минкина.
В комедии "Вишневый сад", безусловно, есть тайны, например, почему Чехов так настаивал на том, что его последняя пьеса - комедия, согласитесь, странно называть пьесу, в которой все герои терпят сокрушительное поражение, ломаются судьбы, рушатся иллюзии, комедией. Недаром режиссеры(кроме Овчарова) воспринимали пьесу как трагедию, в лучшем случае как драму.

Мне очень нравится, когда критик находит новый ракурс в прочтении произведения,но, к сожалению, в последнее время это становится самоцелью, авторы не заботятся о серьезной аргументации, тенденциозно выбирают из текста только то, что подтверждает их теорию, отбрасывая факты, которые ей противоречат.

Вот,например, Вы пишете том, что первый монолог Лопахина обращен к Дуняше и пытаетесь соотнести эту сцену с сегодняшним днем.Но можно ли механически перенести ситуацию в современность и на основании этого делать какие-то выводы?

Не забывайте, что Дуняша и Л. выросли в одном месте, не исключено, что знали друг друга с детства, оба они по происхождению крестьяне,т.е. между ними много общего.

В 1 действии герои очень редко отвечают на реплики других персонажей, каждый словно ведет какой-то свой внутренний диалог, так и слова Лопатина - это скорее его внутреннее размышление.

Наконец, нравы в имении Раневской свободные, Дуняша обращается к Ане, как к подруге: целует её, тормошит, спешит рассказать о сватовстве Епиходова.И хотя Л. напоминает Дуняше об иерархии, это скорее отражение его собственного комплекса(Л. постоянно говорит о себе как о необразованном мужике), что еще больше сближает его с Д. Ничего парадоксального я здесь не вижу.

По поводу площади имения. В конце 19 века хозяйственная десятина равнялась примерно полутора гектарам(по данным БСЭ), т.е. у Раневской было около полутора тысяч гектаров. Десятина - это три футбольных поля, уже после двух-трех десятин "упремся" в горизонт, фигурально говоря. Все 10-12 тысяч человек, о которых говорит Минкин , распределятся на территории, равной примерно шестой части Швейцарии, а вовсе не будут толпиться под окном Раневской и создавать ад, тем более, что Раневская вовсе не собиралась оставаться в России.

По поводу Пети и Лопахина . На мой взгляд, совершенно надуманная тайна. Петя говорит о хищнике в ходе перепалки, а до этого Л. назвал Петю облезлым барином.Никто всерьез это не воспринимает. Все относятся к словам Пети ,как к шутке. Ремарка сразу после слов Пети :"Все смеются".Тем более,что в этом отрывке Петя скорее анализирует социальную роль таких людей, как Лопахин, нежели обращается к нему, как к конкретной личности. Петя и Раневской говорит в лицо все то, о чем молчат остальные, его прямолинейность граничит с грубостью, но это вовсе не значит, что он плохо относится к Л. или Р.

Монолог Л. после покупки имения - это неоднократные переходы от одного состояния к другому(я просто не могу сейчас анализировать - очень трудоемкая работа), нельзя так однозначно, как это сделал Минкин, свести все к попытке Л. купить Раневскую(кстати, в отношении Л. к Р. тоже много нюансов), Р. никогда не делала демонстративного заявления, что она не притронется к этим деньгам.

В последнем действии все герои ведут себя так, как будто денег нет и в помине: Гаев недоволен тем, что Р. отдала кошелек мужикам, пришедшим прощаться, если бы у него в запасе было 90 тысяч, думаю он не стал бы так крохоборничать, и он , и Варя собираются работать и т. д. Это действительно загадка: куда же делись деньги?

Кстати, чтобы перевести тогдашние рубли в доллары, нужно знать и тогдашние котировки, похоже, Минкин механически перевел все суммы. исходя из сегодняшних реалий.

Мне кажется, здесь есть над чем подумать.

Спасибо за подробный анализ.
Думаю, его вполне можно переслать самому Минкину.
На сайте "МК" есть его адрес.


и для чего Раневская должна была, по замыслу Лопахина, услышать звук топора?
Про Любоff.

Мир для Чехова смешон и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймёте его печали
ВЛАДИМИР НАБОКОВ

Всё дело в сердце.
По замыслу Лопахина Раневская, услышав звук топора, должна была вспомнить историю железного дровосека. И это, как считает Лопахин, было бы для неё равносильно просветлению. Антон Павлович ничего не пишет о дороге из желтого кирпича, которую Лопахин вымостил перед покупкой, но не вызывает сомнений, что она к тому времени уже существовала.
Далее. Антон Павлович верит в то, что писателем станет читатель. И путешествие Любви в Изумрудный город будет происходить в его (читателя, который стал писателем) голове непроизвольно, т. е. помимо воли. И не только в голове.

т. е. это вовсе не Лопахин влюблён в Раневскую и мстит ей от бессилия и должен пойти дождь чувст, чтобы сердце Раневской омылось, а не заржавело? Хреновый из меня какой - то писатель. Простите, Антон Палыч ((

Хочет продать землю и получить барыш, т. к. он купец, то бишь бизнесмен и на красоту и лирику ему наплевать, главное выгода.

Любовь. Пожалуй, нет.

Предложение радикального решения:
вырубить сад, исходит, скорее, из чувства
сострадания "мужичка" , ведь не забыл, помнит:

---.отец ударил меня кулаком по лицу, кровь пошла из носу.
Любовь Андреевна. ещё молоденькая. худенькая.
подвела меня к рукомойнику: "Не плачь, говорит, мужичок,
до свадьбы заживёт. "

Что сад? Для неё это -- юность, беззаботная жизнь,
великолепное цветение вишни, мама гуляет.
Романтика.
Но нельзя удержаться от смеха, читая
сцену в комедии (. ) о предложении Лопахина:
"какая чепуха" -- Гаев,
"я вас не понимаю" -- Раневская,
"вишню сушили, мочили, мариновали" -- Фирс,
"что в Париже? Ели лягушек?" -- Пищик,
"крокодилов ела" -- Раневская,
"дачник лет через 20 размножится
до необычайности" -- Лопахин.

И так до бесконечности, на протяжение всей пьесы.
Чрезвычайно напоминает фильм
Федерико Феллини "Репетиция оркестра", в котором
каждый инструмент играет свою партию не слыша
другого, при отсутствии дирижёра и дирижёрской
палочки. Правда, на управление всей этой какофонией
претендует Лопахин, но не с палочкой, а с топором
руках и выгодой в голове.

О Чехове или долго, много, смеясь и плача, или .
Огромен.

Да и незамысловатый, но ужасный звук музыки Лопахина,
в оркестре которого лишь один инструмент,
Любовь Андреевна не слышит (или не хочет слышать?),
так как "одинокий звук" топора раздаётся после её отъезда.
.
Куда страшнее, как глас Божий, звучит другой звук
из "незначительных" ремарок автора, которые, обычно,
не читают:

"Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей
струны, замирающий, печальный. Наступает тишина,
и только слышно, как топором стучат по дереву."

Но этот звук и струны и топора перерастают в набат,
от которого можно оглохнуть.

НИЯ Задунайская Высший разум (246382) Приятно писать о любимом, но крайне тяжело -- всё взаимосвязано, сплетено, переплетено, и смех, и слёзы, и любовь.

". каждый инструмент играет свою партию не слыша
другого. ". Вы мне напомнили один из любимых фильмов Киры Муратовой "Увлеченья" (1994 г.), где, как мне кажется, эта чеховская тема так талантливо продолжена, что дух захватывает, когда смотришь.

НИЯ Задунайская Высший разум (246382) Смотрела, правда, давно. Надо пересмотреть, но у Чехова и Феллини --- это сыграно в унисон.

Цели и средства в комедии А.П. Чехова "Вишнёвый сад"?

Купец Лопахин - единственный из героев, кому была небезразлична судьба поместья Раневских и собственно самого вишневого сада. Вначале он пытался воздействовать на разум своих друзей, призывая их сдавать сад в аренду дачникам, и таким образом получить деньги, уберечь поместье от аукциона.

У него это не получилось, Раневская и другие домочадцы отмахивались от всех его предложений.

Тогда Лопахин сам выкупил это поместье со старым садом - и вырубил вишневый сад.

Зачем? Потому что этот сад ему не был нужен сам по себе, он хотел его сберечь исключительно из-за Раневской, с которой они много лет дружили и для которой этот сад что-то вроде как значил (хотя при этом она не пыталась вообще ничего сделать, чтобы его сохранить).

А как только он понял, что этот сад никому не нужен - ну и ему он тем более не нужен.


Дык, это понятно, что Лопахиным, как купчишкой, двигал чисто шкурный интерес: снести всю эту классическую красоту к едреней фене, потому что она ему на фиг не нужна, понастроить на этом месте дач и драть три шкуры с отдыхающих. Все банально просто. И никакой новой жизни не произошло.

По замыслу автора Лопахин купец, или на современный лад коммерсант до кончиков ногтей. Любые его действия имеют перспективу - получение выгоды. На кой ляд ему сдались эти старые дерева, когда можно их срубить и высвободившееся пространство использовать более рационально с получением дохода.

Это очень символичный момент в пьесе. Лопахин-человек, который представляет новое время и новую формацию людей. Он лишён каких-то сантиментов и привык смотреть на вещи реально и практично.

Что же ему оставалось делать, если хозяева вишнёвого сада сами не приложили ровно никаких усилий для того, чтобы сохранить то, что им было дорого.

Даже идею разбить участок на участки для дачников отвергли. И просто потому отвергли, что не хотели ничем заниматься, а хотели продолжать жить в праздности и чтобы кто-то решал их проблемы.

Лопахин предложил-все отказались и Лопахин купил сад сам, ну а коль купил, то надо сделать тпк, чтобы покупка окупилась.

Мне Лопахин очень напомнил Константина Левина из "Анны Карениной". И там , и там поднимается проблема разорения и обнищания русского дворянство в период второй половины 19-го века, начала 20-го века.

Их эпоха закончилась, все разъезжаются, сад вырубается, слуга Фирс всеми забыт.

Купец Лопатин, Ермолай Алексеевич, - купец, сын крепостного семьи Раневских, удачно разбогатевшего, поддерживает семейство в тяжелые времена.Пока сад был нужен Раневской, Лопатин делал все, чтобы сохранить их землю, даже ценой распределения на участки для дачников, но Раневские не оценили его попыток. В конце концов, сам Лопатин покупает поместье и вырубает сад, так как он ему не был нужен, а также чтобы порвать с воспоминаниями.

Человек, который привык идти к своей цели по головам, эгоистичен и страстно желает получить своё в кратчайшие сроки, поэтому применяет к достижению свою цели любые средства вплоть до убийства другого человека. Он не задумывается о судьбах тех людей, по головам которых он идёт к своей цели, потому что считает что его цель самая важная. Так мы можем наблюдать в романе Достоевского персонаж Раскольникова, который возомнил, что его права исключительные и его цель важнее, чем цели других людей, поэтому ему дозолено убивать. В сочинении ниже вы найдёте рассуждения на тему словосочетания "идти по головам":


В знаменитом романе Ф. М. Достоевского главный герой выводит собственную теорию, согласно которой есть люди, которым дозволено все, -- этакие сверхчеловеки. Для них цель оправдывает средства, более того, какие бы ни были средства, они еще и облагодетельствуют человечество. А есть другая часть людей -- это "твари дрожащие".

И вот, решил Раскольников проверить свою теорию: а сможет ли он сам ради "благой", по его мнению, цели,

совершить поступок, по сути являющийся преступлением? Убивая старушку-процентщицу­ , он принесет пользу людям, так рассуждал он. хотя не зря, пожалуй, выбрал для этого богатую старуху, а не какого-нибудь злобного пропойцу, от которого страдают и жена, и дети.

Итак, студент убивает старуху. А следом -- и Лизавету, от которой никому вреда не было. И начинаются его мучения. Сначала он переживает лишь из-за того, что не выдержал испытания, самому себе и назначенного.

А потом, как и должно было случиться, в нем говорит совесть. И хотя сознается он не вполне по своей инициативе, а подводит его к признанию тонкий психолог следователь Порфирий, Родион искренне страдает от двойного убийства. И каторга, к которой он приговорен, видится ему справедливым наказанием. Наверное, за эти муки и дается ему в качестве награды искренняя любовь Сонечки Мармеладовой.

Достоевский, как всегда, блестяще изображает духовный путь героя, недаром его творчество широко известно и любимо даже за рубежом. Он да Толстой, в первую очередь, олицетворяют нашу прозу для всего мира.

Главная мысль этого романа -- даже кажущаяся благой цель не может достигаться любыми средствами.

С ней перекликается известная фраза Достоевского о том, что "даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка".

Нам всем в школе внушали и внушают, что Любовь Раневская, Гаев и вся гоп-компания суть положительные герои, а вот Лопахин – чёртов предприниматель, живущий жаждой наживы. И всё это – ложь и ахинея.

Давайте вспомним, о чём пиеса. Раневскую привозят на Родину из какого-то парижского притона, где она влачила самое жалкое существование. Леонид Гаев, её брат, явно психически нездоров – несёт чушь то терминами из бильярдной игры, то пафосно разговаривая со шкафом. Да и Раневская видит призраков (мамы, например). Остальные чада и домочадцы – жалкая кучка ни на что не годящихся субъектов. Сад погибает, секрет заготовки вишни, которая приносила деньги на содержание поместья, утерян. Саду суждено погибнуть. Целиком и полностью. Соседский помещик Симеонов-Пищик живёт в долг и надеется только на чудо (белую глину нашли – вот и источник дохода) и в этом же убеждает Раневскую.

Но все дико вздыхают по Вишневому саду, произнося выспренние монологи, впрочем, ни на что не влияющие. Да, им жаль сад, но они палец о палец не ударяют, чтобы спасти его.

И только предприниматель Ермолай Лопахин предлагает реальный выход – вырубить часть сада, сделать дачи, сдаваемые в аренду, рефинансировать полученные средства в спасение остального сада.

Но его все обливают ненавистью и презрением. Тем не менее, он выкупает у Раневской сад за сумму, гораздо бОльшую, чем ей дали бы на аукционе.

Обрадованная семейка паразитов сваливает, забыв в заколоченном доме Фирса – прожигать свалившиеся деньги. Лопахин приступает к воплощению плана. И стучащие в финале пиесы топоры – это звук будущего, которое возможно только в варианте Лопахина. У Раневской с компанией вообще никакого будущего нет и Вишневый сад, оставшись в их руках, сгнил бы и погиб.

Лопахин хочет помочь Раневской, потому что когда-то в прошлом та помогала ему. Лопахин очень хорошо относится к Раневской и благодарен ей за доброе отношение к нему в прошлом.


Раневская отказывается от предложения Лопахина, потому что она является легкомысленной и неделовой женщиной. Для нее вишневый сад – это символ ее молодости и счастья, а не средство для извлечения выгоды.


Зачем и почему Лопахин покупает вишневый сад?

Лопахин покупает вишневый сад (в составе имения Раневской), потому участок находится в прекрасном месте. Имение с вишневым садом может приносить хороший доход. Также Лопахину приятно стать хозяином имения, в котором его отец и дед были крепостными.


Почему сад достается именно Ермолаю Лопахину?

Сад достается именно Ермолаю Лопахину, потому что на аукционе он дает за него самую высокую цену. Судя по всему, цена в ходе торгов поднимается довольно высоко, но Лопахин не жалеет денег и наконец покупает имение с вишневым садом.


Что значит вишневый сад для Лопахина?

Вишневый сад для Лопахина – это символ старой жизни, барщины и лени, символ крепостничества. Для Лопахина вырубить вишневый сад - значит покончить с прошлой жизнью и старым укладом.


Почему Лопахин не делает предложение Варе и не женится на ней?

Известно, что Варя и Лопахин давно нравятся друг другу, но при этом они являются разными людьми. Лопахин - человек с "тонкой душой", хотя и простого происхождения, а Варя - девушка воспитанная и неглупая, но ограниченная. Лопахин восхищается такими яркими и интересными женщинами, как госпожа Раневская, а Варя для него, судя по всему - просто хорошая девушка.

Есть мнение, что Лопахин не женится на Варе из-за своей нерешительности. Однако в ходе пьесы этот герой не раз демонстрирует свою решительность и целеустремленность в делах. Когда Лопахин хочет чего-то (например, выкупить вишневый сад), он проявляет настойчивость. Вероятно, он не делает Варе предложение, потому что не хочет жениться на ней.

Это был анализ пьесы "Вишневый сад" Чехова в вопросах и ответах о героях произведения (Лопахине, Раневской и др.).

Читайте также: